Научная статья на тему 'Региональное телевидение: социокультурные детерминанты и проблема эффективности'

Региональное телевидение: социокультурные детерминанты и проблема эффективности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
336
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО РОССИИ.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бурчик Андрей Владимирович

В статье рассматриваются критерии эффективности вещания регионального телевидения. Ключевым фактором этой проблемы является осознание социокультурных детерминант вещания, обратной связи и культура управляющего воздействия. Рассматривается диалектика общего и особенного в современном вещании в социокультурном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональное телевидение: социокультурные детерминанты и проблема эффективности»

Г.

Л'

Рисунок. Коллекция молодежных ансамблей, фрагмент набойки орнамента (Фото предоставлено кафедрой дизайна Анапского филиала Московского государственного педагогического университета.)

УДК 304.2 А.В. БУРЧИК

РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ

И ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Бурчик Андрей Владимирович, аспирант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), burchikandrey@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются критерии эффективности вещания регионального телевидения. Ключевым фактором этой проблемы является осознание социокультурных детерминант вещания, обратной связи и культура управляющего воздействия. Рассматривается диалектика общего и особенного в современном вещании в социокультурном аспекте.

Ключевые слова: СМИ, телевидение, региональное телевидение, медиапространство России.

UDC 304.2 A.V. BURCHIK

REGIONALNOE TELEVISION: SOCIOCULTURAL DETERMINANTS AND PROBLEM OF EFFICIENCY

Burchik Andrey Vladimirovich, postgraduate student of Krasnodar state Institute of culture (Krasnodar, St. 40 let Pobedy, 33), burchikandrey@mail.ru

Abstract. The article discusses performance criteria broadcast on regional television. A key factor to this problem is awareness of socio-cultural determinants of broadcasting, feedback, and the culture of control action. Examines dialectic of General and particular in contemporary broadcasting in social and cultural aspects. Keywords. Mass media, television, regional television, media space of Russia.

№ 2 (61), 2016

"Культурная жизнь региона'

Вопрос об управлении телевизионным процессом нетривиален, что обусловлено рядом причин. С одной стороны, речь идет об искусстве управления СМИ, которые являются синтезом технократических и социокультурных подсистем. С другой - кроме того, что телевидение находится в поле административного, политического влияния, оно подвержено детерминации социокультурными процессами, которые также «управляют им», поскольку телевидение не может не ориентироваться на вкусы и мотивы аудитории.

Социокультурное пространство, в котором находится телевидение, представляет собой коммуникативную среду. Социокультурное пространство регионального масштаба не просто физически меньше, чем пространство государства, но и обладает своей коммуникативной спецификой. Мы имеем в виду не техническую специфику, а прежде всего ценностную, связанную с ментальностью региона, его культурными традициями и тенденциями. Рассмотрим, какие изменения в телевизионном вещании стали доминирующими, приоритетными.

Развитие глобализации как мощного информационного процесса находит полное отражение в регионах. Это проявляется в том, что формат современного регионального телетекста вольно или невольно стал отражением и носителем глобальных кодов и свойств. Переход на цифровую форму и сближение с этой точки зрения с интернетом превращает телевизионный текст в гипертекстуальную форму. Более того, доминирование глобального над региональным делает любой региональный текст фрагментом мегатекста современной культуры [1, с. 309312]. Возрастает интертекстуальная составляющая телевизионного текста, созданного в провинции. Рассмотрим с этой точки зрения диалектику общего и особенного в телевизионном пространстве Кубани.

Основными каналами в культурно-коммуникационном пространстве вещания являются «Кубань 24», «Краснодар», «Россия 1. Кубань». На первом месте для внимания зрительской аудитории края находятся [2] информационные программы: «Факты 24», «Местное время. Вести. Кубань», «Город. Сегодня». На втором месте в Кубанском телевидении находятся публицистические программы. Следующую ступеньку занимают программы документальной историко-культурной направленности, в которых раскрываются новые факты, свидетельства о жизни казаков на Кубани, жизни горских народов, о культуре Кавказа в целом.

