Научная статья на тему 'Региональная политика в управлении природной и техногенной безопасностью'

Региональная политика в управлении природной и техногенной безопасностью Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
381
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность / чрезвычайная ситуация / управление / природная безопасность / техногенная безопасность / регион / забайкальский край / safety / extreme situation / management / natural safety / industrial safety / region / trans-baikal territory

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лаврикова Виктория Николаевна

В статье рассмотрен региональный аспект управления комплексной природной и техногенной безопасностью на современном этапе развития общества. Особое внимание уделено приоритетным направлениям обеспечения природной и техногенной безопасности Забайкальского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Лаврикова Виктория Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article stipulates the regional aspect of management of composite natural and industrial safety at the present stage of society development. Special attention is given to the priority directions of maintenance of natural and industrial safety in the Trans-Baikal Territory.

Текст научной работы на тему «Региональная политика в управлении природной и техногенной безопасностью»

В. Н. Лаврикова

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В УПРАВЛЕНИИ ПРИРОДНОЙ И ТЕХНОГЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

Работа представлена кафедрой социологии организаций Читинского государственного университета.

Научный руководитель - кандидат исторических наук, профессор В. И. Аленочкин

В статье рассмотрен региональный аспект управления комплексной природной и техногенной безопасностью на современном этапе развития общества. Особое внимание уделено приоритетным направлениям обеспечения природной и техногенной безопасности Забайкальского края.

Ключевые слова: безопасность, чрезвычайная ситуация, управление, природная безопасность, техногенная безопасность, регион, Забайкальский край.

V. Lavrikova

REGIONAL POLICY IN MANAGEMENT OF NATURAL AND INDUSTRIAL SAFETY

The article stipulates the regional aspect of management of composite natural and industrial safety at the present stage of society development. Special attention is given to the priority directions of maintenance of natural and industrial safety in the Trans-Baikal Territory.

Key words: safety, extreme situation, management, natural safety, industrial safety, region, Trans-Baikal Territory.

Природно-техногенная безопасность человека как проблема глобальной обеспеченности жизнедеятельности населения всегда волновала людей. Важнейшими целями раз-

вития цивилизации на различных этапах ее существования было достижение все более высокого уровня жизни, обеспечения благополучия и безопасности. Эти приоритеты со-

храняются и сейчас. В начале XXI в., однако, значение безопасности, ее вес в общей характеристике качества жизни в наше время значительно возросли. Обеспечение всесторонней безопасности личности, государства и мирового сообщества стало важнейшим приоритетом ближайших десятилетий, превратилось в одну из главных целей стратегии существования цивилизации в современных и прогнозируемых условиях.

В современных геополитических, экономических и военно-стратегических условиях проблемы защиты населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных и технических действий или вследствие этих действий, продолжают оставаться весьма актуальными.

В Российской Федерации ежегодно возникает более тысячи чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в результате которых количество пострадавших исчисляется десятками тысяч человек, а материальный ущерб составляет миллиарды рублей. Обстановка, сложившаяся сейчас во многих регионах России в связи с опасными природными явлениями и техногенными авариями, на наш взгляд, характеризуется как сложная. Сохраняющаяся устойчивая тенденция возрастания масштабов природных и особенно техногенных катастроф, тяжести их последствий обоснованно заставляет рассматривать их как серьезную угрозу безопасности личности, общества и окружающей среды, а также стабильности развития экономики страны.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидация их последствий, максимальное снижение масштабов и потерь от ущерба, наносимого стихийными бедствиями и техногенными катастрофами, превратились в общегосударственную проблему и являются важными задачами органов власти и управления всех уровней, не исключая человеческий фактор.

До недавнего времени первостепенное внимание в деятельности единой государст-

венной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) уделялось ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Однако необратимый рост величины ущерба от стихийных бедствий и катастроф делает эти усилия все менее эффективными, ибо экономика России оказывается не в состоянии увеличивать финансирование работ по ликвидации последствий этих ЧС.

В мировом сообществе, особенно в странах с развитой экономикой, начиная с 1980-х гг. произошла смена акцентов государственной политики в сторону решения задач по снижению природных и техногенных рисков, смягчению последствий чрезвычайных ситуаций. В большинстве случаев подобные меры оказываются более эффективными и в экономическом отношении.

В условиях России (огромная территория, федеративное устройство) особое значение приобретает вопрос территориального развития. Большие различия регионов России в экономической, природно-географической, климатической, социально-демографической и других областях исключают унифицированный подход к решению проблем снижения рисков и смягчения последствий ЧС в регионах и субъектах Российской Федерации.

