Научная статья на тему 'Региональная политика инновационного развития малого предпринимательства в условиях глобализации'

Региональная политика инновационного развития малого предпринимательства в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ / GLOBALIZATION / THE REGIONAL POLICY / SMALL BUSINESS / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филобокова Л. Ю., Багдасарян Г. Г.

Для современной экономики становится нормой, когда малое предпринимательство, ранее ориентировавшееся в основном на внутренний рынок, смело выходят на рынки других стран, увеличивает свою долю экономических выгод и формирует платформу для наращивания ВВП. Использование потенциала инновационного малого предпринимательства нуждается в реализации соответствующей региональной политики, обоснованию которой посвящена данная статья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For modern economy becomes norm when the small business which was earlier guided in basic on the home market, safely there are markets of other countries, increases the share of economic gains and forms a platform for gross national product escalating. Use of potential of innovative small business needs realization of the corresponding regional policy to which substantiation given article is devoted

Текст научной работы на тему «Региональная политика инновационного развития малого предпринимательства в условиях глобализации»

Филобокова Л.Ю., Багдасарян Г.Г. Региональная политика инновационного развития малого предпринимательства в условиях глобализации экономических

процессов Дата: 31/12/2010 Номер: (24) УЭкС, 4/2010

Аннотация: Для современной экономики становится нормой, когда малое

предпринимательство, ранее ориентировавшееся в основном на внутренний рынок, смело выходят на рынки других стран, увеличивает свою долю экономических выгод и формирует платформу для наращивания ВВП. Использование потенциала инновационного малого предпринимательства нуждается в реализации соответствующей региональной политики, обоснованию которой посвящена данная статья

Abstract: For modern economy becomes norm when the small business which was earlier guided in basic on the home market, safely there are markets of other countries, increases the share of economic gains and forms a platform for gross national product escalating. Use of potential of innovative small business needs realization of the corresponding regional policy to which substantiation given article is devoted

Ключевые слова: глобализация, региональная политика, малое

предпринимательство, инновации

Keywords: globalization, the regional policy, small business, innovations

Филобокова Л.Ю. доктор экономических наук, профессор Кисловодский институт экономики и права

ШоЬ okova .@М.ги

Багдасарян Г.Г. аспирант

Кисловодский институт экономики и права

zaooza.@mail.com

Выходные данные статьи: Филобокова Л.Ю., Багдасарян Г.Г. Региональная

политика инновационного развития малого предпринимательства в условиях глобализации экономических процессов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 4 (24). - № гос. рег. статьи 0421000034/. -Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

Характерной чертой развития современной экономики является преодоление национальных границ, формирование действительно всемирной экономической системы, основанной на тесном международном экономическом сотрудничестве.

Глобализация экономики проявляется в появлении целого ряда международных экономических организаций, трансконтинентальных банков и компаний, появлении интернациональных денежных единиц. Глобализация экономики может привести к невиданному доселе экономическому прогрессу за счет обогащения национальных экономик технологическими достижениями других стран, увеличения мобильности капитала и трудовых ресурсов, возможности реализации международных проектов, которые не могли бы быть осуществлены одним государством.

Выход на международные рынки и расширение торговых отношений с зарубежными странами диктуется разными потребностями и причинами их возникновения, которые укрупнено можно выделить:

• развитие внутреннего рынка (насыщение рынка товарами; усиление давления конкурентов;

• возрастание зависимости от посреднической торговли,

в особенности в вопросах качества, цен, капиталоотдачи и расширения производства;

• рост сборов, связанных с защитой окружающей среды;

• трудности соблюдения социального законодательства), при котором выгодно вкладывать капиталы за рубежом;

• активность зарубежного конкурента и его успехи на внутреннем рынке вынуждают искать собственный ангажемент (не в последнюю очередь это связано с необходимостью поддержания своего имиджа на должном уровне);

• преодоление зависимости от внутреннего рынка и «рассеивание» риска путем завоевания иностранных рынков;

• повышение загрузки имеющихся и дополнительно создаваемых мощностей;

• снижение затрат на заработную плату, сырье, транспорт, уменьшение налоговых выплат, в частности путем использования различных форм производства продукции за рубежом, включая даже реимпорт с соответствующими ценовыми льготами для внутреннего рынка;

• использование государственных программ содействия, которые приняты в своей стране или в стране пребывания;

• компенсация колебаний валютного курса путем организации частичного производства и сбыта в соответствующих странах;