Исследования и опросы также показывают, что большой притягательностью обладают телепрограммы социально-просветительской, воспитательной, благотворительной направленности, такие как «Край добра», «Город добрых дел». Традиционно телевидение остается ведущим источником информации и развлечения. Однако развлекательные каналы Центра, шоу-программы, спортивные передачи доминируют над аналогичными местными программами.

Интерес вызывает в регионе вещание телеканала «Культура» [3]. Привлекательным выглядит содержание и формат передач канала. Не только потому, что на этом канале нет перерывов на рекламу. Вызывает одобрение просветительская сторона передач, умение сочетать в вещании ценности «высокой» культуры и «массовой», ценности обыденные и вечные. Это происходит в том числе и потому, что канал демократичен и открыт для региональных мастеров телевидения. Для примера приведем фильмы режиссера, оператора и сценариста, президента АНО «Краснодарская киностудия им. Н. Минервина» Валерия Григорьевича Тимощенко: «Крестьянская история», «Русский заповедник», «Чистая победа. Битва за Севастополь», «Чистая победа. Штурм Новороссийска» [4] и др.

Нам хочется отметить, что высокая информационная экология этого канала обеспечивается тем, что в попечительском совете канала «Культура» находятся многие видные деятели культуры и политики, которые одновременно являются членами Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации. Другим важным достоинством этого канала является удачное сотрудничество с зарубежными каналами - BBC, Discovery, Granada, Telemondis, RAL и многими другими. Более 80% городского населения и более половины сельского населения принимают вещание этого канала. Он является, с нашей точки зрения, примером наиболее удачного сочетания глобального российского и регионального компонентов, в нем элементы зарубежного вещания органично вписываются в общую концепцию вещания. С нашей точки зрения, это обусловлено тем, что передачи канала соответствуют традициям русской духовности не формально, а по большому счету, идейно. Канал «Культура»

идейно ориентирован не на потребительские ценности рынка, а на самодостаточные ценности гуманистической культуры. Рынок должен облагораживаться, адаптируя свои предпринимательские интересы к критериям добра, справедливости, гуманистичности, красоты, возвышенного, правдивого.

В качестве примера концепционной альтернативы телеканалу «Культура» можно рассматривать канал ТНТ. Его альтернативность заключена как в экономической базе, так и в принципах вещания. ТНТ является коммерческим каналом, поэтому его приоритетами являются реклама и одновременно привлечение любыми средствами многочисленной аудитории.

Главными принципами формата этих телепередач становятся те качества, кодифицированные в лоне массовой культуры, носителями которых являются «звезды» и «модели» [5, с. 91-96]. Приоритетом являются тривиализация, шоу, развлечение, наслаждение. Один из главных форматов, характерных для этого вещания, - это сериалы: «Физрук», «Интерны», «Универ», «Реальные пацаны», реалити-шоу («Холостяк», «Дом 2») и юмористическое шоу («Comedy club», «Stand Up»), которые основной целью имеют коммерческую прибыль. Детские передачи в этой стратегии также имеют, с точки зрения отображения жизни, зауженный формат. Они нацелены на развлечения, рекламу и оперируют в основном образами квазисуществ и квазипредметов («Котопёс», «Шоу Рена и Стимпи», «Ох уж эти детки!», «Новая жизнь Рокко», «Настоящие монстры», «Эй, Арнольд!», «Крутые бобры», «Дикая семейка Торнбер-ри», «Губка Боб Квадратные Штаны», «Жизнь и приключения робота-подростка»). Однобокая ориентация детских программ на увод детского сознания в область виртуальных симу-лякров и квазипредметов, с нашей точки зрения, нарушает принципы информационной экологии для детского вещания. С нашей точки зрения, такой формат вещания эксплуатирует детскую психику в целях получения коммерческого эффекта.

