Научная статья на тему 'Региональная пресса как системный субъект и посредник политической коммуникации'

Региональная пресса как системный субъект и посредник политической коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
306
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная пресса как системный субъект и посредник политической коммуникации»

К подбору упражнений надо подходить с учетом специфики профессиональной деятельности. Математический аппарат полезно освоить на примерах, соответствующих уровню приложений (т. е. построение графиков, диаграмм и др.). С целью повышения уровня самореализации предлагается самостоятельное составление задач студентами.

Подводя итог анализу динамики изучения математики на факультете журналистики ЧелГУ, следует отметить, что для формирования условий более успешного изучения этого предмета повышается роль преподавателя как передатчика знаний по этой дисциплине в доступной форме. Дело в том, что математика студентам-журналистам трудно дается из-за психологического барьера, нежелания понимать, что это им пригодится в будущем. Однако математика является наукой, в которой все утверждения доказываются с помощью умозаключений, т. е. путем использования законов человеческого мышления. А эти законы должны уметь применять в том числе и гуманитарии.

Раскрытие собственных возможностей - это путь, ведущий человеческую личность к самореализации. Более высокая степень совершенства достигается через стимуляцию и развитие творческого потенциала «нормального» человека. Грамотное выстраивание курса изучения математики для студентов-журналистов несет в себе потенциал их самореализации при эмпатийном взаимодействии.

Примечания

1 О двух смыслах слова «гуманитарный» см.: Бычков С. Н., Строгалов А. С., Шеховцов С. Г., Шикин Е. В.

О тождестве фундаментальности и гуманитарности в общем образовании // http://www.cdo.susu.ac.ru/ journal/ numero4/ pedag/shikin.html.

ПОЛИТИКА И КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ

Е. А. Сарасов

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА КАК СИСТЕМНЫЙ СУБЪЕКТ И ПОСРЕДНИК ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

На региональном уровне пресса остается важнейшим инструментом политической борьбы как для действующей власти, так и для ее явных и потенциальных соперников. Прагматические интересы печатных СМИ (касающиеся, прежде всего, экономического выживания и расширения своей аудитории) детерминируют необходимость поиска новых стратегий взаимодействия с населением. Анализ региональных газет как субъекта политики (и политической коммуникации) позволит вскрыть инновационные инструменты для достижения диалоговых отношений с широкими социальными слоями. Отечественными исследователями практически не рассматривались прагматические информационные интеракции, построенные по принципу реализации политического диалога, т. е. не отражены модели взаимодействия СМИ и социума, осуществляемого посредством ориентации реципиентов на политический уровень бытия. Отмеченный подход предполагает процесс интеграции таких феноменов, как политическое участие, политическое настроение, политическое сознание в

коммуникативные стратегии масс-медиа, направленные на аккумуляцию внимания аудитории и ее политического поведения с целью увеличения управленческих возможностей издания и повышения доверия со стороны населения. Актуальность проблемы связана также с тем, что в научной литературе отсутствуют разработанные методологические основания для проведения анализа системы периодической печати конкретного региона, взятой в диалектическом единстве.

Для исследования обозначенных когнитивных параметров мы будем руководствоваться следующими методологическими детерминантами. По нашему мнению, региональная периодическая печать в социально-политическом пространстве (в области взаимодействия с аудиторией и в сфере функционирования регионального и федерального политического режима) действует как информационная система. Применительно к целям и задачам нашего анализа в качестве идентификационного маркера (определителя базовых характеристик) этой системы мы возьмем феномен политической коммуникации (в том числе, дискурсивный сегмент феномена). Сквозь призму именно этого явления мы будем проводить дифференциацию и определять взаимовлияние (взаимодействие) печатных СМИ.

Анализ региональных информационных каналов необходимо начинать, во-первых, с общей характеристики аудиторного поведения россиян, во-вторых, с выявления особенностей функционирования информационного и политического пространств в массовом сознании (для нахождения инновационных и традиционных способов реализации диалога «СМИ - население») и, в-третьих, с определения явных и потенциальных целей коллективных коммуникаторов. (По нашему мнению, именно цели определяют формат издания, принципы организации журналистских материалов и способы взаимодействия с населением).

