Научная статья на тему 'Концепция управления строительством в региональной социально-экономической системе как комплексная целевая программа'

Концепция управления строительством в региональной социально-экономической системе как комплексная целевая программа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВОМ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / REGIONAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / CONSTRUCTION MANAGEMENT / PROGRAM-TARGET METHOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Севек Вячеслав Кыргысович, Монгуш Ольга Николаевна

Рассматриваются теоретические аспекты управления строительством в региональной социально-экономической системе в увязывании целей развития строительной сферы региона с ресурсами с помощью специальных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION MANAGEMENT CONCEPT IN REGIONAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEM AS A COMPLEX TARGET PROGRAM

The paper discusses the theoretical aspects of construction management in the regional socio-economic system, where the development goals of the regional construction sector are linked with resources by means of special programs.

Текст научной работы на тему «Концепция управления строительством в региональной социально-экономической системе как комплексная целевая программа»

УДК 69.003

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ КАК КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

© В.К. Севек1, О.Н. Монгуш2

Тувинский государственный университет,

667000, Россия, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, д. 36.

Рассматриваются теоретические аспекты управления строительством в региональной социально-экономической системе в увязывании целей развития строительной сферы региона с ресурсами с помощью специальных программ.

Ил. 4. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: региональная социально-экономическая система; управление строительством; программно -целевой метод.

CONSTRUCTION MANAGEMENT CONCEPT IN REGIONAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEM AS A COMPLEX TARGET PROGRAM V.K. Sevek, O.N. Mongush

Tuva State University,

36 Lenin St., Kyzyl, Tuva Republic, Russia, 667000.

The paper discusses the theoretical aspects of construction management in the regional socio-economic system, where the development goals of the regional construction sector are linked with resources by means of special programs. 4 figures. 9 sources.

Key words: regional socio-economic system; construction management; program-target method.

Управление строительством для достижения устойчивого развития региональной социально-экономической системы (РСЭС) не сможет достичь своей цели, если не будут созданы внешние условия ее функционирования, определяемые как вертикальными связями, так и пространственной организацией строительной деятельности, включающей в себя проблемы территориального экономического взаимодействия, соотношения централизованного управления и рыночного регулирования, взаимодействия разных иерархических уровней управления и многое другое, характеризуемое экономической средой развития строительной системы в целом.

Всесторонний учет социально-экономических аспектов принимаемых решений возможен на основе программно-целевого подхода. Целевые прогнозы строятся исходя их необходимости достижения некоторого желаемого состояния природной среды при одновременной увязке с другими конечными целями социально-экономического развития в прогнозируемом периоде[8, с. 114].

Программно-целевой подход выступает, прежде всего, элементом единого плана экономического и социального развития, который является определяющим звеном системы функционирования народнохозяйственного комплекса страны, в том числе и отдельных его регионов.

Программно-целевое управление - это универсальный подход к управлению экономическими системами, используемый в различных сферах, суть которого состоит в увязывании целей развития с ресурсами с помощью специальных программ [2, с. 114].

Сущность программно-целевого подхода - это необходимость разработки программы, определяющаяся наличием программной ситуации (комплексной проблемы), для разрешения которой необходима централизация производственных и организационных ресурсов.

Программная ситуация означает наличие проблемы, которая требует неординарного решения и концентрации финансовых и иных ресурсов, а также координации действий всех хозяйствующих субъектов, чьими усилиями данная ситуация может быть разрешена. Круг таких проблем очень широк, сюда могут относиться как ликвидация последствий стихийного бедствия на определенной территории, так и разрешение проблем депрессивного региона с чрезвычайной социально-экономической ситуацией [5, с.150-156].

