Научная статья на тему 'ПОИСК СМЫСЛОВ И СМЫСЛ ПОИСКОВ: ПЕРМСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ-2 В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ'

ПОИСК СМЫСЛОВ И СМЫСЛ ПОИСКОВ: ПЕРМСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ-2 В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГОРОДСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / REGIONAL IDENTITY / TERRITORIAL IDENTITY / URBAN MENTALITY / POLITICAL ELITES / TERRITORIAL BRANDING / CULTURAL POLICY / SOCIO-CULTURAL DESIGN / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шляхова Светлана Сергеевна, Прудников Андрей Юрьевич, Лекторова Юлия Юрьевна

В работе исследуется общественное мнение местных сообществ относительно значимых социокультурных инициатив региональных властей, направленных на конструирование региональной и городской идентичностей. Расширенное исследование по данной проблематике было опубликовано в рамках коллективной монографии С.С. Шляховой, Ю.Ю. Лекторовой и А.Ю. Прудникова «PR пермского периода: региональные коммуникации и территориальная идентичность в исторической ретроспективе» [Шляхова, Лекторова, Прудников, 2018]. Представленная статья представляет собой попытку проследить эволюцию социокультурного проектирования в Пермском регионе, оценить роль региональных политических элит и местных сообществ в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERM CULTURAL REVOLUTION-2 IN THE MIRROR OF PUBLIC OPINION

The article studies the public opinion of local communities regarding significant socio-cultural initiatives of regional authorities aimed at constructing regional and urban identities. An extended study on this issue was published in the monograph of S.S. Shliakhova, Iu.Iu. Lectorova and A.Iu. Prudnikov "PR of the Permian period: regional communications and territorial identity in a historical retrospective". ^у present article is an attempt to trace the evolution of sociocultural design in the Perm region, to assess the role of regional political elites and local communities in this process.

Текст научной работы на тему «ПОИСК СМЫСЛОВ И СМЫСЛ ПОИСКОВ: ПЕРМСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ-2 В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ»

УДК 659.4 659.1

ББК С842

ГРНТИ 11.15.89

ВАК 23.00.03

С.С. Шляхова, А.Ю. Прудников, Ю.Ю. Лекторова Пермь, Россия

Поиск смыслов и смысл поисков: пермская культурная революция-2 в зеркале общественного мнения

В работе исследуется общественное мнение местных сообществ относительно значимых социокультурных инициатив региональных властей, направленных на конструирование региональной и городской идентичностей. Расширенное исследование по данной проблематике было опубликовано в рамках коллективной монографии С.С. Шляховой, Ю.Ю. Лекторовой и А.Ю. Прудникова «PR пермского периода: региональные коммуникации и территориальная идентичность в исторической ретроспективе» [Шляхова, Лекторова, Прудников, 2018]. Представленная статья представляет собой попытку проследить эволюцию социокультурного проектирования в Пермском регионе, оценить роль региональных политических элит и местных сообществ в данном процессе.

Ключевые слова: региональная идентичность, территориальная идентичность, городская ментальность, политические элиты, территориальный брендинг, культурная политика, социокультурное проектирование, общественное мнение.

S.S. Shliahova, A. Iu. Prudnikov, Iu. Iu. Lektorova, Perm, Russia

The search for the meaning and meaning of the search: Perm Cultural Revolution-2 in the mirror of public opinion

The article studies the public opinion of local communities regarding significant socio-cultural initiatives of regional authorities aimed at constructing regional and urban identities. An extended study on this issue was published in the monograph of S.S. Shliakhova, Iu.Iu. Lectorova and A.Iu. Prudnikov "PR of the Permian period: regional communications and territorial identity in a historical retrospective". Thy present article is an attempt to trace the evolution of socio-cultural design in the Perm region, to assess the role of regional political elites and local communities in this process.

Keywords: regional identity, territorial identity, urban mentality, political elites, territorial branding, cultural policy, socio-cultural design, public opinion.

Постановка проблемы

Количество прошедших в Перми конференций, комиссий, круглых столов, дискуссий, заседаний, форумов и пр. просто зашкаливает; все их невозможно даже перечислить, а уж тем более проанализировать. «Трудно найти в России другой город-миллионник, столь озабоченный комплексом собственной уникальности» [Янковская, 2012: 153].

