Научная статья на тему 'Современная парадигма российского бизнес-образования'

Современная парадигма российского бизнес-образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИЗНЕС-ШКОЛА / ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / BUSINESS EDUCATION / PRINCIPLES OF EDUCATION CONTINUITY / ADDITIONAL EDUCATIONAL TRAINING / BUSINESS SCHOOL / DETERMINISTIC FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашникова Ирина Владимировна, Каширина Илана Борисовна, Бальцежак Марина Станиславовна

Проанализированы существующие подходы к бизнес-образованию, его отличительные особенности, модели, тенденции и перспективы. Представлена собственная позиция относительно статуса бизнес-образования. Перечислены основные программы и провайдеры бизнес-образования. Подробно рассмотрены отличия услуг бизнес-образования от от академических услуг высшего образования с позиции цели, функций, целевого сегмента, «поставщиков», превалирующих методов обучения, специфики образовательных программ, требований к профессорско-преподавательскому составу, ожиданий потребителей образовательных услуг и информационной доступности. Особое внимание уделено концептуальной связи бизнес-образования с идеологией непрерывности профессионального образования. Отмечена значимость пространства непрерывного профессионального образования, в формате которого находятся различные формализованные и неформализованные образовательные практики, каждая из которых по-своему может быть интегрирована в общую траекторию развития системы непрерывного профессионального образования. Продемонстрированы принципы реализации концепции непрерывности в сфере профессионального Теоретические и прикладные исследования в последние годы свидетельствуют о том, что в перспективе инновационный рост экономики во многом будет определяться менеджментом предприятий и организаций. В условиях стремительного развития инноваций, информационно-коммуникационных технологий, экономической глобализации, интернационализации возрастает потребность менеджеров всех уровней, а также других категорий персонала в услугах дополнительного профессионального образования. Осознание значения и роли бизнес-образования актуально не только для потенциальных потребителей образовательных услуг, представителей предпринимательских структур, но и учреждений высшего образования. Формирование последними соответствующей стратегии развития сталкивается с проблемой отсутствия правовой интерпретации понятия «бизнес-образование». Этим обстоятельством во многом определяется наличие нескольких подходов к пониманию его сущности среди экономистов. Большинство из них разделяют позицию С.Р. Филоновича, согласно которой бизнес-образование представляет собой «профессиональное образование и обучение людей, участвующих в выполнении функций управления на предприятиях и хозяйственных организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли» [1]. Исходя из данной лапидарно сформулированной парадигмы очевидна целевая аудитория для организаций, оказывающих услуги бизнес-образования. Существует несколько научных дискуссий, связанных с бизнес-образованием. Одна из них касается статуса услуг бизнес-образования, где можно выделить две точки зрения. Согласно наиболее распространенной (С.Л. Зарецкая, С.А. Кочерга, Я.И. Кузьминов, Н.В. Тихомирова, В.А. Мау, А.Г. Сеферян, С.Р. Филонович и др.), бизнес-образование является разновидностью услуг высшего образования [2, 3, 4]. Другие, например, В.А. Ковалев, А.И. Вовк, определяют бизнес-образование как подсистему профессионального образования любого уровня, включая начальное и среднее. Наша позиция заключается в том, что бизнес-образование следует рассматривать как один из этапов высшего образования, где учебный процесс организован в соответствии с принципом непрерывности образования. Показана зависимость российского бизнес-образования от совокупности детерминант, содержание, роль и значение которых определяются региональными социально-экономическими, демографическими особенностями, а также состоянием и потенциалом собственно образовательного пространства. С точки зрения перспектив развития бизнес-образования, выделены наиболее значимые факторы для дальневосточных и для «трудоизбыточных» продвинутых российских регионов Сделан вывод, что стратегические перспективы и траектория развития высшего образования связаны с концепцией непрерывности и бизнес-образованием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калашникова Ирина Владимировна, Каширина Илана Борисовна, Бальцежак Марина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Modern Paradigm of Russian Business Education

