Научная статья на тему 'Региональная специфика финансового стимулирования экономической активности малого и среднего бизнеса'

Региональная специфика финансового стимулирования экономической активности малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИНВЕСТИЦИИ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ / SMALL BUSINESS / INVESTMENTS / GOVERNMENT FUNDING / CREDIT GRANTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванча Николай Викторович, Навойчик Людмила Михайловна, Хохлова Елена Валериевна

В статье рассмотрены вопросы внедрения и совершенствования финансовых механизмов, направленных на стимулирование экономической активности субъектов малого и среднего бизнеса, основанные на разделении полномочий и реализации выбора региональных приоритетов развития инвестиционных процессов, предложена модель организационной инфраструктуры внебюджетного финансирования социально значимых инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства, позволяющая оптимизировать перераспределение денежных потоков в условиях жестких бюджетных ограничений и минимизировать кредитные риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванча Николай Викторович, Навойчик Людмила Михайловна, Хохлова Елена Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the introduction and improvement of the financial mechanisms aimed at economic activity stimulating of small and medium-sized businesses. It is based on the separation of powers in selecting regional priorities for the development of investment processes. The authors present a model of organizational infrastructure of extra-budgetary financing of socially significant investment projects in the framework of public-private partnership to optimize the redistribution of cash flows in conditions of severe budgetary constraints and minimize credit risks.

Текст научной работы на тему «Региональная специфика финансового стимулирования экономической активности малого и среднего бизнеса»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

THEORY AND PRACTICE OF ENTREPRENEURSHIP

УДК 338.242.4 ББК 65.290.31 И 23

Н.В. Иванча

Аспирант кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь. Тел.: (8652)94-59-75, e-mail: nalogi@ ncstu.ru. Л.М. Навойчик

Кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь. Тел.: (8652)94-59-75, e-mail: nalogi@ncstu.ru. Е.В. Хохлова

Кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь. Тел.: (8652)94-59-75, e-mail: nalogi@ncstu.ru.

РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

( Рецензирована )

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы внедрения и совершенствования финансовых механизмов, направленных на стимулирование экономической активности субъектов малого и среднего бизнеса, основанные на разделении полномочий и реализации выбора региональных приоритетов развития инвестиционных процессов, предложена модель организационной инфраструктуры внебюджетного финансирования социально значимых инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства, позволяющая оптимизировать перераспределение денежных потоков в условиях жестких бюджетных ограничений и минимизировать кредитные риски.

Ключевые слова: малый бизнес, инвестиции, бюджетное финансирование, кредитование.

N.V. Ivancha

Post-graduate Student of Economics and Accounting, North-Caucasian Federal University. Stavropol. Ph.: (8652) 94-59-75, e-mail: nalogi@ncstu.ru. L.M. Navoychick

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economics and Accounting, North-Caucasian Federal University. Stavropol. Ph.: (8652) 94-59-75, e-mail: nalogi@ ncstu.ru. E.V. Khokhlova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economics and Accounting, North-Caucasian Federal University. Stavropol. Ph.: (8652) 94-59-75, e-mail: nalogi@ ncstu.ru.

REGIONAL SPECIFICITY OF FINANCIAL STIMULUS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES ECONOMIC ACTIVITY

Abstract. The paper deals with the introduction and improvement of the financial mechanisms aimed at economic activity stimulating of small and medium-sized businesses. It is based on the separation of powers in selecting regional priorities for the development of investment processes. The authors present a model of organizational infrastructure of extra-budgetary financing of socially significant investment projects in the framework of public-private partnership to optimize the redistribution of cash flows in conditions of severe budgetary constraints and minimize credit risks.

Keywords: small business, investments, government funding, credit granting.

Эндогенные интересы территориальных систем можно выявить, определив соотношение интересов экономических агентов, действующих в их границах. Учитывая существующую иерархию на макроуровне, региональные проблемы (мезоуровень) должны рассматриваться в качестве составной, а не автономной ее части в системе государственной политики. На мезоуровне реализуются интересы как органов государственной власти субъектов РФ, так и муниципальных образований, которые связаны с эндогенными интересами территории и от степени соблюдения которых зависит их социально-экономическое развитие [1]. Контрагентами данных интересов являются бюджетные организации, институты развития, представители крупных корпораций, субъекты малого и среднего бизнеса, финансово-кредитные организации и т.д.

