РЕГИОНАЛЬНАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В ВОСТОЧНОАЗИАТСКИХ СТРАНАХ АТР
Белова Л.Г., к.э.н., доцент кафедры мировой экономики экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова,
e-mail: [email protected]
В статье анализируются особенности процесса формирования информационного общества в восточноазиатских странах АТР, в том числе региональная интеграция, а также взаимопереплетение процесса построения информационного общества, с одной стороны, и сложившейся региональной производственной цепочки, построенной в рамках восточноазиатской модели догоняющего развития - стаи «диких летящих гусей» (wild flying geese), с другой.
Ключевые слова: информационное общество, региональная интеграция, региональная производственная цепочка, восточноазиатская модель стаи «диких летящих гусей».
REGIONAL COOPERATION AS A FACTOR IN BUILDING THE INFORMATION SOCIETY IN EAST ASIAN PACIFIC COUNTRIES
Belova L., Pd.D., associate professor of the World Economy chair, Economics faculty, Moscow State University, e-mail: [email protected]
The article analyzes the characteristics of the formation of the Information Society in the East Asian Pacific countries, including regional integration, as well as the interactions between the process of building the information society on the one hand, and established regional production chain, built within the East Asian model of catching up - pack of "wild geese flying», on the other.
Keywords: information society , regional integration , regional production chain , the East Asian model pack «wild geese flying».
Информационное общество (ИО) - главная характеристика современного постиндустриального развития наиболее развитых стран. Мировой опыт показывает, что построение ИО и формируемые благодаря этому конкурентные преимущества, прежде всего конкурентные преимущества инноваций, создаваемые главным экономическим ресурсом ИО - человеческим капиталом, превратили использующие эти конкурентные преимущества страны в богатейшие страны мира. Проявление этой закономерности не зависит от размеров страны, и к числу стран, экономическое благосостояние которых преумножается за счет развития конкурентных преимуществ, обусловленных построением ИО, относятся и крупные, и малые страны, в том числе малые страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Восточноазиатская модель построения информационного общества и таких его компонентов, как национальная инновационная экосистема и инновационные кластеры, и на этой основе - формирования конкурентных преимуществ, включила лучшие черты американских и европейских моделей. Гонконг, Япония, Республика Корея, Сингапур и Тайвань признаны мировым сообществом самыми конкурентными экономиками региона Восточной Азии1.
В отношении Гонконга и Тайваня следует сделать замечание. Китайская Народная Республика осуществляет административный контроль над 22 провинциями, пятью автономными районами и четырьмя городами центрального подчинения, которые объединяются термином «континентальный Китай» и куда не входят Макао, Гонконг и Тайвань. В нашем исследовании мы рассматриваем экономические вопросы, поэтому два из четырех «азиатских тигров» - Гонконг и Тайвань исследуются в качестве самостоятельных экономических систем, которые обычно называются «страна», что отнюдь не подрывает политический статус Гонконга как специального административного района (САР) и Тайваня как провинции КНР. Несмотря на то, что Гонконг и Тайвань не являются политически независимым государством, они пользуются правом независимого членства в международных организация, том числе в АСЕАН и АТЭС, что дает еще один повод рассматривать их самостоятельно. Исходя из этих соображений, мы условно называем Гонконг и Тайвань «странами» (и употребляем предлог «в» применительно к Тайваню, имея в виду не остров, а «страну» Тайвань).
К одной из главных особенностей построения ИО в восточноазиатских странах АТР является взаимопереплетение процесса построения ИО и сложившейся региональной производственной цепочки, построенной в рамках восточноазиатской модели догоняющего развития - стаи «диких летящих гусей» (wild flying geese).
Восточная Азия вступила на путь развития интеграционных процессов позднее других регионов мира, и в отличие от практики Европы и Северной Америки, где интеграционные процессы начинались с торговой либерализации, отправной точкой восточноазиатской интеграции стало финансовое сотрудничество в рамках так называемой «Чиангмайской инициативы»2.