«До 90% россиян заявляют, что узнают о последних событиях по телевидению, и только 18% - из сообщений прессы»1. Данный факт свидетельствует о

целесообразности реализации в информационном пространстве газеты коммуникативной модели, построенной, в том числе, на основе материалов, преследующих не информативные цели, а побудительные (предназначенные для удовлетворения не столько информационных потребностей, сколько социальнополитических мотиваций). Необходимо также отметить, что «восприятие национальных проблем проходит через фильтр региональных СМИ. Местная специфика, условия жизни, социальная среда оказывают влияние на информацию, поступающую из Центра. Политические проблемы национального масштаба преломляются через местную прессу, которая сегодня более популярна, чем центральная»1. Существенно для нашего исследования и то, что «по данным ВЦИОМ (Мониторинг ВЦИОМ. 1998. № 6), среди ведущих институтов наибольшим доверием пользуются региональные власти. Население регионов, прежде всего, доверяло выбору своих лидеров, которые действительно обладают полной властью в российских провинциях»1. О том же свидетельствуют и результаты региональных исследований, проведенных социологами Челябинского филиала Института экономики УрО РАН2. По нашему мнению, доверие аудиторий к конкретным политическим лидерам можно использовать для увеличения диалоговых возможностей тех или иных изданий путем интеграции их позиций и мнений в информационное поле газеты. Следовательно, учитывая приведенные выше данные ВЦИОМ, можно предположить, что информационная актуализация региональных политических интенций местных представителей власти будет способствовать повышению доверия к коммуникатору (т. е. к газете). Но в данном случае необходимо решить определенную маркетинговую проблему, детерминированную параметрами функционирования информационного и политического «полей».

Политическое пространство отдельные исследователи идентифицируют с «системой различий, которые воспроизводятся в виде объективных и субъективных структур»3. По нашему мнению, данный феномен интегрирован в процесс соотношения сознания с материализованным во времени и пространстве политическим уровнем бытия (политическими институтами и процессами). Соответственно, под информационным пространством мы будем понимать процесс соотношения сознания с идеальными продуктами (СМИ, СМК и т. д.) и «организующую социум форму координации коммуникативной деятельности людей» . С другой стороны, возможен иной гносеологический подход к корреляции указанных явлений. По мнению П. Бурдье, «политическое поле - это то место, где в конкурентной борьбе между агентами, которые оказываются в нее втянутыми, производится политический продукт»5. Следовательно, под информационным пространством можно понимать продукцию СМИ, возникшую в результате данной борьбы.

Дело в том, что комплексный анализ результатов социологических исследований, проведенных также автором в Челябинской области, показывает, что информационное и политическое поля, актуализированные медиа-продукцией (политическим дискурсом), имеют незначительную степень взаимопроникновения (т. е. практически не пересекаются) в коллективной психике (массовом сознании) социума. Другими словами, массовое сознание при восприятии текстов СМИ с высокой степенью когнитивной рефлексии дифференцирует сферу деятельности политических акторов (собственно политическое) и сферу циркуляции медиа-продуктов (массовую информацию), отражающих политическую жизнь6. Социологические опросы свидетельствуют о том, что, во-первых, сфера политического и информационное пространство воспринимаются разными уровнями коллективной психики социума, и, во-вторых, потребление политической информации не всегда обусловлено потребностями физического существования (последнее утверждение необходимо соотнести и сравнить с тем фактом, что политика воспринимается социумом сквозь призму прагматических интересов). Поэтому для преодоления данного когнитивного барьера (когда восприятие политической информации и собственно политики происходит разными уровнями коллективной психики), с целью привлечения доверия электората политических лидеров, необходимы дополнительные технологические приемы, способствующие восприятию определенных сообщений масс-медиа сквозь призму субъективных (интериоризированных) или объективных (внешних по отношению к субъекту) политических интенций. Этого можно добиться посредством ассоциации указанных психологических областей.

Одним из способов отмеченной психологической ассоциации может быть активизация механизма компенсации / замещения, проявляющего себя, во-первых, как восполнение посредством той или иной коммуникативной стратегии определенного дефицита ментальных психологических ресурсов и, во-вторых, как удовлетворение потребностей социального существования посредством журналистского текста. В данном случае прямое коммуникативное обращение к необходимому объекту заменяется апеллированием к символам. Моделирование тем или иным печатным СМИ политических метафор и их дальнейшая ориентация на суггестивный и конативный уровни психики субъектов также может способствовать взаимопроникновению в сознании информационного и политического пространств.

Поскольку объектом анализа нашего исследования являются печатные СМИ в контексте их взаимодействия с политическими феноменами и коммуникативного взаимодействия с населением, то анализ системы региональной прессы (в Челябинской области) необходимо проводить, ориентируясь на ее соотношение с указанными феноменами. Необходимо рассмотреть аспекты взаимодействия данного типа СМИ с субъектами политической власти.

С одной стороны, для вскрытия системных (структурных, функциональных и генетических) параметров региональных газет Челябинской области необходимо провести анализ принципов отражения коммуникаторами конкретных политических событий, т. е. политического дискурса. С другой стороны, политическая (и политологическая) целесообразность репрезентации информационного компонента в кризисный период (во время политического конфликта) аргументирована такими исследователями, как С. Гриняев, М. Мейз, Т. Мешкова, Е. Митрохина, И. Морозов .

