Научная статья на тему 'Региональные аспекты функционирования сельского туризма в Украине'

Региональные аспекты функционирования сельского туризма в Украине Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
223
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / RURAL TOURISM / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / REGIONAL ASPECTS / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TOURIST INFRASTRUCTURE / ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / СЕЛЬСКИЙ ОТДЫХ / RURAL HOLIDAY / TOURIST FACILITIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Марченко Оксана Анатольевна

В статье доказана перспективность развития сельского зеленого туризма в Украине на основе его значения для социально-экономического развития регионов; на основе анализа выявлены и классифицированы проблемы развития этого вида туризма в регионах Украины; обоснован процесс взаимодействия региональных органов исполнительной власти по стратегическому развитию сельского зеленого туризма с учетом международного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ASPECTS OF RURAL TOURISM IN UKRAINE

In this article we prove the prospects for the development of rural green tourism in Ukraine on the basis of its importance for socio-economic development of regions; based on the analysis, the development problems of tourism in the regions of Ukraine were identified and classified; the interaction process of regional Executive authorities for the strategic development of rural green tourism, taking into account international experience, was justified.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты функционирования сельского туризма в Украине»

М.В. Манова

АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ...

ANALYSIS OF KEY NATIONAL INDICATORS: INTERNATIONAL AND RUSSIAN EXPERIENCE

© 2015

M.V. Manova, candidate of sociological sciences, associate professor of the chair «Sociology»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. Changing approaches to the assessment of socio-economic development, triggered by the awareness of the insolvency of modern methods of control that are not enabled not only to prevent the global financial and economic crisis, but also to correctly determine its consequences, has given greater urgency to the development and use of key national indicators. Continued research in this direction is to optimize the activity of the Supreme audit institutions (SAIs), the quality improvement activities of governments, and, ultimately, increase the standard of living of the population as a whole. In the modern post-crisis world key national indicators (KNI) play a special role, as they are a necessary tool for integrated management in the development and effective evaluation of the implementation of national strategies. Universal indicators of strategy implementation (the same indicators are used to assess the situation in different countries), obviously, also has significant drawbacks - a set of global indicators may not take into account issues of fundamental importance to a particular country. It should also be noted that the indicators of strategy implementation (mentioned above, as well as many others) focused mainly on the assessment of the situation in countries with a lower level of socio-economic development and much less useful for the more developed countries. A separate group represent a single, comprehensive indicators that reflect the situation in individual areas. One of the most important indicators of this type include: The index of human development - a comprehensive index of the quality of human resources, published annually by the United Nations development Programme, The index of corruption perception index, published annually by Transparency International, The index of doing business published by the world Bank as a single composite index, which measures the ease of implementation of business projects in specific countries, The global competitiveness index and Index business competitiveness index, which measures the level of development of countries and published by the world economic forum. These figures, though, and require significant clarification from a methodological point of view, have a significant impact on the perception of the evaluated countries. The reason for this popularity of these indicators that the consideration of numerous aspects of the analysed questions to the single integrated indicator allows the rankings very clearly show the position of individual countries.

Keywords: national indicators of socio-economic development, the implementation strategies, the pattern of progress, prosperity of the country, rating, global crisis.

УДК: 338.48:332.1

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО

ТУРИЗМА В УКРАИНЕ

© 2015

О.А. Марченко, кандидат географических наук, доцент Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого,

Мелитополь (Украина)

Аннотация: В статье доказана перспективность развития сельского зеленого туризма в Украине на основе его значения для социально-экономического развития регионов; на основе анализа выявлены и классифицированы проблемы развития этого вида туризма в регионах Украины; обоснован процесс взаимодействия региональных органов исполнительной власти по стратегическому развитию сельского зеленого туризма с учетом международного опыта.

Ключевые слова: сельский туризм, региональные аспекты, туристическая инфраструктура, туристические услуги, сельский отдых.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Туризм в Украине - это ключевая отрасль экономики, развитие которой должен обеспечить открытость отечественной экономики, усилить демократичность и евроинтеграци-онный курс государства. Проведение Украиной чемпионата Европы по футболу в 2012 г. стало своеобразной "визиткой" в глобальный туристический бизнес, однако общенациональные проблемы, присущие фактически всем сегментам туристического рынка нашего государства, существенно сдерживают дальнейшее его развитие, поэтому первоочередной задачей в сфере построения мощной туристической индустрии в Украине является разработка стратегии адаптации отечественного туристического бизнеса в сформированных лидерских стандартов стран ЕС и мира в целом.

Стратегической целью развития туризма в Украине является создание конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках национального туристического продукта, расширение внутреннего и увеличения объемов въездного туризма, обеспечение на этой основе комплексного развития курортных территорий и туристических центров с учетом социально-экономических интересов населения, сохранение и восстановление природных территорий и историко-культурного наследия.

