Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL PROTECTION / SOCIAL SECURITY / POVERTY / INFORMAL EMPLOYMENT / SOCIAL WORKERS / REGION / FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Секлецова Ольга Вячеславовна, Кузнецова Оксана Сергеевна, Новоселова Елизавета Евгеньевна, Секлецова Анна Алексеевна

Проблема поиска источников финансирования социальной защиты населения является особенно актуальной в условиях кризиса. Снижение реальных доходов населения приводит к возрастанию роли государства в финансировании средств социальной защиты населения. Проведенный анализ бюджетных расходов на социальную защиту населения позволил выявить ряд особенностей и тенденций: в рассматриваемом периоде наблюдается активизация политики государства в решении социальных задач; в кризисный период социальная политика в первую очередь направлена на поддержание уровня жизни пенсионеров; помимо пенсионного обеспечения существенное внимание уделяется финансированию не страховых видов помощи, предоставляемых без учета нуждаемости. Систематизация проблем финансирования социальной защиты населения позволила определить основные направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Секлецова Ольга Вячеславовна, Кузнецова Оксана Сергеевна, Новоселова Елизавета Евгеньевна, Секлецова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ASPECTS OF THE FINANCING OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION

The problem of finding sources of financing social protection is particularly relevant in times of crisis. The reduction in real incomes of the population leads to the increasing role of the state in funding social protection. The analysis of budget expenditures for social protection of the population allowed to identify a number of features and trends: in this period there is activation of the state policy in solving social problems; in times of crisis social policy primarily aimed at maintaining the standard of living of pensioners; in addition to pension coverage, considerable attention is paid to the financing of non-insurance types of assistance given without consideration of need. Systematization of problems of financing social protection of the population allowed to define the main directions for their solution

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

НАСЕЛЕНИЯ

Секлецова Ольга Вячеславовна

кандидат экономических наук, доцент кафедры общей и прикладной экономики, ФГБОУ ВО Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)

Кузнецова Оксана Сергеевна кандидат технических наук, доцент кафедры общей и прикладной экономики,

ФГБОУ ВО Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)

Новоселова Елизавета Евгеньевна магистрант, факультет магистратуры и аспирантуры, ФГБОУ ВО Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)

Секлецова Анна Алексеевна студентка, экономический факультет, ФГБОУ ВО Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)

REGIONAL ASPECTS OF THE FINANCING OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION

Sekletcova O. К , C. E. N., associate Professor of the Department of General £ Applied Economics FSBEIHVE «Kemerovo Institute of Food Science and Technology»

Kuznetcova O. S. C. T. N., associate Professor of the Department of General £ Applied Economics FSBEI HVE «Kemerovo Institute of Food Science and Technology»

Novoselova E. E. Magister of the faculty of graduate and postgraduate FSBEI HVE «Kemerovo Institute of Food Science and Technology»

Sekletsova А. А. studentaka economic faculty FSBEI HVE «Kemerovo Institute of Food Science and Technology»

АННОТАЦ1Я

Проблема поиска источников финансирования социальной защиты населения является особенно актуальной в условиях кризиса. Снижение реальных доходов населения приводит к возрастанию роли государства в финансировании средств социальной защиты населения. Проведенный анализ бюджетных расходов на социальную защиту населения позволил выявить ряд особенностей и тенденций: в рассматриваемом периоде наблюдается активизация политики государства в решении социальных задач; в кризисный период социальная политика в первую очередь направлена на поддержание уровня жизни пенсионеров; помимо пенсионного обеспечения существенное внимание уделяется финансированию не страховых видов помощи, предоставляемых без учета нуждаемости. Систематизация проблем финансирования социальной защиты населения позволила определить основные направления их решения.

ABSTRACT

The problem of finding sources of financing social protection is particularly relevant in times of crisis. The reduction in real incomes of the population leads to the increasing role of the state in funding social protection. The analysis of budget expenditures for social protection of the population allowed to identify a number of features and trends: in this period there is activation of the state policy in solving social problems; in times of crisis social policy primarily aimed at maintaining the standard of living of pensioners; in addition to pension coverage, considerable attention is paid to the financing of non-insurance types of assistance given without consideration of need. Systematization of problems of financing social protection of the population allowed to define the main directions for their solution

Ключевые слова:Социальная защита, социальное обеспечение, бедность, неформальная занятость, социальные работники, регион, финансирование.

