Научная статья на тему 'Региональное казачество глазами экспертов (на примере Республики Мордовия)'

Региональное казачество глазами экспертов (на примере Республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
возрождение казачества / казачье движение / казачьи объединения / нормативно-правовая база / региональное казачество / реестровое казачество / Республика Мордовия / экспертный опрос / revival of the Cossacks / Cossack movement / Cossack associations / regulatory framework / regional Cossacks / registered Cossacks / Republic of Mordovia / expert survey

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курмышкина О.Н., Мотькин В.Н.

В статье по итогам экспертного опроса, проведенного в 2022 г., представлен профессиональный взгляд на казачество Республики Мордовия. Авторами рассмотрены проблемы возрождения казачества, дана оценка деятельности государства по развитию казачества, а также проанализированы перспективы помощи государству со стороны регионального казачества. Согласно экспертным оценкам, основная проблема регионального казачества заключается в отсутствии правового регулирования деятельности казачества в регионе, в том числе, реестрового. Кроме того, по-прежнему, не выработан эффективный прозрачный механизм финансовой обеспеченности деятельности казачества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Cossacks through the eyes of experts (on the example of the Republic of Mordovia)

The article presents the results of an expert survey conducted in 2022. The reader is presented with a professional view of the Cossacks of the Republic of Mordovia. The authors consider the problems of the revival of the Cossacks, assess the activities of the state for the development of the Cossacks, and also analyze the prospects of assistance to the state from the regional Cossacks. According to expert estimates, the main problem of the regional Cossacks is the lack of legal regulation of the activities of the Cossacks in the region, including the registry. An effective transparent mechanism of financial security of the activity of the Cossacks has not been developed.

Текст научной работы на тему «Региональное казачество глазами экспертов (на примере Республики Мордовия)»

Курмышкина О.Н.

Старший научный сотрудник. Научный центр социально-экономического мониторинга, г. Саранск.

Мотькин В.Н.

Кандидат социологических наук. Ведущий научный сотрудник. Научный центр социально-экономического мониторинга , г. Саранск.

Региональное казачество глазами экспертов (на примере Республики Мордовия)

В настоящее время по всей территории страны активно проходит процесс возрождения казачества. Во многом он обусловлен историческими особенностями субъектов РФ, экономическим развитием регионов, внешнеполитической обстановкой и гражданскими инициативами самих граждан. В России сегодня действуют более 3500 казачьих обществ и иных объединений казаков1. Современное казачество с самого начала настойчиво изъявляло желание играть роль самостоятельного субъекта в политике. Государство, в лице исполнительной власти стремится осуществить политику «социализации» казачества, то есть юридически оформить его сословность [13].

Стремясь всесторонне изучить неоднозначный процесс возрождения казачества, отечественные ученые применяют различные методы исследования: историко-сравнительный анализ [15], конструктивистскую парадигму в контексте культурной памяти [1]. Активно применяются и количественные социологические методы исследования проблем казачества: как массовые опросы среди самого казачества [9], так и среди населения [3, 4, 7. 19]. В то же время, все большую популярность начинают завоевывать и качественные методы [14, 2].

Особый интерес представляет взгляд экспертов на проблемы возрождения казачества. Преимущества этого метода заключаются в возможности получения новой достоверной информации, глубокой интерпретации, объяснении, прогнозировании изучаемых явлений и процессов, выработке практических рекомендаций с нестандартных позиций [6].

С целью выявления профессиональных оценок проблем развития казачества в регионе нетипичного проживания (Республика

1 В Комитете по делам национальностей обсудили вопросы казачества // URL: http://duma.gov.ru/news/57374/

Мордовия) проведен опрос экспертов2. Перед специалистами стояли задачи: выделить основные проблемы казачества; оценить эффективность помощи государству со стороны казаков республики; оценить деятельность властных структур по поддержке казачьих инициатив и движений; определить значимость и основные позитивные и негативные стороны закона «О государственной службе российского казачества» для работы и развития казачьих объединений республики; проанализировать перспективы развития регионального казачества.