Определение программных объектов означает выбор приоритетных направлений использования ограниченных ресурсов и их отвлечение от других возможных способов использования, поэтому отбор проблем, для разрешения которых необходимо ис-

1Севек Вячеслав Кыргысович, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89133538566, e-mail: vsevek@mail.ru

Sevek Vyacheslav, Candidate of Economics, Professor of the Department of Economy and Management, 89133538566, e-mail: vsevek@mail.ru

2Монгуш Ольга Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: 893331AB188, e-mail: olga_vladBG@mail.ru

Mongush Olga, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economy and Management, 89333148188, e-mail: olga_vladBG@mail.ru

пользовать программный подход, является одним из наиболее ответственных моментов программно-целевого управления регионом [4, с.66-72].

Программно-целевое управление в настоящее время признано в большинстве стран мира в качестве основного подхода при решении проблем устойчивого развития, эффективного природопользования и охраны окружающей среды на национальном, региональном и муниципальном уровнях [7, с.73]. Для осуществления программно-целевого управления в регионах необходимы региональные планы действий правительств субъектов РФ, которые могут быть разработаны и реализованы в виде региональных комплексных целевых программ.

Комплексная целевая программа представляет собой комплекс мероприятий, согласованных по срокам их исполнения, и обоснованный объем ресурсов, обеспечивающих реализацию данной или нескольких целей развития экономического объекта [2, с.85]. Общая схема разработки целевой программы определяется логикой системного анализа проблемной ситуации, ее можно представить в виде последовательных шагов (рис. 1).

Разработка программы начинается с экономического анализа проблем развития, которые предполагается разрешить на основе программных методов, а также возможных ограничений, существующих в функционировании самого объекта либо в его связях с внешней средой.

Формирование собственно программы начинается с построения системы целей, иерархическая структура которых формируется в виде дерева целей. Структура системы целей является основой для выделения под-

программ. Объединение результатов подпрограмм в программу, как правило, не требует затрат ресурсов. В том случае, если результаты подпрограммы непосредственно не определяют достижения целей программы, но оказывают влияние на осуществление нескольких главных подпрограмм, выделяются обслуживающие подпрограммы.

Наименьшие структурные компоненты программы, обеспечивающие интеграцию ресурсов, видов деятельности по признаку общности их целевого назначения и образующие логически законченный объект с точки зрения программы, называются ее элементами. В рамках программы они в наиболее конкретизированном виде отражают всю деятельность, соотносящуюся с целями.

Первичной составляющей программы являются ресурсы, которые характеризуют затраты, связанные с реализацией программы. В отличие от ее элементов, ресурсы не являются результатом деятельности в рамках программы, а выступают по отношению к ней как внешние параметры.

Комплекс целей программы может быть реализован различными вариантами программных мероприятий. Альтернативные варианты программы различаются по структуре, то есть выделенным подпрограммам и элементам. В свою очередь, на уровне элементов программы также возникает вариантность, которая объясняется различиями в использовании ресурсов в силу их взаимозаменяемости, возможными технологическими способами, что находит свое отражение в различии вариантов программ по срокам и по количественным значениям конечных показателей.

Выявление (обнаружение) проблемы, которую необходимо решать программными методами

Анализ ограничений разрешаемой проблемы и её связи с внешней средой

Формирование целей программы

Поиск возможных путей решения проблемы

Выбор альтернатив

Оценка затрат (выработка решений)

Определение результатов решения проблемы

Построение программы как комплекса взаимоувязанных по целям и ресурсам мероприятий

Оценка затрат (выработка решений)

Рис. 1. Логическая последовательность разработки программ

Оценка и выбор варианта программы в зависимости от содержания программы и ее значимости могут осуществляться по различным критериям. Наиболее распространенными являются:

/ минимизация времени реализации программы при заданных ограничениях на ресурсы и фиксированных конечных программных затратах;

/ минимизация отклонений конечных программных показателей от целевых нормативов при фиксированных затратах и времени.

Увязка ресурсов и целей программы осуществляется на основе специальных методов, учитывающих преимущественно качественный вариантный характер показателей программы на всех этапах ее разработки.

Разработанный таким образом проект программы должен быть обеспечен эффективным механизмом его реализации, который предполагает определение источников финансирования программы, а также определение управленческих структур, ответственных за реализацию программы.

