Научная статья на тему 'Региональная мифология в современной России. Сравнительный анализ опыта Пермской и Свердловской областей'

Региональная мифология в современной России. Сравнительный анализ опыта Пермской и Свердловской областей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
334
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная мифология в современной России. Сравнительный анализ опыта Пермской и Свердловской областей»

исКурс Till

специальной профессиональной подготовке менеджера.

В исследованиях российской профессиональной группы менеджеров было выявлено, что специальное образование менеджера не только как индикатор продвинутой подготовки, но и как условие консолидации группы в широком социальном контексте признается все больше и больше. 88,8% российских менеджеров имеют высшее, но не профильное образование. Лишенные возможности получать подготовку в рамках сложившейся, развитой системы бизнесобразования, российские менеджеры активно замещали ее интуицией и жизненным опытом, в котором также присутствовали разные управленческие практики, пусть даже нерыночного характера. Мигрируя в сферу управления из других сфер, российские менеджеры вынуждены были восполнять недостаток образования жизненным

опытом.

Большинство опрошенных отдают себе отчет в том, что в недалеком будущем придется подтверждать право на свое место в системе управления более высокой профессиональной подготовкой. О том, что ситуация меняется в сторону признания большего веса образования по сравнению с жизненным опытом говорит следующий факт: 32,6% опрошенных считают, что сегодня без специального бизнесобразования не обойтись, а 67,1% рассматривают его как желательное условие деятельности любого менеджера.

Все это естественным образом подводит к выводу, что, возможно, именно третья гипотеза о роли образования как социокультурного пространства и формы идентификации менеджера имеет больше преимуществ перед «генетическим» и «экзистенциальным» подходами.

РЕГИОНАЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ В МВ- Букина СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА ПЕРМСКОЙ И СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ

Назукина Мария Викторовна

студентка историко-политологического факультета Пермского государственного университета

В данной работе будет предпринята попытка анализа двух российских субъектов на предмет региональных мифологий: Пермской и Свердловской областей - регионов, тесно связанных историей, примерно равных по экономическому потенциалу и политическим предпочтениям избирателей в пользу реформистских сил. Подобная близость регионов не могла не наложить отпечаток на складываемой мифологии, что и выразилось в присутствии некоторых региональных мифов, идентичных в обеих областях. С этой точки зрения рассмотрим сложившиеся к настоящему времени

мифологические схемы двух соседних областей, выделив общие мифы, присутствующие в обоих регионах и специфичные для каждого из них.

Первым общим мифом, объединяющим оба региона, является мифология соперничества двух областей за лидерство, первопроходчество в плане внедрения различного рода инноваций. Столицы обоих регионов - Пермь и Екатеринбург - по замечанию известного исследователя Л.Е. Иофе

- «в течение столетия развивались параллельно, дополняя друг друга в общем руководстве уральским хозяйством... ж1 Помимо дополнения такое развитие рождало конкуренцию.

«Одна из важнейших интриг уральской истории: живой, быстрорастущий, торговый, промышленный, de facto столичный Екатеринбург против навсегда провинциальной, сонной и унылой, чиновничьей Перми - столице de jure»2 - такое отношение типично в Свердловской области по отношению к общему историческому прошлому с Пермским «соседом». Свердловчане не устают повторять, что Пермь - это провинция, которая просто физически не может выступать в роли значимого субъекта. Да, действительно, приходится признать, что большей частью Пермь уступала Екатеринбургу в данной «гонке за лидерство». Да и сами пермяки признают свое «историческое поражение»: «.Пермь

- медвежий угол Свердловской области. И даже когда нас со Свердловском разделили - у Москвы осталось старое отношение. И, когда говорят, что Урал - опорный край державы, то надо еще

ИСКурС 1Ш парадигмы и процессы

доказать, что Пермь - это Урал, а не Поволжье» (О. Лейбович).3 Однако последние события, связанные с успехом объединительных процессов в Пермской области, несколько компенсируют предыдущие неудачи в соперничестве, поскольку на фоне поражения идеи Э. Росселя об образовании Уральской республики, Пермский край довольно ярко демонстрирует свое преимущество в вопросе укрупнительных процессов.

