Обычно в научной литературе региональной правовой политикой обозначают систему намерений и действий, реализующую как приоритеты правовой политики федерального государства, так и внутренние интересы и потребности провинционального социума методами и способами, учитывающими природу региональных процессов, их специфику и тренды развития, и, наконец, осуществляющую все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных властно-организационных связей.
Таким образом, правовая политика - это не только тактическая деятельность по нормативно-правовой регламентации общественных процессов, но и стратегическая деятельность государственной, региональной муниципальной власти, осуществляемая посредством политико-правовых технологий [1, с. 164]. При этом правовая политика, кроме стратегических целей и задач, должна иметь обоснованную концепцию и соответствующий ей механизм решения текущих проблем.
Справедливо в этом плане отмечает А.В. Малько, что «...активная правовая политика призвана: во-первых, осуществлять конъюнктурную модернизацию правовой системы путем решения ее самых острых текущих проблем (тактика) и, во-вторых, определять долговременные ориентиры правового развития страны, ее правового прогресса (стратегия)» [2, с. 10].
В то же время правовая политика представляет также политико-волевую, властную направленность развития правопорядка, осуществляет фиксацию интересов и общенациональных целей, социокультурных идеалов и ценностей [3, с. 139]. В этом контексте под правовой политикой следует понимать политико-правовой комплекс взаимосвязанных мер, идей, задач, программ, методов и установок, реализуемых в сфере управленческой деятельности публично-правовых институтов власти, определяющих стратегическую направленность управленческой деятельности, реализуемую в целях достижения стабильности государственно-правовой организации общества, правовой упорядоченности значимых общественных отношений и обеспечения национальной безопасности.
Следовательно, содержание понятия «правовая политика» весьма обширно, т.к. включает в себя множество взаимосвязанных и взаимообусловливающих компонентов: это и стратегия устойчивого развития правовой системы и законодательства, и принципы правового регулирования, и конституционно-правовое строительство, и судебно-правовая реформа, и обеспечение (гарантированность) прав и свобод личности и общества, и совершенствование основ федерализма, регионализма и местного самоуправления, и упрочнение законности, правопорядка и многое др.
Социокультурное и территориальное измерение правовой политики публично-правовых институтов власти позволяет отразить способы производства (типизации) и воспроизводства социально значимых форм и моделей социальной деятельности, механизмов их согласования и гармонизации общественных интересов и ценностей. Учет обычно-правовых практик взаимодействия социальных субъектов способствует пониманию особенностей конструирования, функционирования и трансформации общественных процессов в конкретном пространственно-временном континууме.
Управленческое воздействие публично-правовых институтов власти выражает главное в функционировании систем управления, а именно, их ориентацию на достижение с помощью разнообразных технологий (нормативно-регулятивных, политических, ценностных, информационных и проч.) заранее определенных и просчитанных результатов. Следует подчеркнуть, что управленческая деятельность институтов власти по достижению должного правового состояния общества опирается не только на анализ и систематизацию действующих в обществе закономерностей, факторов и доминант социального развития, но и осуществляет правовое моделирование требуемых форм и способов социально-правового взаимодействия, связей и интересов. Именно в этом выражаются природа и сущность властно-управленческой деятельности, которая направлена не только на тактическое осуществление согласования управленческих решений с имеющейся правокультурной и этнополитической средой, но и на стратегическое правовое моделирование будущего стабильного воспроизводства общественной жизнедеятельности.
Правовая политика является тем доктринально-правовым уровнем, который обеспечивает единство публичного управления, т.к. в интегративной и сжатой форме институционализирует взаимосвязанный комплекс приоритетов, целей, задач и установок, реализуемых публично-правовыми институтами власти на определенном пространстве с учетом действующих правокультурных и этнополитических трендов развития. Качественные характеристики функционирования институтов власти в этом аспекте будут следующими:
а) легальность - отражает соответствие правотворческой и исполнительной деятельности, с одной стороны, действующему законодательству, а с другой - реализации доктринально-правовых принципов и нормативных установлений общей национальной правой политики;
б) адекватность - выражает состояние сбалансированности потенциальных возможностей правокультурной среды, материальных, организационно-правовых форм для достижения обозначенных приоритетов и принципов правовой политики. В этом плане решение конкретных задач и нормативных установок принятой правовой политики государства должно соотноситься не только с действующими интересами и потребностями личности, общества, государства, но и учитывать их потенции, которые будут реализовываться в перспективе, а также условия и ресурсы, требуемые для их удовлетворения.
Причем адекватность управленческой деятельности институтов достигается лишь в тех условиях, когда законы и подзаконные акты создаются и реализуются не только на основе конституционно-правовых и иных принципов права, но и с учетом органической внутренней связи с регулируемыми общественными отношениями, исторически сложившимися правосознанием, обычаями и традициями народа. В этом плане следует согласиться с утверждением А.В. Малько, что самая главная трудность нынешней правовой политики заключается в том, что она «...во многом осуществляется в отрыве от реально существующих общественных отношений, без учета закономерностей правовой жизни российского общества. Между тем давно известно, что любая политика, не основанная на реалиях, -заведомо неэффективная деятельность» [2, с. 11];
в) системность - определяет согласованность, взаимосвязанность и взаимозависимость властно-управленческой деятельности в принятии и реализации публично-правовых решений на всех уровнях политико-правовой организации, что предполагает наличие институционально-правовых форм и механизмов координации и контроля за реализацией единой правовой политики федеральными, региональными и муниципальными органами власти в рамках своих компетенций.
