А.А. Воронов. Региональная социальная политика: место и роль коммерческих банков
2 Социологическое исследование «Транспарентность власти и ее эффективности в общественном мнении населения региона» было проведено методом формализованного интервью в 2008 г. в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 год)» на 2008 г. и междисциплинарного проекта «Трансформации и перспективы институтов власти в сравнительной динамике» Саратовского МИОНа. Объем
вероятностной, квотно-стратифицированной выборки составил 400 респондентов - жителей г. Саратова. В качестве страт использовались такие критерии, как уровень образования, дохода и рода занятий и сферы деятельности. В качестве квот использовались такие маркеры, как пол, возраст, место жительства. Это позволило сформировать выборочную совокупность для получения репрезентативных данных с точностью до ±5%.
УДК [316.334.2:316.334.52](470+571)
РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: МЕСТО И РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
А.А.Воронов
Саратовский государственный университет, кафедра теории и истории социологии E-mail: [email protected]
Статья посвящена характеристике основного содержания, методов и способов реализации социальной политики на региональном уровне. Особое место отводится анализу участия в данном процессе коммерческих банков. Широко использован фактический материла по Саратовской области. Ключевые слова: коммерческие банки, социальная политика региона, кредиты, ипотека, благотворительность.
Regional social Policy: the Place and Role of Commercial Banks in This Process
A.A. Voronov
The article covers the characteristics of content, methods and ways of following regional social policy. Special attention is paid to the analysis of commercial banks participating in this process with the widely used facts about Saratov region.
Key words: commercial banks, regional social policy, loans, mortgage, charity.
Социальная политика является одним из направлений внутренней политики государства, поэтому для социологического анализа интересующей нас области политики нам необходимо более конкретное определение политики в целом. На наш взгляд, оно органически связано с социологическим представлением об обществе как структуре, состоящей из разнообразных социальных групп, каждая из которых обладает своими интересами, ценностями и потребностями, а также из институтов - формализованных и неформализованных.
Это позволяет нам сделать вывод о том, что социальная политика представляет совокупность форм и способов воздействия государства на социальную сферу с целью формирования механизмов, регулирующих направление развития социальных процессов в обществе. Данное нами определение
подчеркивает как конкретно обусловленный характер социальной деятельности государства, так и направленность на обеспечение динамичного развития общественной системы в целом.
Содержание современной социальной политики России, специфика задач, стоящих перед ней, приоритетные направления ее деятельности становятся более понятными при анализе функций социальной политики. Именно через функции выражается степень реализации задач, выдвигаемых социальной политикой. Указанная взаимозависимость вытекает из необходимости обеспечения ею двух основных взаимосвязанных тенденций общественного развития: социально гарантирующей и социально стимулирующей. При этом отметим, что под функциями социальной политики понимается реализация тенденций общественного развития, направленных на решение перспективных и текущих социальных задач.
В этой связи социальная политика представляет собой комплекс мероприятий, затрагивающих жизненные интересы каждой отдельной личности. Особое значение в условиях структурирования рыночных отношений принимает адаптационная функция социальной политики, понимаемая как формирование механизмов, способствующих безболезненному включению всех социальных групп населения в условия рыночных отношений.
Региональная политика государства представляет собой одно из направлений общегосударственной политики, связанное с выявлением характерных черт развития регионов и созданием механизма регулирования их взаимоотношений с федеральным центром. Политика региона - это деятельность органов власти субъектов Федерации по разработке и реализации концепций и направлений регионального развития. Региональная социальная политика, являющаяся составной частью политики региона, определяется как деятельность органов власти субъекта Федерации по формированию механизмов регуляции социаль-
© А.А. Воронов, 2009
Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 3
ных процессов в регионе в контексте общероссийских тенденций развития.
Данные понятия позволяют выделить следующие различия в задачах собственно социальной политики региона и региональной политики государства. Разрабатываемые в рамках государственной региональной политики прогнозно-программные установки призваны дать регионам необходимые ориентиры в определении их места в обеспечении господствующих тенденций социально-экономического развития. В задачи региональной политики государства входит также определение и корректировка в проектируемой динамике общероссийского и регионального развития собственных регулирующих воздействий на экономические и социальные процессы в обществе.
