Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ'

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / SOCIAL POLICY / REGIONAL LEGAL POLICY / SOCIAL SPHERE / SOCIAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садриева Дамира Наильевна

В статье анализируются особенности региональной правовой политики в социальной сфере. Автор обобщает основные подходы к ее пониманию, а также систематизирует сложившийся понятийный ряд. Кроме того, автор рассматривает основные формы и направления ее современного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Садриева Дамира Наильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL LEGAL POLICY IN THE SOCIAL SPHERE: THE CONCEPT AND MAIN PRIORITIES

The article analyzes the peculiarities of regional legal policy in the social sphere. The author summarizes the main approaches to its understanding, as well as systematizes the existing conceptual series. In addition, the author examines the main forms and directions of its modern development.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ»

Евразийская адвокатура. 2024. № 4 (69). С. 119. Eurasian advocacy. 2024;(4(69)):119.

Права человека в евразийском пространстве

Научная статья УДК 342.41

doi 10.52068/2304-9839_2024_69_4_119

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

САДРИЕВА Дамира Наильевна

Соискатель кафедры конституционного и административного права Казанского (Приволжского) федерального университета

420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18, каб. 145, Российская Федерация

Аннотация: В статье анализируются особенности региональной правовой политики в социальной сфере. Автор обобщает основные подходы к ее пониманию, а также систематизирует сложившийся понятийный ряд. Кроме того, автор рассматривает основные формы и направления ее современного развития.

Ключевые слова: социальная политика, региональная правовая политика, социальная сфера, социальные права и свободы человека и гражданина

Для цитирования: Садриева Д.Н. Региональная правовая политика в социальной сфере: понятие и основные приоритеты // Евразийская адвокатура. 2024. № 4(69). С. 119. https:// doi.org/10.52068/2304-9839_2024_69_4_119

Human Rights in Eurasian Space

Original article

REGIONAL LEGAL POLICY IN THE SOCIAL SPHERE: THE CONCEPT AND MAIN PRIORITIES SADRIEVA Damira Nailyevna

Candidate of the Department of Constitutional and Administrative Law Kazan (Privolzhie) Federal University 420008, Kazan, st. Kremlevskaya, 18, office. 145, Russian Federation

Abstract: The article analyzes the peculiarities of regional legal policy in the social sphere. The author summarizes the main approaches to its understanding, as well as systematizes the existing conceptual series. In addition, the author examines the main forms and directions of its modern development.

Keywords: social policy, regional legal policy, social sphere, social rights and freedoms of man and citizen

For citation: Sadrieva D.N. Regional Legal Policy in the Social Sphere: the Concept and Main Priorities = Eurasian

advocacy. 2024;4(69):119. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839_2024_69_4_119

Одной из современных тенденций публичного управления на территории субъектов Российской Федерации является формирование системы гарантий и законодательное регулирование той области жизнедеятельности, которая именуется социальной сферой. В свою очередь, публичное управление данной сферой, как отмечает Ю.Л. Ба-люшина, характеризуется рядом специфических особенностей, включая целенаправленность и наличие обратных связей, которые наряду с публичностью выступают атрибутами государственной политики любого уровня [1].

В системе научных знаний сложилось множество теоретических конструкций, отражающих деятельность заинтересованных субъектов

социального взаимодействия на территории региона (отдельного субъекта Российской Федерации, группы субъектов Российской Федерации) по развитию указанного сегмента общественной жизни: региональная социально-экономическая политика [2], социальная политика в законотворчестве субъектов Российской Федерации [8], социальная политика в субъектах Российской Федерации [5], региональная социальная политика [3], социальная политика региона [6], правотворческая политика субъектов Российской Федерации в социальной сфере, правовая политика субъекта Российской Федерации в социальной сфере и др.

Как видно, в понятийном ряду превалируют конструкции, распространенные в политических

© Садриева Д.Н., 2024 Распространяется по лицензии Creative Commons Attribution Noncommercial License 4.0 (CC BY-NC).

ЕВРАЗИЙСКАЯ АДВОКАТУРА 4 (69) 2024

науках. Что касается юриспруденции, то формализация данного явления отражается в понятиях о правовой политике субъекта Российской Федерации в социальной сфере, правотворческой политике субъектов Российской Федерации в социальной сфере, правоприменительной политике в социальной сфере и т. д.

Для правовой политики субъекта Российской Федерации в социальной сфере (региональной правовой политики в социальной сфере) исходным выступает понятие правовой политики, которая трактуется В.В. Субочевым как приемлемая форма руководства и регулирования общественных отношений, основывающаяся на оптимальном сочетании правовых средств и юридических конструкций, проявляющая себя в различных формах, опосредующая все уровни власти, соответствующая выработанной концепции стратегии развития государства и преследующая социально полезные цели [12].