Интересы бизнес-структур как основных субъектов инвестиционного процесса обусловлены нормой прибыли, которая прямо зависит от рыночных факторов, не всегда связана с развитием реального сектора экономики региона, поэтому копора-тивные интересы иногда не коррелируют с интересами территории [2]. Субъекты малого и среднего бизнеса, самостоятельно принимая решение о реализации инвестиционного проекта, исходят из собственной системы ограничений относительно цены капитала, существующих потребностей производства, факторов внешней среды и степени конкуренции на рынках. Стимулировать интерес бизнеса к социально значимым проектам можно за счет предоставления целевых дотаций на реализацию проектов, налоговых льгот и инструментов бюджетной поддержки, использования механизмов государственно-частного

партнерства, созданием региональных инвестиционных фондов [3].

Интересы финансово-кредитных организаций могут отличаться для региональных и федеральных банков. Для первых заинтересованность в финансировании проектов в рамках реализации региональных программ развития выше, чем у федеральных. Однако их возможности весьма ограничены величиной собственного капитала, поэтому весьма важным является определение ряда параметров для оценки предельно допустимых лимитов кредитования инвестиционных проектов: объемов финансовых ресурсов, стоимости кредита, уровня риска, сроков реализации, наличия льготных источников, приемлемого уровеня доходности [4].

Участие регионального банка в программах кредитования субъектов малого и среднего бизнеса является весьма эффективным при условии соблюдения баланса интересов субъекта РФ, банковских структур, а также поиском оптимального сочетания между устойчивостью, риском и доходностью. Как отмечает В.В. Кузь-менко, «императивами регионализации в методологическом плане должно отвечать выявление и научное рассмотрение региональных аспектов и региональной специфики функционирования капитала» [5]. Таким образом, действие кредитного механизма обеспечения потребности в инвестиционных ресурсах субъектов малого и среднего бизнеса на уровне региона должна рассматриваться как деятельность по формированию, распределению и использованию инвестиционно-кредитных ресурсов, а также управление соответствующими процессами.

Состояние сферы малого и среднего бизнеса во многом определяет потенциал и качество экономического роста и опре-

деляет возможности эффективной структурной перестройки и диверсификации регионального хозяйства. В этой связи создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в крае рассматривается Правительством Ставропольского края в качестве одного из основных факторов обеспечения социально-экономического благополучия края, роста валового регионального продукта, повышения жизненного уровня и занятости населения края.

Это подтверждается проведенным анализом соответствия экономического и финансово-кредитного потенциала Ставропольского края особенностям формирования и использования кредитных ресурсов.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, в 2014 г. на территории края осуществляло свою деятельность около 106 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, численность работников предприятий в крае составила 181,97 тыс., а их оборот составил 272,0 млрд р.

В Ставропольском крае в 2011 г. была принята программа поддержки стимулирования развития малого и среднего бизнеса. Основными ее целями являются обеспечение и поддержка благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в крае как основного элемента рыночной экономики, важнейшего инструмента создания новых рабочих мест, насыщения рынка товаров и услуг, источника пополнения бюджета Ставропольского края и бюджетов муниципальных образований, формирования конкурентной среды в экономике региона. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края, бюджетов муниципальных районов и городских округов Ставропольского края и субъектов малого и среднего предпринимательства края, определяемых на конкурсной основе.

Основные направления действия программы, позволяющие в условиях ограниченности бюджетных средств решить основные проблемы, следующие:

— совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку в крае;

— внедрение и совершенствование финансовых механизмов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в крае;

— вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства края во внешнеторговую деятельность, содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в крае в освоении новых зарубежных рынков;

— предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Ставропольского края на софи-нансирование муниципальных целевых программ по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

— совершенствование информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в крае, внедрение современных методик подготовки квалифицированных кадров;

— развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в крае.

Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 384150,0 тыс. р., в том числе за счет средств субъектов малого и среднего бизнеса около 13 млн р. ежегодно. Социальный эффект программы характеризуется созданием 2 тысяч рабочих мест и увеличением фонда заработной платы до 37,2 млн р. Бюджетный эффект программы выражается в увеличении налоговых поступлений к 2016 г. на 530 млн р. Следует отметить, что целевые индикаторы реализации данной программы по итогам четырех лет не достигли запланированных значений, что связано с целым рядом причин. Проводимая в настоящее время федеральным центром экономическая политика направлена на регионализацию экономических процессов и характеризуется делегированием ответственности за состояние дел в субъекты РФ. При этом децентрализация ответственности не сопровождается соответствующей передачей средств из федерального бюджета.

