Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ'

РЕГИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическое развитие / регулирование экономики / принципы налогообложения / налоговая политика / региональная налоговая политика / economic development / economic regulation / principles of taxation / tax policy / regional tax policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамбетова Александра Александровна, Пешкова Елена Петровна, Трубилин Кирилл Геннадьевич

В статье обоснована необходимость разработки результативной региональной налоговой политики, являющейся экономическим механизмом, в результате которого формируется и реализуется политика развития в целом. Выявлены характерные особенности налоговой политики, которые определяют ее роль в системе управления. На основе рассмотрения различных моделей экономического развития, каждой из которых отводилось определенное место в системе регулирования экономики, авторы детерминировали роль налоговой политики. Указанное позволило систематизировать виды и принципы налоговой политики и на этой базе сформулировать цели и задачи региональной политики в сфере налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мамбетова Александра Александровна, Пешкова Елена Петровна, Трубилин Кирилл Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL TAX POLICY: ESSENCE, PRINCIPLES, TASKS

Article substantiates necessity of development of effective regional tax policy, which is an economic mechanism that results in formation and implementation of development policy as a whole. Characteristic features of tax policy which define its role in system of management are revealed. On basis of consideration of various models of economic development, each of which gave a certain place to system of economy regulation, authors determined the role of tax policy. Indicated allowed to systematize types and principles of taxation policy and on this basis to formulate goals and objectives of regional policy in sphere of taxation.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ»

УДК 332.1

АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА МАМБЕТОВА

доктор экономических наук, профессор кафедры налогов и налогообложения Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) e-mail: sashusha7@mail.ru

ЕЛЕНА ПЕТРОВНА ПЕШКОВА

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, финансов и природопользования Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ e-mail: 79282703701@yandex.ru

КИРИЛЛ ГЕННАДЬЕВИЧ ТРУБИЛИН

магистрант Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ e-mail: 79282703701@yandex.ru

РЕГИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ

Аннотация. В статье обоснована необходимость разработки результативной региональной налоговой политики, являющейся экономическим механизмом, в результате которого формируется и реализуется политика развития в целом. Выявлены характерные особенности налоговой политики, которые определяют ее роль в системе управления. На основе рассмотрения различных моделей экономического развития, каждой из которых отводилось определенное место в системе регулирования экономики, авторы детерминировали роль налоговой политики. Указанное позволило систематизировать виды и принципы налоговой политики и на этой базе сформулировать цели и задачи региональной политики в сфере налогообложения.

Ключевые слова: экономическое развитие, регулирование экономики, принципы налогообложения, налоговая политика, региональная налоговая политика

Тематический рубрикатор e-Library: 06.73.15

ALEXANDRA А^ MAMBETOVA

Doctor of Economics, Professor, Department of Taxes and Taxation Rostov State Economic University (RINH)

ELENA P. PESHKOVA

Doctor of Economics, Professor, Department of Economics, Finance and Environmental Management South Russian Institute of Management - a branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russian Federation

KIRILL G. TRUBILIN

Graduate student, South Russian Institute of Management - a branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russian Federation

REGIONAL TAX POLICY: ES SENCE, PRINCIPLES, TASKS

Abstract. Article substantiates necessity of development of effective regional tax policy, which is an economic mechanism that results in formation and implementation of development policy as a whole. Characteristic features of tax policy which define its role in system of management are revealed. On basis of consideration of various models of economic development, each of which gave a certain place to system of economy regulation, authors determined the role of tax policy. Indicated allowed to systematize types and principles of taxation policy and on this basis to formulate goals and objectives of regional policy in sphere of taxation.

