Научная статья на тему 'Региональная поддержка высшей и средней профессиональной школы'

Региональная поддержка высшей и средней профессиональной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная поддержка высшей и средней профессиональной школы»

И. В. Мурыгин

Региональная поддержка высшей и средней профессиональной школы

История высшего образования на Среднем Урале началась с организации Горного института в 1917 году и, вслед за этим, учреждением Уральского государственного университета в октябре 1920 года. Среднее профессиональное образование существует более 150 лет.

В настоящее время в Свердловской области функционируют 16 государственных высших учебных заведений, 8 негосударственных лицензированных высших учебных заведений, 90 средних профессиональных учебных заведения. Высшие учебные заведения области готовят специалистов по 31 группе специальностей из 33 существующих в России (за исключением групп специальностей "Авиационная и ракетостроительная техника" и "Морская техника"), по которым обучается на 01.10.96 г. более 87 тысяч студентов, из них 53 тысячи дневной формы обучения.

В негосударственных вузах обучается 6893 человека, из них на дневных отделениях - 2699 человек. В вузах области работает 7190 штатных преподавателя и 895 штатных совместителей. Среди штатных преподавателей 598 докторов наук, профессоров и 3600 кандидатов наук, доцентов; 23 члена РАН и 14 членов других академий. В аспирантуре и докторантуре вузов обучается свыше 1100 человек.

В последние годы отмечен существенный рост числа желающих обучаться в вузах. Так, в 1994 году было подано 31923 заявления абитуриентов, в 1995 - 37806, в 1996 - более 40000.

Вузы в настоящее время располагают достаточной материальной базой для подготовки существующего количества специалистов по указанным группам специальностей, однако практика финансирования только защищенных статей бюджета ведет к моральному и физическому старению учебных и вспомогательных корпусов, разнообразного оборудования (в т.ч. вычислительной техники), библиотечного фонда.

Средние профессиональные учебные заведения ведут подготовку кадров по всему спектру специальностей, необходимых социально-экономическому комплексу Свердловской области. В них работает 3497 штатных преподавателей и 1133 штатных совместителя. Среди штатных преподавателей 34 человека имеют ученую степень кандидата наук.

В ССУЗах области на 01.10.96 г. обучается 68,6 тысячи студентов, в том числе на дневных отделениях - 46,3 тысячи. Впервые за последние 10 лет численность студентов стала возрастать. В 1995 г. принято 22,9 тыс. человек (увеличение по сравнению с 1994 г. на 1,4 тыс.человек); в 1996 -23 тыс..

Передача ряда полномочий от Российской Федерации к Правительству Свердловской области требует разработки целостной системы управления ее производственно-хозяйственным комплексом, которая невозможна без учета развития высшего и среднего профессионального образования, обеспечивающего подготовку кадров необходимого качества и количества в заданные сроки. Будучи, с одной стороны, ресурсной обеспечивающей системой, высшее и среднее профессиональное образование выполняет и вторую функцию - формирование и развитие культурного потенциала населения области.

За последние годы произошли существенные изменения в системе управления профессиональным образованием. Принятые Федеральные Законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском образовании" позволяют участие в управлении вузами как федеральных органов власти, так и региональных.

Участие региона возможно как в форме экономической поддержки, так и в регулировании численности студентов, обучающихся по разным специальностям.

Принятый в Свердловской области в 1993 году закон "О сборе на нужды образовательных учреждений" позволяет в определенной степени поддержать структурную перестройку высшего образования. Объем средств от сбора составляет от 3 до 5% средств, необходимых каждому вузу. Расходуются они на целевые программы: неотложные работы по укреплению и развитию материальной базы вузов; сохранение и обеспечение развития книжных фондов вузовских библиотек; межвузовская информационно-вычислительная сеть; стабилизация кадрового потенциала вузов; мероприятия по структурной перестройке подготовки специалистов в вузах; укрепление учебно - материальной и жилищно-бытовой базы вузов.

Особо следует отметить программу "Формирование условий для воспитательной работы со студентами". Программа предусматривает организацию научно-технического творчества студентов, развитие художественного творчества, развитие спорта, проведение профилактики правонарушений, студенческое информационное обеспечение. Разработанная самими студентами, программа намного опередила предложения Российского Союза ректоров о возрождении воспитательной работы в вузах.

В соответствии с областным законом и положением о порядке использования средств от сбора Советом ректоров вузов и Советом директоров ССУЗов формируются целевые программы, которые рассматриваются и утверждаются Правительством области. Объем финансирования приведен в таблице.

