Градостроительство и архитектура
------ЖИЛИЩНОЕ ---
СТРОИТЕЛЬСТВО
Научно-технический и производственный журнал
УДК 728.1(470.341)
Н.А. ГОГОЛЕВА, канд. архитектуры, С.В. НОРЕНКОВ, д-р филос. наук ([email protected]), Е.С. КРАШЕНИННИКОВА, канд. филос. наук
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65)
Региональные архитектурно-строительные особенности жилищных программ Нижегородской области
Региональное жилищное строительство в Приволжском федеральном округе на примере столичной области имеет далеко идущие планы в соответствии с «Проектом стратегии Нижегородской области до 2035 г.». Накопленный потенциал исторического опыта одного из ключевых районов страны в соединении с архитектурно-градостроительными возможностями обеспечивает набор скорости устойчивого развития на годы вперед. Социальные и человеческие начала в сопряжении с культурно-экономическими возможностями и ресурсами являются исходными критериями при составлении и реализации нижегородских жилищных программ. В целях достижения высоких показателей жилищного строительства на предстоящую шестилетку аргументируется мысль о необходимости повторения опыта «народной стройки 1950-х годов». На примере Нижегородской области, инициирующей юридическое закрепление высокого статуса агломерации, раскрываются дополнительные возможности сверхплотной высокоэтажной застройки в жестких условиях урбанизации и высокоплотной низкоэтажной жилой застройки для утверждения позитива дезурбанизации, освоения больших пространств долин расселения на новых территориях нижегородского мегаполиса.
Ключевые слова: жилищная программа, урбанизация, высокоплотная застройка, архитектурно-строительные особенности, регион, агломерация, устойчивое развитие, дезурбанизация.
Для цитирования: Гоголева Н.А., Норенков С.В., Крашенинникова Е.С. Региональные архитектурно-строительные особенности жилищных программ Нижегородской области // Жилищное строительство. 2018. № 12. С. 8-15.
N.A. GOGOLEVA, Candidate ofArchitecture, S.V. NORENKOV, Doctor of Sciences (Philosophy) ([email protected]), E.S. KRASHENINNIKOVA, Candidate of Sciences (Philosophy) Nizhny Novgorod State University ofArchitecture and Civil Engineering (65, Il'inskaya Street, Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation)
Regional Architecture-Construction Peculiarities of Housing Programs of Nizhny Novgorod Oblast
Regional housing construction in the Volga Federal District on the example of the capital region has far-reaching plans in accordance with the «Draft Strategy of the Nizhny Novgorod Region until 2035». The accumulated potential of the historical experience of one of the key regions of the country in conjunction with the architectural and urban development opportunities provides the acceleration of sustainable development for years ahead. Social and human origins in conjunction with cultural and economic opportunities and resources are the initial criteria when preparing and implementing housing programs in Nizhny Novgorod. In order to achieve high rates of housing construction for the next six years, the idea of the need to repeat the experience of «people's construction of the 1950s»is argued. On the example of the Nizhny Novgorod region initiating the legal consolidation of the high status of the agglomeration, additional opportunities of super-dense high-rise development under the harsh conditions of urbanization and high-dense low-rise residential development are opened for the approval of de-urbanization positive, the development of large areas of the valleys for settling in the new territories.
Keywords: housing program, urbanization, high-dense development, architectural-construction peculiarities, region, agglomeration, sustainable development, de-urbanization.
For citation: Gogoleva N.A., Norenkov S.V., Krasheninnikova E.S. Regional architecture-construction peculiarities of housing programs of Nizhny Novgorod oblast. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2018. No. 12, pp. 8-15. (In Russian).
Развитие рынка жилья на начальном этапе кардинальных изменений в стране, получившей наследие в качестве правопреемника СССР, исходило от Совета Министров и Правительства РФ. 20 июня 1993 г. была принята Государственная целевая программа «Жилище». В ней определялись принципиальные положения долгосрочной жилищной политики России, намечались конкретные меры на 1993-1995 гг.
