граммы позволят организовать требуемый электронный документооборот, данные программы разработаны для бухгалтерского и налогового учета с элементами внутреннего документооборота.
Немаловажной проблемой на сегодняшний день является создание защищенного электронного документооборота. Ранее в защите нуждался сам электронный документ, также электронный ресурс, в данный момент в защите нуждается не только сам документ, но и система обработки, передачи и хранения электронных документов.
Отметим, распространение системы электронного документооборота в бухгалтерском учете позволяет существенно сократить время обработки больших массивов информации, упростить систему хранения электронной информации^ также принуждает бюрократическую систему организации быстрее и плодотворней функционировать. При этом следует уделить должное внимание защите электронного документооборота, так как пренебрежение таким фактором, как защита может привести к потере конфиденциальности, а также к утрате ценной информации, что в дальнейшем может привести к убыткам и потере делового имиджа организации.
Подводя итог модернизации процесса автоматизации бухгалтерского учета и перехода на электронный документооборот, следует акцентировать внимание на ряде серьезных вопросов, требующих решения,таких, как: вопросы безопасности процесса электронного документооборота, защиты данных от несанкционированного доступа, которые требуют тщательной проработки, а также защиты каналов передачи электронной документации и безопасного хранения больших массивов информации.
Рассматривая в перспективе развитие взаимоотношений бухгалтера и компьютера и анализируя их влияние на качество бухгалтерской отчетности, наблюдаем, что компьютеризация и автоматизация ведения бухгалтерского учета открывают новые возможности при расчете финансово-экономических показателей с точки зрения повышения оперативности составления отчетности, в процессе планирования и выбора вариантов развития организации.
Примечания:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. 4.1 [Электронный ресурс]:
федер. закон от 31.07.1998 № 117-ФЗ (ред. от 02.08.2019) http://www.garant.ru.(дата обращения: 10.10.2019).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. 4.2 [Электронный ресурс]:
федер. закон от 29.12.2000 № 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019) http://www.garant.ru.(дата обращения: 10.10.2019).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. 4.1 [Электронный ресурс]: федер. закон от30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) http://www.ga га nt.ru.(дата обращения: 10.10.2019).
4. "Об архивном деле в Российской Федерации" [Электронный ресурс]: федер. закон от22.10.2004 № 125 -Ф3(ред. от28.12.2017). http://www.consultant.ru.
5. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.07.2006 № 149 - ФЗ (ред. от 18.03.2019). http://www.consultant.ru.
6. "Об электронной подписи" [Электронный ресурс]: федер. закон от06.04.2011 №63 - ФЗ (ред. от 31.12.2017). http://www.consultant.ru.
7. "О бухгалтерском учете" [Электронный ресурс]: федер. закон от 06.12.2011 № 402 - ФЗ (ред. от 26.07.2019). http://www.consultant.ru.
8. "Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи" [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 10.11.2015 N 174н, http:// www.consultant.ru.
DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE TAX SYSTEM OF RUSSIA
Klyukovich Zinaida Alexandrovna DSc of Economics, Professor
Mambetova Alexandra Alexandrovna, DSc of Economics, Professor
Musaelyan Angeiika Kaprelovna, PhD of Economics, Associate Professor
Department of taxes and taxation, Rostov State economic University (RiNH), Rostov-on-Don
The article explores the main aspects of transformation, as well as the problems of the tax system of Russia. It is proved that it is necessary: refinement of the methodology and especially the methodology for determining taxable bases; specification of objects and sources of taxation; differentiation of rates by the criterion of tax justice; definition of privileged zones, their terms, conditions of action. The main characteristics of individual groups of taxes are considered and on this basis "bottlenecks" are identified and a vector of further development is proposed.
