Научная статья на тему 'Роль партиципарной журналистики в формировании региональной идентичности (на примере прессы Мурманской области)'

Роль партиципарной журналистики в формировании региональной идентичности (на примере прессы Мурманской области) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
438
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПАРТИЦИПАРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА / REGIONAL IDENTITY / PARTICIPATORY JOURNALISM / REGIONAL PRESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванищева О. Н.

В статье представлены результаты исследования принципов партиципарной журналистики в региональном медиапространстве Мурманской области, показано, как диалог «журналист читатель» выявляет основные черты регионального читателя, формируя таким образом региональную идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PARTICIPATORY JOURNALISM IN FORMATION OF REGIONAL IDENTITY (IN THE EXAMPLE OF THE PRESS OF MURMANSK REGION)

Results of research of the principles of participatory journalism in regional media space of Murmansk region are presented, is shown how dialogue «journalist reader» reveals the main features of the regional reader, forming thus regional identity.

Текст научной работы на тему «Роль партиципарной журналистики в формировании региональной идентичности (на примере прессы Мурманской области)»

Раздел 5 СОЦИОЛОГИЯ

Редактор раздела:

ЮРИЙ ЕФИМОВИЧ РАСТОВ - д-р социологических наук, профессор, действительный член Академии социальных наук, зам. председателя диссертационного совета по социологии при Алтайском Государственном университете (г. Барнаул)

УДК 070; 316.6

Ivanishcheva O.N. ROLE OF PARTICIPATORY JOURNALISM IN FORMATION OF REGIONAL IDENTITY (IN THE EXAMPLE OF THE PRESS OF MURMANSK REGION). Results of research of the principles of participatory journalism in regional media space of Murmansk region are presented, is shown how dialogue «journalist - reader» reveals the main features of the regional reader, forming thus regional identity.

Key words: regional identity, participatory journalism, regional press.

О.Н. Иванищева, д-р филол. наук, проф., зав. каф. культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики Мурманского гос. гуманитарного университета, г. Мурманск,

E-mail: oivanishche va@gmail. com

РОЛЬ ПАРТИЦИПАРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕССЫ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)*

В статье представлены результаты исследования принципов партиципарной журналистики в региональном медиапространстве Мурманской области, показано, как диалог «журналист - читатель» выявляет основные черты регионального читателя, формируя таким образом региональную идентичность.

Ключевые слова: региональная идентичность, партиципарная журналистика, региональная пресса.

Цель настоящей статьи - показать, как процесс взаимодействия читателя и региональной газеты формирует региональную идентичность. Для этого необходимо определить базисные для данной статьи понятия: регион, региональная идентичность, региональная пресса, партиципарная журналистика, а также определить особую роль принципов партиципарной региональной журналистики в формировании единой региональной общности.

Формирование региональной идентичности представляет собой сложный процесс образования общих черт, неразрывно связанных с развитием в пространстве региона не только этнических, но и территориальных общностей, заметно выделяющихся своей индивидуальностью [1, с. 95]. Чтобы выработать эти общие черты, необходим длительный исторический период, но степень актуальности и выраженности этничности определяется (конструируется) внешними социальными факторами и личностными установками индивида [2, с. 9-11]. Внешние социальные факторы, в свою очередь, определяют позицию, которая выясняется и формируется в диалоге «журналист-читатель», то есть в принципах партиципарной журналистики.

Понятие регион интерпретируется по-разному с точки зрения разных отраслей знания. В административно-территориальном смысле представлено понимание региона как субнациональ-ной единицы, философская трактовка региона ассоциирует его с особым «миром», которому присущи свой менталитет, образ мышления, традиции, мировоззрение и мироощущение. Историческая интерпретация региона обычно указывает на утраченную со временем идентичность или на какие-то генетические признаки («привязку» в прошлом к определенным церковным приходам, епархиям, муниципалитетам и т.д.). Геополитическое восприятие региона исходит из пространственной дифференциации различных политических сил и движений, центров «мощи» и «слабости». С точки зрения экономики, регион — это территория, обладающая четко выраженной специализацией производства и определенной хозяйственной целостностью [2, с. 32-33]. С точки зрения этнолингвистики, регион — это часть

