цель, обозначено главное звено сотрудничества - заимствование высоких и новых технологий и промышленная трансформация с учетом коммерческой выгоды и преимуществ международного сотрудничества. Привлечение в страну российских научно-технических объектов выступает важным направлением китайско-российского научно-технического сотрудничества.
Так, в 2006 г. в провинцию Хэйлунцзян привлекли 25 сельскохозяйственных технологий, что заполнило пробелы в данной сфере в нашей провинции. С 2003 г. по март 2007 г. в провинцию было привлечено уже 146 российских технологий на сумму в 92,53 млн дол., в основном в области ядерной энергетики, авиации, космонавтики и электроники. Пока это небольшое число объектов и незначительная сумма, но сотрудничество развивается.
Со времени восстановления приграничной торговли между Советским Союзом и Китаем прошло уже более 25 лет. За это время бартерная торговля в приграничных регионах сменилась многоотраслевым региональным сотрудничеством двух стран. О некоторых аспектах и проблемах экономических связей КНР и РФ рассказывает автор статьи.
Региональное сотрудничество России и Китая
ЧЖАО ЛИЧЖИ,
профессор Хэйлунцзянской академии общественных наук, Харбин, КНР
Динамизм торговых отношений
С началом XXI века по мере непрерывного углубления политических отношений между Россией и Китаем, устойчивого и непрерывного роста их экономик, объём торговли между двумя странами и их регионами непрерывно увеличивается. В 2006 г. общий объём товарообмена между Россией и Китаем
достиг более 6,8 млрд дол. За первые 8 месяцев 2007 г. этот рубеж был уже превзойден*. Однако даже такой рост торговли неадекватен экономической мощи и географическим преимуществам регионов наших стран, намного отстаёт от чаяний их населения. Например, общий объём китайско-корейской торговли в 2006 г. составил 134,3 млрд дол., увеличившись в 27 раз по сравнению с показателем 1992 г. (время установления дипломатических отношений).
На новый уровень надо поднимать и инвестиционное сотрудничество между регионами РФ и КНР. Ещё в 2004 г. во время саммита руководителей и правительств двух стран было достигнуто общее понимание идеи развития обоюдного инвестиционного сотрудничества. Премьер Госсовета КНР Ван Цзя-бао поставил цель: к 2015 г. инвестировать 12 млрд дол. Для достижения этой цели необходимо расширить взаимное сотрудничество между двумя странами и их регионами.
За первые десять месяцев 2000 г. Россия инвестировала в другие страны 2 млн дол., заняв второе место среди стран с трансформируемой экономикой. В то же время объём прямых китайских инвестиций в экономику России- меньше 1 млрд дол. (в другие страны Китай инвестировал 11,3 млрд дол.). Общий объём взаимного инвестиционного сотрудничества совсем незначителен. В 2006 г. объём китайских инвестиций на российском Дальнем Востоке составил около 100 млн дол., а компании России вложили в экономику провинции Хэйлун-цзян менее 3 млн дол. Если ситуация в ближайшее время не улучшится, то это отрицательно повлияет на инвестиционное сотрудничество наших стран.
Реализация крупных региональных проектов
Крупные проекты служат опорой российско-китайского регионального сотрудничества. Их успешная реализация - яркий пример, оказывающий сильное влияние на процесс углубления регионального сотрудничества. Но сотрудничество в сфере крупных проектов, насколько я знаю, развивается от-
* 30% торгового оборота приходится на региональную торговлю, объем которой ещё в 1993 г. достиг 20 млрд дол.
носительно медленно. Например, с августа 2004 г. Агентство информационной статистики «Приморье» (Россия) и Корпорация «Шимао» (КНР) начали реализовывать крупный проект на российско-китайской границе - строительство пограничного транспортного коридора «Суйфэньхэ Пограничный». Обе стороны вложили в него около 2 млрд юаней. 18 июня 2006 г. состоялась церемония открытия российского участка на территории транспортного коридора, 16 августа того же года официально открылся и китайский участок. Однако и сегодня население двух стран, к сожалению, не может въехать на его территорию без соответствующих документов. Фактически данный проект приостановлен на полпути.
