Научная статья на тему 'Регионально-исторический аспект приграничного сотрудничества Брянской обл'

Регионально-исторический аспект приграничного сотрудничества Брянской обл Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
289
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
БРЯНСКАЯ ОБЛ. / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СНГ / BRYANSK REGION / INTERNATIONAL RELATIONSHIPS / FRONTIER COOPERATION / CIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Артюшкова Екатерина Сергеевна

Объектом исследования данной статьи является развитие международных отношений Брянской обл. с 1991 по 2008 гг. Показана роль приграничного сотрудничества регионов РФ для государства в целом. Рассмотрены особенности взаимодействия областей восточнославянской зоны. Описаны три этапа развития международных отношений Брянской обл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The object of the research is the development of the international relationships of Bryansk region in the period from 1991 to 2008. The role of Russian regions in frontier cooperation for the whole country is shown. The features of the Eastern-Slavic zone regions' cooperation are considered. The three steps of the development of the Bryansk region's international relationships are described.

Текст научной работы на тему «Регионально-исторический аспект приграничного сотрудничества Брянской обл»

Екатерина АРТЮШКОВА

РЕГИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА БРЯНСКОЙ ОБЛ.

Объектом исследования данной статьи является развитие международных отношений Брянской обл. с 1991 по 2008 гг. Показана роль приграничного сотрудничества регионов РФ для государства в целом. Рассмотрены особенности взаимодействия областей восточнославянской зоны. Описаны три этапа развития международных отношений Брянской обл.

The object of the research is the development of international relations of Bryansk region in the period from 1991 to 2008. The role of Russian regions in frontier cooperation for the whole country is shown. The features of the Eastern-Slavic zone regions’ cooperation are considered. The three steps of the development of the Bryansk region's international relations are described.

Ключевые слова:

Брянская обл., международные отношения, приграничное сотрудничество, СНГ; Bryansk region, international relations, frontier cooperation, CIS.

Одной из тенденций, определяющих характер современного периода мирового развития, является возрастание роли вну -тригосударственных административно - территориальных образований (регионов) в системе международных отношений. Современные государства все в большей степени учитывают пози -цию регионов при определении своего внешнеполитического и внешнеэкономического курса. Очень часто межрегиональные связи начинают выступать в роли локомотива межгосударственного вза -имодействия.

Особую значимость при этом приобретает приграничное сотрудничество. Приграничное сотрудничество для России — один из государственных социально -экономических приоритетов. Из 89 субъектов РФ 49 являются приграничными регионами. Причем 21 из них граничит со странами СНГ. За годы сотрудничества со стра -нами Содружества этими территориями накоплен богатый опыт реального взаимодействия1.

Международная деятельность приграничных субъектов РФ спо -собствует их включению в процессы международной интеграции, становится важным фактором экономического и социокультурного развития, позитивным образом влияет на состояние социально -политической стабильности в регионах. Дифференцированность российского пограничного пространства обусловливает формирова ние разнообразных моделей и форм приграничного сотрудничества.

Несомненно, одной из наиболее перспективных зон формиро вания трансграничного сотрудничества стран СНГ является вос точнославянская зона, включающая границы между Россией, Украиной и Беларусью. Важнейшим позитивным фактором явля -ется этнокультурная близость титульных славянских народов, от сутствие заметных лингвистических и социокультурных барьеров между соответствующими общностями в приграничной зоне.

Приграничные регионы РФ, Республики Беларусь и Украины обладают огромным потенциалом для развития интеграционных взаимодействий, обусловленных общим историческим прошлым, родственными и дружескими связями, особенностями самоиден тификации населения сопредельных территорий, а также нако пленным опытом выстраивания конструктивных отношений. В

1 Бусыгина И., Лебедева Е. Субъекты федерации в международном сотрудничестве // Аналитические записки Научно -координационного совета по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России, 2008, вып. 3(32), с. 8.

АРТЮШКОВА Екатерина Сергеевна — соискатель ученой степени к.и.н. кафедры теории и истории государства и права Брянского государственного университета им. И.Г. Петровского

griekat@rambler.ru

этой связи уникальное геополитическое положение Брянской обл. обусловливает ее широкие возможности в сфере пригра -ничного сотрудничества.

