МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№10/2015
ISSN 2410-700Х
3. Никитин С.А. Очерки по истории южных славян и русско-балканских связей в 50-70-е годы XIX в. М., 1970.
4. Тарле Е.В. Крымская война. М., 1950. Т. I.
5. Хитрова Н.И. Черногория в национально-освободительном движении на Балканах и русско-черногорские отношения в 50-70-х годах XIX в. М., 1979.
© З. М. Басиева, 2015
УДК 94(47).084.9(С17)
Заельская Светлана Александровна,
канд. ист. наук, доцент ОГПУ, г. Оренбург, РФ Е-mail: [email protected]
РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НА УРАЛЕ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНЫХ РЕФОРМ РУБЕЖА XX - XXI ВЕКОВ
Аннотация
В представленной статье исследуется формирование культурной политики в условиях перехода от идеологического диктата к либеральным методам управления культурой и децентрализации власти на рубеже XX - XXI вв. На материалах Уральского региона выявлена региональная специфика процесса оформления законодательства в сфере культурной деятельности, определены особенности реализации культурной политики в условиях системных реформ и воздействия процесса коммерциализации.
Ключевые слова и фразы постсоветский период, децентрализация власти, региональная культурная политика, полистилистическая культура, культурная деятельность, коммерциализация культуры, Урал
С началом 1990-х гг. Россия вступила в полосу радикальных преобразований, сопровождавшихся крушением социализма, распадом СССР, кардинальным изменением ценностных ориентиров общества, переходом к рыночным реформам. Вхождение Российской Федерации в эпоху либеральных реформ характеризовалось серьезными трансформациями культурной сферы общественной жизни. Централизованная система управления и ориентированная на идеологические догмы политика в области культуры остались в прошлом как символы советской эпохи.
В постсоветский период в России начала складываться полистилистическая культура, диаметрально противоположная моностилистической. Деканонизация, детотализация, множество течений, направлений, идеологий вместо официального консенсуса, отсутствие единой цели социокультурного развития, децентрализация и значительное разгосударствление культуры являлись качественными характеристиками культурного процесса рубежа XX-XXI вв. В российской культуре исследуемого периода сосуществовали или вступали в противоречие разные культуры, культурные пласты, выражающие пристрастия и интересы различных социальных групп людей.
Переход от монокультуры, возникшей в сталинский период, к полистилистичности, полисубъектности культуры сопровождался освобождением от цензурных запретов, прежних стереотипов, однозначных оценок и подходов. Изменившиеся условия функционирования сферы культуры требовали переосмысления целей культурной политики, предполагающей на этапе системных реформ прежде всего децентрализацию управления изучаемой сферой. Не менее существенной была признана задача правового закрепления норм и принципов организации культурной жизни в ситуации переходного постсоветского периода, которому было свойственно обеспечение прав и свобод человека и гражданина в сфере культуры,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
внесенных в Рекомендации о положении творческих работников, принятых 27 октября 1980 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры [15, с. 302].
Возникшая необходимость в законодательном оформлении процессов и изменений в государстве и культуре была преодолена развертыванием активной законотворческой деятельности, характерной для постсоветского периода. Важную роль в функционировании культуры в условиях перемен должны были сыграть "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", принятые в октябре 1992 г. Верховным Советом РСФСР единогласно [7, с. 3]. Основы закрепили утвердившиеся в цивилизованном мире права и свободы в сфере культуры, такие как право на творческую деятельность, на культурную самобытность, на приобщение к культурным ценностям, на художественное и гуманитарное образование, на создание объединений в сфере культуры, на собственность в области культуры, на создание организаций культуры, на экспорт продуктов своего творчества за границу и другие. Вместе с тем в Основы были включены правовые нормы, которые существенно ограничивали роль государства в области культуры, с одной стороны, а с другой - значительно расширили ее за счет включения в документ обязанностей государства по обеспечению для россиян доступности культурной деятельности, культурных благ и ценностей, формированию среды для воплощения в жизнь таланта, сохранению памятников истории и культуры, ответственности государства перед социумом за проводимую культурную политику [15, с. 303]. В итоге "Основы законодательства РФ о культуре" создали общие предпосылки для осуществления культурной политики, для воплощения прав личности, социальных групп в сфере культуры, определили обязанности государства по ее поддержке, сконструировали систему экономических оснований активности разнообразных субъектов культурной деятельности.
