Научная статья на тему 'ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ АДРЕСНОЙ ПОМОЩИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ С РИСКАМИ НИЗКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ («ШКОЛЫ, КОТОРЫМ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ») В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ АДРЕСНОЙ ПОМОЩИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ С РИСКАМИ НИЗКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ («ШКОЛЫ, КОТОРЫМ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ») В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школы с низкими образовательными результатами / функционирующие в сложных социальных условиях / школы / которым можно доверять / нормативно-правовые документы Проекта / schools with low academic results / functioning in difficult social conditions / schools you can trust / regulatory documents of the Project

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богуславский Михаил Викторович, Филатова Александра Владимировна, Лугов Иван Алексеевич

В статье рассматриваются итоги мониторинга реализации в 2023 г. регионального проекта по оказанию систематической адресной помощи общеобразовательным организациям с рисками низких образовательных результатов обучающихся «Школы, которым можно доверять». Критерии эффективности, рассматриваемые в мониторинге: положительные эффекты проекта; использование в рамках проекта аналитики по повышению результативности внутренней системы оценки качества образования в образовательных организациях; ожидания участников от проекта на следующий год; выявление основных проблем, затрудняющих управление переходом школы в эффективный режим функционирования при реализации проекта. Сформулированы практические рекомендации по преодолению выявленных затруднений и дальнейшему развитию проекта. Методология проекта по созданию и реализации антирисковых программ рекомендуется развивающимся школам, так как создает условия для повышения качества образования и организации работы по профилактике школьной неуспешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богуславский Михаил Викторович, Филатова Александра Владимировна, Лугов Иван Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION SYSTEMATIC TARGETED ASSISTANCE TO EDUCATIONAL ORGANIZATIONS WITH RISKS OF LOW EDUCATIONAL RESULTS OF STUDENTS (“SCHOOLS YOU CAN TRUST”) IN THE MOSCOW REGION

The article discusses the results of monitoring the implementation in 2023 of a regional project to provide systematic targeted assistance to general education organizations with risks of low educational results of students "Schools that can be trusted". The effectiveness criteria considered in the monitoring are: the positive effects of the project; the use of analytics within the framework of the project to improve the effectiveness of the internal system for assessing the quality of education in educational institutions; the expectations of participants from the project for the next year; identification of the main problems that make it difficult to manage the transition of the school to an effective mode of operation during the implementation of the project. Pract ical recommendations for overcoming the identified difficulties and further development of the project are formulated. The methodology of the project for the creation and implementation of anti-risk programs is recommended for developing schools, as it creates conditions for improving the quality of education and organizing work to prevent school failure.

Текст научной работы на тему «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ АДРЕСНОЙ ПОМОЩИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ С РИСКАМИ НИЗКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ («ШКОЛЫ, КОТОРЫМ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ») В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

DOI 10.24412/2541-9056-2024-231-33-45 УДК 371

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ АДРЕСНОЙ ПОМОЩИ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ С РИСКАМИ НИЗКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ («ШКОЛЫ, КОТОРЫМ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ») В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

М.В. Богуславский, А.В. Филатова, И.А. Лугов

Статья поступила в редакцию 28 февраля 2024 г.

В статье рассматриваются итоги мониторинга реализации в 2023 г. регионального проекта по оказанию систематической адресной помощи общеобразовательным организациям с рисками низких образовательных результатов обучающихся «Школы, которым можно доверять». Критерии эффективности, рассматриваемые в мониторинге: положительные эффекты проекта; использование в рамках проекта аналитики по повышению результативности внутренней системы оценки качества образования в образовательных организациях; ожидания участников от проекта на следующий год; выявление основных проблем, затрудняющих управление переходом школы в эффективный режим функционирования при реализации проекта. Сформулированы практические рекомендации по преодолению выявленных затруднений и дальнейшему развитию проекта. Методология проекта по созданию и реализации антирисковых программ рекомендуется развивающимся школам, так как создает условия для повышения качества образования и организации работы по профилактике школьной неуспешности.

Ключевые слова: школы с низкими образовательными результатами, функционирующие в сложных социальных условиях, школы, которым можно доверять, нормативно-правовые документы Проекта.

