Научная статья на тему 'Региональная образовательная политика: к новому качеству обучения и воспитания'

Региональная образовательная политика: к новому качеству обучения и воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная образовательная политика: к новому качеству обучения и воспитания»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ И СЕМИНАРЫ

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: К НОВОМУ КАЧЕСТВУ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Стало традицией проводить республиканскую конференцию по народному образованию в преддверии нового учебного года. В текущем году она состоялась 20 августа в Большом зале заседаний Дома Республики и была посвящена проблеме „Региональная образовательная политика: к новому качеству обучения и воспитания".

Для обсуждения проблемы собрались заинтересованные лица, представляющие учреждения и органы образования, администрации районов и городов, министерства и ведомства республики. В работе конференции приняли участие Глава Республики Мордовия Н. И. Меркушкин, Председатель Государственного Собрания Республики Мордовия В. А. Кеч-кин, заместитель Председателя Правительства Республики Мордовия

A. М. Пыков. Федеральные органы законодательной и исполнительной власти были представлены на конференции

председателем Комитета по науке и образованию Государственной Думы Федерального Собрания И. И. Мельниковым и первым заместителем министра общего и профессионального образования России

B. Д. Шадриковым.

С докладом на конференции выступил министр образования республики В. В. Кадакин. Он достаточно широко и всесторонне осветил все проблемы отрасли, подвел итоги прошедшего учебного года, проанализировал нынешнее положение дел в учреждениях системы Министерства образования республики, познакомил с прогнозами и поставил задачи на новый учебный год. В основу его доклада была положена „Программа развития образования Республики Мордовия до 2000 г.“, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия

от 19 августа 1997 г. № 558.

Министр отметил, что в настоящее время в республике явно выделяются три основные тенденции в образовании. Во-первых, смена основной парадигмы образования: кризис его классической модели, разработка новых педагогических идей. Во-вторых, стремление школы и образования в целом к интеграции в общероссийскую и мировую культуру: демократизация школы, развитие системы непрерывного образования, гуманизация, компьютеризация, вариативность образования. В-третьих, восстановление и развитие положительных традиций русской, советской школы.

Стратегическая цель развития образования на ближайшие пять лет обозначена докладчиком как формирование открытой, саморегулирующей системы в едином федеральном и мировом образовательном пространстве.

Сегодня образовательный комплекс республики представляет собой широкую

сеть учебных заведений: 431 учреждение дошкольного, 807 — общего среднего, 38 — начального профессионального, 76 — дополнительного, 2 — среднего специального, 16 — специального образования. В них воспитываются, обучаются и

работают свыше 200 тысяч человек, что составляет более 20 % населения Мордовии.

В минувшем учебном году основное внимание в образовании было сосредоточено на реализации таких общих приоритетных направлений, как обеспечение конституционного права граждан на получение бесплатного общего среднего и начального профессионального образования, сохранение и развитие сети образовательных учреждений, обновление содержания образования.

Надо отметить, что работа по этим направлениям проделана немалая, нали-

цо ее положительные результаты: каждому молодому человеку школьного возраста была предоставлена возможность бесплатного получения общего среднего или начального профессионального образования с учетом его склонностей и интересов; в системе образования не потеряно ни одного учебного места, ни одного образовательного учреждения с его кадрами и зданиями; продолжалась дифференциация сети образовательных учреждений по уровню содержания образования — сегодня в республике в составе учреждений общего образования работают 4 гимназии, 1 лицей, 2 школы-гимназии, 4 школы-лицея, 5 школ-комплексов, 2 школы фермерской направленности, 66 школ с классами с углубленным изучением предметов, 1 экспериментальная площадка, в составе учреждений начального профессионального образования — 4 профессиональных лицея. Более 200 школ республики полностью или частично занимаются по Базисному учебному плану, и в их практику вошли предметы по выбору учащихся. В образовательных учреждениях появилось много творчески работающих педагогов, немало делающих для совершенствования преподавания учебных предметов.

Вместе с тем в образовании республики немало нерешенных вопросов и, соответственно, много предстоящих дел. Так, в силу экономических трудностей в республике закрываются и перепрофилируются ведомственные детские сады. Только за прошлый год их количество сократилось на 29, и, следовательно, лишились возможности получать в них дошкольное образование 22 тысячи детей. Без дошкольного образования эти дети обречены на трудности в освоении программы обучения в начальной школе.

В практике учреждений общего среднего образования присутствуют такие проблемы, как перегруженность учебных планов, недостаточная обеспеченность педагогического процесса современными учебными программами, отсутствие должного научно-методического руководства инновационной работой, сохранение изживших себя стереотипов в формах и методах обучения и учета знаний учащихся, неразработанность целостной воспитательной системы.