территории (область или группа областей, район или группа районов), имеющая в условиях России административные единицы, отличающаяся сходством исторического развития, общностью природных условий, сформировавшаяся экономическим укладом, хронологически продолжительным контактированием этносов и взаимообогащением культур [3, с. 11]. Ученые выделяют два смысла термина регион: общетеоретический и конкретно-практический. В общетеоретическом смысле регион — это исторически сложившееся территориальное сообщество людей в составе большого общества, мезоуровень структуры и динамики общества, макроячейка его социокультурного пространства. Структурно регион как сообщество людей находится между обществом как целым и поселениями — городам и поселками, селами и деревнями, то есть первичными территориальными общностями. В конкретно-практическом смысле регион как субъект РФ представляет собой территориальную единицу политикоадминистративной, экономической и социально-культурной структуры страны [4, с. 117-118]. Все эти определения по-разному наполняют концепт «региональная идентичность».

Понятие «региональные СМИ», «региональная пресса» -понятие неустоявшееся в теории журналистики. Известная его терминологическая неустойчивость: термины «местная», «провинциальная», «периферийная», «региональная» используются как синонимы применительно к губернской, областной и региональной (межгубернской и межобластной) журналистике [5, с. 278]. Основополагающим принципом в выделении этого типа СМИ является фактор территориального распространения. Хотя часть ученых предлагают учитывать при характеристике городской прессы наравне с географическим признаком в качестве типоформирующих содержательный и функциональный. Критерий содержания понимается как связь проблемно-тематических линий информационной политики издания с жизнью городского сообщества. Функциональное же предназначение городской прессы как формирование коммуникативной среды (уровня сознания и уровня бытия) - важного фактора устойчивого развития города (см., напр.: [6, с. 6 ]). Первый признак, по нашему

мнению, чрезвычайно размыт и дублирует понятие «степень близости к читателю», а второй представляется нам очень существенным и тесно связан с функциями региональных СМИ.

Региональность определяется в сопоставлении со столич-ностью/федеральностью. При определении региональности СМИ ученые учитывают широту охвата аудитории и наличие-отсутствие обращенности к столичной аудитории [7, с. 11-12].

Специфика региональных СМИ определяется спецификой аудитории, а точнее, ее информационными потребностями. Изучение потребностей аудитории важно для успешного функционирования масс-медиа в будущем. Но редакторы местных газет отмечают пассивность общественного мнения, признавая, что мониторинг читательской аудитории стал редким явлением в журналистской практике. Газеты делаются исходя не из настроений и предпочтений читателей, а скорее «интуитивно» или ориентируясь на рекламодателей [8, с. 4]. Логичным представляется утверждение, что благоприятный фон для успешного функционирования региональной прессы в условиях обостряющейся конкурентной борьбы на информационном рынке создается естественной предрасположенностью аудитории к местной информации [5, с. 280]. Вопрос состоит в том, каковы направления движения информационных потоков. Такое движение видится в нескольких направлениях: читатель-читатель; власть-читатель. Медиатором при этом выступает региональная пресса.

Городские газеты стимулируют широкое участие населения в общественных делах города, освещают деятельность властей, служат форумом для обмена мнениями и информацией, способствуют разрешению различного рода социальных конфликтов, вплоть до бытовых. Городские газеты - феномен, целью которого является всестороннее удовлетворение информационных запросов городской читательской аудитории. Они, представляя собой своеобразную летопись событий, разнообразны, как сами города [9, с. 3-4].