В качестве определителя особенностей информирования населения и показателя принципов взаимодействия информационных пространств региональных изданий может выступить анализ способов отражения ими конфликта, разразившегося по поводу предприятий, интегрированных областной администрацией в региональный промышленный холдинг, используемый властью в качестве эффективного РЯ-инструмента и имиджевого сегмента субъекта федерации в целом. Заводы цветной металлургии (ОАО «КМК» и ЗАО «Карабашмедь») стали объектом спора между промышленной олигархией (ФПГ УГМК), с одной стороны, и предпринимателем-владельцем предприятий А. Вольхиным и поддержавшей его областной администрацией Челябинской области, с другой.

Первоначально мы выдвинем следующие априорные гипотезы. По нашему мнению, экономическая экспансия крупной промышленной группы привела к значительной информационной и политической бинарной поляризации публичного пространства политии. Экономико-политический конфликт по-новому структурировал позиции политических акторов, нейтрализовав для некоторых из них необходимость противодействия действующей областной власти для эффективного электорального воздействия. С другой стороны, указанное противостояние также создало оппозиционным фигурам источники для дополнительных действий, повышающих их «вес» в регионе и оппонирующих областной администрации.

Указанные процессы отразились на формировании информационного пространства региона. Как показал мониторинг изданий, задействованных в конфликте, представители ФПГ, а также областные лидеры, поддерживающие ее, использовали информационные каналы политических оппонентов областной власти для лоббирования своих интересов на региональном уровне, а также были задействованы относительно независимые от власти и от оппозиции издания для создания позитивных имиджевых характеристик компании.

Для эмпирической верификации указанных априорных аспектов мы обозначим общую корреляцию основных тематических направлений коммуникаторов, формируемых в соответствии с детерминированными конфликтом задачами.

Материалы, написанные в пользу Уральской горно-металлургической компании, актуализировали, как правило, позитивные имиджевые сегменты УГМК. Публикации оппонентов репрезентировали региональные ценности, потребности и приоритеты через обозначение деструктивных интенций противников в отношении интересов региона («Уральский курьер»), критиковали возможные деструктивные последствия экономической экспансии УГМК для области и страны в целом («Возрождение Урала»).

Проведение РЯ-акции в «Вечернем Челябинске» заслуживает отдельного внимания. Противодействуя региональной власти, в частности, губернатору П. Сумину, в газете использовали визуальные элементы (неудачные фотопортреты губернатора)8. По нашему мнению, РЯ-кампания в издании началась с интервью, данного В. Уткиным (оппозиционным деятелем областного масштаба), явно моделирующим в тексте дальнейшие экономические и политические процессы в Челябинской области и формирующим позитивные сегменты образа УГМК9. Стараясь сохранить имидж публичного политика после отставки с поста вице-губернатора, он стал лоббировать в политии экономические интересы указанной компании10. В связи с этим, необходимо

здесь же отметить, что такие южно-уральские политики - депутаты Госдумы, как М. Гришанков и В. Гартунг, в процессе развития рассматриваемого конфликта публично заявили о переходе от оппозиционных действий к конструктивному диалогу с правительством Челябинской области. М. Гришанков, в частност, поддерживая политику региональных властей, активно лоббировал на региональном и федеральном уровне интересы южно-уральского предпринимателя А. Вольхина - оппонента УГМК.

Анализ коммуникативных стратегий газеты «Челябинский рабочий» (в частности, стратегии отражения событий, связанных со «спорными» предприятиями: ОАО «КМК» и ЗАО «Карабашмедь») показывает, что информационное поле издания препятствует фрагментации и корпоративизации политического пространства в регионе. Об этом свидетельствуют следующие зафиксированные факты.