Поскольку Нижегородская область являла собой пример активной рыночной политики и благоприятного инвестиционного климата, она имела преимущества. После жесткого конкурсного отбора из двадцати восьми претен-
дентов Нижний Новгород оказался в списке нескольких российских земель, где Всемирный банк начал свой Жилищный проект. Ориентируясь на опережение жилищного законодательства и стратегически прогнозируя возможные пути реализации одной из приоритетных государственных программ, администрация Нижегородской области уже в апреле 1993 г. имела своеобразный концептуальный план жилищной реформы.
Благодаря особой значимости Нижегородского региона как «кармана» России и готовности проводить рыночные новации Госстрой России возлагал особые надежды
Научно-технический и производственный журнал
—--Ж И Л И Щ Н О Е —
СТРОИТЕЛЬСТВО
СХЕМА ПЕРСПЕКТИВНОЙ КОНФИГУРАЦИИ НИЖЕГОРОДСКОГО МЕГАПОЛИСА В ХХ! в.
Рис. 1. Схема развития двухчастного агломерационного образования: Анн _ Нижегородская индустриально-промышленно-узловая агломерация; Аасв — Арзамасско-Саровско-Выксунская «пленочно»-постиндустриальная агломерация; ТР3 — западный фрагмент трассы расселения (г. Муром — г. Навашино — г. Арзамас); ТРВ — восточный фрагмент трассы расселения (г. Арзамас — г. Перевоз — г. Сергач); ТР2 — трасса расселения (г. Вязники — г. Дзержинск — г. Н.Новгород); ТР*3 — северный фрагмент трассы расселения (г. Н.Новгород — г. Семенов — г. Шахунья); ТР?Р — южный фрагмент трассы расселения (г. Н.Новгород — г. Арзамас — г. Лукоянов); ДР® — долина расселения по р. Волга (г. Городец — г. Балахна — г. Н.Новгород); ДР® — долина расселения по р. Волга (г. Н.Новгород — г. Котово — г. Лысково); ДРО — долина расселения по р. Ока (р.п. Шиморское — г. Павлово — г. Н.Новгород) при мегаполисном расселении в Нижегородской области (концептуальное предложение С.В. Норенкова, Е.С. Крашенинникова)
на проведение крупномасштабных преобразований именно в Нижегородской области. В русле подготовленной одним из головных российских институтов - ОАО «Гипро-гор» и МП ИРГ «НИЖЕГОРОДГРАЖДАННИИПРОЕКТ» «Концепции развития Нижнего Новгорода до 2010 г.», а также программного проекта «Экспериментальная разработка градостроительного освоения Нижегородской области» предлагалась принципиально новая бизнес-плановая стратегия краткосрочного развертывания жилищного строительства.
12'2018 ^^^^^^^^^^^^^
Используя мировой опыт преобладания малоэтажной жилой застройки, опираясь на собственную строительную базу и развивая тесные контакты с зарубежными партнерами на Нижегородской земле, администрация стремилась добиться значительных результатов в столь острой проблеме, как обеспеченность населения жильем. Реализация программы «Жилище» на практике потенциально становилась своеобразным «локомотивом» всех рыночных реформ, проводимых в Нижегородской области. По данным ряда исследований, организованных Всемирным банком,
9
Градостроительство и архитектура
------ЖИЛИЩНОЕ ---
строительство
Научно-технический и производственный журнал
Рис. 2. Исторический центр г. Нижний Новгород с выделением цветом историко-культурных объектов на территории Кремля и вокруг него, где хорошо видны характерные признаки усадебной, квартальной и современной жилой застройки (фрагмент историко-культурного опорного плана НИП«Этнос» 2004—2006 гг.)
рынок жилья в Нижнем Новгороде мало уступал тогда по своей динамике Москве и Санкт-Петербургу.
