Научная статья на тему 'Региональная идентичность и технологии ее формирования (на примере Пермского края)'

Региональная идентичность и технологии ее формирования (на примере Пермского края) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вызовы современности / региональная идентичность / общегражданская идентичность / имидж / статус / духовно-нравственные ценности / кризисные явления / самореализация человека / региональное сообщество / имиджевые технологии и методы / challenges of modernity / regional identity / civil identity / image / status / spiritual and moral values / crisis phenomena / human self-realization / regional community / image technologies and methods

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Щукина Р. И.

В статье рассмотрено понятие региональной идентичности, обоснована актуальность этой дефиниции на основе сопоставления с общегражданской идентичностью, исследованы специфика, риски и особенности динамики и ценностной социальной значимости региональной идентичности на примере Пермского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional identity and technologies of its formation (on the example of the Perm region)

The article examines the concept of regional identity, substantiates the relevance of this definition based on comparison with the general civil identity, and examines the specifics, risks and features of the dynamics and social significance of regional identity on the example of the Perm region.

Текст научной работы на тему «Региональная идентичность и технологии ее формирования (на примере Пермского края)»

70

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Вестник Прикамского социального института. 2024. № 3 (99). С. 70–77.

Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2024. No. 3 (99). Pp. 70-77.

Научная статья

УДК 355.233.231.1

EDN: EDIPGY

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)

Раиса Ивановна Щукина1, 2

1 Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, [email protected]

2 Западно-Уральский институт экономики и права, Пермь, Россия

Аннотация. В статье рассмотрено понятие региональной идентичности, обоснована актуаль-ность этой дефиниции на основе сопоставления с общегражданской идентичностью, исследованы

специфика, риски и особенности динамики и ценностной социальной значимости региональной

идентичности на примере Пермского края.

Ключевые слова: вызовы современности, региональная идентичность, общегражданская идентичность, имидж, статус, духовно-нравственные ценности, кризисные явления, самореализация человека, региональное сообщество, имиджевые технологии и методы

Для цитирования: Щукина Р. И. Региональная идентичность и технологии ее формирования (на

примере Пермского края) // Вестник Прикамского социального института. 2024. № 3 (99). С. 70–77.

EDN: EDIPGY.

Original article

REGIONAL IDENTITY AND TECHNOLOGIES OF ITS FORMATION

(ON THE EXAMPLE OF THE PERM REGION)

Raisa I. Shchukinа1, 2

1 Perm State National Research University, Perm, Russia, [email protected] 2 West Ural Institute of Economics and Law, Perm, Russia

Abstract. The article examines the concept of regional identity, substantiates the relevance of this definition based on comparison with the general civil identity, and examines the specifics, risks and features of the dynamics and social significance of regional identity on the example of the Perm region.

Keywords: challenges of modernity, regional identity, civil identity, image, status, spiritual and moral values, crisis phenomena, human self-realization, regional community, image technologies and methods For citation: Shchukina R. I. Regional identity and technologies of its formation (on the example of the Perm region). Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2024, no. 3 (99), pp. 70-77. (In Russ.). EDN: EDIPGY.

Актуализация понятия «идентичность» в современной науке не случайна. Сегодня в

российском обществе объективируется социальный запрос на консолидацию социума, обес-печение условий для самореализации и мобильности человека во внутреннем и внешнем

пространстве страны. В этой связи значимо внимание и представителей научного сообщест-

© Щукина Р. И., 2024

Р. И. ЩУКИНА

71

ва, и управленцев-практиков к понятиям, способствующим интеграционным процессам на

региональном и общероссийском уровне. Одно из таких понятий – идентичность в широком

контексте ее видового разнообразия: личностная, этноконфессиональная, общегражданская, региональная и т. д. Смысловая многоаспектность дефиниции «идентичность» широко дис-кутируется в социально-философских, психологических, общественно-политических науках.

