Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РОССИЙСКОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ:КРИТИКА И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РОССИЙСКОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ:КРИТИКА И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобриков Валерий Николаевич, Равочкин Никита Николаевич, Седельникова Елена Валерьевна

Введение. Статья посвящена критическому анализу состояния бизнес-образования в российских регионах, в частности, исследуются проблемы и перспективы повышения качества проектирования соответствующих программ и реализации образовательных услуг. Актуальность исследования обусловлена многомерным воздействием процессов глобализации, информатизации и цифровизации образования, а также стремительными изменениями привычной повседневности под воздействием пандемии COVID-19, затронувшей и трансформировавшей все без исключения уровни и формы обучения. Российское бизнес-образование за неполных три десятилетия своего существования переживает стремительную трансформацию под влиянием мегатрендов, сопровождающих мировое развитие. Ситуация осложняется неравномерностью развития регионов страны, поскольку в ряде случаев организации бизнес-образования ведут борьбу за небольшое количество слушателей из крупных предприятий, априори считающихся ключевыми. Сегодня перед региональными организациями российского бизнес-образования актуализируются потребности по изменениям, относящимся к организации как обучения, так и управления данными структурами. Как следствие, в силу претенциозности бизнес-образования необходимо переосмысление стратегий соответствующих образовательных организаций, которым, в первую очередь в регионах, необходимы новые пути осуществления своей деятельности. Методология. Специфика исследования предопределила использование общенаучных методов, анализа и сравнительного метода применительно к существующим стратегиям организаций бизнес-образования. Также с учетом требований, предъявляемых к предлагаемым рассматриваемыми образовательными организациями программам, в методологию исследования включен прагматический подход. Результаты исследования выявляют проблемные точки в региональном развитии российских организаций, предлагающих услуги по бизнес-образованию. Показано, что уже на этапе своего становления российское бизнес-образование получает неопределенность в глазах потенциальных слушателей, что приводит к ошибкам в понимании его природы и функционального предназначения для регионального развития. Проведена демаркационная линия, разграничивающая высшее образование по управленческим направлениям и бизнес-образование. Дано обоснование дефицита ресурсов, тормозящих как развитие изучаемых организаций, так и сдерживающих инновационный потенциал региональной экономики. Критически оценивается практика использования онлайн-технологий обучения организациями бизнес-образования в российских регионах. Заключение. В качестве меры реагирования и реализации назревших изменений авторы предлагают организациям бизнес-образования обратиться к сочетанию проектного управления и разработанного компетентностно-маркетингового подхода. Выявленные траектории общих для большей части региональных организаций бизнес-образования изменений доказали высокие преобразовательные возможности представленного синтеза, что объясняет ее значимость для рассматриваемых учреждений, от которых вызовы времени и возложенная ответственность за опережающее экономическое развитие регионов требуют своевременных инновационных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бобриков Валерий Николаевич, Равочкин Никита Николаевич, Седельникова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL DIMENSION OF RUSSIAN BUSINESS EDUCATION:CRITICISM AND PROPOSALS FOR IMPROVEMENT

Introduction. The article is devoted to a critical examination of the state of business education in the Russian regions, in particular, the problems and prospects of improving the quality of the design of relevant programs and the implementation of educational services are examined. The relevance of the study is due to the multidimensional impact of the processes of globalization, informatization and digitalization of education, as well as the rapid changes in everyday life under the influence of the COVID-19 pandemic, which affected and transformed all levels and forms of education without exception. In less than three decades of its existence, Russian business education is undergoing rapid transformations under the influence of megatrends that accompany global development. The situation is complicated by the uneven development of the country's regions, since in a number of cases business education organizations are fighting for a small number of students from large enterprises, a priori considered “key”. Today, regional organizations of Russian business education face the need for changes related to both the organization of training and the management of these structures. As a result, due to the pretentiousness of business education, it is necessary to rethink the strategies of the relevant educational organizations, which, primarily in the regions, need new ways to carry out their activities. Methodology. The specificity of the study predetermined the use of general scientific methods, analysis and the comparative method in relation to the existing strategies of business education organizations. In addition, taking into account the requirements for the programs offered by the educational organizations under consideration, a pragmatic approach is included in the research methodology. Results. The results of the study reveal problematic points in the regional development of Russian organizations offering business education services. It is shown that already at the stage of its formation Russian business education receives uncertainty in the eyes of potential listeners, leading to errors in understanding its nature and functional purpose for regional development. A demarcation line has been drawn, dividing higher education in management areas and business education. The substantiation of the shortage of resources that hinder both the development of the studied organizations, and restrain the innovative potential of the regional economy is given. The practice of using online technologies in organizing training by business education organizations in Russian regions is critically assessed. Conclusion. As a response measure and implementation of urgent changes, the authors suggest that business education organizations turn to a combination of project management and the developed competence-marketing approach. The identified trajectories of changes common for most of the regional organizations of business education proved the high transformative capabilities of the presented synthesis, which explains its importance for the institutions under consideration, from which the challenges of the time and the assigned responsibility for the advanced economic development of regions require timely innovative solutions.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РОССИЙСКОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ:КРИТИКА И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ACTUAL PROBLEMS OF PROFESSIONAL PEDAGOGY