Keywords: economic development, economic regulation, principles of taxation, tax policy, regional tax policy

Социально-экономическое развитие регионов кательным для получения прибыли хозяйствующими является результатом использования не только субъектами и населением, или таким, который не их ресурсных возможностей, но и в значитель- вызывает заинтересованности относительно проной мере тех экономических механизмов, в резуль- ведения деятельности на данной территории. В тате которых формируется и реализуется политика зависимости от уровня совершенствования как нало-развития. Одно из определяющих мест занимает говой политики страны в целом, так и региональной региональная налоговая политика, в зависимости от налоговой политики реализуется на практике

которой тот или иной регион может быть или привле- _

© А.А. Мамбетова, 2023 © Е.П. Пешкова, 2023 16 © К.Г. Трубилин, 2023

взаимосвязь между государством и его отдельными регионами.

Налоговая политика государства и его составляющая регионального характера имеют единые основы формирования, позволяющие теоретическую базу налогообложения рассматривать без акцента на ее региональном характере, а что касается практики ее применения в контексте политики развития, то необходимо сосредоточиться на региональных особенностях.

В целом понятие «налоговая политика» трактуется по-разному. А.И. Зотова, А.В. Александрук характеризуют налоговую политику как «деятельность государства в сфере внедрения, правового регламентирования и организации взыскания налогов и налоговых платежей в централизованные фонды денежных ресурсов» [2]. Е.П. Пешкова определяет налоговую политику как «деятельность государства в сфере установления и взыскания налогов» [5]. В словаре финансово-экономических терминов А.В. Шарковой и др. данное понятие трактуется как «...государственная политика налогообложения юридических, физических лиц. Ее целью являются формирование государственного бюджета и одновременное стимулирование деловой активности предприятий» [6].

А.А. Мамбетова считает, что «современная налоговая политика состоит в установлении и изменении элементов налоговой системы (разновидностей налогов, ставок, структуры налоговой системы, субъектов, объектов налогообложения, налоговой базы, льгот и т.п.) для обеспечения поступлений в бюджет, достаточных для выполнения государством возложенных на него функций и стимулирования экономического роста» [3].

Таким образом, на основе данных определений можно сказать, что авторами выделяются две характерные особенности налоговой политики, которые, собственно, определяют ее роль в системе управления, - это обеспечение необходимых поступлений в бюджет и стимулирование экономического роста. Последнее определяется избранной моделью экономического развития.

Во второй половине ХХ в. использовались три модели экономического развития, в каждой из которых отводилось определенное место системе регулирования экономики и, соответственно, роли налоговой политики. Среди них - «либеральная» модель, «планово-административная экономика», модель «стратегии ускоренного развития» [7].

Так, согласно первой модели (США, Великобритания), правительства стран, в определенной степени ограниченно, осуществляют поддержку социально-экономического развития, полагаясь на рыночный механизм регулирования экономических отношений. Соответственно, и налоговая политика направлена на поддержку минимально установленных объемов налоговых ресурсов, необходимых для выполнения государством своих функций.

Важной чертой «планово-административной модели» экономики является высокий уровень государственного регулирования, при котором практически все предприятия находятся в руках государства, управление осуществляется директивным методом, значение налоговой политики минимально. Государ-

ство взимает в бюджет основную часть прибыли юридических лиц, оставляя предприятию лишь минимум, необходимый для финансирования развития согласно установленному государственному плану.

Третья модель ориентирована на ускоренное развитие отраслей, которые имеют потенциал роста (Япония). В налоговой политике налоговое бремя перенесено с корпораций на физические лица, которые облагаются налогами по прогрессивной шкале. Широко используются налоговые льготы [7].

Соответственно, для политики развития существуют и модели налоговой политики. Одна из них (кейнсианская) основывается на использовании налогов и государственных расходов (предоставление налоговых льгот, манипулирование налоговыми ставками) с целью регулирования циклических колебаний экономики, стимулирования экономического роста. В другой (неоклассической) модели стимулирования предложение факторов производства осуществляется, наоборот, за счет ограничения и ликвидации налоговых льгот, снижения ставок налогообложения. Кроме того, неоклассическая модель предусматривает отказ от использования для стимулирования экономического развития государственных расходов как инструмента бюджетно-налоговой политики [3].