Второй региональный миф, также присутствующий в обоих регионах - это претензии на статус самых демократичных субъектов в стране.

Постоянные отсылки к специфичности заселения регионов (беглые крестьяне, ссыльные и т.п.), особенность электорального выбора в пользу реформистских и либеральных политических сил - непременный атрибут мифологического дискурса обоих регионов. В Пермской области, более того, любят ссылаться на рейтинг демократичности центра Карнеги, по итогам которого в 2002 году Прикамье заняло первое место, и было признано самым демократичным регионом России.4

Свердловский регион в поиске аргументов доказательства своей демократической ориентации исходит также, как и Пермская область, из факта, которым предстает статус первого региона, где появился первый уполномоченный по правам человека во всей России. В январе 2005 г в область приезжал с визитом уполномоченный по правам человека РФ Владимир Лукин. Он дал высокую оценку демократическим свободам в области: «Свердловская область является не только лидером по подъему промышленности, но и по обеспечению демократических свобод в обществе, защите прав и свобод граждан, созданию гражданского общества и помощи незащищенным слоям населения».5

Третий общий миф - это подчеркивание индустриальной и промышленной специфики регионов, во-первых, как средоточия богатых месторождений полезных ископаемых, во-вторых, претензии на статус промышленного сердца России, или, используя известные слова писателя Твардовского «опорного края державы».

И последний, четвертый, единый миф -принадлежность регионов к европейской части России. Если в Прикамье это продвигается через формулу «с Пермской области начинается Европа», то в Свердловской области - в качестве «ворот в Азию». Образ европейскости рассматривается в качестве показателя принадлежности к более прогрессивным и «идущим в ногу со временем» территориям Европы.

Более того, в Свердловской области пограничный статус возведен в регионе в статус имиджевых показателей. Слоган «если Санкт-Петербург - окно в Европу, тогда Екатеринбург - ворота в Азию» рассматривается как бренд, способный привлечь туристов в область. Интересно, что администрация Екатеринбурга и муниципальное учреждение

«Столица Урала» разработали инвестиционный проект «Европа - Азия», предусматривающий строительство в городе крупного культурно - исторического комплекса, символизирующего единение двух цивилизаций. Первый шаг на пути его реализации был сделан 20 августа 2004 года - в день города Екатеринбурга, когда прошло торжественное открытие стеллы-символа границы Европы и Азии. В основание нового символа границы были заложены два камня, символизирующие единение двух частей света: один был привезен с самой крайней точки Европы - мыса Рока, другой доставлен с самого края азиатской части континента - мыса Дежнёва. Дальнейшая реализация проекта приведет к появлению в Екатеринбурге огромной туристической площадки с многопрофильной инфраструктурой сферы торговли, услуг и развлечений.6 Данный проект, таким образом, может рассматриваться как важный символический шаг на пути утверждения идеи синтеза, взаимопроникновения частей Европы и Азии в качестве главной темы регионального мифотворчества в Свердловской области.

Продолжая дальнейший обзор, выделим группу региональных мифов, присутствующих либо только в Пермской области, либо только в Свердловской области, демонстрирующую их исключительность по отношению друг к другу.

В Пермской области - это мифы стабильности в плане поступательного движения вперед во всех сферах жизни и образ либеральной пермской земли7, «оплота» либеральных ценностей в России. Миф о либеральном Прикамье, в частности, стоится вокру имен П. Струве, М. Осоргина и В. Вейдле. Он активно продвигается Администрацией Пермской области, где существует проект региональной программы «Демократические традиции Прикамья», целью которой является: «формирование привлекательного, узнаваемого имиджа региона и позитивной региональной идеологии, стимулирующей экономическую и гражданскую активность жителей области посредством поддержания и распространения либеральных традиций и пропаганды либерального наследия пермского региона».

Складывание данных мифологических схем в Прикамье было обусловлено политико-культурной спецификой региона, для которого характерно отсутствие агрессии, конфликта, опора на компромисс, непринятие силовых форм борьбы, а также умеренность, стабильность и спокойствие общественной жизни.

