Научная статья на тему 'Российское региональное управление: особенности постсоветской легализации'

Российское региональное управление: особенности постсоветской легализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩАЯ ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ СФЕРА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / PUBLIC RELATIONS / SOCIAL PROCESSES / THE STATE REGIONAL POLICY / MANAGEMENT / GENERAL MANAGEMENT / PUBLIC-LEGAL SPHERE / THE REGIONAL AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Свиридкина Елена Викторовна, Стародубцев Сергей Владимирович

Региональная управленческая деятельность представлена в статье в качестве одной из форм публично-правового управления, выражающего совокупность политико-правовых и социально-экономических принципов, методов и механизмов воздействия на территориальные процессы в контексте федерализации российской государственности. При этом региональное управление рассматривается авторами как относительно самостоятельная и автономная подсистема общей системы публично-правового управления, формируемая не только под влиянием внутренних закономерностей развития, социально-политической эволюции конкретного региона, но и открытая для воздействия всех процессов, протекающих в государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Свиридкина Елена Викторовна, Стародубцев Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian regional administration: characteristics of post-Soviet legalization

Regional management activities is presented in the article as one of the forms of publicly-legal Department, which expresses the combination of political, legal and socio-economic principles, methods and mechanisms of action on life processes in the region in the context of the federalization of the Russian statehood. The regional management is regarded by the authors as the relatively independent and Autonomous subsystem of the General system of publicly-legal Department, is formed not only under the influence of internal laws of development, socio-political evolution of a particular of the region, but also open to the impact of all of the processes occurring in the state.

Текст научной работы на тему «Российское региональное управление: особенности постсоветской легализации»

В научной литературе региональное управление рассматривается как относительно самостоятельная и автономная подсистема общей системы публично-правового управления. Она развивается как с учетом внутренних закономерностей развития, эволюции конкретного региона и разворачивающихся в нем процессов, так и находится под воздействием всех процессов, происходящих в государстве. Поэтому одним из главных принципов стабильного функционирования данной системы является оптимальность разграничения между различными уровнями прав осуществлять полный цикл управленческой деятельности, в том числе принимать окончательные решения по определенным видам деятельности и в рамках своей компетенции [1, с. 22-23]. Кроме того, эта модель управления предусматривает четкую взаимосвязанную систему обязанностей по реализации общих целей и параметров развития государства, обеспечения единства и целостности публично-правового управления.

Следует констатировать, что мировой государственно-правовой опыт свидетельствует о возрастании значения и социальной роли управленческой деятельности. При этом в самом управленческом процессе существенное значение начинают играть не только целевые ориентиры, но и используемые политико-правовые формы и способы, властно-правовые приемы и операции, различного рода процедуры подготовки и принятия социально значимых управленческих решений, организация и контроль за их исполнением.

По сути, формируется новая культура управленческой деятельности, которая характеризуется единством целеполагания и использования инновационных методов в процессе достижения юридически, политически и социально значимого результата. Эти обстоятельства имеют существенное значение и для трансформирующейся российской государственности.

Следует согласиться с достаточно устоявшейся в научной литературе оценкой, согласно которой радикальные преобразования, предпринятые и осуществленные в 90-х гг. прошлого века, разрушили фундаментальные основы государственного устройства, в том числе и системы государственного управления, что обусловило разлад механизмов воспроизводства в социальных системах. Управленческая ситуация последнего двадцатилетия характеризуется тем, что при номинальном сохранении традиционной для России централизованной иерархической управленческой вертикали произошла практически полная утрата ее властно-управленческих функций и возможностей, а это является причиной многих социальных, этнополитических, экономических, духовных и иных конфликтов, противоречий между федеральными и региональными органами государственной власти.

Неотлаженность властно-правовых механизмов управления, которые соответствовали бы этнополитическим и социально-экономическим реалиям провинциального и российского общества в целом, зачастую парализует функционирование публично-правовых органов власти (как в центре, так и на региональном и муниципальном уровнях). Все это требует по-новому взглянуть на проблемы и концепции в региональной политике России, определить уровни и задачи управленческой деятельности на различных уровнях публично-правовой организации.

Управленческая деятельность выражает внутреннюю логику и направление развития социальных отношений и процессов, взаимодействие различных субъектов в публично-правовой сфере, а также развитие региональных, городских и муниципальных социумов как сформированных системных единиц социального реформирования, в которых может быть достигнут конкретный управленческий результат.

Достаточно четко эту мысль выразил В.А. Солнцев, полагая, что «реальные попытки осуществить социальное управление при переходе к рыночной экономике показывают, что пренебрежение целеполаганием, системным эффектом приводит к неудачам, к нарастанию социальной напряженности в реформируемом обществе» [2, с. 11-12], а также к возникновению депрессивных социальных систем и подсистем и в целом к системному кризису. Поэтому управление системно по своей природе, и за пренебрежение данными закономерностями развития управленческой деятельности приходится «расплачиваться» негативными социальными эффектами.