В среднем каждое учебное заведение получает сумму средств пропорциональную численности студентов. Каждая из программ содержит ряд достаточно разнообразных направлений, в том числе такие как:

- Сохранение и обеспечение развития книжных фондов вузовских библиотек

На указанные цели выделено 635 млн.рублей денежных средств и 730,5 млн.рублей взаимозачетом.

Денежные средства использованы:

• на приобретение учебной литературы приоритетно по вновь открытым и

модернизированным специальностям - 201,0 млн. руб .; • на проведение подписки на периодические издания для библиотек - 311,7 млн.

рублей;

• приобретение баз данных на машиночитаемых носителях и другого оборудования

для библиотек - 109,4 млн. рублей;

• оснащение библиотек средствами охраны и сигнализации - 12,9 млн. руб.

Финансирование областных программ поддержки и развития высшего и среднего профессионального образования за счет средств от сбора на нужды образовательных

учреждений на 1996 год

№ п/ п Наименование областных программ Плановый объем финансированиямлрд . руб. Выделено из областного бюджета, млрд. руб. Фактически использовано средств, млрд. руб.

Всего в т.ч. взаимозачето м Всего в т.ч. взаимозачето м

1. Региональная поддержка 17,315 12,58 7 10,587 12,09 2 10,092

Финансирование областных программ поддержки и развития высшего и среднего профессионального образования за счет средств от сбора на нужды образовательных

учреждений на 1996 год

№ п/ п Наименование областных программ Плановый объем финансированиямлрд . руб. Выделено из областного бюджета, млрд. руб. Фактически использовано средств, млрд. руб.

Всего в т.ч. взаимозачето м Всего в т.ч. взаимозачето м

деятельности высших учебных заведений Свердловской области

2. Формирование условий для воспитательной работы со студентами высших учебных заведений Свердловской области 2,305 0,7 - 0,7 -

3. Региональная поддержка деятельности средних профессиональны х учебных заведений Свердловской области 10,31 8,492 7,102 7,871 6,481

4. Формирование условий для воспитательной работы со студентами средних профессиональны х учебных заведений 1,2 0,41 - 0,41 -

Итого: 31,13 22,18 9 17,689 21,07 3 16,573

Средства, выделенные в форме взаимозачета, находятся в стадии реализации с целью приобретения для библиотек мультимедийных информационных средств, которые обеспечат доступ читателей в INTERNET, и другого библиотечного оборудования.

- Межвузовская информационно-вычислительная компьютерная сеть

На протяжении всего срока работ по созданию сети выделено 724 млн.рублей денежных средств и 846 млн. рублей взаимозачетами.

В 1996 году, кроме приобретения оборудования, проведены работы по прокладке волоконно-оптических линий, связей (ВОЛС), общая длина которых составила 11,5 км., введены, а также расширены отдельные узлы сети, включены в сеть Уральский государственный экономический университет, Уральская государственная академия путей сообщения, Уральская горногеологическая академия, выполнены проектные работы по включению в сеть Уральского государственного педагогического университета и Уральской государственной сельскохозяйственной академии на основе ВОЛС, по подключению лесотехнической академии на основе радиолинии. В отдельную задачу определено создание канала передачи данных на г. Нижний Тагил.

- Стабилизация кадрового потенциала вузов

Выделено 314 млн. рублей денежных средств и 391,2 млн. рублей взаимозачетом. Осуществлены мероприятия по разовой адресной поддержке:

• профессионального становления молодых научно-педагогических сотрудников по

конкретным результатам освоения учебных курсов;

• профессорско-преподавательского состава и сотрудников за работу по обновлению

содержания учебно-воспитательного процесса; • ведущих научно-педагогических школ при подготовке и издании курсов лекций,

монографий, защит диссертаций; • частичное возмещение затрат на повышение квалификации в установленных

формах;

• другие целевые адресные мероприятия по поддержанию и повышению профессионального уровня и творческой активности профессорско-преподавательского состава.

- Мероприятия по структурной перестройке подготовки специалистов в вузах

Средства в денежной форме в сумме 314 млн. рублей и взаимозачетом - 391,2 млн. рублей направлены на поддержку основной деятельности вузов - учебной работы.

Осуществлены мероприятия по обеспечению необходимых стандартов высшего образования по 43-м вновь открытым в 1993-1996 годах специальностям и направлениям подготовки специалистов, ориентированных на потребности Свердловской области, в части разработки нормативно-правовых, научно-методических материалов, приобретения оборудования, переподготовки преподавателей.