IMPLEMENTATION SYSTEMATIC TARGETED ASSISTANCE TO EDUCATIONAL ORGANIZATIONS WITH RISKS OF LOW EDUCATIONAL RESULTS OF STUDENTS ("SCHOOLS YOU CAN TRUST") IN THE MOSCOW REGION

M.V. Boguslavsky, A.V. Filatova, I.A. Lugov

The article discusses the results of monitoring the implementation in 2023 of a regional project to provide systematic targeted assistance to general education organizations with risks of low educational results of students "Schools that can be trusted". The effectiveness criteria considered in the monitoring are: the positive effects of the project; the use of analytics within the framework of the project to improve the effectiveness of the internal system for assessing the quality of education in educational institutions; the expectations of participants from the project for the next year; identification of the main problems that make it difficult to manage the transition of the school to an effective mode of operation during the implementation of the project. Practical recommendations for overcoming the identified difficulties and further development of the project are formulated. The methodology of the project for the creation and implementation of anti-risk programs is recommended for developing schools, as it creates conditions for improving the quality of education and organizing work to prevent school failure.

Key words: schools with low academic results, functioning in difficult social conditions, schools you can trust, regulatory documents of the Project.

Целью проекта ««Школы, которым можно доверять» (далее ШКМД) является оказание систематической адресной помощи общеобразовательным организациям с рисками низких образовательных результатов обучающихся для перевода в эффективный режим функционирования.

В Московской области проект осуществляется с 2020 года, на 2022-2023 года список участников проекта составил 145 школ. Для каждой школы проекта был назначен наставник из числа общеобразовательных организаций, показывающих высокие результаты обучения.

Анализируя перечень участников проекта на 2023 год по сравнению с перечнем 2022 года, стоит отметить, что в 2023 году:

• 16 школ проекта «ШКМД» было реорганизовано;

• 12 школ вышли из проекта, перейдя в эффективный режим функционирования;

• Всего 13 школ подтвердили свой статус школ с низкими образовательными результатами (далее ШНОР), попав в федеральный список ШНОР по результатам 2022 года, присланный ФГБУ ФИОКО в декабре 2022 года;

• 11 школ впервые попали в список ШНОР и были внесены в перечень участников проекта на 2023 год;

• 12 новых для проекта школ были рекомендованы муниципальными координаторами для включения в проект «ШКМД».

Включение новых школ по рекомендациям муниципальных координаторов связано со следующими моментами: по итогам 2021-2022 учебного года 39% школ проекта «ШКМД» показали положительную динамику образовательных результатов и по результатам мониторинга 2023 года участники оцени-

вают проект «ШКМД» как эффективный проект, имеющий ряд положительных результатов. Все это формирует тенденцию включения в проект не только школ ШНОР, но и школ, функционирующих в условиях риска снижения результатов обучающихся [1]. Таким школам проект дает возможность и для работы с потенциальными рисками, и для профилактики школьной неуспешности. Проект «ШКМД», таким образом, становится проектом оказания адресной помощи школам, желающим повысить качество образования и профилак-тировать школьную неуспешность, а не только проектом помощи ШНОР.

Показатель эффективной реализации проекта - доля школ, показавших положительную динамику образовательных результатов по отношению к прошлому году по результатам независимых оценочных процедур. В данном документе ниже представлен анализ предварительных результатов ГИА обучающихся школ проекта «ШКМД».

В июне-июле 2023 года был проведен мониторинг эффективности реализации мероприятий проекта ШКМД, в котором приняли участие 159 участников проекта (рисунок 1).

Цель мониторинга: выявление эффективности проекта «ШКМД».

Критерии эффективности, рассматриваемые в мониторинге:

1. Положительные эффекты проекта.

2. Использование в рамках проекта аналитики по повышению эффективности ВСОКО.

3. Ожидания участников положительных результатов от проекта на следующий год.

4. Выявление основных проблем, затрудняющих управление переходом школы в эффективный режим функционирования при реализации проекта.