Интеллектуальные «войны» в поисках идентичности с 90-х - 2000-х гг. велись между «варягами» и «туземцами», «пермскими почвенниками» и «московскими западниками», «патриотами» и «прогрессорами», «пермистами» и «космополитами», «интеллектуалами» и «широкой общественностью» и пр. Символом этих дискуссий вполне может стать двуликий Янус - бог с двумя лицами, одно лицо которого, молодое и свежее, обращено в будущее, другое - старое и бородатое, - в прошлое: «триста лет промышленной истории края не выбить вон пинком актуального искусства» [Иванов, 2009].

Сформулировать и подвести итоги дискуссий сегодня также довольно трудно, поскольку согласие не достигнуто («к концу дискуссии первоначальное желание нащупать и зафиксировать истину сменилось отчётливым ощущением пресыщенности и завершённости» [Андропова,

2016]), а в общественном дискурсе по-прежнему актуализированы разные идентификаторы Перми.

Конструкторами политического дискурса и агентами влияния на общественное мнение являются интеллектуальные и политические элиты, которые осуществляют отбор региональной символики и героев, устанавливают и разрушают памятники, вводят в региональную символику исторические сюжеты и реликвии, финансируют проведение тех или иных памятных дат в регионе и т.п. Политический дискурс целенаправленно формирует образ региона, который, в конечном счете, является его имиджем.

История вопроса

Первая Пермская культурная революция - впечатляющий PR-проект, который был инициирован не местной, а центральной властью. Вторая пермская культурная революция (Пермский культурный проект, 2010) -грандиозный PR-проект региональной власти - угасла на наших глазах. Спираль истории обернулась вторым хождением пермяков по кругу культуртрегерских проектов властей.

Перед пропагандистами большевистских идей в Прикамье стояла непростая задача, поскольку пермяки были довольно равнодушны к революционным изменениям в стране. В 1917 г. в Перми началась прокладка канализации, и эти вопросы волновали пермяков гораздо больше, чем происходящие в столице волнения. Революцию в Перми просто «приняли к сведению».

Революция приостановила начатые в 1917 г. работы по прокладке городской канализации, что было для пермяков гораздо важнее судьбы царской семьи и столичных «разборок». Докладывая обстановку в губернии в сентябре 1917 г., Турчевич жалуется на «пустую кассу» городского бюджета и отмечает «полный индифферентизм населения», всего 5% которого ассоциировало себя с какими-либо политическими силами [Глушков, 2017].

«Полный индифферентизм населения» требовал особых усилий в работе по связям с общественностью. В итоге житель революционной и

постреволюционной Перми, выйдя на улицу, попадал буквально в лабиринт агитационных и пропагандистских материалов.

1918 г. На привокзальной площади, пройдя сквозь арку с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» (рис. 1), пермяк сразу же натыкался на новые идеологические конструкты. Вокзал (Пермь II): Мир - хижинам, война - дворцам. Да здравствует совет народных комиссаров (рис. 2).

Рис. 1. Оформление Рис. 2. Вокзал Пермь 2. Праздничное

привокзальной площади. убранство в честь первой годовщины

Триумфальная арка в честь Октября. 1918.

первой годовщины Октября.

1918.

Кажется, что говорить о региональной идентичности в этот период не представляется возможным, поскольку целью стратегических политических коммуникаций было формирование универсальной политической идентичности - лояльности новой власти. Однако именно в это время собирались коллекции и актуализировались те артефакты и явления, которые сегодня стали самыми узнаваемыми бренд-идентификаторами Перми.

Идеологом Первой пермской культурной революции был Петр Иванович Субботин-Пермяк (1886-1923), уроженец Кудымкара. Родился в

семье установщика мельниц (бывшего крепостного графа Строганова) Ивана Васильевича Субботина, был девятым ребенком в семье. Дружил с братьями Бурлюками, Велимиром Хлебниковым, Марком Шагалом, Казимиром Малевичем, Василием Каменским.

У Субботина-Пермяка был опыт визуальной пропаганды: в феврале 1919 года, в первую годовщину Красной Армии, Субботин принимает активное участие в праздничном оформлении Москвы (рис. 3). Через два года Субботин-Пермяк пишет свой трактат о новом искусстве (рис. 4).

Рис. 3. Эскизы Субботина-Пермяка к празднованию Рис. 4. Трактат П.

