УДК 332
DOI 10.23672/SAE.2023.45.77.045
Савон Игорь Витальевич
доктор экономических наук, профессор кафедры государственного муниципального управления и экономической безопасности, Ростовский государственный экономический университет [email protected]
Кротов Дмитрий Валерьевич
доктор социологических наук, профессор
кафедры экономической теории, Ростовский государственный экономический университет (РГЭУ РИНХ) [email protected]
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры финансового и HR менеджмента, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) [email protected]
Региональная
социально-экономическая система: свойства и характеристика в области
безопасного экономического
управления
Igor V. Savon
Doctor of Economics,
Professor of Department
of Public Administration
and Economic Security,
Rostov State University of Economics (RINH)
Dmitry V. Krotov
Doctor of Social Sciences,
Professor of Department Economic Theory,
Rostov State Economic University (RINH)
Sergey I. Samygin
Doctor of Sociology,
Professor of Department
of Judicial Examination and Criminalistics,
Rostov State Economic University (RINH)
Regional social-economic system:
properties and characteristic in the field of safe economic management
Аннотация. Данная публикация посвящена рассмотрению основных характеристик и свойств региональной социально-экономической системы с точки зрения безопасного экономического управления регионом. Главными элементами, характеризующими региональную систему, являются: социально-экономические отношения, организационные формы и результаты хозяйственной деятельности в регионе, хозяйственный механизм, социально-экономические связи между хозяйствующими субъектами в регионе. Описаны три ключевых условия управления региональной социально-экономической системой, представлены компоненты экономической безопасности региона на трех уровнях: федеральном, региональном, местном. Делается вывод о том, что эффективное и безопасное управление регионами основано на проектном подходе.
Ключевые слова: региональная социально-экономическая система, характеристика, свойства региональных экономических систем, проектное управление, объект управления, безопасное экономическое управление.
Annotation. This publication is devoted to the consideration of the main characteristics and properties of the regional socio-economic system from the point of view of safe economic management of the region. The main elements that characterize the regional system are: socio-economic relations, organizational forms and results of economic activity in the region, economic mechanism, socioeconomic relations between economic entities in the region. Three key conditions for managing the regional socio-economic system are described, the components of the economic security of the region are presented at three levels: federal, regional, local. It is concluded that the effective and safe management of the regions is based on the project approach.
Keywords: regional socio-economic system, characteristics, properties of regional economic systems, project management, object of management, safe economic management.
Потенциал российского регионализма в области безопасного экономического управления очевиден в силу того, что имеются ключевые проблемы, препятствующие организации эффективного экономического взаимодействия на уровне федеральной, региональной и муниципальной власти.
Это связано:
- во-первых, со слабым стратегическим и сквозным тактическим планированием;
- во-вторых, с недостаточной разработанностью четкой нормативно-правовой базы взаимодействия безопасного федерального и регионального управления, отлаженного механизма предоставления целевого субсидирования, а также комплексных мер поддержки программ регионального экономического развития.
Региональная социально-экономическая система (далее - РСЭС) представляет собой сложную систему, в значительной степени различающуюся по своим свойствам от систем иного генеза, а также, по критериям типологизации в области безопасного экономического управления (БЭУ).
Разработанный и существующий сегодня понятийно-категориальный аппарат изучения воспроизводственных процессов, определяет региональную экономическую систему в отношении БЭУ, на наш взгляд, несколько размыто, что сопряжено с противоречивой и нечеткой интерпретацией входящих в данное сложноорганизован-ное понятие категорий: «экономика», «региональная система», «безопасное экономическое управление». В этой связи, как подчеркивает А. А. Ко-раблева, настоятельно требуется конкретизация понятий «экономическая безопасность региона» и «безопасное региональное управление» [1]. Это сопряжено с тем, что, «поскольку экономическая безопасность регионов формирует экономическую безопасность страны, то на всех уровнях управления (федеральный, региональный, местный) должна использоваться единая терминология», что позволит «обеспечить целостность всей системы экономической безопасности» [1, с. 28].