УДК/UDC 378.1 В. Н. Бобриков, Н. Н. Равочкин, Е. В. Седельникова

V. Bobrikov, N. Ravochkin, E. Sedelnikova

РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РОССИЙСКОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ: КРИТИКА И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

REGIONAL DIMENSION OF RUSSIAN BUSINESS EDUCATION: CRITICISM AND PROPOSALS FOR IMPROVEMENT

Введение. Статья посвящена критическому анализу состояния бизнес-образования в российских регионах, в частности, исследуются проблемы и перспективы повышения качества проектирования соответствующих программ и реализации образовательных услуг. Актуальность исследования обусловлена многомерным воздействием процессов глобализации, информатизации и цифровизации образования, а также стремительными изменениями привычной повседневности под воздействием пандемии COVID-19, затронувшей и трансформировавшей все без исключения уровни и формы обучения. Российское бизнес-образование за неполных три десятилетия своего существования переживает стремительную трансформацию под влиянием мегатрен-дов, сопровождающих мировое развитие. Ситуация осложняется неравномерностью развития регионов страны, поскольку в ряде случаев организации бизнес-образования ведут борьбу за небольшое количество слушателей из крупных предприятий, априори считающихся ключевыми. Сегодня перед региональными организациями российского бизнес-образования актуализируются потребности по изме-

нениям, относящимся к организации как обучения, так и управления данными структурами. Как следствие, в силу претенциозности бизнес-образования необходимо переосмысление стратегий соответствующих образовательных организаций, которым, в первую очередь в регионах, необходимы новые пути осуществления своей деятельности.

Методология. Специфика исследования предопределила использование общенаучных методов, анализа и сравнительного метода применительно к существующим стратегиям организаций бизнес-образования. Также с учетом требований, предъявляемых к предлагаемым рассматриваемыми образовательными организациями программам, в методологию исследования включен прагматический подход.

Результаты исследования выявляют проблемные точки в региональном развитии российских организаций, предлагающих услуги по бизнес-образованию. Показано, что уже на этапе своего становления российское бизнес-образование получает неопределенность в глазах потенциальных слушателей, что приводит к ошибкам в понимании его природы и функционального предназначения для регионального раз-

вития. Проведена демаркационная линия, разграничивающая высшее образование по управленческим направлениям и бизнес-образование. Дано обоснование дефицита ресурсов, тормозящих как развитие изучаемых организаций, так и сдерживающих инновационный потенциал региональной экономики. Критически оценивается практика использования онлайн-технологий обучения организациями бизнес-образования в российских регионах.

Заключение. В качестве меры реагирования и реализации назревших изменений авторы предлагают организациям бизнес-образования обратиться к сочетанию проектного управления и разработанного компе-тентностно-маркетингового подхода. Выявленные траектории общих для большей части региональных организаций бизнес-образования изменений доказали высокие преобразовательные возможности представленного синтеза, что объясняет ее значимость для рассматриваемых учреждений, от которых вызовы времени и возложенная ответственность за опережающее экономическое развитие регионов требуют своевременных инновационных решений.

Introduction. The article is devoted to a critical examination of the state of business education in the Russian regions, in particular, the problems and prospects of improving the quality of the design of relevant programs and the implementation of educational services are examined. The relevance of the study is due to the multidimensional impact of the processes of globalization, informatization and digi-talization of education, as well as the rapid changes in everyday life under the influence of the COVID-19 pandemic, which affected and transformed all levels and forms of education without exception. In less than three decades of its existence, Russian business education is undergoing rapid transformations under the influence of megatrends that accompany global development. The situation is complicated by the uneven development of the country's regions, since in a number of cases business education organizations are fighting for a small number of students from large enterprises, a priori considered "key". Today, regional organizations of Russian business education face the need for changes related to both the organization of training and the management of these structures. As a result, due to the pretentiousness of business education, it is necessary to rethink the strategies of the relevant educational organizations, which, primarily in the regions, need new ways to carry out their activities.

Methodology. The specificity of the study predetermined the use of general scientific methods, analysis and the comparative method in relation to the existing strategies

of business education organizations. In addition, taking into account the requirements for the programs offered by the educational organizations under consideration, a pragmatic approach is included in the research methodology.

Results. The results of the study reveal problematic points in the regional development of Russian organizations offering business education services. It is shown that already at the stage of its formation Russian business education receives uncertainty in the eyes of potential listeners, leading to errors in understanding its nature and functional purpose for regional development. A demarcation line has been drawn, dividing higher education in management areas and business education. The substantiation of the shortage of resources that hinder both the development of the studied organizations, and restrain the innovative potential of the regional economy is given. The practice of using online technologies in organizing training by business education organizations in Russian regions is critically assessed.

Conclusion. As a response measure and implementation of urgent changes, the authors suggest that business education organizations turn to a combination of project management and the developed competence-marketing approach. The identified trajectories of changes common for most of the regional organizations of business education proved the high transformative capabilities of the presented synthesis, which explains its importance for the institutions under consideration, from which the challenges of the time and the assigned responsibility for the advanced economic development of regions require timely innovative solutions.

