Черкасов П. С.
к.э.н., вице-президент ОАО «Инград»
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ЦЕЛИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
Ключевые слова: региональная экономика, социально-экономическое развитие, региональная жилищностроительная политика, государственное управление, качество жизни населения, человеческий капитал
Keywords: regional economy, socio-economic development, regional house-construction policy, state management, quality of population life, human capital.
В ряд первоочередных задач социально-экономического развития общества и государства жилищную проблему населения РФ выдвигают масштабы, сложность ее решения и отсутствие научной проработки. Без решения этой задачи не может быть осуществлено модернизационное развитие России как системный, научно обоснованный, последовательный, взаимосвязанный комплекс мер, охватывающий все сферы жизнедеятельности общества с целью перевода его в новое качественное состояние, соответствующее современным условиям и требованиям, предъявляемым к человеку, обществу, стране, государству и позволяющим обеспечить конкурентоспособность человеческого капитала.
Сбалансированным сочетанием человеческого и финансового капитала сегодня обеспечивается глобальная конкуренция. Но количество и качество человеческого капитала напрямую зависит от условий существования человека, его деятельности и развития, то есть от качества жизни человека1.
Функцию дома для каждого человека выполняет жилое помещение. Это место, где живут люди, объединенные условиями существования, сохранения здоровья, общими интересами, узами семьи, определенным материальным благосостоянием, социальным положением, условиями подготовки к трудовой деятельности и восстановления после нее, условиями развития личности, достижения счастья как нравственного или социально-этического идеала.
От полноценности этой функции во многом зависит качество жизни каждого человека и его возможности при поддержке «социального государства» формировать и увеличивать человеческий капитал, который, по сути, и является производителем всех экономических процессов и процессов государственного управления. К. Маркс в своих размышлениях о «природе и сущности человека», представлял то, что мы сейчас называем «человеческим капиталом» как основу всей человеческой деятельности, человеческих и общественных отношений2.
Вместе с тем, с жилищной средой и ее условиями напрямую связан один из трех основных субъектов экономической деятельности - домашнее хозяйство (домохозяйство), которое охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно живет человек и его семья3. Единичные домохозяйства в РФ, образованные одиночками, отдельными или несколькими семьями, насчитывают 139 млн. человек, что составляет 94% всего населения страны. Их значение как субъектов экономической деятельности в первую очередь определяется тем, что они являются потребителями 2/3 всех товаров и услуг, производимых на коммерческих и государственных предприятиях, поставщиками ресурсов, обеспечивающими важнейшие условия производства экономических благ. Одной из самых важных для государства и экономики функций домохозяйств является пополнение доходной части государственного бюджета на всех его уровнях за счет прямых налогов и других видов обязательных платежей, косвенных бюджетных поступлений.
Состояние ресурсов экономики страны характеризует соотношение располагаемых денежных доходов домохо-зяйств и валового внутреннего продукта. Среднедушевой располагаемый денежный доход в странах Европейского союза составляет от 40 до 80% от среднедушевого значения ВВП. Уровни располагаемого денежного дохода более низкие по сравнению с первичными доходами и уровнем ВВП указывают на неадекватную роль государства в их перераспределении, приводящему к снижению благополучия населения, что и происходит в российском государстве. Следовательно, уровень располагаемых денежных доходов домохозяйств является приоритетным ресурсом развития всей экономики, в том числе и жилищной индустрии.
Жилье для подавляющего большинства населения России является единственным ценным имуществом, стоимость которого определяется площадью помещений, наличием коммунальных удобств и уровнем комфортности. Более 40% населения России живет в жилье, не отвечающем минимальным требованиям благоустройства и комфортности. Четверть населения не имеет собственного отдельного жилья. Износ основных фондов жилищного сектора по
1 Ложко В.В. Современные подходы к формированию качества жизни населения и человеческого капитала в национальной
и региональной экономике // Проблемы современной экономики. 2010. - № 4. - С. 257.
2
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. - М.: Госполитиздат, 1955. - Т. 2. - С. 89-90.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 111.
оценкам специалистов составляет от 60 до 90%. Из-за износа коммуникаций теряется около 70% тепла, 30 - воды, 18% электроэнергии1.
В последние годы (по данным Минрегионразвития РФ) более 4,5 млн. семей было зарегистрировано в очереди на получение жилья. Около 3,2 млн. семей за последние годы (почти 7% населения страны) приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Время ожидания получения жилья составляет 15-20 лет. В настоящее время не удовлетворены своими жилищными условиями (по данным социологических опросов) более 65% семей страны, а каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в плохом или 2
очень плохом состоянии .
Фактически улучшить свои жилищные условия при существующем уровне доходов и цен на жилье могут не более 12% населения страны, а купить недвижимость в настоящее время способны лишь около 2% граждан. Ипотечное кредитование пока еще не стало для широких слоев населения доступным механизмом приобретения жилья. По оценкам специалистов, оно может помочь в приобретении жилья только 12% населения, которое относится к наиболее обеспеченной части формирующегося среднего класса.