Следует отметить, что казаки на территории республики появились благодаря освоению Атемаро-Саранской засечной черты, которая с конца XVII в. утратила прежнее военное значение и часть служилых людей по «прибору» стали переводить на другие оборонительные линии, а оставшиеся постепенно превратились в тяглое население [18, с. 301]. Таким образом, возрождение казачьего движения в Республике Мордовия продиктовано, прежде всего, историческими предпосылками, немаловажную роль в развитии регионального казачества отводится деятельности потомков исторических казаков, атаманам казачьих движений Мордовии [10].

Выяснилось, что эксперты по-разному относятся к идее возрождения казачества на уровне Российской Федерации и в Мордовии. В первом случае этот процесс поддерживает большинство экспертов, во втором не все так однозначно, встречаются и скептические оценки.

Большинство экспертов уверены в том, что закон «О государственной службе российского казачества» будет способствовать развитию казачьего движения в регионе и только трое не видят в нем потенциала для возрождения казачества. По мнению специалистов позитивные моменты от принятия закона состоят в институциона-лизации деятельности казачьего движения в регионе, материально-финансовой поддержке казачества, правовом оформлении видов деятельности [8]. Эксперты не увидели негативных последствий принятия закона, однако указали на недостатки самого документа: «нет четкого определения ответственности государства за выполнение своих функций»; «не определены права и обязанности нереестровых казаков, а также функции реестрового казачества».

Респонденты обеспокоены тем, что в республике не принят за-

2 Экспертный опрос проведен. ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга» в 2020 г. В качестве экспертов (N=18 чел.) опрашивались представители власти, науки и образования, СМИ, общественности, Русской православной церкви и атаманы казачьих обществ. Метод — полуформализованное анкетирование.

кон «О регулировании отдельных вопросов в сфере деятельности российского казачества на территории Республики Мордовия».3 Так, несколько экспертов указали, что «закон в республике не работает, и его нет». В то же время, в Российской Федерации уже приведены в законодательное русло взаимоотношения казачества и государства в 57 субъектах [5]. Проблема также заключается в том, что реестровые казаки в рамках существующего законодательства направляются на гражданскую, военную и правоохранительную службы, но их включение в систему государственной службы в полном объеме не предполагается, механизм привлечения к этой службе недостаточно отработан [12].

Решение этой проблемы видится в реализации всех задач Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021—2030 гг., в которой указывается на обеспечение совершенствования механизмов и инструментов реализации государственной политики, направленных на государственную поддержку социально-экономического развития казачьих обществ [16].

Отвечая на вопрос «Насколько власти региона, на Ваш взгляд, поддерживают сегодня развитие местного казачества?», большинство экспертов отметили, что развитие местного казачества все же поддерживается региональными властями. Пять экспертов заявили, что «региональное казачество развивается самостоятельно, практически без участия властных структур».

В рамках мониторинга задавался и традиционный вопрос «В чем российское казачество может помочь государству, представляет реальную силу?». Респондентам можно было выбрать несколько вариантов ответа. Большинство экспертов силу казачества видят в первую очередь в патриотическом воспитании молодежи, организации детского и подросткового досуга. На втором и третьем местах по популярности оказались, соответственно, позиции «Казаки должны помочь стране в несении государственной службы (для «реестрового казачества») и «Казаки должны помочь стране в возрождении православной культуры».

Основная цель и задача казачества, по экспертным оценкам, состоит в возрождении самого казачества, сохранении его традиций и

3 Проект закона Республики Мордовия «О регулировании отдельных вопросов в сфере деятельности российского казачества на территории Республики Мордовия» (распоряжение Правительства Республики Мордовия от 4 июля 2017 г. № 431-Р) в настоящий момент находится на рассмотрении в Государственном Собрании Республики Мордовия

культуры; патриотическом и нравственном воспитании подрастающего поколения; активном участии в общественной и политической жизни страны». Критические оценки деятельности казачьих объединений сводятся к тому, что казаки занимаются только пиаром, и хотят получить от государства денежную помощь при отсутствии какой-либо видимой деятельности.

