Научная статья на тему 'Читатель и массовая газета: поиск креативных форм взаимодействия'

Читатель и массовая газета: поиск креативных форм взаимодействия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4389
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ ПРЕССА / ЧИТАТЕЛЬ МАССОВОЙ ГАЗЕТЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖУРНАЛИСТА И ЧИТАТЕЛЯ / НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С АУДИТОРИЕЙ / ЧИТАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ МЕДИАТВОРЧЕСТВА / ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ МАССОВОЙ ГАЗЕТЫ / НАРОДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / БУДУЩЕЕ МАССОВОЙ ПРЕССЫ / POPULAR NEWSPAPER / READER OF THE POPULAR NEWSPAPER / INTERACTION BETWEEN A JOURNALIST AND A READER / NEW FORMS OF WORK WITH AN AUDIENCE / THE READER AS THE SUBJECT OF MEDIA CREATIVITY / INTERNET-VERSION OF THE MASS NEWSPAPER / PABLIC JOURNALISM / THE FUTURE OF THE MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Павлушкина Наталья Анатольевна

Статья посвящена анализу современных форм взаимодействия журналистов массовой прессы Санкт-Петербурга с читателями. Автор рассматривает различные подходы исследователей к осмыслению обратной связи, ее значения в процессе корреляции с аудиторией и трансформации статуса читателей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Павлушкина Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A reader and a newspaper: search of creative forms of intercommunication

The article covers the analysis of Saint-Petersburg's popular press and readers intercommunication modern forms. The author considers the different approaches of the researches to feed-back conception, its significance in correlation process with the audience and status transformation of the reader.

Текст научной работы на тему «Читатель и массовая газета: поиск креативных форм взаимодействия»

Н. А. Павлушкина

ЧИТАТЕЛЬ И МАССОВАЯ ГАЗЕТА:

ПОИСК КРЕАТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Исследователи рынка массмедиа давно делают прогнозы о полном переходе прессы в виртуальное пространство и рисуют читателя будущего с тонким дисплеем в руках вместо газеты. Американские исследователи утверждают, что последняя газета будет напечатана в 2033 г. [1]. В Бостоне многие издания решили отказаться от печатной версии издания и полностью ушли в Интернет. Такому примеру последовала и газета «The Christian Science Monitor», которая с апреля 2009 г. перестала выходить как ежедневная газета на бумажном носителе [2]. Свежий номер теперь можно найти только в Интернете. Шведские ученые называют другую дату — 2073 г. [1]. Также делаются прогнозы по поводу структуры редакций. Если сейчас над печатной версией работают 400 человек, а над электронной— 100, то через 10 лет все будет наоборот [1].

Изменились отношения журналиста и читателя. В 1990-е годы многие издания не считали возможным и нужным вступать в переписку с читателями, ссылаясь на ст. 42 Закона о СМИ, позволяющую отвечать не на все письма в редакцию. Спустя десятилетие взгляд на эту проблему изменился, правда, как писал В. Ф. Олешко, «редакции рады были бы вступить в переписку, да не с кем. Журналисты отвадили читателей со стажем обращаться к редакции, как к “другу”, “советчику”, считать “исповедальней”, а новых — не научили, не внушили читателям мысль, что и их мнение важно и интересно» [3].

Читатель сегодня — это полноправный участник информационного процесса, не просто поглощающий информацию, а оперирующий ею. Задача редакции — убедить в этом свою аудиторию, показать читателю, что его уважают. Это подтвердили и участники фокус-группы, организованной Институтом региональной прессы в рамках семинара по изучению читательской аудитории1 . А она стремится участвовать в организации контента, в формировании картины мира, и постепенно степень этого участия усиливается. Таким образом, аудитория одновременно является и объектом воздействия СМИ, и активной стороной диалоговых отношений.

В последнее время наблюдается укрепление веса читательского слова на страницах массовых газет: увеличивается объем публикаций читательских писем и выдержек из блогов. Одним из путей к взаимопониманию с аудиторией служит установление прочных обратных связей, которые являются инструментом организационно-массовой работы редакции с аудиторией. Именно обратную связь считают основой коммерческого успеха издания, а ее отсутствие создает для коммуникатора «определенные сложности как в социально-психологической, так и в экономической сфере деятельности» [4, с. 35].