представитель сельской школы-наставника

представитель сельской наставляемой школы

муниципальный координатор

представитель городской наставляемой школы

представитель городской школы-наставника

]

I

20

I

40

\

60

80

Рисунок 1 - Роли участников проекта, участвующих в мониторинге

В мониторинге приняли участие: 71 школа-наставник, 60 наставляемых школ и 28 муниципальных координаторов. При анализе характеристик участников становится видна неравная пропорция сельских и городских школ. Меньше всего представлена категория сельских школ-наставников, что указывает на то, что у школ, находящихся в сельской местности, реже встречается положительная динамика образовательных результатов в силу наличия различных дефицитов. Данная тен-

денция, очевидно, нуждается в дополнительном исследовании.

Опыт участия в проекте распределился следующим образом: новые участники проекта: 23,9 %, имеющие опыт более 3 лет - 11, 3% от всех участников, более половины участников имеют опыт участия в данном проекте 1-2 года - 64, 8 %.

Опытные участники проекта подтвердили наличие положительных эффектов проекта (рисунок 2).

ДЕТИ, ДЛЯ КОТОРЫХ РУССКИМ ЯЗЫК НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РОДНЫМ ИЛИ ЯЗЫКОМ ПОВСЕДНЕВНОГО ОБЩЕНИЯ, БУДУТ БЫСТРЕЕ АДАПТИРОВАТЬСЯ И ПОВЫСЯТ СВОИ.

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ДИСЦИПЛИНЫ В ШКОЛЕ

НАШЛОСЬ РЕШЕНИЕ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОСНАЩЕННОСТИ ШКОЛЫ

УЛУЧШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

УВЕЛИЧЕНИЕ ДОЛИ РОДИТЕЛЕМ, УДОВЛЕТВОРЕННЫХ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕМ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ОРГАНИЗАЦИЕМ

СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ, СОДЕРЖАЩЕМ ПРОЦЕДУРЫ УПРАВЛЕНИЯ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫМИ РИСКАМИ ДЛЯ СУБЬЕКТА...

ПОВЫШЕНИЕ ОСОЗНАННОСТИ И ВОВЛЕЧЁННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕМ, УЧАЩИХСЯ) В МЕРОПРИЯТИЯ.

СОЗДАНИЕ НОВЫХ СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

СПЛОЧЕНИЕ КОМАНДЫ МОЕМ ШКОЛЫ, РАБОТАЮЩЕМ В ПРОЕКТЕ

14

14

31

39

40

43

4

50

54

59

I

10

20

30

I

40

50

60

Рисунок 2 - Положительные эффекты проекта, выделенные участниками 2020, 2021, 2022 года

8

Как видно из данных, наиболее выраженными эффектами проекта были обозначены:

• сплочение команды школы, работающей в проекте (14,9%);

• создание новых совместных проектов по повышению качества образования (13,6%);

• повышение осознанности и вовлечённости участников образовательной деятельности (педагогов, родителей, учащихся) в мероприятия по повышению результатов образования (12,6%);

• создание программы развития школы, содержащей процедуры управления наиболее актуальными рисками для субъекта образовательной деятельности (11,1%).

Стоит отметить, что часть эффектов была обозначена меньшим числом участников в связи с разными направлениями работы в проекте.

Так, эффекты «повышение эффективности внутренней системы повышения квалификации педагогов» (10,1%), «увеличение доли родителей, удовлетворенных качеством обучения» (9,8%), «улучшение социально-психологического климата» (7,8%), «нашлось решение по улучшению оснащенности школы» (3,5%), «повышение уровня дисциплины в школе» (3,5%), «дети, для которых русский язык не является родным или языком повседневного общения, быстрее адаптируются» (2,0%), были отмечены участниками, работавшими с соответствующими рисками, такими как «несформированность внутренней системы повышения квалификации педагогов», «низкий уровень вовлеченности родителей», «пониженный уровень качества школьной образовательной и воспитательной среды», «низкий уровень оснащения школы», «низкое

качество преодоления языковых и культурных барьеров» и тому подобное.

Методика разработки антирисковых программ предполагает выбор максимально подходящих под задачу снижения риска показателей, и участники проекта обращают внимание на изменения именно в выбранном направлении работы. Так, школы, например, работавшие по риску, связанному с оснащением школы, отметили существенное улучшение оснащенности и условий обучения.