Жилищный фонд в Российской Федерации составляет 2,8 млрд. кв. м общей площади, в том числе в городских поселениях 2 млрд. кв. м (72% общей площади), в сельской местности более 0,8 млрд. кв. м (28% общей площади). В частной собственности находится более 82% жилищного фонда, 79% его приватизировано и перешло в частную собственность граждан. Уровень благоустройства жилищного фонда в целом по стране и в отдельных ее регионах является неприемлемым для нормальной жизни населения. В среднем по России доля комплексно благоустроенного жилья, оборудованного одновременно водопроводом, водоотведением, отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами, составляет около 60%.
Наиболее низкие уровни оборудования жилищного фонда всеми видами благоустройства существуют в Республике Алтай - 11,5%, Республике Калмыкия - 22,0, Республике Дагестан - 24,8, Республике Бурятия - 32,4, Курганской области - 36,2, Республике Тыва - 37,5, Забайкальском крае - 39,5, Новгородской области - 43,0, Архангельской области - 49,4%. В настоящее время жилищный фонд, отнесенный к ветхому и аварийному жилью, увеличился по сравнению с 2000 г. более чем в 1,5 раза. Состояние жилого фонда становится одной из ключевых социальных проблем. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, составляет по Российской Федерации порядка 22,0 кв. метров. По сравнению с 2000 г. она выросла на 15% и близка к целевому индикатору реализации Национального проекта (22,5 кв. метров), который должен был быть достигнут к 2010 году. Следует особо отметить, что рост этого показателя вызван не только объемами ввода жилья, но и значительным сокращением численности населения по сравнению с 2000 годом. Самая низкая общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, отмечается в Чеченской Республике - 6,2 кв. метра на человека, а самая высокая - в Чукотском автономном округе - 30,8 кв. метра. В странах ЕС этот показатель в несколько раз выше среднего по Российской Федерации. Так, например, во Франции он составляет 43 кв. м, а в Норвегии 74 кв. м. Строительная активность на рынке жилья характеризуется показателем отношения годового объема ввода жилья к общей площади жилищного фонда. Национальным проектом «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» к 2010 г. предусматривалось довести значение показателя в среднем по Российской Федерации до 2,5%.
Годовой объем ввода жилья в Российской Федерации составляет 2,1% от общей площади жилищного фонда. В регионах этот показатель варьировал от 0,1 до 7,0%. Наибольшее его значение - свыше 2,5% - отмечалось в Республике Татарстан, Чувашской Республике, Краснодарском крае, Белгородской, Калининградской, Калужской, Московской, Тюменской областях, Санкт-Петербурге, Ненецком, Ямало-Ненецком автономных округах, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
В общем вводе жилья более 40% приходится на индивидуальное жилищное строительство. Малоэтажные жилые дома, построенные из местных строительных материалов, оказались наиболее доступными для большинства населения. По оценке экспертов, стоимость их строительства для индивидуального застройщика, как правило, на 50% ниже цены квартиры в многоквартирных домах. В некоторых регионах она еще ниже. По данным выборочного обследования домашних хозяйств, до 67% граждан, имеющих намерение улучшить жилищные условия, хотели бы купить жилье, либо обменять имеющееся, либо построить новый дом.
Основным показателем, характеризующим доступность жилья, является коэффициент доступности (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3-х человек). Его значение в программе «Жилище» было установлено равным 3,1. Еще в 2008 г. этот коэффициент составил 5,2, что свидетельствует о недоступности покупки жилья для большинства населения. По субъектам Российской Федерации коэффициент доступности жилья варьирует от 2,0 в Ямало-Ненецком автономном округе до 7,6 в республиках Марий Эл, Мордовия, Тыва, Калужской, Тверской, Нижегородской областях, Санкт-Петербурге. Наиболее важным фактором, снижающим уровень доступности жилья, является постоянный рост цен на жилье на первичном и вторичном рынке.
Динамика роста цен на жилье такова, что с 2005 года они выросли более чем в пять раз, при этом рост заработной платы запаздывает в разы. Нетрудно рассчитать возможности покупки жилья для среднестатистического россиянина. Заниженный уровень заработной платы населения таков, что если всю заработную плату (при остановленных инфляции и росте цен на жилье, что невозможно) накапливать для покупки, то купить стандартную квартиру общей
1 Реформа ЖКХ: намерения государства минус возможности населения // Человек и труд. - М., 2005. - № 7. - С. 20-35.
2 Информационные материалы «О ходе реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Минрегионразвития РФ. 2005.
площадью 54 кв. метра при уровне средней заработной платы 2005 г. можно лишь через 138 лет, а при уровне 2008 г. -через 174 года. Таким образом, недоступность приобретения жилья для подавляющего большинства населения очевидна.