годовщины РККА. 1919 Субботина-

Пермяка. 1921

Субботин-Пермяк, выпускник Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища 1914 г., прибыл в Пермь с мандатом уполномоченного Коллегии изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения (ИЗО Наркомпроса) с целью кардинальной перестройки художественного образования на местах. В 1919— 1920 гг. он организовал Высшие художественно-промышленные мастерские в Перми, Кудымкаре и Кунгуре - «базу художественного воспитания местного края».

Дети рабочих, комиссаров и заслуженных революционеров явились культуртрегерами Первой пермской культурной революции. Дел у «будхудов» (будущих художников) и «инопутистов» (слова придуманы П.Суботиным-Пермяком) было много: митинги, художественные выставки, оформление

революционных праздников, создание образовательных учреждений, просвещение народа, театрализованные постановки и пр.- все, что сегодня называется «социумно-ориентированный ивент», «актуальное искусство», «стрит-арт», «перформанс», «субъективный акционизм» (нужное подчеркнуть).

В 20-е гг. ХХ в. выставки «будхудов» и «инопутистов» проводились в Перми каждую весну и лето на ул. Карла Маркса (ныне Сибирская) прямо на тротуаре. Пермские уновисты разрабатывали и устанавливали революционные памятники (рис. 5-6).

Рис. 5. Открытие памятника «За Рис. 6. Революционный памятник на

власть Советов!» в честь 3-й площади Окулова (сквер Уральских годовщины революции у городского добровольцев). театра. 7 ноября 1920.

Политические лозунги, шествия, перформансы - реализация стратегических целей государства, которая формировалась силами наиболее талантливых пермяков, проводивших Первую культурную революцию. Субботинская традиция долго сохранялась и в величественном оформлении коммунистических праздников и мероприятий в Перми.

Пермский PR того времени успешно решал задачи, поставленные государством. Поиски региональной идентичности, за которую так ратовал Субботин-Пермяк, создавая музей в Кудымкаре и гончарные мастерские в Кунгуре, собирая коми-пермяцкие орнаменты в альбомы и пр., продолжались лишь в локальных точках региона.

Вторая пермская культурная революция (Пермский культурный проект) -грандиозный PR-проект региональных властей, направленный на позиционирование региона в сознании внешней и внутренней аудиторий. Коммуникационный резонанс проекта выходил далеко за пределы России. Для регионального PR-продвижения и геобрендирования бюджеты проекта были астрономическими.

Необходимо подчеркнуть, что в современной истории Пермь была пионером в территориальном брендинге. Во времена второй Пермской культурной революции Пермь была первой в разработке не только айдентики, но и тотальных коммуникаций в брендировании территории: концепция развития территории (Пермь - культурная столица Европы), дизайн городской среды (остановки городского транспорта, городская навигация, дизайн зданий, проектов и праздников, установка арт-объектов), собственный шрифт Permian (первый и единственный город в России), логотип города (литера П авторства студии Артемия Лебедева), программа регулярных мероприятий и фестивалей, открытие новых музеев и театров и пр.

Специалисты по брендингу территории не просто высоко оценивали опыт Перми, но и квалифицировали его как лучший территориальный бренд того времени [Родькин, 2011], [Игнатьева, Лысенко, 2013: 70], [Шафранская, Мальцев, 2011: 60], [Эминалиев, 2016]. Вслед за Пермью вопросами территориального брендинга стали заниматься и другие территории.

Пермский культурный проект губернатора О. Чиркунова многократно освещался в СМИ и научной литературе. Наше внимание будет сосредоточено на оценке имиджа культурного проекта жителями Перми и его медийном имидже.

В целом пермский культурный проект преследовал благие для региона цели: «изменение качества жизни; снижение оттока населения и повышение индекса развития человеческого капитала; создание новых рабочих мест в секторе культуры и творчества, развитие малого бизнеса, сферы услуг и туризма». Для достижения этих целей организуются институции-флагманы

(Музей современного искусства PERMM, Центр развития дизайна и др.) и проекты-флагманы, которые «должны инициировать общественные энергии, вовлекать широкие слои населения в производство и распространение культурных продуктов, а значит, новых стандартов жизни» [Гладких Н.В., Зеленцова Е.В., Мельвиль Е.Х., Попов А.В., Сачкова Е.А., Филимонова К.Л., 2010].

