Научная статья на тему 'Уральская республика. Хроники'

Уральская республика. Хроники Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1069
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
Ключевые слова
УРАЛЬСКАЯ РЕСПУБЛИКА / РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / СЕПАРАТИЗМ / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЕЛЬЦИН Б. Н / РОССЕЛЬ Э. Э / E.E. ROSSEL / B.N. ELTSINE / THE URAL REPUBLIC / RUSSIAN FEDERALISM / SEPARATISM / SVERDLOVSK OBLAST

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мошкин С. В.

В статье изложены основные события и политико-правовые мероприятия, связанные с историей про-возглашения и ликвидации Уральской республики в 1993 году. Показывается, что истинной причиной, побудившей региональные власти Свердловской области пойти на «сепаратистский» демарш, было стремление создать в рамках действующего законодательства прецедент по уравниванию в правах субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urals Republic. Chronocles

The article describes the main events and political and legal steps taken when the Ural Republic was declared and dismantled in 1993. It shows that the actual motive behind the move for separation taken by the authorities in Sverdlovsk Oblast was a desire to set a precedent, within the limits of the law, so as to ensure equality among the constituents of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Уральская республика. Хроники»

УДК 323 + 342.24

УРАЛЬСКАЯ РЕСПУБЛИКА. ХРОНИКИ

Мошкин Сергей Вячеславович,

Институт философии и права,

Уральское отделение Российской академии наук,

главный научный сотрудник,

доктор политических наук,

г Екатеринбург, Россия.

E-mail: [email protected]

В статье изложены основные события и политико-правовые мероприятия, связанные с историей провозглашения и ликвидации Уральской республики в 1993 году. Показывается, что истинной причиной, побудившей региональные власти Свердловской области пойти на «сепаратистский» демарш, было стремление создать в рамках действующего законодательства прецедент по уравниванию в правах субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова:

Уральская республика, российский федерализм, сепаратизм, Свердловская область, Ельцин Б.Н., Россель Э. Э.

1993 год запомнился россиянам не только расстрелом Белого дома, принятием «ельцинской» конституции, но и провозглашением, а вскоре - и ликвидацией Уральской республики.

Уральская республика просуществовала 132 дня, с 1 июля по 9 ноября 1993 года. Историки до сих пор спорят, что это было: сепаратистский демарш свердловских областных властей или отчаянная попытка уральцев обратить внимание федерального центра на неравноправные статусы, права и полномочия субъектов, составляющих Российскую Федерацию?

Единого мнения до сих пор нет, да и вряд ли появится. За прошедшие годы история самопровозглашенной Уральской республики обросла множеством легенд и мифов, а многое, весьма существенное и важное, наоборот, подзабылось. В памятные дни двадцатилетия Уральской республики самое время вспомнить, как это было.

* * *

12 июня 1990 года Первым съездом Народных депутатов РСФСР была принята

Декларация о государственном суверенитете РСФСР Декларация провозглашала приоритет Конституции и законодательства РСФСР над Конституцией и законодательством СССР

На тот период на территории РСФСР действовала Конституция РСФСР, принятая в 1978 году. И хотя в 1989-1992 годах в нее вносили существенные поправки, приспосабливая к демократическому характеру государства, норма о федеративном устройстве РСФСР оставалась неизменной: в РСФСР сохранялся двухзвенный принцип построения Федерации. Федерацию составляли национально-государственные образования (национальные республики, национальные округа и области) как полноценные субъекты федерации (в тексте Конституции говорилось: «Российская федерация состоит...», далее шел список национальных республик, округов и областей); и территориально-административные образования (области и края). В тексте Конституции так было и записано: в Российской Федерации имеются.., далее шел список областей и краев.

тщрПи

Политические технологии

Важно отметить, что это была абсолютно ассиметричная федерация с ярко выраженным приоритетом в отношении национальных республик и очевидно дискриминационным режимом в отношении краев и областей.

Ситуация усугубилась, когда в ответ на сепаратистские действия руководства Татарской и Чечено-Ингушской АССР, провозгласивших о своем государственном суверенитете, 31 марта 1992 года был принят Федеративный договор, ставший частью Конституции РСФСР Этот договор давал возможность национальным республикам в составе РСФСР принимать собственные Законы, избирать руководителей исполнительной власти, вести самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. Главным же было то, что республики имели максимально выгодный режим межбюджетных отношений в отношении с федеральным центром. Края и области РСФСР этого были лишены.

Все это происходило в обстановке тяжелейшего экономического кризиса, развала СССР, запрещения компартии, «шоковой терапии» гайдаровских реформ, приватизации, многомесячных задолженностей по зарплате бюджетникам, безудержного бандитизма и пр., пр., пр. Наибольшую тяжесть несправедливого экономического бремени сложившихся федеративных отношений почувствовали на себе регионы-доноры, в т. ч. Свердловская область. Именно она попыталась уравнять доступными и, главное, законными способами субъекты федерации, что в итоге и привело к появлению Уральской республики.

