Научная статья на тему 'Методические подходы к определению налоговой нагрузки субъектов хозяйствования'

Методические подходы к определению налоговой нагрузки субъектов хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА НА МИКРОУРОВНЕ / АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА МИКРОУРОВНЕ / TAX BURDEN AT THE MICRO LEVEL / TAX BURDEN ANALYSIS / METHODOLOGY FOR ASSESSING THE TAX BURDEN AT THE MICRO LEVEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамбетова А.А., Кюрджиев С.П., Пешкова Е.П.

На основе ранее проведенного анализа динамики налоговой нагрузки на микроуровне и выделенных достоинств и недостатков существующих методик оценки налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов в работе обоснована необходимость разработки методического подхода к определению показателей на уровне предприятий, которые могли бы служить индикаторами финансового состояния и позволяли бы проводить объективную оценку влияния налогов на ликвидность и платежеспособность субъектов хозяйствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACHES TO DETERMINING THE TAX LOAD OF ECONOMIC SUBJECTS

Based on the earlier analysis of the dynamics of the tax burden at the micro level and the identified advantages and disadvantages of the existing methods for assessing the tax burden of business entities, the necessity of developing a methodological approach to determining indicators at the enterprise level that could serve as indicators of the financial condition and allow for objective assessment of the effect of taxes on liquidity and solvency of business entities.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к определению налоговой нагрузки субъектов хозяйствования»

Мамбетова А.А.,

д.э.н., профессор кафедры налогов и налогообложения, РГЭУ (РИНХ) E-mail: sashusha7@mail.ru Кюрджиев С.П.,

д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики, финансов и природопользования, ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ E-mail: ksp@uriu.ranepa.ru Пешкова Е.П.,

д.э.н., профессор кафедры экономики, финансов и природопользования, ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ E-mail: peshkova-ep@ranepa.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

JEL classification: Н21

На основе ранее проведенного анализа динамики налоговой нагрузки на микроуровне и выделенных достоинств и недостатков существующих методик оценки налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов в работе обоснована необходимость разработки методического подхода к определению показателей на уровне предприятий, которые могли бы служить индикаторами финансового состояния и позволяли бы проводить объективную оценку влияния налогов на ликвидность и платежеспособность субъектов хозяйствования.

Ключевые слова: налоговая нагрузка на микроуровне, анализ налоговой нагрузки, методика оценки налоговой нагрузки на микроуровне.

A.A. Mambetova, S.P. Kyurdzhiev, E.P. Peshkova

METHODICAL APPROACHES TO DETERMINING THE TAX LOAD OF ECONOMIC SUBJECTS

Based on the earlier analysis of the dynamics of the tax burden at the micro level and the identified advantages and disadvantages of the existing methods for assessing the tax burden

of business entities, the necessity of developing a methodological approach to determining indicators at the enterprise level that could serve as indicators of the financial condition and allow for objective assessment of the effect of taxes on liquidity and solvency of business entities.

Keywords: tax burden at the micro level; tax burden analysis; methodology for assessing the tax burden at the micro level.

Введение

Проблема снижения налоговой нагрузки остается одним из приоритетных направлений налоговой политики государства. Неслучайно направления совершенствования налогообложения предусматривают не только дальнейшее усиление стабильности налогов как основы доходов государственного бюджета, но и необходимость повышения их регулирующей и стимулирующей роли.

Однако решить эту проблему в настоящее время практически невозможно, так как для определения уровня налоговой нагрузки необходима соответствующая официальная отчетность, которая бы содержала данные для расчета этого показателя. Проведенное исследование показало, что официальная информация об уровне налоговой нагрузки как на экономику в целом, так и по отдельным отраслям, видам деятельности и предприятиям разрознена [1]. Попытки дать оценку налоговой нагрузки (с целью планирования контрольно-проверочной работы) предприняла ФНС России, однако полученные показатели носят больше служебный и усредненный характер, в связи с чем невозможно проверить точность проводимых расчетов. Отсутствие эффективной методики расчета налоговой нагрузки на уровне экономики в целом, отраслей и предприятий, а также достаточного объема официальных данных, необходимых для таких расчетов, приводит к большому разбросу значений этого показателя в зависимости от применяемой исследователями методики его расчета.