Основные принципы культурной политики, формировавшейся с начала 1990 -х гг. были закреплены в Конституции РФ, которая признавала "идеологическое многообразие". Статья 44 основного закона России гарантировала каждому гражданину право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство провозглашало свободу творчества и охраняло интеллектуальную собственность, обязывало каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры [6, с. 10]. Однако в начале XXI в. в практической деятельности Правительства РФ, его ведущих министерств явно обозначился поворот к другой культурной политике. Считалось, что культура, как и любая сфера общественной жизни в условиях кардинальных реформ рубежа XX - XXI вв., должна быть согласована с главной стратегической задачей развития и укрепления рыночных отношений.
В условиях системного кризиса российского общества процесс адаптации сферы культуры к стремительно меняющейся ситуации нуждался в оперативном правовом регулировании, которое не могло быть обеспеченно усилиями только центральных властей. Определенную роль в указанном процессе сыграла региональная культурная политика, которую исследователи Г. М. Бирженюк и А. П. Марков определяли как "совокупность концепций, принципов, целей, методов регулирования культурного развития на региональном уровне (область, город, район) и выработка соответствующих институциональных форм организации социально-культурной деятельности" [1, с. 10].
В 1990-е гг. принимаются нормативно-правовые акты, такие как "Основы законодательства РФ о культуре", "О национально-культурной автономии", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", "О социальных минимальных стандартах", Концепция государственной национально-культурной политики в РФ, подписан Указ Президента РФ "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в РФ", постановление Правительства РФ "О государственной поддержке театрального искусства в РФ" [10, с. 12-13] и другие. В общей сложности в Российской Федерации в течении 1990-х гг. действовало 15 федеральных законов, 104 постановления Правительства Российской Федерации, свыше 60 указов Президента РФ, регулирующих правоотношения в сфере культуры и искусства. В изучаемый период было утверждено более 140 международных договоров и соглашений. На территориях субъектов Российской Федерации распространяло свое действие 150 законодательных актов в многообразных сферах культурной деятельности [2, с. 5]. Принятые в 1990-е гг. в России законодательные акты в области культуры соответствовали общепринятым международным нормам, исходили из основных положений "Всеобщей декларации прав человека", принятой ООН в 1948 г.,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
Женевской и Бернской конвенцией об авторский правах, Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия [13, с. 7].
На протяжении 1990-х гг. законодательные органы республик и областей Урала уделяли должное внимание вопросам культуры. В конце XX в. во всех субъектах федерации сформировались пакеты законов, регулирующих отношения в этой сфере. На Урале продолжалось принятие законов, конкретизирующих основные положения «Основ законодательства о культуре», а также Указа Президента от 1 июля 1996 г. «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации». Так, на протяжении 1990-х гг. в Башкортостане были разработаны и вступили в действие законы «О культуре» (1993 г.), «Об архивном фонде Республики Башкортостан и архивах» (1995 г.), «О библиотечном деле» и Кодекс Республики Башкортостан «О средствах массовой информации» (1996 г.), законы «О творческих работниках и творческих союзах» (1998 г.), «О музейном фонде Республики Башкортостан и музеях в Республике Башкортостан» (1998 г.), «О народных художественных промыслах в Республике Башкортостан» (1999 г.) [3, с. 80-81].
Основополагающим документом создания системы правового обеспечения отрасли культуры на региональном уровне стал Закон Удмуртской Республики "О культуре" № 310-1, принятый на восьмой сессии Государственного Совета Удмуртской Республики 29 октября 1996 г. Разработка Закона была вызвана необходимостью правового регулирования отношений в сфере культуре в едином документе, действие которого распространялось на территорию региона. При подготовке закона было использовано свыше 30 нормативно-правовых актов федерального и республиканского значения. Закон состоял из 11 разделов, включающих 57 статей [4, с. 3], был конкретизирован применительно к социокультурной ситуации в Удмуртии, учитывал специфику и особенности развития национальных культур народов, проживающих в регионе.
