Научная статья на тему 'Региональная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: ресурсы и проблемы'

Региональная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: ресурсы и проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
774
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕВЕНЦИЯ / PREVENTION / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / NEGLECT / БЕСПРИЗОРНОСТЬ / HOMELESSNESS / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FAMILY SUPPORT / ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ / DOMESTIC VIOLENCE / ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / JUVENILE DELINQUENCY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федотова Екатерина Петровна

В статье проведено исследование содержания понятия «профилактика безнадзорности и правонарушений». Проанализированы причины увеличения числа безнадзорных детей, а также ресурсы и проблемы системы профилактики, снижающие эффективность работы в регионе, сквозь призму актуального фактологического материала: групповое экспертное интервью с руководителями социальных служб и органов образования, вторичный анализ данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Федотова Екатерина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL SYSTEM OF PREVENTION OF CHILD NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY: RESOURCES AND CHALLENGES

The paper defines the concept of «prevention of child neglect and juvenile delinquency» in the sociological research field; analyses the reasons for increasing number of neglected children, as well as studies resources and problems of crime prevention reducing the efficiency of work in the region through the prism of contemporary factual data: expert group interviews with heads of social services and education authorities and secondary data analysis.

Текст научной работы на тему «Региональная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: ресурсы и проблемы»

УДК 316.334-4

РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: РЕСУРСЫ И ПРОБЛЕМЫ

REGIONAL SYSTEM OF PREVENTION OF CHILD NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY: RESOURCES AND CHALLENGES

© Федотова Екатерина Петровна

Ekaterina P. Fedotova

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, социальной антропологии и социальной работы, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Cand.Sc. (Sociology), associate professor of the department of sociology, social anthropology and social work, Gagarin State Technical University of Saratov

e-mail: ekaterina.fedotova@socpolicy.ru

В статье проведено исследование содержания понятия «профилактика безнадзорности и правонарушений». Проанализированы причины увеличения числа безнадзорных детей, а также ресурсы и проблемы системы профилактики, снижающие эффективность работы в регионе, сквозь призму актуального фактологического материала: групповое экспертное интервью с руководителями социальных служб и органов образования, вторичный анализ данных.

Ключевые слова: превенция, безнадзорность, беспризорность, психолого-педагогическая поддержка семьи, домашнее насилие, правонарушения несовершеннолетних.

В настоящий момент российское общество переживает времена кардинальных перемен: глубокий экономический, длящийся не один год кризис, постоянно ухудшающий материальное положение всех слоев населения. Поэтому детские проблемы отступают на второй план, и ни о каком реальном приоритете охраны прав ребенка говорить не приходится. Сегодня беспризорность находится в прямой зависимости от растущей алкоголизации взрослого и детского населения. Всем этим негативным процессам сопутствует крах традиционных нравственных общечеловеческих ценностей, что в совокупности с финансовыми проблемами ведет к криминализации российского общества. Все эти факторы по-своему действуют на семью, лишенную сложившегося веками семейного авторитета, всегда игравшего роль «противоядия», защищающего от негативных процессов не только ребенка, его семью, но и общество в целом. С другой стороны, совре-

The paper defines the concept of «prevention of child neglect and juvenile delinquency» in the sociological research field; analyses the reasons for increasing number of neglected children, as well as studies resources and problems of crime prevention reducing the efficiency of work in the region through the prism of contemporary factual data: expert group interviews with heads of social services and education authorities and secondary data analysis.

Keywords: prevention, neglect, homelessness, psychological and pedagogical family support, domestic violence, juvenile delinquency.

менная семья отличается от семьи прошлых лет не только иной экономической функцией. В наше время высока степень риска ее распада, что способно «вытолкнуть» ребенка на улицу. Более сложными стали отношения родителей, ребенка, это также не проходит для него бесследно [1]. К тому же, если раньше дети были чаще всего на виду у родителей, то сейчас картина иная: либо родители все время на работе, либо они в поисках ее и ожесточены сложившейся ситуацией, а это в свою очередь не может не сказаться на детях.

Профилактика беспризорности и безнадзорности - крайне важная задача, имеющая острое социальное звучание, вызывающее оправданную тревогу в обществе о будущем нашей страны. Положение детей в любом государстве - это своего рода лакмусовая бумажка морального и нравственного здоровья общества, а с этим, как видно, у нас сегодня далеко не все в порядке.

