Научная статья на тему 'Экологическое просвещение как важнейшая составляющая гуманитарной экологии'

Экологическое просвещение как важнейшая составляющая гуманитарной экологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1223
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ГУМАНИТАРНАЯ ЭКОЛОГИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / HUMANITARIAN ENVIRONMENT / FORMATION OF ECOLOGICAL WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ташнинова Л. Н., Ташнинова А. А.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме экологического просвещения как одного из важных направлений в гуманитарной экологии. Приводится фактический материал о работе региональных ученых-экологов в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental Education as the Major Component of Humanitarian Ecology

The issues of ecological education as an important component of humanitarian ecology is considered in the article. The humanitarian ecology is a new trend aimed at developing the knowledge of ethics and the moral bases of person’s interaction with the environment. The modern ecological situation assumes reconsideration of individual’s relationship with the nature surrounding him\her. The environmental education development and new ecological outlook formation demand scientifi c justification. Today in the situation of ecological crisis, one of the most important issues is to find new approaches to teaching ecology. The article provides some examples of the work in the field of ecological education conducted actively by the scientists-ecologists in order to promote scientific knowledge in Kalmykia.

Текст научной работы на тему «Экологическое просвещение как важнейшая составляющая гуманитарной экологии»

ЭКОЛОГИЯ/ECOLOGY

УДК 504. 062 ББК 28.080.1

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГУМАНИТАРНОЙ ЭКОЛОГИИ Environmental Education as the Major Component of Humanitarian Ecology

Л. Н. Ташнинова (L. Tashninova)1, А. А. Ташнинова (A.Tashninova)2

1 кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник отдела социально-политических и экологических исследований Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (Ph.D. of Biology, Senior Researcher of Social, Political and Ecological Studies Department at Kalmyk Institute for Humanities of the Russian Academy of Sciences). E-mail: kigiran@elista.ru.

2 научный сотрудник Института комплексных исследований аридных территорий (Researcher of the Institute for Complex Research of Arid Territories). E-mail: annatashninova@mail.ru.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме экологического просвещения как одного из важных направлений в гуманитарной экологии. Приводится фактический материал о работе региональных ученых-экологов в этом направлении.

Ключевые слова: экологическое просвещение, гуманитарная экология, формирование экологического мировоззрения.

The issues of ecological education as an important component of humanitarian ecology is considered in the article. The humanitarian ecology is a new trend aimed at developing the knowledge of ethics and the moral bases of person's interaction with the environment. The modern ecological situation assumes reconsideration of individual's relationship with the nature surrounding him\her. The environmental education development and new ecological outlook formation demand scientific justification. Today in the situation of ecological crisis, one of the most important issues is to find new approaches to teaching ecology. The article provides some examples of the work in the field of ecological education conducted actively by the scientists-ecologists in order to promote scientific knowledge in Kalmykia.

Keywords: environmental education, humanitarian environment, formation of ecological worldview.

Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития, а дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

Углубление экологического кризиса выражается не только в ухудшении экологической ситуации, но и в опасных тенденциях изменения экологического мышления, сознания, представлений на фоне тревожной динамики экологического опыта и недостаточно продуктивных стратегий и техноло-

гий экологического образования и просвещения [Вагнер 2011: 189].

Передовым перспективным направлением экологического образования, учитывающим данную социально-экологическую проблематику, является гуманитарная экология — комплексное направление, объединяющее различные авторские (этно-экологические, эколого-психологические, художественно-эстетические, интерактивно-игровые и пр.) разработки в сфере гуманитарно-экологической педагогики.

Гуманитарная экология нужна для того, чтобы формировать у детей знания о моральных и нравственных основах взаимодействия человека и природы [Вагнер 2011: 190]. К одному из наиболее важных вопросов в области гуманитарной экологии следует отнести экологическое просвещение и

формирование экологического мировоззрения (экологического сознания) населения — от руководителя до исполнителя [Таш-нинова, Ташнинова 2012: 132].