Рассмотрим основные направления программных преобразований в архитектурно-строительной сфере на примере Нижегородской области. Особенность постперестроечного этапа в сфере жилищной политики определялась отходом от типового проектирования, характерного для коллективного начала в потреблении в сторону индивидуального беспрототипного архитектурно-строительного проектирования. В центре внимания уже в 1990-е гг. оказывается архитектурная и художественная индивидуализированная «квартальная» жилая среда [1].
Перенесение акцентов на развитие коммерческого рынка в жилищной сфере за несколько лет устранило монопольный диктат крупных домостроительных комбинатов. Хотя их удержание «на плаву» и возвращение в жилищной сфере в условиях необходимости наращивания темпов
и объемов строительства также актуально. Доминирование авторских начал в архитектуре не отрицает типизации и технологической регламентации в строительстве.
В середине 1990-х гг. проявилось беспокойство индивидуальных застройщиков по поводу затягивания разработки программы индивидуального жилищного строительства в Нижегородской области. Тогда же усилились относительно самоизолированные позиции разных административных сторон по вопросу определения городской черты. В плановой системе они устранялись бы на пути понимания Нижнего Новгорода и тяготеющих к нему городов как единого агломерационного целого. По мере продвижения программных разработок в области жилья важное значение тогда имели пригородные зоны городов Нижегородской агломерации.
Факт правового признания Нижегородской агломерации и создание органа, стоящего над узкими интересами отдельных ее частей, позволили бы уже тогда быстрее
Научно-технический и производственный журнал
-------ЖИЛИЩНОЕ ---
строительство
Рис. 3. Характерный пример сверхплотной высокоэтажной застройки в городе-миллионнике Нижнем Новгороде в составе жилого образования «Город будущего» (макет ООО «АХИтектон»)
перейти к формированию оптимального столичного для Приволжского федерального округа жизненного пространства. Хорошими аналогами для регулирования развития ситуации являлись правила застройки и территориальные нормативные законы, принятые в развитых странах, имеющих ареалы агломераций, мегаполисов и метрополий. К сожалению, Нижегородская агломерация так и не была узаконена.
Законодательное утверждение Нижегородской агломерации в своих правах позволило бы в большей мере уйти от спекуляции земельными участками, возникающими на базе административных притязаний различных властных структур и коммерческих интересов ряда инвестиционных фирм, нацеленных на экспансивное продвижение «городской черты». Иногда дело доходило до абсурда, когда жители полу-торамиллионного города жили на территории соседствующего района, города, входящего в систему «Нижегородской агломерации», а центр этого города удален от пригородной нижегородской застройки на многие километры. Бесконтрольность и спекулятивность содействовали криминализации сферы жилья.
Каковы же критерии и ориентиры программирования жилищных реформ, необходимые для перехода на формирование полноценных долговременных жилищных программ? По данным ООН, строительство десять квартир в
год на 1 тыс. человек позволяет лишь поддерживать достигнутый уровень обеспеченности жильем. Этот порог обусловлен моральным и физическим износом квартиры в течение ста лет. На рубеже 1990-х гг. этот показатель оказался в три раза ниже (5-7 квартир), чем нужно для развития жилищной сферы. Порог в 15-20 квартир на 1 тыс. жителей в год может быть преодолен в предстоящую шестилетку при качественно новых подходах в развитии жилищного строительства [2].
Исходя из этого количество вводимых в год квартир должно быть увеличено в несколько раз. На основе существующей базы домостроения, во многом уже морально и технологически устаревшей, этого сделать не удастся. Видимо, потребуются неординарные меры, сравнимые с массовым жилищным строительством времен «народной стройки». Причем этот процесс должен быть не стихийным, а профессионально поддержанным и регулируемым. Малоэтажное, индивидуальное и блокированное жилье, вполне возможно, станет доминирующим в массовой застройке [3].