Находящаяся на стыке России, Украины и Беларуси Брянская обл. имеет развитую транспортную инфраструк -туру, которая через железнодорожные и автомобильные магистрали связывает регионы России между собой и со стра нами Европы. Здесь имеются три круп -ных железнодорожных узла: станция Брянск-1, станция Брянск-2 (сортиро-вочная) и участковая станция Унеча. Общая протяженность железных дорог на территории области составляет более

1 000 км. Протяженность автомобильных дорог — 13 тыс. км, 68% имеют твердое покрытие1. В 1994 г. в г. Брянске введен в действие новый расположенный на меж дународной воздушной трассе R- 22 аэро -порт «Брянск», которому в 1995 г. при -своен статус международного, но с 2000 г. здесь осуществляются только чартерные рейсы по некоторым направлениям.

После распада СССР Брянщина стала регионом, граничащим сразу с двумя неза -висимыми славянскими государствами

— Украиной и Беларусью. Расположение административных границ между совет скими республиками в составе СССР зачастую определялось не столько этни -ческими факторами, сколько стратеги -ческими целями государства, поэтому до настоящего времени на отдельных участ ках российско украинского и российско белорусского приграничья этнокуль -турные границы не всегда совпадают с государственными. Примером могут послужить поселки Саньково и Медвежье

— анклав, административно относящийся к Брянской обл., окруженный со всех сто -рон территорией Добрушского района Гомельской обл. Республики Беларусь. 96% населения Брянской обл. составляют русские, 1,8% — украинцы, 0,8% — бело -русы. Более 40% жителей приграничных областей трех стран имеют родственников по другую сторону границы2.

В соответствии с социологическим

1 Петров В.Н. Экономическая и социальная география Брянской области. — СПб. : Папирус, 2005, с. 53.

2 Вардомский Л.Б. Приграничный пояс России: проблемы и тенденции развития // Приграничные районы, приграничное сотрудничество / под ред. Л.Б. Вардомского. - М. : ИМЭПИ РАН, 2000, с. 18.

исследованием, проведенным среди белорусской и российской молодежи Гомеля, Чернигова, Брянска (в рамках ежегодного фестиваля «Живая вода дружбы», июнь 2008 г.), почти каждый опрошенный молодой человек связывает политические представления об обще стве, личности, государстве с общностью исторического прошлого русского и бело русского народов. Анализ ответов пока -зывает, что истоки такого мировоззрения у молодежи сформировались в основном под влиянием родителей, дедушек и бабу -шек — бывших граждан некогда великого государства3.

В экономике СССР была достигнута наивысшая степень интегрированности хозяйства (в СССР на межреспубликан -ский оборот в 1990 г. направлялось почти 20% ВНП, а в странах Европейского союза

— лишь 14%)4. Экономическая взаимоза -висимость союзных республик была так же велика, как и взаимозависимость реги онов внутри любой современной инду стриально развитой страны. Размещение производственных мощностей и струк -тура межреспубликанского разделения труда формировались на плановой основе единого экономического пространства. Материальную основу Советского Союза образовывали общая производственная инфраструктура, хозяйственные связи, кооперация крупных и средних предприя тий. На территории Союза десятилетиями создавались единые энергетические, газо вые, транспортные, коммуникационные, топливные системы.

После распада СССР страны, вошедшие в Содружество Независимых Государств, были объективно заинтересованы в уста -новлении и поддержании устойчивых взаимных экономических связей. В то же время сложившаяся к началу 90 х гг. структура экономических взаимоотноше ний была далеко не оптимальна.

Таким образом, при общих задачах

3 Храмцова Ф. Интеграционные процес -сы политической социализации молодежи Беларуси и России в гендерном измерении // 1нтэграцыйныя працэсы у гісторьгі країн усход-няй Еуропы: матэрыялы Міжнароднай навуко-вай канферэнцыт Мінск, 19—20 лістапада 2008 г. / пад рэд. А.А. Каваленя. — Мінск: 1нстытут гісторш Нацыянальнай акадэми навук Беларусі, 2008, с. 12.

4 Бляхман Л. Россия и СНГ: уроки первого десятилетия // Российский экономический журнал, 2003, № 8, с. 7.

формирование региональных структур на границах России и Восточной Европы отличается от аналогичных процессов в Европейском союзе. Если приоритетным направлением для западноевропейских стран стало улучшение развитой много уровневой системы взаимоотношений, то для государств постсоветского простран ства главной целью является восстановле ние разрушенных связей1.

В условиях развития российской госу дарственности для международного сотрудничества субъектов РФ появи -лись новые возможности: в частности, была частично сформирована политико правовая основа внешнеполитической деятельности регионов; появились инсти -туты управления сферой международного сотрудничества; существенно расшири лись пределы полномочий субъектов РФ в области международных связей. При этом международные и внешнеэкономи ческие связи приграничных субъектов РФ являются важным условием социально экономического развития регионов, выступают консолидирующим фактором на постсоветском пространстве и играют значимую роль в интеграции государства в систему мирового хозяйства.