Кроме того, к началу ХХ века в Пермской губернии действовало одно из самых демократичных земств, которые, как известно, были рассадником либеральных идей в России в то время, а также существовало в высокой степени самостоятельное городское самоуправление. Подобные, на первый взгляд, абстрактные рассуждения имеют

искурс 71и

вполне реальное проявление в политической жизни региона. Сегодня уровень голосования за либеральные партии выделяет Пермскую область среди всех регионов Российской Федерации. А Коммунистическая партия традиционно имеет очень низкий рейтинг доверия у избирателей. Итоги парламентских выборов 2003 г. еще раз доказали правоту данного тезиса: на фоне общей неудачи либеральных партий в масштабах всей страны, в Прикамье правые выступили довольно успешно, преодолев пятипроцентный барьер.

Но не только электоральные предпочтения говорят в пользу вывода об особом складе мышления жителей Прикамья. Согласно опросам общественного мнения, для Пермской области характерно преобладание умеренности, отсутствие претензий на лидерство, склонность прибегать к конвенциональным формам действия с опорой на законность.

Для Свердловской области типичны совсем иные мифологемы.

Сегодня Екатеринбург осознает себя как центр Урала, характеризуется политической активностью, ярким регионализмом в поведении и сознании жителей. Отсюда и мифы о столичном статусе города, особости уральского субэтноса и «кузницы кадров». Екатеринбург позиционирует себя как трижды столица: столица региона, федерального округа и Урала, а также претендует на статус третьей столицы России после Москвы и Санкт-Петербурга.

Надо отметить, что если применительно к Перми понятие столицы Урала используется лишь с прилагательными - «культурная», «спортивная», то за Екатеринбургом прочно закрепилось звание экономической столицы.

Тезис о главенстве Екатеринбурга на уральской территории стал давно очевидным для жителей Свердловской области. Никого из свердловчан не удивляет, почему университет в этом городе носит название Уральского (хотя он был основан позже Пермского), а ведущие радиостанции, сообщая время или погоду в Екатеринбурге, уже давно добавляют фразу про «столицу Урала». Показательно также, что городской сайт официально так и называется «Екатеринбург - столица Урала».8

Да и сама тема принадлежности географически к Уралу может также рассматриваться как элемент региональной мифологии Свердловской области. Мы видим широкое распространение слова «уральский» в названиях свердловских заводов, институтов и других организаций. Показательно, например, что довольно часто название региона вытесняется именем «Средний Урал».

Есть еще один миф, присущий исключительно Свердловскому региону - миф об особости уральского субэтноса.

Данный миф появился в региональном дискурсе во время обсуждения идеи Уральской республики, когда некоторые ученые Уральского отделения

РАН, а также губернатор Свердловской области в местной прессе стали проводить мысль о том, что уральцы отличаются от остальных россиян антропологически, психологически и по деловым качествам.9 Он строится на идее, что уральский житель более предприимчив и талантлив, чем среднестатистический житель центральных областей. Это объяснялось, в частности, тем, что на территории Урала в древнее время проживали арии со столицей в Аркаиме. Они и передали потомкам свои антропологические признаки и заряд пассионарности. Надо сказать, что данный миф особенно отчетливо проявился в лексике референдума о самостоятельности Свердловской области, там жители Урала были поименованы «уральским народом».

Еще в советское время писателем Бажовым была создана уникальная мифологическая конструкция, связанная с мифом о Хозяйке Медной горы, которая используется политической элитой региона как бренд и лицо территории.

Мифология, созданная Бажовым, представляет собой редковстречаемый пример хорошо выстроенной и завершенной региональной мифологии, которая воспринимается населением как нечто определяющее их исключительность и за пределами регионального сообщества.