Вместе с тем для характеристики данного политико-правового явления на уровне субъектов Российской Федерации дополнительно необходимо учитывать специфику объекта политико-правового руководства, генеральные приоритеты, а также учет и сбалансированность федеральных и региональных интересов и ресурсов.

Региональная правотворческая политика в социальной сфере выступает одной из форм руководства и регулирования особой группы общественных отношений, связанных с функционированием, как отмечает А.П. Недригайловой, социальной инфраструктуры и комплекса соответствующих отраслей (образование, здравоохранение, культура, искусство, жилищно-коммунальное хозяйство, общественный транспорт и пр.), формирующих социальное пространство, в котором осуществляется повседневная жизнедеятельность населения [7], а также удовлетворяются базовые социальные потребности и интересы.

Генеральными приоритетами региональной правовой политики в социальной сфере выступают социальные права и свободы, предусмотренные, прежде всего, Конституцией Российской Федерацией, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. Это вытекает из смысла и содержания Указа Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» [10], в котором обеспечение равных возможностей для реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, включая социальные, на всей территории страны

одновременно признается одним из принципов и целью государственной политики регионального развития.

Сбалансированность федеральных и региональных интересов и ресурсов определяется средствами разграничения предметов ведения и полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и иными актами федерального законодательства [11].

К примеру, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится самостоятельное участие последних за счет средств регионального бюджета в обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. При этом, если федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, включая сферу социальной защиты населения, определяют порядок обеспечения условий доступности для инвалидов данных объектов и предоставляемых ими услуг, то органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, следуя требованиям федерального и регионального законодательства, несут ответственность за инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг [13, 14].

Конкретизация возможных форм региональной правовой политики отражается в понятии правотворческой политики субъектов Российской Федерации, представляющей собой, по мнению А.Ю. Лаврика, особое явление политико-правовой действительности, выражающееся в научно обоснованной, планомерной и системной деятельности, осуществляемой на различных уровнях правового регулирования и направленной на обеспечение необходимых условий для эффективного правотворчества [4]. Итак, особенность данного политико-правового явления выражается в том, что оно призвано обеспечить в субъектах Российской Федерации развитие регионального правотворчества и правотворческой деятельности.

Вместе с тем наряду с правотворческой политикой существует и другая форма правовой поли-

тики, а именно правоприменительная политика, которая, как отмечает В.А. Рудковский, представляет собой выраженную в системе политико-правовых установок, организационно-управленческих средств и тенденций правоприменительной деятельности стратегию и тактику государства в сфере реализации юридических норм [9]. Таким образом, региональная правоприменительная политика концентрируется на формах реализации на территории субъекта Российской Федерации правовых норм с помощью средств, способов и приемов, которые установлены, помимо специального законодательства, в документах стратегического планирования федерального и регионального значения.

Таким образом, региональная правовая политика в социальной сфере представляет собой форму руководства и регулирования органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации системы общественных отношений, устанавливающих механизмы реализации и защиты социальных прав и свобод человека и гражданина, основанную на сочетании правовых средств и юридических конструкций, присущих, в том числе, институту разграничения предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, соответствующую выработанной концепции государственной политики регионального развития.

Основными формами региональной правовой политики в социальной сфере выступают правотворческая и правоприменительная. Если региональная правотворческая политика в социальной сфере представляет собой форму руководства созданием системы законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, устанавливающих механизмы реализации и порядок защиты социальных прав и свобод человека и гражданина на ее территории, то региональная правоприменительная политика -форму последовательной деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению их соблюдения и применения с учетом содержания политико-правовых установок.

Список источников

1. Балюшина Ю.Л. Социальная политика: понятие и сущность // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 6. С. 56.

2. Баранова С.В., Лидинфа Е.П. Социально-экономическая политика регионов: цели, задачи, факторы

объективного взаимодействия // Вестник сельского развития и социальной политики. 2020. №2 (26). С. 25.

3. Заболев Ю.В. Региональный менеджмент в условиях реформирования бюджетной системы и социальной сферы в Российской Федерации // Социология власти. 2008. № 3. С. 62.

4. Лаврик А.Ю. Общефедеральный, региональный и муниципальный уровни правотворческой политики в современной России: теоретические аспекты взаимодействия: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 7.

5. Масловская М.В., Кушаева Ю.Х. Социальная политика в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Мордовия) // Огарёв-Online. 2018. № 13(127). С. 1.

6. Мухометьярова О.И. Законотворческая деятельность как инструмент управления социальной политикой региона // Общество, экономика, управление. 2017. № 1. С. 37.

7. Недригайлова А.П. Социальная сфера// Экономика и социум. 2020. № 12 (79). С. 844, 845.

8. Подкорытова Р.М. Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000. С. 56.

9. Рудковский В.А. Правовая политика и осуществление права. Волгоград, 2009.С. 288.

10. Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 4. Ст. 637.

11. Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 52. Ч. I. Ст. 8973.

12. Субочев В.В. Правовая политика современной России в сфере лоббизма. Теоретические проблемы: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 145.

13. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 15 (ч. 3) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/9014513/titles/1MH6OU9.

14. Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», ст. 44 (ч. 1, п. 53) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 52. Ч. I. Ст. 8973 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/9014513/titles/1MH6OU9.

References

1. Balyushina Yu.L. Social"naya politika: ponyatie i su-shhnost" // Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federaTnogo universiteta. Seriya: Gumanitarny"e i sodal"ny"e nauki. 2009. № 6. S. 56.

2. Baranova S.V., Lidinfa E.P. Sodal"no-e"konomiches-kaya politika regionov: celi, zadachi, faktory" ob""ektivnogo vzaimodejstviya // Vestnik sel"skogo razvitiya i sociaTnoj politiki. 2020. №2 (26). S. 25.

3. Zabolev Yu.V. Regionally"] menedzhment v us-loviyax reformirovaniya byudzhetnoj sistemy" i sociaTnoj sfery" v Rossijskoj Federacii // Sociologiya vlasti. 2008. № 3. S. 62.

4. Lavrik A.Yu. Obshhefederal"ny"j, regional"ny"j i municipal"ny"j urovni pravotvorcheskoj politiki v sovre-mennoj Rossii: teoreticheskie aspekty" vzaimodejstviya: avtoref. dis. . kand. yurid. nauk. M., 2008. S. 7.

EBPA3MMCKAA A^BOKATYPA 4 (69) 2024

5. Maslovskaya M.V., Kushaeva Yu.X. SodaTnaya poli-tika v sub"ektax Rossijskoj Federadi (na primere Respub-liki Mordoviya) // Ogaryov-Online. 2018. № 13(127). S. 1.

6. Muxomet'yarova O.I. Zakonotvorcheskaya deyatel"-nost" kak instrument upravleniya sodaTnoj politikoj regio-na // Obshhestvo, e'konomika, upravlenie. 2017. № 1. S. 37.

7. Nedrigajlova A.P. Sociaknaya sfera// E'konomika i socium. 2020. № 12 (79). S. 844, 845.

8. Podkory'tova R.M. Zakonotvorcheskaya deyatek-nost" sub"ektov Rossijskoj Federacii v sfere sodaknoj za-shhity" naseleniya: dis. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2000. S. 56.

9. Rudkovskij V.A. Pravovaya politika i osushhestvle-nie prava. Volgograd, 2009.S. 288.

10. Sobranie zakonodatekstva Rossijskoj Federacii. 2017. № 4. St. 637.

11. Sobranie zakonodatekstva Rossijskoj Federacii. 2021. № 52. Ch. I. St. 8973.

12. Subochev V.V. Pravovaya politika sovremennoj Rossii v sfere lobbizma. Teoreticheskie problemy": dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2002. S. 145.

13. Federakny'j zakon ot 24 noyabrya 1995 goda № 181-FZ «O sociaknoj zashhite invalidov v Rossijskoj Federacii», st. 15 (ch. 3) [E~lektronny~j resurs]. URL: https://docs.cntd. ru/document/9014513/titles/1MH6OU9.

14. Federakny'j zakon ot 21 dekabrya 2021 goda № 414-FZ «Ob obshhix principax organizacii publichnoj vlasti v sub"ektax Rossijskoj Federacii», st. 44 (ch. 1, p. 53) // Sobranie zakonodatekstva Rossijskoj Federacii. 2021. № 52. Ch. I. St. 8973 [E~lektronny~j resurs]. URL: https://docs. cntd.ru/document/9014513/titles/1MH6OU9.

Regional Legal Policy in the Social Sphere: the Concept and Main Priorities (extended annotation)

One of the modern trends in public administration in the territory of the subjects of the Russian Federation is the formation of a system of guarantees and legislative regulation of that area of life, which is called the social sphere. In turn, public management of this sphere, as noted by Y.L. Balyushina, is characterized by a number of specific features, including purposefulness and the presence of feedback, which, along with publicity, act as attributes of public policy at any level.

There are many theoretical structures in the system of scientific knowledge that reflect the activities of interested subjects of social interaction in the territory of the region (a separate subject of the Russian Federation, a group of subjects of the Russian Federation) for the development of this segment of public life: regional socio-economic policy, social policy in the lawmaking of the subjects of the Russian Federation, social policy in the subjects of the Russian Federation, regional social policy, social policy of the region, law-making policy of the subjects of the Russian Federation in the social sphere, legal policy

of the subject of the Russian Federation in the social sphere, etc.

As can be seen, the constructions common in political sciences prevail in the conceptual series. As for jurisprudence, the formalization of this phenomenon is reflected in the concepts of the legal policy of the subject of the Russian Federation in the social sphere, the law-making policy of the subjects of the Russian Federation in the social sphere, law enforcement policy in the social sphere, etc.