• получение доступа к ноу-хау, который является возможным при условии продолжительного ангажемента на определенных зарубежных рынках, например в форме партнерства с инофирмами;

• обеспечение долгосрочного успешного сбыта и соответственно экономического роста;

• снижение общего уровня риска путем распределения его на большие объемы, часть которых производится в своих зарубежных фирмах;

• высвобождение высококвалифицированного кадрового персонала для решения более сложных задач в своей стране путем переноса за рубеж производства отдельных изделий или комплектующих к ним;

-стабилизация ценовой политики или расширение рамок для ее осуществления на внутреннем и зарубежном рынках с применением дегрессии относительно количества продукции.

Глобализация мировой экономики и растущая синхронизация политико-правовых и социально-гуманитарных процессов в мировом масштабе создают принципиально новый контекст развития России, для которой открываются новые возможности и появляются новые вызовы — как для внешнего позиционирования, так и для

достижения целей внутреннего развития. Внешние вызовы — это угрозы безопасности со стороны государственных и негосударственных субъектов, влияние мирового финансового кризиса на российскую экономику, зависимость страны от состояния международных рынков энергоносителей — и именно они чаще всего становятся объектом дискуссий о «последствиях глобализации». Однако внутренние вызовы имеют не меньшее, а в российских условиях — может быть, даже большее значение. В соответствии с известным принципом, в глобальном мире надо бежать со всех ног, чтобы остаться на том же месте, а чтобы двигаться вперед — надо бежать в два раза быстрее. Главным вызовом в экономической сфере на ближайшие 10 лет является необходимость репозиционирования России в мировой экономике. Сырьевая специализация не способна обеспечить ни устойчивое повышение уровня и качества жизни (поскольку не дает стабильного, независимого от внешней конъюнктуры источника ресурсов), ни формирование нового образа жизни.

Одним из “ограничителей роста” можно назвать неразвитость и слабость среднего класса - не в понимании как уровня жизни среднего класса при уровне всеобщей бедности, а среднего класса как социально и экономически активного слоя, который мог бы, с одной стороны, предъявлять (через пенсионные, страховые и банковские структуры) накопления к инвестициям, а с другой стороны - являлся бы потребителем продукции более высокого класса и качества. С третьей стороны, нормальный “ средний класс” - это именно тот класс, который мог бы обеспечить в этой ситуации довольно значительную социально-политическую стабильность.

Именно малое предпринимательство чаще всего создает стабильность в стране и формирует налоговые потоки, в гораздо меньшей степени зависит от состояния и уровня всей мировой экономики.

В современных условиях оздоровление экономики, формирование механизмов устойчивого и динамичного экономического развития должно идти снизу — от бизнеса и от регионов. Функция национального правительства — не в том, чтобы самостоятельно определять и реализовывать долгосрочные приоритеты (это было возможно 40 лет назад, но практически невозможно в современном глобальном и динамично изменяющемся мире), а в том, чтобы создавать условия для мобилизации ресурсов и реализации тех возможностей, которые есть у частного бизнеса. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что успешная интеграция в глобальный рынок все чаще происходит не на уровне национальных государств, а на уровне отдельных регионов — или, по крайней мере, этот процесс начинается с регионального уровня. Для современной экономики становится нормой, когда малые предприятия, ранее ориентировавшиеся в основном на внутренний рынок, смело выходят на рынки других стран и неуклонно увеличивают свою долю экономических выгод.

По состоянию на 1 апреля 2010 г. в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,5% меньше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,6 ед. и составило 154,7 ед. В трех федеральных округах наблюдается рост количества малых предприятий как в абсолютном выражении, так и в расчете на 100 тыс. человек населения. Лидеры роста

- Дальневосточный федеральный округ (прирост 4,9% или 7,2 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Уральский федеральный округ (прирост более чем на 3,9% или 4,3 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа). В Приволжском федеральном округе прирост количества малых предприятий составил порядка 0,9% или 1,5 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа.

Наиболее значительное сокращение количества малых предприятий зафиксировано в Южном федеральном округе - на 16,7% или 26 малых предприятий на каждые 100

тыс. человек населения.

В Центральном федеральном округе количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей сократилось на 12,9 ед., в Северо-Кавказском федеральном округе - на 3,3 ед., в Сибирском - на 3,0 ед., Северо-Западном - на 0,5 ед. (табл. 1.).