В рамках работы по проекту «ШКМД» общеобразовательные организации активно

нет, мы не рассматриваем всоко как инструмент повышения образовательных результатов

нет, наша всоко максимальна эффективна

нет

да, планируется

да, проводилась

Рисунок 3

Отметим, что нет ни одного участника проекта, отрицающего роль ВСОКО в повышении образовательных результатов, что является положительным эффектом акцентирования внимания на этом направлении работы. Остается важным выявление эффективности работы ВСОКО и организация работы по повышению оперативности и адресности мероприятий коррекционной работы с детьми группы риска по школьной неуспешности.

При выявлении ожиданий от проекта на следующий год были получены следующие ответы в порядке убывания:

• большее число участников мониторинга отметили ожидание создания новых

проводят работу по повышению эффективности внутришкольной системы оценки качества образования (далее ВСОКО). Так, проведение аналитической работы по этому направлению было отмечено у 60,4 % участников проекта, у 36,5% участников такая работа запланирована (рисунок 3). Только 3 участника проекта обозначили отсутствие необходимости повышать эффективность системы оценки качества образования в своей организации в связи с достаточностью ее эффективности.

2 3

58

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

96

20 40 60 80 100 120

совместных проектов по повышению качества образования (110 ответов);

• повышение осознанности и вовлеченности участников образовательной деятельности (педагогов, родителей, учащихся) в мероприятия по повышению результатов образования (90 ответов);

• сплочение команды моей школы, работающей в проекте (69 ответов);

• создание программы развития школы, содержащей процедуры управления наиболее актуальными рисками для субъекта образовательной деятельности (63 ответа);

• повышение эффективности внутренней системы повышения квалификации педагогов (61 ответ);

- Проводилась ли или планируется в рамках проекта аналитическая работа по повышению эффективности ВСОКО

• расширение представлений об управлении образовательной организацией (54 ответа);

• увеличение доли родителей, удовлетворенных качеством обучения (53 ответа);

• улучшение социально-

психологического климата (36 ответов) и так далее (рисунок 4).

повышение уровня дисциплины в школе

найдется решение по улучшению оснащенности школы

дети, для которых русский язык не является родным или языком повседневного общения, будут...

улучшение социально-психологического климата

увеличение доли родителей, удовлетворенных качеством обучения

расширение представлений об управлении образовательной организацией

повышение эффективности внутренней системы повышения квалификации педагогов

создание программы развития школы, содержащей процедуры управления наиболее актуальными рисками для.

сплочение команды моей школы, работающей в проекте

повышение осознанности и вовлечённости участников образовательной деятельности (.

создание новых совместных проектов по повышению качества образования

14

19

25

36

52

54

61

63

69

90

110

I

20

I

40

I

60

I

80

100

120

Ответов 593

Рисунок 4 - Ожидания участников проекта на 2023-2024 уч. год

Также отдельно были обозначены следующие ожидания от проекта:

• повышение личной компетентности в управлении школой;

• мобилизация педагогического коллектива школы-наставника;

• распространение опыта совместной работы школ, обмен интересными идеями;

• ожидание стать эффективной школой и сменить статус на наставника;

• поиск механизмов преодоления страха неуспешности у педагогов.

На вопрос о том, что вызвало большее число трудностей при реализации проекта, было получено 317 ответов (рисунок 5).

отсутствие компетенций для реализации мероприятий со стороны наставника

отсутствие компетенций для реализации мероприятий со стороны муниципального координатора

отсутствие компетенций для реализации мероприятий со стороны: администрации школы

отсутствие компетенций для реализации мероприятий со стороны коллег-педагогов

преодоление стагнации педагогического коллектива

объединение усилий всех участников: внутри школы, между школой и наставником, между школами и муниципальным...

выделение времени на реализацию мероприятий

написание концептуальных документов

перегруженность другими проектами

5

48

50

56

63

87

\ I I I I I I Г

10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рисунок 5 - Трудности проекта

2

3

3

0

При анализе трудностей в реализации проекта были получены следующие результаты:

• перегруженность другими проектами видится наиболее трудным для 27,4% опрошенных;

• написание концептуальных документов занимает второе место по количеству ответов (19,9%);

• выделение времени на реализацию мероприятий на третьем месте трудностей (17,7%), что отражает объективность нехватки управленческих стратегических навыков и большую загруженность работников образования Московской области.