Следует определить место региональной прессы в восприятии человеком окружающего мира. Специалисты по медиапсихологии признают, что сегодня восприятие человеком окружающего мира в очень большой степени зависит от того, каким представляют этот мир средства массовой информации [10, с. 18]. В литературе употребляется понятие «медиа-картины», «журналистской картины мира» [11; 12]. Среди наиболее эффективных и распространенных методов изучения медиаречи Т.Г. Доб-росклонская выделяет следующие: 1) целую группу методов лингвистического анализа, позволяющих выявить базовые свойства и характеристики текста на различных языковых уровнях: лексическом, синтагматическом (сочетаемость), стилистическом (использование тропов, сравнений, метафор и прочих стилистических приемов), социолингвистическом; 2) метод контент-анализа, или анализ содержания, основанный на статистическом подсчете специально выбранных текстовых единиц; 3) метод дискурсивного анализа, основанный на концепции дискурса, и позволяющий проследить взаимосвязь между языковой и экстра-лингвистической стороной текста; 4) метод критической лингвистики (или риторической критики), позволяющий выявить скрытую политико-идеологическую составляющую медиатекста; 5) метод когнитивного анализа, основанный на изучении концептуальной стороны текстов массовой информации и направленный на выявление соотношения реальной действительности и ее медиарепрезентаций; 6. метод лингвокультурологического анализа, ориентированный на выявление культурозначимых компонентов текста. Автор считает группу собственно лингвистических методов ключевым [10, с. 39-40].

Формирование установок и ценностей является определяющим направлением в анализе журналистских материалов. Выявление проблем-тем, ключевых слов и оценочных суждений выбрано нами в качестве определяющих аспектов социолингвистического исследования газетных региональных текстов. Подход к медиатекстам как к свидетельству о социальной реальности, которая стоит за ними [13, с. 237], позволяет говорить о необходимости социолингвистического анализа журналистских материалов. Задачами исследования региональных медиатекстов при этом являются, во-первых, изучение освещения проблем этнических групп, проживающих в Мурманской области; во-вторых, анализ оценочной позиции регионального журналиста как социально значимой позиции [14].

Партиципаторность - понятие, предполагающее участие зрителей/слушателей/читателей. Отношение производитель продукта (журналист) - потребитель продукта (читатель, зритель, слушатель) многообразно. В целом для сферы массовой коммуникации (текстов СМИ) особенно актуально соотношение «автор (журналист) - адресат (читатель СМИ)», тем более что это соотношение зачастую имеет вид «коллективный автор - массовый читатель».

Как измерить степень воздействия журналистского продукта на его потребителя? Этот вопрос волнует исследователей медиатекстов. Ответа на него, по нашему мнению, пока не найдено. С одной точки зрения, указывается на участие журналистов в формировании общественного мнения, а значит, на формирование позиции читателя, его внутреннего мира (активная позиция медиа). Ср.: воздействующая функция реализуется в текстах СМИ, когда они формируют мировоззрение читателей (слушателей, зрителей), апеллируя к их представлениям о жизненных ценностях и об образе жизни, характере поведения. Основными средствами речевого воздействия являются система ключевых слов и оценочных значений [15, с. 45-46]. С другой - подчеркивается роль медиа как отражателя сложившейся позиции читателя, читательского отношения к миру (пассивная позиция медиа). Ср. положения, выносимые на защиту в кандидатской диссертации М.С. Некрасовой: «Выявление актуальных ассоциативных представлений названного сегмента языкового поля газет способствует формированию представления о кон-цептосфере носителей современного русского языка, о некоторых ее особенностях и происходящих в ней активных процессах на данном временном этапе развития национально-культурного сообщества. Актуальные ассоциативные представления читателей массовых периодических изданий могут выявляться посредством когнитивного анализа языковых единиц» [16, с. 9].

В теории журналистики, а шире в теории коммуникации, соотношение журналист-читатель в последнее время рассматривается в рамках партиципарной журналистики.

С точки зрения филологического взгляда на проблему взаимодействия автора и читателя, важен диалог между двумя субъектами коммуникации, который находит отражение в языковых средствах. М.С. Некрасова указывает, что в последние годы интерес лингвистической науки к исследованию проблемы значительно возрос, что обусловлено переоценкой значимости роли читателя газеты в создании ее образа. Новизна взаимодействия автора газетного текста и его потенциального читателя заключается в заметном усилении интенсивности их совместного творчества - в стремлении обеих сторон к диалогическому взаимодействию. На это указывает, например, широкое распространение на газетных полосах заголовков в форме вопросов, прямых обращений к читателю [16, с. 19].