Изучение детской беспризорности позволило прийти к выводу, что в прежние годы детская беспризорность увеличивалась преимущественно за счет осиротевших детей, лишившихся своех родителей не по собственной воле. Теперь внушительное число детей уходят или вынуждены уйти из дома из-за жестокости, пренебрежения, насилия или конфликта с родителями, воспитателями, сверстниками. Не имея другой альтернативы, они оказываются на улице, где постоянно подвергаются опасности эксплуатации и насилия. Отчаявшись, некоторые из них совершают преступления просто, чтобы выжить. Приходится констатировать, что детская беспризорность стала сегодня характерной чертой российской действительности. Поведение молодых является зеркалом, отображающим обществу те уроки, которым оно научило молодежь. Определенные ценности, убеждения, ожидания и верования, заложенные в детстве, управляют их поступками. Когда, несмотря на предпринятые усилия, молодые люди нарушают закон, ответственность взрослых заключается в том, чтобы показать способы исправления поведения и продемонстрировать веру и надежду на это. Общество должно обеспечить необходимые ресурсы для работы с молодежью, нарушившей закон. Важно при этом не полагаться на неэффективные решения, основанные только на суровом наказании и лишении свободы [2].

Целью проводимого исследования является изучение особенностей формирования региональных программ по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

В рамках исследования было проведено групповое экспертное интервью с руководителями социальных служб и органов образования, которое позволило выяснить, какие в нашем регионе направления в профилактике являются приоритетными и каких ресурсов не хватает для более эффективной профилактики безнадзорности и правонарушений. Перед руководителями социальных служб и органов образования была поставлена задача - определить приоритетное направление в профилактической работе, а также определить и оценить ресурсное обеспечение данного направления по следующим параметрам: финансовое обеспечение, кадровое обеспечение, правовое, техническое, информационное обеспечение, научно-методическое и инфраструктурное обеспечение.

Предварительные встречи и дискуссии с руководителями социальных служб и органов образования позволили разделить все про-

блемное поле на три сектора: 1) социальная и психолого-педагогическая поддержка семьи; 2) профилактика насилия в семье; 3) ранняя профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Первый сектор - социальная и психолого-педагогическая поддержка семьи, по мнению руководителей социальных служб и органов образования, требует наибольшего ресурсного обеспечения. Финансовые ресурсы были оценены как наименее соответствующие потребностям региона. Руководители утверждают, что без усиления финансовой поддержки социальному обеспечению и психолого-педагогической реабилитации очень трудно будет обеспечить стабильную и адекватную заботу и образование детям, так необходимые для их успешной социализации. Следующим по значимости после финансового обеспечения эксперты назвали кадровое обеспечение. Руководители считают, что для полного обеспечения данного направления в нашем регионе не хватает социальных педагогов, психологов, специализирующихся на работе с семьей; валео-логов и специалистов в области ювенального судопроизводства. Затем эксперты сказали о правовом, техническом, технологическом, информационном обеспечении, научно-методическом, инфраструктурном и духовном обеспечении. Последний вид обеспечения был заявлен лишь одним участником конференции, но, на наш взгляд, этот показатель очень интересен. По мнению руководителя, духовное обеспечение предполагает возможность организации встреч, бесед с богослужителями во время праздников - это, по его же мнению, является неотъемлемой частью успешной профилактической работы.

На наш взгляд, ограниченность работы в данном направлении будет заключаться в том, что не все уровни социального окружения ребенка охвачены, среди которых важно отметить семью, школу, сверстников и общество. Эксперты не рассматривали факторы риска, связанные с пренатальным периодом развития ребенка. Следует помнить, что нарушение нормального пренатального развития повышает вероятность появления таких проблем, как низкий вес, наследственный алкогольный синдром или мозговые нарушения, которые затем проявляются в гиперактивности, неконтролируемости, школьной дезадаптации детей, осложняющих во многом успешную социализацию в дальнейшем [3]. Не все эксперты, к сожалению, согласны с тем, что предупреждение девиантного поведения следует начинать еще до рождения ребенка, до возникновения серьезных проблем.

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

Второй сектор в нашем регионе недостаточно ресурсов в правовом обеспечении, хотя на территории Российской Федерации законодательно закреплено право ребенка жить и воспитываться в семье. Об этом свидетельствует Семейный Кодекс Российской Федерации. Установлено, что дети бегут от непрочных отношений из тех мест, где на них постоянно срывали зло и досаду, обманывали их, ругали, разочаровывали, издевались, унижали, использовали и выталкивали от отношений, в которых фатальным образом менялись роли: дети заботились о родителях, утешали их, вдохновляли, делали покупки, ухаживали за младшими братьями и сестрами. Наряду с телесными наказаниями многие подростки подвергались игнорированию, презрению и депривации.

Попытки бороться со следствием без устранения причин малоэффективны. Необходимо решить главную задачу - остановить конвейер, поставляющий детей на улицу. Необходимо усилить уголовное преследование родителей и других лиц, допускающих истязание детей, за оставление их в опасной ситуации, в том числе истощение, неоказание медицинской помощи, хулиганские действия, вовлечение в пьянство, проституцию и преступную деятельность. Закон о защите детей, но следственная и судебная практика по этим составам преступлений в отношении родителей пока не сложилась.