Также были отмечены следующие сложности: объединение усилий всех участников: внутри школы, между школой и наставником, между школами и муниципальным координа-

тором, преодоление стагнации педагогического коллектива. Единичные ответы указывали на такие сложности, как отсутствие компетенций для реализации мероприятий со стороны коллег-педагогов, администрации школы или наставника и муниципального координатора.

Отдельно участники проекта подчеркнули такие опасения как нехватка рабочего времени. В целом проблема формулируется участниками следующим образом: перегруженность разнонаправленными приоритетными проектами на фоне перераспределения обязанностей в условиях образовательных комплексов, совмещение большинством заместителей управленческих функций с достаточной учительской нагрузкой.

Также испытывают опасения по поводу реализации проекта участники, столкнувшиеся со сменой команды наставляемой школы, поскольку часто запланированные мероприятия приходится менять под видение новой команды.

Как следует из анализа этих данных, школы с низкими образовательными результатами сталкиваются с целым рядом вызовов и трудностей, связанных с внутренними и внешними условиями их работы, к которым можно отнести управленческие и организационные особенности, ресурсное, материально-техническое, кадровое оснащение, состав контингента обучающихся, педагогико-методический потенциал коллектива [2].

Способность образовательных организаций с низкими образовательными результатами преодолевать негативные внешние факторы определяется степенью сформирован-ности управленческих механизмов на всех

уровнях управления образованием: региональном, муниципальном и школьном, так как очевидно, что с рядом принципиальных вызовов (ресурсными дефицитами, локальным социальным и экономическим контекстом) образовательная организация с низкими образовательными результатами не может справиться в одиночку.

Оценка эффективности проекта в целом распределилась следующим образом (рисунок 6):

• эффективность выше среднего - 52, 8% ответов;

• высокая эффективность - 27% ответов;

• средняя эффективность - 18,2% ответов;

• эффективность ниже среднего - 1,9% (3 ответа);

• эффективность отсутствует 0 ответов.

эффективность отсутствует

эффективность ниже среднего

средняя эффективность

высокая эффективность

эффективность выше среднего

29

43

84

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 20 40 60 80 100 Рисунок 6 - Ответы на вопрос «Как в целом Вы оцениваете эффективность проекта?»

0

3

Анализ этих данных показывает, что проект оценен как эффективный в 79,8% ответов, 18,2% считают эффективность средней и только 1,9% считают эффективность ниже среднего.

Таким образом, можно сделать выводы о необходимости продолжать проект, считать меру закрепления школ-наставников эффективной, однако подчеркнуть необходимость продолжить и усилить сопровождение пар наставляемых организаций и организаций-наставников через систему мероприятий.

Образовательные организации демонстрируют способность противостоять влиянию

разнообразного сочетания негативных факторов. Способность компенсировать негативные факторы определяет эффективность, с которой система образования Московской области в целом осуществляет профилактику рисков низких результатов.

Адресные рекомендации по результатам мониторинга С учетом анализа данных на новый цикл проекта в 2023-2024 году муниципальным координаторам проекта и ответственным за проект в общеобразовательных организациях может быть рекомендовано:

1. Работа с руководителями рабочих групп проекта. Организация мероприятий разных форматов по повышению компетентности руководителей рабочих групп проекта «ШКМД» по стратегическому мышлению, организаторским способностям, управлению временем, управлению командообразовани-ем, в том числе повышением результативности команды; управлению изменениями, в том числе преодолению сопротивления и стагнации.

2. Привлечение внешних и внутренних специалистов для методологического сопровождения проекта. Привлечение дополнительных ресурсов муниципального и регионального уровня для обеспечения методологического сопровождения проекта, в том числе и обеспечение смысловой и инструментальной связи между различными проектами, например, использование проекта «Школа Минпросвещения» и ее инструментов в проекте «ШКМД».

3. Объединение усилий участников проекта, работающих по одноименным антирисковым направлениям не только на муниципальном, но и на межмуниципальном уровне. Выявление и распространение лучшего опыта в работе с рисками.

4. Организация межмуниципальных семинаров и вебинаров с привлечением внешних экспертов по преобладающим рискам [3] и компетенциям управления стратегическим развитием образовательных организаций и проектами в сфере образования.

