УДК 37.022 ГРНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02
Л. А. Валитова, Н. П. Никитина, А. Ю. Истратов,
Екатеринбург, Россия
РЕГИОНАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВОГО ПРОЕКТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: курсовой проект, выставочный павильон, творчество А.Г.Антонова, задачи и цели проектирования, типологический и культурологический аспекты курсового проекта.
АННОТАЦИЯ: специфика выполнения курсового проекта «Выставочный центр фонда Андрея Антонова» студентами УрФУ и УралГАХА связана не только с типологическим, функциональным и архитектурно-художественным аспектами. Она продиктована и культурологическим аспектом, связанным с региональной тематикой, а именно, - творчеством выдающегося уральского художника-скульптора А.Г.Антонова. Этот аспект оказался определяющим в художественном поиске и разработке образа выставочного центра L. Valitova,
N. Nikitina, A. Istratov,
Yekaterinburg, Russia
THE REGIONAL THEMES OF THE COURSE PROJECT
KEYWORDS: course project, exhibition hall, oeuvre of Andrei Antonov, goals and objectives of design, typological and cultural aspects of the course project.
ABSTRACT: The specifics of the implementation of the course project «Exhibition Center of the Andrei Antonov Foundation » by the students of UFU (Ural Federal University) and USAAA (Ural State Academy of Architecture and Arts) involves not only typological, functional, architectural and artistic aspects. The specifics is determined by the cultural aspect relating to regional issues, in particular to the work of the outstanding Ural artist and sculptor Andrei Antonov. This aspect was decisive in the creation and development of the artistic image of the exhibition center.
Курсовой проект выставочного павильона выполняется на третьем курсе обучения бакалавра-инженера профиля подготовки «Проектирование зданий» в УрФУ и на третьем курсе обучения бакалавра-архитектора в УралГАХА. Проект является первой творческой работой студента, связанной с объектно-функциональным проектированием. Объёмное проектирование отличается от ранее выполняемых проектов тем, что кроме требований создания визуально-выразительной формы студент-проектировщик должен удовлетворить новым требованиям функционального, техно-
логического, конструктивного и эстетического характера, что значительно усложняет процесс увязки всех составляющих в одном проекте.
Проект выставочного павильона выполняется так же, как курсовая работа, служащая для закрепления основных понятий композиции, изучаемых ранее и рассматриваемых теперь в связи с типологическим и культурологическим аспектами.
Основная задача проекта - изучение общих навыков и методики проектирования на основе полученных знаний в области проектирования и композиции (линейная и
тональная графика, макетирование), развитие и совершенствование методов архитектурно-конструктивного проектирования на основе теоретической и практикоориентированной деятельности [1. С. 2].
Одно из методических требований проекта - получение выразительной художественной формы. Архитектурная форма павильона должна соответствовать его творческому назначению в совокупности с природным характером местности, в контексте которой будет запроектировано здание.
Рис.1. «Выставочный центр фонда Андрея Антонова», студент Н. Рахимова (макет)
Причина, которая стала определяющей в создании архитектурного образа павильона в 2012 году, связана с тематикой региональной культуры, а именно: с творчеством уральского художника Андрея Антонова.
Скульптор и художник Андрей Антонов представлял свое творчество на многочисленных выставках в России и за рубежом. Участвовал в выставке памяти жертв терактов 11 сентября в Нью-Йорке и во Втором биеннале скульптуры и графики русских художников в этом городе вместе с мастерами из Австрии, Чехии и других стран мира. Младший современник целого пласта екатеринбургских «шестидесятников», заставивших говорить о себе в масштабах страны и не только (Г. Мосин, М. Брусиловский, В. Волович, А. Казанцев), он занимает в этой компании достойное место, реализует собственное «я». Антонов -мыслитель и созерцатель, вобравший в сферу своих интересов размышления о сущности главных законов жизни. Его задача как художника осмыслить зримое, выразить столкновение красоты и агрессивной безду-
ховности. Его творчество - это и малая пластика, и городская скульптура, и исторический памятник. Образы, которые создает А. Антонов, романтичны и эмоциональны. Им присущи гармония и внутренняя динамика. Отдельное место в творчестве занимает рисунок. Виталий Волович отметил, что он «точен, как афоризм». Все творчество Антонова пронизано удивительной пластикой и гармонией.