Ключевые слова: бизнес-образование, проектное управление, дополнительное профессиональное образование, компетентностно-маркетинговый подход, региональное развитие, инновации.

Keywords: business education, project management, additional professional education, competence-based marketing approach, regional development, innovation.

Введение

Процессы глобализации, информатизации и циф-ровизации, да еще в контексте стремительного ускорения социальной динамики, порождая «новую темпо-ральность», коренным образом трансформируют отечественную рыночную экономику, высвечивая все новые и новые проблемы, требующие своего решения. Интеллект является, пожалуй, универсальным ресурсом, востребованность которого в наличных условиях не подлежит сомнению. Самоочевидно, что отсутствие актуальной информации и эффективных знаний у менеджеров российских предпринимательских

структур, практическое применение которых позволило бы изменить текущее состояние, чревато еще большим усугублением ситуации, которая породит еще большие разрывы между теорией и праксисом.

В логике эволюционного развития общества ответственность за экономику возлагается на институт образования, и главным образом это высшая ступень. И если в случае с ответственностью за состояние медицины или спорта все более чем понятно, какие профильные образовательные учреждения способствуют развитию данных отраслей, тогда как для объяснения зависимости общего состояния российского предпринимательства от образования и последующего предложения путей совершенствования их взаимоотношений требуется куда больше размышлений.

Сразу оговоримся, что в настоящем мы не будем вдаваться в проблемное поле других наук и подвергать анализу, например, возможные типы предпринимательского поведения или уходить в юридические тонкости ведения бизнеса в России и т. д. Цель презентуемого исследования заключается в другом - критически проанализировать состояние российского бизнес-образования в его многочисленных взаимосвязях и на основании этого предложить практические рекомендации по его совершенствованию. Однако необходимо уточнить, что, несмотря на перечисленные выше мегатренды, в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и ряде других городов и субъектов европейской части России бизнес-образование развивается более-менее стабильно, поэтому оптика нашего анализа направлена на его состояние в других регионах.

Методология

Данная статья подготовлена на основе анализа современных отечественных и зарубежных исследований, связанных со спецификой высшего, дополнительного и бизнес-образования (Л. Ю. Андреева, В. А. Антропов, Э. Т. Бабаева, А. И. Дружинин, Э. Г. Ванина, С. В. Долгополова, В. С. Епинина, О. А. Корба, С. В. Кулай, З. М. Магрупова, А. И. Панов, В. И. Поздеев, И. И. Просвирина, В. А. Пушных, З. К. Тав-булатова, Н. П. Федотова, A. Furnham, A. Peery, Ch. Udell).

Вдобавок к этому нельзя обойти идеи философии и профессионализации образования, которые так или иначе сопрягаются с протекающими повсеместно процессами глобализации, способствуя социальным трансформациями и приводя к активному использованию информационно-коммуникативных технологий в современном образовательном процессе (И. И. Грунтовский, И. А. Каюмов, С. В. Камашев,

Н. Н. Кармаева, Б. О. Майер, Н. В. Наливайко, В. И. Пана-рин, В. И. Паршиков, И. А. Пфаненштиль, Д. В. Рахинский, Г. М. Романцев, Н. В. Ронжина, А. И. Субетто, В. А. Цвык, С. И. Черных).

Специфика выбранной разновидности образования также предопределила включение в методологию исследования прагматического подхода. Помимо этого, решение задачи, связанной с выработкой рекомендаций по совершенствованию регионального бизнес-образования в России, потребовала обратиться к литературе по проблемам педагогического проектирования (Э. С. Бабаева, А. А. Виландеберк, Л. Г. Гагарина, Е. А. Куклина, В. С. Муратов, В. И. Набоков, А. С. Петренко, О. Л. Соколова, А. К. Чалданбаева, В. А. Чистоусов), оценки эффективности образовательных программ (Е. И. Аксенова, К. С. Бажин, А. А. Голо-дова, М. Ю. Кузнецов, Т. В. Стебеняева, И. С. Трапезникова, Т. В. Хлопова, J. Castonguay) и, наконец, к собственной авторской разработке - компетентностно-маркетинговому подходу.

Анализ работ вышеперечисленных авторов позволяет сформулировать некоторые выводы, прорисовывающие исходные посылки исследования.

- Проблемное поле осмысления бизнес-образования для целевых групп с учетом их реальных интересов и потребностей в контексте особенностей регионального развития до сих пор не получило какого-либо единого видения и, как следствие, рельефного оформления. К сожалению, такая ситуация сохраняется даже несмотря на свою значимость как для собственно педагогических исследований, так и в междисциплинарном дискурсе.

- Авторы более чем половины рассмотренных нами исследований, посвященных изучению становления и развития отечественного бизнес-образования, в недостаточной степени увязывают его с процессами наблюдаемой социальной динамики и мегатрендами глобализации.

- Превалирующее количество научных трудов по проблематике педагогического проектирования сосредоточено на дошкольных образовательных учреждениях и средних учебных заведениях. В последнее время увеличивается количество статей по проектированию в вузах, но фокус данных исследований весьма редко направлен в сторону дополнительного и бизнес-образования, чем обусловливает достаточно малое количество значимых работ.