The article gives analyses of the current approaches to business education, its features, patterns, trends and prospects. There is a wide comment on the condition of business education and a list of the main programs and providers of business-education. The authors of the article underline the difference between business education and higher education taking into account purpose, functions, target segment, «suppliers», prevailing methods of education, specific characters of educational programs, requirements to academic staff, consumer expectations from teaching and information availability. Special attention is given to the conceptual connection between business education and ideology of professional education continuity. The authors highlight the importance of professional education continuity, the form of which is typical for different formalized and non-formalized educational work, which can be integrated in general tendency of professional education continuity in its own way. The article shows the principles of realization of professional education continuity and dependence of Russian business education on the whole set of determinants, which content, role and significance are determined by regional social, economic, demographic characteristics, as well as condition and potential of the educational space itself. In terms of business education prospects' development, the most important factors for the Far Eastern and «labour-abundant» advanced regions of Russia were pointed out in the article. In conclusion some words are said on the point that strategic prospects and tendency of higher education are closely connected with the concept of business education continuity

Текст научной работы на тему «Современная парадигма российского бизнес-образования»

УДК 378.147

Калашникова Ирина Владимировна Irina Kalashnikovа

Экономические науки

Каширина Илана Борисовна Ilana Kashirina

Бальцежак Марина Станиславовна Marina Baltsezhak

СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА РОССИЙСКОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

ON MODERN PARADIGM OF RUSSIAN BUSINESS EDUCATION

Проанализированы существующие подходы к бизнес-образованию, его отличительные особенности, модели, тенденции и перспективы. Представлена собственная позиция относительно статуса бизнес-образования. Перечислены основные программы и провайдеры бизнес-образования. Подробно рассмотрены отличия услуг бизнес-образования от от академических услуг высшего образования с позиции цели, функций, целевого сегмента, «поставщиков», превалирующих методов обучения, специфики образовательных программ, требований к профессорско-преподавательскому составу, ожиданий потребителей образовательных услуг и информационной доступности. Особое внимание уделено концептуальной связи бизнес-образования с идеологией непрерывности профессионального образования. Отмечена значимость пространства непрерывного профессионального образования, в формате которого находятся различные формализованные и неформализованные образовательные практики, каждая из которых по-своему может быть интегрирована в общую траекторию развития системы непрерывного профессионального образования. Продемонстрированы принципы реализации концепции непрерывности в сфере профессионального

The article gives analyses of the current approaches to business education, its features, patterns, trends and prospects. There is a wide comment on the condition of business education and a list of the main programs and providers of business-education. The authors of the article underline the difference between business education and higher education taking into account purpose, functions, target segment, «suppliers», prevailing methods of education, specific characters of educational programs, requirements to academic staff, consumer expectations from teaching and information availability. Special attention is given to the conceptual connection between business education and ideology of professional education continuity. The authors highlight the importance of professional education continuity, the form of which is typical for different formalized and non-formalized educational work, which can be integrated in general tendency of professional education continuity in its own way. The article shows the principles of realization of professional education continuity and dependence of Russian business education on the whole set of determinants, which content, role and significance are determined by regional social, economic, demographic characteristics, as well as condition and potential of the educational space itself. In terms of business education

образования. Показана зависимость российского бизнес-образования от совокупности детерминант, содержание, роль и значение которых определяются региональными социально-экономическими, демографическими особенностями, а также состоянием и потенциалом собственно образовательного пространства. С точки зрения перспектив развития бизнес-образования, выделены наиболее значимые факторы для дальневосточных и для «трудоизбыточных» продвинутых российских регионов

Сделан вывод, что стратегические перспективы и траектория развития высшего образования связаны с концепцией непрерывности и бизнес-образованием

prospects' development, the most important factors for the Far Eastern and «labour-abundant» advanced regions of Russia were pointed out in the article.