Заметим, что истоки категории «идентичность» восходят к латинскому idem, identicus, то есть «то же самое», «тождественный», «одинаковый» [1, с. 130]. В словаре С. И. Ожегова

идентичность трактуется как тождественность, полное совпадение с чем-либо, «идентич-ный» означает «тождественный, полностью совпадающий» [2]. Очевидно, что в ценностно-смысловом контексте в русском языке этим понятиям близки «самотождественность», «са-мобытность», «своеобразие». Однозначного ответа на вопрос, кто первым использовал де-финицию идентичности, наука не дает. Отмечается, что термин «идентификация» ввел

З. Фрейд [3]. Однако считается, что трактовка этого термина как «субъективного вдохновен-ного ощущения тождества и целостности» предложена Э. Эриксоном [4, c. 28]. В таком

контексте логично предположить, что человек является носителем различных видов идентичности: культурной, профессиональной, политической, этнической, конфессиональной, общегражданской, территориальной (региональной) и т. д. Подобные утверждения в отечественной науке активно транслируются. Так, по мнению О. Ю. Малиновой, «в современном

обществе идентичности становятся все более множественными, фрагментарными, зависи-мыми от контекста…» [5, с. 11].

Действительно, исследование коннотаций общегражданской и региональной идентичности, предлагаемое российскими учеными, приводит к выводу о многоаспектности трактовок

этих категорий [6, с. 19]. Данный факт, с одной стороны, позволяет констатировать важность

корреляции этих понятий в социально-ценностном измерении, с другой стороны, вызывает необходимость выявления их взаимообусловленности. Анализ современного дискурса данных

категорий в отечественной науке усиливает их ценностную государственно-правовую значимость. К примеру, если в основе общегражданской идентичности лежит самоидентификация

индивида с государством, то региональная идентичность базируется на самотождественности

человека с определенным регионом, местом рождения, проживания, на готовности упрочить

имидж своей малой родины. При этом важно, что осознание значения общегражданской и региональной идентичности гражданами России «…имеет тренд не только к возрастанию, но и к

углублению, причем в немалой степени за счет эмоциональной сферы» [7, с. 103]. На наш

взгляд, идентичность в аспекте выраженной специфики регионов проявляется как системооб-разующий фактор, наполняется конкретным содержанием и продвигается в практике государственного управления, обретая пространственные границы, уникальные ценностные харак-теристики, критерии, в том числе и экономические. В этом ключе региональная идентичность

выполняет имиджевую функцию, укрепляя имидж того или иного региона как среди других

региональных образований страны, так и за ее пределами и проявляясь во всех сегментах об-щественной жизни: в экономике, культуре, социальной политике, образовании. Очевидно, региональной идентичности присуща и ценностная созидательно-конструирующая функция, которая выражается в том, что каждый российский регион выстаивает и системно обновляет

самобытную содержательную систему региональной идентичности с учетом условий и возможностей (например, культурных, природных или ценностного потенциала населения). Анализ практики позволяет отметить содержательную многоплановость этого явления. По сути

оно включает, с одной стороны, неповторимую специфику территориального пространства с

его культурными достопримечательностями и значимыми для развития региона материальны-ми ресурсами, с другой стороны, творческие возможности и способности, уровень активности, сплоченности, креативной энергии, духовно-нравственные ценности, патриотические порывы

и устремления жителей, проявляющиеся в созидательной деятельности.

72

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Отечественные исследователи, акцентируя внимание на специфике становления феномена российских региональных сообществ, отмечают разнообразные грани этого концепта, которые позволяют выявить и констатировать его ценностные аспекты в различных проявле-ниях. К примеру, одни рассматривают феномен региональной идентичности в психологиче-ском аспекте как социально-психологическое чувство принадлежности к региональному со-обществу, при этом границы региона как ментального понятия совпадают с границами

сообщества [8, с. 123]. В таком ключе ценностный аспект проявляется на индивидуальном

уровне каждого жителя региона на основании личностной осознанности нерасторжимости с

местом, где он «свой», где реализует себя в различных социальных ролях, ощущая свою социально-политическую значимость как гражданина. Другие ученые интерпретируют региональную идентичность в аспекте совокупности культурных отношений на местном уровне, связывая ее с понятием «малая родина» [9, с. 13]. В данном контексте региональная идентичность трактуется как отношение индивида к земле, на которой он родился или живет и

работает. Этот контекст включает взаимодействие человека с региональным социумом, ком-муникативное пространство позволяет укреплять социальный статус, имиджевое представ-ление и репутацию жителя региона в местном сообществе. Кроме того, внимание исследова-телей акцентируется и на осмыслении роли проектных технологий в обновлении политики

идентичности [10, с. 86]. В данном ключе проявляется весьма важная ценностная состав-ляющая региональной идентичности в личностном и групповом измерении, когда инициато-ром реализации социально значимого проекта во благо населения региона является один из

жителей или их группа. Ценностное значение региональной идентичности проявляется в по-зитивных инициативах и в их деятельностном воплощении. К примеру, скульптурная компо-зиция «Пермяк соленые уши» символизирует род занятий пермяков на протяжении не одного столетия. Возведенная в центре Перми в 2006 г. (автор проекта – Р. Исмагилов, пермский

скульптор), она является одной из самых узнаваемых в столице Пермского края [11].