Проекты-флагманы: проект «Культурная столица» - выдвижение Перми как культурной столицы Европы, грантовый проект «Пермский край -территория культуры», проект «59 фестивалей 59 региона», серия международных фестивалей: «Дягилевские сезоны: Пермь - Петербург -Париж»; фестиваль документального кино «Флаэртиана»; фестиваль-форум «Пространство режиссуры»; этнофутуристический фестиваль «KAMWA»; фестиваль-форум «Пилорама»; фестиваль театра для детей «Большая перемена», джазовый фестиваль «Джаз-лихорадка», открытый конкурс артистов балета России «Арабеск»; певческий фестиваль «Хохловка», фестиваль современной драматургии «Текстура», поэтический фестиваль «Слово/Nova», фестиваль современного искусства «Живая Пермь», большой музыкальный фестиваль «Движение»; фестиваль «Белые ночи в Перми» и др.

Начало Второй пермской культурной революции связывают с открытием выставки актуального искусства «Русское бедное» в 2008 г., которую курировал известный в стране галерист М. Гельман (рис. 7).

duР те® -

СКОЕ ^ ^^ЯИь

Я РУССКОЕ БЕДНОЕ w- ¿■■■■Ш

■V ! ¡Й ПРОЕКТ СЕРГЕЯ ГОРДЕЕВА ~ VI jf*; L

> ■ ? WMV ПЕРМЬ,УП.ОРДЖОНИКИДЗЕ2 ч ~

■ ■ ЯЩ V РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ ^нМ

■ 20 СЕНТЯБРЯ 2008 'Ч I

КУРАТОР МАРАТ ГЕЛЬМАН "

Рис. 7. Выставка «Русское бедное». Пермь, 2008

Реакции горожан: подлинное искусство, уводящее от наносной красоты к настоящему чуду; культурологический шок за 50 рублей; важная нота русской культуры; негламурные шедевры из железяк, проволоки, картона и прочей "гадости"; экспонаты типа "сортир"; борьба с гламуром; сермяжная правда русского искусства; хлам и пр.

Конец пермского культурного проекта означен выставкой В.Слонова «Welcome! Sochi-2014» (рис. 8) на фестивале «Белые ночи-2013».

WELCCIMIE ! I I WELCH)М1Г !

|

SOCHI 2П1Ч SOCHI 2014 SOOHI 2UIH

WELCOME ? | WE LCOME ! | I WELCOME f | I WELCOME !

i _

SOCHI 21)14 I SOCHI 2014 I SOCHI 2ШЧ

Рис. 8. Экспонаты выставки « Welcome! Sochi-2014». Пермь, 2013.

Реакции горожан: демотиваторы; традиционный русский лубок; обычное ярмарочное развлечение; русофобские демонстрации; проплачено Госдепом США; черный юмор; сермяжная правда; псевдорыночный реализм; перевод с воровско-бандито-государственного на изобразительный; русофобская лажа; либерастический трэш и пр.

Широкая трансляция данных установок формировала отношение многих пермяков к Пермскому культурному проекту.

Методика исследования

Исследование проводилось при помощи контент-анализа средств массовой информации и социальных сетей, социологического опроса с использованием метода анкетирования. Нами анализировались публикации журналистов и блогеров, отражавшие их оценки относительно культурных проектов, инициированных властями региона в ходе Второй культурной революции. Был проведен и уличный экспресс-опрос молодых людей с целью выявления коммуникативного резонанса Пермского культурного проекта: 65 респондентов разного пола, средний возраст 22 года.

Полученные в ходе анализа результаты исследования

В оценке культурных событий, происходящих в Перми, горожане заняли крайние позиции: одни предлагают «расстрелять», другие - пытаются понимать. Однако большинство - равнодушно к происходящему. Многие пермяки склонялись к тому, что Пермский проект - это Пермская культурная махинация [Воронов, 2013], иллюзии, мифы и сказочные «распилы».

Соседние регионы завидуют: «Пермь, безусловно, самый цивилизованный и демократичный регион Урала, и не только. Невозможно себе представить Великие, Свободные и Прекрасные "Белые ночи в Е-бурге. Все зачищено, как в гробу - какой уж тут Гельман» [Распопов, 2013].

Программа «окультуривания» Перми проходила под слоганом «Пермь -культурная столица Европы», что породило нескончаемый поток сарказма со стороны других (естественным образом «окультуренных») городов. Неменьший скепсис этот слоган вызвал и со стороны самих пермяков. В интернете большую популярность снискал рэп-клип «Дак это Пермь» пермской команды КВН «Политех»:

Пермь - это культурная столица края.