Материалы и методы

Одни ученые оценивают уровень налоговой нагрузки как чрезмерный и тре-

бующий принятия радикальных мер с целью ее снижения, поскольку такое высокое значение этого показателя не дает бизнесу развиваться и подрывает основы экономики [2]. Другие утверждают, что уровень налоговой нагрузки в России соответствует европейским нормам, поэтому нет необходимости в его снижении [3].

В то же время практически все исследователи признают, что в современных условиях развитие отечественной налоговой системы происходит под воздействием не только внутренних, но и значимых внешних факторов, поэтому важно обеспечить благоприятный налоговый климат в стране. В связи с этим важна адекватность оценки налоговой нагрузки: чем точнее будет рассчитан показатель налоговой нагрузки, тем эффективнее будут меры воздействия со стороны государства, осуществляемые через механизмы налогового регулирования. В таких условиях показатель налоговой нагрузки может стать одним из индикаторов реформирования налоговой системы и регулирования экономики. Здесь речь идет только о государственном управлении налоговой системой, включая формирование налоговой политики на макроуровне. Однако поведение показателя на микроуровне является сигналом для соответствующего реагирования органов государственного управления. Если показатель налоговой нагрузки на предприятии становится чрезмерным, налогоплательщик может освободиться от своих налоговых обязательств, свернув легальный бизнес, уведя доходы в тень, или сократив уровень потребления, что отрицательно отразится на социально-экономическом состоянии

страны в целом. Это и есть сигнал для государственного регулятора о неблагополучии в системе налогообложения.

Таким образом, назрела необходимость определения и законодательного закрепления показателя налоговой нагрузки, а также методических подходов к его расчетам на всех уровнях управления. Обобщение мнений, имеющихся в отдельных литературных источниках, в части подходов к определению и расчетам налоговой

нагрузки на различных уровнях (макро-, мезо- и микро-) позволяет сделать вывод о том, что причиной наличия такого разброса точек зрения по этому вопросу является то, что не учитывается факт существования определенных объективных требований к этому показателю. Эти требования непосредственно вытекают из тех задач, которые должны решаться на разных уровнях управления, исходя из номинальной и реальной налоговой нагрузки, складывающейся в экономике.

В свою очередь для получения достоверных результатов расчета показателя налоговой нагрузки необходимо обеспечить информацию, связанную с соответствующими нормативными дополнениями к существующим в бухгалтерской и статистической отчетности показателям. Логически эти выводы изложены в таблице 1.

Решение вопроса о методических подходах к расчету налоговой нагрузки невозможно без учета тех задач, решению которых должен способствовать этот показатель в зависимости от уровня управления -экономики, отрасли (вида деятельности) и каждого отдельно взятого предприятия [4]. Из таблицы 1 видно, что при оценке налоговой нагрузки на макро-, мезо- и микроуровне ставятся объективно разные задачи, поэтому методические подходы к расчету показателя на этих уровнях не могут быть одинаковы, что требует наличия соответствующей бухгалтерской и статистической информации.

Рассмотрим с этой точки зрения существующие подходы к определению налоговой нагрузки на различных уровнях более детально. Показатель налоговой нагрузки на экономику важен для сравнительного анализа налоговой нагрузки в отдельных странах с целью прогнозирования возможных переливов капитала в международном масштабе и принятия стимулирующих мер, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной налоговой системы как фактора притока инвестиций в национальную экономику.

Таблица 1 - Информация, необходимая для проведения расчета показателя налоговой нагрузки

Показатель налоговой нагрузки Задачи, которые ставятся при оценке налоговой нагрузки Информация, необходимая для расчета

Налоговая нагрузка на макроуровне (экономики страны) - оценить уровень налогообложения экономики в сравнении с другими странами мира; - оценить общее состояние конкурентоспособности системы налогообложения с позиций инвестиционного климата в стране - ВВП; - сведения о налогах, налоговых платежах в бюджет, а также взносах в целевые фонды

Налоговая нагрузка на мезоуровне (отрасли экономики, вида экономической деятельности) - оценить уровень налогообложения конкретной отрасли в сравнении с другими отраслями с позиций: инвестиционной привлекательности отрасли, получения необходимой информации для принятия решения относительно возможных изменений в системе налогообложения страны - добавленная стоимость по отраслям, видам деятельности; - сведения о налогах, налоговых платежах и взносах в целевые фонды по отрасли, по виду деятельности

