УДК 323
РЕГИОНАЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
Т. С. Болховитина
Обращается внимание на повышение активности региональной оппозиции в современной России. Обосновываются условия и факторы, способствующие результативному участию оппозиционных региональных лидеров и партий в избирательных кампаниях. Выявлены возможности активизации политической оппозиции правового направления в регионах. Перспективы политического участия представителей региональной оппозиции связываются с преодолением кризиса программных установок, появлением авторитетных лидеров, формированием имиджа, отвечающего ожиданиям граждан.
Ключевые слова: региональная политическая оппозиция, системная и внесистемная оппозиция, праворадикальная оппозиция, оппозиционные настроения, перспективы оппозиционного движения.
Оппозиция, будучи критически настроенной по отношению к власти, представляет собой достаточно сложное явление политической жизни. Она может быть представлена, прежде всего, институционально (партией, коалицией партий, движениями, союзами, даже органами власти (к примеру, парламентом) и др.) и субъектно. В качестве ее потенциальных субъектов выступают социальные и профессиональные группы. Причем студенчество, к примеру, С. Хантингтон считает «универсальной оппозицией», выступающей против любого политического режима [1, с. 158]. Субъектами оппозиции могут быть институты гражданского общества (общественные организации, группы давления и интересов, средства массовой информации). В соответствии с направленностью своих действий и деятельности оппозиция может быть демократической и радикальной, конструктивной и деструктивной, лояльной, полулояльной и нелояльной [2]. В зависимости от идеологических пристрастий выделяется, например, либеральная, коммунистическая, центристская оппозиция. По отношению к существующему режиму Х. Линц выделил неструктурную (разделяющую политику режима), ограниченно структурную (имеющую частично несовпадающие взгляды на проводимый политический курс) и структурную оппозицию (преследующую задачу смены режима) [3]. В зависимости от масштабов деятельности оппозиция представлена на общенациональном и локальном (региональном) уровнях.
Региональная оппозиция становится заметным феноменом политического процесса современного российского общества. Данный феномен проявил себя в 90-е годы ХХ века, когда у оппозиции возникли реальные институциональные возможности для достижения политической власти. Это было связано с результативным участием оппозиционных лидеров и партий в избирательных кампаниях по выборам в законодательные (представительные) федеральные и региональные органы власти.
Оппозиционным настроениям благоприятствовала критическая масса настроений в региональном социуме, связанная с неудовлетворенностью социально-экономическим положением. Оппозиция воспользовалась также правом демократической состязательности кандидатов на выборах, политического участия в демонстрациях, митингах, лояльным отношением власти к деятельности общественно-политических организаций. Укреплению региональной оппозиции во многом способствовала предоставленная властью возможность реализации относительной политической свободы на принципах гласности, политического плюрализма и многообразия, альтернативности кандидатур на выборах. Так обретался политический опыт региональной оппозицией, хотя, разумеется, в различных субъектах федерации это имело свою неповторимую специфику и проявлялось в самых различных формах.
Первое десятилетие 2000-х годов было отмечено резким сокращением достижений региональной оппозиции в России. Во многом это можно объяснить изменением норм избирательного законодательства, позволяющих власти оказывать заметное влияние на ход выборов в одномандатных округах. К этому времени в регионах уже сформировались консолидированные правящие группы, опирающиеся на мощный административный ресурс, владеющие не без помощи СМИ манипулятивными способами влияния на общество, а с помощью профессиональных политтехнологов - технологиями управления региональным политическим процессом.
В условиях индифферентности политических партий, низкой политической активности граждан, институтов гражданского общества, широких абсентеистских настроений в обществе региональным политическим элитам удавалось блокировать каналы социальной мобильности, что в значительной степени сокращало социальную базу региональной оппозиции, оставляя при этом неизменно высокой критическую массу настроений в обществе, о чем свидетельствуют социологические опросы населения [4, 5].