Пермь - культурная столица Урала.

Пермь - культурная столица России.

Пермь - культурная столица мира.

Пермь - все знают без сомненья,

Пермь - культурная столица вселенной.

Этот клип блогеры немедленно окрестили «Прощание Славянки для господина Гельмана».

Другой народный вариант официального слогана - «Пермь - столица гоп-культуры». Звание столицы гоп-культуры в социальных сетях тогда оспаривали Пермь, Екатеринбург и Нижний Тагил. Однако благодаря Светке с Жанкой из команды КВН «Парма», рэперу Сяве (жанр гоп-хип-хопа) и ситкому «Реальные пацаны» (Премия Пермского края в сфере культуры и искусства за 2010 г.) именно Пермь тогда обрела славу «быдлятского» города, в котором все говорят на «неповторимом диалекте российской глубинки» в стилистике «ну так-то, да».

Идеологами и «виновниками» «Пермского проекта» считаются М. Гельман и Б. Мильграм, несмотря на то что концепция культурной политики -детище большого коллектива, в том числе и пермской интеллектуальной элиты.

Как в негативных, так и позитивных реакциях присутствует ирония и самоирония. Негативные реакции сопровождают все знаки, коды, языки пермского культурного пространства.

Новые культуртрегеры словно специально провоцируют пермяков. Музей современного искусства официально именуется РЕЯММ. Однако каждому пермяку известно чувство раздражения, когда город называют твердо - Перм.

Протестное поведение пермяков выражается в митингах против культурной политики властей. Организаторы митинга (30.06.2011) - пермские отделения Союза художников, Союза писателей России и краевой профсоюз работников культуры. Основные слоганы: «С нами пермские боги!» и «Пермь -не свалка для псевдокультуры!». Журнал «Соль» (официальный «рупор» Пермского культурного проекта) немедленно отреагировал материалом «Абортники культуры».

«Самодельные» плакаты на митинге: «Мы - не П! Мы - Пермь!», «Кто нами правит? Красные человечки?», «Мы против, чтобы пермская культура была падчерицей в собственном доме», «Артистам пермской оперы стоя

аплодировал Carnegie Hall», «От вашей «культуры» слоны дохнут» (в это время в зоопарке умер любимец пермяков 46-летний слон Джонни) [Шляхова, 2013].

«Обывательские» реакции пермяков окрашены не «пафосом» официоза, а иронией. Другую картину показывают социологические опросы.

В 2010 г., по данным властей, отношение к новым явлениям культурной жизни Пермского края: «безусловно одобряю» - 37,8% (в январе 28,3); «скорее нравится, чем не нравится» - 33,2 (в январе 16,6); «мне все равно» - 20,1 (в январе 11,9); «не принимаю» - 2,0 (в январе 2,4); «затрудняюсь ответить» - 6,9 (в январе 40,8). Опрос проводился c 30 июня по 15 июля 2010 г. Объем выборки - 6 тыс. человек. Опрос проведен Прикамским исследовательским центром «Технологии социального согласия».

В 2013 г. нами был проведен уличный экспресс-опрос молодых людей с целью выявления коммуникативного резонанса Пермского культурного проекта: 65 респондентов разного пола, средний возраст 22 года.

Респондентам показывались изображения арт-объектов («Пермские ворота» Н. Полисского, «Яблоко» Ж. Кадыровой, «Red People» арт-группы «Pprofessors», «Айконмен» арт-дуэта «Электробутик») (рис. 9.) и задавались вопросы о мероприятиях Пермской культурной революции: Обращали ли вы хоть раз свое внимание на данные культурные объекты в Перми?; Как вы относитесь к объектам, представленным выше? (для тех, кто видел хоть раз); Посещали ли вы следующие фестивали хоть раз за время их поведения?; Как вы относитесь к закрытию Пермского культурного проекта?

Пермские ворота Яблоко Red People Айконмен

Рис. 9. Стимулъный материал экспресс-опроса

Данные опроса представлены в диаграммах (рис. 10).

Как вы относитесь к объектам, представленным выше (ответ для тех, кто их видел хоть раз)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1мне так нравится, хоть что-то яркое в городе (55.6%)

1мне веб равно (33.3%) I это поюр города (2.2%) 1мне нравится только вот этот

(8.9%)

Посещали ли Вы следующие фестивали хоть раз за их проведение?