Среди наиболее изученных традиционных форм взаимодействия как важнейший источник информации выделяют почту от аудитории, из которой журналист выясняет не только реакцию читателей на опубликованный материал, но и узнает об эффектив-

1 В исследовании приняли участие эксперт центра журналистики северных стран Гуннар Фальк, редактор шведской газеты «Vasterbottens-Kuriren», а также двадцать главных редакторов и журналистов массовых по своему типу изданий Петербурга, Ленобласти и Северо-Западного округа.

© Н.А.Павлушкина, 2010

ности публикаций, о популярности своего издания. Письмо читателя— «человеческий документ, нередко приносящий эксклюзивную информацию, которую невозможно получить ни в каком другом источнике» [5, с. 97]. Редакционную почту разбивают на типы по цели обращения в издание. Я. Н. Засурский выделяет информационные письма, письма-проблемы, деловые, вопросы и просьбы справочного характера2, отклики на выступления газеты, письма-исповеди [6].

Читатели посредством писем в редакцию удовлетворяют свои интересы, возникающие в процессе ежедневного общения с газетой. Для них письма выполняют функцию самовыражения. К тому же читатель сообщает редакции и аудитории новые и важные факты, поводом для которых мог послужить уже опубликованный материал; удовлетворяет свою потребность поделиться чувствами, выражает свое мнение по обсуждаемой проблеме, предлагает пути решения, стремится через газету участвовать в общественных делах или преследует цель изменить работу самой газеты, улучшив ее содержание [7].

В советское время в каждой редакции существовал отдел писем или отдел по работе с читателями со специальными корреспондентами-читчиками, которые вели учет всех писем и делали внутренние обзоры. Довольно подробно изучены функции этих отделов, а также технология работы с письмами коллективом авторов под редакцией Б. А. Брацыло. А. И. Верховская описала работу социологической службы анализа писем, в обязанности которой входило исследование читательской почты по 30 позициям, включая тематику, регион, характер письма, социальный состав авторов и т. д. Автором предложена идея автоматической обработки писем3. Пожалуй, такие исследования утратили свою актуальность в современной практике, либо носят единичный характер. С развитием блогосферы как инструмента массовой газеты этот процесс намного упростился. Реакция читателей поступает в режиме он-лайн.

Анализ редакционных структур массовых газет показал, что отдел писем функционирует сегодня далеко не во всех изданиях. Это, в свою очередь, отражается на формировании контента. Тем более интересен опыт работы с читателями газет «Аргументы и факты» и «Российская газета — неделя». Так, «Аргументы и факты» активно используют в своей работе читательскую аудиторию. На страницах каждого номера можно найти отклики читателей на опубликованные материалы, обзор писем, рубрики «Глас народа. Я не понимаю...», «Вопрос — ответ», «Читатель лечит читателя», «В 20 строк», в которых публикуются читательские письма. В копилке редакции — периодический выпуск спецномеров, которые полностью посвящены острым и интересным темам, поднятым читателями. Среди особенностей отражения на страницах газеты обратной связи можно отметить использование мини-форм: лаконичных вопросов и коротких реплик. Несмотря на, казалось бы, присутствие читателей на страницах «Аргументов и фактов», им не дают высказаться полно. В окончательном варианте письма от читательского сообщества резюмируются в форме коротких вопросов, которые инициируют разработку новых тем и написание релевантных аудитории материалов. Использование такой диалогичной формы, как вопрос — ответ, наблюдается и в рекламных текстах. Отсюда возникает некоторое недоверие к газете: не являются ли остальные читательские вопросы ангажированными?

Среди других традиционных форм корреляции с аудиторией можно назвать опросы, голосования, антикризисный, по мнению редакции, конкурс «Счастье — это...»,

2 Для этого создаются специальные рубрики «Вопрос—ответ», «Помощь психолога», «Консультация юриста», «Домашний доктор» и т. д.

3 См. подробнее: [8]; [9].