Следует отметить, что ослабление противостояния между Центром и регионами, выстраивание единой вертикали государственной власти и управления в период федеративной реформы в значительной мере способствовали консолидации федеральных и региональных элит, в том числе и по противодействию оппозиции на всех ее уровнях [6]. Следствием межэлитного пакта становится фактическая отмена прямых выборов высших должностных лиц субъектов РФ, начиная с 2004 года. Были отменены выборы депутатов Государственной Думы по мажоритарным округам. Усложнена процедура создания политических партий. Введен запрет на создание региональных политических партий, избирательных блоков на выборах. Все это во многом блокировало процесс партийного строительства «снизу» и поставило региональные выборы в зависимость от федеральных политических партий. Однако оппозиционные настроения на выборах 2011 года в Государственную Думу со всей очевидностью показали всю важность открытого диалога власти с оппозицией, в том числе на региональном уровне.
Как оказалось, федеральная оппозиция, инициировавшая движение «За честные выборы», была не одинока в своих действиях. В той или иной
протестной форме (демонстрации, митинги, дискурсы в твиттере и др.) она получила широкий резонанс в регионах. Движение «За честные выборы» поддержали, по некоторым данным, до 100 тыс. чел. [7]. Масштабностью отличалась акция в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске.
В условиях нарастания оппозиционных настроений в 2011 году федеральная власть инициировала политическую реформу. Ее результатом, в частности, явилось:
- упрощение порядка регистрации политических партий;
- возвращение выборности глав субъектов Российской Федерации;
- реорганизация партий, установление минимальной численности для их государственной регистрации (500 чел.);
- возвращение выборов по одномандатным округам;
- расширение представительства партий в избирательных комиссиях;
- усиление общественного контроля за ходом голосования на выборах и
др.[8].
В настоящее время процесс реформирования политической системы еще не завершен и в связи с этим он представляет несомненный интерес для политической науки и практики. Однако очевидно при этом то, что региональная оппозиция получила реальную возможность расширить сферу своего политического влияния, хотя одновременно оказалась формализованной в рамках деятельности общероссийских политических партий.
Если рассматривать политическую оппозицию с точки зрения диспозиционного подхода по отношению к другому политическому субъекту -власти, то следует обратиться к анализу деятельности системной и внесистемной оппозиции. К системной оппозиции принадлежат в целом разделяющие официальный политический курс партии, предлагающие в то же время собственные способы и средства достижения стратегических целей развития общества. Речь идет о партиях «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия». Их деятельность - предмет специального исследования.
Что же касается внесистемной оппозиции, то ее представляют партии и движения, не поддерживающие систему сложившихся политических ценностей и предлагающие смену действующей власти. Наиболее опытной оппозиционной партией в современной России следует считать «ЯБЛОКО». Партия насчитывает 75 региональных отделений [9]. Она была представлена фракцией в российском парламенте в 1991, 1993, 1995, 1999 годах. По итогам выборов 4 декабря 2011 года в региональные парламенты «Яблоко» сформировала собственные фракции в трех регионах: Санкт-Петербурге (6 депутатских мест; руководитель фракции - Г.Явлинский); в Карелии партия получила 4 депутатских места в законодательном собрании, в Псковской области - 1 депутатское место [10]. Численность партии в данное время составляет свыше 53 тыс. чел. «ЯБЛОКО», согласно ее программе, отстаивает демократический порядок, включающий правовое государство, социальную рыночную экономику, гражданское общество, современную систему безопасности, постиндустриальную стратегию в рамках европейского пути.
Евразийская модель интеграции подвергается партийцами резкой критике [11]. Социальной опорой парии провозглашается интеллигенция и средний класс. «Яблочники» выступают за возвращение Крыма Украине, проведение международной конференции по ситуации в Украине.