Keywords: taxation; tax system; tax reform; federal budget; regional budgets.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
УДК 336.2 ВАК РФ 08.00.10
В статье исследуются основные аспекты трансформации, а также проблемы налоговой системы России. Обосновано, что необходима: доработка методики и особенно методологии определения налогооблагаемых баз; уточнение объектов и источников налогообложения; дифференциация ставок по критерию налоговой справедливости; определение зон льготирования, их сроков, условий действия. Рассматриваются основные характеристики отдельных групп налогов и на этой основе выявлены "узкие места"и предложен вектор дальнейшего развития.
Ключевые слова: налогообложение; налоговая система; налоговая реформа; федеральный бюджет;региональные бюджеты.
За многие годы в налоговой системе России произошли значительные трансформации, однако законы и подзаконные акты преимущественно были направлены на усиление фискальной функции налогообложения.
Правы те, кто отмечают, что изучение и обсуждение направлений реформирования налоговой системы ведется пристрастно в зависимости от интересов авторов, экспертов, читателей. Все они как бы условно делятся на налогоплательщиков и собирателей налогов, а также специалистов, отражающих интересы тех или иных.
Несмотря на то, что в Основных направлениях налоговой политики каждому налогу и сбору посвящены отдельные обзоры, многие из них, по всей вероятности, требуют значительной доработки, а именно: совершенствования методики и особенно методологии определения налогооблагаемых баз; уточнения объектов и источников налогообложения; дифференциации ставок по критерию налоговой справедливости; определения зон льготирования, их сроков, условий действия.
Цели и задачи Налогового кодекса кажутся нам немного размытыми, ибо в нем явно просматривается одна цель - максимизация налоговых платежей. Причем фактор запутанности и усложненности при расчете платежей занимает не последнее место.
Практическое применение Налогового кодекса показало, что удалось решить в нем, а что не удалось. Положение автора, не являющегося ни плательщиком, ни собирателем налогов, позволяет сделать некоторые оценки. Это касается прямого налога на прибыль, обеспечивавшего значительные поступления в бюджеты двух уровней.
Реализация предусмотренных в Налоговом кодексе положений, направленных на усиление регулирующей функции налоговой системы,уменьшение и равномерное распределение налоговой нагрузки, создание благоприятного налогового режима должно быть реализовано практически.
Это положение особенно важно для субъектов налоговой системы, тех, кто производит товар, материальные блага, оказывает услуги, и тех, кто их только реализует, причем многократно.
Да и практика подтвердила - в нормально функционирующем производстве такого роста прибыли не бывает. В то же время опыт последних лет показал, что посреднические фирмы, ни в коей мере не способствующие "возрастанию общественного достояния", имели именно такую рентабельность реализуемой ими продукции.
Для государства источником прибыли в равной мере являются и производство, и обращение, поэтому оно не заинтересовано в
© Клюкович З.А., 2019 © Мамбетова А.А., 2019 © Мусаелян А.К., 2019
оэ
1-Н
о си
-О О-
ш <
со со
=г
г
кдмт
Ё
73
КЛЮКОВИЧ Зинаида Александровна, доктор экономических наук, профессор
МАМБЕТОВА Александра Александровна, доктор экономических наук, профессор
МУСАЕЛЯН Анжелика Капреловна, кандидат экономических наук, доцент
кафедра Налогов и налогообложения, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону
справедливом распределении налогового пресса [1].
Образованию стоимости произведенного товара способствует авансируемый капитал (денежные средства), расходуемый на приобретение сырья и материалов, покупку средств производства, стоимости труда рабочей силы (цена ее выступает в виде зарплаты), оплату прочих услуг (отслеживание рынка, конкурентов).
Наряду с живым трудом функционируют средства производства, расходуются приобретенные материалы. Из этого складываются затраты капитала, т.е. издержки производства.
Многие ученые, анализируя изменения налогового законодательства, утверждают, что самые большие изменения произошли в налоге на прибыль предприятий [2].