читательские приемные, возможность принять участие в пресс-коференциях и задать вопрос гостям-специалистам, которых приглашает редакция. Часто газета публикует читательские письма на первой полосе, тем самым задавая тон всему номеру. «Аргументы и факты» — из тех немногих изданий, которые вернулись к старой практике журналистских расследований по письмам читателей, хотя они пока и носят единичный характер.

Аналогичная ситуация и в «Российской газете — неделя», где уже традиционными стали рубрики: «Переписка», «О чем нам пишут», «Обратная связь», «Юридическая неделя (вопрос — ответ)», «Из последней почты», «Память. Откровенно». Эти названия говорят сами за себя. Под рубрикой «Переписка», материалы которой занимают целую, а то и две полосы, публикуются письма читателей к журналистке Марии Городовой. Особенность этой рубрики в том, что журналистка отвечает на письмо читателя прямо на страницах газеты. Переписка открытая, публичная. А подкупает аудиторию то, что М. Городова дает очень пространный, глубокий комментарий, анализирует ситуацию, описанную в письме, искренне дает совет. «Наша страница для тех, кто хочет понять и услышать друг друга» — эти слова предваряют рубрику. Нововведением «Российской газеты — неделя» является публикация под рубрикой «Жду. Люблю. Надеюсь» небольших читательских историй для тех, кто потерял друг друга. По два маленьких читательских письма печатается в газете «МК в Питере».

Для связи с читателями в журналистской среде активно используются круглые столы, социальные сети, действуют читательские приемные, материалы из которых печатаются под рубриками «Дежурный по городу» или «Народный телефон», проводятся фестивали газеты, устраиваются беспроигрышные лотереи и развлечения, турниры на приз газеты. Большую роль играет аудитория газеты в формировании информационной картины дня. Этому способствуют горячие линии с читателями, голосования, рубрика «Мобильный корреспондент» и другие формы обратной связи. Главное — показать уважение к своему читателю, его значимость для газеты. Стоило бы возродить угасшую традицию проведения «Дня открытого письма» и «Дня газеты», которые обычно проводились как встречи руководителей и журналистов газеты с читателями-авторами писем в редакцию для обсуждения поставленных вопросов [5, с. 67]. Но организация подобных мероприятий требует финансовых затрат и не всегда находит одобрение у медиаменеджеров.

Газета «Утро Петербурга» периодически проводит «Дни подписчика», на которых сотрудники издания встречаются со своими читателями. Редакция газеты «Аргументы и факты» возобновила традицию «Праздника газеты» — в свое время популярного метода «Московского комсомольца». Свое тридцатилетие издание отмечало театрализованным представлением в концертном зале Мариинского театра. Практически во всех регионах страны прошли юбилейные концерты, парады и даже выставки собак, похожих на «аифку». К тому же читатели газеты смогли вырастить на своем огороде помидоры, созданные селекционерами специально ко дню рождения газеты. В праздновании юбилея «Аргументов и фактов» активное участие приняли читатели газеты. «Юбилей не столько у газеты, сколько у дружной аифовской семьи, во главе стола которой — вы, наши уважаемые читатели», — так в тот день обратился к аудитории главный редактор Н. Зятьков [10, с. 2].

Одна из форм взаимодействия с аудиторией — работа с авторским активом (нештатные авторы из читательской среды, так называемые общественные корреспонденты, «воспитание» собственных ньюсмейкеров). Популярны такие методы, как консультации в газете, тестирующая, экспертная и исследовательская формы связи, а также работа общественных приемных. Общественная приемная работает все в тех же «Ар-

гументах и фактах», где на вопросы читателей в ходе регулярных он-лайн конференций отвечают приглашаемые в редакцию лучшие эксперты.

Почему остальные массовые газеты пренебрегают редакционной почтой и другими традиционными формами обратной связи? Возможно, ответ кроется в том, что диалог редакции с аудиторией переместился сегодня в виртуальное пространство. Электронная версия издания меняет характер информационного обмена и модифицирует отношения между субъектами медиапроцесса. Пресса получила возможность стать интерактивным средством связи между людьми и налаживать диалог на неограниченно большом удалении от аудитории. По результатам социологического исследования «Разработка теории и практики функционирования массмедиа российского мегаполиса. Раздел: современная типологическая модель печатных СМИ», проведенного факультетом журналистики СПбГУ в 2008 г., у 67,3% периодических изданий есть электронная версия в Интернете.