In conclusion some words are said on the point that strategic prospects and tendency of higher education are closely connected with the concept of business education continuity

Ключевые слова: профессиональное образование, бизнес-образование, принципы непрерывности образования, дополнительное образование, бизнес-школа, детерминирующие факторы

Key words: professional development, business education, principles of education continuity, additional educational training, business school, deterministic factors

Теоретические и прикладные исследования в последние годы свидетельствуют о том, что в перспективе инновационный рост экономики во многом будет определяться менеджментом предприятий и организаций. В условиях стремительного развития инноваций, информационно-коммуникационных технологий, экономической глобализации, интернационализации возрастает потребность менеджеров всех уровней, а также других категорий персонала в услугах дополнительного профессионального образования.

Осознание значения и роли бизнес-образования актуально не только для потенциальных потребителей образовательных услуг, представителей предпринимательских структур, но и учреждений высшего образования. Формирование последними соответствующей стратегии развития сталкивается с проблемой отсутствия правовой интерпретации понятия «бизнес-образование». Этим обстоятельством во многом определяется наличие нескольких подходов к пониманию его сущности среди экономистов. Большинство из них разделяют позицию С.Р. Филоновича, согласно которой бизнес-образование представляет собой «профессиональное образование и обучение

людей, участвующих в выполнении функций управления на предприятиях и хозяйственных организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли» [1]. Исходя из данной лапидарно сформулированной парадигмы очевидна целевая аудитория для организаций, оказывающих услуги бизнес-образования.

Существует несколько научных дискуссий, связанных с бизнес-образованием. Одна из них касается статуса услуг бизнес-образования, где можно выделить две точки зрения. Согласно наиболее распространенной (С. Л. Зарецкая, С. А. Кочерга, Я.И. Кузьминов, Н.В. Тихомирова, В.А. Мау, А.Г. Сеферян, С.Р. Филонович и др.), бизнес-образование является разновидностью услуг высшего образования [2, 3, 4]. Другие, например, В.А. Ковалев, А.И. Вовк, определяют бизнес-образование как подсистему профессионального образования любого уровня, включая начальное и среднее.

Наша позиция заключается в том, что бизнес-образование следует рассматривать как один из этапов высшего образования, где учебный процесс организован в соответствии с принципом непрерывности

профессионального образования. Первое упоминание о нем было на конференции ЮНЕСКО в 1965 г., согласно которому оно «означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают как в рамках системы образования, так и за ее пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии как в масштабе страны, так и в масштабе мира» [5]. Дальнейшее теоретическое осмысление и развитие парадигма непрерывного образования получила в документах Европейского саммита в Лиссабоне в 2000 г. Сегодня данная концепция предполагает реализацию следующих основных принципов (рис. 1): гуманизм (человек является целью общественного прогресса); демократизм ( открытость, равный доступ всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи; возможность учиться в любом возрасте, что обеспечивается многообразием форм и видов обучения, вплоть до самообразования^; экономическая доступность, территориальная и ценовая ( государственные гарантии бесплатного профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов в рамках, установленных законодательством Российской Федерации; получение образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими надлежащее качество образования; изменение модели финансового обеспечения высших учебных учреждений; совершенствование мер финансовой поддержки обучающихся); гибкость и адаптивность (многообразие средств, способов, организационных форм предоставления услуг образования; гибкость образовательных программ к требованиям экономики, изменяющимся потребностям производства, общества, человека; обеспечение возможности приоб-

