Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ В БЮДЖЕТАХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ В БЮДЖЕТАХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / РАЗГРАНИЧЕНИЕ РАСХОДНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ / РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ПУБЛИЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / БЮДЖЕТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батова Оксана Сергеевна, Шалыгина Инга Сергеевна

В статье раскрываются особенности и история формирования расходных обязательств в социальной сфере в бюджетах субъектов Российской Федерации. Авторы анализируют причины и условия перехода к современному программному социально-ориентированному бюджетному планированию на примере конкретных регионов. Определены базовые структурные элементы, которые обязательны при формировании бюджета субъекта РФ в части обеспечения расходов социальной направленности. Дана оценка программно-целевому регулированию расходных обязательств в социальной сфере, а также рассмотрены основания и условия по увеличению расходов бюджетов субъектов РФ в соответствии с получателями мер социальной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF SOCIAL OBLIGATIONS IN THE BUDGETS OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals the features and history of the formation of expenditure obligations in the social sphere in the budgets of the constituent entities of the Russian Federation. The authors analyze the reasons and conditions for the transition to modern programmatic socially-oriented budget planning on the example of specific regions. The article identifies the basic structural elements that are required when forming the budget of the constituent entity of the Russian Federation in terms of ensuring social spending. An assessment is given of the program-targeted regulation of expenditure obligations in the social sphere, as well as the grounds and conditions for increasing the expenditures of the budgets of the constituent entities of the Russian Federation in accordance with the recipients of social support measures.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ В БЮДЖЕТАХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. Yalbulganov A.A. Uchenie o byudzhete v doktrine rossijskogo finansovogo prava // Pravo. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2019. №2 1. №2 1. S. 71-88.

2. Mohnatkina L.B. Sbalansirovannost' byudzheta i gosudarstvennyj dolg kak indikatory finansovo-byudzhetnoj bezopasnosti regiona // Finansovyj zhurnal. 2018. № 2.

3. Vitte S.Yu. Konspekt lekcij o narodnom i gosudarstvennom hozyajstve, chitannyh ego imperatorskomu vysochestvu velikomu knyazyu Mihailu Aleksandrovichu v 1900-1902 gg. SPb.: Brokgauz-Efron, 1912.

4. Hansen E. Ekonomicheskie cikly i nacional'nyj dohod. M.: Finansovaya akademiya, 2008. 466 s.

5. Istook E. Consideration of an Amendment to a Balanced Budget: Lessons from History // Publication for the Heritage Foundation. 2011. 14 July. №2 2581. URL: https://www.heritage.org/budget-and-spending/report/considering-balanced-budget-amendment-lessons-history

6. Bazie M., Silag Ph. Nobel Laureates and Leading Economists Oppose Constitutional Balanced Budget Amendment URL: // https://www.cbpp.org/sites/default/files/atoms/files/7-19-11bud-pr-sig.pdf

7. Bush D., Strehl W. Budget Preparation and Forecasting in the Federal Republic of Germany // Palgrave\'s Handbook of Government Budget Forecasting. Palgrave Research on Public Debt Expenditure and Revenue // Springer. 2019. January. Pp. 71-87. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-18195-6_4

8. Mackenzie J. Italian parliament approves balanced budget law // Reuters. 2012. 20 December.

9. Rousek L. Slovenia Moves to Restore Investor Confidence // The Wall Street Journal. 2013. 24 May.

10. Yanzhul. I.I. Osnovnye nachala finansovoj nauki: Uchenie o gosudarstvennyh dohodah. M.: Statut, 2002. 555 s.

11. Istoriya finansovogo zakonodatel'stva Rossii: Uchebnoe posobie. Seriya «Ekonomika i upravlenie». M.: IKC «MarT»; Rostov-na-Donu, Izdatel'skij centr «Mart», 2003.

12. Byudzhetnoe pravo: uchebnik / Pod red. I.A. Cindeliani. M.: Prospekt, 2018.

13. Hudyakov A.I. Izbrannye trudy po finansovomu pravu / sost. M.K. Sulejmanov, E.V. Prohorov, M.V. Karaseva, A.T. Shaukenov. SPb., 2010.