Муниципальным координаторам общеобразовательных организаций проекта «ШКМД», имеющим серьезные затруднения с выделением временных ресурсов и прио-ритизацией проектов, рекомендовано:

• рассмотреть возможность обучения администрации школ по направлениям «Управление временем в организации», «Делегирование полномочий», «Целеполагание»;

• рекомендовать работу с резервом кадров и создание рабочих групп по проектам с привлечением учеников профильных клас-

сов педагогической и социально-экономической направленностей.

На уровне муниципальных объединений рекомендуется выявление опытных участников проектов для осуществления наставничества по теме «Реализация управления проектами в образовании».

Общеобразовательным организациям и муниципальным координаторам соответствующих организаций проекта «ШКМД», испытывающим трудности в написании концептуальных документов, рекомендовано:

• воспользоваться материалами для написания концептуальных документов на сайте ИРО АСОУ в соответствующей рубрике;

• использовать материалы обучающих ве-бинаров по данной тематике за 2021-2023 год;

• организовать методическую поддержку силами муниципалитета в случае возникновения трудностей, использовать опыт успешных школ проекта, размещенный в базе ФГБУ ФИОКО;

• обращаться к региональному оператору проекта в случае спорных вопросов по документации проекта;

• не пропускать очные семинары и стратегические сессии по разработке концептуальных документов и проведению внутренней экспертизы документации проекта.

Анализ первичных данных по результатам

ГИА на июль 2023 года и адресные рекомендации отдельным группам школ проекта «ШКМД»

В июле 2023 года проводился анализ результатов ГИА обучающихся школ проекта «ШКМД» (далее Проект). Были рассмотрены результаты по трем предметам: математика, русский язык и обществознание. Для анализа использовались данные 140 школ - участников Проекта, данные обучающихся всей Московской области по следующим процедурам: ОГЭ и ЕГЭ. Количество школ Проекта от общего количества образовательных организаций, принявших участие в ГИА - 2023, Московской области составляет 14% (таблица 1).

Таблица 1 - Сравнительная таблица количества школ Проекта по отношению к общему количеству школ МО, принявших участие в ГИА

ГИА МО ШКМД %

ЕГЭ 983 140 14,24%

ОГЭ 992 140 14,11%

Выявление процентного соотношения количества обучающихся с неудовлетворительными отметками из школ Проекта и количества самих общеобразовательных организаций Проекта по отношению к количеству обучающихся и количеству школ Московской области представлено в таблице 2.

Количество обучающихся, получивших неудовлетворительные отметки ГИА, из школ Проекта по отношению к общему количеству обучающихся Московской области, получивших неудовлетворительные отметки, составляет:

11 класс - 17%;

9 класс - 20%.

Количество школ Проекта с учащимися, получившими неудовлетворительные отметки ГИА, по отношению к общему количеству школ Московской области, получившими неудовлетворительные отметки, составляет те же пропорции:

11 класс - 17%;

9 класс - 20%.

Таблица 2 - Сравнительная таблица анализа результатов ГИА школ Проекта по отношению к школам Московской области

Вид ГИА Неудовлетворительные отметки ГИА

Предметная область кол-во обучающихся кол-во школ

ЕГЭ МО ШКМД % МО ШКМД %

Русский язык 307 59 19,22% 192 31 16,15%

Математика 313 46 14,70% 211 43 20,38%

Обществознание 3459 566 16,36% 760 109 14,34%

В среднем 16,76% 16,96%

ОГЭ МО ШКМД % МО ШКМД %

Русский язык 517 109 21,08% 285 61 21,40%

Математика 682 130 19,06% 309 65 21,04%

Обществознание 464 94 20,26% 242 44 18,18%

В среднем 20,13% 20,21%

Процентное соотношение школ, имеющих обучающихся с неудовлетворительными отметками ГИА, в Проекте выше, чем средние значения по всей Московской области, что подтверждает правильность выбора данных школ в проект и необходимость осуществления адресной методической поддержки школам проекта для повышения качества образования и повышения образовательных результатов. Также стоит отметить, что количество школ Проекта, имеющих хотя бы одного уча-

щегося с неудовлетворительной отметкой ГИА, - 128, что составляет 91% от числа всех школ Проекта.

Следует подчеркнуть необходимость отдельного анализа сложившейся ситуации по предмету «Обществознание», рекордное количество неудовлетворительных результатов обучающихся в этом году по данному предмету нуждается в дополнительной проработке.