ретения и совершенствования имеющихся профессиональных компетенций, умений, навыков, знаний по отдельным темам, курсам, модулям, кейсам в различных формах на основе современных информационных технологий); опережающее развитие (применение в обучении инновационных образовательных технологий; ориентированность на вызовы и обеспечение реального продвижения социально-экономического развития в будущем) ; вариативность ( дифференциация образовательных учреждений и содержания образовательных программ); преемственность (речь идет о различных уровнях образования, что требует совместных действий различных образовательных учреждений по согласованию программ обучения на основе прямых договорных отношений, а также формирования образовательных ассоциированных структур); интегративность (интеграция формализованного и неформализованного процессов обучения в единое образовательное пространство, горизонтальная и вертикальная интеграция); принцип интернационализации (встраивание российского бизнес-образования в мировое образовательное пространство, разработка образовательных программ совместно с зарубежными партнерами, участие в международных ассоциациях и альянсах, повышение роли международных стандартов), принцип непрерывности (является системообразующим, а потому в соответствии с ним должно выстраиваться управление профессиональным образованием, представляющим собой многоаспектную и многофакторную социу-мную конструкцию).

Главная идея непрерывного профессионального образования заключается в перманентном, всестороннем развитии трудового и личностного потенциала индивида на основе его потребности в повышении самооценки, признании со стороны коллег ( социума) , социального статуса, степени самореализации, а также потребностей, реализуемых в трудовой сфере: карьерный рост, увеличение оплаты труда, других источников доходов. Особо следует отметить, что основной мотив к непрерывному

образованию связан не с поддержанием и ростом материальной обеспеченности, а, что более существенно, с духовным, культурным, психоэмоциональным развитием личности, с переосмыслением объективной необходимости участия в социально-экономических процессах, своего места в них. При этом следует иметь в виду существенное обстоятельство — «непрерывное профессиональное образование отнюдь не замещает и не подменяет образование как таковое, а как бы включено в него и выступает в качестве одного из аспектов общего процесса социализации личности» [6]. Отметим, что непрерывное профессиональное образование осуществляется каждым чело-

веком в процессе деловых коммуникаций, получения информации, знаний из окружающей среды. Этот неформализованный источник знаний оказывает значительное воздействие на развитие трудового потенциала личности. В этой связи правомерно говорить о неком пространстве непрерывного профессионального образования, в формате которого находятся различные формализованные и неформализованные образовательные практики, каждая из которых по-своему может быть интегрирована в общую траекторию развития системы непрерывного профессионального образования.

Рис. 1. Принципы реализации концепции непрерывности в сфере профессионального образования

За рубежом при реализации концепции непрерывного профессионального образования сформировалось несколько моделей «построения» такого образования, от дополнительной профессиональной подготовки (дополнительного образования) до «полного подчинения принципу непрерывности

всей системы образования в целом, всех его уровней» [6]. Так, например, в США непрерывное профессиональное образование непосредственно связано с понятием «обучающееся обществу», которое должно предоставлять равенство образовательных возможностей и свободу выбора каждому.

В СССР непрерывное профессиональное образование было ориентировано на подготовку кадров для всех отраслей народного хозяйства. Система образования достаточно длительное время справлялась с поставленной задачей, выпуская специалистов широкого профиля, что нивелировало просчеты в определении потребностей, кадровом планировании и повышало эффективность трудовой адаптации молодых специалистов. С переходом к альтернативной модели социально-экономического развития изменился механизм включения человека в профессиональное образовательное пространство, в сферу социально-трудовых отношений. Учебные учреждения, что совершенно естественно и органично, изменили траекторию своего движения вперед, учитывая рыночные принципы ведения экономической деятельности. Однако сегодня «на российском рынке труда потребителями выступают... прагматически ориентированные работодатели, которые заинтересованы в работниках. практи-ко-ориентированного профиля с умениями действовать конкретно сразу после обучения... на основе «сужения» поля обучения будущего работника, ограничения его рамками предметного подхода» [6]. Такой подход можно признать приемлемым при подготовке кадров рабочих, но не специалистов. Однако следует констатировать, что в России идея практико-ориентированно-го профессионального образования постепенно охватывает практически все уровни образования, и если она будет реализована, то перспективы инновационного типа экономического роста накроются, как у нас говорят, «медным тазом». Решение проблемы усложняется наличием круга проблем, обусловленных встраиванием российского образования в болонский процесс, поиском оптимальных форм и методов функционирования учебных учреждений.