Важнейшим долговременным ориентиром данных усилий является переход от идей и концепций, имеющих рыночную природу, к программам и механизмам реализации эффективной градостроительной деятельности [4]. Это предстоит делать посредством формирования разветвленной системы не только за счет относительно независимых
Градостроительство и архитектура
------ЖИЛИЩНОЕ ---
строительство
Научно-технический и производственный журнал
Рис. 4. Проектное предложение по жилой застройке в Почаинском овраге (творческая мастерская архитекторов Пестова и Попова)
коммерческих, акционерных, муниципальных структур с «единым окном», способных эффективно развивать жилищную сферу, но и за счет государственно-частного партнерства. Содержательно эти организационные усилия смогут претворяться в жизнь при доминирующем предпринимательском интересе различных слоев граждан. С прицелом на 2025 г. главную ставку в жилищном строительстве, скорее всего, надо делать на молодежь, «средний класс», малый и средний бизнес [5].
Сейчас можно подытожить некоторые негативные и позитивные результаты проводимых реформ того переходного периода. Позитивные результаты налицо. Преодолевается строительство безадресного унифицированного и удручающего своим однообразием жилья. Сформированы новые институты рынка жилья, которые начинают доминировать во всей сфере жилья (частные фирмы, авторские мастерские, организации, сеть риелторских контор, разного рода акционерные общества и товарищества). В те годы формировались независимые органы экспертизы и консультирования, практиковались регулярные аукционы, торги, выставки, конкурсы. Жилье перестало быть предметом, за которым надо всю жизнь стоять в очереди. Формировалась система банковских услуг с конкурирующими жилищными программами (ипотека, кредитование, облигационный заем, сертификаты), сокращались сроки выдачи архитектурно-планировочного задания, проектирования и строительства.
Негативные результаты тоже очевидны, особенно на первых этапах: значительно уменьшились объемы вводимого в строй жилья, в условиях инфляции жилье стало не вполне выгодно производить как товар, хотя очевидная его дефицитность вела к безудержному росту цен на материалы, строительные работы и услуги. Основная масса населения утрачивала реальную надежду получить в обозримой перспективе жилье. В нестабильных экономических условиях плановость и комплексность застройки утрачивались.
Развитие всего позитивного и снятие негативных результатов преобразований и структурных перестроек сферы жилья как одной из приоритетных сфер экономики определяют свои задачи в современный период. В качестве реализации установок жилищной программы по мере стабилизации идет втягивание в рынок возможно большего
количества людей. Пока только 1-3% жителей могут покупать квартиры, минуя поддержку внешних структур. Причем коммерческое жилье ориентировано преимущественно на богатых. Средний слой нужно бережно привлекать к выстраиванию идеологии стабильного безынфляционного рынка жилья при долговременной ипотечной поддержке, рассчитанной на 10-20 лет и более.
Нынешнее положение города в системе расселения находится на перепутье «движения по течению» и попыток воссоздания утраченных достижений царской России и планового советского хозяйства [6]. Нижний Новгород является административным центром области и в то же время одним из крупнейших промышленных городов Российской Федерации. Сложившаяся вокруг Нижнего Новгорода рассредоточенная система населенных мест - наиболее урбанизированная часть области. Она включает 14 городов, 31 поселок городского типа, 100 сельских населенных пунктов, концентрируя 68,4% всего населения области. Эта потенциально многослойная агломерационная территория является пригородной зоной влияния Нижнего Новгорода. Она отличается развитой транспортной инфраструктурой (железнодорожной, автомобильной, водной), ярко выраженными производственно-технологическими связями между населенными пунктами, наличием трудовых и культурно-бытовых маятниковых миграций (рис. 1).