Теоретически было два способа «уравнивания» субъектов федерации в правах. Первый: перейти на всей территории России исключительно к административно-территориальному принципу построения страны, что автоматически означало бы отказ от федерализма, ликвидации национально-государственных образований, и превращения России в унитарное государство. Этот тезис отстаивал, в частности, лидер ЛДПР В. В. Жириновский (его же некоторое время придерживался и глава администрации Свердловской области Э. Э. Россель).

Второй способ: действующая в то время Конституция РСФСР позволяла субъектам менять свой конституционно-правовой статус, например, область могла превратиться в республику. В ст. 70 Конституции было записано: «Изменение конституционно-правового статуса республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также их разделение и объединение могут быть осуществлены только на основе волеизъявления большинства избирателей в них с утверждением Съездом народных депутатов Российской Федерации».

Россель решил пойти по второму пути. 25 апреля 1993 года был проведен опрос жителей Свердловской области. Вопрос звучал так: «Согласны ли вы с тем, что Свердловская область по своим полномочиям должна быть равноправна с республиками в составе Российской Федерации?». 83% принявших участие (более 60% имеющих право голоса) ответили утвердительно.

Кстати, сейчас возможность изменить статус субъекта Федерации через местный референдум запрещена законом, а тогда проведение референдумов (опросов) на эту тему было обычной и часто применяемой нормой. К примеру, 30 ноября 1991 года, Ингушетия: «Вы за создание Ингушской Республики в составе РСФСР с возвратом незаконно отторгнутых ингушских земель и столицей в городе Владикавказе?» (Владикавказ - столица соседней с Ингушетией Республики Северная Осетия). «Да» - 97,4%. Решение референдума выполнено частично: Ингушская Республика была создана, однако «незаконно отторгнутые земли» и город Владикавказ ей переданы не были.

21 марта 1992 года, Татария: «Согласны ли вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящий свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?». «Да» - 61,4%. 6 ноября 1992 года была принята Конституция республики, содержащая аналогичную формулировку, а 12 февраля 1994 года

между Татарией и Российской Федерацией был подписан договор о разграничении полномочий. Однако к 2004 году по настоянию федерального центра из конституции республики были изъяты почти все упоминания о суверенитете и международной правосубъектности Татарстана.

7 октября 1993 года, Томская область: «Нужен ли Томской области статус республики?». Референдум не состоялся, так как явка составила менее 50%.

Между тем в Москве усиливался кризис в отношениях между Верховным Советом РСФСР (Р. И. Хасбулатов) и Президентом РСФСР (Б.Н. Ельцин). Главный предмет спора - пути и способы реформирования страны. 25 апреля 1993 года был проведен общероссийский опрос населения (иногда неверно называют референдумом) о доверии Президенту РСФСР (знаменитая формула «да, да, нет, да»). Большинство россиян (58,7% по первому вопросу и 53% - по второму) высказались в поддержку Ельцина и его курса. Это дало возможность последнему активно приступить к решительному переустройству страны и подготовке текста новой Конституции страны.

5 июня 1993 года в Москве начало свою работу Конституционное Совещание, созванное Президентом Ельциным для выработки окончательного текста новой Конституции России. От Свердловской области на Совещание было делегировано пять человек во главе с Росселем. Перед поездкой в Москву Россель встретился с представителями партий и общественных организаций Свердловской области и заявил буквально следующее (в изложении): «Коренной вопрос новой Конституции заключается в федеративном устройстве России. В настоящее время сложилась ненормальная ситуация, когда из 89 субъектов Федерации 21 республика, входящая в состав России, имеет исключительные права и приоритет в формировании своего бюджета». Далее Россель высказался за административно-территориальный принцип деления России.

Однако предложения делегации Свердловской области не были приняты

к рассмотрению двумя группами разработчиков новой Конституции: ни парламентской группой (О. Г. Румянцев), ни президентской (А. А. Собчак, С. С. Алексеев). Позиция Росселя радикализировалась по приезде из Москвы. На встрече со свердловскими журналистами 18 июня 1993 года он вновь однозначно высказался за административно-территориальный принцип деления России и за равенство субъектов Федерации. Но здесь у него появляется новая тема - идея Уральской республики в составе нескольких областей. Вот что сказал Россель тогда (в изложении): «Не преду смотренные проектом Федеративного договора равные экономические права автономий, краев и областей, по его мнению, подвигнут к объединению пермяков, челябинцев, тюменцев, оренбуржцев, вятичей, курганцев и других уральцев, традиционно проживающих в этом регионе. Свердловская область на референдуме 25 апреля уже высказалась за самостоятельность, все остальные должны определиться как можно быстрее, до принятия новой конституции». На вопрос о том, где будет столица новой республики, Россель ответил: «Естественно, в Екатеринбурге!».

