ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
THEORY AND PRACTICE OF ENTREPRENEURSHIP
УДК 338.242.4 ББК 65.290.31 И 23
Н.В. Иванча
Аспирант кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь. Тел.: (8652)94-59-75, e-mail: nalogi@ ncstu.ru. Л.М. Навойчик
Кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь. Тел.: (8652)94-59-75, e-mail: [email protected]. Е.В. Хохлова
Кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь. Тел.: (8652)94-59-75, e-mail: [email protected].
РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы внедрения и совершенствования финансовых механизмов, направленных на стимулирование экономической активности субъектов малого и среднего бизнеса, основанные на разделении полномочий и реализации выбора региональных приоритетов развития инвестиционных процессов, предложена модель организационной инфраструктуры внебюджетного финансирования социально значимых инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства, позволяющая оптимизировать перераспределение денежных потоков в условиях жестких бюджетных ограничений и минимизировать кредитные риски.
Ключевые слова: малый бизнес, инвестиции, бюджетное финансирование, кредитование.
N.V. Ivancha
Post-graduate Student of Economics and Accounting, North-Caucasian Federal University. Stavropol. Ph.: (8652) 94-59-75, e-mail: [email protected]. L.M. Navoychick
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economics and Accounting, North-Caucasian Federal University. Stavropol. Ph.: (8652) 94-59-75, e-mail: nalogi@ ncstu.ru. E.V. Khokhlova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economics and Accounting, North-Caucasian Federal University. Stavropol. Ph.: (8652) 94-59-75, e-mail: nalogi@ ncstu.ru.
REGIONAL SPECIFICITY OF FINANCIAL STIMULUS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES ECONOMIC ACTIVITY
Abstract. The paper deals with the introduction and improvement of the financial mechanisms aimed at economic activity stimulating of small and medium-sized businesses. It is based on the separation of powers in selecting regional priorities for the development of investment processes. The authors present a model of organizational infrastructure of extra-budgetary financing of socially significant investment projects in the framework of public-private partnership to optimize the redistribution of cash flows in conditions of severe budgetary constraints and minimize credit risks.
Keywords: small business, investments, government funding, credit granting.
Эндогенные интересы территориальных систем можно выявить, определив соотношение интересов экономических агентов, действующих в их границах. Учитывая существующую иерархию на макроуровне, региональные проблемы (мезоуровень) должны рассматриваться в качестве составной, а не автономной ее части в системе государственной политики. На мезоуровне реализуются интересы как органов государственной власти субъектов РФ, так и муниципальных образований, которые связаны с эндогенными интересами территории и от степени соблюдения которых зависит их социально-экономическое развитие [1]. Контрагентами данных интересов являются бюджетные организации, институты развития, представители крупных корпораций, субъекты малого и среднего бизнеса, финансово-кредитные организации и т.д.
Интересы бизнес-структур как основных субъектов инвестиционного процесса обусловлены нормой прибыли, которая прямо зависит от рыночных факторов, не всегда связана с развитием реального сектора экономики региона, поэтому копора-тивные интересы иногда не коррелируют с интересами территории [2]. Субъекты малого и среднего бизнеса, самостоятельно принимая решение о реализации инвестиционного проекта, исходят из собственной системы ограничений относительно цены капитала, существующих потребностей производства, факторов внешней среды и степени конкуренции на рынках. Стимулировать интерес бизнеса к социально значимым проектам можно за счет предоставления целевых дотаций на реализацию проектов, налоговых льгот и инструментов бюджетной поддержки, использования механизмов государственно-частного
партнерства, созданием региональных инвестиционных фондов [3].
Интересы финансово-кредитных организаций могут отличаться для региональных и федеральных банков. Для первых заинтересованность в финансировании проектов в рамках реализации региональных программ развития выше, чем у федеральных. Однако их возможности весьма ограничены величиной собственного капитала, поэтому весьма важным является определение ряда параметров для оценки предельно допустимых лимитов кредитования инвестиционных проектов: объемов финансовых ресурсов, стоимости кредита, уровня риска, сроков реализации, наличия льготных источников, приемлемого уровеня доходности [4].