Таблица 1.-Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации

Федеральные округа Количество зарегистрированных малых предприятий на 1 апреля 2010 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения!

единиц прирост / сокращение за период 01.04.2009-01.04.2010 в % от среднего по РФ

РФ 154,7 -5,6 100,0

Центральный ФО 184,1 -12,9 119,0

Северо-Западный ФО 230,5 -0,5 148,9

Южный ФО 129,7 -26,0 83,8

Северо-Кавказский ФО 62,5 -3,3 40,4

Приволжский ФО 157,6 1,5 101,8

Уральский ФО 116,6 4,3 75,3

Сибирский ФО 128,0 -3,0 82,7

Дальневосточный ФО 154,0 7,2 99, 6

1 исходя из численности населения на 1 января 2010 г.

По итогам января-марта 2010 г. среднесписочная численность занятых в малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 4,3% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года и составила 5 493,4 тыс. человек. Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых за этот период снизился на 0,14 п.п. и составил 11,8%. Количество занятых на малых предприятиях выросло только в Дальневосточном федеральном округе (на 3,4%) и Северо-Западном федеральном округе (на 2,6%). По остальным федеральным округам наблюдается снижение показателя. В Южном федеральном округе среднесписочная численность занятых на малых предприятиях снизилась на 9,1%, в Северо-Кавказском федеральном округе - на 8,4%, в Центральном федеральном округе - на 7,5%, в Приволжском федеральном округе - на 4,4%, в Сибирском федеральном округе - 2,5%, в Уральском федеральном округе - на 2,4%.

Таблица 2.-Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2010 г.

Среднесписочная Доля занятых а малых

численность предприятиях от общей

работников малых среднесписочной

Федеральные округа предприятий1 численности занятых

в % к изменение

тыс. чел. январю-марту % относительно

2009 г. января-марта 2009 г.,

п.п.

РФ 5 493,4 95,7 11,8 -0,14

Центральный ФО 1 548,2 92,5 11,6 -0,54

Северо-Западный ФО 685,9 102,6 13,6 0,69

Южный ФО 492,9 90,9 12,9 -0,79

Северо-Кавказский ФО 151,5 91,6 9,2 -0,68

Приволжский ФО 1 238,9 95,6 12,6 0,02

Уральский ФО 392,5 97,6 8,8 -0,04

Сибирский ФО 717,7 97,5 11,8 0,02

Дальневосточный ФО 265,7 103,4 12,1 0,66

1 без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера

Достаточно дискуссионным остается вопрос о специфических функциях малого предпринимательства. Все исследователи подразделяют их на две группы -экономические и социальные, но, при этом, по-разному их трактуют. Авторы статьи излагают свою позицию на сущность предпринимательства в целом и малого, в частности:

-предпринимательство - это особая форма экономической активности, основанная на инновационном самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров, работ, услуг приносящих его субъекту доход и дающих ощущение осознания своей значимости как личности;

- в основе получения эффекта от предпринимательства лежит новаторская, инициативная деятельность отдельного человека, мобилизующего все свои силы, целеустремленно использующего все возможности для достижения поставленной цели и несущего полную ответственность за свои действия;

-основная цель предпринимательства сводится к извлечению сверхдохода через производство и поставку на рынок товаров, работ или услуг, а также к общественному признанию, осознанию своей значимости как личности;

- предпринимательская деятельность начинается на уровне мышления - от зарождения предпринимательской идеи до принятия решения;

- основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий с другими участниками процесса -потребителями, государством, партнерами, наемными работниками;

- объектами предпринимательской деятельности выступают товар, работа или услуга.

Инновационный путь развития - тенденция, характерная для мировой экономики со второй половины ХХ столетия. Она проявляется в том, что происходит трансформация типа воспроизводства, изменяются форма накопления и представление о критериях эффективности развития. В экономической литературе категория « инновации» в зависимости от объекта и предмета исследования трактуется очень широко. Она включает понятия как системного плана, так и определения, имеющие частный характер. Классическим принято считать определение Й. Шумпетера, относившего к инновации изменения, возникающие при использовании новой или усовершенствованной техники, технологии, в организации производства, снабжении ресурсами и сбыте продукции. Мировой опыт свидетельствует о том, что научноисследовательские системы, определяющие направленность и скорость инновационных процессов, активно совершенствуются. В странах с переходной экономикой инновационное развитие обусловлено наличием мощного научноисследовательского потенциала, при этом ускоренное развитие предполагает в

значительной степени переориентацию на адаптивное распространение знаний, ускоренное освоение новшеств посредством усиления взаимодействия науки и реального сектора экономики, а также на рациональное использование потенциала кадров высокой квалификации. По данным зарубежных источников, в США используется 62% инновационных идей и проектов, в Японии -95%, а в России -8-10%.