В рамках юбилейных торжеств по случаю 300-летия Перми (2023 г.) обрел статус уникального проект #ЖИВОЕДЕТСКОЕ, победитель конкурса президентских грантов в 2022 г.

Цель проекта – организовать молодежное волонтерское движение, чтобы воспитывать ува-жение к местной истории в школьной среде. Команды архивных волонтеров из 12 школ города и края вместе с педагогами собрали материалы (300 живых историй) о детях, которые

внесли вклад в развитие и становление Перми и Пермского края [12].

Представляется, что обновление ценностного содержания дефиниции региональной

идентичности в современных условиях, с одной стороны, обусловлено некоторой расплыв-чатостью трактовок социально-пространственной идентичности в аспекте «страна – макрорегион – регион – локальное поселение». С другой стороны, ключевой фактор усиления внимания к региональной идентичности сегодня кроется в необходимости концептуализации

этнополитических проектов по укреплению общегражданской идентичности России. В этом

контексте региональную идентичность целесообразно рассматривать как первооснову, стер-жень общегражданской идентичности, упрочение которого естественным образом будет

усиливать потенциал общегражданской идентичности. Заметим, что данный посыл проявляется в приоритетах государственного управления с акцентами на укрепление региональной

составляющей в современных условиях: «Здесь также должны сработать решения по под-держке субъектов Федерации… Ресурсы надо использовать в том числе для расширения

возможностей муниципалитетов» [13]. И это не случайно. Концепты региональной и общегражданской идентичности ценны и значимы функционально в контексте созидания, сплоче-ния, консолидации населения, формирования имиджа страны, регионов, их продвижения, укрепления их статуса. К примеру, региональная идентичность в реальном ценностном воплощении может оцениваться в аспекте конкурентных преимуществ (стабильность социально-экономического развития региона, его привлекательность, комфортность, условия для само-

Р. И. ЩУКИНА

73

реализации граждан и т. д.). В личностном плане региональная идентичность, как отмечено

выше, проявляется в социальном пространстве межличностного и группового взаимодействия на основе аккумулирования связей и условий жителя региона, созидательной деятельности, самореализации в системе регионального сообщества, его ценностей и приоритетов, осознания человеком значимости, статуса, авторитета региона в общероссийском пространстве.

Очевидно, что на ценностный содержательный контент региональной идентичности

влияют различные факторы. К примеру, одна из основных особенностей этой категории –

динамизм, подвижность, реактивность по отношению к ответам на современные вызовы.

Региональная идентичность в ценностном контексте – это активно развивающаяся и обнов-ляющаяся во времени и пространстве многофункциональная система с множеством разно-сторонних событийных факторов, проблемных вопросов, ответов на вызовы. При этом весьма существенен и эмоциональный компонент, который проявляется через стереотипы

эмоционального реагирования жителей региона или страны на сложные ситуации (взаимо-помощь, поддержка, готовность решать проблемы на основе единения, соучастия и т. д.).

Данные обстоятельства обуславливают необходимость системной работы по продви-жению и тиражированию уникальных особенностей территорий, направленных на культиви-рование «духа места», усиление их узнаваемости, формирование положительной микросре-ды для жителей, дабы минимизировать «утечку» населения из региона, в первую очередь

молодежи, привлекать дополнительные ресурсы. Структура и механизмы формирования региональной идентичности позволяют использовать и традиционные, и креативные методы, технологии для конструирования образа «своего» региона в современном российском пространстве.