При ответах на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, больше всего объединяет казаков?» большинство экспертов указали на общность традиций, обычаев и образа жизни, а также общую историю. Интересно, что такие позиции, как «воспитание», «политические взгляды» и «общность территории», не были отнесены к объединяющим чертам, традиционно характерным для регионального казачества» [8, с. 23].

Отношение к «казачеству во многом определяется представлением о том, решение каких общественно важных задач способно взять на себя казачье движение» [17]. Так, согласно ответам экспертов, был составлен рейтинг участия казаков в различных видах общественно полезной деятельности. Казаки Мордовии в первую очередь включены в патриотическое воспитание молодежи и различные религиозные мероприятия. При этом большинство специалистов считают, что делают это они в полном объеме. Третье и четвертое места делят позиции «подготовка к военной службе» и «сохранение культурных и духовных традиций». Однако, по мнению половины экспертов, казачьи общества только вполсилы выполняют данную работу. Практически таким же образом (на среднем уровне) оценивается и степень участия казаков в спортивных мероприятиях.

По мнению экспертов, основные проблемы казачества Мордовии, это: «отсутствие четкого законодательного регулирования деятельности казачьих объединений и отсутствие финансирования со стороны государства, региона»; «низкая активность самих казаков, за исключением ядра активистов» [8, с. 35]; «низкое информационное сопровождение деятельности казачьих объединений». Таким образом, принятие мер по решению этих вопросов необходимо для развития казачества региона.

«Эффективное и скорое решение вышеуказанных проблем с учетом обновления федеральной нормативно-правовой базы будет способствовать реализации всего потенциала казачества с его активным стремлением к участию не только в социально значимой деятельности по охране территорий и обеспечению правопорядка, воспитанию подрастающего поколения, но и повышению экономической активности казачьих обществ» [8, с. 47].

Что касается выбора предложенных нами видов деятельности для казачьих объединений, то наиболее перспективным, по мнению экспертов, является путь развития местного казачества «как объединения, ставящего своей целью преимущественно сохранение культурных традиций». Не менее важные направления - «участие казачества в духовном и военно-патриотическом воспитании молодежи, тесное взаимодействие с религиозными организациями и активная культурная жизнь» [8, с. 46].

Сегодня местное казачество предстает в виде некой самоорганизованной системы, дальнейшее существование и развитие которой невозможно в автономном режиме без участия органов власти, а это в первую очередь требует принятия законодательных актов, легитимации финансирования казачьих объединений, делегирования им определенных полномочий и т.д. В тоже время региональное казачество представляет реальную помощь государственным институтам в патриотическом воспитании молодежи, правоохранительной деятельности и возрождении православной культуры. Казачество достаточно прочно ассоциируется с государством, а реализация деятельности казаков ведется в рамках взаимодействия с конкретными государственными структурами — Управлением МВД по РМ, Министерством культуры, национальной политики и архивного дела РМ, Министерством образования РМ и др. [11, с. 13].

Библиографический список

1. Арсеньев Н.С. Возрождение российского казачества как механизм реконструкции культурной памяти: к постановке проблемы) // Гуманитарный акцент. 2022. № 1. С. 60-77.

2. Вишнякова Н.А. Казачество в общественно-политической и культурной жизни Республики Мордовии (материалы фокус-группы) // Цифровизация образования: теоретические и прикладные исследования современной науки : Материалы XXVII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях, Ростов-на-Дону, 25 января 2021 года. Том Часть 1. Ростов-на-Дону: Южный университет (ИУБиП), ООО «Издательство ВВМ», 2021. С. 166-169.

3. Вишнякова Н.А. Казачество как социальный феномен // Огарёв-Online. 2019. № 14 (135).

4. Вишнякова Н.А., Курмышкина О.Н., Мотькин В.Н. Современное состояние казачества в Республике Мордовия: взгляд населения и казаков // Казачество. 2019. № 42 (6). С. 55-59.