Художника не стало в 2011 году. Но фонд, созданный после его смерти женой -Татьяной Колпаковой и ее сыном - Ильей Сологубом, продолжает жизнь художника в его творческих работах: скульптуре, графике. Фонд организует выставки, но главной его идеей стала необходимость и возможность запроектировать выставочный центр, который станет, своего рода, домом Андрея Антонова и его друзей - скульпторов, художников, архитекторов Урала.
С разрешения Татьяны Колпаковой, идея разработки центра стала определяющей в курсовом проекте студентов профиля подготовки «Проектирование зданий», кафедры архитектуры УрФУ и студентов кафедры «Архитектурного проектирования» УралГАХА, осуществляемой под руководством преподавателей А. Ю. Истратова и
Н. П. Никитиной. Моральным правом на осуществление этой идеи стала личная дружба преподавателей-архитекторов с художником, любовь к его творчеству и желание поделиться этим чувством с молодым поколением студентов.
Рис.2. «Выставочный центр фонда Андрея Антонова», студент Л. Свинобурко (макет)
Проект включает в себя решение архитектурно-строительного образа небольшого выставочного центра, находящегося в природной среде парка, леса, возможно, вблизи источника воды (место встреч, отдыха и практических занятий, экскурсий и лекций; других мероприятий) с организацией благоустройства территории вокруг центра.
После знакомства с творчеством художников и скульпторов Урала, непосредственно с творческой деятельностью А. Г. Антонова, изучения соответствующей литературы по теме проектирования музеев и выставочных залов, студенты выбирают конкретное градостроительное место, оценивают географическое местоположение по отношению к населённому пункту (городу, селу, деревне, посёлку), дорогам и проездам (возможность добраться до места).
Входная группа выставочного центра включает: вестибюль, гардероб, фойе. В вестибюле происходит перераспределение потоков посетителей, а так же обеспечивается функциональная взаимосвязь между гардеробом и фойе.
Гардероб удобно располагать на некотором расстоянии от основного потока, при этом расстояние от барьера до стены принимается не более 4 м, ширина прохода перед барьером должна быть не менее 2,5 м, между барьерами не менее 5 м.
Фойе предназначается для нерегла-ментированного общения и отдыха, групповых занятий, выставок, оно является своего рода гостиной, в центре которой возможно
устройство камина. Помимо гостей центра, здесь будут собираться друзья художника, организовываться творческие встречи. Решение интерьера должно соответствовать назначению помещения с точки зрения уюта и комфорта [3].
Лекционный (видео) зал предназначен для демонстрации видеопрограмм (оптимальное число мест 40-60). Лекционный зал желательно проектировать с естественным освещением с левой стороны от сидящих или с верхним светом.
Библиотека может располагаться в непосредственной близости от входной группы. Желательно, чтоб в библиотечном фонде были альбомы по живописи и графике уральских художников: Метелева, Малининой, Брусиловского, Воловича, Калашникова, Истратова, Казанцева, Антонова, Ки-прина, Реутова и др.
Выставочные залы относятся к основной функции центра и должны предусматривать как естественное, так и искусственное освещение (необходимость разной освещенности диктуется характером экспозиции): графика, живопись, скульптура, фотография.
Мастерские-студии предназначены для занятий рисунком, живописью, скульптурой, прикладными видами искусства и предусматривают проведение мастер-
классов ведущих екатеринбургских художников: Сухих, Реутова, Метелевой, Чернышева, Орешко и др.
Учебно-методическая карта проектирования
Недели Содержание занятия, консультации Домашняя работа
1,2 Вводная лекция, выдача задания. Информация о творчестве А.Антонова. Анализ ситуации, эскиз-идея, клаузура. Работа над эскизом-идеей, доработка клаузуры. Посещение выставки А. Антонова в Союзе художников, Екатеринбург.
3,4 Выполнение упражнений «Тектоника, цвет». Работа над упражнениями. Подготовка к сдаче.
Сдача упражнений, обсуждение. Обсуждение графических работ художника, специфика его графики Посещение выставки А.Антонова в Союзе художников, Екатеринбург.