Проведено исследование и подготовлен аналитический сборник "Основные направления развития образовательно-квалификационного потенциала Свердловской области на период 1996-2004 гг."

Осуществлена финансовая поддержка деятельности вузов по повышению фундаментального уровня и гуманизации высшего образования.

В совокупности реализованные мероприятия обозначили поступательное движение в подготовке конкурентоспособных специалистов.

Подробнее следует рассмотреть программу формирования условий для воспитательной работы со студентами вузов Свердловской области, включающую три крупных раздела.

- Организация научно-технического творчества студентов

Создан областной совет по развитию научно-технического творчества студентов. Разработано положение об областном конкурсе студенческих научно-исследовательских работ. Проведены внутривузовские смотры, лучшие работы представлены на первый областной смотр-конкурс по трем направлениям: технические, естественные и гуманитарные науки. Всего на областной тур выдвинуто 122 студенческие научные работы. По итогам отмечены лауреаты смотра-конкурса и научные руководители.

Многие студенческие научно-исследовательские работы и технические разработки рекомендованы экспертными комиссиями для внедрения в народное хозяйство.

Студенты вузов Свердловской области (45 человек) приняли участие во Всероссийской олимпиаде по теоретической механике, командном первенстве мира по программированию (г.Москва); в научно-практических студенческих конференциях: "Организация научной инновационной и творческой деятельности студенческой молодежи" (г.Новосибирск); "Технологии профессионального образования и творчества: школьник-студент-специалист" (г.Москва). Оказана поддержка вузам в создании студенческих научных обществ (СНО).

Проведен первый этап II областного смотра-конкурса студенческих научно-исследовательских работ.

Оказана поддержка в работе межвузовского студенческого центра личностного роста.

- Развитие художественного творчества студентов и проведение межвузовских мероприятий

Осуществлена поддержка материальной базы домов культуры, студенческих клубов, лучших действующих художественных коллективов. Частично профинансировано проведение 15 межвузовских мероприятий: конкурс авторской песни, спортивного бального танца, выставка самодеятельного художественного творчества, игры КВН, рок-фестиваль "Начало", студенческий праздник "Татьянин день", литературный конкурс. На базе УГТУ-УПИ, УрГУ, УрГПУ создан межвузовский центр "Студенческая семья".

- Развитие студенческого спорта, профилактика правонарушений, студенческое информационное обеспечение

Оказана поддержка в приобретении спортинвертаря кафедрам физического воспитания и студенческим спортивным клубам вузов.

Оказана поддержка студенческой женской баскетбольной команде УрГПУ по участию в чемпионате России по баскетболу на открытых площадках. Команда стала чемпионом России.

Проведена научно-практическая конференция: "Физическое воспитание студентов в условиях реформирования образования".

Оказана помощь студенческим отрядам охраны правопорядка по их обучению, обмундированию и обеспечению средствами защиты. Всего создано 7 студенческих отрядов общей численностью 350 человек. В целях координации их деятельности создан межвузовский центр правовой помощи студентам.

Оказана поддержка студенческим информационным изданиям, выпущено 5 информационных сборников.

На организационное обеспечение программы затрачено 15 млн. рублей.

В связи со значительным недофинансированием непрерывность воспитательной работы со студентами по включенным в программу направлениям обеспечить не удалось.

Сбор на нужды образования существует в нескольких областях Российской Федерации, но лишь в Свердловской области законодательно определена доля (30%) высших и средних профессиональных учебных заведений.

Аналогичную структуру имеет областная программа "Региональная поддержка деятельности средних профессиональных учебных заведений Свердловской области".

Областной бюджет на 1997 год предполагает полный объем сбора 140 млрд.рублей. Из них 25 млрд.руб. на высшие и 15 млрд.руб. на средние профессиональные учебные заведения. Реализация этих средств позволит завершить программу создания межвузовской компьютерной сети и приступить к ускоренному внедрению информационных технологий.

Достигнутый в нашем регионе уровень развития теоретической информатики, интеллектуальных информационных технологий и стратегий, системотехники и математики позволяет разрешать все основные информационные проблемы.

Реалии мирового и отечественного развития свидетельствуют, что мы стоим на пороге становления информационного общества, где решающую роль будут играть не природные ресурсы, техника и энергия, а информация и научные знания. Новые информационные технологии становятся основой современного университетского управления и планирования развития высшим образованием.

© И. В. Мурыгин, 1997

Мурыгин И. В. Региональная поддержка высшей и средней профессиональной школы / И. В. Мурыгин // Университетское управление: практика и анализ. - 1997. - № 1(1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.