В последние десятилетия влияния антропогенных факторов на природную среду вызвали многие негативные последствия, приводящие к деградации природной среды и сферы обитания человека. В понятие «окружающая среда обитания человека» включаются все политические, социально-экономические и природные факторы. Существование природы и общества немыслимо без улучшения экологии, что означает экологизацию всех видов природопользования для сохранения ресурсов [Ташнинова, Ташнинова 2012: 134].

Существенно важны системные наблюдения над тем, как уровень экологического воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Молодому поколению следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания. Именно на такую дисциплину, как "экологическая культура", сегодня возложена миссия спасения человечества, выработка механизмов противодействия вымиранию и гибели.

Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим [Андреев 2009: 76].

Среди многочисленных проблем экологии особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности — взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни [Экологическое воспитание ...]. Необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную пози-

цию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды [Доронин 2005: 47]. Знание основ экологии — это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников. Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования по формированию и развитию экологической культуры.

Так, в Республике Калмыкия преподаватели средних школ ведут большую и активную работу в этом направлении, но зачастую им просто необходима научно-методическая помощь, общая координация экопро-светительской работы, последующий анализ действий участников и оценки полученных результатов. Такую помощь педагогам оказывают ученые Института комплексных исследований аридных территорий (БНУ РК ИКИАТ) и преподаватели Калмыцкого государственного университета.

Активную работу по экологическому просвещению и пропаганде научных знаний в нашем регионе ведут сотрудники отдела экологических исследований БНУ РК ИКИАТ — ежегодно принимают участие в работе жюри конкурса научных работ школьников «Первые шаги в науку», в рамках проведения Недели науки проводят научные семинары для школьников, ведут производственную практику с учащимися химико-биологических классов. При институте создана и успешно функционирует Региональная экологическая общественная организация Республики Калмыкия «Наш край» (РЭОО РК НК). Целью этой общественной организации является помощь, поддержка и широкое привлечение общественности к решению проблем Республики Калмыкия, касающихся экологии региона, его социально-экономического развития, охраны и защиты природных и историко-культурных ценностей и объектов, организации доступа к информации, образованию, научно-практической деятельности.

РЭОО РК «Наш край» решает следующие задачи:

• формирование экологического мировоззрения, пропаганда знаний о состоянии природной и культурной среды Республики Калмыкия, опыте и принципах деятельности по предотвращению экологических кризисов локального и глобального масштаба;

ЭКОЛОГИЯ

• развитие экологической гласности, обеспечение населения информацией о состоянии природной среды и здоровья населения;

• содействие предотвращению деятельности, угрожающей экологической безопасности, здоровью людей, сохранению биологического разнообразия и условий для устойчивого развития общества;

• организация общественного экологического контроля и экологического мониторинга за состоянием окружающей среды, природных и историко-культурных ценностей и объектов Республики Калмыкия, а также здоровья населения;

• контроль за соблюдением законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды и участие в его совершенствовании в установленном законодательством порядке;

• изучение биологического разнообразия, состояния окружающей среды, памятников историко-культурного и природного наследия Республики Калмыкия [ИКИАТ - Институт комплексных...].

В 2010 г. в рамках VI конкурса социальных и культурных проектов нефтяной компании «Лукойл» в Астраханской области и Республики Калмыкия РЭОО РК «Наш край» выиграла грант на реализацию проекта «Вместе сохраним природу родного края» — в номинации «Экология — экологическое просвещение населения». Учеными института были проведены выездные лекционно-практические занятия со школьниками в г. Элисте и в районах республики. В рамках данного проекта были изданы научно-популярные пособия «Лекарственные растения Кумо-Манычской впадины» и «Рыбы Чограйского водохранилища» [ИКИАТ — Институт комплексных.].

В 2013 году проект «Сохраним тюльпан — национальное достояние Калмыкии» РЭОО РК «Наш край» выиграл открытый конкурс президентских грантов для некоммерческих неправительственных организаций. Проект имеет социально-просветительскую и экологическую направленность. В рамках проекта было разработано и издано научно-популярное издание — фотокаталог, содержащий информацию о 39 редких и исчезающих видах флоры Калмыкии, включенных в список региональной Красной книги и Красной книги РФ. Издание в

перспективе может применяться в качестве справочного пособия для общеобразовательных и дошкольных учреждений, учите -лей биологии, краеведов и всех, интересующихся флорой Калмыкии [Уланова 2014:

56].

