УДК 316.25 Игнатова Юлия Евгеньевна
аспирант кафедры истории, культуры и социологии Волгоградского государственного технического университета
К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ
Ignatova Yulia Evgenyevna
PhD student, History, Culture and Social Science Department, Volgograd State Technical University
CONCERNING PROTECTION OF CHILDREN IN TROUBLED FAMILIES
Аннотация:
Статья посвящена проблемам неблагополучных семей, детской безнадзорности, социального сиротства и преступлений, совершенных как детьми, так и в отношении детей. Приведенные в статье статистические данные по Волгоградской области позволили сделать вывод о неэффективности работы органов системы профилактики: при уменьшении числа преступлений, со-вершенных несовершеннолетними, увеличилось число детей, ставших жертвами противоправных деяний.
Ключевые слова:
безнадзорность, социальное сиротство, семейное неблагополучие, жестокое обращение, профилактика правонарушений, девиантное поведение, подростковая преступность, Волгоградская область.
Summary:
The article deals with issues of troubled families, child neglect, social orphanhood, offences committed by children and children as crime victims. Considering the statistic data on juvenile delinquency in the Volgograd region the author concludes that the prevention measures carried out by the authorities are ineffective: on the background of a decreasing number of crimes committed by juveniles there is an increased number of juvenile victims of wrongful acts.
Keywords:
neglect, social orphanhood, family trouble, abusive treatment, prevention of crimes, deviant behavior, juvenile delinquency, Volgograd region.
Дети являются наиболее уязвимой частью нашего общества, в особенности оставшиеся без родительского попечения. Таких в России, согласно данным Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей, только в 2013 г. было выявлено почти 70 тысяч [1]. Это «особенные дети», подавляющее большинство которых изъяты из неблагополучных семей.
Говоря о семейном неблагополучии, стоит процитировать великого русского классика Л.Н. Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» [2, с. 3]. Семейное неблагополучие представляет интерес для исследователей не только в области социологии, но и педагогики, психологии и других наук.
Неблагополучие в семье всегда заметно, если причины, его вызвавшие, являются явными. К таковым можно отнести алкоголизм, наркоманию и другие пагубные привязанности родителей, когда деструктивные процессы в семье приняли катастрофические масштабы. Но есть семейное неблагополучие скрытое, когда внешне семья выглядит благополучной, однако существует формально. При этом детско-родительские связи ослаблены, а в иных случаях контакт родителей с несовершеннолетним фактически утрачен и семья перестала выполнять по отношению к ребенку свои функции, в том числе воспитательную. М. Буянов отмечал: «Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной, а копнешь глубже, посмотришь, какова она на самом деле, и видишь, что ее сплоченность - лишь видимость» [3, с. 207]. И это далеко не редкость в условиях современного трансформирующегося российского общества.
У исследователей существуют различные мнения по вопросу отнесения семей к разряду неблагополучных. Наиболее точное, по нашему мнению, определение дано В.М. Целуйко: под неблагополучной семьей понимается такая, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети [4].
Дети и подростки, живущие в неблагополучных семьях, испытывают серьезные трудности в развитии. Связано это прежде всего с недополучением должного ухода, участием или вынужденным наблюдением семейных конфликтов, отсутствием или крайней стесненностью в материальных средствах, не позволяющей удовлетворять ежедневные даже минимальные бытовые потребности.
М.А. Соловьева отмечает, что социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению и в свою очередь порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоци-
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 20)
альные действия и поступки [5, с. 165]. Конфликтная ситуация и неприятие ребенка в семье выталкивают его на улицу, создавая благодатную почву для совершения преступлений как им самим, так и в отношении него [6; 7].
Эту проблему и ее масштабы государство осознало давно, не случайно, еще Декретом Совета народных комиссаров от 23 сентября 1921 г. было учреждено Положение «О детской социальной инспекции» (при комиссиях для несовершеннолетних), в задачу которой входила борьба с детской беспризорностью, нищенством, проституцией, спекуляцией, правонарушениями. И затем началась длительная борьба с беспризорностью по схеме «ребенок с улицы - детский приемный пункт - детский дом». Для первичного приема беспризорников и их дальнейшего устройства были созданы детские приемники-распределители (ДПР), подчиненные Наркомпросу РСФСР и его местным органам [8, с. 131-148].
Сегодня к работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних подключены разные системы и ведомства, законодательно их круг определен Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы [9].
Перечень достаточно внушительный. При таком количестве воспитателей, педагогов, работников образования и других специалистов не должно быть детей-нарушителей и детей-беспризорников. Действительно, есть определенные результаты в выявлении раннего семейного неблагополучия, разработке программ профилактики в семьях группы риска, оказании социальной и иной адресной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, принимается участие в жизни семей, в которых родители ослабили контроль за поведением своих чад.