В рамках региональной политики государства разрабатываются рекомендации по решению социальных проблем на местах с учетом стоящих перед страной текущих и долговременных задач, т.е. как бы указывается направление деятельности региональных властей, а характер конкретных мер определяется на местах с учетом специфики социальной ситуации в регионе.
Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие основные задачи региональной социальной политики: снижение социальной напряженности в регионе; обеспечение социальной ориентированности экономики; регулирование межрайонных различий в уровнях развития и уровнях жизни; обеспечение социальной защищенности малообеспеченных групп населения. В силу этого главным результатом осуществления региональной социальной политики должно стать создание в регионе равного доступа к потреблению гарантированного минимума социально значимых услуг и благ всем членам общества независимо от мест проживания, создание таких экономических условий в регионе, которые способствовали бы повышению уровня жизни, степени социального благополучия населения.
Таким образом, выявляется глубокая взаимосвязь региональной политики государства и собственно региональной социальной политики. Она выражается в том, что эффективное разрешение комплекса социально-экономических и социально-политических проблем российского общества невозможно без теснейшего взаимодействия и взаимной поддержки федеральных и региональных органов власти. Фактор огромного экономического и национально-культурного разнообразия Российского государства не только нельзя игнорировать, но и необходимо по возможности разумно использовать с целью установления социального порядка в обществе. Это позволяет значительно повысить функциональные возможности социальной политики в целом.
Формирование самостоятельной социальной политики региона является важным элементом стабильности и социального благополучия госу-
18
дарства в целом. Однако ее задачи, выделенные нами ранее, конкретизируются и несколько специализируются в зависимости от особенностей территориального положения региона, поскольку каждый из них представляет собой особую социально-территориальную общность.
Это позволяет утверждать, что регион выступает в качестве самостоятельного субъекта социальной политики, обладающего своими характерными особенностями. К числу таковых мы относим рассмотрение региона как самостоятельной социально-территориальной общности, характеризующейся спецификой территориального расположения и, как следствие, социального облика.
Функции современной социальной политики - организационная, прогнозирующая, адаптационная и контролирующая - несут в себе большой потенциал реализации ее задач на всех уровнях общественной системы. Однако функциональные возможности их реализации различны и до конца не используются при разработке программных социальных мероприятий. Сведение российской социальной политики к попыткам решения лишь одной из многих задач, связанных с адаптационной функцией - созданию недостающих противовесов росту маргинализации общества, не только значительно обедняет ее содержание, но, что особенно важно, способствует стагнации многих уродливых форм экономической и социальной жизни России переходного периода1.
На основе такого понимания социальной политики в регионе, в центре которой стоит человек и удовлетворение его насущных и разнообразных потребностей, можно вести речь о вкладе банков, в частности коммерческих, в ее реализацию. Заметим, что проведенная в России с начала 90-х гг. прошлого века экономическая реформа предопределила новый этап развития банковской системы, которая по замыслу должна была быть способной эффективно накапливать и трансформировать финансовые ресурсы в реальный сектор экономики, в том числе на региональном уровне.
Тем не менее заметим, что до сих пор банковский сектор не играет должной роли в экономическом развитии регионов и России в целом, что характерно для стран с развитой рыночной экономикой. В частности, кредит остается незначительным источником инвестиций для основной массы региональных компаний среднего и малого бизнеса. Размещение средств в долгосрочные кредиты слишком рискованно ввиду отсутствия у многих предприятий ликвидных капитальных активов, которые можно использовать в качестве залога.
Таким образом, низкая активность коммерческих банков в сфере долгосрочного кредитования реального сектора экономики обусловлена, с одной стороны, низкой инвестиционной привлекательностью предприятий, закрытостью информации об их реальном финансовом состоянии и
Научный отдел
ЛЛ Воронов. Региональная социальная политика: место и роль коммерческих банков
структуре собственности, с другой - отсутствием должной поддержки со стороны региональных органов власти и управления.