Таким образом, поняв, что тему административно-территориального деления России «не пробить» через Конституционное Совещание, Россель решил воспользоваться возможностями действующей Конституции РСФСР и изменить статус Свердловской области до уровня республики, сделав ее Уральской республикой, тем более что необходимый по закону опрос жителей Свердловской области был проведен.

1 июля 1993 года Свердловский областной Совет Народных Депутатов провозглашает Уральскую республику, приняв Декларацию об изменении статуса Свердловской области. Одновременно, на базе Института философии и права УрО АН СССР, начинается разработка проекта Конституции Уральской республики.

Чтобы не остаться в одиночестве, Россель начинает искать союзников в этом процессе среди руководителей соседних областей (важно отметить, не республик, а именно областей).

тщрПи

Политические технологии

14 сентября 1993 года в Тюмени на совещании Ассоциации экономического взаимодействия Уральского региона подписали совместное заявление, в котором, в частности, говорилось: «Руководители представительной и исполнительной властей Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Челябинской областей... выражают готовность начать подготовительную работу возможного создания на базе областей Урала Уральской республики в составе РФ как ее субъекта».

Напомню, что действующая тогда Конституция РФ позволяла областям и краям изменять их статус, но, после выполнения двух условий: 1) местный референдум (опрос) и 2) утверждение этого решения Съездом Народных Депутатов Российской Федерации. Но, и это важно, после событий 3-4 октября 1993 года в Москве, закончившиеся расстрелом Белого дома (российского парламента), ни о каком съезде, к которому уральцы могли бы апеллировать, не могло идти речи. Тем более что еще 21 сентября 1993 года Президент РФ подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Указ прекращал деятельность Верховного Совета РФ и Съезда Народных Депутатов РФ. Законодательно апеллировать с утверждением Уральской республики просто было не к кому, поэтому свердловчане стали действовать в одностороннем порядке.

27 октября 1993 года Конституция Уральской республики была принята ОблСоветом, а 30-го октября она была опубликована в «Областной газете» и, соответственно, вступила в силу. Конституция не предусматривала права выхода республики из состава России, содержала принципы и механизмы разделения властей и гарантии местного самоуправления. Вводился институт всенародно избранного губернатора (не президента!), правительства, председатель которого назначался парламентом, двухпалатный парламент, т. е. практически все то, что впоследствии вошло в Устав Свердловской области.

Важно, что 2 ноября 1993 года Президент РФ Ельцин на расширенном заседании

Правительства России заявил, что действие ряда областей по повышению своего статуса -объективный процесс, обусловленный несовершенством сложившихся федеративных отношений в России. Эти слова Президента были восприняты свердловчанами как косвенная поддержка со стороны Ельцина, и еще больше вдохновило авторов Уральской республики.

8 ноября 1993 года ОблСовет назначил дату референдума по Конституции Уральской республики на 12 декабря 1993 года. На этот же день были назначены выборы Губернатора Уральской республики и Законодательного Собрания Уральской республики. Напомню, что на этот день были назначены также: всероссийский референдум по Конституции РФ, а также выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации Российской Федерации.

Однако на следующий день, т. е. 9 ноября 1993 года, Президент РФ Ельцин подписал Указ «О прекращении деятельности Свердловского областного Совета Народных Депутатов». В Указе говорилось, что Свердловский ОблСовет неоднократно нарушил Конституцию и законодательство РФ, выразившимся в одностороннем изменении конституционно-правового статуса Свердловской области и провозглашении Уральской республики. А потому, Указ предписывал прекратить деятельность Свердловского ОблСовета, а все его решения в части провозглашения Уральской республики считать не имеющими юридической силы.

10 ноября появился Указ Ельцина об отстранении от должности главы администрации Свердловской области Росселя. На этом история Уральской республики завершилась.

Тем не менее, в Конституции РФ 1993 года было закреплено положение о равенстве субъектов Федерации. В частности, п. 1 Статьи 5 Конституции гласит: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации». На это повлияли, как справедливо считают многие эксперты, прецеденты с провозглашением Уральской, а также Южно-Уральской (была и такая) республик.

UDC 323 + 342.24

URALS REPUBLIC. CHRONICLES

Moshkin Sergey Viacheslavovich,

Institute of Philosophy and Law,

Ural Department of Russian Academy of Science,

Principal researcher,

Doctor of political sciences,

Ekantrinburg, Russia.

E-mail: E-mail: [email protected]

Annotation

The article describes the main events and political and legal steps taken when the Ural Republic was declared and dismantled in 1993. It shows that the actual motive behind the move for separation taken by the authorities in Sverdlovsk Oblast was a desire to set a precedent, within the limits of the law, so as to ensure equality among the constituents of the Russian Federation.

Key words:

The Ural Republic, Russian federalism, separatism, Sverdlovsk Oblast, B.N. Eltsine, E.E. Rossel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.