Основными формами российской системы непрерывного профессионального образования являются программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки, которые, согласно Федерального закона РФ «Об образовании

в Российской Федерации» (2012 г.), реализуются в рамках дополнительного профессионального образования. В данном контексте представляется логичной и последовательной позиция В.А. Леонгардта, трактующего бизнес-образование как «особый вид услуги в системе дополнительного профессионального образования, осуществляемой юридическим или физическим лицом, заключающейся, с одной стороны, в услуге консалтинга, состоящей в процессе передачи потребителю — реальному или потенциальному представителю бизнеса — определенной информации, а с другой стороны, — в образовательной услуге, состоящей в процессе передачи потребителю знаний, умений и навыков, направленной на повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующей развитию деловых и творческих способностей, а также повышению культурного уровня индивида» [7].

В продолжение этой дискуссии Л.В. Дуканич, С.В. Коробейникова определяют бизнес-образование как вид образовательных услуг, реализуемых в формате именно послевузовского образования [8]. В такой интерпретации бизнес-образование является естественным продолжением высшего образования. Однако до вступления в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации» «послевузовское» образование приравнивалось к подготовке кадров высшей квалификации и имело прямое отношение к ученым степеням. Именно это обстоятельство делало некорректным применение понятия «послевузовское образование» применительно к услугам бизнес-образования.

Иного подхода к трактовке бизнес-образования придерживается С.К. Мордовин, ограничив «отрасль бизнес-образования спектром образовательно-тренинговых учреждений (независимо от их ведомственной принадлежности и форме собственности) решающих реальные проблемы и удовлетворяющих реальные потребности реально-

го сектора отечественной экономики» [9]. В его концепции внимание фокусируется на таких функциях бизнес-образования, как приращение реальной квалификации обучающегося и содействие в решении реальных проблем, в т.ч. за счет обмена опытом и консультационной помощи. Сторонником расширительной концепции является А.М. Юрасов и относит к бизнес-образованию не только тренинги, но и второе высшее образование, программы МВА, Президентскую программу подготовки управленческих кадров» [10].

Бизнес-образование содействует расширению социальных связей, в т.ч. за счет создания деловых сообществ и ассоциаций, позволяя последним оказывать воздействие на бизнес-среду [11]. И это очевидный факт. В этом смысле бизнес-образование представляет собой достаточно значимый социальный институт, играющий исключительно важную роль, не ограничиваемую подготовкой кадров и преумножением трудового потенциала.

В России исторически сложилось так, что определяющая роль в сфере бизнес-образования закрепилась за программами Master of Business Administration (МВА), а также реализуемой в соответствии с Указом Президента РФ № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» (1997 г.) и постановлением Правительства РФ № 177 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» (2007 г.) Президентской программой подготовки управленческих кадров. И это естественно, поскольку, ведущие специалисты в сфере образовательных услуг бизнес-образование трактуют как образование в области менеджмента, которое можно приобрести через обучение: по соответствующему направлению бакалавриата, магистратуры, специалитета (в том числе в качестве второго высшего); в формате профессиональной переподготовки; по программам мастерского уровня, разработанным по инициативе Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) [1, 2, 12, 13].

В настоящее время в роли провайдеров бизнес-образования выступают такие образовательные учреждения, как «бизнес-школы при классических университетах, самостоятельные бизнес-школы, корпоративные университеты, бизнес-школы, создаваемые корпорациями, учебные подразделения, создаваемые консалтинговыми фирмами, тренинговые компании». Среди учреждений российского бизнес-образования особое место занимают бизнес-школы, которые могут быть: глобально ориентированными или ориентированными на национальный рынок; академического ( как правило, организуются при университетах) или предпринимательского типа, функционирующих как бизнес-структура на рынке образовательных услуг [2, 12].