Угрожающее число детей уходит или вынуждено уйти из семьи по причине жесткости, пренебрежения, насилия или конфликта с родителями, воспитателями, сверстниками. Не имея другой альтернативы, они оказываются на улице, где постоянно подвергаются опасности, эксплуатации и насилия. Отчаявшись, некоторые из них совершают преступления только, чтобы выжить [4]. На сегодняшний день, по мнению экспертов, в нашем регионе нет четко отработанной системы правовой защиты детей от домашнего насилия, но даже если предположить, что профилактическая работа будет регламентирована законодательством, она не принесет ожидаемых результатов из-за недооценки экспертами внешних факторов риска, способствующих возникновению насилия в семьях, таких, например, как пропаганда насилия средствами массовой информации.

Третий сектор - ранняя профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Эксперты пришли к общему мнению, что данное направление имеет достаточное ресурсное обеспечение, не делая ссылку на то, что их работа в первую очередь ориентирована на работу с семьей. Эксперты не рассматривали факторы риска, существующие в школе, во взаимодействии со сверстниками. Не следует за-

бывать, что школа является основной средой для социального научения, где продолжают развиваться знания и навыки, полученные в детстве; академический, социальный и поведенческий успех в этой среде дает основу для достижений и позитивной социальной идентификации в дальнейшем. Особое значение интегрирующие возможности школы приобретают для детей, развивающихся в условиях семейной безнадзорности. Отсутствие привязанностей в школе, школьных обязательств и низкий уровень школьных достижений связаны с делинквентностью. Постоянные неудачи, следовательно, фрустрации, болезненные эмоциональные переживания приводят к антисоциальному поведению, уходу из школы, вовлечению в криминальные группы, наркомании, суициду, опасному сексуальному опыту, приводящему к серьезным заболеваниям и ранней беременности.

Не следует забывать, что профилактика безнадзорности и правонарушений должна быть комплексной, если имеет своей целью стать эффективной. Руководители социальных служб и органов образования выразили согласие с этой точкой зрения, однако никто из них в рамках дискуссии не обратил свое внимание на факторы риска, возникающие в школе, в среде сверстников и общества в целом.

На наш взгляд, ограниченность региональной профилактической работы заключается в том, что все специалисты единственным препятствием эффективной деятельности считают ресурсное недообеспечение. В первую очередь это касается бюджетного финансирования. Но система привлечения средств из негосударственных, коммерческих источников еще не отработана и не приносит ожидаемых результатов. Выход из создавшегося положения видится экспертами в использовании многоканального финансирования, более активного привлечения внебюджетных средств, установлении связей с предприятиями и организациям. В отличие от европейских государств в России пока еще нет четко отлаженного механизма использования смежной формы финансирования. По мнению западных коллег, это значительно тормозит повышение эффективности профилактических мероприятий. Но с приходом новой власти профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимает не последнее место в списке приоритетных задач. И поэтому предлагаемые законопроекты в данном направлении финансируются с максимальной возможностью в пределах нашей страны.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что в регионе нет четко отлажен-

ного механизма распределения средств регионального бюджета, что в свою очередь не позволяет эффективно расходовать их на категории детей, нуждающихся в особой поддержке государства.

По мнению ярославских экспертов в области профилактики беспризорности и правонарушений, не стоит рассматривать недообеспе-чение как преграду, необходимо научиться использовать те ресурсы, которые регион способен выделить на данном направлении, например переориентировать карательную систему на социально-педагогическую деятельность в отношении подростков. Результаты, по мнению ярославских коллег, более чем очевидны.

Кроме того, сегодня далеко не в полной мере использованы потенциальные возможности неправительственных, общественных организаций, студенческих объединений и средств массовой информации в решении проблем беспризорности и безнадзорности. А существующая нормативно-правовая база недостаточно эффективна, так как в ней прописаны лишь субъекты Российской Федерации, участвующие в реализации программ и проектов, и строго разграничена их компетенция. В нашем государстве на сегодняшний момент нет четко отлаженных законопроектов о защите детей от насилия, как следствие - отсутствие квалифицированной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Необходимо привлечь внимание общественности и средств массовой информации к этой проблеме. Простая констатация фактов наличия детской безнадзорности с пугающими подробностями без конкретных предложений и возможных путей ее преодоления сегодня уже не эффективна.