Издание достаточно беспристрастно отражало позиции участников конфликта и одновременно призывало их к конструктивному диалогу в интересах жителей Челябинской области. В информационном пространстве газеты доминировала независимая от внешнего давления точка зрения журналистов, а не манипуляторов общественным мнением. Противостояние освещалось через тот когнитивный вектор коммуникатора, который способствовал привлечению внимания читателей. Об этом свидетельствует, например, анализ материалов собственного корреспондента, высказывавшего личное мнение по поводу репрезентации кризисной ситуации в промышленной зоне (Карабаше). Такая стратегия коммуникатора говорит о жесткой аудиторной направленности информационной политики и о том, что руководство данного СМИ дорожит накопленным десятилетиями успешной работы авторитетом и потому, следуя традициям «гражданской журналистики», не намерено ради однодневной выгоды умалять имидж беспристрастной газеты, занимая чью-либо политическую позицию. Редакция «Челябинского рабочего» отказывает в публикации даже оплачиваемых рекламных или «пиаровских» материалов, нивелирующих аргументацию или поддерживающих доводы кого-либо из указанных участников конфликта. Данная информационная стратегия с точки зрения демократических ценностей вполне оправдана. Согласно идеальной модели государственных интересов, СМИ должны способствовать социальной консолидации и партнерству. Именно к этому и стремится указанная газета, избегая участия в политическом противоборстве тех организаций (коммерческих и государственных), которые должны сотрудничать с целью проведения эффективной политики, направленной на защиту интересов населения, а не административных и частно-корпоративных структур. На лоббирование целей последних и ориентирован рассматриваемый конфликт.

В данном случае дополнительного внимания заслуживает описание принципов отражения указанного конфликта «Челябинским рабочим». Если ангажированные издания массированно актуализировали конфликтные политические интеракции в течение восьми месяцев (июнь 2001 - февраль 2002 г.), то в «Челябинском рабочем» основной поток сообщений, посвященных указанному противостоянию, приходился на двухмесячный период с начала июня по начало августа 2001 г. Причем эти сообщения в основном подавались в жанре информационной заметки (57% всех материалов, отражающих те или иные стороны конфликта), т. е. в той литературной форме, содержание которой наименее приспособлено к манипулятивным возможностям и навязыванию реципиентам определенной когнитивной модели действительности.

Таким образом, анализ конфликта продемонстрировал, что «Челябинский рабочий» принципиально избегал системного освещения политических интриг и противоречий. «Вечерний Челябинск» строил коммуникативные стратегии на основе актуализации конфликтов, выражающихся в оппозиционных семантических схемах: муниципальная власть - региональная власть, региональные и межрегиональные ФПГ -областная администрация, губернатор - политическая оппозиция. Здесь же необходимо 32

отметить, что официальная газета «Южноуральская панорама» практически не освещала хода противостояния. Это косвенно подтверждает имитацию информационного формата «Челябинского рабочего», что может применяться и в политических манипуляциях.

В результате политического дискурс-анализа информационной доминанты конфликта нами был сделан также следующий вывод. Оппоненты моделировали политический дискурс по принципу информационной (коммуникативной) асимметрии при помощи непосредственного воздействия на социальные и политические установки реципиентов. Указанное воздействие осуществлялось посредством изменения способа вхождения лингвосемантических значений (в процессе восприятия информации) в деятельность коммуниканта. Тем самым оказывалось прямое влияние на «смысловое поле»11 социальной аудитории. Если прогубернаторские издания добивались данного эффекта, ориентируя интенциональный вектор на ценностный уровень бытия (т. е. через обобщение на ценностном уровне), то газеты, работавшие в пользу УГМК, стимулировали конативные сегменты психики, моделируя обобщенные экономические и политические семантические конструкты на более «низком» прагматическом уровне бытия, нейтрализуя тем самым имиджевые характеристики исполнительной власти Челябинской области.

С другой стороны, определенную коммуникативную асимметрию репрезентировали разнородные идейные и идеологические схемы, эксплуатируемые оппонентами в процессе противодействия. Исходя из макросемантической теории текстов Т. А. ван Дейка12, можно сказать, что когнитивные модели указанных коммуникаторов диверсифицировались в соответствии с «либеральным» и «неодирижистским» политическими стилями мышления13. Так, если прогубернаторские издания выступали за вмешательство государственной власти в экономическую сферу частного бизнеса, поддерживая тем самым неодирижистские тенденции современного политического режима, то их оппоненты критиковали региональные структуры власти и гендиректора КМЭЗ за указанные тенденции и перевод конфликта из сугубо экономической и юридической плоскости в плоскость политическую. Этими методами субъекты конфликта добивались того, чтобы их манипулятивные стратегии реализовали взаимодействие с политическим сознанием социума в разных когнитивных «плоскостях».

По нашему мнению, с целью ассоциации (объединения) информационного и политического пространств в массовом сознании в пиар-кампаниях, проводимых в выше отмеченных изданиях, применялись многочисленные политические метафоры для эффективного воздействия на конативный (поведенческий) уровень психики реципиентов. Например: «не допустим в нашу область мародеров», «губернатор П. Сумин - политик прошлой эпохи».