Услуги бизнес-образования и услуги классического высшего образования имеют не только много общего, но и некоторые отличительные черты (см. таблицу).

Есть и другие специфические особенности услуг бизнес-образования, связанные с ожиданиями со стороны потребителей. Так, высшее экономическое образование, имеющее прямое отношение к подготовке кадров для бизнеса, остается академическим, поэтому потребность в практических навыках и умениях остается актуальной для выпускников учреждений высшего образования. Однако при этом неоправданные ожидания обучающихся не влияют на рыночный спрос. Ситуация в сегменте бизнес-образования иная. В условиях формирования системы непрерывного образования учреждения высшего образования активно разрабатывают программы дополнительного профессионального образования, в основном руководствуясь критерием финансовых выгод, а не интересами потенциальных потребителей. В результате, «страдают» ожидания слушателей относительно ценности получаемых знаний, навыков, умений, профессиональных компетенций, что негативно сказывается в последующем при формировании контингента обучающихся.

К специфике российского бизнес-образования следует отнести и его информаци-

онную непрозрачность, отсутствие статистических данных о динамике и структуре спроса на услуги бизнес-образования в разрезе регионов. Исключением является ин-

формационная база РАБ О, используемая членами ассоциации для разработки стратегии развития бизнес-образования и комплекса мер по обеспечению его качества.

Отличия услуг бизнес-образования от академических услуг высшего образования

Признак Характеристика признака бизнес-образовательной услуги

Цель Переподготовка, повышение квалификации подготовка менеджеров не сводится к приобретению совокупности знаний, навыков, совершенствованию профессиональных компетенций руководителя. Ориентированность на подготовку специалистов, владеющих современными технологиями управления, хорошо разбирающихся во всех аспектах ведения бизнеса, способных эффективно управлять компанией в условиях конкуренции [14], а также подготовка функциональных менеджеров по специализированным программам [2]

Функции Компенсаторная - восполнение отсутствующих или упущенных образовательных возможностей; адаптирующая - формирование потенциала для приспособления к новым профессиональным требованиям; формирующая - приобретение дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков в связи с расширением или трансформацией обязанностей, предусмотренных занимаемой должностью; содействующая - возможность получения консультаций при возникновении проблемных ситуаций [15]

Целевой сегмент Менеджеры всех уровней управления; владельцы (собственники) бизнеса; часть экономически активного населения, имеющие «классическое» высшее образование как экономического, так и неэкономического профиля; иностранные студенты (обучающиеся, слушатели)

«Поставщики» бизнес-услуг Бизнес-школы, организованные при академических университетах; бизнес-школы как самостоятельные субъекты, осуществляющие свою деятельность на рынке образовательных услуг; корпоративные университеты; тренинговые центры; структурные подразделения крупных консалтинговых компаний; предпринимательские структуры в «передовых» (новых) секторах экономики, испытывающие «кадровый» дефицит. Увеличение и разнообразие «производителей» бизнес-услуг способствуют формированию устойчивой тенденции демонополизации рынка образовательных услуг

Источники финансирования В основном личные сбережения и финансовые ресурсы предпринимательских структур

Превалирующие методы обучения Кейс-стади (case study method), метод бизнес-симуляций (business simulations) , обучения через проекты (project-based method), обмен опытом между слушателями

Специфика образовательных программ Относительно краткосрочный период обучения, предпочтительно «без отрыва от производства» (формат part-time), ориентированность в основном на получение практических знаний, постепенный переход к проблемно-ориентированному обучению, «индивидуализация» образовательных программ под конкретного потребителя (между тем, реализация образовательных программ все-таки предполагает обучение, основанное на воспроизводстве существующих логических конструкций). Требование от слушателей творческой инициативы и использования персонального профессионального опыта при выполнении заданий

Требования к про-фессорско-пре-подавательскому составу Приветствуется наличие опыта практической работы, привлекаются специалисты-практики, преподаватели и специалисты из-за рубежа, консультанты, тренеры, коучеры

В настоящее время в эпоху постиндустриализма и экономической глобализации, дальнейшее развитие российского бизнес-образования зависит от совокупности детерминант, содержание, роль и значение

которых определяются региональными социально-экономическими, демографическими особенностями, а также состоянием и потенциалом собственно образовательного пространства (рис. 2).