Налоговая нагрузка на микроуровне (отдельного предприятия) - обеспечить информацию относительно уровня налогообложения конкретного предприятия, в частности: основного результата его хозяйственной деятельности - прибыли; совокупного дохода предприятия, который бы учитывал все виды доходов, полученных предприятием по результатам работы за год, а также влияния администрирования налогов на ликвидность предприятия; - обеспечить возможность оценить «налоговую» составляющую инвестиционной привлекательности предприятия - показатели финансовой отчетности конкретного налогоплательщика (прибыль, совокупный доход, общая сумма оборотных средств); - сведения о налогах, налоговых платежах, взносах в целевые фонды, начисленных предприятием, а также фактически уплаченном налоге на прибыль; - данные о кредиторской и дебиторской задолженности по расчетам с бюджетом

* Составлена авторами.

Показатель налоговой нагрузки на макроуровне может использоваться при оценке поступлений доходов бюджета текущего года и проведении прогнозных расчетов развития налоговой базы и объема налоговых поступлений при подготовке бюджета следующего года и на более длительную перспективу, а также разработке стратегии налоговой политики.

где Нобщ - общая сумма налогов и платежей налогового характера, поступившая в бюджет государства в отчетном году;

ЦФ - взносы, поступившие в целевые фонды в отчетном году;

Исследование состава налогов, обязательных отчислений и платежей налогового характера как числителя дроби, а также сущности показателя, являющегося ее знаменателем, показало, что наиболее полно отражает уровень налоговой нагрузки показатель:

(1)

ВВП - номинальный валовой внутренний продукт, регистрируемый официальной статистикой за год.

Одновременно расчетный показатель, применяемый на макроуровне, должен

Налоговый коэффициент = Нобщ + ЦФ х юо,

ВВП

быть сопоставим с аналогичным показателем, используемым для оценки налоговой нагрузки в других странах, особенно сходных по уровню экономического развития с Россией [5].

Предложенный подход к расчету налоговой нагрузки на макроуровне позволяет учесть не только налоги и платежи налогового характера, но и взносы в пенсионный и социальные фонды, которые, по сути, носят налоговый характер. Невключение их в систему налогов в России не соответствует международным стандартам.

Что касается налоговой нагрузки на отрасль, на наш взгляд, наиболее приемлемым является расчет этого показателя по формуле:

ННвв = Нотр + ЦФотр х100, (2) ДСотр

где Нотр - общая сумма налогов, платежей налогового характера, поступившая в бюджет по отрасли;

ЦФотр - отчисления, поступившие в целевые фонды по отрасли;

ДСотр - добавленная стоимость, созданная в отрасли.

Такой подход при определении налоговой нагрузки на уровне отрасли позволяет соотнести общую сумму уплаченных налогов, платежей налогового характера и взносов в целевые фонды с добавленной стоимостью, рассчитанной на основании данных Системы национальных счетов и отражаемой в официальной статистике. При этом добавленная стоимость включает в себя: затраты на оплату труда наемных работников и социальные отчисления; прочие налоги, связанные с производством (все платежи предприятий и организаций в государственный и местные бюджеты, государственные целевые фонды в связи с использованием ресурсов и получением разрешений на специфические виды деятельности) за исключением прочих субсидий, связанных с производством (предоставляются для осуществления определенной экономической и социальной политики относительно использования ресурсов); а также валовую прибыль (характеризует превыше-

ние доходов над расходами, которые предприятия имеют в результате производства) и смешанный доход.

В числителе показателя налоговой нагрузки на отрасль следует учитывать уплаченные налоги, платежи налогового характера и взносы в целевые фонды, так же как и на макроуровне.

Объективная оценка налоговой нагрузки в разных отраслях позволит охарактеризовать эффективность влияния налоговой системы на их социально-экономическое развитие и принимать в случае необходимости решения относительно ее выравнивания.

Что касается предприятий, то на сегодня пока что нет единства в понимании, каким образом построить на этом уровне систему показателей, отражающих не только величину налоговой нагрузки на доход предприятия, но и, что не менее важно, влияние сумм уплаченных налогов и обязательных платежей на финансовое состояние хозяйствующего субъекта и его платежеспособность [6].