На примере Брянской обл. мы видим, что с начала 1990 х гг. приграничными областями была сформирована опре деленная институциональная основа сотрудничества, созданы органы, форми рующие стратегию развития межрегио нальных отношений. В истории развития международных отношений Брянской обл. можно выделить следующие этапы:

1) этап стабилизации и упорядочения международных связей Брянской обл. (1991—1995 гг.);

2) этап оптимизации структуры между народных отношений Брянской обл. (1996—2003 гг.);

3) этап унификации условий международной деятельности Брянской обл. вну три региона и за его границами (2004— 2008 гг.)

Содержание первого этапа — определе -ние структурных, промышленных, куль турных и научных приоритетов между народной деятельности, на базе которых

1 Еврорегионы в системе трансграничного сотрудничества // Экспертиза. Аналитический вестник центра международных исследований Белгородского государственного университета, 2005, № 1, с. 2—3.

уточняются механизмы ее регулирова ния, системы стимулирования и основ ные направления привлечения иностран ных инвестиций, как материальных, так и культурных. На этом этапе проводится четкое разграничение полномочий феде -рации и Брянской обл. в сфере между народной деятельности, формируются механизмы управления ее основными направлениями. Дорабатывается право вая база, утверждается методологическая и нормативная база определения при -оритетов международной деятельности области.

Первый этап завершается на стадии роста экспортного производства, увели чения внешнеторгового оборота и созда -ния основ для реконструкции и модер -низации международной деятельности Брянской обл.

Второй этап — реконструкция и пере -профилирование предприятий, отрас лей и властных структур в соответствии с приоритетами интеграции области в мировую экономику. В этот период окон -чательно формируется территориально географическая структура международ -ных связей региона, стабилизируется структура импорта, расширяются коопе рационные связи между предприятиями региона и зарубежными производите лями импортной продукции, формируются транснациональные объединения, обеспечивающие устойчивое междуна -родное взаимодействие с Брянской обл.

Второй этап завершается на стадии реконструкции ключевых элементов международной деятельности региона в соот -ветствии с принятыми приоритетами, при расширении общего объема экспорта, с увеличением в нем доли высокотехноло -гичной продукции, и повышения эффективности большинства форм междуна -родного сотрудничества. На этой основе формируется устойчивая географическая структура международных связей, что позволяет завершить переход от разовых экспортно импортных операций к долго временным и разнообразным формам международного сотрудничества.

Третий этап включает приведение дея -тельности субъектов международных отношений Брянской обл. в соответствие с общими закономерностями развития мировой экономики. Результатом этого становится активизация существую щих связей и создание новых; решаю

щими критериями развития экспортных, импортных и кооперационных связей ста новятся сравнительные издержки, цены и качество товаров и услуг, увеличивается доля транснациональных корпораций на рынке области.

Завершение третьего этапа знаменуется расширением границ международной дея тельности Брянской обл., укреплением международных и внутренних взаимосвя зей.

Временное разграничение данных эта пов во многом носит условный характер, т.к. их развитие зачастую происходило параллельно. Тем не менее каждый период развития международной дея тельности Брянской обл. характеризу ется преобладанием присущих ему зако номерностей.

Выход регионов на международную арену — сравнительно новое явление в общественно политической жизни России. Несмотря на общепринятое позитивное значение межрегиональ -ного сотрудничества, существует мнение о скрытой угрозе для территориальной целостности российского государства, создаваемой самостоятельными между народными и внешнеэкономическими

контактами субъектов РФ. Для сохра -нения стабильности в обществе важно соблюдение иерархии правовых норм, создание прочной и взаимоприемлемой правовой модели, регламентирующей все вопросы международной деятельно сти российских регионов и государства в целом.

Однако существующая правовая база пока что не позволяет полностью реализо вать местный экономический потенциал, поскольку в значительной мере ограни чивает прямые легальные контакты при граничных регионов и их муниципальных образований. В настоящее время в феде -ральном законодательстве почти не отра -жены права и обязанности органов мест ного самоуправления при осуществлении приграничного сотрудничества, не регла -ментированы их права и обязанности в отношениях с органами государственной власти.

Следует подчеркнуть, что междуна -родные и внешнеэкономические связи регионов все чаще используются для решения таких задач, которые по каким либо причинам невозможно или нецеле -сообразно ставить на межгосударствен ном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.