На взгляд налогоплательщика,это не совсем так. Не произошло глобальных изменений в методологии определения налогооблагаемой базы. Многие суррогатные компоненты, причисляемые к базе, никак нельзя отнести к категории прибыли.
Изменения по налогу на прибыль, включенные в Кодекс, не затрагивают основных целей: выравнивания условий деятельности налогоплательщиков; стимулирования производственной и инвестиционной деятельности предприятий; обоснованности применяемых ставок [3].
Анализируя методологию и методику определения прибыли юридических лиц как часть налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (имеется в виду прибыль от реализации основной продукции, работ, услуг), мы непременно должны учитывать издержки производства. Это единая проблема и единый предмет исследования - фактически и логически связанные категории.
В поиске путей совершенствования налога на прибыль, целесообразно установить среднюю долю условно-постоянных затрат, за гранью которой начинается резкая максимизация ставок налога. Наиболее сложным представляется вопрос предельных уровней ставок по налогу и их оптимального соотношения, спроецированного на дифференцированную долю затрат.
При росте постоянных затрат, когда объем производства стабилен, величина маржинального дохода не изменяется, так как она является разницей между выручкой и вышеуказанными затратами, а они в нашем случае постоянны, сумма же покрытия, т.е. финансовые результаты, становится меньше на величину прироста постоянных затрат.
Установление связей и пропорций между вышепроанализированными показателями имеет большое значение для максимизации массы сбора налога, снижения у юридических лиц "присвоения" расходов, особенно косвенно-постоянных, являющихся в общей себестоимости самыми "неконтролируемыми".
Производство - это производительное потребление нанятой рабочей силы и приобретенных (купленных) сырья, материалов, средств производства,т. е. расход многих видов ресурсов (материальных, трудовых). Поэтому прибавочная стоимость, присваиваемая юридическим лицом, принимает форму возрастания трудовых и материальных ресурсов, форму прибавочной стоимости. Так как прибавочная стоимость присваивается в форме прибыли, т. е. надбавки к издержкам производства, это предполагает отклонение прибыли от прибавочной стоимости.
Возвращаясь к порядку определения прибыли от основной деятельности как разницы между стоимостью реализованных товаров и их издержками, более детально остановимся на следующей трактовке.
Некоторая сумма, добавляемая в виде прибыли, особенно при неизменной цене на товар, будет зависеть и от стоимости материалов, и от размера зарплаты рабочим. Действительно, чем выше зарплата в издержках, тем они больше и меньше прибыли.
Ранее в России, следуя этой логике, был введен налог на превышение оплаты труда при снятых с нее ограничениях. Для совершенствования налогообложения целесообразно было бы уточнить, на какую часть авансированного капитала была израсходована зарплата. В зависимости от этого превышение можно было бы облагать не единой ставкой, а дифференцированными.
Если превышение связано с оплатой труда рабочих, увеличивающей переменную часть издержек, применять пониженную ставку налога на превышение. Но если рост оплаты труда связан сувеличением должностных окладов руководящих работников (общехозяйственные, общезаводские расходы), тогда процент по ставке следовало бы увеличить.
Этот вывод подтверждается тем, что зарплата руководящих, управленческих работников прибыли не создает.
Но следует помнить, что снятие ограничения с размеров заработной платы граждан в народном хозяйстве позволило государству решить две задачи - взимать налог на превышение и увеличивать суммы подоходного налога.
В налоговом законодательстве необходимо учесть и степень риска юридического лица при получении прибыли, и сам размер прибыли, и базу для ее получения, и все это заложить в ставку по налогу на прибыль. Их дифференциация, насчитывающая незначительное количество позиций, кажется недостаточной для многоотраслевого народного хозяйства России.
Оптимизация налогообложения в России предполагает совершенствование налоговой системы, отвечающей вышеуказанным критериям.
Изучение налоговых систем различных стран позволяет выяснить общие закономерности развития налоговых механизмов, а также использовать опыт налогообложения про-мышленно развитых государств.