При этом, с нашей точки зрения, необходимо различать то, о чём пишет журналист, от того, как он пишет. См. мнение: «современный журналист пишет то, что востребовано обществом, и пишет так, как того требует общество» [16, с. 20]. Думается, что эта разница принципиально важна: журналист в последнее время чаще «приспосабливается» к своему читателю с точки зрения языка и стиля, но не с точки зрения темы и проблемы.

Идея о том, что аудитория СМИ теперь это партнер, становится популярной в рамках теории интерактивности. Это явление обычно связывается с появлением новых медиа. Однако это не совсем так. Н.В. Вакурова указывает, что потребность в интерактивности возникла раньше, чем появилась техническая возможность для этого: становление диалогических жанров журналистики в электронных СМИ в 1960-70-е гг., возникновение тенденции к персонификации журналистики (1970-80-е гг.), интерактивность, регулируемая коммуникатором, интерактивность в «народных новостях», интерактивная аналитика на радио (1990-е гг.), интерактивность современной блогосферы, не регулируемая коммуникатором, life news - все эти факторы, по мнению, автора, предшествовали развитию того, что сейчас называют интерактивностью [17, с. 131].

Отношения с читателем (зрителем, слушателем) имеет и экономический аспект проблемы: СМИ часто зависимы от учредителя, а иногда и попросту от заказчика: они пишут о том, за что им заплатили. Мнение читателя тут в расчет не принимается. Вряд ли в данном случае может идти речь об участии читателя в функционировании СМИ. Такие масс-медиа приобретают вид корпоративных, которых, по большому счету, никто не читает. По мнению медиа-консультанта Уильям Данкерли, автора книги «Отношения Медведева со СМИ» (Medvedev's Media Affairs), «настоящая проблема заключается в том, что в России слишком мало сМи, ориентирующихся на потребителя» [18].

Пока что взаимоотношения населения и журналистов основаны, скорее, на утилитарно-практическом интересе граждан, поскольку жители Петербурга зачастую звонят в редакцию ещё до того, как попытаются решить проблему через администрацию, правоохранительные органы, суд [19, с. 22-23].

Исследование проблемы взаимоотношения читателя и газеты, с нашей точки зрения, можно проводить с трёх позиций: рассмотреть, как объективизируется, во-первых, интерес газеты к своему читателю; во-вторых, интерес читателя к своей га-

зете; в-третьих, взаимодействие уже заинтересованных в сотрудничестве читателя и газеты. При этом важно, что речь идет уже об определившемся читателе, целевой аудитории, которая читает газету. К потенциальному читателю обращается реклама.

Формы объективизация при этом следующие: 1) интерес газеты к читателю объективизируется в публикациях на местные темы, активизацией читателя за счет организации конкурсов, курсов по журналистике, публикации предложений, объявлений и призывов к читателю газеты; 2) интерес читателя к газете объективизируется в реакции читателей на публикации газеты в виде комментариев, звонков в редакцию, а также в обращении внимания газеты на актуальные темы и проблемы области со стороны читателей (письма в редакцию); 3) взаимодействие уже заинтересованных в сотрудничестве читателя и газеты объективизируется в таких рубриках газеты, как «По следам неопубликованных писем», «Обзор редакционной почты», «По следам публикаций», «Отвечаем на вопросы читателей» и др.

Интерес к участникам процесса взаимной коммуникации газета - читатель вызван разными причинами: газета заинтересована в росте количества читателей, а читатель рассматривает газету как платформу для обсуждения проблем с властью или другими читателями, а также как информационный источник. Разные поводы обращения к другому участнику процесса коммуникации создает некий абстрактный образ этого другого участника: для читателя это абстрактный образ газеты, для газеты - абстрактный образ читателя.

Исследовать абстрактный образ газеты, созданный в сознании читателя, позволяют опросы, анкетирования, письма читателей с пожеланиями газете. Исследовать абстрактный образ читателя, создаваемый журналистами, позволяет анализ стиля материалов.

На кафедре культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики Мурманского государственного гуманитарного университета в рамках Лаборатории региональной журналистики, возглавляемой автором данной статьи, в течение нескольких лет проводятся исследования прессы Мурманской области с точки зрения эффективности диалога «журналист-читатель».