Эти промежуточные выводы позволили авторам определить недостаточную проработанность рассматриваемой темы и еще раз подтвердить актуальность настоящего исследования.

Результаты

Вообще идея бизнес-образования заимствуется из практик западной экономики (Европа, США, Япония), успешная реализация которой позволяет собственникам и управленцам предприятий усиливать свои позиции на рынке благодаря применению на практике имеющихся у них уникальных компетенций [9]. Не погружаясь в дефинирование данной разновидности образования, мы бы хотели определить его инструментальное назначение - продуцирование инноваций, способствующих прогрессивному развитию страны для заинтересованных в этом людей в реалиях возникающих перед государством вызовов времени на конкретном историческом отрезке. Стало быть, бизнес-образование должно обеспечивать креативный потенциал агентов национальной экономики, которым нужны люди, создающие конкурентоспособные идеи и продукты. На наш взгляд, институци-онализация и роль бизнес-образования в отечественных реалиях крайне важны. Прежде всего потому, что феномены Стива Джобса, Марка Цукерберга и целого ряда других выдающихся предпринимателей хоть и случаются, но достаточно редко, а профессиональная капитализация знаний, их отбор по критериям своевременности и эффективности, последующее погружение в них - деятельность, которая требует достаточных затрат времени. Полагаем, что априорная зависимость общей эволюции и финансовой стабильности страны от эффективно функционирующего бизнеса, человеческий капитал которого способен оптимальным образом мобилизовать и использовать ресурсы [6], не вызовет у читателя каких-либо сомнений и не потребует дополнительного обоснования.

В российских реалиях бизнес-образование (или образование для бизнеса) имеет крайне неоднородные структуру и направленность, вследствие чего приводит к порождению большого количества неоднозначных интерпретаций. Несмотря на свою относительную молодость (становление приходится на 90-е годы ХХ столетия), отечественное бизнес-образование уже успело пережить кардинальные трансформации, итоги которых необходимо рассмотреть для формулирования регионам общих рекомендаций по исправлению сложившихся разрывов.

Начнем с того, что в регионах отчетливо наблюдается «вузовская» привязанность организаций бизнес-образования, пришедших на место советской системы повышения квалификации, составляющих теперь либо целые отдельные структурные подразделения (школы бизнеса, центры развития карьеры, институты корпоративного обучения и т. д.), либо раз-

вивающихся в качестве самостоятельного направления дополнительного профессионального образования. Как свидетельствует проведенный авторами контекстный анализ справочных систем городов, находящихся в неевропейской части России, сегодня, в отличие, к примеру, от 5-7-летней давности, с регионального рынка бизнес-образования практически полностью уходят частные организации, (1) так и не сумевшие адаптировать свои программы к потребностям клиентов и/или (2) не подобравшие конкурентоспособных преподавателей для привлечения заказчиков. В принципе этот пункт можно назвать констатирующим, и по большому счету он не нуждается в корректировках, поскольку высшие учебные заведения пока еще способны внушать доверие к предлагаемым бизнес-программам. Вдобавок к этому в абсолютном большинстве случаев документы, получаемые слушателями по итогу прохождения обучения в частных образовательных учреждениях, не являются релевантными при их предъявлении заинтересованным субъектам.

Ориентированность на новые знания и навыки, которые востребованы для решения текущих и грядущих проблем российской экономики - это ключевое направление, которое почему-то достаточно часто игнорируется организациями бизнес-образования в российских регионах [4]. С другой стороны, если на этапе становления это объясняется невозможностью полноценного понимания переносимых на российские реалии «эталонных» западных программ бизнес-образования (главным образом MBA, DBA, EMBA [1; 2]) и плохим переводом книг зарубежных авторов, то на сегодняшний день эту причину можно уложить в словосочетание «нежелание меняться». В принципе, наличие данного противоречия в региональном измерении бизнес-образования выглядит странным, поскольку противоречит самой его идее, связанной, как мы уже показали, с инновациями в профессиональной деятельности.

Следующий пункт мы связываем с концептуальными ошибками понимания самого бизнес-образования. Целые группы обучающихся ожидают, что уже получаемое ими высшее образование, в абсолютном большинстве случаев в рамках направлений экономических подготовки и специальностей, является гарантом предпринимательского успеха. Вследствие этого молодые люди не осознают значимости регулярного повышения своей квалификации, по сути выпадая из тренда «образование в течение всей жизни» и уверенно идя вразрез с реалиями моментально устаревающих знаний. Даже согла-

шаясь, что ряд высших учебных заведений, расположенных в российских регионах, способен готовить талантливых управленцев отраслями российского народного хозяйства, мы убеждены, что бизнес-образование - это все же разновидность дополнительного образования, которое получают люди, обладающие хотя бы некоторым опытом работы в том или ином секторе экономики. По нашему мнению, в абсолютном большинстве случаев данный сценарий является инвариантным, поскольку в своей реализации позволяет организациями бизнес-образования добиться соединения учебы и науки, без которого предпринимательская деятельность стремительно погружается в деградацию. Такой подход позволяет индивидам синтезировать приобретенные на предшествующих этапах обучения фундаментальные знания с приобретаемыми в рамках получения бизнес-образования практическими навыками, тем самым значительно увеличивает их капитализацию для будущих управленческих практик [8].