Также стоит уделить внимание предмету «Русский язык», так как на фоне средних зна-

чений по Московской области статистика результатов ГИА по данному предмету имеет больший процент неудовлетворительных результатов (11 - 19%, 9 - 21%). Добавим, что в Московской области ведется работа по риску «Низкое качество преодоления языковых и культурных барьеров» в связи с увеличением доли обучающихся, для которых русский язык не является родным или языком повседневного общения. Школам Проекта, выбравшим этот риск, предоставлены рекомендации от Ресурсного центра русского языка (изданы в рамках реализации Регионального комплекса мер по социокультурной и языковой адаптации детей иностранных граждан), дополнительные материалы размещены на сайте ИРО АСОУ в материалах проекта «ШКМД», планируется распространение лучших практик, в том числе и представление материалов для профилактики школьной неуспешности для школ Московской области, не участвующих в проекте «ШКМД», но имеющих подобный риск [4].

Количество школ Проекта, имеющих обучающихся с неудовлетворительными оценками ГИА-2023:

- по всем 3 предметам и в 9, и 11 классах - 7 школ;

- по 3 предметам в 9 классе - 19 школ;

- по 3 предметам в 11 классе - 10 школ;

- по двум предметам и в 9, и в 11 классах - 5 школ;

- по двум предметам или в 9, или в 11 классах - 31 школа;

- один предмет в 9 классе, другой в 11 классе - 6 школ;

- по математике и русскому языку в 11 классе и обществознанию в 9 классе - 6 школ;

- только по русскому языку - 1 школа;

- только по математике - 3 школы;

- только по обществознанию - 29 школ.

Таким образом, мы видим, что преимущественное большинство (76%) школ Проекта имеют обучающихся с неудовлетворительными отметками по нескольким предметам, что говорит о наличии комплексных причин невысоких образовательных результатов обучающихся [5, с. 333]. Невозможным видится

сведение объяснений происходящего к одному педагогу или одному предмету, за исключением ситуации с предметом «Обще-ствознание» в ЕГЭ в этом году, нуждающейся в дополнительном исследовании. Методика оказания адресной помощи предполагает выбор нескольких рисков для осуществления адресной методической помощи школам, принявшим решение переходить в эффективный режим функционирования, повышать качество образования, развиваться.

В школах, имеющих неудовлетворительные отметки по русскому языку, математике и обществознанию и в ОГЭ и в ЕГЭ, стоит говорить о проблемах не только с подготовкой обучающихся к сдаче экзаменов, но и о фактах неосвоения основной программы учащимися, что видится системной, вероятно, хронической ошибкой. Данная группа нуждается в серьезной систематической работе по анализу причин неуспеха, выявлении базовых и ситуативных факторов, приведших к сложившейся ситуации [6]. По каждому из выявленных предиктов необходима антирисковая работа. Из основных инструментов повышения качества образования, помимо повышения эффективности оперативной работы, основанной на ВСОКО, этим школам рекомендовано пересмотреть работу службы психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности, в том числе не только работу с обучающимися, но и усилить консультирование родителей детей с риском школьной неуспешности, рассмотреть лучшие практики работы с педагогическим коллективом, включающие и систему методического сопровождения, наставничество, технологии сопровождения индивидуального профессионального развития педагога, профилактику выгорания [7].

Школам, имеющие неудовлетворительные отметки ЕГЭ-2023 по всем трем предметам (русскому языку, математике и обществозна-нию), необходимо проанализировать качество подготовки обучающихся к экзаменам, выявить основные причины такой неэффективности. Важно вовремя определить, что именно повлияло на ситуацию в этом году,

существует ли дефицит кадров именно по этому направлению работы, выявлены ли риски, создавалась ли антирисковая программа по выявленным проблемам и если создавалась, то что необходимо добавить для повышения ее результативности.

Для школ, имеющих неудовлетворительные отметки ОГЭ по математике, русскому языку и обществознанию, показан анализ причин и факторов сложившейся ситуации, а также четкое и конкретное планирование работы по каждому выявленному направлению, что может существенно исправить ситуацию для будущих девятиклассников. Также важно в этих школах создать возможность для обучающихся 10-х классов восполнить пробелы в освоении

программы по данным предметам, подобрать исходя из имеющихся внешних ресурсов и возможностей максимально результативные решения, активно привлекая наставников и муниципальных координаторов.