Реформирование фискальных систем зарубежных странхарактеризовалось постепенным и эволюционным характером. Реформы были направлены на совершенствование налоговых принципов, сокращение налоговых льгот, упрощение структуры налогов [4].
Налоговые реформы, проводимые в различных странах, характеризуются концептуальным единством, общими тенденциями, отражающими фискальное реформирование. Развитые страны мира находятся в постоянном поиске путей повышения эффективности налоговых систем, улучшения налоговой политики [5].
На наш взгляд, практические формы реализации налогообложения, где бы это ни происходило, зависят от этапа общественного развития и специфики территории, на которой осуществляется формирование налоговой системы.
У концепции создания в России налогового механизма, основанного на классической теории и классических принципах, достаточно много сторонников.
Другая позиция основана на сохранении принципиальных основ действующей российской налоговой системы с периодически необходимой корректировкой ее отдельных элементов.
Позицией третьих является коренное реформирование налоговой системы без учета общественно-политического развития России.
Мы считаем целесообразным разделить точку зрения сторонников первого варианта совершенствования налоговой системы России - формирование ее по типу систем про-мышленно развитых стран, то есть на классических принципах, но сучетом экономической действительности.
Следует отметить, что постоянные изменения нормативно-правовых актов затрудняют практическую реализацию и негативно отражаются на налоговой системе. Таким образом, отсутствие стабильности в налоговой системе не способствовало развитию рациональной бюджетной политики и инструментов ее реализации.
Это привело к тому, что регионы осуществляют формирование бюджета только на 50-70 %, бюджетные назначения исполняют лишь 30% регионов. Это связано с особенностями их социально-экономического развития [6].
Необходимо усилить работу по выявлению региональных особенностей трансформации налоговой системы. В России отсутствуют структуры, способные определить оптимальные размеры налоговых отчислений в Федеральный бюджет и бюджет субъектов Федерации. Кроме того, в регионах нет комплексных* программ по совершенствованию налоговой системы.
Только в отношении налогоплательщика, не считая других участников налоговых отношений, в настоящее время установлено десятки составов налоговых правонарушений. На наш взгляд, их можно было бы уменьшить и оставить наиболее важные: сокрытие объекта налогообложения, занижение дохода, задержка уплаты налога, искажение бухгалтерских отчетов, включение в декларацию искаженных данных, уклонение от подачи декларации о доходах, нарушение условий налогового договора.
Мы считаем, что наиболее тяжело предприятиям и организациям, занятым в производственной сфере, громоздкая налоговая система ведет к большой нагрузке на бухгалтерские службы предприятий, нерационально увеличивает число расчетных операций, вызывает необходимость содержать и постоянно расширять контролирующий аппарат.
Для радикального изменения сложившейся ситуации, преодоления финансового и бюджетного кризисов необходимо совершенствование и укрепление региональной налоговой политики.
Эффективные налоговые системы стимулируют производство, повышают деловую активность, способствуют решению социальных проблем, а неэффективные - дестимулируют. Налоговый кодекс РФ уже нуждается в совершенствовании, направленном на унификацию налогов и сборов, оптимизацию налогооблагаемых баз, рост производства, стимулирование капиталовложений.
оэ
1-Н
о си
-0 О-
ш <
со со
=г
г
Ё
75
Одним из важных моментов сегодняшнего реформирования налоговой системы является обеспечение ее стабильности. Для реализации программы реформирования налогообложения необходимо учитывать стабильные доходы, а не разовые, случайные "прибыли" юридических лиц.
Общеизвестно, что часть средств по налогу на прибыль организаций зачисляется в федеральный бюджет, а другая - в региональный. Доли, остающиеся в регионе, должны стать инструментом, стимулирующим обрабатывающие отрасли промышленности, наукоемкие производства, действующие на территории субъекта Федерации.