Keywords: Social protection, social security, poverty, informal employment, social workers, region, financing.

Постановка проблемы. В современных условиях развитие экономики страны не мыслимо без ее социальной ориентации. Актуальность, научная и практическая значимость исследования вопросов финансирования социальной защиты определяется важностью проблемы социальной защиты населения в сложившихся социально-экономических условиях в РФ, наличием сложной социальной обстановки, проявляющейся в значительном количестве населения, проживающего ниже уровня бедности, высокой стратификации населения по уровню доходов, низком уровне пенсий, наличием значительного сектора неформальной занятости и других проблемах.

Анализ последних исследований и публикаций. Теорети-

ческую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам социальной защиты населения. [5,6,8,9,10]

Целью данной работы является систематизирование и оценка изученности вопросов финансирования социальной защиты населения в Кемеровской области и формулирование основных направлений ее совершенствования.

Объектом исследования в работе выступает система социальной защиты граждан Кемеровской области. Предметом исследования является финансирование социальной защиты населения.

Изложение основного материала. Субъекты РФ, имея достаточную степень свободы, в соответствии с полномочи-

ями формируют региональные правовые базы в сфере социальной защиты населения. Данный процесс протекает в Кемеровской области достаточно активно. Происходит оптимизация нормативно-правовой базы, регулярное внесение изменений и дополнений, позволяющие оперативно реагировать на изменения в обществе, социально-экономической ситуации в стране в целом и регионе в частности. 25.03.2013 г. Коллегия Администрации Кемеровской области распоряжением № 249-р утвердила план мероприятий «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Кемеровской области на 2013-2018 годы», в котором указывается, что «для проведения модернизации системы социального обслуживания необходимо совершенствование законодательства Кемеровской области, предусматривающее продолжение работы по дифференцированному оказанию социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости; возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных поставщиков, благотворителей и добровольцев; внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг; осуществление эффективного контроля за их предоставлением». [1] Кроме того, в данном документе обозначены проблемы,

сложившиеся в сфере социального обслуживания в области.

Одной из первых обозначена проблема нехватки мест в стационарных учреждениях. Анализ показал, что наибольшее количество учреждений социального обслуживания в Кемеровской области являются муниципальными. Доля государственных учреждений в 2012 г. составляла 23,7%, а муниципальных - 76,3%, в 2014 г. 24,6% и 75,4% соответственно. Сокращение числа учреждений в 2014 г. по сравнению с предыдущим периодом (государственных на 6%, муниципальных на 7%) объясняется выводом из эксплуатации зданий находящихся в аварийном и ветхом состоянии.

Еще одной проблемой в сфере социального обслуживания в Кемеровской области названа нехватка квалифицированных кадров. Условия труда и низкая заработная плата работников отрасли приводят к дефициту кадров и несоответствию образовательного уровня, профессиональной компетентности руководителей и специалистов системы. Среди персонала, реализующего функции социальной сферы, значительная доля специалистов имеют инженерно-техническое и иное непрофильное образование.

Таблица 1

Численность работающих в системе социальной защиты населения 2012-2014гг., чел.

Количество работа- 2012 2013 2014 Изменение

ющих, чел. 2014/2012, %

Органы социальной 1841 1873 1873 101,7

защиты населения

территориальных

образований Кеме-

ровской области

Государственные 4372 4417 4462 102,1

учреждения

Муниципальные 11219 10623 10442 93,0

учреждения

Итого по учрежде- 15591 15040 14904 95,6

ниям

Всего по сфере 17432 16913 16777 96,2

В рассматриваемом периоде произошло сокращение численности работников в системе социальной защиты сократилась на 3,8%. При этом наибольший отток наблюдается в учреждениях социальной защиты муниципального подчинения.