Крайне высокими являются затраты инвесторов на строительство, обусловленные забюрократизированным и дорогостоящим процессом оформления земли под строительство и проведение коммуникаций. При этом инвестиционно-строительные компании явно не обижают себя прибылью, которая значительно выше зарубежных норм. То же происходит в связанном со строительством и покупкой жилья банковском секторе, который, игнорируя задачи социального государства, преследует лишь иррациональную цель - бесконечное накопление капитала. Это показывает, насколько реальная экономика подавлена погоней за ростом богатства (по Аристотелю - «хрематистикой») конкретных структур бизнеса и его отдельных представителей. Поэтому в ультра либеральной рыночной экономике полностью игнорируется и «закон тенденции нормы прибыли к понижению», открытый К.Марксом, в котором показано, что «постепенное возрастание постоянного капитала по сравнению с переменным необходимо должно иметь своим результатом постепенное понижение общей нормы прибыли»1. Все это происходит при фактически нищенском уровне жизни большинства населения, который в разы ниже рекомендуемых европейских и международных стандартов. Отсутствие реальных возможностей у населения обеспечить свои потребности в комфортных условиях проживания препятствует полноценному и гармоничному развитию личности, формированию человеческого капитала, простому воспроизводству населения, снижает демографическую и экономическую активность населения, его качество жизни, обостряет социальную напряженность в обществе, что в итоге приводит к замедлению экономического развития страны. Масштабы и тяжесть жилищной проблемы в Российской Федерации требуют разработки и реализации научно обоснованной жилищно-строительной политики в регионах России при соответствующей координации и эффективном государственном управлении из федерального центра и в субъектах РФ.
По нашим данным и результатам современных исследований2 становится очевидным, что действующая государственная стратегия развития жилищного строительства не позволяет решить жилищную проблему в РФ по ряду причин:
- отсутствует научно обоснованная региональная жилищно-строительная политика и соответствующая ей модель и система государственного управления;
- в стране недостаточно финансовых средств и производственных мощностей для обеспечения существующей потребности в жилье и создания необходимого (по количеству и качеству) жилого фонда;
- доля жилья, не отвечающего современным стандартам, через 25 лет будет составлять в общем фонде порядка
30%;
- показатели обеспеченности населения жильем могут увеличиться лишь на 50% (необходим рост в разы);
- сохранится отставание от европейских норм на 60-70 лет.
Наличие у людей хороших жилищных условий является залогом сохранения физического существования и нормальной жизнедеятельности человека, отражается на степени полноценности, всесторонности и гармоничности формирования его как личности, реализует хозяйственные и духовные потребности, воздействует на экономическую активность населения, социальный климат и уровень социальной напряженности в обществе, и ряд других важнейших социально-экономических характеристик уровня и качества населения страны, степени развитости ее человеческого капитала. Поэтому необходимой составляющей процесса социально-экономического развития становится эффективная региональная жилищно-строительная политика (РЖСП), обеспечивающая решение сложнейшей социально-экономической проблемы.
Мы предлагаем современную формулу региональной жилищно-строительной политики3. РЖСП следует понимать и формировать как системную деятельность региональных органов государственной власти и государственного управления, бизнес-сообщества и населения, представляющую собой совокупность мер и действий нормативного, планового, управленческого, научно-инновационного, институционального, инвестиционного, производственного, информационного, правоприменительного и правоохранного характера, направленных на создание оптимальной системы расселения людей на территории региона, позволяющих формировать и поддерживать необходимый уровень главного ресурса экономики региона - человеческого капитала, обеспечивающего существование, функционирование и развитие социальной инфраструктуры и территориально-производственного каркаса экономики региона как экономического базиса, главной целью которого является обеспечение достойного качества жизни населения.
Следовательно, в основу государственной политики по решению жилищной проблемы должны быть положены следующие основополагающие принципы:
- системная научная разработка всех направлений жилищно-строительной политики в регионах России;
- создание системы обоснованных мер и условий для развития жилищного строительства;
- создание современной индустриальной основы жилищного строительства;
1 Маркс К. Капитал: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. - М.: Госполитиздат. - 1955. - Т. 25, ч. 1. - С. 276.
2 Жук В.А. Региональная жилищно-строительная политика в стратегии развития крупного города. - СПб.: НПК «РОСТ», 2012. - С. 119.
3 Черкасов П.С., Ложко В.В. Региональная жилищно-строительная политика как необходимое условие обеспечения существования человеческого капитала // Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект: материалы VI Международной науч. -практ. конф., 14-16 апреля 2016 г. / Под общ. ред. проф. В. Л. Василенка. Т. 1. - СПб.:НИУ ИТМО, 2016. - С. 288.
- полноценная комплексная поддержка домашних хозяйств как важнейшего субъекта экономической деятельности и потребителя жилищно-строительной отрасли;
- создание необходимых условий, позволяющих удовлетворять потребность в жилье экономически активной части населения страны;
- оказание эффективных мер государственной поддержки категориям граждан, которые в силу объективных причин не могут решить жилищную проблему самостоятельно.