По данным TNS Gallup Media, топ-15 сайтов печатных СМИ по среднемесячной посещаемости по-прежнему возглавляют массовые газеты «Жизнь», «Российская газета», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда» [11, с. 26]. Обобщив результаты двух исследований аудиторий СМИ, проведенных учеными факультета журналистики СПбГУ в 2008-2009 гг., можно сделать вывод, что несмотря на высокий уровень потребления Интернета среди населения уровень потребления онлайновых газет все же остается низким. Сайты печатных изданий воспринимаются в первую очередь как источник новостей и информации. Крайне мала группа тех, кто читает электронные версии газет. В частности, проведенный нами в июне 2009 г. опрос среди 200 читателей массовых газет «Метро», «Аргументы и факты» и «Комсомольская правда» с учетом квот по возрасту, занятости и образованию, показал, что лишь 20 человек читают эти газеты во «всемирной паутине».

Интернет является сегодня идеальным средством общения с аудиторией. Посетители сайта — читатели и журналисты — ведут блоги, участвуют в конкурсах и опросах, которые потом публикуются в печатном варианте газеты. Все чаще в журналистских материалах встречаются ссылки на Интернет-версию издания, что подталкивает читателя обращаться к глобальной сети. Однако интересен тот факт, что блоги как источник информации используются по большей части лишь журналистами двух мегаполисов — Москвы и Санкт-Петербурга. Это связано и с развитием Интернета в регионах. Самыми общительными блогерами, согласно исследованиям «Яндекс», являются пользователи Ростова-на-Дону. Но, к примеру, сотрудники одного из самых сильных по журналистскому составу корпункта «КП-Ростов» признались, что лишь один из них использует этот вид работы с читателями [12, с. 13].

Роль пассивного потребителя трансформировалась в роль читателя-коллегу. И здесь можно говорить о читателе как субъекте креативной части медиапроцесса. Особо это проявляется в активной деятельности читателей в информационном процессе на Интернет-сайтах изданий. Бумажные и электронные версии газет воспринимаются как единое целое. Происходит процесс взаимовлияния. Сайт газеты является площадкой для привлечения аудитории к изданию в целом и бумажной версии в частности. А в самом издании находим множество отсылок к Интернет-версии.

Новый век диктует новые правила. Появление и развитие новых каналов коммуникации требуют принципиально иного подхода к организации работы редакции печатного издания. Вместе с новыми требованиями изменяется и структура периодического издания, как внешняя, так и внутренняя. И это требует иных принципов сбора и редактирования информации, нового отношения к читателю.

Многие западные медиаменеджеры говорят и о том, что в ближайшем будущем должны поменяться и сама модель распространения продукта, и подход к продажам рекламы и редакционного контента, и, собственно, паттерны восприятия этого контента читательской аудиторией [13]. Определенные изменения мы видим и в современной медиапрактике: активно развиваются новые формы распространения контента — от электронных сайтов изданий до мобильных версий газеты, которую можно прочитать прямо на экране своего сотового телефона или коммуникатора.

Модификация отношений субъектов медиапроцесса в печатных СМИ привела к развитию такого свойства прессы, как интерактивность (от англ. interaction — взаимодействие, взаимная активность): «СМИ и аудитория находятся в состоянии взаимного влияния, взаимозависимости: изменения, происходящие в одной сфере, обязательно вызывают перемены в другой» [14, с. 9]. Этот принцип выражается в том, что меняются формы коррелирования редакции с аудиторией. Читатель на сайтах редакции может использовать мультимедийные ресурсы, может предлагать свои материалы, включая иллюстрации, заводить блоги и работать с блогами журналистов редакции. То есть речь идет о принципиально меняющихся формах сотрудничества в отличие от традиционной «обратной связи», хотя и она отнюдь не утрачивает своего значения.