При этом правовая политика отражает взаимообеспечивающее использование управленческих форм (правотворческой, правоприменительной, правоинтерпретационной, доктринальной, правообучающей) при достижении модилируемого правового состояния. Г.Ф. Шершеневич писал, что «.политика права должна выработать общий план будущего государственного и правового порядка, и осуществление этого плана в деталях, по особым отделам права, - лишь только выполнение общей идеи. Специальная политика права может быть только развитием общей политики права» [4, с. 152];
г) легитимность - отражает поддержку, принятие, с одной стороны, приоритетов и направлений правовой политики, определяющих должное правовое состояние общества, а с другой - формы, методы, модели и уровни властно-правовой организации и результаты управленческой деятельности национальным правовым сознанием. Иначе говоря, данная характеристика выражает процесс оправдания стратегии и тактики правового развития общества, конечных и текущих результатов публично-правовой деятельности органов власти;
д) эффективность - выражает, с одной стороны, уровень достижения и стабилизации жизненно важных показателей общественной жизнедеятельности, национальной безопасности, а с другой -ресурсные потери (управленческие, организационные, материальные, социальные и проч.) для достижения режима законности и правопорядка, социального воспроизводства общества.
Перечень указанных характеристик может быть расширен и уточнен, однако, с точки зрения достижения целостности публично-правового управления, он фиксирует главные требования к осуществлению правой политики. В этом плане правовая политика, во-первых, выступает в качестве фактора организации всей правовой действительности и политико-правового инструмента поддержания и укрепления общественного порядка, тактически минимизируя негативные факторы деградации, кризиса социальной системы; во-вторых, играет роль преобразующего фактора, т.е., учитывая и систематизируя существующие общественные тенденции, корректирует и направляет развитие всего правового пространства в стратегическом плане.
Поэтому разработка институционально-правовых основ формирования и реализации единой правовой политики государства федеральными, региональными и муниципальными органами власти сформирует основы для обеспечения целостности публично-правового управления в Российской Федерации.
В формулировании и реализации правовой политики также следует учитывать провинциальные характеристики политико-правового мышления, оказывающие существенное влияние на принятие/непринятие тех или иных институционально-правовых новаций. В регионализации управленческого процесса и гражданской политической активности существенное значение имеют мировоззренческие установки граждан провинционального социума, непосредственно влияющие на политическую мотивацию региональных элит и субъектов гражданского общества. С.И. Барзилов и Е.Н. Барябина справедливо отмечают, что в условиях незаконченной федерализации российского общества и глобального социально-политического кризиса возрастают идейно-политические и культурно-мировоззренческие факторы социальной идентификации, а «.групповая ментальность компенсирует неразвитость политико-экономических обстоятельств организации общностей» [5, с. 196].
При этом следует учитывать, что в региональном политико-правовом пространстве самоидентификация провинциональной элиты и граждан имеет не только позитивную составляющую - идентификация с региональным жизненным пространством, с общей российской государственностью, но и негативную - основанную на противопоставлении регионального социума, разворачивающихся в нем политико-правовых, социально-экономических и духовно-культурных процессов иным территориальным пространствам. Данный формат самоидентификации базируется на игнорировании ценностей и норм, интересов и потребностей других социальных групп. Не случайно в политической риторике региональных элит часто встречаются формулы, обосновывающие размежевание регионального и федерального политического процесса, государственных и территориальных идей и ценностей, столичного и провинционального образа жизни. Все это ведет к разрушению социального единства и целостности российской государственности, стабильности политического процесса и адекватности проводимой государством правовой политики.
В целом обозначим следующие направления совершенствования российской региональной правовой политики:
- во-первых, властно-управленческая деятельность публично-правовых институтов, направленная на достижение должного правового состояния общества, опираясь на анализ и систематизацию действующих в обществе закономерностей, факторов и доминант социального развития, осуществляет правовое моделирование требуемых форм и способов социально-правового взаимодействия, связей и интересов;
- во-вторых, региональная управленческая деятельность институтов власти осуществляет как реальное отражение и закрепление сложившихся моделей позитивного общественного взаимодействия, поддерживающих и развивающих логику и параметры территориального развития, так и опережающее отражение, предполагающее нормативную регламентацию общественных отношений, исходящую из достижения должного правового состояния общества. При этом в рамках правового опыта традиционно приоритетные интересы и ценности проецируются на будущее;
- в-третьих, региональная правовая политика является тем доктринально-правовым уровнем, который обеспечивает единство публичного управления, т.к. в интегративной форме институционализирует комплекс приоритетов, целей, задач и установок, реализуемых публично-правовыми институтами власти на определенном пространстве;
- в-четвертых, качественными характеристиками региональной правовой политики и функционирования институтов власти на территориальном пространстве являются: легальность, адекватность, системность, легитимность, эффективность. Данные характеристики являются ключевыми в оценке значимости, адекватности и эффективности деятельности публично-правовых институтов власти на различных уровнях государственно-правовой организации общества (федеральном, региональном, муниципальном);
- в-пятых, региональная правовая политика служит политико-правовой организации и укреплению общественного порядка в регионе, корректирует и направляет развитие всего административно-территориального пространства, т.е. в стратегическом плане формирует новую качественную региональную общественную систему. В этом аспекте разработанные институционально-правовые основы формирования и реализации единой правовой политики государства федеральными,
региональными и муниципальными органами власти позволят обеспечить целостность публично-правового управления, его оптимальность и адекватность.
Литература
1. Коробова А.П. О многозначности понятия «правовая политика» // Правоведение. 1999. № 4.
2. Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб., 2004.
3. Шпак В.Ю. Политика права и правовая политика // Правовая политика: Сб. науч. тр. Таганрог, 2005. Ч. 1.
4. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1910. Вып. 1.
5. Барзилов С.И., Барябина Е.Н. Особенности политической ментальности провинциального социума // Регион как субъект политики и общественных отношений. М., 2000.