Основная масса инновационных процессов реализуется частными компаниями разного уровня и масштаба, и сами процессы выступают не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для предпринимательства.

Основная проблема формирования инновационного механизма, адекватного мировым требованиям, заключается в создании финансово-экономического комплекса условий, способствующего возрождению и стимулированию инновационной активности в рыночной среде.

Важнейший аспект данной проблемы - региональная составляющая

инновационного механизма. Именно в региональном разрезе механизма

хозяйствования и управления способны вызревать достаточно действенные и гибкие институциональные формы поддержки инновационной активности, основанной на принципах рыночных отношений.

Под региональной инновационной политикой понимается совокупность установленных целей и приоритетов развития научно-инновационной

деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления.

В основе формирования региональной инновационной политики лежит так называемая теория создания благоприятных условий среды для нововведений.

Разработка и реализация региональной инновационной политики - не самоцель. Она направлена на повышение вклада научно-инновационной сферы в формирование ВВП страны, в экономику региона, в улучшение социально-

экономических показателей региона за счет эффективного использования его инновационного потенциала. Главная задача органов регионального управления

должна состоять в создании благоприятной экономической среды и условий для

повышения инвестиционной активности в научно-инновационной сфере. Инновационная политика в регионе должна иметь селективный, строго избирательный характер, не стремясь охватить все направления научнотехнического развития, а, выбрав узкие поля стратегического прорыва, по

которым возможно достижение или превышение мирового технологического уровня, сконцентрировать на этих полях основную часть ограниченных централизованных и региональных ресурсов.

Каждый регион имеет свою специфическую, воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру, свою систему приоритетов и должен рассчитывать на собственные силы и ресурсы при реализации этой стратегии поддержке

инновационной активности. Общим для всех региональных социально-экономических систем России является высокая степень потенциальных возможностей инновационного развития малого предпринимательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно сформированному Правительством РФ проекту развития малого и среднего бизнеса, до конца 2012 года количество малых компаний должно вырасти в 1,5 раза, а число малых инновационных компаний должно увеличиться в 6 раз, при этом 40% предприятий должно приходиться на неторговый сектор. Примечательно, что тенденция к сокращению малых предприятий в сфере торговли и росту их в сфере услуг и производства наметилась еще в 2005 году. Кроме того, планируется значительное - в 6 раз - сокращение издержек (с 6% до 1%). В ближайшее время государство намерено особо поддерживать инновационные компании. В регионы РФ для этих целей будет направлено порядка 16 млрд рублей. Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере дополнительно выделен 1 млрд рублей. 5 млрд рублей получит Фонд содействия реформированию ЖКХ. В поддержку малых высокотехнологичных предприятий, которые экспортируют свою продукцию, выделено 2 млрд рублей. Предусмотрены также гранты до 5 млн руб. начинающим предпринимателям на покрытие расходов, связанных с внедрением инноваций. Управление венчурными фондами, в том числе и региональными, передается Российской венчурной компании. Совместно с региональными властями она сможет профессионально отбирать те проекты, которые будут востребованы бизнесом и конкретными регионами.

Как представляется, целевой установкой региональной политики инновационного развития малого предпринимательства является обеспечение комплексного и системного решения проблем в области накапливания и эффективного использования инновационного потенциала малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в интересах эффективного социо-эколого-экономического развития региона.

Инновационная система представляется как комплекс институтов, выступающих в экономическом, социальном и политическом аспектах, осуществляющих определенные виды деятельности в инновационной сфере - создание, трансформацию и освоение (реализацию инновационных проектов) инноваций. Данные институты, в состав которых входят формальные правила и неформальные ограничения, выступают фундаментальными факторами функционирования и развития инновационной системы, образуют в совокупности институциональную основу управления инновационным развитием региона.