Региональные каналы отечественного, в том числе и кубанского, телевидения в основном являются подражательными, они явно или неявно копируют формат Центра. Поскольку же отечественное телевидение современного формата возникло также в подавляющем числе случаев путем заимствования и подражания западным образцам и форматам, то получается эффект двойного заимствования. Формат программ глобального уровня доминирует, и позиция провинциализма сохраняется. Плохо, что причиной этого являются не только недостатки технического уровня, но и отсутствие профессионализма. А профессионализм проявляется в умении думать на языке телеобразов, в умении на телеэкране репрезентировать значимые проблемы и с помощью медиадиалога искать способы их решения. Для этого авторы программ, продюсеры и редакторы должны понимать свою ответственность за то, что им предоставлено ведущее семиотическое средство современного социума, которое формирует картину мира и оказывает глубинное воздействие на личность. Более того, надо понимать, что медиа создают т.н. «вторую реальность», которая фигурирует в сознании массового потребителя как первичная. Эксплуатация этой способности телевещания может дорого стоить каждой конкретной личности. Поэтому культура вещания на современном этапе имеет существенное значение для социально-психологического здоровья населения, комфорта его существования и благополучия.

С этой точки зрения представляется, что на отечественном экране важную позитивную роль играют просветительские и образовательные передачи Первого общероссийского канала. Социологические опросы также подтверждают, что на Кубани востребованы такие передачи Первого, как «Слово пастыря», «Среда обитания», «История одного шедевра», «На ночь глядя», «Закрытый показ» и др. В то же время найти собственный формат телепередач, который бы не являлся клоном центральных, в регионе трудно. Однако, если вспомним документальное кино В.Г. Тимощенко [6], то лишний раз убедимся в том, что хотя оно создано на провинциальной студии, но формат и уровень его соответствует высшим критериям. Краснодарский институт культуры также выпускает режиссеров и операторов, которые уже на студенческой скамье создают работы высокого профессионального уровня. Видимо, многие проблемы уходят в специфику менеджмента в этой сфере, в технологию создания творческих команд, в систему стимулирования и мотивации.

№ 2 (61), 2016 "Культурная жизнь региона"

— 93

Особый вопрос - это телевидение и местная власть. Не только потому, что финансирование телевидения определяется представителями этой власти и от их позиции зависит судьба местных студий, каналов, программ. Местная власть также играет большую роль в подборе и расстановке кадров. С нашей точки зрения, здесь кроется одна из ключевых проблем. Культура управления телевизионной сферой и СМИ в целом не просто очень важна, а первостепенна. С нашей точки зрения, органы власти (и законодательной, и исполнительной) не должны оказывать прямого административного воздействия на творческий процесс. Задача заключается в том, чтобы существовали механизмы социального и культурного контроля за творческим процессом. Попечительские советы, общественные советы, мониторин-ги и опросы - вот ведущие звенья обратной связи со СМИ. С одной стороны, это создание творческих команд, а с другой - обратная связь через общественное мнение, экспертные оценки, профессиональную критику. Другими словами, механизмы управления творческим процессом в СМИ и на телевидении должны быть не административными, а механизмами семиотического, социокультурного детерминирования. Это могут быть творческие встречи, дискуссии, голосования, подсчеты рейтинга, конкурсы проектов, критические обзоры и пр.

С другой стороны, административная власть должна хорошо осознавать, что телевидение - это власть особого рода. Оно способно социокультурными средствами оказывать управляющее воздействие на личность и сообщества. Многие сложные проблемы, например, городской жизни, достаточно быстро и эффективно могут решаться с помощью медиавоз-действия. Даже проблема городских пробок во многом может быть преодолена, если, с одной стороны, с помощью СМИ будет оказываться формирующее влияние на повышение культуры вождения, а с другой - будут решаться конкретные проблемы изменения образа жизни. Медиа в очень значительной мере могут способствовать эффективному совершенствованию социокультурной сферы жизни города, поселения.