Кроме того, начавшаяся банковская реформа, в основу которой положена идея оздоровления и развития банковской системы за счет консолидации банков, зачастую приводит к усилению позиций крупных инорегиональных банков, представленных филиалами, что в свою очередь негативно отражается на экономике отдельных регионов ввиду неизбежного оттока финансовых ресурсов через филиалы в центральные офисы.
Российские коммерческие банки с момента своего создания ориентировались преимущественно на оказание услуг юридическим лицам, рассматривая их в качестве приоритетных клиентов. В настоящее время рынок корпоративных услуг насыщен, большинство юридических лиц уже охвачено банковскими услугами.
В то же время федеральные и региональные коммерческие банки стали уделять внимание работе с населением. Этой деятельностью стали заниматься даже те кредитные организации, которые традиционно считались корпоративными. Более того, на отечественном рынке произошли серьёзные банковские слияния, позволившие типично корпоративным банкам приобрести статус розничных, т.е. предоставляющих банковские услуги населению.
В настоящее время рынок банковских услуг населению находится в стадии формирования и имеет, по оценкам специалистов, огромный потенциал роста. По статистике 50-60% населения практически не пользуются банковскими услугами. Развитие розничных банковских услуг в России сдерживается множеством факторов, в числе которых недостаточная информированность населения, несформированная инфраструктура банковского рынка, несовершенство законодательства.
Развитие потребительского и ипотечного кредитования позволит не только расширить активные операции банков, но и повысить уровень жизни населения, стимулировать развитие сопряженных отраслей экономики, что будет способствовать экономическому росту. Таким образом, развитие сектора розничных банковских услуг имеет большое социально-экономическое значение.
Кроме сказанного выше есть еще несколько направлений оказания реальной помощи со стороны коммерческих банков. Покажем это на примере деятельности ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА». Одним из направлений деятельности банка по реализации региональной социальной политики является развитие кредитования населения. Так, в частности, объем предоставленных населению
кредитов в 2008 г. составил более 4,5 млрд руб., в числе которых кредиты на неотложные нужды, автокредиты, кредитные карты и т.д. В условиях мирового финансового кризиса наблюдается определенный спад в сфере кредитования, но по мере выхода из сложной экономической ситуации это направление деятельности банка получит свое дальнейшее развитие.
Определенной поддержкой и помощью населению региона являются регулярно проводимые банком стимулирующие мероприятия. Только за последние несколько лет банк провел десятки лотерей и розыгрышей ценных призов, среди которых - автомобили, квартиры, крупные денежные выигрыши, бытовая техника и др.
Большое внимание также уделяется особой категории клиентов банка - пенсионерам. Для них предусмотрены специальные вклады с выгодными и удобными условиями, а также специальная акция «Ваша 2-я пенсия», по условиям которой вкладчики-пенсионеры получают возможность выиграть дополнительную денежную пенсию от банка на целый год.
Другим социально важным направлением деятельности банка является спонсорская поддержка. Речь, в частности, идет о помощи детским домам, многодетным семьям, молодым родителям, детским спортивным организациям.
Кроме того, банк оказывает поддержку учебным заведениям. Так, например, в 2008 г. банк спонсировал проведение международной научной конференции «Сорокинские чтения», проводимые в Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского. К предстоящему 100-летнему юбилею вуза банк планирует оказать помощь в проведении юбилейных мероприятий. Банк выплачивает специальные стипендии из своего фонда лучшим студентам Саратовского государственного социально-экономического университета2.
В заключение отметим, что не только ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА», но и другим банкам по мере выхода из финансового кризиса необходимо наращивать свой вклад в решение социальных проблем региона, поскольку подобная деятельность банков способствует экономической и социальной стабильности в регионе, улучшению социально-экономического климата и решению многих запросов и нужд населения региона.
Примечания
1 См. об этом подробнее: Социальная политика на региональном уровне: взаимодействие власти и общественности. Саратов, 2008. С. 5-10.
2 http://www.sarbc.ru/company/?id=8437040.