Региональная инновационная система - институт экономики инновационного типа, неотъемлемая подсистема национальной инновационной системы, обеспечивающая необходимые условия и эффективную реализацию совокупности инновационных процессов, осуществляемых субъектами инновационной деятельности, целенаправленно функционирующими и взаимодействующими друг с другом в рамках избранной инновационной стратегии и нацеленных на повышение инновационного потенциала, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности региона.

Региональная инновационная система объединяет в целостное множество различных субъектов - участников инновационных процессов в совокупности отношений и связей между ними. Таким участником выступает как малое предприятие, так и индивидуальный предприниматель, в своей совокупности формирующие подсистему (элемент) регионального хозяйства. Региональная инновационная система способна

самостоятельно и во взаимодействии с другими инновационными системами (микро-, мезо- и макроэкономического уровня) удовлетворять потребности региона в инновациях и обеспечивать его инновационное развитие в различных аспектах (административном, отраслевом, территориальном и пр.). Функционирование региональной инновационной системы обеспечивает реализацию управления инновационным развитием региона, заключающееся в создании необходимых условий для появления инновационных идей и изменений, их развития и воплощения в виде инновационных продуктов и технологий.

В концептуальном обосновании подходов к формированию региональной политики инновационного развития малого предпринимательства нами выдвигаются следующие постулаты:

-«соответствие и целостность»;

-«комплексность и системность»;

-«эффективный персонал - главный ресурс малого предпринимательства» -«селективность и налоговая дифференциация»;

-«приоритетность стратегических альтернатив «инновационное лидерство» и « инновационная стабильность»;

-«неформальность подходов к оценке и управлению инновационным развитием малого предпринимательства региона».

Постулат «соответствие и целостность» предопределяет, что инновационное малое предпринимательство региона необходимо рассматривать в качестве подсистем более высокого порядка (малое предпринимательство региона, региональная и национальная экономика) с целевой установкой развития, соответствующей общим целям этих систем.

Постулат «комплексность и системность», предопределяет комплексный и системный подход к управлению развитием инновационным малым предпринимательством.

Постулат «эффективный персонал - главный ресурс малого предпринимательства» основан на выводах о том, что малое предпринимательство функционирует в высококонкурентной среде, где успешность предпринимательства определяется состоянием и уровнем использования интеллектуального капитала. По оценкам ведущих бизнесменов, экспертов и ученых, XXI век - век нематериальных ресурсов, где главным становится интеллектуальный капитал, важнейшей составляющей которого являются человеческие ресурсы. «В современных компаниях от 70 до 80% всего, что делается людьми, делается при помощи их интеллекта. Основное средство производства - это человеческий мозг. Таким образом, успех компании определяет не сырье или капитал, а наличие человеческих ресурсов.

Эту мысль подтверждает даже Папа Римский Иоанн Павел II: «Одно время решающим фактором производства была земля, затем капитал. ... Сегодня решающий фактор -сам человек и его знания».

Постулат «селективность и налоговая дифференциация» означает, что инвестирование в поддержку и развитие инновационного малого предпринимательства необходимо осуществлять по признаку приоритетности и изыскания «точек роста» как самого хозяйствующего субъекта, так и систем вышестоящего уровня.

Постулат «приоритетность стратегических альтернатив «инновационное лидерство» и « инновационная стабильность основан на следующих заключениях.

Стратегия инновационного лидерства предполагает развитие в регионе

инновационных процессов, обеспечивающих преимущественно реализацию инноваций высокой степени новизны и ориентирована на активизацию и поддержку процессов по освоению принципиально новых продуктов или услуг, технологий новых поколений. Для реализации данного вида стратегии инновационные процессы должны обеспечивать получение новых научных знаний и путей их практической реализации при использовании научно - технического и инновационного потенциала систем «малое предпринимательство региона» и «региональная социо-эколого-экономическая система». В основе стратегии инновационной стабильности заложено развитие инновационных процессов, обеспечивающих реализацию инноваций средней степени новизны с ориентацией на активизацию и поддержку процессов совершенствования производимых в регионе товаров, работ, услуг. Реализация данной стратегической альтернативы сопряжена с емкими опытно -конструкторскими разработками (и в меньшей степени с фундаментальными и прикладными исследованиями).

Как представляется, региональная политика развития инновационного малого предпринимательства требует уточнения и «селективности» с учетом региональных особенностей отдельных субъектов Российской Федерации, но обозначенные постулаты приемлемы для всех.

№ гос. рег. статьи 0421000034/

Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный

журнал http ://uecs.mcnip.ru

URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=263

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.