Другой пример. В 1989 г. представители Амурской области и провинции Хэйлунцзян начали переговоры по строительству моста через реку Хэйлунцзян (Амур) и подготовку технико-экономического обоснования. С тех пор уже прошло около 20 лет, но проект строительства всё еще остаётся в стадии разработки документов.
Еще один крупный проект - строительство целлюлозно-бумажного комбината в Читинской области. По проектной мощности это предприятие станет одним из крупнейших в отрасли. Однако пока неизвестно, когда этот проект будет полностью реализован и предприятие сдано в эксплуатацию.
Законодательство по региональному сотрудничеству
Разработка реальных политических установок и законодательства в рамках центральной и региональной политики и законов способствует непрерывному и устойчивому развитию регионального сотрудничества. Например, таможенные органы г. Хэйхэ провинции Хэйлунцзян и г. Благовещенск Амурской области первыми нашли общую точку соприкосновения в системе контроля за потоками грузов и пассажиров, начали действовать по семидневному и круглосуточному графику работы, тем самым создав очень удобные условия для транспортировки грузов и пассажиров через границу, значительно повысив эффективность таможенных операций.
Мэрия г. Хэйхэ разработала также ряд местных законодательных актов с целью ускоренного развития сотрудничества с соседней Амурской областью. Это, в частности, законодательные правила обеспечения легальной деятельности и защиты интересов российских граждан на территории Хэйхэ, получившие хорошие отзывы и высокую оценку российской стороны.
Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время во многих региональных политических установках и законодательных актах нет сходства, они иногда носят «односторонний характер». Так, многие жители российского Дальнего Востока со своими гражданскими паспортами могут совершать безвизовые поездки на территорию Хэйхэ. Такая система очень удобна и выгодна российскому населению (цена билета на теплоход - около 200 юаней за один рейс). А приезжающим в Благовещенск хэйхэйцам необходимо получать визу (расходы на однодневную туристическую поездку - около 1000 юаней). Подобная разница наблюдается и в системах контроля и управления на границе между Маньчжурией и Забайкальском.
Кроме того, процедура оформления официального приглашения (визового извещения в КНР) тоже различна. Процедура в России сравнительно сложна.
Направления стратегического сотрудничества
По запасам природных ресурсов Россия является одной из богатейших стран мира. Китай далеко отстаёт от России по среднедушевым показателям запасов нефти и газа и объёмам их добычи. Несоответствие потребностей КНР в этих энергоносителях и других видах стратегических природных ресурсов возможностям их добычи внутри страны усиливается по мере непрерывного развития экономики Китая.
По прогнозам специалистов, объём импортируемых в 2007 г. Китаем нефти и нефтепродуктов достигнет 150 млн т.
Поэтому, с точки зрения перспективы, Россия - большая страна с огромной мощью и потенциалом производства и экспорта нефти и нефтепродуктов, а Китай - долгосроч-
ный и надёжный импортёр данных продуктов, обладающий большой платежеспособностью. Такой взаимодополняющий характер экономик двух стран обусловливает взаимовыгодное и долгосрочное сотрудничество между ними в топливно-энергетической сфере.
Сегодня крупные нефтяные компании государственного уровня, такие как «Китай-нефть», «Китай-моренефть» и «Китай-нефтехимия», уже участвуют в реализации проектов на Сахалине. На очереди стоит задача привлечения китайских региональных нефтяных компаний к освоению средних и малых нефтяных месторождений восточных районов России. Одновременно следует усиленно развивать торговлю нефтью и нефтепродуктами между регионами двух стран.
С учетом перспектив взаимовыгодного сотрудничества в Харбине был создан первый Институт иностранных языков, в провинции Хэйлунцзян действует первый Научно-исследовательский институт по проблемам России в Китае. И наш институт первым установил прямые научные контакты с рядом российских НИИ, среди которых - Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, достойный стратегический партнёр. Наше обоюдное сотрудничество служит ярким примером развития непосредственных научных связей между научными организациями двух стран. С 2001 г. по сей день мы совместно провели четыре международных форума и пять международных конференций. Все они были весьма успешны.
В будущем наша общая задача состоит в том, чтобы применять более эффективные формы сотрудничества, такие как совместная реализация научных проектов, совместное выполнение научного и технико-экономического обоснования отдельных крупных проектов регионального сотрудничества двух стран, создание совместного информационного агентства для развития регионального сотрудничества в разных сферах общественной жизни.