В экономической литературе существуют противоречивые мнения об эффективности тех или иных подходов и их соответствии задачам, решению которых должен способствовать показатель налоговой нагрузки на микроуровне. Более того, по убыточным предприятиям оценить влияние налогов по предложенным методикам практически невозможно. Как показал анализ [1], у многих предприятий, в частности промышленности, накоплены значительные суммы невозмещенного НДС, а также суммы дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с бюджетом, что также не учитывает ни одна из существующих методик. Однако следует иметь в виду, что в этом случае недостатки в системе администрирования налогов создают, по сути, косвенное и существенное влияние на состояние оборотных средств и платежеспособность предприятий, поэтому не могут не учитываться при расчете налоговой нагрузки.

Показатель налоговой нагрузки на микроуровне должен давать информацию относительно уровня налогообложения

конкретного предприятия, в частности: основного результата его хозяйственной деятельности - прибыли; совокупного дохода, который бы учитывал все виды доходов, полученных предприятием по результатам работы за год; влияния администрирования налогов на ликвидность предприятия.

Таким образом, всесторонне оценить налоговую нагрузку на результаты деятельности отечественных предприятий возможно лишь при использовании нескольких показателей, которые наиболее точно характеризуют влияние налогов на деятельность предприятия, его финансовое состояние, ликвидность и платежеспособность.

Как известно, целью работы практически всех предприятий является получение прибыли, которая отражает результативность и эффективность их деятельности, а самое главное - реализует экономические интересы коллектива (или собственника) предприятия. Поэтому один из показателей налоговой нагрузки должен вытекать из расчета отношения уплаченного налога на прибыль к полученной предприятием прибыли:

ННпрп = Нпр х 100, (3), Пр

где Нпрп - налоговая нагрузка на прибыль предприятия;

Нпр - фактически уплаченный предприятием налог на прибыль;

Пр - прибыль предприятия (финансовый результат от обычной деятельности до налогообложения).

Этот показатель позволяет судить о размерах прибыли, которая изымается у предприятия в качестве платежа в бюджет. Оставшаяся в распоряжении часть прибыли свидетельствует о перспективах развития предприятия за счет внутренних источников, возможностей стимулирования труда его работников, развития социальной сферы. Именно показатель налоговой нагрузки на прибыль в наибольшей степени отражает связь и внутренние противоречия фискальной и регулирующей функций налогов. Это дает право на вывод, что этот показатель должен в первую очередь учитываться при выработке эффективной

налоговой политики, которая бы не только способствовала увеличению доходов бюджета, но и обеспечивала перспективу стабильного развития производства.

Вместе с тем наиболее полную информацию о влиянии налогов на хозяйственный оборот предприятия, по нашему мнению, дает соотношение всех начисленных платежей в бюджет с совокупным доходам предприятия. Использование в расчете налоговой нагрузки совокупного дохода дает объективную информацию о влиянии налогов на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Совокупный доход представляет собой сумму всех полученных предприятием доходов от разных видов деятельности.

В числителе этого показателя налоговой нагрузки на предприятие, как и в целом по экономике (или отрасли), должны быть включены все начисляемые предприятием налоги, платежи налогового характера, а также взносы в целевые фонды.

На основании вышеизложенного представляется возможным второй показатель налоговой нагрузки на предприятие определять следующим образом:

ННсдп = ПБнач х 100, (4) СДП

где ННсдп - налоговая нагрузка на совокупный доход предприятия;

ПБнач - начисленные налоги, налоговые платежи, взносы в целевые фонды;

СДП - совокупный доход предприятия.

На уровне предприятия начисленные налоги, платежи налогового характера и взносы в целевые фонды по обследуемым предприятиям включают: акцизный сбор, налог на добавленную стоимость, земельный налог, водный налог, налог на прибыль, местные налоги и сборы, штрафы, пени, неустойки, прочие налоги, взносы в пенсионный фонд, фонды социального страхования, медицинского страхования.

Совокупный валовой доход предприятия рассчитывается на основании данных бухгалтерской отчетности о финансовых результатах:

СДП = Вр + Дпро + Дк + Дпрф + Дпр + Дч,

(5)

где Вр - выручка от реализации (чистый доход);

Дпро - прочие операционные доходы;

Дк - доход от участия в капитале;

Дпрф - прочие финансовые доходы;

Дпр - прочие доходы;

Дч - чрезвычайные доходы.