5, 6,7 Работа над упражнениями. Сдача упражнений. Работа над макетом в масштабе. Обсуждение скульптуры А.Антонова: городская скульптура, маленькая скульптура Работа над упражнениями к сдаче. Выполнение макета. Посещение в городе мест со скульптурой А. Антонова
8, 9, 10 Работа над эскизами чертежей планов, фасадов в масштабе. Выполнение макета. Работа над антуражем, стаффажем, в том числе, по мотивам пластики Антонова Эскизы в масштабе. Выполнение макета. Посещение в городе мест со скульптурой А. Антонова, посещение мастерской скульптора.
10, 11, 12 Работа над планами, фасадами и разрезом в масштабе. Сдача планшета с макетом. Работа над антуражем, стаффажем, в том числе, по мотивам пластики Антонова Работа над планами и фасадами в масштабе. Работа над антуражем, стаффажем, в том числе, по мотивам пластики Антонова
13, 14, 15,16 Работа над графическими планшетами или компьютерным моделированием Сдача, обсуждение итогов. Подготовка графических планшетов, листов с компьютерными моделями к сдаче.
тонова - это, своего рода, дань памяти выдающемуся уральскому художнику-скульптору), макет помогает абстрактной задуманной идее найти подтверждение в наглядности.
В этой наглядности планировочный замысел соотносится с градостроительной природной ситуацией. Вариантное моделирование-макетирование на первом этапе оказывает формообразующее действие, важность которого незаменима на всех последующих стадиях выполнения архитектурного проекта, включая работу над макетом в масштабе; планами, фасадами, разрезом в любой технике исполнения, будь-то ручная графика или компьютерное моделирование [4. С. 5].
Идея, задуманная преподавателями, оправдала себя. Весь процесс работы над курсовым проектом пронизан искренним впечатлением от работ Андрея Антонова. «Он художник труда и системы. В истоках творчества художника всегда лежат конкретные жизненные впечатления. Они составляют эмоциональную основу творчества. Позже в нее включаются знания истории, мифологии, литературы. Из их сово© Валитова Л.А., Никитина Н.П., 103
Истратов А.Ю., 2013
Рис.3. Скульптурные работы А. Антонова «Сидящий и трубящий ангелы»
В методологическом отношении наиболее продуктивно рабочее макетирование, проводимое в данном курсовом проекте с целью поиска композиционного решения. Организация исполнения рабочих макетов студентами на этапах проектного поиска наряду с графическим эскизированием и компьютерным моделированием становится творческим методом вариантного проектирования. В данном случае в поиске образа выставочного центра, посвященного А. Антонову (ведь центр фонда Андрея Ан-
купности рождается мысль. Мысль в процессе работы преображается в образ. Но растворяясь в пластике, становясь ею, мысль никогда не исчезает бесследно. Мысль одухотворяет игру пластических форм, переводя их в более широкое смысловое пространство», - написал академик Российской Академии художеств Виталий Волович в статье о творчестве своего друга - Андрея Антонова.
Студенты попытались создать смысловое пространство, соответствующее творческой энергии, художественному опыту, эмоциональности и «безупречному» профессионализму Андрея Антонова (рис.3). Кроме того, в культурологическом и педагогическом отношении, синтез видов искусства в одной творческой работе оказал положительное влияние на художественно-
эстетическое воспитание будущих специалистов - архитекторов и инженеров-архитекторов (рис.1,2).
Ведь ни наука, ни образование, ни профессиональные занятия умственным и творческим трудом, интеллектуальной духовной деятельностью сами по себе не обеспечивают высокой культурности человека, они лишь создают возможность для развития культуры, могут быть средством для ее постижения, сохранения и распространения. Работа над проектом, связанным с творчеством Андрея Антонова, оказались в профессиональном развитии студентов той возможностью и тем средством постижения культуры, в отрыве от которой ни те, ни другие профессионалы существовать не могут.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ле Корбюзье. Архитектура ХХ века. - М.: Прогресс, 1980.
2. Ревякин В.И. Новые музеи. - М.: ЦНТИ, 1993.
3. Ревякин В.И. Выставки (Архитектура и экспозиции). - М.: Стройиздат, 1990.
4. Ревякин В. И. Рекомендации по проектированию музеев. - М.: Стройиздат, 1997.
5. Саймондс Д.О. Ландшафт и архитектура. - М.: Стройиздат, 1990.