В течение долгого времени в регионе действовало только одно интеграционное объединение - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (Association of South East Asian Nations, ASEAN, АСЕАН)3, созданная в целях ускорения экономического роста, социального прогресса и культурного развития, формирования таможенного союза и стабилизации военно-политической обстановки в регионе Юго-Восточной Азии. С 1992 г., интеграционные процессы интенсифицировались. «Локомотивом» активизации интеграционных процессов стали Сингапур и Китай, который в своем стремительном развитии прорывался на новые рынки. В этот период были приняты решения Сингапурского саммита о создании зон свободной торговли АСЕАН-АФТА (ASEAN Free Trade Area), что привело к либерализации взаимных инвестиций, развитию экономического и неэкономического сотрудничества. Все соглашения о зонах свободной торговли вступили в силу, и в их рамках продолжается процесс формирования зон свободной торговли восточноазиатских стран с Австралией. К настоящему времени высокая степень взаимозависимости в экономике и обеспечении безопасности уже привела к образованию АСЕАН+3, объединившую 10 стран-членов АСЕАН и три государства Северо-Восточной Азии - Японию, Южную Корею и Китай, и АСЕАН+5, включившей Гонконг и Тайвань.
В 1989 г была создана региональная интеграционная организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС, Asia Pacific Economic Cooperation, APEC), в которую входит 21 страна самого разного уровня развития, в том числе все рассматриваемые страны. В ноябре 1994 г. на саммите АТЭС ряд стран
1 The Lisbon Review 2010. Towards a more competitive Europe? P. 1. [Электронный ресурс] URL: http://www3.weforum.org/.../WEF_ LisbonReview... (дата обращения: 02.08.2012 13:45).
2 «Чиангмайская инициатива» - это система взаимной поддержки в кризисных ситуациях, суть которой сводится к заключению двусторонних договоров о валютных свопах. Создание такой системы впервые стало продвигаться после валютно-финансового кризиса 1997-98 гг., а конкретные договоренности в этой области были достигнуты в мае 2000 г. на встрече министров финансов стран-членов АСЕАН в таиландском городе Чиангмай.
3 АСЕАН была создана в 1967 г. в составе пяти стран: Сингапур, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Таиланд, к которым впоследствии присоединились еще пять стран: Бруней, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма.
4 Bogor Declaration - APEC Economic Leaders' Declaration of Common Resolve [Электронный ресурс] URL: http://www.apec.org/... Declarations/.../1994_aelm (дата обращения: 30.07.2012 14:00).
АТР принял «Богорскую декларацию» (Bogor Declaration), в которой сформулированы цели развития получившие название «Богорские цели» (Bogor Goals)4. В 2005 г. в Пусане (Busan, Южная Корея) на министерском саммите была принята «Пусанская дорожная карта» (the Busan Roadmap), в которой сформулированы основные пути достижения Богорских целей.
К настоящему времени развитие региональной интеграции достигло в Азии довольно высокого уровня, хотя и уступает ЕС. Показатель плотности интеграционных объединений5 составляет в Азии 3,4, для сравнения, в США - 2,26. Наиболее активными в создании региональных интеграционных объединений являются Сингапур (18 соглашений в 2010 г. и 21 в 2012 г., + 3), Япония (соответственно 10 и 13, также + 3) и Китай, однако, активность Сингапура и Японии снижается в отношении новых интеграционных объединений (Табл. 1).
Следует отметить, что интеграционные процессы протекают в условиях наметившейся тенденции к смене регионального лидера или, по крайней мере, подрыва роли единоличного лидера.
Интересно, что традиционный экономический лидер и инициатор создания восточноазиатской производственной цепочки, Япония, поздно вступила на путь интеграционных. Для Японии важно сохранить лидирующие позиции в интеграционной организации Восточной Азии и не допустить усиления политического влияния Китая, поэтому именно Япония настояла на включении в Восточноазиатскую зону свободной торговли Австралии и Индии как противовесов Китаю.
В проводимой нынешним премьер-министром Японии Синдзо Абэ (ShinzQ Abe) абэномике важная роль отводится интенсификации экономических отношений, торговых, инвестиционных и финансовых связей с региональными партнерами. Это объявлено стратегическим приоритетом страны. В данном направлении правительство Японии уже предприняло в 2013 г. ряд действий.