В белые ночи (50.6%) ■ текстура (9.6%) В живая Пермь (19.3%) В театр-сцена -Молот» (18.1%) В не посещал (а) ни одно событие, место (2.4%)

Как вы относитесь к закрытию Пермского культурного проекта?

В Как? Больше не будет классных странных фигурок? (53.3%)

■ Да Слава Богу (8.9%) В Был и был. не стало • ну и ладно (37.8%)

Рис. 66. Оценка пермяков Пермской культурной революции, 2013.

Выводы

Несмотря на жесткую критику и не всегда оправданные бюджетные вливания в Пермский культурный проект, соцопросы показывают, что имидж проекта во внутренней аудитории скорее положительный, чем отрицательный. Однако если учесть, сколько средств было вложено в продвижение Пермского культурного проекта, то РЯ-коммуникации с внутренними аудиториями не представляются эффективными. Анализ оценки проекта пермяками показывает, что власти не удалось понятно сформулировать преимущества культурного проекта для большей части населения.

В рассматриваемой ситуации возникает много шумов и факторов, осложняющих интеракцию на всех стадиях коммуникационного процесса. Дисбаланс интенций власти, инициирующей культурную политику, и реакции горожан на нее обусловлен многими причинами. Отметим лишь некоторые.

• Русская ментальность

В целом восприятие культурной политики властей горожанами существует в традиционных для русской культуры бинарных оппозициях: центр-периферия, сакральное-профанное, свое-чужое, новое-старое и пр., а «коммуникативная оппозитивность является частью общей оппозитивности русской культуры» [Дементьев, 2006: 435]. Так, источник коммуникации (краевые власти и культуртрегеры Пермского проекта) воспринимаются как центр (администрация, Москва), чужое (непермское), новое, что вступает в противоречие с региональной идентичностью.

Знаки и коды включены в оппозицию сакральное (пермские боги) -профанное (красные человечки), свое-чужое и новое-старое («вторичность» арт-объектов и уникальность пермских артефактов). «Основной оппозицией русской культуры можно назвать оппозицию «новый-старый». Новое считалось не логическим продолжением развития культуры, а отказом от всего предшествующего накопленного опыта, сломом всех традиций» [Бабаева, 2002], что также нарушает региональную целостность.

• Провинциальная ментальность

«Провинциал склонен дуалистическому, предельно простому видению мира (черное-белое, свои-чужие), он легко идет на конфронтацию и столь же легко снимает с себя ответственность за происходящее. <....> Наконец, провинция, взятая как культурный тип, боится перемен. Традиция в данном случае понимается как сакральная неизменность» [Раков, 2000: 28].

• Новая городская ментальность

Различие оценок проекта можно связать со значительным культурным расслоением социума, обусловленного уровнем и характером образования, профессиями, образом жизни.

В структуре современного города исследователи выделяют не менее трех условных социальных слоев: «современные» («продвинутые») горожане (бывшие «интеллигенты»), «новые городские варвары» (недостаточно образованные слои населения) и «новые горожане» («люди третьей волны», «креативный класс», «социальные новаторы»).

• Каналы и коды коммуникации Способы кодирования (актуальное искусство, перформансы и пр.), само содержание сообщения (сложность и противоречивость месседжа) и способность декодирования оказываются недоступными для понимания основной части горожан.

Все эти причины пока не позволяют найти единую стратегию позиционирования проектов для внутренней аудитории края, что порождает большое количество негативных оценок в СМИ, и, соответственно, формирует отношение жителей Прикамья к конструируемым властями проектам. Перспективы дальнейшей исследовательской работы по теме Данное исследование ставит вопрос о необходимости учета особенностей территориальной идентичности и городской ментальности в рамках социокультурного проектирования, инициируемого и финансируемого региональной властью. Первая и Вторая пермские культурные революции делали ставку на культуру с целью «создать Нового человека посредством Нового искусства», «окрылить народные массы на большие дела», «инициировать общественные энергии, вовлекать широкие слои населения в производство и распространение культурных продуктов, а значит, новых стандартов жизни». Новый грандиозный проект властей Пермского края был презентован в мае 2018 г. Цели проекта более рациональные и менее пафосные - снижение оттока молодежи из краевого центра и создание комфортной городской среды. Средства во многом те же, что и прежде: активизация фестивальной жизни в городе, создание новых культурных институций, нередко на местах прежде занимаемых промышленными объектами, приглашение к проектированию значимых городских объектов иногородних и зарубежных