Проблема старения персонала усугубляется тем, что приток молодых специалистов в бюджетные учреждения невелик, возникают большие трудности с вовлечением в работу высококвалифицированного персонала.

В 2009 году произошли изменения в оплате труда работников системы социальной защиты. Одним из нововведений являлось введение компенсационных и стимулирующих выплаты. Однако, практика показала, что этих мер недостаточно. Средняя заработная плата социальных работников в 2013г. увеличилась на 27,2 процента и со-

ставила по итогам года - 12358 рублей. Что ниже средней заработной платы в области. [2]

Анализ показал наличие тенденции увеличения финансирования, общая сумма финансирования учреждений социального обслуживания за шесть лет увеличилась на 43,5%. При этом темп роста финансирования муниципальных учреждений, 148%, превышал темп роста финансирования государственных стационарных учреждений, 135%. В результате происходит снижение доли финансирования государственных учреждений с 35% до 33%, и соответствующее повышение доли муниципальных учреждений.

На рисунке 1 представлена динамика расходов областного бюджета на финансирование мер социальной поддержки, данные за 2010 - 2013 гг. приведены с учетом субсидии на жилищно-коммунальные услуги.

За 2010-2013 гг. расходы возросли более, чем наполовину, темп роста составил 157%. Однако рост может быть обусловлен как увеличением расходов на человека, так и ростом численности граждан, пользующихся мерами социальной поддержки. Анализ показал, что происходит снижение численности льготных категорий граждан, всего за период 2010 - 2013гг. снижение составило 2,6%. Одновременно люди отдают предпочтение денежной форме, так как возникают затруднения с получением социальной поддержки в форме натуральных мер, часть таких мер оказывается невостребованной отдельными гражданами. За период 2009-2014 гг. темп роста числа граждан, которые предпочитали денежные выплаты натуральным мерам социальной поддержки составил 178%.

Сопоставим темпы роста расходов областного бюджета на предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан с темпами роста численности льготных категорий граждан. За период 2010-2013гг. темп роста расходов составил 157%, а темп роста численности

Таблица 2

Динамика расходов областного бюджета на реализацию целевой программы «Развитие системы социальной защиты

населения Кемеровской области»

- 107%. Темп роста расходов опережает темп роста численности, следовательно, происходит увеличение суммы выплат, приходящихся на одного человека.

Кроме пожилых людей, особое внимание уделяется социальной защите детей. За пять лет расходы увеличились на 243,1 тыс. руб. или на 44%. А численность детей, на которых выплачивается ежемесячное пособие сократилась за пять лет на 4,5 тыс. чел. или на 3,1%. Отсюда следует вывод об увеличении размера ежемесячного пособия на одного ребенка.

С 2008 г. в Кемеровской области действует ведомственная целевая программа «Развитие системы социальной защиты населения Кемеровской области», стратегической целью которой является повышение эффективности системы социальной поддержки и социального обслуживания населения в Кемеровской области. В таблице 2 представлены объем и источники финансирования по данной программе. [3]

Наименование раздела расходов 2010 2011 2012 2013 Темп роста 2013/2010, %

Повышение эффективности системы социальной поддержки и социального о б служив ания населения в Кемеровской области, тыс. руб. 1918230 2112551,5 2211116,1 3456791 180

Рост благосостояния граждан за счет предоставления им социальной поддержки в денежном выражении из средств областного бюджета, руб. на чел. в месяц 529,3 790,8 1058,3 1145,5 216

Совершенствование системы управления и информационного обеспечения в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, тыс. руб. 60093,9 68010,1 75823,6 79582 132

Конець таблици 2

Реализация действующих мер адресной социальной поддержки населения в Кемеровской области, тыс. руб. 688475,8 685873,6 846090,2 2035691,3 296

Повышение качества и доступности социальных услуг, тыс. ру<5. 1169301 1358238,7 1190386,6 1342516 11

Создание условий для повышения профессионального уровня работников учреждений социального обслуживания населения и статуса социальной службы, тыс. руб. 359,7 429,1 345,4 583 162

Финансовое обеспечение программы в 2013 году составило 3 456 790,7 тыс. руб., в том числе за счет средств областного бюджета - 3 217 058,2 тыс.руб. Фактическое исполнение программы в целом за 2013 год составило 3 313 387,5 тыс.руб. (95,9%).