Стратегические задачи культурной политики в условиях реформаторской деятельности нашли свое отражение в Концепции развития культуры Свердловской области (1991-1995 гг.) [14, л. 96]. Ввиду того, что реализация культурной политики в условиях перехода от авторитаризма к демократии была невозможна без улучшения законодательных актов, регламентирующих деятельность граждан и организаций по созданию, распространению, сохранению ценностей культуры и искусства, Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 25 июня 1997 г. был принят региональный Закон "О культурной деятельности на территории Свердловской области", ставший одним из первых законодательных актов областного значения в сфере культуры. Закон явился базовым для изучаемой отрасли, поскольку закрепил полномочия всех ветвей власти в сфере культуры, определил основные направления культурного развития региона, предоставив гарантии поддержки со стороны государства изучаемой сфере. Региональный закон "О творческих работниках и творческих союзах" был принят в Свердловской области в 1998 году [15, с. 326]. В результате реализации законов удалось сохранить основную сеть учреждений культуры и искусства. Увеличилась численность отдельных видов организации культуры. Так, с 24 до 30 возросло количество театров, с 6 до 12 - количество концертных организаций, с 61 до 106 увеличилась сеть государственных и муниципальных музеев Свердловской области [8, с. 6].
За период с 1991 по 1999 гг. в Челябинской области вводится в правовое поле порядка 200 документов (решений, положений, постановлений, правил, распоряжений) по проблемам культуры и искусства. Собственно законодательные документы в этом перечне практически отсутствовали. Законодательным Собранием Челябинской области с 1994 по 1999 гг. было принято всего 19 документов правового характера, регулирующих отношения в изучаемой сфере [10, с. 14].
Анализ нормативно-правовых актов, принятых на Урале в изучаемый период позволяет сделать вывод о том, что в 1990-е впервые в законодательной практике ряда регионов Урала утверждались региональные законы о культурной деятельности на основании федерального законодательства. Подобная практика имела логическое продолжение в начале XXI в. Так, Законодательное Собрание Оренбургской области 21 июня 2005 г. приняло Постановление № 2352 "О законе Оренбургской области "О культурной деятельности в Оренбургской области" [11]. В том же году принимается закон Челябинской области "О государственной поддержке художественных промыслов и ремесел в Челябинской области" [9, с. 8]. Все
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
вышеперечисленное свидетельствовало о понимании значимости культуры как стратегического ресурса развития общества, что выразилось в стремлении на законодательном уровне поддержать творческих работников, сохранить сеть учреждений культуры в регионах. Вместе с тем, подобная правотворческая активность стала следствием политики децентрализации, отказа от идеологического контроля со стороны государственной власти.
Осуществление культурной политики на Урале не сводилось исключительно к изданию нормативно-правовых актов, принимаемых во исполнение федеральных законов. Преследуя цель выработать общую политику, координировать усилия по сохранению и развитию культуры в 1997 г. в исследуемом регионе учреждается Координационный Совет по культуре и искусству "Большой Урал", в состав которого были включены главы региональных органов управления указанной сферой. В работе Совета систематически принимали участие руководители и представители исполнительной власти республик и областей Урала, лидеры творческих организаций [5, с. 87]. Перед созданным органом стояла сложная задача по формированию единой политики в области культурного развития, координации усилий по сохранению и развитию культуры на региональном уровне.
При непосредственном участии Совета в 1997-1999 гг. были созданы Ассоциация филармоний Уральского региона, Совет директоров театра кукол, Совет директоров театров драмы, Совет директоров музеев, Ассоциация руководителей детских и юношеских хоров урало-сибирского региона. По инициативе Координационного Совета оживилась работа по организации фестивалей, смотров, конкурсов регионального и общероссийского значения. К примеру, конкурсы юных скрипачей "Волшебный смычок" в Перми, молодых пианистов в Екатеринбурге, театральные фестивали в Челябинске, Магнитогорске, Екатеринбурге, фестиваль народного творчества "Богат талантами Урал", международный фестиваль фольклора "Содружество" в Уфе и др. Проведен ряд региональных научно-практических конференций по проблемам сохранения культурного наследия Урала [5, с. 87-88].
В начале XXI в. на федеральном уровне был принят ряд документов, направленных на коренное изменение существовавшего ранее порядка разграничения полномочий между органами власти разного уровня по управлению сферой культуры, а так же принципов финансирования культурной деятельности в Российской Федерации. В соответствии со ст. 20 Федерального Закона № 122 -ФЗ от 22 августа 2004 г. с 1 января 2005 г. в составе полномочий субъекта РФ осталось управление только организациями культуры субъектов Федерации. Полномочия муниципальных образований в части финансирования культурной деятельности были существенно сужены [12, с. 9].