Так, как показали исследования материалов газеты «Вечерний Мурманск», проведенные студенткой М.Л. Пашенковой под руководством О.Н. Иванищевой, между газетой «Вечерний Мурманск» и ее читательской аудиторией слабо развита партици-парная коммуникация.

Данная городская газета поддерживает лишь традиционные способы связи с читателем (корреспонденция, телефония, комментарии на сайте, личные визиты), не выстраивая при этом горизонтальные связи с читателями, не выступая посредником их общения и не беря на себя инициативу создания совещательного городского форума по тем или иным проблемам. Нарушается одно из условий партиципарной коммуникации - вовлечение читателя в процесс создания газеты, формирование у него чувства полноценного и равноценного сотрудничества с журналистами.

В контактах работников «Вечернего Мурманска» продолжают занимать доминирующее положение телефонные звонки (таким способом поступает большего всего критики в адрес редакции), бумажные письма - источник материала для полос, отведенных под творчество читателей. Стоит отметить, что Интернет, которому исследователи партиципарной коммуникации отводят одну из ведущих ролей в построении партиципарной журналистики, используется работниками газеты недостаточно.

При этом можно наблюдать отсутствие заинтересованности в партиципарной коммуникации со стороны читателей «Вечернего Мурманска». Многие из них владеют информационны-

Библиографический список

ми поводами для создания журналистских материалов, но вместе с тем не хотят контактировать с работниками «Вечернего Мурманска», даже если среди таковых есть их знакомые. В данном случае можно наблюдать парадокс сознания аудитории газеты: она реагирует на процессы, происходящие в обществе, но не готова к координации действий, созданию союза с журналистами, рассматривая лишь теоретическую, далекую от воплощения, возможность соавторства с медиаработниками. Читатели «Вечернего Мурманска» охотнее становятся героями публикаций, готовы выступить в качестве интервьюируемого лица по конкретной теме, предложить для публикации свое творчество, но не готовы взять на себя ответственность в подготовке полноценного материала. В ходе исследования, нами было установлено, что те читатели «Вечернего Мурманска», кто излагает свои проблемы журналистам, в большинстве случаев занимают пассивное положение по отношению к разрешению ситуации, полностью полагаясь на компетентность, опыт и связи работников газеты.

Журналисты «Вечернего Мурманска» освещают «острые углы», возникающие в жизни мурманского социума, но, указывая проблему, впоследствии не всегда возвращаются к освещению, как повлиял журналистский материал на ее разрешение, что было сделано властями в данной ситуации. Таким образом, «Вечерний Мурманск» не всегда выполняет одну из функций партиципарной коммуникации - снятие социальной напряженности.

Замечена тенденция в снижении количества откликов читателей на публикуемые в газете материалы. Аудиторию «Вечернего Мурманска» больше интересует решение бытовых и локальных проблем, она проявляет низкую ориентированность в экономических и политических процессах, пассивность и нежелание брать на себя ответственность в решении социальных проблем в реалиях города.

Читатели «Вечернего Мурманска» хорошо представляют разделение власти на три ветви: законодательную, судебную и исполнительную, - признают существование неофициальной четвертой ветви - СМИ, но не включают себя в деятельность «четвертой власти», абстрагируются от нее.

Как со стороны СМИ, так и со стороны читателей наблюдается ряд препятствий для построения полноценного медиадиалога - залога успешного функционирования партиципарной коммуникации. Среди этих препятствий можно выделить психические, социальные и физические факторы.

Газета «Вечерний Мурманск» не отличается детальной изученностью своей целевой аудитории, она не проводила медиа-метрические исследования своих читателей, а данные качественного и количественного исследования устарели, так как проводились более десяти лет назад. Таким образом, журналисты издания имеют лишь примерное представление о вкусах, предпочтениях и нуждах своих читателей. Потребности целого пласта аудитории подменяются нуждами группы отдельных лиц, что приводит к нарушению партиципарной коммуникации.