Приоритетным направлением деятельности в соответствии с целевой программой является повышение эффективности системы социальной поддержки и социального обслуживания граждан.

За период реализации программы с 2008 по 2013 годы ежегодно растет благосостояние граждан за счет предоставления им социальной поддержки в денежном выражении. С 2010 по 2013 гг. данный показатель возрос в 2,16 раза, с 529,3 до 1145,5 руб. на чел. в месяц. Происходит рост удельного веса расходов областного бюджета на предоставление денежных выплат в общей сумме расходов на предоставление социальной поддержки с 41% в 2008г. до 82,5% в 2012 г.

Право на получение социальной поддержки на основании действующего законодательства имеют более 565,1 тысяч жителей области, в том числе 297,4 тыс. человек являются федеральными льготникам и 267,7 тыс. человек - получателями регионального уровня.

В рамках реализации тактической задачи реализация действующих мер адресной социальной поддержки населения в Кемеровской области в течение года меры социальной поддержки получили 295,3 тыс. льготников федеральной ответственности и 266,7 тыс. - регионального уровня. Региональным льготникам предоставлены все меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством.

В результате осуществления мероприятий социальной защиты доля граждан, получивших социальную поддерж-

ку в общей численности населения области составила 28,7% (в 2012г. - 28,4%); удельный вес расходов областного бюджета на предоставление денежных выплат в общей доле расходов на предоставление социальной поддержки составил 82,3% (в 2012г. - 82,5%); удельный вес многодетных семей, получающих меры социальной поддержки, от общего числа многодетных семей сохранен на уровне 100%.

Важное значение в деле обеспечения социальной защиты населения в регионе является включенность в эту деятельность общественных организаций, как негосударственного источника финансирования социальной защиты. На территории области действуют сотни общественных организаций, однако далеко не все из них включены в деятельность по социальной защите населения. Зачастую общественные организации не имеют необходимых ресурсов (материальных, кадровых) для организации эффективной работы по предоставлению мер социальной защиты населению. С целью оказания содействия общественным организациям, включенным в деятельность по социальной защите граждан в регионе предусмотрен порядок частичного возмещения затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан.

Следовательно, система социальной защиты населения в регионе активно развивается, решая широкий спектр проблем и задач по социальной защите населения Кемеровской области, и тем не менее, имеется целый спектр нерешенных проблем, которые можно систематизировать по четырем направлениям.

Первая группа проблем - теоретико-методологическое обоснование элементов модели финансирования социальной защиты. В настоящее время проблема финансово-

го обеспечения социальных выплат не может быть решена только на основе бюджетного и внебюджетного государственного финансирования. Необходима комплексная, концептуальная разработка целостной системы перераспределения финансовых потоков каналов финансового обеспечения социальной поддержки населения: институциональной структуры; совокупности форм и методов формирования и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения не только социальной, но и экономической эффективности. Негосударственные виды социальной защиты, действуя на внебюджетных финансовых источниках, оказывают большое влияние на формирование подходов социальной помощи, существенно расширяют категории получателей, спектр услуг и форм поддержки, способствуют увеличению ее размеров, оперативности в организации помощи индивиду, что в значительной мере может влиять на общую картину состояния социальной защиты населения в целом.

Система социальной защиты должна побуждать индивидуальную ответственность каждого гражданина за собственную жизнедеятельность и социальную защищённость, стимулировать участие граждан в различных формах индивидуальных накоплений. Размер участия граждан обусловлен финансовой состоятельностью населения и способностью обеспече-ния цивилизованных условий жизни членов на основе самофинансирования.

На сегодняшний день рынок социальных услуг слабо развит. Участие негосударственного сектора, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев в предоставлении социальных услуг очень мало.