Данный проект избрал в качестве основной формы работы семинары для школьников, где им рассказывали о распространении, условиях произрастания и размножения степных тюльпанов. Такие семинары были проведены во всех административных районах РК. Всего в семинарах приняли участие более 400 учащихся [Уланова 2014:

57].

В декабре 2014 г. Региональной экологической общественной организацией Республики Калмыкия «Наш край» совместно с журналами «Байр» и «Байрта», в рамках проекта «Сохраним тюльпан — национальное достояние Республики Калмыкия», был объявлен конкурс детских творческих работ. В данном конкурсе приняли участие свыше 500 детей [ИКИАТ — Институт комплексных.].

С 28 по 29 апреля 2014 г. в МБОУ ДОД «Дворец детского творчества» прошла выставка творческих работ, победивших в республиканском конкурсе детских рисунков и стихов «Сохраним тюльпан». На выставке представлены более 150 рисунков, поделок и стихов, присланных на конкурс со всей республики. На выставке были вручены призы 45 победителям, занявшим призовые места. Лучшие рисунки и стихи детей будут размещены на баннерах, установленных вдоль трасс регионального значения в местах расположения тюльпановых полей [Уланова 2014: 57].

18-20 апреля 2014 г. члены Региональной экологической общественной организации «Наш край» приняли участие в национальном празднике «Гимн тюльпану», на котором состоялось подведение итогов проекта «Сохраним тюльпан — национальное достояние Калмыкии» — с показом материалов, привлекающих внимание представителей власти к проблеме сохранения тюльпанов, с распространением буклетов на природоохранную тематику среди туристов и гостей праздника. В ходе мероприятия волонтеры ознакомили туристов с особенностями размножения степных тюльпанов, рассказали об угрозе исчезновения и необходимости охраны тюльпанов Калмыкии. В заключение представителям

власти и общественности были вручены фотокаталоги редких и исчезающих видов флоры Калмыкии в бумажном и электронном вариантах [ИКИАТ — Институт комплексных...].

Целью таких проектов в области экологического образования и просвещения является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, предполагающего соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования

Литература

Андреев М. Д. Экологическое воспитание и просвещение как эмоционально-ценностное отношение к природе // Фундаментальные исследования. 2009. № 7. С. 76-78.

Вагнер И. В. Гуманитарная экология: преодолеть отчуждение от природы и развивать ценности экологической этики // Вестник Томского Государственного педагогического университета, 2011. № 13. С. 189-191 [электронный ресурс] // URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 9.05.2014).

Доронин Д. Ю. Современная отечественная гуманитарная экология и этно-экологическая педагогика: основные подходы, направления и авторы // Этноэкология: Сб. мат-лов межрегион. науч.-практ. конф. «Лес и человек. Перспективы сотрудничества» / под ред. О. А. Захаровой. М.: ГОУВПО МГУЛ,

и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

Пример эффективной и плодотворной работы ученых-экологов БНУ РК ИКИАТ в области экологического просвещения населения позволяет увидеть, что в решении важных экологических проблем и сохранении биоразнообразия наука, общество, бизнес и государство могут и должны быть равноправными участниками процесса.

2005. 140 с. [электронный ресурс] // URL: http://www.etno.environment.ru (дата обращения: 16.04.2014).

ИКИАТ — Институт комплексных исследований аридных территорий (БНУ РК ИКИАТ) [электронный ресурс] // URL: http://ikiat. kalmregion.ru (дата обращения: 13.05.2014).

Ташнинова Л. Н., Ташнинова А. А. Региональные аспекты гуманитарной экологии // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, 2012. № 1. Элиста. С. 131135.

Уланова С. С. Проект «Сохраним тюльпан — национальное достояние Калмыкии» // «Степной бюллетень», 2014. № 40. Новосибирск. С. 56-57.

Экологическое воспитание и ликвидация безграмотности [электронный ресурс] // URL: http://works.tarefer.ru (дата обращения: 3.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.