В современном управлении общественными процессами целеполагание обладает сложной природой, но при отказе от важнейших функций организации - целеполагания - возникает вопрос об уровне и границах организации и, как следствие, о характере ее взаимоотношений с окружающей

средой. Справедливо отмечено, что «отказ от функций целеполагания как признака социальной организации не дает возможности понять реальные процессы, происходящие в российских организациях» [3, с. 102].

Развитие стихийных процессов социального управления обусловило его неэффективность, что становится наиболее заметным в практическом отказе от учета проблем конкретных социальных групп и общностей и, конечно же, конкретного человека на всех управленческих уровнях. Так, А.В. Калинский совершенно справедливо подчеркивает, что «традиционно, по-советски, в расчет органами власти и управления принимались только соответствующие макроэкономические показатели, что, по сути, противоречило демократическим устремлениям и лозунгам, провозглашаемым на старте реформ и поддержанным широкими слоями населения» [4, с. 13]. В целом наметилась тенденция к суженному типу социального воспроизводства в большинстве региональных жизненных пространств, а социальные противоречия и конфликты, как и институциональные риски и деформации, генерировались структурными дисбалансами во властно-правовой организации постсоветской России.

Можно утверждать, что управление различными социальными процессами (политическими, правовыми, экономическими и т.п.) в своей внутренней структуре представляет сложную систему, включающую в себя взаимосвязанные и взаимодействующие элементы (подсистемы), совокупность которых образует управление как специфический публичный институт. В общем плане в систему управленческой деятельности входят следующие основные элементы: управленческие взгляды, идеи, теории; технологии публичной организации, координации и контроля; организационно-правовые формы выражения, функционирования; институциональная структура общества. В то же время, будучи взаимосвязанными, эти элементы управления обладают относительной самостоятельностью и автономностью.

Очевидно, что смысл управленческой деятельности и ее назначение заключаются в достижении стабильности и упорядоченности общественных отношений, обеспечивающих устойчивое развитие социальных процессов (экономических, политических, правовых, духовно-культурных и т.п.). Для обеспечения правопорядка, социальной безопасности, стабильного воспроизводства российского общества и устойчивого политико-правового развития страны требуется согласованная деятельность федеральных, региональных и муниципальных публично-правовых органов власти, базирующаяся на общих доктринально-правовых принципах, целях и управленческих задачах, а также четких институционально-нормативных формах и способах взаимодействия.

В этом плане управленческая деятельность различных органов власти, функционирующих на различных уровнях государственно-правовой организации, должна быть направлена на поддержание определенного социального порядка, общие параметры которого задаются с учетом конституционноправовых основ политико-правовой организации и действующих социально-культурных и политикотерриториальных закономерностей развития общественной системы.

В то же время «ни группа исторических наук, ни группа философских наук, исследуя и создавая знание общих закономерностей и тенденций социального развития, не ставят своей целью, да и не могут дать, знания, необходимые для непосредственного управления» [5, с. 461]. Таким образом, система публично-правового управления общественными процессами основывается на общих принципах, целях, задачах, обусловленных нормативными приоритетами и установками правового развития с учетом специфики социокультурной среды. В рамках юридической науки эти положения общей теории управления выражаются в концепции правовой политики государства, поскольку именно последнее отражает процесс управления различными сферами общественной жизнедеятельности, связей и интересов, объективно нуждающихся в регулятивном опосредовании со стороны публичной власти [6, с. 77].

Кроме того, важно подчеркнуть, что управленческая деятельность публично-правовых институтов власти, нацеленная на достижение должного этнополитического и правового состояния общества, опирается не только на анализ и систематизацию действующих в обществе закономерностей, факторов и доминант социального развития, но и осуществляет правовое моделирование требуемых форм и способов социально-правового взаимодействия, связей и интересов. Такое правовое

моделирование ориентировано прежде всего не только на учет направлений развития общества, государства, права, но и нормативно корректирует данное развитие исходя из необходимых параметров и задач. Именно в этом выражается природа и сущность управленческой деятельности, которая не только тактически выполняет согласование управленческих решений с имеющимися процессами и трендами социального, этнополитического, экономического и прочего развития, но и осуществляет стратегическое правовое моделирование будущего политико-правового состояния, адекватного как внутренним интересам и потребностям различных территориальных образований, российской государственности в целом, так и внешним условиям их функционирования.

С учетом вышеизложенного региональную управленческую деятельность, с нашей точки зрения, следует рассматривать в качестве одной из форм публично-правового управления, представляющей собой совокупность политико-правовых и социально-экономических принципов, методов и механизмов воздействия на жизненные процессы в регионе в контексте федерализации российской государственности. Вместе с тем региональное управление выступает как относительно самостоятельная и автономная подсистема общей системы публично-правового управления, формируется не только под влиянием внутренних закономерностей развития, социальнополитической эволюции конкретного региона, но и открыта для воздействия всех процессов, протекающих в государстве.

