УДК 37
Шалимова Н.А.
канд. пед. наук, декан факультета управления Костромской областной институт развития образования (г. Кострома, Россия)
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ ШКОЛ С НИЗКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБУЧЕНИЯ И ШКОЛ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В СЛОЖНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация: в статье обобщен опыт работы Костромской области по поддержке школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих работающих в сложных социальных условиях. Представлены эффективные механизмы и инструменты проектного управления. Особое внимание уделяется адресным технологиям работы.
Ключевые слова: качество образования, школьная команда, сетевое взаимодействие, методическое сопровождение, проектное управление.
Стратегия развития региональной системы образования определена в государственной программе Костромской области «Развитие образования». Одна из ключевых целей программы - «увеличение доли обучающихся, для которых созданы равные условия получения качественного образования вне зависимости от места их нахождения» [1].
Достижение цели планируется, в том числе, за счет снижения дифференциации в качестве образования между группами школ посредством реализации адресных программ перевода в эффективный режим работы учреждений, демонстрирующих низкие образовательные результаты.
Актуальность задачи определяется особенностями структуры общего образования Костромской области: из 266 общеобразовательных организаций 70% - сельские школы. В числе сельских школ 30 % - малокомплектные школы. По данным регионального мониторинга, почти 40 % школ работают в
сложных социальных контекстах.
В рамках регионального проекта по поддержке школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях, была выбрана стратегия действий, направленная на повышение педагогического потенциала учреждений, создание школьных команд, которые работают над единой целью. Научно-методическое сопровождение этих общеобразовательных организаций носит адресный характер.
Исследование «Дифференциация образовательной ситуации по социальному контексту» позволило сформулировать следующие ведущие направления методической поддержки школ:
- Изучение способов индивидуализации учебного процесса и особенностей технологий работы с учащимися с различными характеристиками.
- Планирование педагогического процесса с учетом дифференциации характеристик обучающихся.
- Использование результатов оценочных процедур в повышении качества образовательного процесса.
- Распространение современных методик выявления детей с разными образовательными возможностями и условиями социальной среды [2, с. 15].
Важнейшим направлением работы стало сетевое взаимодействие. Было создано 9 сетевых объединений с учетом территориального расположения учреждений. В каждом объединении определена базовая школа-лидер, показывающая высокие результаты обучения.
Оптимальным механизмом организации результативного взаимодействия стала региональная инновационная площадка, что обеспечило практико-ориентированный характер работы, обмен эффективными технологиями управления и организации образовательного процесса с последующим их успешным внедрением. Такой подход позволил уйти от традиционной формы создания сетевых объединений, когда только одна школа является «донором» идей и практических разработок.
Особое внимание уделялось продуктивным формы профессионального взаимодействия в муниципальной системе: предметные методические объединения, межпредметные проблемные секции, временные проблемные группы педагогов. В условиях большого количества малочисленных школ, где только один учитель-предметник, наиболее актуальной технологией оказалось создание межшкольных диалогических пар. Это интерактивная форма совместной деятельности двух педагогов, в рамках которой идёт обмен идеями, практическими наработками, наиболее эффективна и способствует повышению качества обучения.
Костромским областным институтом развития образования разработана и реализуется региональная модель методического сопровождения педагогов Костромской области.
Основная цель модели - поиск и использование нетрадиционных для региона способов методического сопровождения педагогических работников, дополнение сектора формального образования в процессе повышения квалификации сетью неформального и информального образования.
Основными принципами построения и реализации модели являются:
- актуальность содержания, способов и продуктов интеллектуальной и образовательной деятельности,
- индивидуализация образовательного маршрута и персонификация методического сопровождения,
- соавторство в создании образовательных событий и практик,
- развитие модели, процесса и участников,
- открытость и коммуникативность среды [3, с. 6].
Главная задача реализации модели - методическая помощь педагогам, которая включает:
• выделение проблемных зон учителя и предмета в целом,
• поиск точек роста,
• определение алгоритма действий,
• мониторинг результатов.
С целью педагогического общения, обмена и присвоения инновационного опыта проводятся выездные многопрофильные педагогические школы - одна из востребованных педагогами региона форма методического сопровождения, когда в течение 3-х дней в формате мастер-классов и дискуссионных площадок команды школ - участников проекта представляли лучшие управленческие, образовательные практики и технологии перехода учреждения в эффективный режим работы.
Проблема поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, актуальна для всех муниципалитетов Костромской области. Эффективным инструментом её решения стала межмуниципальная стажировка.
Так, например, городской округ город Буй и Буйский муниципальный район имеют похожие территориальные, демографические и социально-экономические особенности, сложившуюся практику сетевого взаимодействия и педагогического сотрудничества. Поэтому было принято решение объединить усилия муниципальных методических служб по выравниванию образовательных результатов в школах муниципалитетов.
Для решения поставленной задачи была сформирована проектная группа из представителей ИМЦ отдела образования городского округа город Буй и методического кабинета Буйского муниципального района. Разработан межмуниципальный проект по переводу школ с низкими результатами в эффективный режим работы.
К реализации проекта привлекались две образовательные организации, имеющие высокий уровень качества обучения и позитивный инновационный опыт организации образовательного процесса - муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 им. Р.А. Наумова городского округа город Буй и муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им. Ивана Нечаева г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района.
В рамках Проекта межмуниципального взаимодействия методических служб разработана программа практико-ориентированной стажировки «Школа успешного педагога».