Наряду с «ЯБЛОКОМ» в 90-е годы берет начало общественное движение «Союз правых сил» (СПС). Его численность составляет 60 тыс. чел. Региональные отделения зарегистрированы в 84 субъектах РФ. Наиболее крупные отделения созданы в Москве, Санкт-Петербурге, в Воронежской, Иркутской, Московской, Саратовской областях, Красноярском крае, Мордовии, Чувашии [12]. СПС отстаивает исключительно либеральные принципы в экономике и политике. Делается ставка на европейский вектор внешней политики России.
В регионах разворачивают деятельность такие официально зарегистрированные правооппозиционные партии, как Либертарианская партия (59 региональных отделений с численностью около 40 тыс. чел.; основные программные цели: принятие новой конституции, которая не будет ограничивать свободу человека; устранение вмешательства государства в экономику; установление права на свободное ношение оружия; децентрализация системы правопорядка и т.п.) [13], партия «Правое дело», зарегистрированная в 79 регионах с численной поддержкой 75 тыс. чел. (главные программные установки: развитие рынка на основе свободной конкуренции; свобода предпринимательства; прозрачность государственного регулирования государственного сектора; борьба с коррупцией; информационно - открытое государство; прямые выборы мэров, глав регионов, членов Совета Федерации; ротация в органах исполнительной власти; открытость оборонного бюджета и силовых структур; уведомительный порядок регистрации общественных организаций; основа социальной системы; рыночные принципы; во внешней политике - следование европейскому пути развития) [14], политическая партия «Демократический выбор» (выступает за такие правые ценности, как: снижение налогов и свободу предпринимательства; ограничение иммиграции; независимость судов; демонополизация и снижение цен; профессиональные армия и полиция; радикальное сокращение госаппарата и проч.) [15]. Партия имеет поддержку в 35 субъектах РФ.
Ряд правых партий не зарегистрированы, но среди них есть организации, имеющие поддержку в российских регионах. Таковой предстает «Партия 5 декабря». Она выступает за снижение проходного барьера на выборах в Государственную Думу до 3 %, за прямые выборы в Совет Федерации, настаивает на принятии закона о лоббизме, сокращении государственного аппарата, создании системы административной юстиции -судов для разрешения споров между гражданами, организациями и органами власти. Своеобразными выглядят предложения партийцев о защите прав человека. Они касаются пересмотра законов о публичных мероприятиях, сокращении списка преступлений, за которыми назначается лишение свободы, ревизии антиэкстремистского законодательства. Популистскими являются
намерения по увеличению доли местных и региональных налогов по сравнению с федеральными. В экономической сфере партия выступает за снижение роли государства, свободное развитие частного предпринимательства, широкий доступ частного капитала в сферу образования и науки. Единственным приоритетом во внешней политике объявляются страны Евросоюза.
В России действует ряд незарегистрированных оппозиционных партий, имеющих активные региональные контакты. Среди них такие леворадикальные партии, как «Земля и воля», «Авангард коммунистической молодежи, «Партия левых социал-революционеров» и др.
На территории РФ функционируют организации, идеологией которых является русский национализм [16]. Это РНЕ - Русское национальное единство (официально запрещена), Реструкт (сетевая организация), «Другая Россия», среди умеренных незарегистрированные - Конгресс русских общин, Национально-демократическая партия, Народный собор, Национал -демократический альянс, Национальный союз России и др. Сложно судить о количестве такого рода организаций, однако, по некоторым данным их насчитывается около 40. Многие имеют свои сайты и активно вовлечены в пропаганду своих идей в блогах и социальных сетях. Можно спорить, является ли такое изобилие организаций свидетельством широты или раздробленности этого общественного течения в России, однако незыблем факт множественности и достаточного разнообразия подобного рода таких организаций. Их социальной базой является, главным образом, молодежь.