Статистические данные по Волгоградской области за 9 месяцев 2014 г. свидетельствуют о том, что на территории региона отмечается тенденция к снижению показателей подростковой преступности: количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, снизилось на 18 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. - с 898 до 736. Министерство образования и науки Волгоградской области отмечает, что снижение по итогам 2013 г. на территории региона уровня подростковой преступности на 4,5 % (с 1264 до 1207 преступлений) [10] является результатом деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В свою очередь, уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области Н. Болдырева в своем ежегодном докладе о проделанной работе сообщает, что по итогам 2013 г. на территории области число преступлений, совершенных несовершеннолетними в соучастии со взрослыми, снизилось на 16 % - с 313 до 263 [11]. Статистические данные внушают оптимизм, можно говорить об эффективности программ реабилитационной работы с семьями и подростками; число преступлений, совершаемых подростками, уменьшается, индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учетах, проводится.
Но сами дети становятся, к сожалению, жертвами преступлений. Изучению форм и последствий жестокого обращения с детьми посвящены работы Т.Я. Сафоновой, Е.И. Цымбала, Л.Б. Шнейдер и других [12; 13; 14]. Е.И. Цымбал жестокое обращение определяет как «любые умышленные действия или бездействие со стороны родителей, лиц, их заменяющих, лиц, на которых возложены по закону обязанности по воспитанию ребенка, а также лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком, причинивших вред физическому или психическому здоровью ребенка или вследствие которых нарушилось естественное развитие ребенка либо возникла реальная угроза для его жизни или здоровья» [15].
Эффективна ли деятельность органов системы профилактики, призванных не только предупреждать девиантное поведение подростков, но и защищать детей от жестокости взрослых? Для ответа снова обратимся к данным доклада уполномоченного по правам ребенка за 2013 г.: в анализируемом периоде зарегистрирован рост преступлений против жизни и здоровья детей на 23 % (с 344 до 423), в том числе: умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью на 38,9 % (с 18 до 25); побои на 32,5 % (с 231 до 306); причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности на 20 % (с 5 до 6); угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью на 5,9 % (с 17 до 18) [16]. За каждой цифрой стоит искалеченная судьба ребенка, подвергшегося насилию.
18 сентября 2014 г. в региональном управлении Следственного комитета на межведомственном совещании, посвященном вопросам противодействия преступлениям в отношении детей, были озвучены такие данные: в 2013 г. следователями процессуально оценено 244 сообщения о совершении половых преступлений в отношении несовершеннолетних. По результатам проведенных проверок возбуждено 63 уголовных дела, за 8 месяцев 2014 г. количество процессуальных проверок по сообщениям такой категории уже составило 180, а возбужденных уголовных дел - 68. По-прежнему большинство преступлений в отношении детей и подростков связано с сексуальным насилием [17]. При снижении количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, выявляется увеличение числа противоправных деяний, причем тяжких, которые совершаются в отношении детей и подростков, не имеющих возможности защитить себя.
Поскольку дети все еще становятся жертвами насилия, то следует сказать, что ни государство, ни современное российское общество на сегодняшний день не в состоянии обеспечить ребенку безопасное детство.
Ссылки:
1. Интернет-проект Министерства образования и науки Российской Федерации. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей [Электронный ресурс]. URL: http://www.usynovite.ru/statistics/ (дата обращения: 05.11.2014).
2. Толстой Л.Н. Анна Каренина. М., 2000. 472 с.
3. Буянов М.А. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра : книга для учителей и родителей. М., 1988. 207 с.
4. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М., 2004.
5. Соловьева М.А. Семейное неблагополучие как фактор развития детской безнадзорности и беспризорности // Актуальные проблемы психологического знания : сборник научных трудов, 2006. Вып. 1. С. 165.
6. Дулина Н.В., Игнатова Ю.Е. Семейное устройство детей как метод борьбы с беспризорностью (на примере г. Волжский Волгоградской области) // Научный потенциал регионов - на службу модернизации : межвузовский сборник научных статей. 2013. № 3 (6). Т. 2. С. 91-94.
7. Дулина Н.В., Игнатова Ю.Е. «Социальное дно» мира детства в современном российском обществе // Известия Волгоградского государственного технического университета : межвуз. сб. науч. ст. 2014. № 5 (132). С. 47-51.
8. Ченцова Т., Карелова И. Практика решения проблем беспризорности и безнадзорности детей в России (конец XIX -20-30 годы XX века) // Нужда и порядок: история социальной работы в России, XX в. : сб. науч. ст. / под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. Саратов, 2005. С. 131-148.
9. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.11.2014).
10. Сайт Министерства образования и науки Волгоградской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.obraz.vol-ganet.ru (дата обращения: 10.11.2014).
11. Ежегодный доклад уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области в 2013 году [Электронный ресурс]. URL: http://Volgograd.rfdeti.ru (дата обращения: 05.11.2014).
12. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям. М., 2001.
13. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия : учебное пособие. М., 2007. 272 с.
14. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие. М. ; Киров, 2011. 735 с.
15. Цымбал Е.И. Указ. соч.
16. Ежегодный доклад уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области...
17. Материалы межведомственного совещания, посвященного вопросам противодействия преступлениям в отношении детей 18.09.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.volgograd.sledcom.ru/ (дата обращения: 05.11.2014).