В зависимости от влияния налоговой политики на социально-экономическое развитие страны выделяют три ее типа.

Первый - политика максимального уровня налоговой нагрузки, которая ограничивает возможности социально-экономического развития страны и в конечном результате оказывает влияние на снижение поступлений в бюджеты разных уровней.

Второй - политика низкой налоговой нагрузки, которая способствует повышению уровня развития экономики, создает условия для благоприятного инвестиционного климата. Однако при этом уменьшаются объемы доходов бюджетов и, соответственно, нет возможности выполнять функции государства в полном объеме.

Третий - налоговая политика с высоким уровнем налогообложения как юридических, так и физических лиц и высоким уровнем обеспечения государственных социальных гарантий и программ [7].

Рассмотрение теоретических основ налоговой политики, кроме исследования ее сущности, типов, моделей, предусматривает определение принципов, на которые она должна опираться.

Адамом Смитом еще во второй половине XVIII в. были сформулированы четыре основополагающих принципа, не потерявших актуальности и в настоящее время [3].

1. Объекты каждого государства должны вносить максимально возможный вклад в поддержку действий правительства пропорционально их индивидуальной платежеспособности, т.е. пропорционально доходам, которые они получают под защитой государства.

2. Налог, который каждый индивид должен платить, должен быть четко определен и неизменен. Время уплаты, способ уплаты и количество денег, которые нужно уплатить, должны быть определены просто, четко и понятно как плательщику, так и всем другим.

3. Любой налог должен взиматься в удобное для плательщика время.

4. Каждый налог необходимо продумать таким образом, чтобы изъять из кармана плательщика по возможности меньше, а внести в государственную казну как можно больше.

Позднее немецкий экономист А. Вагнер при формировании основных принципов налогообложения дополнил их, выделив отдельные четыре группы. Первая группа - финансовые принципы (достаточность и эластичность); вторая - народнохозяйственные принципы (надлежащий выбор источника обложения, правильная комбинация различных налогов в систему); третья - этические принципы, принципы справедливости (всеобщность и равномерность налогообложения); четвертая - принципы управления (определенность обложения, удобство уплаты налога и т.д.) [4].

Существуют и другие подходы относительно формирования принципов налогообложения. Так, выделяют только два основных принципа налогообложения: платежеспособность и эквивалентность [1].

Принцип платежеспособности предусматривает справедливое распределение налогового бремени между членами общества. Основные положения по принципу платежеспособности разработал в своей теории Д.С. Милль. Этот принцип и в настоящее время довольно актуален.

Согласно принципу эквивалентности (основоположник К. Викселль), уровень налогообложения должен определяться степенью соответствия между объемами налоговых платежей отдельных граждан и величиной государственных услуг, предоставляемых им. Данный принцип довольно часто подвергается критике со стороны экономистов, и политически его сложно реализовать [1].

Экономическая мысль расширила подходы к формированию принципов налогообложения. Среди них фискально-бюджетные, политико-экономические, социально-этические, организационные принципы, касающиеся правовой и технической стороны налогообложения [3]. Более детально они характеризуются так:

1) фискально-бюджетные - достаточность, эластичность, способность к увеличению, движимость, исчерпывающий перечень общегосударственных и местных налогов;

2) политико-экономические - направленность на экономический рост, экономическая нейтральность, экономическая эффективность, стабиль -ность, гибкость, системность;

3) социально-этические - общий характер, социальная справедливость, относительное равенство обязательств, платежеспособность, равномерность;

4) организационные - наглядность, определенность, административное удобство и удобство для плательщика, практичность и организационная простота, контролируемость, максимальное уменьшение расходов на взыскание, численность, единство. Вместе с тем практика требует при налогообложении учитывать еще ряд других, актуальных для настоящего, принципов [8]:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня его доходов.

2. Налогообложение доходов должно носить одноразовый характер.

3. Уплата налогов должна носить обязательный характер.

4. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, которые собирают налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптирующейся к непостоянным общественно-политическим и экономическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать рацио -нальное перераспределение создаваемого валового внутреннего продукта и быть эффективным инструментом государственного регулирования экономической политики.

Соответственно всем этим принципам можно утверждать, что в конечном результате налоговая политика позволяет придерживаться фундаментальных принципов: простоты, понятности, удобства, обязательности, единовременности, гибкости и адаптивности.

Определяющую роль в этих процессах играет региональная налоговая политика, от которой в значительной мере зависит экономический рост регионов, их привлекательность для получения прибыли хозяйствующими субъектами и населением.

Региональная налоговая политика - это система мероприятий государственных и местных органов власти в налоговой сфере, направленных на совершенствование налогообложения и обеспечение интересов государства относительно регионов и внутренних интересов самих регионов. Она объединяет как общегосударственные рычаги обоснованного территориально-дифференцированного налогообложения регионов, так и деятельность органов местного самоуправления относительно установления и взыскания налогов с целью обеспечения конкурентоспособности региональной экономики в процессе социально-экономического роста. Такая политика включает деятельность местных органов власти в сфере налогообложения путем установления местных налогов и сборов, учета их плательщиков, объектов, льгот, сроков уплаты и механизма налогообложения, а также контроль за своевременностью перечисления средств в государственный и местный бюджеты с учетом интересов самих регионов. Она, как и все другие аспекты налоговой политики, должна исходить из общегосударственных интересов и учитывать естественные, экономические, социальные и экологические особенности развития регионов. Именно таким образом региональная налоговая политика оказывает содействие комплексному подходу к решению социально-экономических проблем страны в целом и дополняет, конкретизирует государственную политику регионального развития в разрезе территориально-административных единиц.

Коротко очертим основные цели региональной налоговой политики и охарактеризуем значение важнейших из них для потребностей регионального развития. К конкретным целям региональной налоговой политики необходимо, по нашему мнению, отнести следующие: - сближение уровней социально-экономического развития регионов;

- поддержка отечественного производителя, укрепление его позиций на внутреннем и внешнем рынках;

- налоговое стимулирование не только экспортоориен-тированных, но и импортозамещающих производств;

- содействие активизации инвестиционных процессов;

- обеспечение территориальной справедливости налогообложения;

- налоговое стимулирование отраслей социальной сферы, которые обеспечивают улучшение качества жизни населения;

- укрепление финансовых основ местного самоуправления и обеспечение их финансовой самостоятельности.

Эффективность системы регионального налогообложения зависит от реализации всех возможностей региона по уплате налогов с учетом его жизненных

интересов, т.е. изъятие в бюджеты различных уровней денежных ресурсов без ощутимых потерь для экономического развития самого региона, процессов воспроизводства, решение экономических, социальных, экологических проблем.

Таким образом, значительную роль региональная налоговая политика играет в обеспечении благоприятного инвестиционного климата регионов для достижения важных сдвигов в экономическом развитии, росте их налогоспособности и активизации инвестиционных процессов. Благоприятный инвестиционный климат в регионах предусматривает стабильные, воздержанные по объему налоги, высокий квалификационный уровень рабочей силы, наличие современной и мощной производственной, финансовой, социальной, коммуникационной инфраструктуры.

СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ

1. Бланкарт Ш. Государственные финансы в условиях демографии. Введение в финансовую науку / под ред. В.М. Федосова. - Москва : Инфра-М, 2015. - 654 с. - Текст : непосредственный.

2. Зотова А.И. Налоговый потенциал региона и факторы его роста в Южном Федеральном округе / А.И. Зотова, А.В. Александрук. - Текст : непосредственный // ЭКОНОМИНФО. - 2018. - Т. 15. - С. 31-39.