Социологические опросы, проведенные институтом приоритетных региональных проектов в феврале 2015 года в 43 регионах России (выборка 1600 чел.), показывают противоречивое отношение россиян к оппозиции. Важность оппозиции признают 64 % опрошенных. Большинство из них (46,2 %) симпатизируют представителям системной (парламентской) оппозиции, 17 % отдают предпочтение несистемной оппозиции. 45,6 % считают деятельность парламентской оппозиции неэффективной. 56,9 %, хотели бы видеть в составе правительства представителей оппозиционных партий [17]. При этом лидерам оппозиции, таким как А. Навальный, М. Касьянов, В. Рыжков и др. симпатизируют только 15 % опрошенных. Назначение оппозиции люди связывают с тем, чтобы держать власть под контролем (так думают 42 % респондентов), чтобы поддерживать диалог власти и общества (на это указывают 29 % граждан). Из требований, которые готовы поддержать граждане: принятие законодательства против незаконного обогащения чиновников (32 %), обеспечение честного проведения выборов (13 %), сокращение финансирования госкомпаний (15 %), возвращение накопительной части пенсии (15 %), перераспределение средств в пользу регионов (14 %), допуск оппозиционных партий и кандидатов к участию в выборах (10 %) [18].
Как показывает практика, возврат выборов губернаторов заметно активизировал деятельность политических партий разных направлений [19, 20]. Однако партии на региональном уровне сталкиваются с явным дефицитом
лидерства, отсутствием ярких, харизматических фигур. Это служит существенным тормозом развития местных партийных структур. Кроме того, далеко не все зарегистрированные партии готовы к активному участию в избирательных кампаниях в регионах. Они слабо владеют технологиями продвижения кандидатов на выборах. В регионах не хватает квалифицированных партийных функционеров. Невелика численность оппозиционных региональных партийных организаций. Необходимо также преодолевать кризис оригинальных идей и программ.
Список литературы
1. Хангтинтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. М.:РОСПЭН, 2003. 368 с.
2. Мельвиль А.Ю. Опыт теоретико-методологического синтеза структурного и процедурного подходов к демократическим транзитам // http://www.politnauka.org/library/dem/melvil.php (дата обращения: 03.04.2015).
3. Линц К. Крушение демократических режимов: кризис, разрушение и восстановление равновесия // Проблемы Восточной Европы. 1993. № 39-40. С. 120-121.
4. Оппозиция — вид из народа [Электронный ресурс] // URL: http://expert.ru/2013/04/23/oppozitsiya—vid-iz-naroda/
5. Протестный потенциал [Электронный ресурс] // URL: http://bd.fom.ru/report/map/dominant/dom2115/d211503 (дата обращения: 21.04.2015).
6. Батанина И.А., Бродовская Е.В. Влияние качества политических элит на результативность трансформационного процесса в посткоммунистической России // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2010. Вып. 2. С. 201-216.
7. Протестное движение в России (2011—2013) [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (2011%972013) (дата обращения: 21.04.2015).
8. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // URL: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/183523/#ixzz3be9WboIj (дата обращения: 03.04.2015).
9. ЯБЛОКО. Региональные отделения [Электронный ресурс] // URL: http://www.yabloko.ru/Union/trorg.html (дата обращения: 03.04.2015).
10. Явлинский: "Яблоко" реализовало запрос на альтернативу [Электронный ресурс] // URL: http://www.yavlinsky.ru/elections/print.phtml?id=4054 (дата обращения: 03.04.2015).
11. "ЯБЛОКО": Крым не наш, Кудрина - в премьеры [Элекронный ресурс] // URL: http://www.svoboda.mobi/a/26742281.html (дата обращения: 03.04.2015).
12. Союз правых сил [Электронный ресурс] // URL: http://sykt24.ru/item/soyuz-pravyh-sil-regionalnoe-otdelenie-politicheskoj-partii/ (дата обращения: 05.04.2015).
13. Программа Либертарианской партии России [Электронный ресурс] // URL: http://libertarian-party.ru/nashi-printsipy/programma (дата обращения: 05.04.2015).
14. Программа Всероссийской политической партии «Капитализм для всех» [Электронный ресурс] // URL: http://minjust.ru/ru/print/19854 (дата обращения: 05.04.2015).