СМИ очень эффективны для решения региональных проблем, в том числе если речь идет о межнациональных взаимоотношениях. Но для этого должны быть сделаны контролируемые специальными общественными советами форматы передач, которые ни в коем случае не могли бы нарушить социальную экологию региона. В этом отношении многое уже сделано в регионе [7] на таких каналах, как «Кубань 24», «Краснодар», на телестудиях Армавира, Новороссийска, Анапы и др. Местное телевидение принимает активное участие в обсуждении и решении проблем ЖКХ, развитии предпринимательства на селе. Современное местное телевидение подключилось к выполнению рыночных функций - посреднической, регулирующей, стимулирующей, информационной. Однако программы информационного и культурно-просветительского характера остаются, с нашей точки зрения, приоритетными. Может быть, стоит больше уделить внимания образовательным программам. Один из удачных трендов последнего времени на отечественном телевидении - это современная военно-патриотическая тематика. Она всколыхнулась с особой силой после событий, связанных с воссоединением Крыма, и юбилейного парада Победы.

Итак, мы видим, что существуют разные механизмы социокультурной детерминации каналов телевещания на современном российском телевидении. Телеканал «Культура» можно отнести к вещанию, содержание и принципы которого определяются социокультурными приоритетами, государственной и общественной опекой, социальной цензурой. Канал обладает относительной автономностью по отношению к законам рынка, он не ангажирован сиюминутными потребительскими ценностями рекламы, рынка и политики. С точки зрения социокультурной он выдержан наиболее информационно-экологично в своем содержании, в распространяемых ценностях. Его программы достаточно органично вписывают Российскую культуру в пространство мировой культуры на внутреннем вещании, и есть перспектива для удачной экспансии его содержания на глобальный уровень.

Альтернативной формой можно считать канал вещания «ТНТ». Он ангажирован рыночными притязаниями. Однако недостаток его не в этом, а в том, что зачастую эта связь «рынок - телеканал» существует в примитивной форме. Рыночные детерминанты ассимилируются часто в односторонней, примитивно понимаемой форме. Эта связь должна быть более органичной, всесторонней, не нарушающей экологии общественного сознания.

На региональном уровне телевещания за последние десятилетия произошли кардинальные изменения. Существуют находки, примеры удачного формата связи с аудиторией. Главная задача состоит в том, чтобы детерминация со стороны управленческих структур и обратная связь телевидения с аудиторией и властью осуществлялась преимущественно в «мягких», семиотических, социокультурных формах воздействия.

Литература

1. Гриценко В.П., Данильченко Т.Ю. О роли Интернета в формировании универсальной идеологии // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 1.

2. Скляр А.И. Концептуальный подход к современному телевидению Кубани. URL: http: //oldconf. neasmo .org. ua/node/1194

3. Указ Президента Российской Федерации от 25.08.1997 г. № 919 «О совершенствовании государственного телевещания в Российской Федерации».

4. Чистая победа. Штурм Новороссийска. URL: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/ 47103

5. Дж. Чен. Модели и постмодернистское потребительское общество // Массовая культура: современные западные исследования / отв. ред. и предисл. В.В. Зверевой [пер. с англ.]. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005.

6. Крестьянская история. URL: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/57672

7. Скляр А.И. Эволюция телевидения малых городов Кубани. URL: http://www.rusnauka.com/ 5_SWMN_2012/Philosophia/4_ 101489.doc.htm

References

1. Gritsenko V.P., Danilchenko T.Yu. About the Internet role in formation of universal ideology// Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2008. № 1.

2. Sklyar A.I. Kontseptual'nyi podkhod k sovremennomu televideniyu Kubani [Conceptual approach to modern television of Kuban]: URL: http://oldconf.neasmo.org.ua/node/1194

3. The decree of the President of the Russian Federation dated 25.08.1997, No. 919 "On improving the state of broadcasting in the Russian Federation".

4. Chistaya pobeda. Shturm Novorossiiska [Flawless victory. Storm of Novorossiysk]: URL: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/47103

5. J. Chen. Models and post-modernist consumer society // Mass culture: modern western researches / The lane with English Otv. Edition and предисл. V.V. Zvereva. M.: Fund of the scientific researches "Culture Pragmatics", 2005.

6. Krest'yanskaya istoriya [Country history]. URL: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/ 57672

7. Sklyar A.I. Evolyutsiya televideniya malykh gorodov Kubani [Evolution of television of the small cities of Kuban]. URL: http://www.rusnauka.com/5_SWMN_2012/Philosophia/ 4 101489.doc.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.