Также анализ отражения конфликта региональной периодической печатью показал, что пресса, в основном, не моделировала «третичные артефакты», способствующие модернизации и трансформации существующих политических институтов14. Только в отдельных материалах нами была зафиксирована тенденция к осмыслению журналистом институциональной модели происходящего15. С другой стороны, необходимо отметить, что в ангажированных изданиях (выражающих интересы администрации, А. Вольхина и ФПГ УГМК), за исключением «Карабашского рабочего» и «Кыштымского рабочего», крайне незначительная доля текстов, посвященных конфликтной ситуации, заключала в себе метод субъективации и сегментации. Например, митинги протестующих людей в большинстве случаев в материалах коммуникаторов - субъектов конфликта были представлены как однородная масса демонстрантов. Вместо передачи настроений конкретных «живых» участников политического протеста, отражались действия манифестации в целом. Эффективнее

было бы сделать то же самое, но посредством психологической субъективации сообщения, реализуемой через мнения конкретных манифестантов.

В рамках исследуемой темы необходимо отметить определенную заинтересованность субъектов муниципальной власти в информационных ресурсах газет городов и районов областного подчинения. В частности, «атаке» местной власти в исследуемый период подверглись городские («Магнитогорский рабочий», «Усть-Катавская неделя») и районные («Знамя труда», «Настроение») газеты. Это и определило наше внимание к коммуникативным стратегиям изданий данного типа. Как показал анализ содержания, данные коммуникаторы подают в основном позитивную информацию. Велика доля материалов, посвященных судьбам конкретных людей или семей. Но существенным недостатком является отсутствие проблемных аналитических материалов, сообщения в основном подаются с задачей рассуждения, пояснения на уровне видимого, не доходя до анализа, либо информирования. В районных общественно-политических газетах практически отсутствует блок развлекательной информации, что может быть обусловлено аудиторными параметрами, демографическими проблемами села. В наиболее значимых общественно-политических газетах городов областного подчинения (например, в «Златоустовском рабочем», «Магнитогорском рабочем», «Магнитогорском металле», «Миасском рабочем»,

«Карабашском рабочем», «Кыштымском рабочем») функция развлечения выражена слабо с целью конкурентного контраста информации (ведь здесь население способно выписывать массовые издания).

В современный период все более активно в политические коммуникации вовлекаются так называемые «корпоративные» издания, обслуживающие интересы крупных экономических субъектов. Это обусловлено следующими тенденциями. Практика политической борьбы показывает, что представители российских региональных экономических элит, контролирующих крупные предприятия, стремятся попасть в органы исполнительной и законодательной власти. Естественно, что они прибегают к помощи подконтрольных им изданий, в том числе корпоративных. С другой стороны, менеджмент крупных предприятий в своем регионе зачастую берет на себя функции, присущие традиционным субъектам политики, отстаивая интересы населения городов и регионов на федеральном уровне (подменяя собой, например, муниципальную или региональную исполнительную власть), что также влечет за собой привлечение ресурсов (в частности, сугубо журналистских) корпоративных СМИ.

Эти явления привлекли наше внимание к коммуникативным стратегиям газеты крупнейшей корпорации Челябинской области - «Магнитогорскому металлу» (газете ОАО «ММК»).

В отношении «Магнитогорского металла» («ММ») мы постарались определить, какие политические функции выполняет газета: например, «проталкивает» ли

представителей руководства в институты региональной политической власти? Для этого необходимо ответить на вопрос: как издание относится к существующей власти?

Мониторинг показал, что личность губернатора не критикуется, не создается негативный имидж Челябинской области, не выявляются (специально и системно) отрицательные явления в регионе. Газета больше критикует федеральное правительство. Но, с другой стороны, в издании фигурирует преимущественно образ страны в целом, России, а также идет речь о потребностях и интересах всего российского населения. Поэтому о регионализме и отстаивании интересов одной Челябинской области говорить не приходится.

Можно сделать вывод, что на региональном уровне издание не стремится создать политический образ руководителям комбината. Политические намерения менеджмента прослеживаются, исходя из содержания «ММ», только на муниципальном уровне (на уровне интересов города Магнитогорска).

Характеризуя политический дискурс газеты «ММ» и ее политические функции, надо отметить, что она призывает к объединению противоборствующих политических сил, а также к структуризации политического сознания россиян (Покончим с разрухой в головах // ММ. 2004. 23 сент. С. 3), к интеграции социальных групп (Возродим гражданское общество // Там же).

За многими аналитическими и художественно-публицистическими материалами «ММ» явно проглядывает интегрирующее, объединяющее начало. Журналист, словно приспосабливая аудиторию к существующей кризисной экономической и политической ситуации в стране, пытается по мере своих возможностей ориентировать читателя на позитивное и активное восприятие происходящих событий. Он словно говорит аудитории: действуя вместе, сообща, в соответствии с давно известными

нравственными правилами и традициями российского общества, мы сможем помочь друг другу избежать прежних трагедий.