Связь с аудиторией носит двойственный характер. С одной стороны, читатель служит для журналиста источником информации — дает представление об интересах, запросах, реакции на опубликованные материалы, тематически-жанровых предпочтениях. С другой — аудитория путем обратной связи воздействует через газету на общественные процессы, социальные институты [15, с. 120-121]. Таким образом, интерактивность можно определить как обмен информацией, «эффект участия» в информационном процессе.

Вводятся новые формы работы с читателями для увеличения их количества. Публикация цитат из блогов в бумажной версии стала сегодня модным трендом. Сайт «Утро Петербурга» предлагает читателям поучаствовать в опросе (такое же предложение опубликовано и в бумажной газете), пообщаться на форуме, обсудить материалы. «Аргументы и факты» предлагают обсудить на сайте материалы В. Костикова, а также публикуют ссылки, по которым читатели смогут найти информацию по теме или полезные сведения. Например, к материалу «Любовь и рок Анны Герман» в № 7 за 2009 г. врезом идет строка «Послушать песни А. Герман вы можете на нашем сайте... » с полным электронным адресом, что облегчает поиск этого раздела [16, с. 51]. Очень популярны на сайте «Аргументов и фактов» онлайн-консультации со специалистами разных сфер жизнедеятельности, пресс-конференции с экспертами, в ходе которых любой читатель может задать свой вопрос.

«Российской газете — неделя» тоже не чужда блогосфера. Об этом свидетельствует рубрика Н. Лебедевой «Блогожители»: «Новостные сайты рассказывают о последних событиях, а блоггеры размышляют о смысле жизни и ищут ответы на житейские, но весьма непростые вопросы» [17]. Подобные рубрики есть и в «МК в Питере»: «Что обсуждают в Интернете» и «Кого обсуждают в Интернете», «Интернет-приколы», «Мнения» (положительные и отрицательные отзывы о кинопремьерах, книжных новинках, спектаклях).

Корреляция с аудиторией в издании «Мой район» представлена отдельным сайтом — «Интернет-форум читателей». В нем открыта тема «Письма в редакцию» с пометкой, что письма будут опубликованы. После каждого поста на форуме разворачивается обсуждение заявленной читателем темы. Также функционирует опция «Мнения» и «Я — репортер», с помощью которой любой читатель может опубликовать на сайте свою новость и фоторепортаж. Если материал вызовет бурю эмоций и массу коммен-

тариев, то вскоре он будет опубликован на страницах газеты. Все же при наличии формальных признаков журналистского текста, таких как заголовок, лид, правильная композиция (перевернутая пирамида), с содержательной стороны уровень читательских текстов низкий. Чувствуется, что авторы пока не владеют всем арсеналом журналистских методов: умением отбирать факты, адекватно их интерпретировать, использовать всевозможные источники информации и т. д. Тексты скорее напоминают свидетельства очевидцев. Видимо, поэтому так много критики в комментариях к текстам.

По стопам социальных сетей следует газета «Московский комсомолец», предлагающая на своем сайте регистрировать дневники читателей, с помощью которых пользователи смогут излагать свои мысли, выкладывать фотографии, публиковать новости, находить себе новых друзей, объединяться по интересам в сообщества и, как обещает издание, получить реальный шанс добиться популярности на просторах сети. Инновационным в этом издании стал проект «Живая газета», которая создается читателями «Московского комсомольца». В нее любой человек может прислать новость или собственный материал4. По замыслу редакции, интернет-портал — это место общения знающих людей: кто про что знает, тот про то и рассказывает. Материалы на сайте размещают профессиональные журналисты и обычные читатели, которым есть чем поделиться. Газетный номер формируется на ходу. Люди заводят собственные блоги, комментируют записи и выставляют друг другу оценки. Статьи сортируются по хронологии, популярности или ключевым словам. Преобразования сайта «mk.ru» с помощью нового дизайна, публикация заметок, полученных от пользователей, создание специальных проектов (Евро-2008 (футбол), Евровидение (шоу-бизнес) и т.д.) выделяет этот сайт среди конкурентов.