For the legal policy of the subject of the Russian Federation in the social sphere (regional legal policy in the social sphere), the concept of legal policy is the starting point, which is interpreted by V.V. Subochev as an acceptable form of leadership and regulation of public relations, based on an optimal combination of legal means and legal structures, manifesting itself in various forms, mediating all levels of government, corresponding to the developed concepts of the state development strategy and pursuing socially useful goals.

At the same time, in order to characterize this political and legal phenomenon at the level of the subjects of the Russian Federation, it is additionally necessary to take into account the specifics of the object of political and legal leadership, general priorities, as well as consideration and balance of federal and regional interests and resources.

Regional law-making policy in the social sphere is one of the forms of leadership and regulation of a special group of public relations related to the functioning, as noted by A.P. Nedrigailova, of social infrastructure and a complex of relevant industries (education, healthcare, culture, art, housing and communal services, public transport, etc.), forming a social space in which, the daily life activities of the population are carried out, as well as basic social needs and interests are met.

The general priorities of the regional legal policy in the social sphere are social rights and freedoms provided, first of all, by the Constitution of the Russian Federation, constitutions and charters of the subjects of the Russian Federation. This follows from the meaning and content of Decree No. 13 of the President of the Russian Federation dated January 16, 2017 «On Approval of the Fundamentals of the State Policy of Regional Development of the Russian Federation for the period up to 2025», in which ensuring equal opportunities for the realization of constitutional rights and freedoms of citizens of the Russian Federation, including social ones, throughout the country is simultaneously recognized as one of the the principles and purpose of the state policy of regional development.

The balance of federal and regional interests and resources is determined by the means of delineating the subjects of competence and powers established by the Constitution of the Russian Federation, Federal Law No. 414-FZ of December 21, 2021 «On General Principles of the Organization of Public Power in the Subjects of the Russian Federation» and other acts of federal legislation».

For example, the powers of the state authorities of the subjects of the Russian Federation on subjects of joint jurisdiction of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation include the independent participation of the latter at the expense of the regional budget in ensuring unhindered access of persons with disabilities to social, engineering and transport infrastructure facilities. At the same time, if the federal executive authorities responsible for the development and implementation of state policy and regulatory regulation in established areas of activity, including the sphere of social protection of the population, determine the procedure for ensuring accessibility conditions for disabled people of these facilities and services provided by them, then the executive authorities of the subjects of the Russian Federation, following the requirements of the federal and regional They are responsible for instructing or training specialists working with people with disabilities on the following issues, related to ensuring the accessibility of social, engineering and transport infrastructure and services for them.

The concretization of possible forms of regional legal policy is reflected in the concept of the law-making policy of the subjects of the Russian Federation, which, according to A.Y. Lavrik, is a special phenomenon of political and legal reality, expressed in scientifically based, planned and systematic activities carried out at various levels of legal regulation and aimed at providing the necessary conditions for effective law-making. So, the peculiarity of this political and legal phenomenon is expressed in the fact that it is designed to ensure the development of regional law-making and law-making activities in the subjects of the Russian Federation.

At the same time, along with law-making policy, there is another form of legal policy, namely, law en-

forcement policy, which, as V.A. Rudkovsky notes, represents the strategy and tactics of the state in the field of implementation of legal norms expressed in the system of political and legal attitudes, organizational and managerial means and trends in law enforcement activities. Thus, regional law enforcement policy focuses on the forms of implementation of legal norms on the territory of the subject of the Russian Federation using means, methods and techniques that are established, in addition to special legislation, in strategic planning documents of federal and regional significance.

Thus, the regional legal policy in the social sphere is a form of management and regulation by the state authorities of the Russian Federation and the state authorities of the subjects of the Russian Federation of the system of public relations, establishing mechanisms for the implementation and protection of social rights and freedoms of man and citizen, based on a combination of legal means and legal structures inherent, including the institution of differentiation subjects of joint jurisdiction of the Russian Federation and its subjects, corresponding to the developed concept of the state policy of regional development.

The main forms of regional legal policy in the social sphere are law-making and law enforcement. If regional law-making policy in the social sphere is a form of leadership in the creation of a system of laws and other normative legal acts of a subject of the Russian Federation that establish mechanisms for the implementation and protection of social rights and freedoms of man and citizen on its territory, then regional law enforcement policy is a form of consistent activity of state authorities of the subjects of the Russian Federation to ensure their observance and application taking into account the content of political and legal guidelines.

Статья поступила в редакцию 26.06.2024; одобрена после рецензирования 10.07.2024; принята к публикации 10.07.2024.

The article was submitted 26.06.2024; approved after reviewing 10.07.2024; accepted for publication 10.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.