Показательно, что в октябре2003 г. в Екатеринбурге на российско-германской межгосударственной консультации под занавес встречи в резиденции губернатора В. Путин от своего имени и от имени губернатора Росселя подарил Г. Шредеру фигурку Хозяйки Медной горы. При этом президент сказал, что Хозяйка - это хранительница богатств Урала, она «допускала к своим богатствам только порядочных, честных, деловых людей, к которым, безусловно, относятся наши немецкие партнеры».10 Эта мифология может рассматриваться также частью более масштабного мифа - мифа об Урале, определяемого его «горностью». Хозяйка предстает в нем как хранительница, некий оберег Урала, который является пограничным в географическом плане регионом и выступает как кладезь подземных сокровищ, неизведанное и неосвоенное до конца пространство.

В Пермской же области процесс последовательного мифотворчества стал активно протекать лишь со времени губернаторства Ю. Трутнева. Но регион, по-прежнему, не имеет четких идеологических схем, которые могли бы решить проблемы повышения имиджа региона, что бы позволило раз и навсегда забыть жителям Пермской области, что когда-то Пермь путали с Пензой и относились к региону как «медвежьему углу, некоему придатку» соседнего Свердловского региона.11 Последние инициативы администрации Пермской области по формированию «Парка Пермского периода»12 можно рассматривать как еще одну попытку сделать регион более

ИСКурС HU парадигмы и процессы

узнаваемым.

Более того, если на Среднем Урале мы видим сложившуюся четкую систему мифов, то таких же сильных по усвоению ценностей, символов и мифов Прикамье не имеет до сих пор.

Процесс формирования региональной мифологии Прикамья в настоящее время находится в сфере внимания областной администрации, где существует проект «Позитивной региональной идеологии». Продуктом данного проекта должна стать региональная идеология, состоящая из набора мифов, каждый из которых вплетается друг в друга, образуя, таким образом, единую ткань. Соединять эти мифы должен стержневой миф, которым в данном проекте становится идея первопроходчества. Данная идея может быть использована в мифогенезе и другими территориями, для Пермского же региона основными составными ее частями выступят миф о Ермаке, а также первопроходчество по отношению к российским политическим процессам в плане укрупнения субъектов РФ.

1 Цит. по: Пермь от основания до наших дней. Исторические очерки. Пермь, 2000. С.9

2 Беркович А. Пермь и Екатеринбург: история соперничества // Домострой. 2001. № 11 // http://www.1723. ги/геа(1Л1аШаь55.Ыт

3 Цит. по: Прикамье в пиаре, или серые начинают и выигрывают // Пермский обозреватель. № 2. 20.01.2002

4 Петров Н.В. Пермская область оказалась демократичнее Москвы и Санкт-Петербурга // Панорама исследований политики Прикамья: Альманах. Вып.1. Пермь, 2003. С.108-125

5 Материалы пресс-конференции губернатора Свердловской области Э. Росселя. Пресс-релиз за 26 января 2005 г. // www.rossel.ru

6 На рубеже цивилизаций // Столица Урала. № 1. 2004. С. 8-11; Стрелкова Д. Расширяйте границы своего бизнеса! // Столица Урала. № 3. 2004-2005. С. 32-33; См. также сам проект «Граница частей света»: // www.ekburg.projectasia.ru

7 См. напр.: Никитин А. Пермь - родина российского либерализма. М., 2004; Борис Немцов считает Прикамье оплотом либерализма // Комсомольская правда (Пермь).

04.03.2003

8 Официальный сайт города Екатеринбурга: // www. ekburg.ru

9 Комлева Н.А. Миф об уральском этносе как часть идеи Уральской Республики // «Новая» Россия: социальные и политические мифы. Материалы Российской межвузовской научной конференции. М., 1999. С. 158

10 Цит. по: Яловец А. Руки у России становятся крепче // http://www.oblgazeta.ru/print_v.htm?st=1.sat&dt=10.10.2003

11 О путанице Перми с Пензой см., например: Прикамье в пиаре, или серые начинают и выигрывают // Пермский обозреватель. № 2. 20.01.2002; Агапов П. Пермь - уже давно не Пенза // Деловое Прикамье. № 47. 16.12.2003

12 В Перми ожидается марш динозавров // Комсомольская правда в Перми. 1 апреля 2005. С. 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.