Одной из самых развитых является блогосфера бесплатной массовой газеты «Метро». После регистрации читатель получает в ней аккаунт — собственную страницу. Уже сейчас сайт содержит 1767 блогов и 10 556 записей, и с каждым днем их количество растет. В бумажной версии редакция регулярно проводит конкурс блогеров «Метро» и публикует топ популярных записей. Связана с электронной версией и рубрика «Вопрос дня. Что обсуждают на сайте». Газета обращается к читателю с призывом: «Стань ньюсмейкером!». Редакция приглашает к сотрудничеству тех, кто стал очевидцем происшествия или аварии, сняв при этом событие на фото- или видеотехнику.

Интенсивный рост посещаемости в течение всего года продемонстрировал сайт «kp.ru». Ежедневно на него выставляется более 600 текстовых материалов, 60% которых готовятся сугубо для интернет-аудитории. В будни производится еще 40 видеороликов и 10 фотогалерей. Сайт «kp.ru» ежемесячно привлекает на свою онлайновую площадку до 4,5 млн посетителей, что, по данным компании «TNS Gafep Media», позволяет ему с большим отрывом удерживать в России лидирующие позиции в категории «Новости и СМИ» [11, с. 20-21]. С 13 октября 2008 г. работает собственная видеостудия. На сайте читателям предлагают воспользоваться всеми возможностями мультимедиа: онлайн-консультации, фотогалереи, видеотрансляции и видеорепортажи, пресс-конференции, радио КП. В «Комсомольской правде» налажен диалог с читателем: можно оценить журналистский материал, обратиться за помощью, покритиковать журналиста, завести свой блог, работать с блогами сотрудников редакции. В каждом материале бумажной версии есть ссылки на сайт газеты, а также адреса электронной почты журналистов. Рубрика «Отклики» содержит выдержки из комментариев с сайта, «Топ недели» предлагает рейтинг самых популярных тем на сайте с оговоркой, что этого

4 Проект «Живая газета» является аналогом такого явления, как народная журналистика и «коллективные медиа», которая активно развивается в США, Корее. См. подробнее: [18].

вы не прочитаете в газете. Схожа с предыдущей рубрика «Интернет-рейтинг»: какие статьи обсуждают на сайте «kp.ru» в Петербурге. Особенностью «Комсомольской правды» являются врезы «Полную версию читайте в Интернете», что опять-таки отсылает читателя к сайту газеты.

О все нарастающей роли читателя и превращения его в потребителя говорят и менеджеры западных медиакомпаний, прогнозируя будущее развитие массмедиа: «Потребители контента будут больше диктовать свои требования и больше стремиться самостоятельно решать, какой из медиаканалов выбрать в то или иное время» [13].

Таким образом, аудитория из читателей трансформировалась в потребителей. Новейшая ее модификация — это статус пользователей. Немалую роль в этом сыграл Интернет и электронные сайты изданий, которые упростили доступ к контенту и дали возможность свободного, неформального общения с редакцией газеты и, что особенно важно, с другими членами аудитории. И это отличительная особенность современной прессы. Если ранее для аудитории — адресата коллективного — характерно было отсутствие взаимодействия либо минимальное взаимодействие между членами аудитории, то сегодня мы наблюдаем процесс корреляции не только между редакцией и читателями, но и между субъектами внутри читательского сообщества посредством общения на сайтах изданий. Это приводит к консолидации аудитории, к объединению читателей в сообщества по интересам. Как показывает практика, журналистам почти не удается контролировать этот процесс, и зачастую обсуждение материала перетекает в иные сферы, забывается предмет разговора, а читательская дискуссия заканчивается бранью.

Тенденции развития онлайн-версий газет имеет и свои негативные последствия. Анонимность Интернета, невозможность идентифицировать личность становится причиной представления аудитории в виде безликой массы без пола, возраста и образования. Стирается индивидуальность читателей. Все чаще на страницах газет публикуются материалы от аудитории под авторством «Гость» или от вымышленного имени вопреки развивающейся тенденции персонификации и персонализации журналистики. И, напротив, в газетах, активно работающих с редакционной почтой («Аргументы и факты», «Российская газета — неделя»), публикуются не только реальные имена читателей, профессиональные статусы, но их адреса. Вымышленные имена отчасти положительно влияют на процесс общения: человек в маске чувствует себя удобно, безопасно, комфортно, он свободно выражает свое мнение без страха быть узнанным.