В силу того, что в данной публикации главной целью анализа является региональная социально-экономическая система с ее ключевыми свойствами и типологией в области безопасного управления, целесообразно ограничиться рамками существующих определений понятий «регион», «социально-экономическая система», «безопасное управление», сделав при этом акцент на существенные, в данном ракурсе, специфические особенности и свойства экономической системы региона.
Исходя из указа Президента РФ № 13 от 16.01.2017 г., под категорией «регион» подразумевается «часть территории Российской Федерации в границах территории субъекта Российской Федерации» [2].
Н.Г. Викторова и П.А. Карпенко, исходя из анализа понятия «регион», приходят к
умозаключению, что регион - это территориальное образование, имеющее собственные характеристики и свойства, связанные с природной, социально-экономической, национально-культурной и другими составляющими, в рамках которых функционирует социальная инфраструктура и региональный отраслевой комплекс; регион - это определенное территориальное образование, наделенное иерархической спецификой, «в соответствии с которой, регион является частью территориально-административного образования», в котором «именно процесс обеспечения жизни населения и формирует региональные свойства» [3, с. 93].
Наиболее распространенное определение РСЭС в зарубежном менеджменте: совокупность механизмов и институтов определяющих способ принятия безопасных управленческих решений в области «основных вопросов экономики (Что? Как? Для кого?)», т.е., касающихся вопросов производства, дохода и потребления в рамках определенного экономического территориального пространства [4].
Объективными факторами, объясняющими сложившуюся социально-экономическую ситуацию в регионе, и, в соответствии с которыми, регионы можно типологизировать, по мнению Л.П. Совер-шаевой, по следующим кретериям:
- экономико-географическое положение;
- природно-ресурсный потенциал; демографический потенциал;
- структура и специализация хозяйства;
- финансовая обеспеченность;
- тип социально-экономического развития региона [5, с. 89].
Указанные факторы, на наш взгляд, определяют специфику региональных структур управления.
Согласно основным положениям теории управления, для обеспечения изменения характеристик объекта управления (в нашем случае - РСЭС) от текущего состояния к целевому (проектному), требуется выполнить следующие три ключевые условия:
1) объект должен быть выделен из среды, иметь определенные границы;
2) объект управления должен быть наделен свойством наблюдаемости, иными словами, его необходимо определять в определенных терминах и дефинициях, описывая, идентифицируя, сопоставляя разнообразные его состояния в динамике развития;
3) объект управления должен обладать свойством управляемости; то есть, реагировать на какие-то воздействия со стороны системы управления.
Обеспечение каждого из трех обозначенных условий может рассматриваться как отдельная
исследовательская (управленческая) задача, решение которой позволяет определить сущность РСЭС как объекта управления, отразить значимые ее свойства и характеристики БЭУ.
Т.В. Соловьева с целью выявления обобщенных свойств РСЭС, относящихся к классу сложных объектов управления, рассматривает характеристики и свойства последних. Важность конкретизации данных свойств и характеристик, по мнению автора, детерминируется необходимостью синтеза формальных моделей управления, основанных на проектном подходе [6].
К сложным объектам управления относятся объекты:
- имеющие большое количество составляющих их элементов, что увеличивает размерность решаемых управленческих задач [7]. «Одно из проявлений свойства значительной размерности -невозможность получения в агрегированном виде полного знания о состоянии и тенденциях развития» РСЭС [6, с. 98];
- обладающие нелинейностью - свойством, состоящим в невыполнении принципа суперпозиции, которое проявляется в том, что реакция системы на сумму некоторых воздействий не равна сумме реакций на каждое из воздействий в отдельности;
- наделенные открытостью, детерминированной наличием внешних факторов, воздействие которых способно привести к существенным изменениям ее структуры и составляющих ее элементов. Заметим, что в региональных экономических системах данное свойство проявляется сильнее, нежели в системах иного уровня (макро-или микроэкономических);
- обладающие свойством субъективности, сопряженным с наличием элементов, поведение которых зависит от личных качеств отдельных индивидов и оказывает влияние на режим работы всей РСЭС. В большей мере, данное характерное
Экономическая
свойство проявляется в сфере экономической системы, т.к. она характеризуется наличием собственников активной хозяйственной деятельности в регионе, хозяйствующих в условиях высокой степени неопределенности, в рамках которой собственники принимают управленческие решения;
- являющиеся динамичными, т.к. изменяются характеристики и параметры состояния различных экономических подсистем в системе РСЭС;
- обладающие многокритериальностью - общим свойством сложных объектов управления, которое Т.В. Соловьева интерпретирует в двух аспектах: во-первых, наличия множества целей эффективности работы каждого из элементов рСЭС; во-вторых, наличия множества элементов, каждый из которых руководствуется в своей хозяйственной деятельности определенными критериями.