Участие регионального банка в программах кредитования субъектов малого и среднего бизнеса является весьма эффективным при условии соблюдения баланса интересов субъекта РФ, банковских структур, а также поиском оптимального сочетания между устойчивостью, риском и доходностью. Как отмечает В.В. Кузь-менко, «императивами регионализации в методологическом плане должно отвечать выявление и научное рассмотрение региональных аспектов и региональной специфики функционирования капитала» [5]. Таким образом, действие кредитного механизма обеспечения потребности в инвестиционных ресурсах субъектов малого и среднего бизнеса на уровне региона должна рассматриваться как деятельность по формированию, распределению и использованию инвестиционно-кредитных ресурсов, а также управление соответствующими процессами.
Состояние сферы малого и среднего бизнеса во многом определяет потенциал и качество экономического роста и опре-
деляет возможности эффективной структурной перестройки и диверсификации регионального хозяйства. В этой связи создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в крае рассматривается Правительством Ставропольского края в качестве одного из основных факторов обеспечения социально-экономического благополучия края, роста валового регионального продукта, повышения жизненного уровня и занятости населения края.
Это подтверждается проведенным анализом соответствия экономического и финансово-кредитного потенциала Ставропольского края особенностям формирования и использования кредитных ресурсов.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, в 2014 г. на территории края осуществляло свою деятельность около 106 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, численность работников предприятий в крае составила 181,97 тыс., а их оборот составил 272,0 млрд р.
В Ставропольском крае в 2011 г. была принята программа поддержки стимулирования развития малого и среднего бизнеса. Основными ее целями являются обеспечение и поддержка благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в крае как основного элемента рыночной экономики, важнейшего инструмента создания новых рабочих мест, насыщения рынка товаров и услуг, источника пополнения бюджета Ставропольского края и бюджетов муниципальных образований, формирования конкурентной среды в экономике региона. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края, бюджетов муниципальных районов и городских округов Ставропольского края и субъектов малого и среднего предпринимательства края, определяемых на конкурсной основе.
Основные направления действия программы, позволяющие в условиях ограниченности бюджетных средств решить основные проблемы, следующие:
— совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку в крае;
— внедрение и совершенствование финансовых механизмов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в крае;
— вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства края во внешнеторговую деятельность, содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в крае в освоении новых зарубежных рынков;
— предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Ставропольского края на софи-нансирование муниципальных целевых программ по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
— совершенствование информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в крае, внедрение современных методик подготовки квалифицированных кадров;
— развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в крае.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 384150,0 тыс. р., в том числе за счет средств субъектов малого и среднего бизнеса около 13 млн р. ежегодно. Социальный эффект программы характеризуется созданием 2 тысяч рабочих мест и увеличением фонда заработной платы до 37,2 млн р. Бюджетный эффект программы выражается в увеличении налоговых поступлений к 2016 г. на 530 млн р. Следует отметить, что целевые индикаторы реализации данной программы по итогам четырех лет не достигли запланированных значений, что связано с целым рядом причин. Проводимая в настоящее время федеральным центром экономическая политика направлена на регионализацию экономических процессов и характеризуется делегированием ответственности за состояние дел в субъекты РФ. При этом децентрализация ответственности не сопровождается соответствующей передачей средств из федерального бюджета.
Таким образом, необходимость создания организационной инфраструктуры
1 — возмещение части процентной ставки и формирование гарантийных фондов;
2 — аккумулирование денежных средств и предоставление кредитов госбанками;
3-экспертная оценка инвестиционных проектов;
4 — создание и использование механизмов льготного кредитования;
5 — предоставление поручительств.