5. Зенин С.С. Отдельные особенности правового регулирования казачества в субъектах Российской Федерации // Lex Russica. 2019. № 5 (150). С. 49-59.

6. Ивченкова М.С. Специфика, роль и методологические проблемы экспертного знания в социологическом исследовании // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22. Вып. 4. С. 424-429.

7. Казачество как этносоциальный феномен современной России (на примере донского казачества): коллективная монография / В.П. Водолацкий , Ю.Г.Волков , Ф.А. Барков , А.В. Сериков и др. Ростов-на-Дону: ЮФ ИС РАН, 2011. 168 с.

8. Казачьи объединения Республики Мордовия: тенденции и прогноз развития : Бюл-

летень Научного центра социально-экономического мониторинга / В.Н. Мотькин,

H.А. Вишнякова, О.Н. Курмышкина, В.А. Парфенова. Том 2 (10). - Саранск : Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга», 2021. 50 с.

9. Ковалев В.В. Возрождение казачества в современной России: социокультурный, организационный и военно-служилый аспекты // Caucasian Science Bridge. 2023. № 1 (19). С. 62-76.

10. Мордовия: Энцикл.: В 2 т. Т. 1: А — М / Гл. редкол.: А.И. Сухарев (гл. ред.), В.А. Юрчёнков (зам. гл. ред.), П.П. Кузнецов (отв. секретарь) и др.; Науч.-ред. совет: В.А. Юрчёнков (пред.), К.И. Шапкарин (зам. пред.), Е.В. Глазкова (отв. секретарь) и др. НИИГН при Правительстве РМ — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. С. 379.

11. Мотькин В.Н., Курмышкина О.Н. Казачество Мордовии в общественно-политической и культурной жизни региона // Казачество. 2022. № 63 (6). С. 9-14.

12. Постановление Правительства Республики Мордовия от 16 ноября 2016 г. № 566 «Об утверждении Положения о порядке заключения исполнительными органами государственной власти РМ договоров (соглашений) с казачьими обществами» // URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/1300201611170001

13. Прокопенко Е.Е. Самоуправление казачества в условиях демократизации российского общества: На материалах Кубанского и Терского казачьих войск . Автореферат на соиск. уч. ст. к.полит. н. Ставрополь. 2006. 28 с.

14. Пузанков И.А. «У казака вся жизнь — война, в казачьем сердце страха нет!», или как сегодня становятся казаками // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2022. Т. 14. № 4. С. 41-61.

15. Рвачева О.В. Движение за возрождение казачества на Юге России в начале 1990-х гг.: организационные формы, идеи и участники процесса // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2016. № 4. С. 124-134.

16. Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021—2030 гг. (утв. Указом Президента РФ от 9 августа 2020 г. № 505. // URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/63878).

17. Усатов С.В. Роль казачьих общественных объединений при поддержании порядка в современном российском обществе : специальность 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Краснодар, 2010. 28 с.

18. Фролов Д.В. Казаки Саранска и саранской засечной черты XVII столетия // Novogardia. 2019. № 2. С. 280-303.

19. Черепанов Е.В. Казачество Юга России: причины раскола и факторы, способствующие объединению // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 3. С. 265-272.

References

I. Arsenyev N.S. The revival of the Russian Cossacks as a mechanism for the reconstruction of cultural memory: towards the formulation of the problem) // Humanitarian accent. 2022. № 1. P. 60-77.

2. Vishnyakova N.A. Cossacks in the socio-political and cultural life of the Republic of Mordovia (materials of the focus group) // Digitalization of education: theoretical and applied research of modern science : Materials of the XXVII All-Russian Scientific and Practical Conference. In 2 parts, Rostov-on-Don, January 25, 2021. Volume Part 1. Rostov-on-Don: Southern University (IUBiP), VVM Publishing House LLC, 2021. P. 166-169.