Анализ экономических источников привел нас к выводу о том, что к главным элементам, характеризующим РСЭС, можно отнести:
- во-первых, социально-экономические отношения, основанные на сложившихся в каждой конкретной РСЭС формах собственности на социально-экономические ресурсы;
- во-вторых, организационные формы и результаты хозяйственной деятельности в регионе;
- в-третьих, хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования социально-экономической деятельности на федеральном и региональном уровнях;
- в-четвертых, конкретные социально-экономические связи между хозяйствующими субъектами в регионе.
В таблице 1 нами проанализированы и представлены в сжатом виде компоненты экономической безопасности региона на трех уровнях.
Таблица 1
сность региона
Уровни БЭУ Компоненты экономической безопасности региона
Федеральный Внешнеэкономическая безопасность
Политическая и военная безопасность
Экологическая и техногенная безопасность
Финансовая и бюджетная безопасность
Региональный Энергетическая и транспортная безопасность региона
Научно-техническая безопасность региона
Местный Социальная безопасность (защищенность)
Демографическая безопасность региона
Кадровая безопасность предприятий региона
А.А. Кораблева приходит к выводу о том, что экономическая безопасность региона - это «интегральная характеристика» состояния РСЭС в совокупности с воздействующими на нее политическими, социальными, энергетическими и финансовыми факторами, «отражающая уровень защищенности региональной экономики от угроз ее социально-экономическому развитию» [1, с. 38].
Говоря о безопасном социально-экономическом управлении регионами, способствующем развитию РСЭС, стоит отметить роль проектного менеджмента в создании эффективной организационной основы, которая крайне важна для стратегического планирования и реализации крупных инфраструктурных проектов. В конечном итоге, проектное управление приводит к достижению
высокого уровня результативности, проведению общественного контроля и достаточной прозрачности в работе органов местного самоуправления [8].
Безопасное проектное управление должно быть ориентированно на рациональное использование ограниченных человеческих, финансовых, материально-технических и иных ресурсов, что можно назвать ключевым фактором устойчивого и безопасного социально-экономического развития региона.
Необходимо также сказать и о региональном менеджменте, отличном от управления организациями и предприятиями, в рамках которого традиционно реализуется проектный подход.
Так, эффективное и безопасное управление регионами и РСЭС имеет свою специфику:
1. Преобладание политических приоритетов над экономическими. Данная тенденция наиболее остро проявляется в региональных субъектах РФ, образованных по национальному признаку. В этой связи, встает задача формирования универсальных территориально-управленческих структур и механизмов их функционирования, в малой степени подверженных воздействию политических институтов. В таком смысле, устойчивость субъекта регионального управления является его достоинством и обеспечивается системностью функционирования и безопасностью управления объектом - РСЭС, относящихся к классу сложных объектов. По мнению В.Н. Орлова, это позволяет аппарату регионального управления «непрерывно управлять территориальными процессами независимо от политических перестановок»; безопасная система управления позволяет минимизировать затраты на анализ ситуации и принятие управленческих решений, «оперативно вовлекать
Литература:
1. Кораблева А.А. Экономическая безопасность региона в системе видов региональной безопасности / А.А. Кораблева // Вестник Томского государственного ун-та. 2017. № 40. С. 27-40.
2. Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». URL : http://www.kremlin.ru/ acts/bank/41641
3. Викторова Н.Г. Генезис понятия «региональная социально-экономическая система» / Н.Г. Викторова, П.А. Карпенко // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 36(4). С. 92-96.
4. Gregory P.P. Comparative Economic Systems / P.P. Gregory, R.S. Stuart. Boston, 2005. P. 54.
5. Совершаева Л.П. Типология региональных социально-экономических систем / Л.П. Совершаева // Региональная экономика и развитие территорий. 2020. С. 87-91.