Рисунок 1. Организационная структура региональной системы кредитования малого и среднего бизнеса (МиСБ)
внебюджетного финансирования малого и среднего бизнеса связана со следующими факторами:
— объемы требуемых инвестиций в финансирование проектов малого и среднего бизнеса перекрывают возможности бюджетной системы;
— наличие ограниченных возможностей регионального консолидированного бюджета по срокам и объемам в части осуществления заимствований и предоставления гарантий для финансирования проектов субъектов малого и среднего бизнеса;
— способность банков финансировать инвестиционные проекты через бюджетную систему ограничена использованием гарантийных инструментов;
— необходимость перехода от программного к проектному бюджетному финансированию с более полным привлечением средств частного бизнеса.
Анализ разделения полномочий в направлении выбора приоритетов развития инвестиционных процессов позволяет сделать вывод о целесообразности создания
Координационного совета по формированию финансово-кредитных отношений и управлению финансово-кредитными потоками в регионе (рисунок 1).
В основе идеи лежит необходимость консолидированного управления информационными ресурсами и услугами двух самодостаточных систем (системы банковского кредитования и территориально-отраслевых комплексов), что предполагает не только оценку финансового положения субъектов малого и среднего бизнеса, но и соответствие инвестиционных проектов требованиям рынка. Создание фонда поддержки предпринимательства и кредитного кооператива позволит более точно прогнозировать потребности в финансовых ресурсах и минимизировать кредитные риски. Объединение действующих на кредитном рынке в регионах крупных банковских групп, кредитных брокеров, страховых компаний в единую информационно-аналитическую систему позволит предложить комплексные пакеты услуг в сфере кредитования малого и среднего бизнеса.
Создание единого механизма регулирования уровня риска и степени доходности операций кредитования предопределяет необходимость интеграции различных подходов, методик и финансовых регламентов в аналитическую финансовую модель, что позволяет осуществить прогнозный выбор оптимального соотношения «риск-доходность» не только для отдельных операций финансирования, но и для совокупного кредитного портфеля в сфере малого и среднего бизнеса.
Таким образом, эффективная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса возможна на основе аккумулирования средств бюджетной системы, коммерческих банков федерального и регионального уровней, а также динамично развивающихся предпринимательских структур. Организационно этот процесс может осуществляться посредством специальных инструментов консолидации, распределения и контроля за целевым использованием заемного капитала.
Примечания:
1. Тамов А.А., Науменко А.В. Методологические аспекты формирования системы стратегического управления экономикой муниципального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. №4. С. 100.
2. Саркисов В.Б. Формирование приоритетов развития инновационной деятельности // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 6. С. 146.
3. Рубежной А.А., Хижнякова К.Ю. Направления совершенствования налогообложения предпринимательской деятельности // Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста: материалы IV всерос. науч. конф. Ставрополь: Изд-во СКФУ. 2012. С.191.
4. Молодых В.А. Управление динамической устойчивостью как инструмент минимизации инвестиционных рисков // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. С. 87.
5. Руденко В.В., Кузьменко В.В., Трысячный В.И. Разработка промышленной политики в системе обеспечения экономической безопасности // Terra Economicus. 2014. Т. 12, № 2-2.С 11.
References:
1. Tamov A.A., Naumenko A.V. Methodological aspects of the formation of the strategic management of the economy of the municipal education system // Bulletin of the Adyghe State University. 2011. Issue 4. Pp. 100.
2. Sarkisov V.B. Formation of the priorities of development of innovative activity // Bulletin of the University (State University of Management). 2011. № 6. P. 146.
3. Rubezhnoy A.A., Khizhnyakova K.Yu. Directions of improvement of business taxation // Improvement of taxation as an economic growth factor: Proceedings of the IV All-Russia, scientific. Conf. Stavropol: SKFU. 2012. P. 191.
4. Molodykh V.A. Dynamic stability Managing as a tool for minimizing investment risks // Bulletin of the University (State University of Management). 2009. P. 87.
5. Rudenko V.V., Kuzmenko V.V., Trysyachny V.I. Development of industrial policy in the system of economic security // Terra Economicus. 2014. № 2-2. Vol. 12. P. 11.