В итоге вертикаль управления культурой существенно ослабилась. Выстраивалась модель организации сферы культуры, при которой каждый орган местного самоуправления самостоятельно принимал решения финансового и методологического плана обеспечения культурного обслуживания населения собственного региона. Предпринятые изменения в законодательстве ставили культуру России и ее регионов в очень сложные условия. Коммерциализация культуры посредством наложения на нее рыночных отношений привела к резкому снижению качественного уровня культуры и искусства и, как следствие, к вырождению духовного и нравственного потенциала общества [12, с. 12]. Реализуемая Федерацией стратегия была ориентирована прежде всего на дальнейшую децентрализация, на существенное снижение роли государства в регулировании экономических процессов, поддержки социально-культурной сферы.
Таким образом, приоритетными направлениями государственной культурной политики на рубеже XX-XXI вв. являлся комплекс действий, нацеленных на развитие культуры как ресурса духовного развития и социальной стабильности в российском обществе. В исследуемый период на Урале менялись приоритеты, цели, подходы к культуре. Государство ушло от командно-административных методов управления культурными процессами, сделав акцент на идеологическое многообразие, и предоставив культуре возможность приспосабливаться к рыночным отношениям. Региональная культурная политика в указанный период выстраивалась с учетом рыночных реалий и процесса коммерциализации, была направлена на сохранение и поддержку субъектов культурной жизни при помощи регионального законодательства. При
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
этом учитывался тот факт, что культурный потенциал региона представлял собой значительный ресурс в решении проблем модернизации российского государства и общества. Список использованной литературы
1. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно -досуговых программ. СПб.: Гос. ин-т культуры, 1992. 126 с.
2. Богатырева Т. Г. Государство как субъект культурной политики России // Панорама культурной жизни стран Российской Федерации: Информ. сб. Вып. 1. М: Информкультура, 2003. С. 2-42.
3. Заельская С. А. Культурное пространство Южного Урала в условиях системных реформ (1985-2000 гг.). Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. 204 с.
4. Закон Удмуртской Республики о культуре. Ижевск: МК УР, 1997. 48 с.
5. Кириллов А.Д., Кириллова Н.Б. Урал социокультурный: Наука. Образование. Искусство. СМИ. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2000. 176 с.
6. Конституция Российской Федерации (с гимном). М.: Проспект, 2014. 32 с.
7. Основы законодательства Российской Федерации о культуре // Рос. газ. 1992. 17 декабря.
8. Открытое заседание коллегии Министерства культуры Свердловской области «О работе органов и учреждений культуры и искусства Свердловской области в 2002 году по реализации областного закона «О культурной деятельности на территории Свердловской области». Задачи отрасли на 2003 год. Екатеринбург, 2003. 12 с.
9. Парламентская неделя. Газета Законодательного Собрании Челябинской области. 2006. 24 апреля.
10.Попов Л. А. Совершенствование законодательной базы в сфере культуры и искусства - основа формирования государственной политики Челябинской области // Материалы депутатских слушаний по вопросам развития культуры и искусства в Челябинской области. Челябинск, 2001. С. 12 - 17.
11. Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.06.2005 N 2352 "О законе Оренбургской области "О культурной деятельности в Оренбургской области" [Электронный ресурс] URL: http://orenburg.news-city.info/docs/sistemsq/dok_ieqewi.htm (дата обращения 01.10.15)
12. Суховей А.Ф., И.М. Голова, В.И. Волков. Приоритетные направления и механизмы реализации культурной политики региона в условиях реформ (на примере Свердловской области). Екатеринбург: Ин -т экономики, 2005. 65 с.
13. Федеральная культурная политика в России. (Сборник документов. 1991 - 1999 гг.) М: ГИВЦ МК РФ, 2000. 140 с.
14. Центр документации общественных объединений Свердловской области. Ф. 4. Оп. 120. Д. 240. Л. 96.
15. Эволюция культурной деятельности в новом столетии: Социально-экономические аспекты культурной политики: В 3 т. Т. I: Очерки культурной жизни России на рубеже веков / Отв. ред. Б.Ю. Сорочкин. - СПб.: Алетейя, 2005. 400 с.
© С.А. Заельская, 2015
УДК 433
Попов Максим Евгеньевич
Студент ГАГУ г.Горно-алтайск, РФ Е-mail:[email protected]
СТАТУТЫ СРЕДНЕВЕКОВЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
Предметом настоящего исследования является организация обучения в западноевропейских