Таким образом, необходимость создания организационной инфраструктуры

1 — возмещение части процентной ставки и формирование гарантийных фондов;

2 — аккумулирование денежных средств и предоставление кредитов госбанками;

3-экспертная оценка инвестиционных проектов;

4 — создание и использование механизмов льготного кредитования;

5 — предоставление поручительств.

Рисунок 1. Организационная структура региональной системы кредитования малого и среднего бизнеса (МиСБ)

внебюджетного финансирования малого и среднего бизнеса связана со следующими факторами:

— объемы требуемых инвестиций в финансирование проектов малого и среднего бизнеса перекрывают возможности бюджетной системы;

— наличие ограниченных возможностей регионального консолидированного бюджета по срокам и объемам в части осуществления заимствований и предоставления гарантий для финансирования проектов субъектов малого и среднего бизнеса;

— способность банков финансировать инвестиционные проекты через бюджетную систему ограничена использованием гарантийных инструментов;

— необходимость перехода от программного к проектному бюджетному финансированию с более полным привлечением средств частного бизнеса.

Анализ разделения полномочий в направлении выбора приоритетов развития инвестиционных процессов позволяет сделать вывод о целесообразности создания

Координационного совета по формированию финансово-кредитных отношений и управлению финансово-кредитными потоками в регионе (рисунок 1).

В основе идеи лежит необходимость консолидированного управления информационными ресурсами и услугами двух самодостаточных систем (системы банковского кредитования и территориально-отраслевых комплексов), что предполагает не только оценку финансового положения субъектов малого и среднего бизнеса, но и соответствие инвестиционных проектов требованиям рынка. Создание фонда поддержки предпринимательства и кредитного кооператива позволит более точно прогнозировать потребности в финансовых ресурсах и минимизировать кредитные риски. Объединение действующих на кредитном рынке в регионах крупных банковских групп, кредитных брокеров, страховых компаний в единую информационно-аналитическую систему позволит предложить комплексные пакеты услуг в сфере кредитования малого и среднего бизнеса.

Создание единого механизма регулирования уровня риска и степени доходности операций кредитования предопределяет необходимость интеграции различных подходов, методик и финансовых регламентов в аналитическую финансовую модель, что позволяет осуществить прогнозный выбор оптимального соотношения «риск-доходность» не только для отдельных операций финансирования, но и для совокупного кредитного портфеля в сфере малого и среднего бизнеса.

Таким образом, эффективная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса возможна на основе аккумулирования средств бюджетной системы, коммерческих банков федерального и регионального уровней, а также динамично развивающихся предпринимательских структур. Организационно этот процесс может осуществляться посредством специальных инструментов консолидации, распределения и контроля за целевым использованием заемного капитала.

Примечания:

1. Тамов А.А., Науменко А.В. Методологические аспекты формирования системы стратегического управления экономикой муниципального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. №4. С. 100.

2. Саркисов В.Б. Формирование приоритетов развития инновационной деятельности // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 6. С. 146.

3. Рубежной А.А., Хижнякова К.Ю. Направления совершенствования налогообложения предпринимательской деятельности // Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста: материалы IV всерос. науч. конф. Ставрополь: Изд-во СКФУ. 2012. С.191.

4. Молодых В.А. Управление динамической устойчивостью как инструмент минимизации инвестиционных рисков // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. С. 87.

5. Руденко В.В., Кузьменко В.В., Трысячный В.И. Разработка промышленной политики в системе обеспечения экономической безопасности // Terra Economicus. 2014. Т. 12, № 2-2.С 11.

References:

1. Tamov A.A., Naumenko A.V. Methodological aspects of the formation of the strategic management of the economy of the municipal education system // Bulletin of the Adyghe State University. 2011. Issue 4. Pp. 100.

2. Sarkisov V.B. Formation of the priorities of development of innovative activity // Bulletin of the University (State University of Management). 2011. № 6. P. 146.

3. Rubezhnoy A.A., Khizhnyakova K.Yu. Directions of improvement of business taxation // Improvement of taxation as an economic growth factor: Proceedings of the IV All-Russia, scientific. Conf. Stavropol: SKFU. 2012. P. 191.

4. Molodykh V.A. Dynamic stability Managing as a tool for minimizing investment risks // Bulletin of the University (State University of Management). 2009. P. 87.

5. Rudenko V.V., Kuzmenko V.V., Trysyachny V.I. Development of industrial policy in the system of economic security // Terra Economicus. 2014. № 2-2. Vol. 12. P. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.