Очередной триггер, способствующий кризисному состоянию бизнес-образования в российских регионах, связан с нехваткой материальных и человеческих ресурсов, негативным образом сказывающейся на взаимодействии обеих сторон образовательного процесса. Так, будучи главными заказчиками услуг бизнес-образования в регионах, в настоящий момент предприятия испытывают потребность в финансах. Нестабильность российской региональной экономики снижает ее конкурентоспособность, вынуждая участников рынка «делать несколько шагов назад» и возвращаться к ценовой конкуренции и бартеру. В принципе взаимосвязь препятствий, мешающих выйти на новый уровень результативности, связана именно с проблемой образования. Бесспорно, человек может изменять ситуации, складывающиеся в определенных системах, но он способен это делать в пределах имеющихся у него знаний. Как показывает практика и личный опыт, включающий беседы с собственниками и HR-специалистами крупных предприятий, сегодня независимо от сферы многие нанимаемые на работу менеджеры ожидают инвестиции в собственное развитие для построения успешной карьеры. В последние 3-5 лет существенно снизилось количество случаев, когда управленцы предприятий сами готовы оплачивать свое обучение по программам бизнес-образования. Однако даже если такие «многофункциональные работники» прошли несколько курсов и тренингов, чаще всего они не получают сколь-либо быстрого и серьезного карьерного предложения, предпочитая переезжать ближе к Москве

и исходить из реальной зарплаты и повышения своего потребительского уровня. Образовавшийся вследствие «утечки умов» кадровый дефицит на предприятиях усугубляет кризис эффективности управления, на исправление которого требуются обладающие необходимыми знаниями люди, на которых в отсутствие «длинных денег» у руководства нет ресурсов, а потребности в обучении немотивированного персонала попросту не осознаются, что тормозит принятие давно требуемых решений и по итогу не приводит к необходимым изменениям.

Как мы уже говорили, в аспекте функционирования структур бизнес-образования можно выявить аналогичный пласт проблем. Отсутствие массового спроса на предлагаемые услуги в условиях необходимости выполнения плановых показателей вынуждает менеджмент региональных образовательных учреждений идти на большие уступки в виде значительных скидок немногочисленным имеющимся слушателям, а то и вовсе обучать в рассрочку собственных сотрудников, родственников и знакомых. Очевидно, что в таких случаях, связанных с малыми и немотивированными группами и задержками по оплате оказываемых услуг, организации бизнес-образования вряд ли могут замотивировать высокопрофессиональных практиков, вынуждая привлекать к реализации образовательных программ собственных преподавателей, более-менее (и чаще только на теоретическом уровне) разбирающихся в некоторых вопросах преподаваемой дисциплины, а то и нескольких. В дополнение к последнему ситуация чаще всего усугубляется сочетанием разноотраслевых дисциплин. В самом деле, сложно представить такого преподавателя, который бы одновременно одинаково хорошо и глубоко разбирался в вопросах стратегического планирования деятельности предприятия, тонкостях ведения бухгалтерского учета и особенностях налогообложения в соответствии с последними изменениями в законодательстве. Профессионализм преподавателей - это тема отдельного комплексного исследования, тем не менее общая картина в региональном измерении бизнес-образования такова, что далеко не все учреждения готовы отказаться от огромного количества монологовых лекций, порой не подкрепляемых слайдами, в пользу активных методов обучения.

Даже наступивший в 2020 году в связи с пандемией COVID-19 повсеместный переход на использование дистанционных образовательных технологий, который по своей идее должен был стать помощником в получении дополнительных навыков и знаний

не желающим терять доход обучающимся без отрыва от работы, действительно открывает новые возможности по обеспечению интерактивности среды обучения и чаще свидетельствует о формалистском отношении к слушателям [4]. В частности, для слушателей это может проявляться через полностью самостоятельное изучение неактуальной информации, в лучшем случае выставленной организацией на сайт или же отправленной по электронной почте. Такая логика поведения образовательных организаций - «люди платят деньги - что-то изучают - получают необходимый диплом - знания придут в процессе практической деятельности» - вполне объяснима желанием коммерческого эффекта, но с другой стороны как нельзя лучше ставит крест на маркетинге взаимоотношений и бренде конкретной программы.

Конечно, предложенный нами критический анализ регионального бизнес-образования можно проводить далее и вскрыть целый ряд других проблемных участков, касающихся, например, сетевой мобильности и соответствия программ актуальным сегодня профессиональным стандартам, что, к сожалению,

Сегодня проектное управление в образовании используется повсеместно, как минимум на декларативном уровне: многие организации создают проектные офисы, в ряде из них, начиная от студентов и вплоть до приглашаемых профессоров-наставников, происходит активное вовлечение в т. н. проектную деятельность, о которой далеко не все (порой включая самих наставников) имеют адекватное представление. Но если допустить, что проектное управление универсальным образом позволяет добиваться некоторых поставленных целей, стоит задуматься о том, что же еще необходимо бизнес-образованию? По нашему мнению, специфика данной разновидности образования, как, впрочем, и части дополнительного профессионального, укладывается в логику

не позволяет сделать объем настоящей работы. Наша задача заключается в другом - предложение преодоления сложившейся ситуации и пунктирное прорисовывание путей совершенствования бизнес-образования в российских регионах.