Правильно организованный диалог «журналист-читатель» не просто выявляет целевую аудиторию для газеты и «нужную» газету для читателя, но и позволяет формировать региональную идентичность. К стадиям формирования идентичности традиционно относят следующие: категоризация, обособление и интеграция [20, с. 8-47]. Именно на уровне последней стадии, по нашему мнению, реализуются в полной мере принципы парти-ципарной журналистики.

* Исследование выполнено в соответствии с государственным заданием на научно-исследовательскую работу, проект 6.4926.2011.

1. Карабулатова, И.С. Трансформации ментальности современного российского полиэтничного региона как явление толерантности // Проблемы толерантности в полиэтничном регионе: исторический опыт и задачи современности: материалы научно-практич. конф. -Ханты-Мансийск; Сургут, 2006.

2. Казалиева, К.Н. Этническая идентичность ногайцев России: автореф. дис.... канд. социол. наук. - СПб., 2006.

3. Фролов, Н.К. Введение в тюменскую региональную этнолингвистику. - Тюмень, 2005.

4. Социокультурный портрет региона. Типовая программа и методика // Социокультурная карта России и перспективы развития российских регионов: материалы конф. - М., 2006.

5. Овсепян, РП. История новейшей отечественной журналистики: февраль 1917 - начало XXI в. - М., 2005.

6. Иванова, Л.В. Пресса как фактор формирования городской среды и городского сообщества (на примере газетной периодики г. Став-рополя-на-Волге - Тольятти): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 2005.

7. Паленков, С.Е. Информационная динамика в системе СМИ (на материале региональной прессы): автореф. дис. ... канд. филол. наук.

- Краснодар, 2010.

8. Валеева, Е.С. Формы и методы воздействия на общественное мнение в региональной медиасистеме: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2009.

9. Виннийчук, А.В. Городские газеты: исторический, классификационно-типологический и содержательный аспекты (на примере городских газет г. Ростова-на-Дону и городов Ростовской области): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ростов-на-Дону, 2009.

10. Добросклонская, Т.Г. Язык средств массовой информации. - М., 2008.

11. Рогозина, И.В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект. - М.-Барнаул, 2003.

12. Мансурова, В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. - Барнаул, 2002.

13. Федотова, Л.Н. Контент-анализ в арсенале социологии // Язык средств массовой информации. - М., 2008.

14. Иванищева, О.Н. Социолингвистический портрет приграничного северного региона. Подходы и методы исследования. - Saab^cken, 2012.

15. Сметанина, С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века). - СПб., 2002.

16. Некрасова, М.С. Языковое пространство современной русской газеты: динамика нормы как отражение ментальных процессов: дис. ... канд. филол. наук. - Чита, 2011.

17. Вакурова, Н.В. К истории вопроса об интерактивности // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере: сб. материалов Международной научно-практич. конф. - М., 2011.

18. [Э/р]. - Р/д: http://www.gipp.ru.

19. Зайцева, А.А. Тележурналистика и социальная политика в регионе: направления и формы взаимодействия): автореф. дис. ... канд. политич. наук. - СПб., 2011.

20. Микляева, А.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб., 2008.

Bibliography

1. Karabulatova, I.S. Transformacii mentaljnosti sovremennogo rossiyjskogo poliehtnichnogo regiona kak yavlenie tolerantnosti // Problemih tolerantnosti v poliehtnichnom regione: istoricheskiyj opiht i zadachi sovremennosti: materialih nauchno-praktich. konf. - Khantih-Mansiyjsk; Surgut, 2006.

2. Kazalieva, K.N. Ehtnicheskaya identichnostj nogayjcev Rossii: avtoref. dis.. kand. sociol. nauk. - SPb., 2006.

3. Frolov, N.K. Vvedenie v tyumenskuyu regionaljnuyu ehtnolingvistiku. - Tyumenj, 2005.

4. Sociokuljturnihyj portret regiona. Tipovaya programma i metodika // Sociokuljturnaya karta Rossii i perspektivih razvitiya rossiyjskikh regionov: materialih konf. - M., 2006.