Появление Нового Китая связывается некоторыми специалистами с началом конца традиционной восточноазиатской модели экономического развития - «стаи летящих гусей», потому что Китай первым из восточноазиатских стран отказался от такого пути развития, одновременно развивая производство и экспорт и простых, и сложных товаров, и, как считают специалисты, его путь развития схож с развитием США в XIX в.
Реакция большинства соседних стран на индустриальный рост КНР смешанная. В Японии, Южной Корее и Тайване сильны тенденции переноса отечественными компаниями своих производственных мощностей в Китай (в связи с чем возникает возможность потери части собственной промышленности). Другие страны опасаются: изменения торговых и инвестиционных потоков в регионе; превращения экономического подъема Китая в фактор нового азиатского кризиса, который окажется более разрушительным, чем региональный финансовый кризис 1997-1998 гг.; потери возможностей заработать на жизнь из-за заполнения рынка китайскими товарами, произведенными с меньшими издержками, и увеличения в связи с этим избытка рабочей силы, которое приведет к снижению уровня заработной платы, и т.п.
Помимо региональной интеграции, отличительной характеристикой построения ИО в странах АТР является взаимопереплетение
процесса построения ИО и сложившейся региональной производственной цепочки, построенной в рамках восточноазиатской модели догоняющего развития - стаи «диких летящих гусей» ("wild geese flying").
Парадигма стаи «диких летящих гусей» была разработана еще в конце 1930-х гг. японским ученым К. Акамацу как обобщенная теория экономического развития, отражающая динамику внутренних процессов и изменение конкурентоспособности японского промышленного сектора. Во главе «стаи» находится Япония, а далее с определенным временным интервалом летят другие «гуси» - восточноазиатские страны. Суть модели состоит в следующем: (1) выстраивается цепочка («стая») связанных узами кооперации стран (от более развитых в начале «стаи» к менее развитым в конце); (2) процесс индустриализации постепенно продвигается во всех связанных региональной цепочкой странах; (3) каждая страна начинает производство на экспорт простых товаров, полученная прибыль реинвестируется и идет на совершенствование основного капитала, в результате страна начинает экспортировать более сложные товары; (4) в ходе этого процесса увеличивается добавленная стоимость, а величина заработной платы и уровень жизни постепенно приближаются к уровню развитых стран.
Эта модель, доказав свою успешность в Японии, была распространена на восточноазиатские новые индустриальные страны «первой волны» - Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Тайвань (называемые также азиатскими недавно индустриализованными странами, Asian newly industrialized countries, ANIC), а затем на новые индустриальные страны «второй волны» - Малайзию, Таиланд, Филиппины и Индонезию. Важнейшим направлением содействия Японии своим соседям был перевод отдельных видов производств японских ТНК сначала в азиатские «новые индустриальные страны» «первой волны» а впоследствии и «второй волны». Благодаря такой модели развития все эти страны вслед за Японией перешли к техническому усовершенствованию производства, а в конце 1990-х гг. - к инновационной модели развития и построению ИО.
В настоящее время восточноазиатские страны опираются не только на потенциал Японии, но и современного Китая. При такой двойной опоре восточноазиатские страны освоили специализацию на небольших звеньях производственной цепочки и сформировали производственные сети, в которых идет внутриотраслевая взаимная торговля промежуточными товарами, при этом, если по объему внутрирегиональной внутриотраслевой торговли лидирует Северная Америка, то для региона Восточной Азии характерны очень высокие темпы развития этой торговли, и доля региональной торговли уже превысила 55%7.
Феномен поставщика промежуточных товаров на международные рынки, получивший название международной фрагментации производства, предполагает разделение производственного процесса на две и более стадий. Это требует установления четких и надежных каналов связи. Решение проблемы опирается на внедрение все более совершенных ИКТ, что обусловливает интенсификацию процессов построения ИО.
Опубликованные в 2012 г. результаты обследования взаимодополняемости и взаимозаменяемости продукции рассматриваемых
Таблица 1. Региональные интеграционные соглашения в восточноазиатском регионе
Действующие Переговорный Всего соглашений в
Страна соглашения процесс 2012
201 2012 Дин 2010 2012 Дин Всего вне в
0 ами ка амик а Азии Азии
Гонконг - 3 +3 Т - 0 - 3 1 2
Сингапур 18 21 +3 т 11 10 -1 1 31 18 13
Тайвань 4 5 +1 т 3 2 +1Т 7 6 1
Южная Корея 6 9 +3 Т 16 7 -п 16 10 6
Япония 10 13 +3 т 7 2 -5 1 15 5 10
Источник: Построено и рассчитано по: Asian Economic Integration Monitor. July 2012. ADB FTADatabase. Р. 45, 46. URL: http://www.aric.adb.org (02.08.2012; 18:00); Костюнина Г. Регионализация Восточной Азии: истоки и основные модели // Вестник МГИМО. 2011. №1. С. 37.