В целом для системы социальной защиты населения в настоящее время характерны сложность и непрозрачность законодательства, которое в большей мере сформировано в зависимости от видов социальных рисков и оснований выплат, а также низкими стимулами к участию в социальной защите работодателей и населения. Слабое сотрудничество страховых фондов между собой, отсутствие взаимосвязи между различными видами социальной защиты приводит к автономности каждого элемента и снижает эффективность социальной защиты. Построение национальной системы социальной защиты является необходимым условием эффективной защиты от социальных и профессиональных рисков.

Вторая группа проблем - связана с оценкой эффективности функционирования системы социальной защиты. В настоящее время законодательно регулируются отдельные социальные стандарты: минимальная заработная плата, минимальная пенсия, прожиточный минимум и некоторые другие. Но отсутствуют социальные стандарты благополучия, защищенности, минимально приемлемого уровня жизни каждого гражданина.

Определение масштабов, мониторинг и контроль социальной финансовой помощи населению со стороны государства, предприятий и благотворительных организаций, являются одним из важнейших условий эффективного функционирования системы.

Третья группа проблем - включение в модель финансовых инструментов социального субсидирования. Анализ

показал, что система действующих в настоящее время бюджетных трансфертов, предназначенных для финансирования социальных выплат, представляет собой централизованный финансовый механизм пере-распределения общественных денежных средств по вертикали. Сосредоточенные преимущественно в федеральном бюджете и внебюджетных фондах финансовые ресурсы, предназначенные для осу-ществления социальных расходов, возвращаются «вниз», чтобы в итоге реализовать финансовую поддержку каждого человека персонально.

В системе обязательного социального страхования констатируется разбалансированность страховых финансовых источников текущего объема принятых государственных социальных обязательств, что вызывает потребность в дотациях из федерального бюджета. Отчетливо это проявляется в системе государственного пенсионного страхования.

Увеличение доли трансфертов государственным внебюджетным фондам свидетельствует о неблагополучном положении дел с доходами у этих фондов (в первую очередь, Пенсионного фонда Российской Федерации). Существенные трансферты государственным внебюджетным фондам не могут носить длительного характера в силу возможных экономических и финансовых рисков в будущем.

Одной из проблем финансирования Пенсионного фонда называется наличие теневого рынка труда и высокой доли сектора неформально занятого населения. Аналитики Сбербанка считают, что пенсионная система несет непосредственные убытки от высокой доли черных и серых зарплатных схем, при которых не платятся социальные взносы. В результате наносится ущерб пенсионной системе порядка 710 млрд. руб. в год. То есть сокращение неформальной занятости при создании рабочих есть позволили бы увеличить доходы Пенсионного фонда и сократить трансферты из федерального бюджета.

Слабая заинтересованность работодателей в формировании корпоративных пенсионных систем и осуществлению социальных мероприятий является еще одной проблемой социальной защиты в настоящее время.

Неперсонифицированность страховых взносов во внебюджетные страховые фонды приводит к отсутствию связи между взносами в страховые фонды и социальными выплатами, а для работодателя взносы в социальные фонды воспринимаются как дополнительный налог.

В четвертую группу объединены проблемы, отражающие несовершенство управления системой социальной защитой.

Отсутствие единой базы данных зачастую приводит к дублированию функций социальной защиты, например, такой страховой случай как заболевание обслуживается двумя внебюджетными фондами, ФОМС в части оплаты лечения и ФСС в части оплаты листов нетрудоспособности.

В этой группе особо можно выделить проблему несовершенства методов государственного регулирования формирования финансово-экономической базы учреждений социальной защиты. Так, планирование базируется только на количественных показателях без учета принципа экономической, социальной целесообразности, обстановки

на территории, необходимости оказания услуг социально-незащищенному населению, бюджетные ассигнования учреждения социального обслуживания зависят сегодня от его размеров, что не способствует эффективному использованию денежных средств. Целесообразнее было бы при финансировании учреждений исходить из расчета на одного жителя территории. Экономические источники функционирования государственных предприятий социального обслуживания весьма ограничены, так как формируются из местных бюджетов и внебюджетных средств, полученных от оказания платных услуг, сбора пожертвовании и т.п. В то же время они должны обеспечить гарантируемое государством право гражданина на социальное обслуживание

Объем ресурсов, направляемых на социальное обеспечение, явно недостаточен, поскольку размеры некоторых социальных выплат не соответствуют величине прожиточного минимума. Развитие системы социального обслуживания как одного из элементов социального обеспечения тормозится, прежде всего, нехваткой финансовых ресурсов.