5. Ovsepyan, R.P Istoriya noveyjsheyj otechestvennoyj zhurnalistiki: fevralj 1917 - nachalo XXI v. - M., 2005.

6. Ivanova, L.V. Pressa kak faktor formirovaniya gorodskoyj sredih i gorodskogo soobthestva (na primere gazetnoyj periodiki g. Stavropolya-na-Volge - Toljyatti): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Voronezh, 2005.

7. Palenkov, S.E. Informacionnaya dinamika v sisteme SMI (na materiale regionaljnoyj pressih): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Krasnodar, 2010.

8. Valeeva, E.S. Formih i metodih vozdeyjstviya na obthestvennoe mnenie

v regionaljnoyj mediasisteme: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Kazanj, 2009.

9. Vinniyjchuk, A.V. Gorodskie gazetih: istoricheskiyj, klassifikacionno-tipologicheskiyj i soderzhateljnihyj aspektih (na primere gorodskikh gazet g. Rostova-na-Donu i gorodov Rostovskoyj oblasti): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Rostov-na-Donu, 2009.

10. Dobrosklonskaya, T.G. Yazihk sredstv massovoyj informacii. - M., 2008.

11. Rogozina, I.V. Media-kartina mira: kognitivno-semioticheskiyj aspekt. - M.-Barnaul, 2003.

12. Mansurova, V.D. Zhurnalistskaya kartina mira kak faktor socialjnoyj determinacii. - Barnaul, 2002.

13. Fedotova, L.N. Kontent-analiz v arsenale sociologii // Yazihk sredstv massovoyj informacii. - M., 2008.

14. Ivanitheva, O.N. Sociolingvisticheskiyj portret prigranichnogo severnogo regiona. Podkhodih i metodih issledovaniya. - Saabrucken, 2012.

15. Smetanina, S.I. Media-tekst v sisteme kuljturih (dinamicheskie processih v yazihke i stile zhurnalistiki konca KhKh veka). - SPb., 2002.

16. Nekrasova, M.S. Yazihkovoe prostranstvo sovremennoyj russkoyj gazetih: dinamika normih kak otrazhenie mentaljnihkh processov: dis. ... kand. filol. nauk. - Chita, 2011.

17. Vakurova, N.V. K istorii voprosa ob interaktivnosti // Zhurnalistika v 2010 godu: SMI v publichnoyj sfere: sb. materialov Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - M., 2011.

18. [Eh/r]. - R/d: http://www.gipp.ru.

19. Zayjceva, A.A. Telezhurnalistika i socialjnaya politika v regione: napravleniya i formih vzaimodeyjstviya): avtoref. dis. ... kand. politich. nauk.

- SPb., 2011.

20. Miklyaeva, A.V. Socialjnaya identichnostj lichnosti: soderzhanie, struktura, mekhanizmih formirovaniya / A.V. Miklyaeva, P.V. Rumyanceva. -SPb., 2008.

Статья поступила в редакцию 11.02.13

УДК 316.334.3

Sergeeva Z.N. CONSTRUCTIVE APPROACH TO MANIPULATION STUDYING IN THE POLITICAL SPHERE.

The article does not preclude constructive methods in the application of technology to manipulate. Manipulation is regarded as an inevitable social practice, and game and interactive technology limited impact can be used as best practices of a political entity with the voter. The article clearly proved that manipulation is not seen clearly in the negative, but as a real means of achieving goals.

Key words: manipulation, limited manipulation, influence, game, electorate, subject of a manipulation.

З.Н. Сергеева, ст. преп. каф. социально-массовых коммуникаций Новосибирского гос. технического университета, аспирант Новосибирского гос. технического университета, E-mail: [email protected]

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МАНИПУЛИРОВАНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

В статье не исключается наличие конструктивных методов в применении технологий манипулирования. Манипулирование рассматривается, как неизбежная социальная практика, а игровые и диалоговые техники ограниченного воздействия могут быть использованы как рациональные методы работы политического субъекта с избирателем. В статье убедительно доказывается, что манипуляция воспринимается не однозначно отрицательно, но как реальное средство достижения целей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: манипулирование, ограниченное манипулирование, воздействие, игра, электорат, субъект манипулирования.

2GG

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.