Продемонстрируем данную тенденцию на примере Пермского края, уникального региона

с выраженной многослойной идентичностью (локальный, региональный, макрорегиональный

уровни идентичности). Первый «укрупнившийся» на основе воссоединения Коми-Пермяц-кого автономного округа и Пермской области в 2005 г., Пермский край весьма продуктивно

конструирует свою региональную идентичность в краевом статусе. Отметим, что органы

власти края совместно с гражданским сектором используют различные механизмы и инстру-менты для обновления содержательной составляющей региональной идентичности. Символи-ческая политика, язык, традиции, общественное пространство памяти, усиление внимания к

знаковым местным событиям, памятным датам и краевой столицы, и муниципалитетов – вся

эта пермская проблематика активно отражается, продвигается не только в местных медиа, га-зетах и радио, но и в сетевых ресурсах (интернет-ресурс Properm.ru) с целью укрепления

идентичности региона. Еще один маркер укрепления идентичности – создание песен, гимнов

о родных местах. Так, песня «Мой Пермский край», появившись в конце 2003 г., обрела сим-волическую значимость после воссоединения двух субъектов в 2005 г. Сегодня это гимн

Пермского края, утвержденный наряду с гербом и флагом в качестве официального символа

30 ноября 2017 г. решением Законодательного собрания Пермского края [14].

Весьма значим тот факт, что в конструировании идентичности региона в качестве сис-темообразующих элементов выступают и памятные даты, юбилейные события. Примером

последовательной и четко спланированной политики созидания региональной идентичности, укрепления имиджа и статуса отдельных регионов, их консолидации в едином общероссийском пространстве служит празднование юбилейных дат. Опыт организации такого рода событий в Российской Федерации имеется: в 2018 г. торжества по случаю 200-летия Грозного; в 2021 г. – масштабные события в рамках 800-летия Нижнего Новгорода. 2023 год стал юби-лейным для Екатеринбурга и Перми. Пермяки отмечали 300-летие основания города – важ-ного события не только в истории земли Пермской, но и России в целом. Торжества по случаю данной политически и социально значимой вехи включали интерпретацию регионального своеобразия Пермского Прикамья, институциализацию продвижения идеального образа

74

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Перми и края в символическом пространстве, в разных сферах пространственной структу-ры страны в целом. Именно в таком ключе понимаемая региональная идентичность служит

средством конструирования отличий одного региона от другого, а регион институциализиру-ется среди населения края и России.

В этом контексте возможно выделить ряд ключевых функций праздничных событий. В

их числе, например, обновление социально-экономического пространства, исключительное

значение имеют консолидирующая (социально-интегративная) функция, функция трансля-ции социального и культурного опыта и т. д. И это не случайно: юбилейные торжества, как

правило, пронизаны определенными смыслами, претендующими на основания для формирования коллективной идентичности: политические и гражданские ценности, национальное

самосознание, исторический и этнокультурный контекст, экономические основания, соци-альная среда, религиозный аспект [15].

300-летие Перми стало знаковым градообразующим культурно-историческим и поли-тическим событием в общероссийском масштабе. 10 июля 2018 г. издан указ Президента РФ

№ 411 «О праздновании 300-летия основания г. Перми»1. Для подготовки торжеств были со-зданы официальные институции: тогда же, в 2018 г., федеральный организационный комитет

во главе с заместителем председателя Правительства РФ Д. Н. Чернышенко; в 2021 г. по по-ручению федерального оргкомитета аналогичный комитет на региональном уровне во главе

с губернатором края Д. Н. Махониным [16]. Подготовка к 300-летию велась комплексно по

разным направлениям, в их числе обновление главных улиц и фасадов домов Перми, соору-жение новых инфраструктурных объектов («…благоустройство и ремонт фасадов по всему

центру города – это повод напомнить пермякам, что юбилей города – это их праздник. Это

общественный проект, который предполагает вовлечение всех горожан» [17]). И консолида-ция жителей реально осуществлялась. К примеру, при участии пермяков разработан фирмен-ный знак 300-летия краевой столицы. Действовала некоммерческая организация «Фонд со-действия развитию города Перми “Пермь-300”» (Фонд «Пермь-300»), созданная еще

1 апреля 2016 г. по инициативе нескольких известных пермяков. Календарь празднования

был сформирован из частных и институциональных инициатив, включал в том числе события федерального уровня; среди них – локальные и федеральные проекты, которые стали

драйверами развития города и региона и демонстрировали возможности Прикамья стране

и миру. В их числе Международный спортивный форум «Россия – спортивная держава» с

участием Президента Российской Федерации В. В. Путина, российская «Студенческая вес-на», масштабный патриотический фестиваль «Оружие Победы» и т. д.