Такой подход к расчету налоговой нагрузки позволяет оценить потенциальное влияние совокупности начисленных налоговых обязательств, взносов в пенсионный, социальные и прочие целевые фонды на полный хозяйственный оборот предприятия. Кроме того, такая методика применима для анализа результатов деятельности предприятий, получающих доход не только от основной, но и от прочей деятельности работающих как в производственной, так и непроизводственной сферах экономики.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос учета суммы НДС при расчете числителя налоговой нагрузки на совокупный доход. Речь идет прежде всего о тех случаях, когда суммы полученного предприятием возмещения по НДС превышают общую сумму налогов, платежей налогового характера и взносов в целевые фонды. Тогда сумма НДС, принимаемая к расчету в общей сумме платежей в бюджет, учитывается как результат разности между суммами дебиторской и кредиторской задолженности по этому налогу по расчетам с бюджетом. Если дебиторская задолженность превышает кредиторскую, то общая сумма начисленных платежей в бюджет увеличивается на сумму дебиторской задолженности по НДС. Если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то в этом случае общая сумма платежей в бюджет уменьшается на сумму такого превышения.

Такой порядок расчета суммы НДС учитывает то обстоятельство, что накопление дебиторской (кредиторской) задолженности по этому налогу приводит к снижению ликвидности предприятий. Кроме того, этот подход позволяет оценить влияние НДС на деятельность предприятия вне зависимости от того, какое сальдо по этому

налогу сформировалось за год. В то же время бюджетное возмещение и уплата налогов при исполнении предприятием функций налогового агента могут быть нерегулярными, поскольку они зависят от установленных налоговым законодательством условий их возникновения. Если сумма полученного за период возмещения НДС не превышают сумму начисленного налога, то расчет совокупной налоговой нагрузки необходимо проводить исходя из приведенной выше формулы (4). В этом случае сумма НДС, принимаемая к расчету, определяется как разница между начисленным налогом и полученными суммами возмещения.

Результаты

Проведенные расчеты предложенного показателя совокупной налоговой нагрузки на базе предприятий различных видов промышленной деятельности показали, что в среднем у обследуемых предприятий в качестве платежей в бюджет изымается около 6% совокупного дохода. Самая низкая доля совокупного дохода изымается у предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности - 2,2%, самая высокая - у предприятий авиационной промышленности (9,3%) [1]. Чем ниже полученный показатель налоговой нагрузки, тем в более выгодных условиях налогообложения осуществляется деятельность предприятия, тем шире у него возможности для своевременного осуществления других расчетов с поставщиками, банками и т.д.

Использование предложенного подхода к оценке налоговой нагрузки с помощью обобщенного показателя дохода предприятия позволяет более полно и точно отразить ту часть дохода предприятия, которая передается государству в виде налогов и сборов, платежей в целевые фонды.

Третья группа показателей, которую, на наш взгляд, целесообразно рассчитывать при оценке налоговой нагрузки предприятий, дает представление, как налоговая нагрузка предприятия влияет на их финансовое состояние. Эта группа показателей свидетельствует о косвенной налоговой

нагрузке хозяйствующих субъектов. Одним из них может быть коэффициент, характеризующий соотношение дебиторской задолженности по расчетам с бюджетом и общей суммы текущей задолженности. При наличии больших сумм переплат по расчетам с бюджетом этот показатель показывает, насколько увеличивается налоговая нагрузка предприятия и снижается его ликвидность за счет сумм дебиторской задолженности по расчетам с бюджетом. Этот показатель можно представить следующим образом:

^ (6)

КВтоп = Д36 х 100,

ТО

где КВтоп - коэффициент влияния администрирования налогов на текущие обязательства предприятия;

ДЗб - дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;

ТО - сумма текущих обязательств предприятия.

Такой подход к расчету коэффициента влияния администрирования налогов на текущие обязательства позволяет охарактеризовать влияние, которое оказывает дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом на возможности предприятия выполнять текущие обязательства, а также отражает возможности по расширению производства.