15. Политическая программа «Демократического выбора» «Сделаем Россию современной страной» [Электронный ресурс] // URL: http://demvybor.ru/program.html (дата обращения: 05.04.2015).
16. Русские националистические организации [Электронный ресурс] // URL: http s: //ru. wikipedia. or g/ wiki/%D0%F3 %F 1 %F 1 %EA%E8%E5 (дата обращения: 05.04.2015).
17. Петербуржцы не любят ни власть, ни оппозицию [Электронный ресурс] // URL: http://www.dp.ru/a/2015/02/26/Peterburzhci ne ljubjat ni v/ (дата обращения: 03.04.2015).
18. Необходимость политической оппозиции и поддержка оппозиционных требований [Электронный ресурс] // URL: www.levada.ru /2702-2015 (дата обращения: 03.04.2015).
19. Кынев А.В. От марта до декабря: как и чем отличалось голосование за партии и их лидеров на выборах 2011/2012 гг. [Электронный ресурс] // URL: Politbook. 2012. №1. С. 6-41.
20. Пеньков В.Ф. Об очередном этапе российского партогенеза и электоральной базе политических партий // Выборы в новой России: история, современность, перспективы. Тамбов, 2012. С.75-86.
21. Батанина И.А., Лаврикова А.А., Шумилова О.Е. Политическая компетентность россиян как фактор политического участия//Среднерусский вестник общественных наук. 2014.№ 1. С. 50-51.
References
1. KHangtinton S. Tret'ya volna. Demokratizatsiya v kontse KHKH veka. M.:ROSPEHN, 2003. 368 s.
2. Mel'vil' A.YU. Opyt teoretiko-metodologicheskogo sinteza strukturnogo i protsedurnogo podkhodov k demokraticheskim tranzitam // http://www.politnauka.org/library/dem/melvil.php (data obrashheniya: 03.04.2015).
3. Lints K. Krushenie demokraticheskikh rezhimov: krizis, razrushenie i vosstanovlenie ravnovesiya // Problemy Vostochnoj Evropy. 1993. № 39-40. S. 120121.
4. Oppozitsiya — vid iz naroda [EHlektronnyj resurs] // URL: http://expert.ru/2013/04/23/oppozitsiya—vid-iz-naroda/
5. Protestnyj potentsial [EHlektronnyj resurs] // URL: http://bd.fom.ru/report/map/dominant/dom2115/d211503 (data obrashheniya: 21.04.2015).
6. Batanina IA., Brodovskaya E.V. Vliyanie kachestva politicheskikh ehlit na rezul'tativnost' transformatsionnogo protsessa v postkommunisticheskoj Rossii // Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. 2010. Vyp. 2. S. 201-216.
7. Protestnoe dvizhenie v Rossii (2011—2013) [EHlektronnyj resurs] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (2011%972013) (data obrashheniya: 21.04.2015).
8. Federal'nyj zakon ot 11 iyulya 2001 g. № 95-FZ «O politicheskikh partiyakh» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [EHlektronnyj resurs] // URL: Sistema GАRАNT: http://base.garant.ru/183523/#ixzz3be9WboIj (data obrashheniya: 03.04.2015).
9. YABLOKO. Regional'nye otdeleniya [EHlektronnyj resurs] // URL: http://www.yabloko.ru/Union/trorg.html (data obrashheniya: 03.04.2015).
10. YAvlinskij: "YAbloko" realizovalo zapros na al'ternativu [EHlektronnyj resurs] // URL: http://www.yavlinsky.ru/elections/print.phtml?id=4054 (data obrashheniya: 03.04.2015).
11. "YABLOKO": Krym ne nash, Kudrina - v prem'ery [EHlekronnyj resurs] // URL: http://www.svoboda.mobi/a/26742281.html (data obrashheniya: 03.04.2015).
12. Soyuz pravykh sil [EHlektronnyj resurs] // URL: http://sykt24.ru/item/soyuz-pravyh-sil-regionalnoe-otdelenie-politicheskoj-partii/ (data obrashheniya: 05.04.2015).