14. Boltinova O. V. Byudzhetnoe pravo: uchebnoe posobie dlya srednego professional'nogo obrazovaniya. M.: Norma : INFRA-M, 2019.

15. Paul' A.G. Dohody byudzhetov (byudzhetno-pravovoe issledovanie). Dis.....d-ra yurid. nauk. M., 2014.

16. Pyatkovskaya Yu.V. Pravovoe regulirovanie raskhodov byudzheta sub"ekta Rossijskoj Federacii. Dis. ... d-ra yurid.nauk. M., 2017.

17. Pyatkovskaya Yu.V. Pravovoe regulirovanie raskhodov byudzheta sub"ekta Rossijskoj Federacii. Dis.... d-ra yurid.nauk. M., 2017.

18. Sovremennyj slovar' inostrannyh slov. Ok. 20000 slov. M.: Rus.yaz., 1992.

19. Pelagidis T., Desli E. Deficits, Growth, and the Current Slowdown: What Role for Fiscal Policy? // Journal of Post Keynesian Economics. 2004. Vol. 26. №. 3. P.457-465.

20. Treaty establishing the European Community (Nice consolidated version) Official Journal C 325, 24/12/2002 P. 0033 - 0184. Official Journal C 340 , 10/11/1997 P. 0173 - Consolidated version // EUR-Lex Access to European Union law: http://data.europa.eu/eli/treaty/tec_2002/oj

21. Council regulation (EC, Euratom) No 1605/2002 of 25 June 2002 on the Financial Regulation applicable to the general budget of the European Communities (OJ L 248, 16.9.2002, p. 1) // EUR- Lex Access to European Union law: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32002R1605&qid=1642699916126

22. Bol'shaya sovetskaya enciklopediya. V 51 tome. Tom 14 Demosfen - Dokembrij / Glav. red. B.A. Vvedenskij. 2-e izd. M.: Bol'shaya sovetskaya enciklopediya. 1949-1958.

23. Hanchuk N. N. Byudzhetnaya sistema Rossijskoj Federacii: Uchebnoe posobie. Vladivostok : TIDOT DVGU, 2005.

24. Gaspar V., Medas P., Perrelli R. Ob"em mirovogo dolga dostig rekordnyh 226 trln dollarov SShA. Blog MVF, 16 dekabrya 2021 // https://www.imf.org/ru/News/Articles/2021/12/15/blog-global-debt-reaches-a-record-226-trillion

25. Godin A.M., Goreglyad V.P., Podporina I.V. Byudzhetnaya sistema Rossijskoj Federacii: Uchebnik, 7-e izd., pererab. i dop. M.: Dashkov i K, 2009.

26. https://www.iminfin.ru/areas-of-analysis/rejtingi

27. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 30.04.2022 №2 1089-r «Ob utverzhdenii Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga na period do 2030 goda» // SPS «Konsul'tantPlyus».

28. https://www.ng.ru/economics/2021-10-17/1_8279_regions.html

БОЧКАРЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой административного и финансового права, Российский государственный университет правосудия, Северо-Кавказский филиал (finansyst@mail.ru).

ВОРОНЕНКО ЕЛЕНА ВАЛЕНТИНОВНА - старший преподаватель, кафедра административного и финансового права, Российский государственный университет правосудия, Северо-Кавказский филиал (elena.voronenko23@yandex.ru). BOCHKAREVA, EKATERINA A. - Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Administrative and Financial Law, North Caucasus Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian State University of Justice» (Krasnodar),

VORONENKO, ELENA V. - Senior Lecturer of the Department of Administrative and Financial Law of the North Caucasus Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian State University of Justice» (Krasnodar)

УДК 349.3:353 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-3-113-117

БАТОВА О.С., ШАЛЫГИНА И.С. К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ В БЮДЖЕТАХ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: социальные льготы, социальная поддержка, разграничение расходных полномочий. расходные обязательства, публичные обязательства, бюджетные обязательства, социальная сфера.

В статье раскрываются особенности и история формирования расходных обязательств в социальной сфере в бюджетах субъектов Российской Федерации. Авторы анализируют причины и условия перехода к современному программному социально-ориентированному бюджетному планированию на примере конкретных регионов. Определены базовые структурные элементы, которые обязательны при формировании бюджета субъекта РФ в части обеспечения расходов социальной направленности. Дана оценка программно-целевому регулированию расходных обязательств в социальной сфере, а также рассмотрены основания и условия по увеличению расходов бюджетов субъектов РФ в соответствии с получателями мер социальной поддержки.