Организация юбилейных событий и торжеств рассматривалась как инструмент получе-ния дополнительного финансирования из федерального бюджета и от бизнес-структур. Однако ключевыми задачами проекта «Пермь-300» как инфраструктурной программы, которая

была разработана в рамках празднования 300-летия Перми, стали информационное продви-жение, повышение статуса региона, укрепление его имиджа, увеличение его привлекатель-ности. Эти задачи были акцентированы заместителем председателя оргкомитета «Пермь-300» Н. Галкиной: «Мы пришли, чтобы рассказать о Перми на федеральном уровне, чтобы о

городе узнали по всей России, чтобы в Пермский край приезжали туристы из дальних регионов, потому что этот город уникальный, многослойный, не изученный туристами. Поэтому

наша первая задача – услышать этот город; даже не город, а весь регион» [18].

В конструировании региональной идентичности социально значимы учреждаемые на

региональном уровне особые почетные звания и награды. Так, после революции присвоение

звания «Почетный гражданин города Перми» было возобновлено лишь в 1965 г. Событием, 1 О праздновании 300-летия основания г. Перми : указ Президента РФ от 10 июля 2018 г. № 411 // Президент России : офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43301 (дата обращения: 11.11.2024).

Р. И. ЩУКИНА

75

свидетельствующим о выражении глубокой благодарности и уважения населения и руковод-ства края отдельным жителям г. Перми и трудовым коллективам, стало учреждение юбилейных наград в соответствии с указом Президента РФ от 10 июля 2018 г. № 411 «О праздновании

300-летия основания г. Перми», а именно медали «Во славу и развитие Перми» и памятного

знака «Трудовому коллективу за вклад в развитие Перми»1.

Юбилей краевой столицы стал мощным импульсом осознания жителями причастности к истории и культуре, достижениям Пермского края как неотъемлемой части России.

Эта идея выступила ценностной доминантной при организации и проведении юбилейных

событий как инструментов обновления содержания региональной идентичности. С одной

стороны, торжества стоит интерпретировать как инструмент развития и укрепления региональной идентичности на внешнем уровне с учетом демонстрации ярких примеров успеш-ных социальных инициатив в масштабах страны. С другой стороны, юбилейные события

необходимо использовать в управленческой практике как механизм формирования идентичности во внутреннем пространстве региона с целью единения жителей, возникновения у

них чувства гордости за свою малую родину на основе эмоционально-психологического

фона – общей торжественно-одухотворяющей атмосферы сопричастности жителей к сво-ему региону.

Проведенное исследование показало, что полифункциональность трактовок и понятий-ных границ региональной идентичности свидетельствует не только о сложности и многоли-кости данного феномена, но и о возможностях и необходимости адекватного и грамотного

использования содержательного потенциала региональной идентичности как управленческо-го ресурса в укреплении статуса, имиджа, продвижения регионов в общероссийском пространстве и за пределами России. При этом в управленческой практике активно используют-ся новые технологии. Специфика региональной идентичности воплощается, например, при

брендировании рекламных источников для пропаганды региона в туристической и других

сферах, в организации процессов социального взаимодействия людей, в продвижении това-ров и услуг (например, в привлечении в вузы г. Перми иностранных студентов), при созда-нии баз данных о достижениях региона по разным направлениям жизнеобеспечения и т. д.

Каждый регион, конструируя свою идентичность на основе уникальных образов-симво-лов, позиционируя конкурентные преимущества, обеспечивает свою узнаваемость в общероссийском масштабе. Самый зеленый город нашей страны, город трудовой доблести, науч-ный, культурный, исторический центр, промышленный гигант, город, где живут люди с

сильными характерами, внесшие неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной вой-не, и многое-многое другое – это все о Перми, городе в Российской Федерации, отметившем

свое 300-летие.

Список источников

1. Лысак И. В. Идентичность: сущность термина и история его формирования // Вестник Том-ского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. С. 130–

138. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/identichnost-suschnost-termina-i-istoriya-ego-formirovaniya (да-та обращения: 14.10.2024).

2. Oжeгoв С. И., Швeдoвa H. Ю. Toлкoвый cлoвapь pyccкoгo языкa. M., 2010 // ТекстоЛо-гия.ру : сайт. URL: https://ozhegov.textologia.ru/definit/identichnost/?q=742&n=207003 (дата обращения: 15.11.2024).

3. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / пер. с нем. Я. Коган. М., 2016. 96 с.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 344 с.

1 Об учреждении наград к 300-летию города Перми : указ губернатора Пермского края от 11 февр. 2022 г. № 16 (ред. от 29 янв. 2024 г.) //

Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/5900202202110001 (дата обращения: 12.02.2024).