5 Количество интеграционных объединений в расчете на одно государство.
6 Костюнина Г. Регионализация Восточной Азии: истоки и основные модели // Вестник МГИМО. 2011. №1. С. 37.
7 Доклад о мировом развитии, 2009: Новый взгляд на экономическую географию. Обзор [Электронный ресурс] URL: http://WDR09 OVERVIEW ... (дата обращения: 14.06.2012 16:00).
Таблица 2. Индексы взаимодополняемости продукции, 2006 - 2008 гг.
Примечания: АСЕАН в составе 10 стран: Камбоджа, Индонезия, Лаосская НДР, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Бруней. ЕС в составе 27 европейских стран. НАФТА в составе 3-х стран: США, Канада, Мексика.
Источник: Составлено по: Estrada Gemma, Donghyun Park, Innwon Park, Soonchan Park. The PRC's Free Trade Agreements with ASEAN, Japan, and the Republic of Korea. ADB Working Paper Series on Regional Economic Integration. 2012. № 92. Р. 11. URL: http:// aric.adb.org/.../WP92_Estrada_etal_PRC_F... (03.08.2012 14:00).
стран АТР, проведенного в 2009 г., и выявленные при этом конкурентные преимущества представлены в Табл. 2 и 3. Данные таблицы демонстрируют относительно высокую степень взаимодополняемости рассматриваемых стран АТР, уровень которой повышается с повышением уровня сотрудничества.
Например, индекс взаимодополняемости в двусторонних отношениях между Японией и КНР - около 65%, между Республикой Корея и КНР - около 66%, а при переходе на более высокую ступень сотрудничества - к интеграции в рамках АСЕАН составляет: между экспортом Японии и импортом АСЕАН - около 72%; между экспортом Южной Кореи и импортом АСЕАН - около 81%. Это показывает, что региональная интеграция создает более благоприятные условия для формирования конкурентных преимуществ, чем двусторонние соглашения о свободной торговле, при этом на выгодных для всех участвующих стран условиях.
Конкурентоспособность товаров на внешних рынках характеризует индекс выявленных сравнительных преимуществ (ВСП, The Revealed Comparative Advantage Index, RCA). Индекс RCA выше 1 (выделено в Табл. 3) означает, что страна демонстрирует выявленные сравнительные преимущества в производстве и в торговле данным товаром и экспорт данного товара выше, чем ожидалось на основе данных о востребованности товара в общем объеме экспорта данного региона. Рост коэффициента RCA свидетельствует о возможности появления в ближайшем будущем сравнительных преимуществ по данной группе товаров.
Судя по данным Табл. 3, в странах АСЕАН высокие конкурентные преимущества в продукции электронной промышленности, при этом особенно выделяется Китай, хотя и Япония, и Южная Корея имеют конкурентные преимущества в этой области перед странами ЕС, НАФТА и всего остального мира. Китай демонстрирует также конкурентные преимущества в производстве и экспорте текстиля и одежды.
Следует подчеркнуть конкурентные преимущества Южной Кореи в производстве и экспорте инвестиционных товаров - транспортных средств и оборудования. Как показывает международный опыт, рост экспорта за счет его инвестиционной составляющей способствует и повышению конкурентоспособности продукции на внешних рынках, и появлению новых сравнительных преимуществ. При этом усиление экспортной специализации Южной Кореи по транспортным машинам и оборудованию происходило за счет роста конкурентоспособности страны на мировых рынках.