Нижегородская агломерация уже длительное время существует де-факто, и таковой ее статус должен быть закреплен де-юре, что и намечено на ближайший год. Если это удастся сделать, то нижегородцы окажутся пионерами в области градостроительных новаций, выходящих за рамки традиционных представлений, господствующих в системе теоретического понимания новейшего градознания. Хотя открытия весьма запоздали, так как давно накапливались в подобных районных центрах России. Как правило, близкие ситуации проявляются в столицах и городах с более чем миллионом жителей, - Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Челябинске, Новосибирске.
Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, можно прийти к выводу, что дальнейшая интенсификация использования городских земель не покрывает дефицита в потребностях территорий под новое строительство. Изменение градостроительной политики идет в отношении баланса многоэтажного и малоэтажного жилого фонда, как
Научно-технический и производственный журнал
Рис. 5. Проектное предложение по формированию высокоплотной малоэтажной жилой застройки на месте садоводческого массива, включенного в структуру города (ООО «СинАРХия»)
существующего, так и вновь размещаемого. Все это существенно повлияет на потребность в различных архитектурных решениях на разных территориях под застройку.
Имевшая место последние десятилетия практика массово-многоэтажного строительства со сносом существующей застройки в значительной мере сменяется тенденцией к сохранению (рис. 2). существующего исторического фонда [7]. Также значительно изменились объемы и качество нового многоэтажного строительства (рис. 3). Конкретные пропорции соотношения жилой застройки решаются в архитектурно-градостроительных проектах исходя из контекста усиления или ослабления агломерационных и кластерных подходов, соотношения историко-культурного и экономико-технологического приоритета (рис. 4).
Выявились и обострились потребности в размещении одноэтажных и малоэтажных строений. Наметились тенденции особенно активного развития индивидуального и блокированного жилья. Огромные перспективы для управления проектами есть на экологически чистых землях и в садоводческих массивах [8]. На территории города их около 140. При среднем количестве участков в пять соток есть более ста участков в каждом массиве. Вокруг Нижнего Новгорода насчитывается также еще более ста садоводческих массивов с правом прописки и плюс более семидесяти новых поселков для среднего класса, а также с десяток элитных поселков (рис. 5).
Массовое развитие в предстоящие годы может и должно получить индивидуальное жилищное строительство. Оно становится ведущим ориентиром для жилищных программ всех типов. В городах и поселках выполнение жилищных программ должно развертываться по всем линиям:
- выселение из ветхого жилья;
- ввод социального жилья;
- строительство жилья для средних слоев населения;
- строительство коммерческого жилья бизнес-класса;
- строительство элитарного жилья.
Экономически сбалансированное развитие всех видов
строительства должно способствовать значительному снятию социальной напряженности и развитию рынка жилья в регионе в целом [9].
Успешное решение проблем Нижегородской агломерации и Арзамасско-Саровско-Выксунской агломерации в составе мегаполиса в целом необходимо осуществлять с учетом достижений научно-технического прогресса [10]. В результате это будет содействовать комплексу трудноре-шаемых или неразрешимых на сегодня проблем типа: «городская черта», формирование огромных зон индивидуально-поселковой застройки, новое качество эффективного управления и т. д. «Регион - область - мегаполис - агломерации - ядро агломерации (Н. Новгород) - города, их скопления и поселения» - вот формула объекта программных реформ в сфере урбанизации и дезурбанизации, а в целом прогнозируемого расселения.