На любом сайте есть уточнение: «Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей». Также читателям обещают, что лучшие комментарии будут опубликованы в бумажных версиях газет. Но, к примеру, в отличие от других изданий, «Российская газета — неделя» публикует на своем сайте только лучшие комментарии. Другими словами, не все записи, присылаемые читателями, попадают на сайт. Прежде они проходят жесткий отбор.

Иногда комментирование журналистского материала или материала читателя превращается в беспорядочный гул голосов, который никем не регулируется. Появляются комментарии к постам. В итоге эти споры заканчиваются, как правило, нецензурной бранью. Интернет затягивает человека. Путешествуя от ссылки к ссылке, от блога к блогу, он сам того не замечает, как проводит слишком много времени в сети, что негативно влияет на здоровье пользователя.

Оперативность сети Интернет укрепляет «минимализм» в стиле и языке журналистских материалов в прессе. Комментарии порой бывают с обилием орфографических ошибок, смайлов и большим количеством опечаток. Редко на страницах газеты может высказаться аудитория, не имеющая доступа к сайтам изданий.

Ситуация складывается таким образом, что печатная версия газеты становится лишь приложением к сайту. И журналисты всячески этому способствуют. Особо на этом поприще преуспела газета «Комсомольская правда». Если в номерах за 2008 г. были отсылки на электронную версию, то в 2009 г. концепция изменилась: эксклюзив вы прочитаете только в Интернете, полная версия — тоже в Интернете. Читатель бумажной газеты чувствует себя обманутым: купил газету, а в ней, кроме аляпистых заголовков и ссылок на сайт газеты, ничего нет.

Не удивительно, что при этом тиражи газет падают, потому что ведется пропаганда и реклама именно сайта. И в этом отличаются позиции российских и европейских газетчиков. Об этом говорит Гуннар Фальк, эксперт Центра журналистики Северных стран. В Европе редакции пытаются любыми способами заставить читателя купить газету, заплатить деньги за информацию, а не получить ее бесплатно.

Этот метод сравнительно недавно стали использовать редакции некоторых массовых газет. К примеру, «Российская газета» предлагает на своем сайте подписку не только на бумажные выпуски, но и на их электронные аналоги, причем стоимость интернет-версии ничуть не меньше традиционной. Воспользоваться архивом газеты можно и бесплатно, но публикуются на сайте лишь некоторые материалы. Полная версия (все остальное) — либо при покупке газеты в киоске, либо посредством оплаты услуги с помощью «мобильного кошелька». Бесплатные газеты «Метро» и «Мой район» выкладывают на своих сайтах номера газет в формате РБЕ. Любой пользователь имеет возможность скачать газету и прочитать ее на своем компьютере.

Как уже говорилось, наблюдается тенденция к укреплению читательского слова на страницах газеты. Это связано с целью увеличения тиража, с развитием технологий. Некоторые издания переходят на формат социальных сетей и «ЖЖ» («Московский комсомолец, «Мой район», «Метро»). И отношения между журналистами и читателями модифицируются в отношения администратора и пользователя, владельца аккаунта. Также у пользователей есть постоянные читатели. Новости как ценность отходят на второй план, а на первом остается общение, мнения, споры.

Почему редакции массовых газет стали больше внимания уделять своим читателям, их творчеству, отдают целые полосы, разделы, рубрики под тексты читателей? Отчасти это объясняется развитием взаимодействия с аудиторией и появлением новых форм коррелирования. Но, возможно, это связано и с кризисом, который испытывает рынок печати. С сокращением производства уменьшились расходы, в том числе и на содержание редакционного коллектива. Это, в свою очередь, отразилось на системе оплаты. Публикация выдержек из блогов, цитирование комментариев читателей с сайта газеты позволяет отчасти экономить трудовые и финансовые редакционные ресурсы.