BATOVA, O.S., SHALYGINA, I.S. TO THE QUESTION OF SOCIAL OBLIGATIONS IN THE BUDGETS OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Key words: social benefits, social protection, delineation of spending powers, expenditure obligations, public obligations, budgetary commitments, social sphere.

The article reveals the features and history of the formation of expenditure obligations in the social sphere in the budgets of the constituent entities of the Russian Federation. The authors analyze the reasons and conditions for the transition to modern programmatic socially-oriented budget planning on the example of specific regions. The article identifies the basic structural elements that are required when forming the budget of the constituent entity of the Russian Federation in terms of ensuring social spending. An assessment is given of the program-targeted regulation of expenditure obligations in the social sphere, as well as the grounds and conditions for increasing the expenditures of the budgets of the constituent entities of the Russian Federation in accordance with the recipients of social support measures.

На современном этапе региональные бюджеты в Российской Федерации являются социально-ориентированными, исходя из конституционных норм и современных задач внутренней и внешней политики. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти», бюджет субъекта РФ, а также отчет о его исполнении утверждаются законом субъекта Российской Федерации [1].

В законах о бюджетах в субъектах РФ на заре их возникновения (в конце 20 века) не применялся метод программного регулирования, так как отсутствовали прогнозные показатели расходов и доходов. В связи с этим распространенной практикой применения в бюджетах регионов была конструкция «защищенных статей» для социальной сферы, которые финансировались в полном объеме.

Например, в соответствии со ст. 22 областного закона Ленинградской области от 06.01.1997 № 1 -оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 1997 год» было определено, что в «в первоочередном порядке и в полном объеме финансируется: заработная плата с начислениями; стипендии; государственные пособия, социальные и компенсационные выплаты населению, установленные законодательством Российской Федерации и Ленинградской области; питание в учреждениях здравоохранения, образования, социального обеспечения; приобретение медикаментов и перевязочных материалов; расходы на погашение и обслуживание внутреннего долга» [2]. Также в ст. 22 закона республики Саха (Якутия) от 13.03.1996 З№ 100-I «О государственном бюджете республики Саха (Якутия) на 1996 год» был закреплен практически аналогичный перечень защищенных текущих расходов республиканского бюджета [3].

Некоторые субъекты РФ начали разрабатывать целевые программы, финансируемые за счет региональных бюджетов, еще в конце 1990-х годов, но массово данная практика получила свое распространение только в 2000-х.

Современная система планирование социально-экономического развития субъектов Федерации начала складываться в середине 2000-х годов [4].

Приоритетным направлением бюджетной политики на региональном уровне по-прежнему оставалось обеспечение социальных обязательств, при котором социальные расходы составляют наиболее значимую часть общего объема расходов областного бюджета [5, с. 158].

Правовую основу стратегического и бюджетного планирования в субъектах Российской Федерации (где подчеркивается важность социальных обязательств) можно разделить на два уровня.

Федеральный:

1. Федеральным законом от 28.06.2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» установлены полномочия органов государственной власти РФ и документы в сфере стратегического планирования на уровне региона [6];

2. Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации до 2025 года определяют, что к целям государственной политики регионального развития относится обеспечение равных возможностей для реализации установленных законами экономических, политических и социальных прав граждан на всей территории страны, повышение качества их жизни [7].

3. Бюджетный кодекс РФ определяет формирование ежегодного прогноза социально-экономического развития субъекта РФ на период не менее трёх лет, ст. 179 БК РФ закрепляет, что одним из инструментов повышения эффективности расходов являются государственные программы субъекта РФ, многие из которых социальной направленности.

Региональный (на примере Вологодской области):

1. Устав Вологодской области от 03.10.2001 №2 481, который определяет основы социальной политики региона;

2. Закон Вологодской области от 13.12.2022 № 5283-03 «Об областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов»;

3. Основные направления бюджетной и налоговой политики Вологодской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденные постановлением Правительства Вологодской области от 24.10.2022 № 1292, закрепляют в качестве приоритетной задачи, сохранение социальной направленности консолидированного бюджета области.