именитых архитекторов и т.д. Однако и эти новации нередко становятся источниками заметных конфликтов между городскими сообществами и властями различных уровней. Таким образом, сделанные нами выводы о необходимости учета городской ментальности и региональной идентичности в рамках социокультурного проектирования не теряют своей актуальности и сегодня. Именно в этом ключе может быть продолжена исследовательская работа по изучению эффекта социокультурного проектирования и культурной политики региональных властей на современном этапе.

Библиография

Андропова Д. «Это был хороший тренинг, спасибо, идём дальше» // Zvzda.ru. Дата обращения 12.08.2018. URL: http://zvzda.ru/articles/b2317062c30a

Бабаева А.В. Изменение форм поведения в процессе трансформаций русского культурного пространства: автореф. ... дисс. докт. филос. наук. СПб., 2002.

Воронов Д. Пермская культурная махинация // Artprotest.org. Дата обращения 02.07.2019. URL: https://artprotest.org/cgi-bin/news.pl?id=11233

Гладких Н.В., Зеленцова Е.В., Мельвиль Е.Х., Попов А.В., Сачкова Е.А., Филимонова К.Л. Пермский проект. Концепция культурной политики Пермского края // Kulturaperm.ru. Дата обращения 02.07.2019. URL: http://kulturaperm.ru/files/Konsept%20polnyi.pdf Глушков А. Пермский 1917. Революция, которой не было. Столица, которой не стало // Properm.ru. Дата обращения 12.08.2018. URL: https://properm.ru/news/society/141309/part2/ Дементьев В.В. Непрямая коммуникация. М.: Гнозис, 2006.

Иванов А. Надо сказать честно: «Отвяжитесь, Уралом мы не занимаемся» // Newsko.ru. Дата обращения 02.07.2019. URL: https://www.newsko.ru/articles/nk-405584.html Игнатьева О. В., Лысенко О. В. Анализ одного проекта: «пермская культурная революция» глазами социолога // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. № 5. 2013. С. 69-81.

Раков В.М. Провинциальная культура в поисках идентичности (пермский случай) // Искусство Перми в культурном пространстве России. - Пермь, 2000. С.28-29. Распопов П. Вот и все. Культурная революция в Перми завершена. Подводим итоги. 2013 // Uraloved.ru. Дата обращения 12.08.2018. URL: http://uraloved.ru/novosti/kulturnaya-revoluciya-v-permi#

Родькин П. Культурная оттепель России. Пермь — лучший территориальный бренд. Что дальше? // Prdesign.ru. Дата обращения 12.08.2018. URL: http://www.prdesign.ru/text/2011/perm.html

Шафранская И.Н., Мальцев А.А. Оценка эффектов от мероприятий территориального маркетинга: мировой опыт и российская практика // Региональная экономика: теория и практика. 2011. №44. С. 53-62.

Шляхова С.С. «От вашей культуры слоны дохнут»: вербализация пермской культурной революции // Филологические заметки. 2013. Т.2. С.52-62.

Шляхова С.С., Лекторова Ю.Ю., Прудников А.Ю. PR пермского периода: региональные коммуникации и территориальная идентичность в исторической ретроспективе : монография. - Пермь: Перм. нац. исслед. политехн. ун-т, 2018.

Янковская Г.А. Молотовский коктейль для травмированного сообщества // Вестник пермского университета. Серия История. 2012. №2(19). С. 153-159.

Эминалиев И. Бренд-стратег Наталья Рыбальченко: Пермь фактически задала тренд в стране. 14 декабря 2016. URL: http://zvzda.ru/interviews/a09c220e7459 (дата обращения 12.08.2018)

References

Andropova D. «Eto byl khoroshiy trening, spasibo, idom dal'she» // Zvzda.ru. Data obrashcheniya 12.08.2018. URL: http://zvzda.ru/articles/b2317062c30a

Babayeva A. V. (2002) Izmeneniye form povedeniya v protsesse transformatsii russkogo kul'turnogo prostranstva: avtoref. ... Diss. dok. filosofskikh n. - SPb. Dement'yev V.V. (2006) Nepryamaya kommunikatsiya. M.: Gnozis.