Рис. 2. Социально-экономические факторы развития российского

бизнес-образования

Так, например, для российских дальневосточных регионов, наиболее значимым с точки зрения перспектив развития бизнес-образования является демографический фактор. Депопуляция и миграционная убыль населения в дальневосточных субъектах Федерации имеет устойчивую тенденцию, а потому можно прогнозировать снижение емкости рынка услуг высшего образования. В этом же направлении влияние оказывает институт ЕГЭ. Демографические проблемы «инициируют» кадровый кризис практически во всех отраслях экономики регионов, особенно подрывая пенсионную систему и сферу социальной инфраструктуры. Для «трудоизбыточных» продвинутых российских регионов «главная» детерми-

нанта, определяющая перспективы бизнес-образования, — изменения в структуре потребностей, технологиях, постепенный отказ от модели «массового производства», усиление конкуренции на товарных рынках. Но и в том, и в другом случаях « приоритетом деятельности государства становятся инвестиции в человеческий капитал» [12]. При этом сохранение традиционной модели высшего образования, когда человек получал образование в 17...25 лет, периодически повышая свою квалификацию ( в основном по инициативе администрации), является неприемлемым. Стратегические перспективы и траектория развития высшего образования связаны с концепцией непрерывности и бизнес-образованием.

Литература_

1. Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация / Под общ.ред. С.Р. Филоновича. М.: ГУВШЭ, 2004.. 690 с.

2. Кузьминов Я. И., Филонович С. Р. Бизнес -образование в России: состояние и перспективы // Вопросы экономики. 2004. № 1. С. 19-36.

3. Тихомирова Н.В., Кочерга С.А. Роль и место бизнес-образования в контексте развития информационного общества // Информационное общество. 2012. № 2. С. 26-36.

4. Зарецкая,С.Л., Семеко Г.В. Современные модели бизнес-образования // Экономика образования. 2003. № 1. С. 45-53.

5. Городнова А.А. Непрерывное образование и тенденции развития бизнес-образования // Сборники конференции НИЦ «Социосфера». 2011. № 25. С. 52-61.

6. Зуев В.М. Непрерывное образование: современная концепция [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vmzuev.ru/archives/8

7. Леонгардт В. А. Услуги бизнес-образования как особый сегмент рынка дополнительного профессионального образования // Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С. 12.

8. Дуканич Л.В., Коробейникова С.В., Про-цессно-ориентированный подход в управлении бизнес-образованием: опыт применения // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 119

9. Мордовин С.К. Многообразие моделей управления бизнес-образованием. Обоснование выбора // Бизнес-образование. 2013. № 2 (34). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rabe.ru

10. Юрасов А.М. Цели современного бизнес -образования: практические вопросы // Известия ПГПУ. Общественные науки. № 7 (11) 2008. С. 164-166.

11. Шабанова М.А. Бизнес-образование в России. Особенности нового поколения деловых людей // Социологические исследования. 2009. № 4. С. 49-62.

12. Мау В.А., Сеферян А.Г. Бизнес-образование на рубеже веков: вызовы времени и тенденции развития // Вопросы экономики. 2007. № 9. С. 75-89.

13. Мясоедов С.П. Новые тенденции на мировом и российском рынке бизнес-образования // XVI Междунар. науч.-практ. конф. РАБО «Бизнес-образование и бизнес-школы 2020: новые тенденции, модели, возможности». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rabe.ru

14. Розанова Н.М. Нужен ли академизм в бизнес-образовании? // Журнал экономической теории. 2006. № 3. С. 127.