3. Vishnyakova N.A. Cossacks as a social phenomenon // Ogarev-Online. 2019. № 14 (135).

4. Vishnyakova N.A., Kurmyshkina O.N., Motkin V.N. The current state of the Cossacks in the Republic of Mordovia: the view of the population and the Cossacks // Cossacks. 2019. № 42 (6). P. 55-59.

5. Zenin S.S. Certain features of the legal regulation of the Cossacks in the subjects of the Russian Federation // Lex Russica. 2019. № 5 (150). P. 49-59.

6. Ivchenkova M.S. Specificity, role and methodological problems of expert knowledge in sociological research // Izvestiya Saratov University. A new series. Series: Sociology. Political science. 2022. Vol. 22. № 4. P. 424-429.

7. Cossacks as an ethnosocial phenomenon of modern Russia (on the example of the Don Cossacks): collective monograph / V.P. Vodolatsky, Yu.G.Volkov, F.A. Barkov, A.V. Serikov, etc. Rostov-on-Don: Law School of IS RAS, 2011. 168 p.

8. Cossack associations of the Republic of Mordovia: trends and forecast of development: Bulletin of the Scientific Center for Socio-Economic Monitoring / V.N. Motkin, N.A. Vish-nyakova, O.N. Kurmyshkina, V.A. Parfenova. Volume 2 (10). - Saransk : State State Institution of the Republic of Mordovia "Scientific Center for Socio-Economic Monitoring", 2021. 50 p.

9. Kovalev V.V. The revival of the Cossacks in modern Russia: Socio-cultural, organizational and military service aspects // Caucasian Science Bridge. 2023. № 1 (19). P. 62-76.

10. Mordovia: Encyclopedia: In 2 vols. Vol. 1: A — M / Chief editor: A. I. Sukharev (Chief Editor), V.A. Yurchenkov (Deputy Chief Editor), P.P. Kuznetsov (secretary), etc.; Scientific-ed. Council: V.A. Yurchenkov (pred.), K.I. Shapkarin (deputy pred.), E.V. Glazkova (otv. secretary), etc. NIIGN under the Government of the RM — Saransk: Mordovian Publishing House, 2003. 379 p.

11. Motkin V.N., Kurmyshkina O.N. Cossacks of Mordovia in the socio-political and cultural life of the region // Cossacks. 2022. № 63 (6). P. 9-14.

12. Resolution of the Government of the Republic of Mordovia dated November 16, 2016 № 566 "On approval of the Regulations on the Procedure for Concluding Contracts (agreements) with Cossack Societies by the Executive bodies of the State power of the Republic of Moldova" // URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/1300201611170001

13. Prokopenko E.E. Self-government of the Cossacks in the conditions of democratization of Russian society: Based on the materials of the Kuban and Tersk Cossack troops . Abstract for the academic degree of the Candidate of Political Sciences Stavropol. 2006. 28 p.

14. Puzankov I.A. "A Cossack's whole life is war, there is no fear in a Cossack's heart!", or how they become Cossacks today // Interaction. Interview. Interpretation. 2022. Vol. 14. № 4. P. 41-61.

15. Rvacheva O.V. The movement for the revival of the Cossacks in the South of Russia in the early 1990s : organizational forms, ideas and participants in the process // Bulletin of the Volga. Series 4, History. Regional studies. International relations. 2016. № 4. P. 124-134.

16. Strategy of the state policy of the Russian Federation in relation to the Russian Cossacks for 2021-2030. (approved by the Decree of the President of the Russian Federation dated August 9, 2020. № 505. // URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/63878

17. Usatov S.V. The role of Cossack public associations in maintaining order in modern Russian society: specialty 22.00.04 "Social structure, social institutions and processes": abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Sociological Sciences. Krasnodar, 2010. 28 p.

18. Frolov D.V. Cossacks of Saransk and the Saransk serif line of the XVII century // Novo-gardia. 2019. № 2. P. 280-303.

19. Cherepanov E.V. The Cossacks of the South of Russia: the reasons for the split and factors contributing to unification // Humanities and Social Sciences. 2012. № 3. P. 265-272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.