13. Programma Libertarianskoj partii Rossii [EHlektronnyj resurs] // URL: http://libertarian-party.ru/nashi-printsipy/programma (data obrashheniya: 05.04.2015).
14. Programma Vserossijskoj politicheskoj partii «Kapitalizm dlya vsekh» [EHlektronnyj resurs] // URL: http://minjust.ru/ru/print/19854 (data obrashheniya: 05.04.2015).
15. Politicheskaya programma «Demokraticheskogo vybora» «Sdelaem Rossiyu sovremennoj stranoj» [EHlektronnyj resurs] // URL: http://demvybor.ru/program.html (data obrashheniya: 05.04.2015).
16. Russkie natsionalisticheskie organizatsii [EHlektronnyj resurs] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F 1 %F 1 %EA%E8%E5 (data obrashheniya: 05.04.2015).
17. Peterburzhtsy ne lyubyat ni vlast', ni oppozitsiyu [EHlektronnyj resurs] // URL: http://www.dp .ru/a/2015/02/26/Peterburzhci_ne_ljubjat_ni_v/ (data obrashheniya: 03.04.2015).
18. Neobkhodimost' politicheskoj oppozitsii i podderzhka oppozitsionnykh trebovanij [EHlektronnyj resurs] // URL: www.levada.ru /27-02-2015 (data obrashheniya: 03.04.2015).
19. Kynev А.V. Ot marta do dekabrya: kak i chem otlichalos' golosovanie za partii i ikh liderov na vyborakh 2011/2012 gg. [EHlektronnyj resurs] // URL: Politbook. 2012. №1. S. 6-41.
20. Pen'kov V.F. Ob ocherednom ehtape rossijskogo partogeneza i ehlektoral'noj baze politicheskikh partij // Vybory v novoj Rossii: istoriya, sovremennost', perspektivy. Tambov, 2012. S.75-86.
21. Batanina I.A., Lavrikova А.А., SHumilova O.E. Politicheskaya kompetentnost' rossiyan kak faktor politicheskogo uchastiya//Srednerusskij vestnik obshhestvennykh nauk. 2014.№ 1. S. 50-51.
Болховитина Татьяна Сергеевна, канд. полит. наук, доц., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Брянск, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
REGIONAL OPPOSITION AS A SUBJECT OF POLITICAL PARTICIPATION: THEORETICAL
AND APPLIED ASPECTS OF THE PROBLEM
T.S. Bolkhovitina
The article draws attention to the increased activity of regional opposition in modern Russia. The author substantiates the conditions and factors that facilitate effective engagement of regional leaders and parties in election campaigns. Identified opportunities to galvanize political opposition legal directions in the regions. The prospects for political participation of regional representatives of the opposition are associated with overcoming crisis software installations, the emergence of credible leaders, to create the image that meets the expectations of citizens.
Key words: regional political opposition, systemic and non-systemic opposition, the right-wing opposition, opposition sentiment, the prospects of the opposition movement.
Bolkhovitina Tatjana Sergeevna, candidate of Political Sciences, head of department (Bryansk branch), associate professor, ekakarpenko@yandex. ru, Russia, Bryansk, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
УДК 323
ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ ПАРЛАМЕНТСКИХ СТРУКТУР В РЕГИОНЕ
А.О. Дементьева
Рассмотрены направления деятельности молодежных парламентских структур как субъектов политической коммуникации регионального уровня. Определены модели оптимизации деятельности молодежного парламента как элемента региональной системы парламентской коммуникации.
Ключевые слова: политическая коммуникация, молодежный парламентаризм, парламентская коммуникация, модели оптимизации коммуникации.
Осознание ценности таких субъектов государственной молодежной политики как общественные консультативно-совещательные структуры молодежи (молодежных парламентов) выявляет потребность в координации процесса развития их в регионах. Необходима аналитическая работа с целью выявления оптимальных моделей молодежных парламентских структур,