Во многих европейских странах влияние туризма на социально-экономическое развитие территории рассматривается через понятие сбалансированного разви-

тия, который в результате формирования и внедрения соответствующей туристической политики учитывает диверсификацию трудоустройства, сохранения окружающей среды, охране природных и культурных средств. Историко-культурное наследие, наличие пейзажей, качество услуг, предоставляемых составляют критерии оценки сбалансированного туризма [1, с. 55]. Это первостепенные и основные показатели, которые касаются любой территории.

Важным фактором, который способствует развитию туризма, является формирование стратегий территориальных административных единиц, учитывая имеющиеся существующие средства, трудовые и материальные ресурсы. Важным фактором общественно-экономического развития определенной территории является эффективное внедрение региональной политики, которая основывается на принципах сбалансированности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы различных аспектов регионализации туристской деятельности достаточно активно исследуются. Проблем региональной туристической политики рассматривают работы К. Евдокименко, формирования и функционирования рынка туристических услуг подробно изложены в трудах А.О. Любицевой [2, 3]. Исследование потенциала ту-ристско-рекреационных ресурсов регионов Украины ос-

О.А. Марченко

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ..

вещается в многочисленных публикациях О.О. Бейдика. Многие авторы исследуют отдельные туристические регионы (области) Украины: Г.М. Блага, В.И. Гетьман, В.С. Грицевич, А.П. Дудкина, В.И. Мацола [4], Мальская [5], С.П. Кузик и другие. Однако проблемы формирования стратегии развития туристической индустрии в Украине раскрыты недостаточно и требуют дальнейшей проработки, что и определило актуальность данной работы.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью является рассмотреть роль и место сельского зеленого туризма в развитии национальной туристической отрасли и социально-политической ситуации в сельских регионах Украины.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Украинское село имеет богатую историко-архитектур-ное наследие, культуру, самобытный быт, дарованные природой живописные ландшафты, а также лечебно-рекреационные ресурсы. Наши богатые села индивидуальным жилищным фондом и добрыми и трудолюбивыми людьми. Время острой проблемой многих сел является растущий избыток рабочей силы. Учитывая отсутствие капиталовложений на создание новых рабочих мест в сельской местности Украины, на общегосударственном уровне больше внимания стоит уделять тем отраслям, которые не нуждаются для своего развития больших средств. К таким отраслям относится сельский туризм, который давно практикуется в Украине. Ведь в селах с соответствующей рекреационной базой всегда было много отдыхающих. Больше всего это касается сел, расположенных на берегах рек, морей и в горной местности [6].

В Украине существуют все предпосылки развития отдыха в деревне, который можно рассматривать как специфическую форму подсобной хозяйственной деятельности в сельском среде с использованием природного и культурного потенциала региона, или как форму малого предпринимательства, что дает возможность в определенной степени решить проблему занятости сельского населения, улучшить его благосостояние, полнее использовать природный и историко-культурный потенциал сельской местности. Дело развития сельского отдыха имеет реальную государственную перспективу и способствует улучшению социально-экономической ситуации сельской местности.

Сельский туризм выступает важным фактором стабильного динамичного увеличения поступлений в бюджет, активизации развития многих отраслей экономики (транспорт, торговля, связь, строительство, сельское хозяйство и т.д.). Сельский отдых в Украине за счет сохранения этнографической самобытности должен вступить национального значения. Во-первых, он дает толчок для возрождения и развития традиционной культуры: народной архитектуры, искусства, промыслов - всего, что составляет местный колорит, и, наряду с природно-рекреационными факторами, является не менее привлекательным для отдыхающих. Во-вторых, через сельский отдых жители урбанизированных территорий с массовой культурой имеют возможность познать настоящие украинские традиции. В-третьих, этно-культура села представляет Украину миру и привлекает также иностранных туристов.

Потому как предпосылку успешного развития отдыха в сельских этнографических районах следует рассматривать формирование идеологии возрождения и развития всего спектра традиционной культуры, начиная от форм хозяйственных занятий к достижениям духовной сферы, которые будут действовать как благоприятные факторы для индивидуального отдыха в этнографических районах Украины.

Сельское население Украины способно получать реальные доходы в сфере сельского туризма от таких видов деятельности, как:

- обустройство туристических маршрутов;

- обустройство и эксплуатация стоянок для туристов;

- работа гидом или экскурсоводом;

- транспортное обслуживание туристов;

- егерская деятельность (охота, любительское и спортивное рыболовство);

- прокат туристического снаряжения;

- услуги приема туристов;

- кулинарные услуги;

- подготовка культурных программ;

- народные промыслы;

- производство и реализация туристам экологически чистых продуктов питания;

- реализация туристам ягод и грибов.