3. Клюкович З.А. Теоретические основы налогов и налогообложения в России / З.А. Клюкович, А.А. Мамбе-това. - Ростов-на-Дону : ИПЦ РГЭУ (РИНХ), 2017. - 168 с. - Текст : непосредственный.

4. Нурмаганбетова М.С. О вопросах управления и формирования финансовых ресурсов местных бюджетов / М.С. Нурмаганбетова, Г.Р. Даулиева, А.А. Ниязбаева. - Текст : непосредственный // Статистика и Экономика. - 2021. - № 18(1). - С.37-46.

5. Пешкова Е.П. Управление налоговой нагрузкой / Е.П. Пешкова. - Текст : непосредственный // Теоретические и практические аспекты трансформации налоговой системы России : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2022. - С. 178-181.

6. Шаркова А.В. [и др.] Словарь финансово-экономических терминов. - Москва : Дашков и Ко, 2020. - 1168 с.

- Текст : непосредственный.

7. Юнусова В.А. Налоговая политика в условиях санкционных ограничений / В.А. Юнусова, А.А. Мамбетова.

- Текст : непосредственный // Научный вектор. - 2022. - № 7. - С. 129-131.

8. Basnukaev M.Sh. Study of Tax administration mechanisms used for implementing government tax policies / Vasileva M.V., Korostelkin M.M., Dzagoeva M.V., Mambetova A.A. // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. - 2019. - С. 252-258.

REFERENCES

1. Blankart SH. Gosudarstvennye finansy v usloviyah demografii. Vvedenie v finansovuyu nauku [Public finance in terms of demography. Introduction to Financial Science] / pod red. V.M. Fedosova. - Moskva : Infra-M, 2015. -654 s. - Tekst : neposredstvennyj.

2. Zotova A.I. Nalogovyj potencial regiona i faktory ego rosta v YUzhnom Federal'nom okruge [The tax potential of the region and its growth factors in the Southern Federal District] / A.I. Zotova, A.V. Aleksandruk. - Tekst : neposredstvennyj // EKONOMINFO. - 2018. - T. 15. - S. 31-39.

3. Klyukovich Z.A. Teoreticheskie osnovy nalogov i nalogooblozheniya v Rossii [Theoretical foundations of taxes and taxation in Russia] / Z.A. Klyukovich, A.A. Mambetova. - Rostov-na-Donu : IPC RGEU (RINH), 2017. - 168 s. -Tekst : neposredstvennyj.

4. Nurmaganbetova M.S. O voprosah upravleniya i formirovaniya finansovyh resursov mestnyh byudzhetov [On issues of management and formation of financial resources of local budgets] / M.S. Nurmaganbetova, G.R. Daulieva, A.A. Niyazbaeva. - Tekst : neposredstvennyj // Statistika i Ekonomika. - 2021. - № 18(1). - S.37-46.

5. Peshkova E.P. Upravlenie nalogovoj nagruzkoj [Tax burden management] / E.P. Peshkova. - Tekst : neposredstvennyj // Teoreticheskie i prakticheskie aspekty transformacii nalogovoj sistemy Rossii : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Rostov-na-Donu, 2022. - S. 178-181.

6. SHarkova A.V. [i dr.] Slovar' finansovo-ekonomicheskih terminov [Dictionary of Financial and Economic Terms]. -Moskva : Dashkov i Ko, 2020. - 1168 s. - Tekst : neposredstvennyj.

7. YUnusova V.A. Nalogovaya politika v usloviyah sankcionnyh ogranichenij [Tax policy under sanctions restrictions] / V.A. YUnusova, A.A. Mambetova. - Tekst : neposredstvennyj // Nauchnyj vektor. - 2022. - № 7. - S. 129-131.

8. Basnukaev M.Sh. Study of Tax administration mechanisms used for implementing government tax policies [Изучение механизмов налогового администрирования, используемых для реализации государственной налоговой политики] / Vasileva M.V., Korostelkin M.M., Dzagoeva M.V., Mambetova A.A. // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. - 2019. - S. 252-258.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.