В основе региональной безопасности должен быть учет специфики регионов в общероссийской структуре. При этом основные задачи защиты населения и выявления характера ЧС и возможностей снижения рисков и смягчения последствий аварий (катастроф) и опасных природных явлений должны решаться непосредственно на территориях регионов (субъектов).

Поскольку многие катастрофы и стихийные бедствия предотвратить нельзя, то борьба за уменьшение ущерба и потерь от них должна быть важным элементом государственной политики страны, в основу которой должны быть положены прогнозирование и своевременное предупреждение населения о грозящем бедствии. По расчетам международных экспертов, затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к стихийным бедствиям примерно в 15 раз

меньше по сравнению с величиной предотвращенного ущерба [1, с. 147-149].

В «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» указано, что «при разработке общероссийских прогнозов и программ особое место должно быть отведено региональному аспекту. Это дает регионам необходимые ориентиры, позволяющие им определить господствующие тенденции, примерные количественные параметры социально-экономического развития». «В сфере безопасности населения и охраны окружающей среды одним из важнейших направлений региональной политики является предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» [3].

Региональный аспект снижения рисков и смягчения последствий ЧС охватывает теорию и практику защиты населения и окружающей среды региона от ЧС природного и техногенного характера.

Регион - это целостная территориальная часть страны, обладающая общностью административного деления, социально-экономических и природных условий, имеющая компактное географическое положение, систему управления РСЧС, а также силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) в соответствии со спецификой потенциально опасных - возможных источников ЧС техногенного и природного характера [6, с. 18].

Теория региональной безопасности как система научных знаний изучает состояние защиты населения и территорий субъектов региона, а также потенциальные источники природных и техногенных опасностей. В области практической деятельности разрабатываются региональные научно-технические программы, преследующие цели развития систем мониторинга, прогнозирования ЧС, создание действенных систем оперативного реагирования на ЧС, совершенствование средств и технологий проведения аварийно-спасательных работ, методов, технических средств и систем первичного жизнеобеспечения населения.

Как отмечалось выше, огромные различия регионов России в экономических, при-родно-географических, социально-демографических и других показателях исключают

унифицированный подход к оценке состояния защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Поэтому необходимо сочетание различных подходов к решению проблем в отдельных регионах в зависимости от степени угрозы, преобладающей специфики аварий (катастроф) и особенностей опасных природных явлений.

Читинская область, ныне Забайкальский край, является субъектом Сибирского региона, который включает в себя три экономико-природных района (Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Забайкальский). Региональный центр Сибирского региона - город Красноярск.

Площадь региона - 5 117 тыс. км (30% территории России), протяженность с севера на юг - около 3 150 км, с запада на восток -1 750 км.

Регион отличается разнообразием природных условий. Низменности на севере сочетаются с горными системами на юге. На всей территории развита полноводная речная сеть; более 20% суши покрывают болота. Вечномерзлотные районы занимают большую часть региона. Климат резко континентальный, на севере - арктический. Растительный покров зональный: арктические пустыни, тундры - на севере, в средней полосе -лесотундры, таежные и горно-таежные районы (Прибайкалье и Забайкалье).

Разнообразные рельефные, климатические гидрографические условия, сложная геологическая система обуславливают высокую вероятность возникновения на территории региона различных ЧС природного характера, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности воздействия на население и окружающую среду могут нанести существенный социальный и экономический ущерб.

В соответствии с Федеральным конституционным Законом Российской Федерации от 21 июля 2007 г. № 5ФКЗ 1 марта 2008 г. в составе Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа образуется новый субъект - Забайкальский край.

Образование нового субъекта Российской Федерации осуществляется в целях ускорения социально-экономического развития Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, а также повышения уровня жизни населения указанных субъектов Российской Федерации.

Читинская область расположена в южной части Восточной Сибири. Она была образована 26 сентября 1937 г. Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР. Площадь области - 431,5 тыс. кв. км. На 2007 г. численность населения составила 1122, 1 тыс. человек [5, с. 38].

На территории области преобладают средневысотные горы (горные системы Забайкалья). Около 60% территории области занято лесами (в основном хвойными). На юге области - степная и лесостепная растительность. Речная сеть развита, на юго-востоке много озер. Климат резко континентальный, преобладающее направление ветра -северо-западное.

Область располагает значительными природными ресурсами: промышленные запасы черных и цветных металлов, каменного и бурого угля, строительных материалов.