При том что на каждом уровне есть свои внутренние вопросы, которые решают руководители именно этих подразделений, особого внимания заслуживают проблемы, возникающие на стыках разных корпоративных уровней мобильных реформаторских решений [11]. При их территориальном рассмотрении на первый план выходят следующие группы задач:
- развитие пригородных зон;
- формирование развитой сети инженерно-транспортной инфраструктуры;
- поддержание эффективного использования ресурсов;
- мониторинг экологически опасных участников;
- выявление приоритетных направлений промышленно-экономического и технико-технологического развития;
- определение политики в отношении закрытых зон и опасных территорий;
Градостроительство и архитектура
ц м .1
Научно-технический и производственный журнал
- создание в русле конверсии и модернизации военных городков системы технопарков;
- прогнозирование регионов использования территорий;
- проработка вариантов расселения и др. Серьезной заявкой для скорейшего решения многих
вопросов сбалансированного регионального расселения может стать проработка в градостроительном плане вопросов утверждения Нижегородской агломерации в качестве целостного объекта управления. Ключом в таком случае может стать способность властей придать Нижегородской агломерации статус юридического субъекта не через фрагментированное слияние городов и поселков. Причем именно сначала агломерации, а потом поселкам и пригородам. В качестве правового подтверждения это может оформляться в системе взаимообусловленных документов, образующих единый пакет: «Архитектурно-градостроительный устав области», «Жилищный кодекс области», «Градостроительный кодекс области», «Кодекс развития агломерации», «Градостроительный кадастр Нижегородской агломерации», «Правила застройки охранных зон», «Градостроительный устав города», «Градостроительный кадастр», «Правила застройки и реконструкции исторических городов», «Правила застройки охранных зон Нижнего Новгорода», «Правила застройки исторических городов области». Проекты и фрагменты такого рода материалов есть в ряде фирм, но они ждут финансирования [12].
В «Проекте стратегии Нижегородской области до 2035 г.» определены стратегические цели по трем ключевым направлениям, комплексный подход к реализации которых обеспечит единую траекторию прогрессивного развития региона. Природные ресурсы Нижегородской области дают возможность обеспечить гармонично организованное пространство расселения. В основе исходных принципов лежит гибкая система управления механизмом территориального развития, позволяющая соответствовать современным требованиям комфортной и прогрессивной среды. Она учитывает перспективную трансформацию экономического и социокультурного каркаса и обеспечивает сохранность уникальной экосистемы региона. В стратегическом проекте области до 2035 г. представлена метрика пространства социально-экономического развития региона (Проект Стратегии Нижегородской области до 2035 г. Полная версия. Май 2018 г.).
Выделяются главные стратегические цели «Проекта стратегии 2035»:
1. Человеческий капитал, обеспечивающий высокий уровень и качество жизни населения региона за счет гармоничного развития экономики и пространства, способствующего активному притяжению, накоплению и развитию качественного человеческого капитала.
2. Экономическое развитие ориентировано на обеспечение диверсифицированной экономики, в основе которой лежит цифровая промышленность; обеспечить развитие
Список литературы
1. Бычкова А.Н., Ганжа С.Д. К вопросу об эволюции понятия «квартал» // Региональные архитектурно-художественные школы. 2016. № 1. С. 277-283.
2. Брук Д. История городов будущего. М.: StrelkaPress, 2014. 433 с.
3. Калабин А.В., Куковякин А.Б. Массовая жилая застройка: проблемы и перспективы // Академический вестник УралНИИпроектРААСН. 2017. № 3 (34). С. 55-60.
региона как научного центра и лидера атомной промышленности и отдельных отраслей новой высокотехнологичной экономики; стать одним из лидеров РФ по инвестиционному климату и условиям для предпринимательства, регионом с развитым АПК, центром туризма и народных промыслов.
3. Пространство, природные ресурсы с гибкой системой управления механизмом территориального развития.
На нынешнем этапе в строительстве наблюдаются недостаточные темпы ввода жилья, высокая стоимость 1 м2 на первичном рынке, а соответственно необходимо принятие мер по сокращению себестоимости строительства (самая высокая в ПФО) (Проект стратегии Нижегородской области до 2035 г. электронная версия). Согласно данным Стратегии, показатели Нижегородской области в РФ в 2011 г.следующие: ввод жилья на одного жителя - 0,45 м2; средняя цена на первичном рынке жилья - 46 тыс. р.; средняя стоимость строительства 1 м2 жилья - 32 тыс. р.; количество граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, - 0,5 тыс. чел. В 2016 г. показатели несколько изменились: ввод жилья на одного жителя - 0,39 м2; средняя цена на первичном рынке жилья - 60,5 тыс. р.; средняя стоимость строительства 1 м2 жилья - 44 тыс. р.; количество граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, -15,9 тыс. чел. Средние показатели Нижегородской области из всех субъектов федерации в разных позициях неравномерно расположились от 14-го до 57-го места (Источник: Министерство строительства Нижегородской области, анализ рабочей группы).