Права регионов не ограничены в части стимулирования деятельности предприятий и организаций, находящихся на их территории, а использование их на другие цели, даже на такие, как реконструкция производства, должного эффекта не дает, практика это уже подтвердила.
В этом случае пополнение средств "01" счета должно корреспондировать с суммами налоговой льготы по налогу на прибыль. Это даст определенную возможность контроля указанных средств.
Органам ФНС необходимо рассмотреть вопросы, связанные сдобавленными стоимостями в розничных ценах. Ведь на некоторые виды продукции, вернее на их цены "накручивают" следующее: прибыль - доход предприятия; НДС - доход Федерации.
Необходимо отстаивать порядок усиления прогрессивности шкалы по доходам граждан. Сегодняшняя методология расчета подоходного налога сохраняет доход богатых, хотя практика других стран говорит об обратном.
Состав базы налога на имущество требует строгого соответствия названия имущества в юридическом аспекте этой категории, то есть ее упорядочения. И здесь не последнее значение имеет понимание этой проблемы налоговыми органами субъектов Федерации и их инициатива в ее решении.
На наш взгляд, актуальным является и вопрос о сокращении налоговых льгот. Все страны с развитой рыночной экономикой используют льготы для стимулирования развития и модернизации производства. Льготы должны распространяться только на те юридические лица, которые занимаются внедрением НТП с получением реального экономического эффекта, то есть снижением себестоимости на суммы эффекта.
Систематизации налогов,упорядочению их видов будет служить рассмотрение вопроса,
какие виды платежей можно к ним относить. То же самое относится и к социальным фондам, имеющим страховую природу, но не налоговую. Кроме вышеназванных преимуществ это изменит статистику и улучшит методологию исчисления ряда экономических категорий (статистику - по структуре доходов бюджета, ВВП и др. показателей).
Среди специалистов по налогообложению Западно-европейских стран существует общепризнанное мнение, что для обеспечения результативности налоговой системы необходимо каждые 7 лет проводить ее кардинальное реформирование [5]. В случаях, когда налоговая система работает неэффективно, налоговые преобразования должны проводиться незамедлительно. Россия прошла через свой этап налоговых экспериментов, начавшийся в 1991 г и не закончившийся в 2019 году. В настоящее время проблема совершенствования налогообложения в России является одной из самых главных экономических проблем. Новая налоговая реформа, начавшаяся с 2013 года, является началом очередного этапа налоговых преобразований, более совершенными, приближающими Россию к целям, поставленным в 1991 г.
Литература:
1. Basnukaev M.S., Klukovich Т.к., Mambetova A.A., Dodokhyan T.M. The Fiscal mechanism in Russia: development and trends / Basnukaev M.S., Т.к. Klukovich, A.A. Mambetova, T.M. Dodokhyan // Contemporary Studies in Economic and Financial Analysis. 2018. T. 100. C. 93-100.
2. Крючкова H.M. Действенность налоговой политики в рамках регулирования экономического роста /Н.М. Крючкова // Evropska veda: сб. научных трудов IV Международной научно-практической конференции. Прага, 2018. - С. 24-26.
3. Мамбетова A.A., Кожухова B.C. Мониторинг изменений в порядке налогообложения прибыли, вступивших в силу с 2016 года / A.A. Мамбетова, B.C. Кожухова // Актуальные направления развития учета, анализа и аудита в современной экономике: сб. научных трудов Региональной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2016. - С. 444-445.
4. Князев В.Г. Налогообложение в США / В.Г. Князев // Финансы. - 2013. - № 8. - С. 49-58.
5. Объединенные страницы европейских стран: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// europa.eu.int/eur-lex/
6. Клюкович З.А., Мамбетова A.A., Мусаелян А.К. Роль бюджетного федерализма в формировании доходной части бюджетов / З.А. Клюкович, A.A. Мамбетова, А.К. Мусаелян //Теоретические и практические аспекты трансформации налоговой системы России: сб. научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2018. - С. 75-80.