Основой промышленного комплекса области является топливная индустрия. Горнорудная промышленность представлена добычей золота, олова, вольфрама, молибдена. Также развито машиностроение и металлообработка, цветная и черная металлургия, деревообработка и лесозаготовка, легкая промышленность.

Опыт ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций свидетельствует, что успех или неудача проведения планируемых мероприятий во многом зависит от уровня согласованности действий органов управления всех уровней, дежурных смен, сил и средств, участвующих в проведении работ по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и стабилизации оперативной обстановки.

В частности, в 2007 г. на территории Читинской области всего было зарегистрировано 90 чрезвычайных ситуаций, в том числе техногенного характера - 34 (38% от общего количества), природного характера - 55 (61% от общего количества), биолого-социального ха-

рактера - 1 (1% от общего количества). В результате пострадало 13885 человек, погибло 103 человека, что в 2,3 раза больше, чем в 2005 г.

В течение четырех последних лет в России происходят структурные изменения в системе государственного управления, вызванные изменением федерального законодательства. С 1 января 2005 г. территориальная подсистема Читинской области работает в новых условиях.

В целях обеспечения соответствующих полномочий, возлагаемых федеральным законодательством на субъекты РФ, сформированы Управление по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Читинской области -исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности - и пять учреждений, имеющих уставные задачи в области защиты и населения от чрезвычайных ситуаций.

Главная цель проводимой реорганизации территориальной подсистемы РСЧС Читинской области направлена на четкое планирование и грамотную организацию работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций для обеспечения устойчивого социально-экономического развития области и безопасности жизнедеятельности населения.

В целях выполнения приоритетных мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий ЧС парламентариями Читинской области был разработан закон Читинской области «Об утверждении областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Читинской области (20072010 гг.)"». По мнению депутатов, решаемая программой проблема имеет большое значение на данном этапе экономического развития Читинской области.

В настоящее время на федеральном уровне также действует федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Россий-

ской Федерации до 2010 года», не предусматривающая, однако, в своем составе региональных мероприятий и планирующая привлечение средств бюджетов субъектов РФ только для финансирования мероприятий федерального значения. Вследствие этого финансирование региональных мероприятий было предложено осуществлять за счет средств бюджета Читинской области.

Однако на сегодняшний день существует немало пробелов в осуществлении региональной политики в области природно-техноген-ной безопасности. На наш взгляд, в целях совершенствования подготовки территориальной подсистемы РСЧС теперь уже Забайкальского края в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в дальнейшем необходимо продолжать работу по снижению рисков и смягчению последствий ЧС природного и техногенного характера в интересах социально-экономического развития Забайкальского края, повышению уровня защищенности опасных объектов инфраструктуры и населения от угроз природного и техногенного характера.

Для этого необходимо:

1. Продолжать работу по совершенствованию нормативно-правовой базы в области

гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах.

2. Развивать высокоэффективные системы управления, совершенствовать взаимодействие органов исполнительной власти всех уровней и развивать обеспечивающие их работу информационно-управляющие системы.

3. Продолжать разработку и реализацию на территории края целевых программ, направленных на снижение рисков и смягчение последствий ЧС.

4. Продолжать работу по созданию запасов материальных и финансовых ресурсов в целях гражданской обороны и ликвидации возможных ЧС. В каждом муниципальном районе и поселении должны быть созданы нормативные запасы финансовых и материальных ресурсов.

5. Усилить надзорную деятельность ГУ МЧС в сфере противопожарной безопасности.

6. Углубить разъяснительную работу среди населения, и особенно среди подростков и молодежи, по предупреждению и минимизации рисков и последствий природно-техногенной безопасности, расширив стандарты преподавания безопасности жизнедеятельности в школах, сузах и вузах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимов В. А., Кузьмин И. И., ФалеевМ. И. Снижение риска и смягчение последствий ЧС: политика, практика, наука // Анализ и оценка природных рисков в строительстве: материалы Международной конференции. М.: ПНИИИС, 1997. 289 с.

2. Материалы региональных центров МЧС России для ежегодного государственного доклада «О состоянии населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 2000-2007 гг.

3. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803.

4. Федеральный закон № 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» от 21 июля 2007 г.

5. Читинской области - 70 лет: стат. сб., юбил. Выпуск. 2-е изд., дораб. Чита: Читастат. 2007. 146 с.

6. ШахраманьянМ. А., Акимов В. А., Козлов К. А. Оценка природной и техногенной безопасности России: теория и практика. М.: ФИД «Деловой экспресс», 1998. 218 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.