Научная статья на тему 'Региональное программирование и программируемая регионализация'

Региональное программирование и программируемая регионализация Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
588
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семкина Ольга Сергеевна, Попадюк Никита Кириллович

В статье показано, что закономерным следствием использования программно-целевых методов регионального управления является комплексное стратегическое развитие целых регионов. Проанализированы возможности регионализации как результата программно-целевых методов территориального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL PROGRAMMING AND PROGRAMMING REGIONALIZATION

The article shows that objective result of program-target methods using for regional management is complex strategic development of whole regions. Showed possibilities of regionalization as result of program-target methods of territorial administration.

Текст научной работы на тему «Региональное программирование и программируемая регионализация»

Вестник Университетам» 4, 2015

УДК 342.5

РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРУЕМАЯ РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ1

Аннотация. В статье показано, что закономерным следствием использования программно-целевых методов регионального управления является комплексное стратегическое развитие целых регионов. Проанализированы возможности регионализации как результата программно-целевых методов территориального управления. Ключевые слова: региональное программирование, регионализация, программно-целевые методы территориальногоуправления.

REGIONAL PROGRAMMING AND PROGRAMMING REGIONALIZATION

Annotation. The article shows that objective result of program-target methods using for regional management is complex strategic development of whole regions. Showed possibilities of re-gionalization as result ofprogram-target methods of territorial administration. Keywords: regional programming, regionalization, program-target methods of territorial administration.

Программно-целевое управление давно вошло в арсенал действенных рычагов государственного регулирования регионального развития субъектов Российской Федерации. В то же время каждый этап социально-экономического развития позволяет «высветить» новые грани этого инструментария, в том числе на основе выявленных ранее сильных и слабых сторон, первые из которых усиливались в части комплексного воздействия на все стороны развития региональной экономики, вторые - минимизировались. Если ранее подавляющее большинство региональных программ инициировалось в федеральных министерствах и ведомствах, то, начиная с первой декады текущего века, многие программы получили региональную «прописку» не только в силу предмета реализации, но и по происхождению. Отчасти в этом видится веяние современных условий, когда самостоятельность региональных органов государственного управления и органов местного самоуправления возросла настолько, что получила применительно к ним характеристики «квазикорпорация» или «квазигосударство» [2, с. 83] как фиксацию того нового положения, когда государственно-региональные органы государственного управления и муниципальные управления местного самоуправления используют рычаги, во-первых, корпоративного управления на базе бизнес-управленческих технологий, и, во-вторых, государственного уровня, какие ранее использовались только на национальном уровне. Поэтому программно-целевое управление, осуществляемое самими региональными органами управления, все более приобретает характер самостоятельного инструмента генерирования дополнительных ресурсов, в том числе и инвестиционных, в условиях ограничения их получения со стороны федерального бюджета.

Появилась возможность при помощи регионального программирования целенаправленно «конструировать» новые регионы - не в части приращения новых территорий, а в части их хозяйственного освоения при помощи промышленной и жилой застройки со всем комплексом институтов жилищного обустройства вновь формируемых селитебных территорий. Подобно тому, как логистические схемы способствуют выстраиванию мультимодальных маршрутов транспортировки, складирования, перегрузки и вновь формируемых транспортных линий, так и региональное программирование потенциально способно целенаправленно создавать новые пространственные производственно© Семкина О.С., Попадюк Н.К., 2015

1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета при Правительстве Российской Федерации 2014 г.

О. С. Семкина Н.К. Попадюк

Olga Syomkina Nikita Popadyuk

хозяйственные объекты - горнодобывающие кластеры, новые города, агломерации, хабы и т.п. Именно в практике программируемого районо-образования целенаправленно создается Томская агломерация, куда, кроме главного города области - муниципального образования «Городской округ город Томск», должны войти муниципальное образование «Томский район» и муниципальное образование «Городской округ город Северск» [1]. Целенаправленное формирование городской агломерации такого масштаба, какой образовался за счет муниципального района и двух городов, иллюстрирует возможности программирования застройки целого субрегиона. Для Сибири, где основным трендом постсоветского времени было, наоборот, стремление выехать за Уральские горы в центральную часть страны, такая конструктивная пространственно-преобразующая деятельность представляет прецедент как потенциальное направление заселения Сибири и Дальнего Востока соотечественниками как из Европейской части Российской Федерации, так и за счет русскоязычного населения из бывших союзных республик. Последний источник может стать действенным резервом позитивных миграционных потоков при не просто формальном содействии, а при оказании реальной помощи в осуществлении всех процедурных вопросов переезда, обустройства, натурализации и т.п.