Проведенные расчеты предложенного показателя свидетельствуют о том, что коэффициент влияния администрирования налогов на текущие обязательства по обследуемым предприятиями составил в

среднем 6,4%, самым высоким он был в химической промышленности - 11,2%. Чем выше значение этого показателя, тем большие суммы средств отвлекаются из оборота предприятия в дебиторскую задолженность по расчетам с бюджетом и тем большее влияние они оказывают на финансовое состояние предприятия, на его возможности расширять производство. Это вынуждает субъекты хозяйствования, испытывающие острый недостаток оборотных средств, привлекать кредитные ресурсы. Как следствие, происходит рост издержек и падение рентабельности производства, ухудшение финансовой устойчивости предприятия, затруднение текущих расчетов с поставщиками и банковской системой, что в конечном счете может привести к банкротству.

Для оценки совокупного влияния сумм дебиторской и кредиторской задолженности (увеличение и уменьшение задолженности) по расчетам с бюджетом на финансовое состояние предприятия возможно также использовать и другой показатель, расчет которого приведен ниже.

(7)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КВосп = Д36 ' К36 х 100,

ОС

где КВосп - коэффициент влияния администрирования налогов на величину оборотных средств предприятия;

КЗб - кредиторская задолженность по расчетам с бюджетом;

ОС - общая стоимость оборотных средств предприятия.

Общая стоимость оборотных средств предприятия рассчитывается по формуле:

ОС = СК + ОБРП + ДО + ТО + Дбп - ВНОА,

(8)

где СК - собственный капитал;

ОБРП - обеспечение будущих расходов и платежей;

ДО - долгосрочные обязательства;

Дбп - доходы будущих периодов;

ВНОА - внеоборотные активы.

Такой подход к расчету коэффициента влияния администрирования налогов на величину оборотных средств предприятия дает представление о потенциале (который включает собственные и заемные обо-

ротные средства) предприятия с точки зрения его финансовой устойчивости, фактором формирования которой (как положительным, так и отрицательным) является сальдо взаимоотношений с бюджетом (разницы в суммах дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с бюджетом). Это позволяет оценить влияние, которое оказывают платежи в бюджет на финансовый потенциал предприятия, состояние его оборотных средств. Кроме того, исходя

из величины этого показателя, можно судить об иммобилизации оборотных средств в расчеты с бюджетом, уровне влияния фактора администрирования налогов на финансовое состояние предприятий, его финансовой устойчивости.

С целью анализа влияния сумм переплат и недоимок по налогам на финансовое состояние предприятия необходимо рассчитать коэффициент влияния администрирования налогов на величину оборотных средств предприятия.

Расчеты показывают, что коэффициент влияния администрирования налогов на величину оборотных средств предприятия, рассчитанный по предлагаемой нами методике, составил от -101,1% до 8,1%, следовательно, у некоторых из обследуемых предприятий сложилось отрицательное значение указанного показателя, что отражает недостаточность собственных и заемных средств предприятий для ведения хозяйственной деятельности, а также их неспособность своевременно рассчитываться с бюджетом. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что этот коэффициент должен быть больше 0 для предприятий, имеющих в своем распоряжении достаточные суммы собственных оборотных и заемных средств. В случае если расчетное значение показателя меньше 0, то это свидетельствует об отвлечении из хозяйственного оборота оборотных средств предприятий, необходимых для продолжения их деятельности. В частности, расчетные данные по обследуемым предприятиям свидетельствуют, что в отраслях, где деятельность предприятий убыточна, имеется недостаток средств для продолжения их хозяйственной деятельности. Что касается прибыльных предприятий, то они находятся в критической ситуации, поскольку значительные средства отвлечены из оборота в дебиторскую задолженность. Кроме того, по предприятиям мебельной промышленности имеются значительные суммы кредиторской задолженности, что свидетельствует о невозможности своевременно проводить расчеты предприятий с бюджетом.

Обсуждение

С помощью предложенных показателей налоговой нагрузки можно с достаточной степенью точности оценить влияние налогов на финансовое состояние предприятия.

Предложенная методика уже сейчас может быть использована при анализе налоговой нагрузки на уровне субъекта хозяйствования для оценки влияния налогов на ликвидность предприятия.

Однако следует подчеркнуть, что, как и для проведения расчета налоговой нагрузки по отраслям, в действующей финансовой отчетности предприятий не достает информации о начисленных и уплаченных налоговых платежах и взносах в целевые фонды, которая является основной информационной базой для подобного анализа.