К явным достоинствам газеты надо отнести и то, что она ни в коей мере не призывает к общественному расколу (даже несмотря на жесткую критику чиновников). Журналисты явно избегают полемики на тему все увеличивающейся пропасти в России между богатыми и бедными, что довольно заметно на фоне часто появляющихся материалов с явно советской и пропагандистской направленностью. Это может быть обусловлено не столько толерантностью журналистского коллектива, сколько пиаровской задачей издания, ориентированной на создание позитивного образа руководителей, менеджеров ММК, осуществление связи руководства с общественностью, активной частью населения Магнитогорска, формирование основы для благоприятного диалога. В газете отсутствуют материалы, привлекающие аудиторию критикой «олигархов», незаконно наживших миллиардные состояния. Семантический «раскол» (как и во многих массово-качественных изданиях) проходит по горизонтали: говорится об «удачливых» («счастливых», преуспевающих в этой жизни) и о «неудачливых».

Корпоративному изданию формата «ММ» можно было бы организовать свое содержание при помощи определенного моделирования политической реальности. Такое моделирование (конструирование образов, смысловых умозаключений, логических схем) наблюдается только в отношении социалистических и коммунистических ценностей (образы трудового люда, криминальная тематика, критика правительства РФ - все это подталкивает читателя к однозначному, резко негативному прочтению реальности). В отношении либеральных и коммунитаристских ценностей ни о каком осознанном моделировании говорить не приходится, так как большинство публикаций подается однолинейно, поверхностно и монологично (без каких-либо признаков диалога, полемики автора с сами собой и с аудиторией), на уровне описания экономических процессов.

При анализе политической коммуникации (на региональном уровне) необходимо учитывать массовое распространение мультимедийных технологий. Соединение возможностей периодической печати и интернет-ресурсов (константного вербального текста и динамичного клипового) открывает качественно новые возможности для определенного воздействия и взаимодействия с населением и политической элитой. Существует немало примеров того, когда веб-сайты становятся инструментом политической борьбы16. В рассмотренном нами межрегиональном конфликте интернет-агентства продуцировали значительный объем информации, которая затем интерпретировалась в соответствии со своими целями печатными изданиями. С другой стороны, творческие коллективы традиционных региональных газет могут с положительным экономическим эффектом осваивать веб-пространство17. Это открывает дополнительные возможности увеличения информационно-политического влияния в конкретной политии (субъекте федерации). Таким образом, данные тенденции

свидетельствуют о целесообразности в рамках исследуемой проблематики разговора об интернет-технологиях, связанных с реализацией политической коммуникации.

Анализ информационной доминанты был бы не полным без отражения характеристик региональной политики, маркированных рассматриваемым конфликтом, и соотнесения с параметрами функционирования современного политического режима. Актуализированные противостоянием политические интеракции показали, что власти Челябинской области латентно заимствовали управленческий вектор федерального правительства в отношении олигархии. Как известно, В. Путин приступил к политической нейтрализации крупных бизнес-структур, особенно приблизившихся к институтам государственной власти в период ельцинского правления18. Это было сделано для укрепления вертикали власти. Видимо, с целью решения внутрирегиональных социально-политических проблем, областная администрация заимствовала авторитарные инструменты, реализованные федеральным политическим режимом. Однако данная модель взаимоотношений, реализованная на региональном уровне, вызвала негативную реакцию структур федеральной власти21.

Таким образом, анализ коммуникативных стратегий печатных СМИ области и конкретных особенностей отражения ими политического конфликта показал, что пресса: 1) активно формировала определенную символическую форму указанного противостояния в соответствии со своими задачами или интересами владельцев и заказчиков журналистских материалов, а также 2) исходила из специфики освещения политических событий конкурентами (оппонентами, противниками). Тем самым мы выявили активное начало в познавательном процессе коммуникантов, направленное на объект (целевую аудиторию или газету) с целью достижения определенной цели, а следовательно, субъектность региональной прессы и ее системность, основанную на зафиксированной взаимосвязи коммуникативных стратегий, которые строились по принципу конкурентного контраста и психологической компенсации. С другой стороны, на систему прессы (в соответствии с определением В. Н. Садовского) указывает и такой факт, как влияние на нее окружающей среды (например, тех же событий политического противостояния, целевой аудитории). Следовательно, мы определяем региональную прессу как системный субъект политической коммуникации.