Кроме того, как отмечалось выше, в создании интересной отпускной предложения владелец агроусадьбы должен заботиться о качестве двух ключевых аспектов агротуристического продукта:

- материально-технического качества (например, размеры и меблирования комнаты, оснащение их бытовой техникой, оснащение гигиенического узла);

- эмоционально-абстракционного качества (уровень сервисного обслуживания отдыхающих).

Владельцы агроусадеб должны осознавать ответственность, которую берут на себя, организовывая отдых в своих жилищах. Ведь недоброкачественное обслуживание может навсегда отбить у клиента желание отдыхать в деревне. Гость, который приезжает отдохнуть в сельскую усадьбу, желает осматривать красивую природу. И поэтому пейзажи села должны иметь привлекательный вид. Сельская община должна придерживаться санитарно-гигиенических условий проживания, заботиться об отсутствие мусорных свалок, эстетический вид домов, улиц, садов, общественных учреждений. Заботиться о зеленых насаждениях, использовать свободные территории, учитывая интересы отдыхающих [7].

Одной из главных составляющих отпускной предложения условия проживания. Условия проживания должны гарантировать возможность удобного ночлега, соблюдения личной гигиены, наличие полноценного питания. Поэтому хозяевам следует руководствоваться рекомендациями по категоризации сельского жилья относительно Украинского союза содействия развитию сельского зеленого туризма. Присвоение категории жилью, которое предоставляется в пользование отдыхающим, дает право хозяину жилища сообщать о соответствующее качество жилищных условий в рекламных средствах Союза, что будет способствовать увеличению туристического спроса и доходов хозяина.

Большинство хозяев предоставляют такую услугу, как питание, которое базируется на продуктах, произведенных в собственном хозяйстве. Впрочем, для туристов необязательно готовить отдельно, поскольку это является одной из характерных черт сельского отдыха. Как правило, большинство отдыхающих жалуются на нехватку информации относительно отдыха. Следовательно, чрезвычайно важными являются определители качества проживания, такие как информационные отметки на дорогах и возле дома, а также в самом доме. Надо довести до сознания всех крестьян региона, организация приема гостей способствовать укреплению их индивидуальных (фермерских) хозяйств. При этом заинтересованные крестьяне больше проникнутся проблемами сохранения сельских ландшафтов и чистоты окружающей среды. Сельский туризм также может помогать лесничеству, разнообразя источники его доходов.

Восприятие сельского отдыха обычным городским жителем Украины сейчас колеблется в широком диапазоне: от полного неприятия этой формы отдыха до огромного увлечения его экологичностью и экономичностью. Это свидетельствует лишь о неосведомленности общественности украинцев с такой формой отдыха. Определенный скептицизм к сельскому отдыха со стороны горожан первого поколения обусловлен тем, что они еще тесно связаны с сельской местностью - частые поездки в деревню, посещение родственников, уход за

О.А. Марченко

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ...

жильем родителей, участие в сельскохозяйственных работах, - и не воспринимают это как отдых. И люди считают, что это часть их индивидуальной самодеятельного отдыха-хозяйственной деятельности на селе, которой не надо придавать специального статуса.

Наряду с этим, в украинских городах есть категории людей, которые активно восприняли идеи рождения (или возрождения) сельского отдыха. На сегодня в Украине основные сегменты потенциальных потребителей услуг сельского зеленого туризма образуют:

- жители промышленных центров (за экологичность этой формы отдыха);

- настоящие горожане (3-4-е поколение - за экзотичность);

- поклонники украинских народных традиций (через прелести сельского образа жизни и чистоту окружающей среды);

- люди с малым и средним достатком (через стоимость отдыха в деревне).

Вместе с тем, проведенные в последние годы с помощью масс-медиа рекламные акции больше внимания обращали на привлекательные стороны села, чем на работу с определенными категориями горожан и технолого-экономические аспекты этого отдыха. Следовательно, нужно разнообразить формы поиска сторонников этого вида отдыха, как можно скорее создать механизм, который позволит обеспечить реальных отдыхающих для сел нашего региона.

Международный имидж сельского отдыха также неоднозначен. С одной стороны, Украина традиционно воспринимается как аграрная страна, одна из европейских житниц с сохранившимся сельским укладом жизни, богатым культурным наследием, с уничтоженной природой и гостеприимными хозяевами. С другой стороны, не привлекает иностранных туристов относительно низкий стандарт жилья и его недостаточная техническая обеспеченность, а также не обустройство сел и довольно ограниченный выбор досуга и возможностей активного отдыха.