4. Государственные программы Вологодской области, утвержденные Правительством области. Так, например, на портале государственных программ Вологодской области можно ознакомиться с основными положениями нормативных правовых документов, направленных на формирование пространства для жизни: Развитие здравоохранения Вологодской области на 20212025 годы; социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2021 -2025 годы; обеспечение населения Вологодской области доступным жильем и создание благоприятных условий проживания на 2021-2025 годы и др. [8].

Государственные программы позволяют четко определить объемы финансирования тех или иных направлений с учетом их приоритетности, спрогнозировать, в течение какого времени будет решена та или иная задача, оценить эффективность и необходимость в дальнейшей реализации той или иной программы, а также позволяет учесть особенности субъекта.

В подтверждение данной позиции отметим, что в Вологодской области в настоящее время реализуются 22 государственные программы, которые можно разделить по трем направлениям:

1) формирование пространства для жизни, направленные на направленные на обеспечение социальных гарантий граждан и охрану их здоровья, создание комфортных и безопасных условий жизни на территории области;

2) формирование пространства для развития, направленные на развитие экономического и трудового потенциала области, повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности области, в том числе в сфере туризма;

3) формирование пространства эффективности, направленные на развитие инфраструктуры, повышение эффективности использования природных ресурсов и земельно-имущественного комплекса области, совершенствование системы государственной гражданской службы, обеспечение сбалансированности областного бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов.

Статья 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» закрепляет полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, при этом большая часть из них носит социальный характер, так как связана со сферами образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, молодежной политики и т.д. При разной бюджетной обеспеченности в разных регионах граждане РФ могут рассчитывать на разный пакет социальных услуг. Под результативностью бюджетных расходов принято понимать степень удовлетворенности населения качеством и доступностью предоставления бюджетных услуг [9, с. 158].

Сейчас уже сложилась даже внутренняя «медицинская миграция», вызванная необходимостью получения лекарств, например, по орфанным видам заболеваний.

В судебной практике можно найти немало примеров отказа региональных органов государственной власти в предоставлении лекарственного обеспечения:

1. В Татарстане из-за отсутствия необходимых препаратов в Нижнекамске скончался 18-летний Дмитрий Буранов, страдавший редким генетическим заболеванием - тирозинемией, хотя по судебному решению суд обязал Минздрав РТ обеспечить лицо необходимым «Орфадином» (500 тыс. руб. за упаковку из 60 ампул) [10].

2. В Башкирии жизнь 5-летней девочки оказалась под угрозой из-за отказа Минздрава республики, предоставить соответствующий препарат, так как нужный ей медикамент не входит в республиканскую Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи [11].

Такие ситуации складываются в связи с разной бюджетной обеспеченностью регионов.

Еще одной очень затратной мерой социальной поддержки для бюджетов субъектов является обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Бюджеты регионов не могут себе позволить обеспечить квартирами всех в один год, но очередь сокращается. Так, в 2017 году в

Вологодской области в списке детей-сирот, которые имеют право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда области, было зарегистрировано 3 956 человек, в 2020 - 2 335 граждан. В целях сокращения очередности в Вологодской области с 1 января 2021 года стали выдаваться жилищные сертификаты для данной категории граждан.

В качестве негативных условий, которые необходимо преодолеть при социально-экономическом планировании можно выделить следующие:

1. Проблема разграничения полномочий между уровнями публичной власти (непрозрачно определено соотношение расходной и доходной частей федерального и региональных бюджетов, что, в том числе, затрудняет и наличие многочисленных нормативных актов отраслевого характера).

2. Отсутствие парламентского контроля со стороны законодательного органа субъекта РФ за принятием и ходом реализации государственных программ субъекта РФ, так как программы утверждаются высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (ст. 179 БК РФ); соответственно, нет ответственности за не реализацию (на практике просто вносятся поправки, которые меняют принятые ранее положения).

3. Отсутствие системы открытого информирования населения о реализации и разработке государственных программ субъектов РФ, особенно социальной направленности.

Литература и источники

1. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: ФЗ от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СЗ РФ. 2021. № 52 (часть I). Ст. 8973.