Анализ политического конфликта вскрыл структурные соотношения интересующей нас информационной системы. С другой стороны, он показал, что региональная периодическая печать обладает значительным потенциалом для формирования и передачи символических ресурсов, использующихся как внешними «группами давления» для реализации собственных корпоративных и политических интенций, так и социумом для адаптации к деструктивным интеракциям, нарушающим равновесие социальной системы политии, например, при помощи выражения собственного мнения. На основании этого мы также утверждаем, что «политическое» в работе журналиста связано главным образом с рациональным (когнитивным) началом. Методы отражения действительности придают политическую значимость текстам.

Анализ политической коммуникации, отражаемой и производимой изданиями, позволил выявить их системные взаимосвязи, возникающие в силу конкуренции и преследуемых политических целей. Поэтому мы обосновали познавательную и практическую значимость данного явления.

Исследование явления бинарной информационной поляризации,

дезориентирующей реципиентов посредством агрессивных манипуляционных методов, позволяет сделать вывод о необходимости в период кризисных ситуаций реализации интеграции (тесного взаимодействия) региональной прессы со структурами исполнительной власти субъекта Федерации. Именно это условие, консолидирующее управленческие возможности, должно стать фактором ориентации региональной политики на внутренние ресурсы с целью адаптации субъекта РФ к масштабным

тенденциям развития политического режима государства. Указанные процессы будут способствовать совершенствованию и укреплению региональной идентичности населения, которая способна повлиять на трансформацию политической адаптации режима. Из содействующей изменениям, навязанным его внешней средой, в процессе эскалации указанных тенденций она способна измениться в конфронтационную.

Также можно сделать вывод, что областное правительство недостаточно эффективно использует подконтрольные ей печатные СМИ, о чем свидетельствуют манипуляционные и пропагандистские способы подачи политической информации и низкая популярность этих изданий.

Примечания

1 Груша А. В. СМИ как фактор политического выбора (на примере федеральных выборных кампаний президента РФ) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2001. № 1. С. 105.

2 Социально-экономическая обстановка в городе Челябинске и Челябинской области в 2001 г. Челябинск, 2002. С. 78.

3 Завершинский К. Ф. Когнитивные основания политической культуры: опыт методологической рефлексии // Полис. 2002. № 3. С. 23.

4 Чупров А. С. Онтология информационного пространства // Проблемы формирования информационного пространства России: Материалы науч.-практ. конф. Челябинск, 2002. С. 11.

5 Бурдье П. Социология политики. М., 1993. С. 182.

6 Для удобства доказательства выдвинутого тезиса мы конкретизируем проблему. Можно сказать, что воспринимаемая политическая информация и интерпретация реальной политической действительности (реальные когнитивные модели, возникающие в сознании реципиентов по поводу тех или иных событий) слабо взаимосвязаны. Об этом свидетельствует также анализ реакции общественного мнения в отношении ситуации вокруг НТВ весной 2001 г., проведенный Г. Г. Дилигенским. (Дилигенский Г. Г. Политика и общественное мнение в России // МЭиМО. 2001. № 10. С. 52-57). По данным указанного автора, опирающегося на исследования ФОМ, примерно 60% опрошенных не присоединились ни к одной из наиболее распространенных в СМИ версий конфликта (так называемых «экономической» и «политической») и увидели главную причину этого конфликта в беспринципной, грубой и корыстной борьбе за власть и собственность («делят денежный мешок», «борются за лакомый кусок», «драка за власть»). Субъектами этой борьбы респонденты чаще всего отмечали олигархические группировки, иногда называя конкретные имена («Гусинский борется с Березовским»), иногда высказываясь в духе «национал-патриотического» антисемитизма («еврейские рожи делят деньги»). (Там же. С. 55). «Как же объяснить в свете этих массовых представлений тот факт, что относительное большинство (41% опрошенных, в том числе 39% сторонников «экономической» версии) оказались в конфликте на стороне НТВ (на стороне «Газпром-медиа» - лишь 6%, и ни на чьей стороне - 38%)?» - задается вопросом Г. Г. Дилигенский. Социологи ФОМ справедливо объясняют это тем, что, зная о принадлежности НТВ Гусинскому, телезрители не отождествляют журналистский коллектив и программы, выходящие в эфир на 4-м канале, с его собственным олигархом. (ФОМ. Доминанты. Поле мнений. 2001. 19 апр. (№ 14). С. И-17, И-22, И-23. Цит. по: Дилигенский Г. Г. Политика и общественное мнение... С. 56). Эти программы представляют для них самостоятельную ценность, независимую от корыстных интересов и морального рейтинга собственников и топ-менеджеров НТВ. Такое предположение подтверждается тем, что 40% опрошенных, в том числе 56% постоянных зрителей НТВ отрицательно отнеслись к смене руководства каналом, соответственно 27 и 39% посчитали, что после такой смены работа канала ухудшится. Можно заключить, - делает вывод автор, - что в массовом сознании негативное или в лучшем случае индифферентное отношение к мотивам всех участников конфликта вокруг НТВ достаточно четко отделяется от восприятия отрицательных последствий этого конфликта для системы массовой информации. Иными словами, телезрители проявили большую, по сравнению с основной частью политической и журналистской элит, способность к дифференциации различных сторон проблемы НТВ. (Дилигенский Г. Г. Политика и общественное мнение. С. 56).