Теперь особенно важным является вопрос продвижения в Украине самой идеи сельского туризма в целом. Целью разработки этой широкомасштабной программы должно стать повышение информированности населения и создания положительного отношения к этому виду отдыха. Прежде всего должны быть задействованы такие виды маркетинговых коммуникаций, как PR-статьи, интервью, пресс-конференции, семинары, брифинги, телепередачи, вызывающие доверие и положительную реакцию.

Стоит также активизировать значение местной власти в поддержке целей сельского зеленого туризма. Ведь каждый местный чиновник должен понять, что сельский зеленый туризм - это дополнительные деньги и улучшение инфраструктуры района, создание новых рабочих мест. Именно местные власти могут ходатайствовать об обеспечении налоговых льгот при получении государственных дотаций (из местных бюджетов) лицам, которые принимают участие в предоставлении агротуристических услуг. Наработанные на сегодня стратегии развития сельского зеленого туризма, нацеленные на решение социально-экономических, экологических и этнокультурных проблем сельских местностей, требуют четкого планирования на уровне районов и отдельных сельских общин [8].

Важной частью планирования является эффективное воплощение в жизнь «пилотных» проектов сельского отдыха, которые осуществляют областные Союза содействия развитию сельского зеленого туризма. Немалой проблемой остается неопределенность правового статуса владельцев малых рекреационных комплексов, расположенных в сельской местности. Так, в литературе описаны случаи, когда до 80 % туристического бизнеса в малых городах и селах присваивается, управляется или контролируется городскими производителями, которые могут агрессивно вести себя в отношении традиционной культуры, трудовой практики и архитектурных стилей.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В целом, как видно, из числа альтернативных направлений туризма в Украине нашел свое развитие сельский туризм - зеленый и аграрный, что вызвано благоприятными природными и историко-культурными условиями. Среди регионов наибольший потенциал представляют Карпатский и Южный регионы. Надо отметить, что, учитывая растущую популярность сельского туризма здесь происходит заметное улучшение условий для его развития. Кроме того, в этих же регионах есть проявления развития и других нетрадиционных видов туризма. К сожалению, это же самое нельзя сказать про другие регионы, где новые виды туризма до сих пор остаются единичным и не достаточно обеспеченным экономически и инфраструк-турно явлением. Для их развития можно предлагать исследования потенциала внедрения новых туристических услуг при условии учета особенностей отдельных регионов Украины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Jalinik М. Uwaronkowanie 1 ступтк rozwoju Ш^^стуЛ па obszarach wiejskich / М. Ja1inik. - В1а}узЮк: Мсупа Wydawnicza РоШесЬпШ Bia^ystockiej, 2009. - 260 s.

2. Любiцева О.О. Ринок туристичних послуг / О.О. Любщева. - К.: Альтерпрес, 200б. - 436 с.

3. Любщева О.О. Туристичш ресурси Укра!ни / О.О. Любщева, £.В. Панкова, В.1. Стафшчук. - К.: Альтерпрес, 2007. -369 с.

4. Мацола В.1. Рекреацшно-туристичний комплекс Укра!ни: [монографiя] / В.1. Мацола. - 1РД НАН Укра!ни / ред. кол. М.1. Долiшнiй / (вiдп. ред.). - Львiв, 1997. - 259 с.

5. Мальська М.П. М1жнародний туризм i сфера послуг / М.П. Мальська, Н.В. Антонюк, М.М. Ганич.- К.: Знання, 2008. - 661 с.

6. Транченко Л.В. Сшьський туризм як перспек-тивний напрям зайнятостi на селi / Л.В. Транченко // Науковий журнал «Економiчний форум». - 2014. - № 3. - С. 104-110.

7. 1гнатенко М.М. Проблеми та перспективи розвитку сшьського туризму в Укра!ш / М.М. 1гнатенко // Науковий вюник Львiвського нацiонального унiверситету ветеринарно! медицини та бiотехнологiй iм. С.З. Гжицького. - Серiя «Економiчнi науки». - Т. 12, № 1 (43). - Львш, 2010. - С. 252-255.

8. Малгк М.Й. Сшьський аграрний туризм як чинник розвитку сшьських територш / М.Й. Малш // Економiка АПК. - 2012. - №5. - С.110-115.

REGIONAL ASPECTS OF RURAL TOURISM IN UKRAINE

© 2015

O.A. Marchenko, candidate of geographical sciences, associate professor

Melitopol State Pedagogical University named after Bogdan Khmelnitsky, Melitopol (Ukraine)

Abstract. In this article we prove the prospects for the development of rural green tourism in Ukraine on the basis of its importance for socio-economic development of regions; based on the analysis, the development problems of tourism in the regions of Ukraine were identified and classified; the interaction process of regional Executive authorities for the strategic development of rural green tourism, taking into account international experience, was justified.

Keywords: rural tourism, regional aspects, tourist infrastructure, tourist facilities, rural holiday.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.