Следует начать с того, что многим учреждениям бизнес-образования в регионах необходим переход от «выжидающей» позиции, в которой они могут просуществовать вплоть до своего закрытия, к активной. Как и всем субъектам российской экономики, образовательным учреждениям необходимо начать «думать по-новому». Проектное управление является одним из коррелятов сознательного осуществления необходимых преобразований. Увидеть преимущества данного подхода перед так называемым традиционным (доходящим до «стихийного») способом мышления по конкретным показателям можно в таблице. Отметим, что в современной педагогической науке обращение к проектированию и созданию проектов позволяет начать движение одновременно с различных, но не взаимоисключающих и дополняющих друг друга позиций.

компетентностно-маркетингового подхода, к которому организациям следует обратиться хотя бы ввиду его многомерного прагматического эффекта:

- практико-ориентированное содержание обучения;

- центрирование на интересах и потребностях заказчиков и обучающихся;

-прозрачная и понятная ориентированная на результат система обучения, направленная на освоение компетенций;

- уникальность образовательных программ;

- ориентация на позитивный социально-экономический эффект в контексте национального развития;

- гибкость, обусловленная ограниченными ресурсами и обеспечивающая построение индивидуальных

Компаративный анализ традиционного и проектного управления

Показатель Традиционное управление Проектное управление

Направленность На события На достижение цели

Ориентир Организационный Результативный

Срок Отсутствие определенного срока Ограниченность срока (финансовая составляющая, временные ресурсы)

Ресурсы Позиционное распределение Тщательное планирование использования ресурсов

Приоритет Собственно рабочий процесс Определение и достижение целей

Норма Общая рабочая норма Прием работ по окончании проекта

Стандарты Монотонный характер выполняемых работ Разнообразие и нестандартность

Персонал Постоянно действующий Проектная команда, изменяющаяся в ходе проекта в зависимости от решаемых задач

образовательных траекторий, позволяющая конкретизировать желаемые специализации, а также гарантировать широкий выбор как содержательной части программ, так и любого количества ее компонентов;

- непрерывность обучения, преемственность и вариативность содержательной части бизнес-образования [5].

Понятно, что данные критерии дают некоторый контур стратегии, которой в своем развитии придерживаются образовательные учреждения, а траектории проводимых ими трансформаций будут сугубо индивидуальными и зависят от метрик и параметров конкретного диагностического случая. Тем не менее остается ответить на один объемный вопрос, какие же общие изменения могут последовать благодаря сочетанию преимуществ проектного управления и компетент-ностно-маркетингового подхода, если ими будут руководствоваться в организациях бизнес-образования?

Как мы уже уточнили, объяснительная сила данного синтеза заключаются в том, что она позволяет обойти линейную алгоритмизацию, основанную на принципе «Сделать А, а только затем перейти к В», и сразу начать реализацию взаимодополняющих изменений в ответ на выявленные нами проблемные пункты в региональных организациях бизнес-образования.

Повышение конкурентоспособности той или иной организации нельзя провести без обеспечения дисциплин интеграционными функциональными связями, которыми необходимо заменить излишний «гиперобнаучивающий» академизм. Помимо искомой практической ориентированности, данные изменения позволят региональным учреждениям бизнес-образования создавать конкурентоспособные портфели программ, которые после успешной апробации и в зависимости от спроса можно соединять как в краткосрочные курсы повышения, так и в полноценную профессиональную переподготовку. Вообще новый материал и авторские технологии обучения - тот краеугольный камень, который закладывается и при традиционном аудиторном, или же как теперь активном онлайн, обучении, так и при организации самостоятельной работы слушателей с использованием информационно-коммуникативных технологий. Смешанное обучение, имитационные средства обучения, кейс-методы и дискуссии - вот неполный перечень того, что может сформировать взаимоотношения и установить деловые связи в группах слушателей и чего недостает сегодня для оживления и индивидуализации процесса обучения и пробуждения настоящей заинтересованности в прохождении обучающи-

мися своей образовательной траектории вместо их де-факто автоматического и безличного участия ради получения необходимого документа об образовании, поскольку именно правильный выбор методов обучения повышает результативность процесса закрепления управленческих знаний [3; 10; 11]. Создание и диверсификация уникальных модульных образовательных продуктов, выделяющих конкретную организацию бизнес-образования на фоне других при мониторинге предложений со стороны потенциальных слушателей - вот одно из ведущих конкурентных преимуществ обращения к сочетанию проектного управления и компетентностно-маркетингового подхода, позволяющее отвечать как массовым, так и элитарным запросам по инновационному обеспечению регионального бизнеса.