В детских домах и школах-интернатах воспитываются педагогически запущен-

ные дети с трудной судьбой, родители которых лишены родительских прав. Нужны новые подходы к социализации личности этих детей и подростков, защите их прав.

В учреждениях начального профессионального образования сохраняется тенденция сокращения контингента обучающихся, объемов подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов за счет бюджетных средств (в целом за последние три года контингент обучающихся уменьшился на 10 %). Медленно внедряются в учебный процесс новые учебные планы и программы. Не в полном объеме осуществляется гуманитарное образование.

В учреждениях дополнительного образования отсутствуют разноуровневые программы, призванные помочь ребенку осознать свои возможности, профессионально самоопределиться. Значительная часть имеющихся программ рассчитана на репродуктивную деятельность и не предусматривает самостоятельного поиска учеником оптимальных решений.

В наше непростое время образовательные учреждения Мордовии остаются верными российской традиции — предоставить ребенку возможности полноценного развития.

Деятельность органов исполнительной власти на местах, отделов образования и образовательных учреждений должна

быть направлена на преодоление недостатков, замедляющих развитие региональной системы образования. В первую очередь необходимо:

— исключить практику закрытия или перепрофилирования ведомственных детских дошкольных учреждений: принять меры к сохранению и дальнейшему развитию видового многообразия сети дошкольных учреждений путем существенного изменения организационно-финансового механизма их функционирования; расширять опыт создания на базе детских садов образовательных учреждений типа „школа — детский сад“;

— ориентировать школы на всемерную гуманизацию образовательного процесса (создание образовательных учреждений нового типа, классов с углубленным изучением предметов, коррекционно-развивающих классов, открытие факультативов, кружков, секций, клубов,

студий, организация индивидуальной ра-

боты с учащимися как на уроке, так и во внеурочное время, обеспечение по-сильности учебных планов и программ), безусловное выполнение ВВОДИМЫХ с

1997/98 учебного года новых гигиенических требований к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений;

— приступить к реализации в системе начального профессионального образования Концепции реформирования начального профессионального образования, одобренной Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 908;

— строить воспитательную работу в образовательных учреждениях в соответствии с Концепцией воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия, принятой коллегией Министерства образования РМ и позволяющей готовить выпускника школы, ПУ- способного противостоять негативным явлениям в социальной среде;

— вести планомерную работу по социальной защите детей, подростков, работников образования в зависимости от меняющихся социально-экономических условий;

— решать совместно с МРИПКРО, МГУ им. Н. П. Огарева, МГПИ им. М. Е. Евсевьева, педагогическими училищами республики проблемы пополнения педагогических кадров образовательных учреждений, их профессионального роста;

— обеспечить интеграцию науки и

практики в системе образования, полнее использовать в этом возможности Регионального учебного округа при МГУ им. Н. П. Огарева.

С интересными выступлениями, содержащими деловые предложения, пожелания, просьбы, к участникам конференции обратились В. С. Плигин, глава администрации г. Рузаевки; В. Ф. Гурьянова, заместитель министра здравоохранения республики; В. М. Макушкин,

ректор МГПИ им. М. Е. Евсевьева; А. Г. Лапин, начальник Краснослободского РОО; В. Н. Учкина, директор Рыб-кинской средней школы Ковылкинского района и др.

И. И. Мельников, председатель Комитета по науке и образованию Госдумы Федерального Собрания, и В. Д. Шад-

риков, первый заместитель министра общего и профессионального образования РФ, в своих выступлениях обрисовали состояние образования и принимаемые меры к его стабилизации и развитию на федеральном уровне.

Глава Республики Мордовия

Н. И. Меркушкин, взявший слово в завершение конференции, отметил, что несмотря на экономические трудности, в новый учебный год система образования вступает с большим оптимизмом. В республике делается все для того, чтобы поддержать каждого ученика и учителя в их устремлении к знаниям и творческому труду.

Участники конференции приняли рекомендации по дальнейшему реформированию образования республики.

А. Ф. ЛЯЛИН, ректор Мордовского РИПКРО, доцент

ИНТЕГРАЦИЯ ВУЗОВСКОЙ И ОТРАСЛЕВОЙ НАУКИ

В ОБЛАСТИ СВЕТОТЕХНИКИ

Плодотворные научные связи объединяют вузовских ученых-светотехников со специалистами производства и отраслевых научно-исследовательских институтов на протяжении многих лет. Одной из разновидностей интеграции в области научных исследований является проведе-

ние совместных научно-практических конференций. Примером тому может служить состоявшаяся в период с 13 по 15 октября 1997 г. II Всероссийская научно-техническая конференция „Светоизлучающие системы. Эффективность и применение44, посвященная 150-летию со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.