Понятие «регионализация» имеет несколько смысловых значений. Широко используется оно и в глобалистике как проявление реакции против глобализации за счет усиления межстрановых отношений в рамках того или иного региона. Также в качестве неотъемлемой части глобализации регионализация рассматривается как становление региональных экономических союзов межстранового характера [5, с. 28]. Применительно к внутринациональным территориально-структурным сдвигам понятие «регионализация» отражает усиление взаимодействия между соседними регионами таким образом, что по ряду межотраслевых комплексов складывается целостность, характеризующаяся тесными производственно-хозяйственными, трудовыми, культурными и т.п. связями, обеспечивающими внутреннее единство освоенного пространства. В литературе этот объективный процесс определяется кактерриториальное обобществление производства [3, с. 173-180].

Федеральный закон Российской Федерации № 172-ФЗ от 28 июня 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), хотя напрямую и не направлен на осуществление регионального программирования, но практически содействует тому, чтобы эта новация реализовалась. Регулируя отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, данный закон упорядочивает практику регионального программирования.

Согласно ст. 3 Федерального закона региональное программирование представляет собой «деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации государственных и муниципальных программ, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания» [4]. Взаимоувязка ряда региональных и муниципальных программ в целостность, где ставятся вопросы рационального использования единой ресурсной базы, позволяет получать так называемый синергетический эффект. Так, свод ряда государственных программ позволяет обеспечить направление «Сбалансированное региональное развитие» (см. табл.).

Программируемая регионализация как целенаправленно формируемая пространственная целостная система осуществима при использовании инструментария стратегического планирования. Согласно ст. 3 упомянутого Федерального закона системой стратегического планирования является «механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов

Вестник Университета№ 4, 2015

стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения» [4]. Как и у стратегического планирования, целью которого согласно ст. 3 Федерального закона является состояние экономики, социальной сферы как результат формируемого социально-экономического развития, который определяется участниками стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями, для регионализации ставится такая же цель, но при этом на основе максимального взаимодействия всех территорий программируемого региона.

Таблица

Перечень государственных программ по направлению «Сбалансированное региональное развитие» и «Эффективное государство» (по состоянию на нюнь 2014 г.)

Направление Государственные программы

Сбалансированное региональное развитие 1. Региональная политика и федеративные отношения (Госпрограмма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 307) 2. Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 308) 3. Развитие Северо-Кавказского Федерального округа на период до 20205 г. (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 309) 4. Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 г. (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 311) 5. Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 г. 6. Создание условий для ответственного и эффективного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 310)

Эффективное государство 1. Управление федеральным имуществом (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 327) 2. Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320) 3. Внешнеполитическая деятельность (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 марта 2013 г. № 386-р) 4. Юстиция (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 312

Источник: http://programs.gov.ru/Portal/programs/list

Таким образом, программируемая регионализация есть закономерный результат использова-ния программно-целевых методов управления, когда реализуется не разрозненная практика составления и реализации программ социально-экономического развития, но взаимосвязанная целостность комплекса программ, призванных качественно преобразовать целый регион, обеспечив его принципиально новый уровень функционирования.

Библиографический список

1. Бачина М. Томск укрупнят, пока никто не позарился [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.svobodanews.ru/default.aspx (дата обращения: 10.02.2015).

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А.Г. Гранберг. - 3-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 495 с.

3. Попадюк Н.К. Век возрождения Востока: очерки политэкономической антропологии / Н.К. Попадюк. - М.: ЛЕНАНД, 1915. - 800 с.

4. Федеральный закон Российской Федерации № 172-ФЗ от 28 июня 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2014. -№ 6418.

5. Фейгин Г.Ф. Менеджмент в условиях глобализации / Г.Ф. Фейгин. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. -168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.