Eminaliyev I. Brend-strategiya Natal'ya Rybal'chenko: Perm' fakticheski trebuyet trend v strane. 14 dekabrya 2016 goda. URL: http://zvzda.ru/interviews/a09c220e7459 (data obrashcheniya 12.08.2018)

Gladkikh N.V., Zelentsova Ye.V., Mel'vil' Ye.KH., Popov A.V., Sachkova Ye.A., Filimonova K.L. Permskiy proyekt. Kontseptsiya kul'turnoy politiki Permskogo kraya // Kul'turaperm.ru. Data obrashcheniya 02.07.2019. URL: http://kulturaperm.ru/files/Konsept%20polnyi.pdf Glushkov A. Permskiy 1917. Revolyutsiya, kotoroy ne bylo. Stolitsa, kotoroy ne stalo // Properm.ru. Data obrashcheniya 12.08.2018. URL: https://properm.ru/news/society/141309/part2/ Ignat'yeva O. V., Lysenko O. V. (2013) Analiz odnogo proyekta: «permskaya kul'turnaya revolyutsiya» glazami sotsiologa // Labirint. Zhurnal sotsial'no-gumanitarnykh issledovaniy. № 5. S. 69-81.

Ivanov A. Nado skazat' chestno: «Otvechayem, my ne zanimayemsya» // Newsko.ru. Data obrashcheniya 02.07.2019. URL: https://www.newsko.ru/articles/nk-405584.html Rakov V.M. (2000) Provintsial'naya kul'tura v poiskakh identichnosti (permskiy sluchay) // Iskusstvo Permi v kul'turnomprostranstve Rossii. Perm'. S.28-29.

Raspopov P. Vot i vse. Kul'turnaya revolyutsiya v Permi zavershena. Podvodim itogi. 2013 // Uraloved.ru. Data obrashcheniya 12.08.2018. URL: http://uraloved.ru/novosti/kulturnaya-revoluciya-v-permi#

Rod'kin P. Kul'turnaya ottepel' Rossii. Perm' - luchshiy territorially brend. Chto dal'she? // Prdesign.ru. Data obrashcheniya 12.08.2018. URL: http://www.prdesign.ru/text/2011/perm.html Shafranskaya I.N., Mal'tsev A.A. (2011) Otsenka effektov ot meropriyatiy territorial'nogo marketinga: mirovoy opyt i rossiyskaya praktika // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. №44. S. 53-62.

Shliakhova S.S. (2013) Ot vashey kul'tury slonov dokhnut: verbalizatsiya permskoy kul'turnoy revolyutsii // Filologicheskiye zametki. T.2. S.52-62.

Shliakhova S.S., Lektorova Iu.Iu., Prudnikov A.Iu. (2018) PR permskogo perioda: regional'nyye kommunikatsii i territorial'naya identichnost' v istoricheskoy retrospektive: monografiya. - Perm': Perm. nats. issled. politekhn. un-t.

Voronov D. Permskaya kul'turnaya makhinatsiya // Artprotest.org. Data obrashcheniya 02.07.2019. URL: https://artprotest.org/cgi-bin/news.pl?id=11233

Yankovskaya G.A. (2012) Molotovskiy kokteyl' dlya travmirovannogo soobshchestva // Vestnik permskogo universiteta. Seriya Istoriya. №2 (19). S. 153-159.

Сведения об авторах

Шляхова Светлана Сергеевна - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков и связей с общественностью, Пермский национальный исследовательский политехнический университет.

Прудников Андрей Юрьевич - кандидат политических наук, доцент кафедры иностранных языков и связей с общественностью, Пермский национальный исследовательский политехнический университет.

Лекторова Юлия Юрьевна - кандидат политических наук, доцент кафедры иностранных языков и связей с общественностью, Пермский национальный исследовательский политехнический университет.

Shliahova Svetlana Sergeevna - Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of Foreign languages and Public Relations, Perm National Research Polytechnic University

Prudnikov Andrei Iurievich - Candidate of Political sciences, Associate Professor of the Department of Foreign languages and Public Relations, Perm National Research Polytechnic University

Lektorova Iulia Iurievna - Candidate of Political sciences, Associate Professor of the Department of Foreign languages and Public Relations, Perm National Research Polytechnic University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.