Если делать какие-то прогнозы и представлять, какой будет газета будущего, то можно предположить, что при таком темпе развития, какой имеют многие издания сейчас, их сайты могут превратиться в подобие социальных сетей. Информационные поводы будут инициированы самими читателями-пользователями, а функцию модератора будут выполнять журналисты. Уже сейчас реакция на новость важнее, чем сама новость. Или же журналист станет лишь одним из пользователей, будет с читателем на одном уровне, приобретет статус читателя, блогера.

Дональд Каммерфельд, представитель издательской ассоциации ИРР, утверждает, что современный потребитель СМИ становится все нетерпеливее и хочет получить информацию немедленно [13]. Осознание того, что аудитория начинает по-новому потреблять информацию, станет значимым фактором успешности периодического издания в будущем. Вместе с этим возрастают требования к уровню профессионального мастер-

ства журналиста, которое неразрывно связано с владением жанровой палитрой, оперативностью, способностью журналиста анализировать ситуацию масштабно и глубоко.

Сохранится тенденция перемещения диалога с аудиторией в Интернет-пространство. Имея огромный выбор медиавозможностей, потребители отдают предпочтения медиа, которые с ними «разговаривают» — их больше не устраивают традиционные медиа в их прежней форме. В отличие от вещателей, газеты видят во фрагментации возможность привлечения новых аудиторий, повышения собственной актуальности для существующих читателей и создания привлекательных рынков для рекламодателей [19, с. 39].

Анализ материалов массовых изданий, а также их электронных аналогов показал, что диалог с аудиторией налажен, редакциями активно используются новые интерактивные формы взаимодействия с читателями, что привело к трансформации отношений редакции и читателя. Общение с аудиторией из формального модифицировалось в неформальное, а читатель стал полноправным субъектом информационного процесса. Благодаря сайтам изданий упростился доступ пользователей к контенту, и появилась возможность использовать все средства мультимедиа от просмотра фото и видео до публикации на сайте собственных материалов. Таким образом, читатель становится субъектом креативной части медиапроцесса.

Литература

1. Дыдынская З. Гуннар Фалк: Читатель будущего — коллега журналиста. — иИ,Ь: www.nedelya.ru/view/35064

2. иИЬ: en.wikipedia.org/wiki/The_Christian_Science_Monitor

3. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. М., 2003. С. 102.

4. Курочкина А. А. Система управления средствами массовой информации. СПб., 1999.

5. Гуревич С. М. Номер газеты. М., 2002.

6. Засурский Я. Н., Вартанова Е. Л., Засурский И. И. и др. Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002. 303 с.

7. Работа с письмами в редакции / Под ред. С. М. Гуревича. М., 1991. 157 с.

8. Верховская А. И. Социологические методы работы с редакционной почтой. М., 1984.

9. Верховская А. И. Письма в редакцию и изучение обратной связи // Проблемы эффективности журналистики. М., 1990.

10. С новым читательским годом! // Аргументы и факты. 2009. №1-2. С. 2.

11. Российский рынок периодической печати, 2008 год. Состояние, тенденции и перспективы развития. Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. — иИ,Ь: www.fapmc.ru.

12. Развитие Интернета в регионах. — иИЬ: yandex.ru/company/ya_regions_report.pdf

13. О тенденциях на глобальном журнальном рынке // Глобальные тенденции развития печатных СМИ. Прогноз до 2020 г. —иКЬ: www.mediaatlas.ru

14. Сухорукова Л. Н. Еженедельная пресса и формирование общественного мнения во Франции. М., 1993.

15. Грабельников А. А. Редакционный коллектив: прошлое, настоящее, будущее: Монография. М., 1990.

16. Любовь и рок Анны Герман // Аргументы и факты. 2009. №7.

17. С любовью по жизни // Российская газета. 2009. №4829. С. 8.

18. Алексеева А. От веблогов к «народной журналистике»: путь к новым «коллективным» медиа // Медиаальманах. 2006. № 5. С. 12-18.

19. Тулупов В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Новые тенденции в издании газет. Воронеж, 2001.

Статья поступила в редакцию 17 июня 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.