Особенностью стажировки является то, что она организована для школьных команд. Это позволяет не только изучить позитивный опыт коллег, но и на основе коллективной рефлексии данного опыта предложить программу изменений в своей образовательной организации.
В качестве основных направлений стратегии перевода образовательных организаций в эффективный режим работы определены изменения в качестве управления, в качестве преподавания, что должно повлечь за собой изменения в качестве образования.
Программа стажировки содержит обязательный и вариативный компоненты. В обязательный блок включены вопросы проектирования уроков в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, психолого-педагогического сопровождения отдельных категорий учащихся, подготовки обучающихся к ГИА.
В вариативном блоке для каждой целевой группы слушателей стажировки предлагается адресное содержание:
- директора - получили возможность изучить систему управления качеством образования в современной школе,
- заместители директора, руководители школьных методических объединений - познакомились с системой методического сопровождения учителей,
- педагогам была предоставлена возможность освоения современных технологий для достижения образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
При этом обеспечивается индивидуальный характер стажировки -содержание подбиралось с учетом диагностики профессиональных дефицитов педагогов.
Основным результатом стажировки стал индивидуальный образовательный проект, который разрабатывался на основе транслируемого опыта, и его адаптация к условиям своего учреждения.
По итогам анализа реализации региональных мероприятий по поддержке школ с низкими результатами обучения была выявлена проблема отсутствия системы адресного методического сопровождения руководителей общеобразовательных организаций и недостаточной сформированности региональной системы профилактики школьной неуспешности. В этой связи была выдвинута проектная идея управления качеством образования за счет повышения качества управленческих процессов, направленных на профилактику школьной (учебной) неуспешности, которая стала основой регионального проекта «Директория успеха». Он стал логическим продолжением системной работы по поддержке школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях.
Ключевым субъектом проекта стал региональный управленческий актив (далее - РУА). Это объединение управленческих работников: директора, заместители директора общеобразовательных организаций Костромской области, - которые внесли значительный вклад в региональную/муниципальную системы образования, имеют позитивный опыт в сфере управления образованием, выстраивания систем школьных управленческих механизмов, наставничества, владения педагогическими технологиями, обладают развитыми коммуникативными навыками.
По результатам образовательной сессии многопредметной педагогической школы для членов РУА были сформулированы предложения по организации работы на региональном/муниципальном уровнях по тем направлениям деятельности по профилактики школьной неуспешности, которые коллеги оценивают как результативные в своей практике.
Предложения членов РУА стали основой календаря марафона образовательных событий «Управленческая мастерская директора школы». Календарь был расписан на весь 2024 год. Каждый член РУА со своей
командой организовал и провел практико-ориентированные межмуниципальные события по актуальным вопросам профилактики школьной неуспешности: мастер-классы, открытые уроки, круглые столы, педагогические мастерские, тренинги, презентации авторских программ и передового педагогического опыта и др.
Проект «Директория успеха» стал настоящей переговорной площадкой для руководителей школ Костромской области. Административные команды получили возможность в неформальной обстановке обсуждать актуальные управленческие и педагогические вопросы, обмениваться опытом и идеями.
Системная работа, которая ведётся в регионе, позволила выйти на новый уровень сопровождения школ с низкими результатами обучения: получили своё развитие региональная и муниципальные инфраструктуры поддержки образовательных организаций, инструменты адресной помощи школам и учителям. Участие в проекте позволило интенсифицировать процесс поиска и привлечения активных педагогических команд, способных решать задачи повышения качества образования и перехода школ в эффективный режим работы, активизировалось профессиональное взаимодействие, созданы условия для эффективного межшкольного партнерства учреждений с разным уровнем качества результатов обучения. Получил развитие процесс объединения и интеграции в единый комплекс проектов, разработанных школами, с обеспечивающими их ресурсами регионального, муниципального и институционального уровней.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Постановление Администрации Костромской области «Об утверждении государственной программы Костромской области «Развитие образования» от 17 июля 2023 года N 298-а: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - 2019 [Электронный ресурс]. - URL:
https://docs.cntd.ru/document/406734290?ysclid=ltfhvmlb4k158434176 дата
обращения: 15.10.2024);
2. Эффективные практики повышения качества образования в малочисленной сельской школе: из опыта работы общеобразовательных организаций Костромской области: Электронный сборник / Ред.-сост. Н. А. Шалимова. - Электронное издание. - Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2019-[Электронный ресурс]. - URL: https://goo.su/8AXza (дата обращения: 15.10.2024);
3. Эффективные модели и механизмы поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: из опыта работы общеобразовательных организаций Костромской области: Электронный сборник /Ред.-сост. Н.А. Шалимова. -Кострома: КОИРО, 2017. - [Электронный ресурс]. - URL: https://goo.su/vz00c (дата обращения: 15.10.2024)
Shalimova N.A.
Kostroma Regional Institute for Education Development (Kostroma, Russia)
REGIONAL SYSTEM OF WORK TO SUPPORT SCHOOLS WITH LOW LEARNING RESULTS AND SCHOOLS FUNCTIONING IN DIFFICULT SOCIAL CONDITIONS
Abstract: the article summarizes the experience of the Kostroma region in supporting schools with low learning outcomes and schools operating in difficult social conditions. Effective mechanisms and tools of project management are presented. Particular attention is paid to targeted work technologies.
Keywords: quality of education, school team, network interaction, methodological support, project management.