В заключение отметим, что в соответствии с «Проектом стратегии 2035» для Нижегородской области, раскрываются следующие ключевые проблемы в архитектурно-строительной сфере, имеющие высокий приоритет для взвешенных решений:
- высокая стоимость жилья по отношению к среднему доходу жителей региона могла бы значительно снижаться при движении по путям опыта «народной стройки 1950-х гг.», но уже с привлечением высоких постиндустриальных технологий;
- за счет снятия проблем низкой инвестиционной привлекательности архитектурно-строительной отрасли и увеличения доли земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, действительно станет возможным исполнение указов Президента России; именно эта отрасль могла бы стать «локомотивом» реформ;
- слаборегулируемый процесс комплексной застройки, особенно спонтанной на историко-культурных территориях, нуждается в компетентных специалистах, переобучение которых должно проходить на регулярной основе с учетом преодоления многочисленных административных барьеров, качественной документации территориального планирования, программного обеспечения и добротного проектирования.
References
1. Bychkova A.N., Ganzha S.D. On the evolution of the concept of "quarter". Regionalnye arhitekturno-hudozhestvennye shkoly. 2016. No. 1, pp. 277-283.
2. Bruke D. Istoriya gorodov budushhego [History of the cities of the future]. Moscow: StrelkaPress. 2014. 433 p.
3. Kalabin A.V., Kukovyakin A.B. Large-scale residential development: problems and prospects. Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN. 2017. No. 3 (34), pp. 55-60.
Научно-технический и производственный журнал
-------ЖИЛИЩНОЕ ---
строительство
4. Маркина Е.П. Архитектурный и градостроительный ракурсы проектирования современных городов // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 2-1 (56). С. 145-147.
5. Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ. Материалы международной научно-практической конференции 3-7 апреля 2017 г. Москва: МАРХИ, 2017. 447 с.
6. Нижний Новгород. Иллюстрированный каталог объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, расположенных на территории Нижнего Новгорода: в 2 кн. Н. Новгород, 2017. Кн. 1. 376 с.
7. Севан О.Г. Социокультурное проектирование исторических поселений и малых городов России. Участие населения и организация партнерств. М.: Научная инициатива, 2018. 189 с.
8. Черняк В.З. Принципы управления проектами. М.: РУСАЙНС, 2017. 212 с.
9. Булинина Н.С. География жилой застройки в Нижнем Новгороде в прошлом и настоящем // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 3. № 4. С. 246-253.
10. Пинегина И.Т. Стратегическое планирование научно-технического прогресса. Хабаровск: ТОГУ, 2014. 209 с.
11. Эспозито Д. Архитектура корпоративных мобильных решений. М. - СПб.: Русская редакция BHV, 2014. 460 с.
12. Стукалов Г.В. Градостроительное проектирование мегаполиса. М.: Спорт и культура-2000, 2015. 79 с.
4. Markina E.P. Architectural and urban planning foreshort-enings of design of modern cities. Mezhdunarodnyi nauch-no-issledovatelskiyzhurnal. 2017. No. 2-1 (56), pp. 145-147.
5. Science, education and experimental design. Proceedings of MARHI. Proceedings of the international scientific-practical conference 3-7 April 2017. Moscow: MARHI. 2017. 447 p.