Заключение

Не вызывает сомнения, что многочисленные предложения по совершенствованию налоговой системы России, которые могут иметь своим следствием изменения налоговой нагрузки на всех уровнях экономики, требуют досконального изучения экономических последствий предлагаемых нововведений. На наш взгляд, любые изменения в системе налогообложения должны базироваться на анализе налоговой нагрузки как на макро- и мезо-, так и на микроуровне. Только по результатам этого анализа возможно определение оптимального уровня налогов и, как следствие, эффективного стимулирующего их воздействия на экономическое развитие.

Представляется, что только путем постепенного введения изменений в систему налогов, сопровождаемого отслеживанием и анализом последствий, принятых и введенных в действие решений, можно добиться того, что прямые налоги, особенно налог на прибыль, будут обеспечивать действие не только фискальной, но и регулирующей функции. В результате станет возможным расширение налоговой базы и, как следствие, увеличение налоговых поступлений в бюджет. Необходим системный подход к взиманию налогов, исходя из того факта, что источником уплаты налогов и

обязательных платежей является совокупный доход предприятия независимо от используемого механизма учета налогов (отнесение на себестоимость, финансовый результат и т.д.). Такой подход к пониманию содержания источника налогов позволит обосновать единый методологический подход к расчету налоговой нагрузки как важнейшего показателя оценки действующей налоговой системы на уровне предприятия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мамбетова А.А. Исследование налоговой нагрузки на микроуровне / А.А. Мамбетова // Налоговая политика и практика. - 2014. - № 6 (138). - C. 26-31.

2. Бондарев Н.С. Оценка налоговой нагрузки в Российской Федерации / Н.С. Бондарев // Молодой ученый. - 2015. -№1. - С. 186-188.

3. Торосян Г.М. Влияние трансфертного ценообразования на административную и налоговую нагрузку малого и среднего бизнеса / Г.М. Торосян, Л.И. Слан-ченко // Экономика и управление: теория и практика. - Чебоксары: Среда, 2018. -С. 40-43.

4. Рогожин А. Н. Налоговая нагрузка в системе налоговой политики государства и организаций : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.10 Саратов, 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/rsl01006000000/ rsl01006515000/rsl01006515837/rsl01006515 837.pdf

5. Kyurdzhiev S.P., Peshkova E.P., Mambetova A.A. Modeling of the Tax equilibrium of capital / Financial and Economic Tools Used in the World Hospitality Industry Proceedings of the 5th International Conference on Management and Technology in Knowledge, Service, Tourism and Hospitality. - 2018. - С. 133-137.

6. Кюрджиев С.П., Пешкова Е.П., Мамбетова А.А. Системный подход к диагностике деятельности организации в условиях кризиса // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2018. -№ 1 (27). - С. 12-17.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Mambetova A.A. The study of the tax burden at the micro level / A.A. Mambetova // Tax policy and practice. - 2014. - № 6 (138).

- P. 26-31.

2. Bondarev N.S. Assessment of the tax burden in the Russian Federation / N.S. Bondarev // Young scientist. - 2015. - № 1. -P. 186 -188.

3. Torosyan G.M. The effect of transfer pricing on the administrative and tax burden of small and medium-sized businesses / G.M. Torosyan, L.I. Slanchenko // Economics and Management: Theory and Practice. - Cheboksary: Publishing House "Wednesday", 2018.

- P. 40-43.

4. Rogozhin A. N. The tax burden in the system of tax policy of the state and organizations: the dissertation ... candidate of economic sciences: 08.00.10 Saratov, 2012 [Electronic resource]. - Access mode: http://dlib.rsl.ru/rsl01006000000/rsl01006515 000/rsl01006515837/rsl01006515837.pdf.

5. Kyurdzhiev S.P., Peshkova E.P., Mambetova A.A. Modeling of the Tax equilibrium of capital / Financial and Economic Tools Used in the World Hospitality Industry Proceedings of the 5th International Conference on Management and Technology in Knowledge, Service, Tourism and Hospitality.

- 2018. - P. 133-137.

6. Kurdzhiev S.P., Peshkova E.P., Mambetova A.A. A systematic approach to diagnosing the organization's activities in a crisis // Bulletin of the Taganrog Institute of Management and Economics. - 2018. - № 1 (27). -S. 12-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.