Молодые люди часто имеют неправильное представление о сути правонарушений и преступлений. Нередко у них складывается ошибочное впечатление о том, что закон снисходителен к таким поступкам, а насилие является признаком силы и власти. Как следствие этого - они совершают правонарушения, не представляя серьезности проступков и последующего наказания [5]. Меры воздействия государственных органов, осуществляющих социальный контроль над противоправным поведением подростков, носят до настоящего времени не реабилитационный, а карательный характер, поскольку ограничиваются лишением свободы или переводом в специальное учебное заведение. Европейские специалисты в области профилактики безнадзорности и правонарушений, оценивания последствия психологических травм и низкой социальной адаптивности на дальнейшее развитие

ребенка и риск повторных правонарушений, разработали альтернативу учреждениям закрытого типа, например открытый интернат с постоянно проживающим в нем персоналом, который способен удовлетворить основные потребности в жилище и питании, где дети могут получить информацию о других социальных службах, посоветоваться по поводу сложившейся ситуации; «этажи отдыха» и заменяющие приемные семьи [6]. Опыт западных коллег получил свое распространение и в России, хотя, к сожалению, заменяющая приемная семья как наиболее эффективная форма поддержки пока не получила должного развития в нашем регионе. Многие руководители органов самоуправления отказываются создавать службы по устройству детей на воспитание в семьи. Причинами такого положения являются не только недостаток денежных средств, но и непонимание руководителями служб значения расширенных семейных форм устройства детей. Руководители социальных служб и органов образования придерживаются мнения, что ребенка необходимо возвращать в биологическую семью, не учитывая зачастую при этом всех факторов риска, возникших именно в семье и вытолкнувших ребенка на улицу. Нахождение ребенка в приемной семье - лучший способ наиболее полно удовлетворить его потребности в заботе, создать условия для его нормального развития. В частности, результаты изучения адаптации детей в приемных семьях показали, что эффективность и интенсивность одних и тех же коррекционных и реабилитационных мероприятий более чем в два раза выше в условиях семьи, чем в условиях государственного учреждения. И хотя в последние годы уделялось внимание альтернативному устройству детей, очевидно, что результаты нельзя признать удовлетворительными. Именно поэтому Президентом России В.В. Путиным была поставлена четкая задача перед всеми службами и ведомствами о поддержании и содействии такой форме устройства детей.

В Саратовском регионе, с нашей точки зрения, можно использовать подобный опыт. Но для этого, по мнению саратовских экспертов, во-первых, необходимо поддерживать научно-инновационную деятельность ученых в данном направлении. Во-вторых, следует наладить механизм обмена информацией между практиками и учеными в рамках научно-практических конференций. И, наконец, в-третьих, реализация уже имеющихся профилактических программ должна опираться на рациональное использование имеющихся государственных и региональных ресурсов. Материалы поступили в редакцию 14.05.2014 г.

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

Библиографический список (References)

1. Станиславова И.Л., Скачкова Л.К. Современная семья и внутренний мир ребенка. Социология и педагогика детства. СПб., 1996.

2. Барябина Е.Н. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: основные направления и цели. Социальная работа с молодежью: тенденции и перспективы. Саратов, 2002.

3. Актуальные проблемы социологии девиант-ного поведения и социального контроля / отв. ред. Я. Гилинский. М.: ИС РАН, 1992.

4. Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социологические исследования. 2002. № 4.

5. Вингер И.А. Аномия и девиация в венгерском обществе // Социологическое исследование. 2001. № 3.

1. Stanislavova I.L., Skachkova L.K. Modern family and the inner world of a child. Sociology and pedagogy of childhood. St. Petersburg , 1996.

2. Baryabina E.N. Prevention of juvenile delinquency: the main trends and goals. Social work with young offenders: trends and prospects. Saratov, 2002.

3. Current issues of the sociology of deviant behavior and social control / Ed. Ya. Gilinskiy. M.: IS RAN, 1992.

4. Arefyev A.L. The generation that Russia loses // Sociological research. 2002. №4.

5. Vinger I.A. Anomie and deviation in Hungarian society // Sociological research. 2001. № 3

УДК 343-13

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

LEGAL ISSUES OF IMPROVING THE CRIMINAL PROCEDURE LAW REGARDING INITIATION OF CRIMINAL PROCEEDINGS

© Францифоров Юрий Викторович

Yury V. Frantsiforov

профессор кафедры уголовного процесса, Саратовская государственная юридическая академия

professor of the department of criminal procedure, Saratov State Academy of Law

e-mail: franciforov@mail.ru

© Афонина Наталья Олеговна

Natalya O. Afonina

преподаватель, аспирантка кафедры уголовного процесса, Саратовская государственная юридическая академия

lecturer, postgraduate student of the department of criminal procedure, Saratov State Academy of Law

e-mail: natalya-afonina@list.ru

Статья содержит анализ норм УПК РФ, каса- The paper presents an analysis of the norms of the

ющихся доступности участников уголовного су- Criminal Code of the Russian Federation regarding допроизводства к информационному правовому the availability of participants in criminal proceedings,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.