6. Nizhnij Novgorod. Illyustrirovannyj katalog obektov kulturnogo naslediya (pamyatnikov istorii i kultury) federalnogo znacheni-ya, raspolozhennyx na territorii Nizhnego Novgoroda [Nizhny Novgorod. Illustrated catalog of cultural heritage (historical and cultural monuments) of Federal importance, located on the territory of Nizhny Novgorod]. N. Novgorod, 2017. Book 1. 376 p.
7. Sevan O.G. Sociokulturnoe proektirovanie istoricheskih pose-lenij i malyh gorodov Rossii. Uchastie naseleniya i organizaciya partnerstv [Socio-Cultural design of historical settlements and small towns of Russia. Public participation and organization of partnerships]. Moscow: Nauchnaya iniciativa. 2018. 189 p.
8. Chernyak V.Z. Principy upravleniya proektami [Project management principles]. Moscow : RUSAINS. 2017. 212 p.
9. Bulinina, N.S. Geografiya of the housing estate in Nizhny Novgorod in the past and the present. Yaroslavskii pedagog-icheskii vestnik. 2013. Vol. 3. No. 4, pp. 246-253.
10. Pinegina I.T. Strategicheskoe planirovanie nauchno-texnich-eskogo progressa [Strategic planning of scientific and technical progress]. Habarovsk: TOGU. 2014. 209 p.
11. Esposito D. Arxitektura korporativnyh mobilnyh reshenij [The Architecture of enterprise mobile solutions]. Moscow - Saint Petersburg: Russkaya redakciya BHV. 2014. 460 p.
12. Stukalov G.V. Gradostroitel'noe proektirovanie megapolisa [Town-planning design of the megalopolis]. Moscow: Sport i kul'tura-2000. 2015. 79 p.
Проект квартиры для инвалида-колясочника победил в городском конкурсе
В Государственном центральном концертном зале «Россия» объявлены призеры ежегодного конкурса «Город для всех», приуроченного к Международному дню инвалидов. Руководитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы В. Петросян наградил Холдинговую компанию ГВСУ «Центр» за победу в номинации «Проектные организации, разработавшие проекты зданий и сооружений с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения» - индивидуальный проект квартиры для проживания инвалида.
Проект реализован в жилом доме на ул. Коминтерна в Москве, который ГВСУ «Центр» строит по заказу города. Двухсекционный 17-этажный дом системы «ДОММОС» на 128 квартир, площадью около 9 тыс. м2 построен, в настоящее время ведутся отделочные работы. Отделка комфорт-класса включает установку современной сантехники, электроплит, укладку настенной и напольной плитки, ламината, установку входных и межкомнатных дверей, потолочных светильников с улучшенными характеристиками и пр.
Площадь двухкомнатной квартиры для проживания инвалида составляет 87,4 м2, что почти на 20 м2 превышает действующие нормативы. Квартира находится на втором этаже и спроектирована таким образом, чтобы во всех комнатах, в кухне и в ванной было достаточно места для разворота инвалидной коляски. В квартире нет порогов, все выключатели, розетки, дверные ручки, звонки находятся в прямом доступе инвалида. Противопожарная металлическая входная дверь снабжена дополнительным глазком, звонком и ручками.
В доме и на придомовой территории создана безбарьерная среда для проживания и гостевого доступа маломобильных групп граждан. Кроме
- Места общего пользования
- Холл-прихожая
- Коридор
- Кухня
- Гостиная
- Спальная
- Санитарные узлы
- Кладовая
того, проектом предусмотрен доступ во все квартиры с уровня земли без подъемника, увеличенные холлы, большие лифты, расширенные дверные проемы, а также пожаробезопасные зоны на этажах с тревожной кнопкой и шрифт Брайля в местах общего пользования.
В 2019 г. в каждом из новых домов, которые ГВСУ «Центр» будет строить по городскому заказу, проектами предусмотрено шесть одно-и двухкомнатных квартир для проживания инвалидов площадью 66 и 88 м2 соответственно.