2. Областной закон Ленинградской области от 06.01.1997 № 1-оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 1997 год» // URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 12.08.2023).

3. Закон республика Саха (Якутия) от 13.03.1996 З № 100-I «О государственном бюджете республики Саха (Якутия) на 1996 год» // URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 12.08.2023).

4. Отчет о заседании Государственного совета РФ «О механизмах взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов» // http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/23726 (дата обращения: 18.08.2023).

5. Ткачева Т.Ю. Механизм гармонизации бюджетно-налоговых отношений на региональном уровне // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. №1. С.157-164.

6. О стратегическом планировании в Российской Федерации: ФЗ от 28.06.2014 №172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // СЗ РФ. 2014. № 26 (часть I). Ст. 3378.

7. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 // СЗ РФ. 2017. № 4. Ст. 637.

8. Портал государственных программ Вологодской области: официальный сайт// URL: https://programs.gov35.ru (дата обращения: 18.08.2023).

9. Ткачева Т.Ю., Афанасьева Л.В. Современные тенденции финансового обеспечения социальных обязательств на региональном уровне // Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. № 4(67). С. 154-162.

10. Газета «Вечерняя Казань» // URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/v-tatarstane-bolnyh-s-redkimi-diagnozami-obrekayut-na-smert.html (дата обращения: 23.08.2023)

11. Новости Уфы и Башкирии Proufu.ru АНО «Свободные медиа» // URL: https://proufu.ru/news/society/53099-minzdrav_bashkirii_otkazal_tyazhelobolnoy_devochke_v_dorogikh_lekarstvakh/?sphrase_id=1728156 (дата обращения: 23.09.2023)

References and Sources

1. Ob obshchih principah organizacii publichnoj vlasti v sub"ektah Rossijskoj Federacii: FZ ot 21.12.2021 № 414-FZ (red. ot 04.08.2023) // SZ RF. 2021. № 52 (chast' I). St. 8973.

2. Oblastnoj zakon Leningradskoj oblasti ot 06.01.1997 № 1-oz «Ob oblastnom byudzhete Leningradskoj oblasti na 1997 god» // URL: http://pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 12.08.2023).

3. Zakon respublika Saha (Yakutiya) ot 13.03.1996 Z № 100-I «O gosudarstvennom byudzhete respubliki Saha (Yakutiya) na 1996 god» // URL: http://pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 12.08.2023).

4. Otchet o zasedanii Gosudarstvennogo soveta RF «O mekhanizmah vzaimodejstviya federal'nyh i regional'nyh organov ispolnitel'noj vlasti pri razrabotke programm kompleksnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov» // http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/23726 (data obrashcheniya: 18.08.2023).

5. Tkacheva T.Yu. Mekhanizm garmonizacii byudzhetno-nalogovyh otnoshenij na regional'nom urovne // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sociologiya. Menedzhment. 2014. №1. S.157-164.

6. O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii: FZ ot 28.06.2014 №172-FZ (red. ot 17.02.2023) // SZ RF. 2014. № 26 (chast' I). St. 3378.

7. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki regional'nogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: ukaz Prezidenta RF ot 16.01.2017 № 13 // SZ RF. 2017. № 4. St. 637.

8. Portal gosudarstvennyh programm Vologodskoj oblasti: oficial'nyj sajt// URL: https://programs.gov35.ru (data obrashcheniya: 18.08.2023).

9. Tkacheva T.Yu., Afanas'eva L.V. Sovremennye tendencii finansovogo obespecheniya social'nyh obyazatel'stv na regional'nom urovne // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 4(67). S. 154-162.

10. Gazeta «Vechernyaya Kazan'» // URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/v-tatarstane-bolnyh-s-redkimi-diagnozami-obrekayut-na-smert.html (data obrashcheniya: 23.08.2023)

11. Novosti Ufy i Bashkirii Proufu.ru ANO «Svobodnye media» // URL: https://proufu.ru/news/society/53099-minzdrav_bashkirii_otkazal_tyazhelobolnoy_devochke_v_dorogikh_lekarstvakh/?sphrase_id=1728156 (data obrashcheniya: 23.09.2023)

БАТОВА ОКСАНА СЕРГЕЕВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний (oksana.batova77@mail.ru).