Финансирование социального обеспечения не соответствует необходимым нормам для развития социального обслуживания и увеличения предоставляемых социальных выплат; социальное обеспечение не учитывает принципа адресности при ее оказании; несоответствие величины предоставляемых по системе социального обеспечения социальных выплат величине прожиточного минимума установленного для различных категорий населения; отсутствует достаточная информированность граждан о своих правах на социальное обеспечение.

В системе социального обслуживания населения наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующим напряженности и интенсивности их труда.

Выводы и предложения. Таким образом, на базе изучения состояния социальной защиты населения можно сформулировать следующие основные направления ее совершенствования: формирования национальной модели социальной защиты в системе которой взаимоувязаны все виды социальной защиты; увеличение роли страховых механизмов финансирования социальной защиты; развитие систем социальной защиты, построенных на адресности программ социальной помощи как способа разрешения финансовых трудностей в организации социальной защиты; формирование единой информационной базы системы социальной защиты населения.

Среди основных направлений совершенствования финансирования социальной защиты выделим следующие: развитие сектора негосударственных институтов социальной защиты, в том числе интеграция негосударственного благотворительного сектора в систему социальной защиты общества; реализация инновационно-инвестиционных

механизмов развития элементов социальной защиты, в частности более четкое разграничение функций государственных внебюджетных фондов социального назначения в системе обязательного социального страхования, коренное улучшение механизма учета страхователей, системы сбора стра-ховых взносов, развитие системы добровольного или накопительного страхования.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Распоряжении Коллегии АКО № 249-р от 25.03.2013 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Кемеровской области на 2013-2018 годы» (в редакции распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.04.2014 № 318-р)

2. Сайт администрации Кемеровской области - Режим доступа http://www.ako.ru

3. Сайт департамента социальной защиты населения Кемеровской области - Режим доступа: http://www.dsznko.ru

4. Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области -Режим доступа: http://kemerovostat.gks.ru/

5. Горина Е. Социальная помощь остается безадресной / Экспертный портал Высшей школы экономики. - Режим доступа: http://opec.ru/1537037.html

6. Дериглазова Л.В. Модернизация европейской социальной модели в условиях кризиса/ Л.В. Дериглазова//Вест-ник Томского государственного университета. - 2012. - № 1(17). - С. 64-74.

7. Золотарева А.Б. Состояние и перспективы развития системы социальной защиты в России / А. Золотарева [и др.]. М.: Ин-т Гайдара, 2011. -268 с.

8. Кижикина В.В Эволюция системы социальной защиты населения в России (сравнение со странами Европы) / В.В. Кижикина// Вестник Томского государственного университета. Экономика. -2013. -№3 (23)- С. 80-94

9. Морозова Е.А. Социальная защита населения: системное изучение/ Е.А. Морозова; отв. ред. И.П. Поварич; М-во образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Кемеровский гос. ун-т. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. - 287с.

8. Пономарева, А. Л. Финансовое обеспечение системы социальной защиты населения в России / А.Л. Пономарева// автореф. дис... канд. экон. наук.- Ростов-на-Дону, 2010.- 27 с.

10. Шипилова, Н. С. Источники финансирования социальной защиты населения в России / Н. С. Шипилова //ав-тореф. дис. канд. экон. наук. - Саратов, 2009. - 22 с.

11. Янова С. Ю. Социальное страхование в системе социальной защиты населения: организация и финансовый механизм: дис. . д-ра экон. наук / С. Ю. Янова. - СПб., 2008. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.