76

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

5. Малинова О. Ю. Идентичность как категория практики и научного анализа: о различии под-ходов // Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире : материалы Междунар. науч.-практ. симп. (8–9 июля 2004 г.) / под ред. О. Ю. Малиновой и А. Ю. Сунгурова. СПб. : Норма, 2005. С. 9–20.

6. Авксентьев В. А., Аксюмов Б. В. Российская цивилизация: обретение идентичности // Обо-зреватель. 2014. № 10. С. 16–27.

7. Дробижева Л. М. Гражданская идентичность в Москве и регионах // Вестник Российского

университета дружбы народов. Серия: Социология. 2008. № 3. С. 100–106.

8. Ноженко М. В., Яргомская Н. Б. В поисках нового регионального сообщества: возможная

перспектива рассмотрения федеральных округов // Политическая наука. 2005. № 3. С. 119–141.

9. Крылов М. П. Региональная идентичность в Европейской России. М. : Новый хронограф, 2010. 240 с.

10. Назукина М. В., Старцева А. С. Мегапроекты как инструмент политики идентичности в регионах России (на примере универсиад в Казани и Красноярске) // Ars Administrandi (Искусство

управления). 2023. Т. 15, № 1. С. 84–102. https://doi.org/10.17072/2218-9173-2023-1-84-102.

11. Пермяк – соленые уши // Туристер : сайт. URL: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/

city/perm/placeofinterest/28008 (дата обращения: 12.11.2024).

12. Пермские школьники собрали 300 историй о детях Прикамья к 300-летию города // Муни-ципальное образование город Пермь : офиц. сайт. URL: https://www.gorodperm.ru/about/Perm300/

new300/2023/05/60620-id/ (дата обращения: 12.11.2024).

13. Послание Президента Федеральному собранию (29.02.2024) // Президент России : офиц.

сайт. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/73585 (дата обращения: 29.10.2024).

14. Тверетинов Е. У Пермского края появился гимн // vetta.tv : сетевое изд. URL: https://vetta.tv/news/perm-krai/u-permskogo-kraya-poyavilsya-gimn/ (дата обращения: 12.11.2024).

15. Ефремова В. Н. Новые государственные праздники России и их осмысление в официаль-ном политическом дискурсе // Вестник Пермского государственного университета. Политология.

2011. № 3. С. 53–65.

16. Краевые власти создали региональный оргкомитет по подготовке к 300-летию Перми //

Коммерсантъ : сетевое изд. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4889455 (дата обращения: 11.11.2024).

17. Баталина Ю. 300 лет за два года // Электронное периодическое издание «Новый Компаньон». 2021. 14 сент. URL: https://www.newsko.ru/articles/nk-6716872.html (дата обращения: 12.11.2024).

18. Баталина Ю. «Мы пришли, чтобы рассказать о Перми на федеральном уровне» // Электронное периодическое издание «Новый Компаньон». 2022. 26 июля. URL: https://www.newsko.ru/

articles/nk-7329917.html (дата обращения: 12.11.2024).

References

1. Lysak I. V. Identichnost’: sushchnost’ termina i istoriya ego formirovaniya [Identity: The essence of the term and the history of its formation]. // Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science, 2017, no. 38, pp. 130-138. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/

identichnost-suschnost-termina-i-istoriya-ego-formirovaniya (accessed 14.10.2024).

2. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar’ russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow, 2010. (In Russ.). Available at: https://ozhegov.textologia.ru/definit/identichnost/

?q=742&n=207003 (accessed 15.11.2024).

3. Freud S. Psikhologiya mass i analiz chelovecheskogo “Ya” [Massenpsychologie und Ich-Analyse].

(In Russ.). Moscow, 2016, 96 p.

4. Erikson E. Identichnost’: yunost’ i krizis [Identity. Youth and crisis]. (In Russ.). Moscow, 1996, 344 p.

5. Malinova O. Yu. Identichnost’ kak kategoriya praktiki i nauchnogo analiza: o razlichii podkhodov

[Identity as a category of practice and scientific analysis: on the difference of approaches]. Prava cheloveka i problemy identichnosti v Rossii i v sovremennom mire. Materialy Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo simpoziuma. Eds. O. Yu. Malinova, A. Yu. Sungurov. Saint Petersburg, Norma, 2005, pp. 9-20. (In Russ.).