6. Соловьева Т.В. К вопросу о применении проектного подхода к управлению региональными
значительные ресурсы для достижения поставленной цели, своевременно предупреждает о нежелательных последствиях предпринимаемых мероприятий, предоставляет возможность прогнозировать реакцию на конкретные управленческие действия, осуществлять управленческий мониторинг» [9, с. 197].
2. Аппарат региональных и муниципальных органов, в отличие от административно-управленческого аппарата хозяйственных организаций, в значительной мере, менее стабилен по своей структуре и составу. Действительно, регулярные параметрические и структурные преобразования аппарата территориальных (региональных) органов - это правило и норма его жизнедеятельности.
3. Непрерывность функционирования - третья особенная характеристика регионального менеджмента, имеющего безопасный характер. Так, в частности, научно-техническая составляющая, энергетический комплекс региона, его транспортные коммуникации, охрана правопорядка, тор-гово-бытовое обслуживание, социальное и медицинское обслуживание и иные региональные службы, указывающие населению на его социальную безопасность (защищенность) - не могут прерывать свое постоянное функционирование.
Таким образом, развитие региона - это способ функционирования его социально-экономической системы, обеспечивающий улучшение условий жизни путем устойчивого и сбалансированного развития социального, экономического, ресурсного и экологического потенциала на территории. Безопасное экономическое управление региональным развитием с необходимостью должно учитывать специфические особенности РСЭС, типологию и свойства регионов.
Literature:
1. Korableva A.A. Economic security of the region in the system of types of regional security / A.A. Korableva // Bulletin of the Tomsk State University. 2017. № 40. P. 27-40.
2. Decree of the President of the Russian Federation of January 16, 2017 № 13 «On approval of the foundations of the state policy of regional development of the Russian Federation for the period up to 2025». URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/41641
3. Viktorova N.G. The genesis of the concept of «regional socio-economic system» / N.G. Viktorova, P.A. Karpenko // Natural-humanitarian research. 2021. № 36(4). P. 92-96.
4. Gregory P.P. Comparative Economic Systems / P.P. Gregory, R.S. Stuart. Boston, 2005. P. 54.
5. Sovershaeva L.P. Typology of regional socioeconomic systems / L.P. Sovershaeva // Regional economy and development of territories. 2020. Р. 87-91.
6. Solovieva T.V. On the issue of applying the project approach to the management of regional
экономическими системами / Т.В. Соловьева // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарного развития региона». Майкоп, 2021. С. 96-101.
7. Specificity of explication of the category «management decisions» and scientific-methodological approaches for their development / A.V. Popov,
A.V. Rachipa ^t al.] // Revista Inclusiones. 2019. Vol. 6. № 2. P. 215-224.
8. Строев П.В. Проектный подход как необходимое условие реализации эффективного управления социально-экономическим развитием муниципальных образований / П.В. Строев, О.В. Пиво-варова // Креативная экономика. 2021. № 15(6). С. 2661-2672.
9. Орлов В.Н. Объективное управление: понятие, сферы применения, подходы к решению /
B.Н. Орлов // Международная научно-практическая конференция «Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании»: Тезисы докладов. Таганрог, 2001. 214 с.
economic systems / T.V. Solovieva // Proceedings of the international scientific-practical conference «Actual problems of the humanitarian development of the region». Maikop, 2021. Р. 96-101.
7. Specificity of explication of the category «management decisions» and scientific-methodological app roaches for their development / A.V. Popov, A.V. Rachipa ^t al.] // Revista Inclusiones. 2019. Vol. 6. № 2. P. 215-224.
8. Stroev P. V. Project approach as a necessary condition for implementing effective management of socio-economic development of municipalities / Stroev P.V., Pivovarova O.V. // Creative economy. 2021. 15(6). Р. 2661-2672.
9. Orlov V.N. Objective management: concept, scope, approaches to solution / V.N. Orlov // International scientific-practical conference «Problems of regional management, economics, law and innovation processes in education»: Abstracts. Taganrog, 2001. 214 p.