Официальный порядок разработки и реализации современных федеральных программ определен правительственным постановлением № 594 [3]. В соответствии с этим документом введено понятие «федеральная целевая программа», в котором зафиксированы современные официальные представления о месте программ в регулировании экономической активности, методах их разработки и реализации.

Их разработка и реализация «позволяют изменять нужным образом систему, и они необходимы для успешного восстановления и эффективного развития экономики страны и ее отдельных регионов, улучшения их экологического состояния, стабилизации социальных показателей» [8, с.209].

Разработка и реализация программы в области устойчивого развития представляет нелинейный процесс. Управление таким процессом является комплексным и значительно более трудным для описания, чем организация линейного подхода. Рекомендоваться должна не последовательность шагов, а набор элементов и формы их взаимодействий, при реализации которых работа будет производиться сразу по нескольким направлениям.

Главное отличие комплексных целевых программ от другого вида разработок заключается в целевом характере, позволяющем достигнуть наилучшего состояния природной среды во взаимосвязи с множеством других целей, стоящих перед обществом в перспективном периоде, с учетом обоснованных требований к ресурсному обеспечению планируемых мероприятий.

Комплексные целевые программы являются наиболее активно используемым инструментом регулирования развития регионов или отраслей и в мировой практике. Такие программы объединяют в себе широкий круг взаимоувязанных мероприятий, каждое из которых должно внести вклад в достижение заранее устанавливаемых целей регионального развития. Конечная цель комплексных целевых программ - вызвать положительные сдвиги в экономическом и социальном развитии конкретного региона [6, с. 98].

В настоящих условиях децентрализованного планирования и управления непосредственная деятельность хозяйствующих субъектов самостоятельна и государственное воздействие на их функциональное и экономическое поведение может осуществляться только опосредованными методами с обязательным их обеспечением. Поэтому существует мнение, что в современных условиях нельзя говорить о планировании и управлении производством на уровне отрасли или региона, так как на рынке работают множество разрозненных больших и малых организаций, которые взаимодействуют между собой по горизонтали и планируют свою деятельность самостоятельно.

Но, с другой стороны, считается, что «обеспечение реального устойчивого развития является сложной проблемой, разрешимой в условиях плановой экономики в стране и эффективного управления социально-экономическими системами» [9, с.42].

Если обратиться к существующему зарубежному опыту планирования и управления на государственном или региональном уровне, то «в течение последних двадцати пяти лет в качестве важнейшего инструмента, позволяющего успешно решать проблемы охраны окружающей среды, правительство США опирается на командно-контрольную систему государственного регулирования» [1,с.104]. А использование целевых программ вносит «системность и планомерность в стихийность и неуправляемость рыночной экономики» [7, с.60].

За рубежом этот подход начал применяться с 1930-х годов. Первый опыт решения региональных проблем в США на базе комплексной целевой программы - «программа Теннесси», которая позволила реализовать крупномасштабные государственные мероприятия по поднятию экономики обширного «региона бедствия», охватывающего территорию семи штатов.

Использование комплексных программ активно используется в качестве средства решения острых региональных проблем. В целом можно сделать вывод, что в настоящее время составление и реализация целевых региональных программ стали важнейшими элементами американской системы регулирования. Программно-целевой подход применяется в качестве инструмента крупных целенаправленных преобразований в регионах, он дополняет, а не заменяет традиционные административные и экономические формы регионального регулирования [7, с.134].

В постановлении Правительства РФ № 594 «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ» указывается, что Федеральная целевая программа - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ» [3]. Данное определение может быть применено и к региональным целевым программам.

В сложных современных условиях важно правильно выбрать критерии определения приоритетных целей на разных уровнях управления и наметить основные методы их взаимоувязки.

Для реализации целей концепции управления строительством в РСЭС необходимо определить сроки осуществления планируемых мероприятий.

В концепции перехода РФ к устойчивому развитию были предложены жесткие сроки выполнения этапов: первый этап - 1996 - 2000гг.; второй - 2001 - 2015гг.; третий - 2016 - середина XXI века. Несмотря на жесткие сроки, такая привязка по времени рассматривается весьма условно и дает самые общие представления о развитии процесса.