Социология
19
Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 3
УДК [316.334.2:316.346.2-005.2](470+571)
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Ю.А. Семенова
Саратовский государственный университет, кафедра социологии молодежи E-mail: Beginina [email protected]
В статье рассматриваются особенности социологического подхода к анализу сущности женского предпринимательства в современной России. Особое внимание обращается на специфику развития женского предпринимательства в регионах страны. Ключевые слова: женское предпринимательство, частный бизнес, рыночная экономика.
Special Features of Feminine Entrepreneurship in Present-day Russia
Y.A. Semenova
The article examines some special features of sociological approach
to the analysis of essence of feminine entrepreneurship in present-day
Russia. Attention is primarily paid to the specific character of feminine
entrepreneurship development in Russia's regions.
Key words: feminine entrepreneurship, private business, market
economy.
Становление малого предпринимательства в современных условиях идет медленно, наталкиваясь на множество социальных, экономических и юридических барьеров. Женщина, как субъект предпринимательской деятельности, сталкивается с особой группой социальных проблем: конфликты ролей, выполняемых в общественной и частной жизни, массовое сознание, деформирование в сторону патриархата и другое1.
Женское предпринимательство представляет собой особый, выполняемый женщинами вид экономической активности личности, направленный в основном на самореализацию социальных качеств, самоутверждение в обществе, доказательство своих способностей посредством создания новых форм и совершенствования прежних видов производства, путем самостоятельно избранного риска, несмотря на различия в сравнении с мужчинами стартовых позиций и разнообразных предпосылок бизнеса (образование, капитал и власть), а также сохраняющуюся необходимость осуществления специфических женских семейно-бытовых функций.
В условиях рыночной экономики необходимым движущим, стимулирующим элементом бизнеса является конкуренция, только, по мнению опрошенных женщин-предпринимателей, подобное обстоятельство скорее препятствует развитию бизнеса. В отношениях с партнерами женщины
предпочитают не конфликтовать. Большинство женщин, использующих демократический стиль управления, принимают решения, учитывая мнения подчиненных.
Причины, по которым большинство женщин занялись бизнесом, - это тяжелое материальное состояние или случайное обстоятельство. Влияние образовательного уровня на причину, подтолкнувшую женщин заняться бизнесом, проявляется в том, что многие имеющие высшее образование решили строить карьеру не по принудительным причинам (мечта всей жизни, случайное обстоятельство, надоело сидеть дома, знакомые уговорили). Доля участников предпринимательского процесса с высшим образованием уменьшается по мере отягощения моральными и материальными обстоятельствами, такими как: тяжелое материальное положение, осталась одна и нужно было чем-то заняться, нужно воспитывать детей.
Основные факторы развития женского предпринимательства: внешний стимулирующий - налаженные связи в деловом мире; внешний сдерживающий - налоговое бремя; внутренние стимулирующие - общительность и настойчивость в достижении цели; внутренние сдерживающие - законопослушность.
По данным исследований ряда ученых-социологов, вопреки сложившему стереотипу о довлеющей половой дискриминации только 4% опрошенных женщин довелось испытать ее проявления на себе в реальности, 21% на вопрос о ее наличии склоняются скорее к отрицательному ответу2.
Особый интерес представляет вопрос о распределении интенсивности дискриминационных проявлений по возрастным группам женщин-бизнесменов. В общем количестве опрошенных максимум дискриминационных проявлений пришлось на группу женщин в возрасте от 31 до 35 лет. Возрастная группа от 46 до 50 лет испытывает на себе дискриминацию в наименьшей степени, женщины-бизнесмены старше 50 на вопрос о ее наличии ответили отрицательно.
Таким образом, приведенные данные подтверждают мысль о том, что возраст от 31 до 45 лет является периодом интенсивного карьерного роста, сопровождаемого вмешательством конкурентов - представителей противоположного пола. Возраст от 45 до 55 лет, напротив, - этап «сохранения» в карьере, когда работа в занятой на рынке нише начинает приносить свои плоды
© Ю.А. Семенова, 2009