7 См.: Гриняев С. Понятийный аппарат США «размывает» российскую концепцию. Доктрина информационной безопасности страдает отсутствием четких формулировок // Независ. воен. обозрение.

2000. 29 окт.; Мейз М. Эпоха стратегической асимметричности // Независ. газ. 2002. 18 окт.; Мешкова Т. А. Социально-политические аспекты глобальной информатизации // Полис. 2002. № 6; Митрохина Е. Ю. Информационная безопасность как социологическая проблема // Безопасность. Информационный бюллетень. 1997. № 7-9; Морозов И. Л. Информационная безопасность политической системы // Полис. 2002. № 5.

8 См., напр.: Вечерний Челябинск (ВЧ). 2001. 10 окт. С. 5.

9 Владимир Уткин - о собственности и о себе // ВЧ. 2001. 18 мая. С. 7.

10 См.: Кто хозяин медной горы? (Политическая составляющая конфликта в Карабаше) // ВЧ. 2001. 6 июня. С. 3; Все ищут мародеров // Деловой Урал (ДУ). 2001. 5 июня. С. 2; Эффективный собственник у ММК есть // Возрождение Урала. 2001. Авг. (№ 14). С. 1.

11 См.: Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1999. С. 273-275.

12 Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

13 См.: Перегудов С. П. Корпоративный капитал и институты власти: кто в доме хозяин? // Полис. 2002. № 5. С. 80-81.

14 См.: Нечаев В. Д. Когнитивные революции и институциональные изменения // Полис. 2002. № 5.

15 См.: Тихие и громкие олигархи // Челяб. рабочий (ЧР). 2001. 27 июля. С. 7; УрФОлогия бизнеса // ЧР.

2001. 3 августа. С. 2.

16 См.: Морозов И.Л. Информационная безопасность политической системы // Полис. 2002. № 5. С. 140142; Интернет и политический процесс // Обществ. науки и современность. 2001. № 2.

17 См.: Коломеец К. Когда виртуальная газета приносит реальные деньги// Журналист. 2002. № 1. С. 5860.

18 См. подробнее: Фортескью С. Правит ли Россией олигархия? // Полис. 2002. № 5. С. 64.

19 См.: УРФОлогия бизнеса // ЧР. 2001. 3 авг. С. 2; Виктор Басаргин: «Вмешательство полпредства в передел собственности будет уроком для всех» // ДУ. 2001. 7 авг. С. 1.

ТРИБУНА ПРАКТИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ

Б. Н. Киршин

ЭПИТЕТ ДЛЯ ТЕРРОРИСТА

(размышления при освещении бесланской трагедии)

Терроризм становится частью нашей повседневной жизни, причем частью такой заметной и значительной, что журналистам уже приходится думать о том, какие творческие стандарты наиболее эффективны при освещении этого явления. Рассмотрим данную проблему на примере прошлогодней трагедии в Беслане: какое отражение она получила на страницах региональной газеты «Челябинский рабочий»?

Надо сказать, что Ассоциация независимых региональных издателей (АНРИ), познакомившись с публикациями на данную тему в газетах компаний - членов АНРИ, пришла к выводу, что «Челябинский рабочий» справился с этой непростой задачей лучше других. Речь, тем не менее, пойдет не о каких-то «достижениях» в этом деле. Такой подход в данном случае неприемлем. Предлагается проследить, о чем размышляла редакция при освещении этой трагической темы, познакомиться с результатами размышлений.

Редакция «Челябинского рабочего» не задавалась вопросом: писать о событиях в Беслане или нет? Это была трагедия, болью отозвавшаяся в сердцах миллионов людей, на какое-то время затмившая все другие события и оказавшаяся в центре общественного внимания не только в России, но и во многих других странах. «Челябинский рабочий» в таких случаях, вопреки своему локальному статусу, активно ведет важную тему федерального или даже мирового масштаба, стремясь никому не уступать инициативу, даже национальным СМИ, обладающим несравненно большими возможностями. Редакция при этом исходит из того, что ее читателей, как и жителей других российских краев и областей, в данный момент волнует, прежде всего, именно эта тема, и газета не может обмануть их ожиданий. Иначе они станут искать интересующую их информацию в других изданиях и со временем просто отвернутся от своей газеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.