При этом одним из главных принципов стабильного функционирования системы регионального управления в современной России является оптимальность разграничения между различными уровнями прав на осуществление полного цикла управленческой деятельности, в том числе принятие окончательных решений в рамках своей компетенции. Вообще, принцип распределения власти по территории, основанный на двустороннем разграничении властно-правовых полномочий между федеративной и региональной властью, является ведущим в обеспечении адекватности и эффективности управленческой деятельности.

В условиях российской федерализации и регионализации институты регионального управления играют доминирующую роль в политико-правовом обеспечении стабильности, воспроизводства и безопасности территориальной жизнедеятельности индивидов. При этом региональную правовую политику следует рассматривать в качестве важного и неотъемлемого уровня реализации национальной стратегии укрепления единства и целостности российской государственности. Сегодня очевидно, что реализация общенациональной правовой политики без ее территориальной конкретизации и продолжения на региональном и муниципальном уровнях невозможна и недейственна в пространственно-географических координатах России.

Если проанализировать действующую институционально-правовую базу системы регионального управления, то можно констатировать, что в ней нет четких основ реализации единой правовой политики на различных уровнях государственно-правовой организации, а также взаимной политикоправовой ответственности.

Поэтому в современных условиях назрела принципиальная необходимость принятия не только доктринально-правовых основ данной управленческой деятельности, но и институционализации системы обязанностей по реализации общих целей и параметров развития государства, обеспечения единства и целостности публично-правового управления.

Выше отмечалось, что пока еще нельзя вести речь о сложившихся принципах и приоритетах регионального управления в контексте институционализации единой и целостной системы публичноправового управления. В действующем законодательстве отсутствуют и четкие дефиниции, правовые средства и механизмы функционирования данного уровня управленческой деятельности, региональное управление рассматривается как уровень, на котором продолжается и конкретизируется «властно-правовая воля» федеративных институтов и структур.

Вместе с тем следует учитывать, что параметры, используемые в рамках управленческого провинционального пространства, не всегда поддаются систематизации, интеграции и нормативноправовому выражению в федеративных программах развития российской государственности. Поэтому необходим дифференцированный подход к управлению региональными этнополитическими

и социально-правовыми процессами, а также приоритет динамической системы и сценарной модели управленческой деятельности.

В связи с этим требуются разработка и законодательное оформление прежде всего таких понятий, как «региональное управление», «региональный управленческий процесс», «методология регионального управления» и других, связанных с ними политико-правовых феноменов, которые на доктринально-правовом уровне организуют и направляют развитие регионального управления в заданных правовых режимах функционирования.

С нашей точки зрения, региональное управление следует рассматривать в качестве властноправовой деятельности в пределах определенного территориального пространства, направленной на достижение стабильности и воспроизводства региональной жизненной системы, эффективное и рациональное использование имеющихся ресурсов в целях обеспечения благосостояния, достойных условий жизни и правопорядка в регионе.

При этом к субъектам управленческого процесса следует отнести весь комплекс функционирующих публично-правовых органов, действующих на всех уровнях политико-правовой системы, которые координируют процесс управления различными областями общественной жизни. В свою очередь, объектами регионального управления выступают разновекторные процессы, события и явления, возникающие и протекающие в рамках определенного территориального сообщества, а также специфические состояния и предпосылки развития регионального пространства в условиях федеративной целостности.

Методологию региональной управленческой деятельности следует трактовать как разветвленную систему публично-правовых способов и инструментов, политико-правовых режимов и средств управления территориальными процессами, а также приемов анализа и оценки событий и явлений, использующихся для достижения управленческих целей и задач. При этом необходимо подчеркнуть, что неоднозначный и динамический характер объектов регионального управленческого воздействия определяет специфичность инструментов, методов и режимов территориального управленческого процесса.

В этом аспекте региональный управленческий процесс, по нашему мнению, должен рассматриваться в качестве системной политической и юридической деятельности уполномоченных органов, их должностных лиц, а также привлекаемых ими институтов гражданского общества, связанной с организацией, координацией и контролем стабильного и оптимального функционирования объекта управления, а также его качественным переходом в запланированное политико-правовое состояние.

Литература

1. Государственная политика и управление: В 2 ч. Ч. II: Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. М., 2007.

2. Солнцев В.А. Управление социальными процессами в регионе: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Новочеркасск, 1998.

3. Актуальные проблемы социологии управления (Материалы «круглого стола») // Социологические исследования. 1998. № 2.

4. Калинский А.В. Здравоохранение в воспроизводстве социальных ресурсов: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2003.

5. Керимов Д.А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2003.

6. Матузов Н.И. Правовая политика: сущность, концепция, реальность // Российская правовая политика. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.