На федеральном уровне разрабатывается общая методология устойчивого развития, формирующая условия функционирования всего народного хозяйства. Поэтому целесообразно разрабатывать региональные схемы устойчивого развития, чтобы в более конкретной форме подойти к решению поставленной задачи.

Место, занимаемое предлагаемой концепцией управления строительством в РСЭС во временной классификации комплексных целевых программ для достижения устойчивого развития РФ, представлено на рис. 2.

Комплекс предлагаемых мероприятий для достижения поставленных целей должен иметь временные

региональные рамки. Для реализации мероприятий, предлагаемых в концепции управления строительством в РСЭС, спрос на строительную продукцию для достижения поставленных целей должен быть рассчитан, хотя бы укрупненно, по годам до реализации целевых ориентиров от существующего уровня. Необходима привязка мероприятий к временной шкале, методика которой представлена на рис. 3.

На рис.3 обозначено: х1, х2, х3 - это потребности (нормативные или рациональные) в конечной строительной продукции соответственно в объекты производственного, социального и экологического назначения (единицы измерения, натуральные или денежные - кв. м, руб.); у1, у2, у3 - ресурсные возможности удовлетворения потребностей соответственно в объектах производственного, социального и экологического назначения (единицы измерения - кв. м в год, руб. в год); ^ - необходимое время для достижения нормативных или рациональных норм соответственно в объектах производственного, социального и экологического назначения; Тнорм - заданные временные рамки.

Таким образом, исходя из временных рамок и классификации комплексных целевых программ по видам (рис. 4), предлагаемая концепция управления строительством в региональной социально-экономической системе является социально-экономической среднесрочной региональной программой.

Региональная концепция развития

\ /

Региональные отраслевые концепции развития

\ !

Концепция управления строительством в РСЭС

Мероприятия по реализации концепции управления строительством в РСЭС

Рис. 2. Временная классификация комплексных целевых программ для достижения устойчивого развития РФ

Рис. 3. Алгоритм определения временных региональных рамок реализации этапов концепции управления

строительством в РСЭС

Виды комплексных целевых программ

По характеру и специфике проблем и целей

По характеру и специфике проблем и целей

Рис. 4. Виды комплексных целевых программ

Как известно, финансирование региональных целевых программ осуществляется на основе формирования по каждой программе централизованных целевых фондов в виде «программных бюджетов», кото-

рые строятся по целевому принципу с выделением позиций расходования средств под конкретные цели. Такой порядок способствует более последовательному проведению намеченного курса действий.

Библиографический список

1. Америка и устойчивое развитие. Новая концепция охраны окружающей среды во имя сегодняшнего процветания страны, сохранения ресурсов и возможностей для будущих поколений / под общ.ред. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Экое, 1996. 154 с.

2. Калинникова И.О. Управление социально-экономическим потенциалом региона: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. 240 с.

3. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ // Собрание законодательства РФ, 1995. № 28. С. 5047-5056. / СПС Консуль-тантПлюс.

4. Севек В.К. Теоретико-методические аспекты управления развитием строительных организаций на региональном

строительном рынке // Экономическое возрождение России. 2012. № 2 (32). С.66-72.

5. Соян М.К., Котельников В.И. Об интенсификации слаборазвитых и депрессивных регионов // Экономическое возрождение России. 2012. № 2 (32). С.150-156.

6. Управление в строительстве: учебник для вузов / под общ.ред. В.М. Васильева, Ю.П. Панибратова. М.: АСВ, 1994. 288 с.

7. Управление природопользованием для устойчивого развития. Ярославль: НПП Кадастр, 1997. 186 с.

8. Чепурных Н.В., Новоселов А.Л. Инвестиционное проектирование в региональном природопользовании. М.: Наука, 1997. 252 с.

9. Черкашин Г.В. Региональные проблемы социальной политики. Свердловск: Изд. Гос. университет, 1991. 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.