ШАЛЫГИНА ИНГА СЕРГЕЕВНА - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, Северо-Западный институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (Inga1307@bk.ru).

BATOVA, OKSANA S. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Government-Legal Disciplines, Law Faculty of Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation.

SHALYGINA, INGA S. - Ph.D. in Law, Senior Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines of the Northwest Institute (Branch) of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), a deputy assistant of the Legislative Assembly of the Vologda region.

УДК 347.122:366.542 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-3-117-123

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛУНЕВА Е.В., ТОЛСТОВА И.А., ВИКТОРОВ В.Ю., МАТВЕЕВ П.А.

ПОТРЕБИТЕЛЬ И ЕГО ПРАВА КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРИ ПРОДАЖЕ

ТОВАРОВ

Ключевые слова: потребитель, права потребителя, товар, договор купли-продажи, гарантийный срок, закон, нормативно-правовой акт.

В условиях глобальных социально-экономических трансформаций, представляется необходимым оценить достоинства и недостатки легального определения понятия «потребитель», а также правильность фиксации в законе норм об общих правах потребителя, приобретающего товары. Цель статьи - охарактеризовать статус потребителя, как участника отношений при купле-продаже товаров и раскрыть сложившие в научной доктрине и законодательстве основные права потребителей. Авторы приходят к выводу, что в современных условиях на отношения при приобретении товара у самозанятых лиц, на покупателя и продавца должны распространятся нормы Закона РФ «О защите прав потребителей».

LUNEVA, E.V., TOLSTOVA, I.A., VIKTOROV, V.Yu., MATVEEV, P.A.

THE CONSUMER AND HIS RIGHTS AS AN OBJECT OF LEGAL PROTECTION IN THE SALE OF GOODS

Key words: consumer, consumer rights, goods, purchase and sale agreement, warranty period, law, regulatory legal act

In the context of global socio-economic transformations, it seems necessary to assess the advantages and disadvantages of the legal definition of the concept of "consumer", to assess the correctness of fixing in the law the norms on the general rights of the consumer purchasing goods. The purpose is to characterize the status of the consumer as a participant in the relations in the purchase and sale of goods and to reveal the basic consumer rights that have developed in scientific doctrine and legislation. The authors come to the conclusion that in modern conditions, the norms of the Law of the Russian Federation "On Consumer Rights Protection" should apply to the relations when purchasing goods from self-employed persons, the buyer and the seller.

Понятие «потребитель товаров (работ, услуг)» или просто «потребитель» обладает множеством различных определений. Безусловно, в рамках данной статьи нас интересует сугубо юридическая трактовка данного термина. Тем не менее, считаем целесообразным, в первую очередь, обратиться к его экономическому значению, поскольку оно является родовым для всех остальных трактовок. Иными словами, мы вполне обоснованно полагаем, что именно экономическое значение понятия «потребитель» лежит в основе его юридических трактовок.

Как поясняют Т.А. Скворцова и С.С. Павлов, понятие «потребитель» уходит своими корнями в экономическую теорию, относясь к лицу, которое участвует в потреблении товаров и услуг в рамках процесса их производства. Иными словами, по мнению указанных авторов, под потребителем в экономическом смысле следует понимать лицо или организацию, потребляющих произведенные кем-либо или являющиеся результатом деятельности кого-либо продукты [21, с. 89]. Представляется, что данное определение вполне отражает экономическую сущность потребителя и его деятельности.

Что же касается юридической сущности потребителя и его деятельности, здесь все не так однозначно, несмотря на то, что в действующем законодательстве имеется легальное определение потребителя. Согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей, потребитель есть не кто иной, как «...гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» [1].

Собственно говоря, руководствуясь признаками, содержащимися в легальном определении потребителя, определяет данное лицо и большинство отечественных ученых-правоведов. Так, Т.А. Мечетина и Д.В. Мечетин акцентируют особое внимание на таких присущих потребителю основных признаках, как принадлежность к числу физических лиц, а также приобретение или намерение приобрести товары исключительно для личных нужд, не имеющих связи с предпринимательской деятельностью [17, с. 55]. По сути, указанные авторы, формулируя собственное определение потребителю, просто копируют легальное определение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.