Оказание систематической адресной помощи общеобразовательным организациям Московской области с рисками низких образовательных результатов обучающихся в свете выше изложенного видится перспективным направлением повышения качества образования, обладающим высокой степенью управляемости и прогнозируемости, что не может не быть востребовано в современных условиях.

Список литературы

1. Информационно-аналитический отчет по результатам всероссийских проверочных работ в Московской области в 2023 году [Электронный ресурс]. - URL: https://iroasoumo.ru/vpr (дата обращения: 18.11.2023)

2. Сравнительная аналитика выявленных дефицитов педагогов и обучающихся Московской области [Электронный ресурс]. - URL: https://iroasoumo.ru/eqac/analitika (дата обращения: 18.11.2023)

3. Информационно-аналитические отчеты по итогам региональных диагностических работ [Электронный ресурс]. - URL: https://iroasoumo.ru/rdr#r-2 (дата обращения: 18.11.2023)

4. Повышение качества образования в общеобразовательных организациях Московской области на основе адресной методической поддержки [Электронный ресурс]. - URL: https://iroasoumo.ru/implementation (дата обращения: 18.11.2023)

5. Николаев М.В., Шатаева О.В., Филатова А.В. Актуальные вопросы управления образовательной организацией в процессе формирования крупных образовательных комплексов (на примере формирования образовательных комплексов Московской области) // Управленческий учет. -2022. - № 10-2. -C. 329-334. - DOI: https://doi.org/10.25806/uul0-22022329-334.

6. ФГБУ ФИОКО Муниципальные практики [Электронный ресурс]. - URL: https://fioco.ru/ (дата обращения: 18.11.2023)

7. ФГБУ ФИОКО Школьные практики [Электронный ресурс]. - URL: https://fioco.ru/shkolnie-praktiki (дата обращения: 18.11.2023)

References

1. Informacionno-analiticheskij otchet po rezultatam vserossijskix proverochnyx rabot v Moskovskoj oblasti v 2023 godu [Elektronnyj resurs]. - URL: https://iroasoumo.ru/vpr (data obrashheniya: 18.11.2023)

2. SravnitePnaya analitika vy'yavlenny'x deficitov pedagogov i obuchayushhixsya Moskovskoj oblasti [Elektronnyj resurs]. - URL: https://iroasoumo.ru/eqac/analitika (data obrashheniya: 18.11.2023)

3. Informacionno-analiticheskie otchety' po itogam regionalnyx diagnosticheskix rabot [Elektronnyj resurs]. - URL: https://iroasoumo.ru/rdr#r-2 (data obrashheniya: 18.11.2023)

4. Povy shenie kachestva obrazovaniya v obshheobrazovatePny'x organizaciyax Moskovskoj oblasti na os-nove adresnoj metodicheskoj podderzhki [Elektronnyj resurs]. - URL: https://iroasoumo.ru/implementation (data obrashheniya: 18.11.2023)

5. Nikolaev M.V., Shataeva O.V., Filatova A.V. Aktual'ny'e voprosy' upravleniya obrazovatelnoj organizaciej v processe formirovaniya krupnyx obrazovatelnyx kompleksov (na primere formirovaniya obrazovatelnyx

kompleksov Moskovskoj oblasti) // Upravlencheskij uchet. -2022. - № 10-2. - C. 329-334. - DOI: https://doi.org/10.25806/uul0-22022329-334.

6. FGBU FIOKO Municipalise praktiki [Elektronnyj resurs]. - URL: https://fioco.ru/ (data obrashheniya: 18.11.2023)

7. FGBU FIOKO Shkol'ny'e praktiki [Elektronnyj resurs]. - URL: https://fioco.ru/shkolnie-praktiki (data obrashheniya: 18.11.2023)

Для ссылки: Богуславский М.В., Филатова А.В., Лугов И.А. Осуществление систематической адресной помощи общеобразовательным организациям с рисками низких образовательных результатов обучающихся («школы, которым можно доверять») в Московской области // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2024. - №2 (31). - С. 33-45.

DOI 10.24412/2541-9056-2024-231-33-45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.