Минимизация неопределенности долгосрочных перспектив развития экономики, как и создание элитарных образовательных программ, невозможны без высококвалифицированного преподавательского состава. Взаимное автономное существование науки и образования при становлении российского бизнес-образования дало неутешительные результаты, во многом повлияв на то, что в 90-е годы прошлого столетия целый ряд соотечественников получил зарубежное дополнительное образование в области управления. Кроме недополученного дохода, российское бизнес-образование получило мощнейшие репутационные издержки, а переходная национальная экономика была вынуждена адаптировать (и не всегда успешно) трудно совместимые с отечественной практикой западные бизнес-модели [10; 11]. Создание и развитие собственного кадрового потенциала для бизнес-образования полагается за счет необходимых инвестиций в человеческий капитал (от тренингов до академического образования), привлечения управленцев-практиков в качестве экспертов при проведении научных исследований, постоянного совершенствования педагогического мастерства, что позволит достичь интегрального эффекта и адекватного восприятия бренда организации бизнес-образования заказчиками и слушателями. Следует помнить, что региональные предприятия, имеющие по сравнению с московскими компаниями куда более скромный бюджет для инвестиций в развитие персонала, нуждаются в эффекте «здесь и сейчас», следовательно, заинтересованы в некотором смещении традиционной ориентированности образования «в будущее» на сложившиеся социально-экономические условия, суть которых может быть передана только через профессионалов, владе-

ющих на высоком уровне научными теориями и передовой практикой.

Умение создавать ценность предлагаемых программ - важный шаг к доверительному партнерству и долгосрочному сотрудничеству между бизнес-образованием и предпринимателями, которые пришли на смену клиентским отношениям и на данный момент являются ключевыми максимами в маркетинге и нет-воркинге образовательных учреждений в условиях стремительно меняющего мира [9]. К слову, конструктивный итог, воплощаемый в преодолении отрицательной динамики развития предпринимательством в регионах России, способен не только решить инфраструктурные проблемы и создать еще один синергетический эффект от руководства предлагаемым нами синтезом подходов, но и сформулировать ценность конкретных учреждений национального бизнес-образования в глазах для одного стейкхолдера - власти [7]. Безусловно, участие в создании на определенных территориях благоприятной среды для инновационных преобразований посредством реализации образовательных программ только способствует укреплению доверия со стороны администраций региона и муниципалитетов, позитивным образом влияя на конкурентоспособность учреждений бизнес-образования.

Заключение

Итак, кажущийся элементарным предложенный нами синтез проектного управления и компетент-ностно-маркетингового подхода как вариант преобразований в отечественных региональных организациях бизнес-образования является эффективным средством, способным гарантировать самостоятельность и жизнеспособность данного института. Успех неоднородных по своему экономическому укладу и территориальной инфраструктуре российских регионов связывается не только с их ресурсной профили-зацией, сколько со способностями их руководителей к инновационному мышлению, потенциал которого, как известно, ограничивается деятельностью, но развивается благодаря получению передовых управленческих компетенций.

Предложенное нами сопряжение сильных сторон методологии управления изменениями в образовательных организациях способствует переосмыслению роли и места бизнес-образования в структуре региональных вузов и управления знаниями (охватывает создание образовательных продуктов, их распространение и обратную связь по итогам обучения) на основе комплексного подхода. Только осознанная модернизация образовательных учреждений и пере-

смотр сложившихся, но устаревающих подходов к процессу обучения с привнесением прогностических компонент способны, по нашему мнению, содействовать эффективному решению возникающих многомерных проблем, ответственность за инновационное мышление которого возлагается на организации бизнес-образования.

Литература

1. Гордеева Д. С., Рябчук П. Г, Корнеев Д. Н. Российское бизнес-образование: от мифов к реальности // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 2 (23). С. 213-216.

2. Денисова А. Ю. Бизнес-образование в России. Миф или реальность? // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 3 (76). С. 159-162.

3. Ламзин Р. М. Авторские технологии обучения экономике в системе бизнес-образования // Грани познания. 2017. № 5 (52). С. 34-39.

4. Нотман О. В. Бизнес-образование в сегмент краткосрочных программ: выбор уральских менеджеров // Дискуссия. 2016. № 10 (73). С. 91-96.

5. Равочкин Н. Н. Проектирование программ дополнительного профессионального образования в соответствии с компе-тентностно-маркетинговым подходом // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 6. С. 82-87.

6. Стрелков В. И., Сафошин А. В., Баранкин А. Ю. Инновационное бизнес-образование в России // Sciences of Europe. 2016. № 7-1 (7). С. 124-129.

7. Филатова А. В. Инновационный фактор бизнес-образования в эпоху перемен // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 3 (83). С. 241-246.

8. Шарова С. В. Влияние развития бизнес-образования на инновационную активность предприятий // Креативная экономика. 2018. Т. 12, № 5. С. 641-650.

9. Saitis C., Saiti A. Initiation of Educators into Educational Management Secrets. Springer International Publishing AG, 2018. 227 p.