Высокая степень интеграции позволила странам АТР выработать и принять стратегический план совместных усилий по построению ИО. Выработка региональной стратегии построения ИО проходила в несколько этапов и нашла отражение в ряде региональных документов. Региональный план действий представляет собой комплексный план стратегического регионального сотрудничества в области ИКТ для построения открытого для всех и устойчивого информационного общества. План направлен на достижение согласованных на международном уровне целей в области развития
Таблица 3. Выявленные сравнительные преимущества взаимозаменяемости продукции
Сектора АСЕА Н Китай Япония Южная Корея ЕС-27 НАФТА Остальной мир
Сельское 0.84 0.49 0.15 0.10 1.06 1.50 1.10
хозяйство
Продовольственн 1.51 0.41 0.15 0.08 1.28 0.69 1.08
ые товары
Текстиль и 1.05 3.27 0.74 0.25 0.84 0.40 0.96
одежда
Продукция 0.67 0.45 0.90 0.80 1.33 0.97 0.89
химической
промышленности
Продукция 0.56 1.00 1.01 0.91 1.03 0.81 1.14
металлургии
Транспортные 0.33 0.40 1.87 2.23 1.22 1.42 0.62
средства и
оборудование
Продукция 2.17 2.28 1.84 1.33 0.77 0.99 0.60
электронной
промышленности
Станки Machinery 0.49 0.65 0.73 1.65 1.22 1.09 0.83
Продукция про- 1.00 0.63 0.60 0.58 0.82 0.99 1.39
чих отраслей об-
раб.промышленн
ости
Источник: Составлено по: Estrada Gemma, Donghyun Park, Innwon Park, Soonchan Park. The PRC's Free Trade Agreements with ASEAN, Japan, and the Republic of Korea. ADB Working Paper Series on Regional Economic Integration. 2012. № 92. Р. 12.
- Целей развития тысячелетия, сформулированных Организацией Объединенных Наций в Декларации тысячелетия (United Nations Millennium Development Goals, MDGs). Внедрение ИКТ по достижению ЦРТ планируется в пределах сроков пост-Тунисской фазы WSIS - до конца 2015 г.
Таким образом, видно, что национальные правительства вос-точноазиатских стран АТР напрямую увязывают прогресс в области высоких технологий с ростом благосостояния в своих странах. При этом интеграционные тенденции стимулируются рыночными механизмами региональной производственной цепочки, а та, в свою очередь, укрепляется благодаря каналам связи, формируемым в условиях построения ИО.
Наличие развитой региональной производственной цепочки привносит специфику и в сам процесс построения ИО, и в процессы создания и развития конкурентных преимуществ. Эта специфика выражается в построении ИО на базе уже достигнутой высокой связности и сетевого взаимодействия между рассматриваемыми странами АТР, получении выгод от специализации на самых конкурентоспособных производствах и отказе от производства аналогичных товаров, получении экономии масштаба на базе крупных технологических изменений.
Литература:
1. Костюнина Г.М. Регионализация Восточной Азии: истоки и основные модели / Г.М. Костюнина // Вестник МГИМО-Университета. 2011. №1. С. 34-42.
2. Доклад о мировом развитии, 2009: Новый взгляд на экономическую географию. Обзор [Электронный ресурс] URL: http:// WDR09_0VERVIEW_... (дата обращения: 14.06.2012 16:00).
3. Asian Economic Integration Monitor. July 2012. ADB FTA Database. [Электронный ресурс] URL: http://www.aric.adb.org (дата обращения: 02.08.2012 18:00).
4. Bogor Declaration - APEC Economic Leaders' Declaration of Common Resolve [Электронный ресурс] URL: http://www.apec.org/... Declarations/.../1994_aelm (дата обращения: 30.07.2012 14:00).
5. Estrada Gemma, Donghyun Park, Innwon Park, Soonchan Park. The PRC's Free Trade Agreements with ASEAN, Japan, and the Republic of Korea / ADB Working Paper Series on Regional Economic Integration. 2012. № 92 / Gemma Estrada, Donghyun Park, Innwon Park, Soonchan Park. [Электронный ресурс] URL: http:// aric.adb.org/.../ WP92_Estrada_etal_PRC_F... (дата обращения: 03.08.2012 14:00).
6. The Lisbon Review 2010. Towards a more competitive Europe? P. 1. [Электронный ресурс] URL: http://www3.weforum.org/.../ WEF_LisbonReview... (дата обращения: 02.08.2012 13:45).