6. Avxentyev V. A., Aksyumov B. V. Rossiyskaya tsivilizatsiya: obretenie identichnosti [Russian civi-lization: The attainment of identity]. Observer, 2014, no. 10, pp. 16-27. (In Russ.).

Р. И. ЩУКИНА

77

7. Drobizheva L. M. Grazhdanskaya identichnost’ v Moskve i regionakh [Civic identity in Moscow and regions]. RUDN Journal of Sociology, 2008, no. 3, pp. 100-106. (In Russ.).

8. Nozhenko M. V., Yargomskaya N. B. V poiskakh novogo regional’nogo soobshchestva: voz-mozhnaya perspektiva rassmotreniya federal’nykh okrugov [In search of a new regional community: a possi-ble perspective for considering federal districts]. Political Science (RU), 2005, no. 3, pp. 119-141. (In Russ.).

9. Krylov M. P. Regional’naya identichnost’ v Evropeyskoy Rossii [Regional identity in the European Russia]. Moscow, Novyy khronograf, 2010, 240 p. (In Russ.).

10. Nazukina M. V., Starseva A. S. Megaproekty kak instrument politiki identichnosti v regionakh Rossii (na primere universiad v Kazani i Krasnoyarske) [Megaprojects as an instrument of identity policy in Russian regions (the case of Universiade in Kazan and Krasnoyarsk)]. Ars Administrandi, 2023, vol. 15, no. 1, pp. 84-102. (In Russ.). https://doi.org/10.17072/2218-9173-2023-1-84–102.

11. Permyak – solenye ushi [Permyak salty ears]. (In Russ.). Available at: https://www.tourister.ru/

world/europe/russia/city/perm/placeofinterest/28008 (accessed 12.11.2024).

12. Permskie shkol’niki sobrali 300 istoriy o detyakh Prikam’ya k 300-letiyu goroda [Perm school-children have collected 300 stories about the children of the Kama region for the 300th anniversary of the city]. (In Russ.). Available at: https://www.gorodperm.ru/about/Perm300/new300/2023/05/60620-id/ (accessed 12.11.2024).

13. Poslanie Prezidenta Federal’nomu sobraniyu (29.02.2024) [Presidential Address to the Federal As-sembly (February 29, 2024)]. (In Russ.). Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/73585 (accessed 29.10.2024).

14. Tveretinov E. U Permskogo kraya poyavilsya gimn [The Perm region has an anthem]. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Available at: https://vetta.tv/news/perm-krai/u-permskogo-kraya-poyavilsya-gimn/ (accessed 12.11.2024).

15. Efremova V. N. Novye gosudarstvennye prazdniki Rossii i ikh osmyslenie v ofitsial’nom poli-ticheskom diskurse [New Russian public holidays and their interpretation in the official political discourse].

Bulletin of Perm University. Political Science, 2011, no. 3, pp. 53-65. (In Russ.).

16. Kraevye vlasti sozdali regional’nyy orgkomitet po podgotovke k 300-letiyu Permi [The regional authorities have created a regional organizing committee to prepare for the 300th anniversary of Perm].

(In Russ.). Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4889455 (accessed 11.11.2024).

17. Batalina Yu. 300 let za dva goda [300 years in two years]. Novyy Kompan’on, 2021, September 14. (In Russ.). Available at: https://www.newsko.ru/articles/nk-6716872.html (accessed 12.11.2024).

18. Batalina Yu. “My prishli, chtoby rasskazat’ o Permi na federal’nom urovne” [“We came to talk about Perm at the federal level”]. Novyy Kompan’on, 2022, July 26. (In Russ.). Available at: https://www.newsko.ru/articles/nk-7329917.html (accessed 12.11.2024).

Информация об авторе

Р. И. Щукина – кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы

и конфликтологии Пермского государственного национального исследовательского

университета; доцент кафедры прикладной информатики, естественно-научных

и социально-гуманитарных дисциплин Западно-Уральского института экономики и права.

Information about the author

R. I. Shchukina – Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of Social Work and Conflictology, Perm State National Research University; Associate Professor at the Department of Applied Informatics, Natural Sciences and Socio-Humanitarian Disciplines, West Ural Institute of Economics and Law.

Статья поступила в редакцию 18.11.2024; одобрена после рецензирования 03.12.2024; принята к публикации 04.12.2024.

The article was submitted 18.11.2024; approved after reviewing 03.12.2024; accepted for publication 04.12.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.