10. Knowledge Management / eds. P. Virtanen, N. Helander. InTech, 2010. 280 p.

11. Zilli A. et al. Semantic Knowledge Management: An Ontology-based Framework. Information Science Reference, 2009. 458 p.

References

1. Gordeeva D. S., Ryabchuk P. G., Korneev D. N. Rossijskoe biznes-obrazovanie: ot mifov k real'nosti [Russian business education: from myths to reality]. Baltic Humanitarian Journal, 2018, vol. 7, no. 2 (23), pp. 213-216. (In Russian).

2. Denisova A. Y. Biznes-obrazovanie v Rossii. Mif ili real'nost'? [Business education in Russia. Myth or reality?]. Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanov, 2018, no. 3 (76), pp. 159-162. (In Russian).

3. Lamzin R. M. Avtorskie tekhnologii obucheniya ekonomike v sisteme biznes-obrazovaniya [Author's technology of teaching economics in the system of business education]. Facets of knowledge, 2017, no. 5 (52), pp. 34-39. (In Russian).

4. Notman O. V. Biznes-obrazovanie v segment kratkosrochnyh programm: vybor ural'skih menedzherov [Business education in the segment of short-term programs: the choice of Ural managers]. Discussion, 2016, no. 10 (73), pp. 91-96. (In Russian).

5. Ravochkin N. N. Proektirovanie programm dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v sootvetstvii s kompetentnostno-marketingovym podhodom [Additional professional education programs design under the competence-marketing approach]. Alma Mater, 2017, no. 6, pp. 82-87. (In Russian).

6. Strelkov V. I., Safoshin A. V., Barankin A. Y. Innovacionnoe biznes-obrazovanie v Rossii [Innovative business education in Russia]. Sciences of Europe, 2016, no. 7-1 (7), pp. 124-129. (In Russian).

7. Filatova A. V. Innovacionnyj faktor biznes-obrazovaniya v epohu peremen [Innovative factor in business education in the period of change]. Tambov University Review. Series: Humanities, 2010, no. 3 (83), pp. 241-246. (In Russian).

8. Sharova S. V. Vliyanie razvitiya biznes-obrazovaniya na inno-vacionnuyu aktivnost' predpriyatij[The impact of the development of business education on the innovative activity

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of enterprises]. Creative Economy, 2018, vol. 12, no. 5, pp. 641-650. (In Russian).

9. Saitis C., Saiti A. Initiation of Educators into Educational Management Secrets. Springer International Publishing AG, 2018, 227 p. (In English).

10. Virtanen P., Helander N (eds). Knowledge Management. InTech, 2010, 280 p. (In English).

11. Zilli A. et al. Semantic Knowledge Management: An Ontology-based Framework. Information Science Reference, 2009, 458 p. (In English).

УДК/UDC 37.014 И. П. Смирнов

I. Smirnov

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАЗРЕЗЕ ВЕКОВ.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

THE QUALITY OF EDUCATIONAL LEGISLATION IN THE CONTEXT OF CENTURIES.

COMPARATIVE RESEARCH

Введение. Автор осуществил критический анализ подготовки законопроектов Комитетом по образованию и науке Государственной думы Российской Федерации, не обеспечивающий их эффективное правоприменение и результативность.

Методология. Исследование выполнено методом сравнительного анализа аналогичных по целям законодательных актов, принятых в царское время (1902 г.) и в настоящее время (2020 г.), а также их сопоставления с базовым федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Результаты. Приведенный в статье анализ позволяет оценить недостатки законотворческого процесса, качество принимаемых Государственной думой правовых актов и указывает на возможные пути повышения их эффективности.

Заключение. Результаты исследования дают научно-педагогическому сообществу ориентиры и методы экспертизы образовательного правового поля, будут способствовать диалогу электората и депутатского корпуса, а также кандидатов в депутаты новой Государственной думы в преддверии очередных (сентябрь 2021 г.) выборов.

Introduction. The author has carried out a critical analysis of the preparation of draft laws by the Committee on Education and Science of the State Duma of the Russian Federation, which does not ensure their effective enforcement and effectiveness.

Methodology. The study was carried out by the method of comparative analysis of legislative acts, similar in purpose, adopted in the Tsarist era (1902) and now (2020), as well as their comparison with the basic federal law "On Education in the Russian Federation".

Results. The analysis given in the article makes it possible to assess the shortcomings of the legislative process, the quality of legal acts adopted by the State Duma and indicates possible ways to increase their effectiveness.

Conclusion. The results of the study provide the scientific and pedagogical community with guidelines and methods for examining the educational legal field, will contribute to the dialogue between the electorate and the deputy corps, as well as candidates for deputies of the new State Duma on the eve of the next (September 2021) elections.

Ключевые слова: профессиональное образование, законодательный процесс, научная экспертиза.

Keywords: vocational education, legislative process, scientific expertise.

Введение

В декабре 2018 года группой депутатов Государственной думы в составе председателя Комитета по образованию и науке Вячеслава Нико-нова, его заместителей Геннадия Онищенко и Любови Духаниной, депутата Гаджимета Сафаралиева (все из фракции партии «Единая Россия») был подготовлен «в качестве законодательной инициативы» про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.