15. Цель программы MBA [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.magistr-mba. com

_References

1. Biznes-obrazovanie: spetsifika, programmy, tehnologii, organizatsiya. Pod obshh. red. S.R. Filo-novicha. (Business education: specificity, programs, technology, business / Under the editorship of SR Filo-novich). Moscow: GUVShE, 2004. 690 p.

2. Kuziminov Ya.I., Filonovich S.R. Voprosy eko-nomiki. (Problems of economics). 2004. no 1. P. 1936.

3. Tikhomirova N.V., Kocherga S.A. Informatsi-onnoe obshhestvo. (Informational society). 2012. no 2. P. 26-36.

4. Zaretskaya,S.L., Semeko G.V. Ekonomika ob-razovanya. (Economics of education). 2003. no 1. P. 45-53.

5. Gorodnova A.A. Sborniki konferentsii NIC «Sotsiosfera». (Collected articles of the Conference SRC «Sociosphere»). 2011. no 25. P. 52-61.

6. Zuev V.M. Nepreryvnoe obrazovanie: sovre-mennaya kontseptsiya (Continuing education: modern concept). Available at: http://vmzuev.ru/archives/8

7. Leongardt V.A. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. (Pedagogical education in Russia). 2011. no 5. P. 12.

8. Dukanich L.V., Korobeynikova S.V. Vysshee obrazovanie v Rossii. (Higher education in Russia). 2013. no 5. P. 119

9. Mordovin S.K. Biznes-obrazovanie. (Business education). 2013. no 2 (34). Available at: http:// www.rabe.ru

10. Yurasov A.M. Izvestiya PGPU. Obshhest-vennye nauki. (News of PGPU. Social sciences). no 7 (11) 2008. P.164-166.

11. Shabanova M.A. Sotsiologicheskie issledo-vaniya. (Sociological investigations). 2009. no 4. P. 49-62.

12. Mau V.A., Seferyan A.G. Voprosy ekonomiki. (Problems of economics). 2007. no 9. P. 75-89.

13. Myasoedov S.P. XVI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. RABO «Biznes-obrazovanie i biznes-shkoly 2020: novye tendentsii, modeli, vozmozhnosti». (XVI Intern. scientific-practical. conf. «Business education and business schools in 2020, new trends, models, opportunities». Available at: http://www.rabe.ru

14. Rozanova N.M. Zhurnal ekonomicheskoy teorii. (Journal of economic theory). 2006. no 03. P. 127.

15. Tsel programmy MBA (The objective of the MBA program) Available at: http://www.magistr-mba.com

Коротко об авторах_

Калашникова И.В., д-р экон. наук, профессор, зав. каф. «Производственный менеджмент», Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, РФ mec@ftstu.khv.ru

Научные интересы: экономика и социология управления

Каширина И.Б., канд. экон. наук, доцент, проректор по экономике и перспективному развитию, Амурский государственный университет, г. Благовещенск, РФ prorector@amursu.ru

Научные интересы: экономика и управление в сфере образовательных услуг

Бальцежак М.С., ст. преподаватель, каф. «Коммерция и товароведение», Амурский государственный университет, г. Благовещенск, РФ

Научные интересы: экономика сферы образовательных услуг

_Briefly about the authors

I. Kalashnikova, doctor of economics sciences, professor, head of Industrial Management department, Pacific National University, Khabarovsk, Russia

Scientific interests: economics and sociology of management

I. Kashirina, candidate of economic sciences, associate professor, vice-rector on Economy and Long-Term Development, Amur State University, Blagoveshchensk, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Scientific interests: economics and management of educational services

М. Baltsezhak, senior teacher, Commerce and Commodity department, Amur State University, Blagoveshchensk, Russia

Scientific interests: economics of educational services

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.