Научная статья на тему 'Региональная финансовая интеграция в современных условиях'

Региональная финансовая интеграция в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая интеграция / региональное сотрудничество / БРИКС / ЕАЭС / внешняя торговля / financial integration / regional cooperation / BRICS / EAEU / foreign trade

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михаил Евгеньевич Косов

Весь ход мирового развития приводит к созданию интеграционных союзов, в которых участвует большинство стран мира, а причинами международных экономических интеграций является ряд исторически сложившихся взаимосвязанных факторов, вытекающих друг из друга. Таким образом, региональная финансовая интеграция представляет собой часть региональной экономической интеграции, направленной на создание единого финансового пространства путем объединения финансовых рынков и введения единой денежной единицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional financial integration in modern conditions

The whole course of world development leads to the creation of integration unions, in which most countries of the world participate, and the reasons for international economic integrations are a number of historically interrelated factors arising from each other. Thus, regional financial integration is a part of regional economic integration aimed at creating a single financial space by combining financial markets and introducing a single monetary unit.

Текст научной работы на тему «Региональная финансовая интеграция в современных условиях»

Научная статья УДК 37

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-268-274 EDN: https://elibrary.ru/yifcxk NIION: 2003-0059-6/23-876 MOSURED: 77/27-003-2023-06-075

Региональная финансовая интеграция в современных условиях

Михаил Евгеньевич Косов1'2'3

1 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, kosovme@mail.ru

2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

3 Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва, Россия

Аннотация. Весь ход мирового развития приводит к созданию интеграционных союзов, в которых участвует большинство стран мира, а причинами международных экономических интеграций является ряд исторически сложившихся взаимосвязанных факторов, вытекающих друг из друга. Таким образом, региональная финансовая интеграция представляет собой часть региональной экономической интеграции, направленной на создание единого финансового пространства путем объединения финансовых рынков и введения единой денежной единицы.

Ключевые слова: финансовая интеграция, региональное сотрудничество, БРИКС, ЕАЭС, внешняя торговля

Для цитирования: Косов М. Е. Региональная финансовая интеграция в современных условиях II Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 6. С. 268-274. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-268-274. EDN: YIFCXK.

Original article

Regional financial integration in modern conditions

Mikhail E. Kosov1'2'3

1 Plekhanov Russian University ofEconomics, Moscow, Russia, kosovme@mail.ru

2 Financial University under the Government ofthe Russian Federation, Moscow, Russia

3 National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia

Abstract. The whole course of world development leads to the creation of integration unions, in which most countries ofthe world participate, and the reasons for international economic integrations are a number of historically interrelated factors arising from each other. Thus, regional financial integration is a part of regional economic integration aimed at creating a single financial space by combining financial markets and introducing a single monetary unit.

Keywords: financial integration, regional cooperation, BRICS, EAEU, foreign trade

For citation: Kosov M. E. Regional financial integration in modern conditions. Bulletin ofthe Moscow University ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(6):268-274. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-268-274. EDN: YIFCXK.

Введение. Региональная финансовая интеграция представляет собой процесс объединения стран, чаще всего, в определенном географическом регионе для создания единого рынка финансовых услуг и товаров. Создание таких интеграций способствует экономическому росту и развитию, расширению торговли и повышению стабильности финансовых систем в нестабильных мировых условиях. В рамках объединений государства формируют различные соглашения и пра-

вила, стимулирующие развитие торговли, инвестиций и сотрудничеств.

Интеграционные процессы и региональное сотрудничество являются одними из способов достижения экономического роста, поскольку эффективное распределение ресурсов, расширение производственных сетей и сокращение неравенства доходов положительно влияет на экономику государств, входящих в региональные интеграционные объединения. Однако

© Косов М. Е., 2023

политика выстраивания экономического сотрудничества и конвергенция разных сфер представляют собой сложный процесс и зависят от намерений самих стран-участниц и уровня их экономического развития, а также поставленных целей и задач при создании интеграции.

На современном этапе в мире известен опыт множества региональных экономических интеграций, в том числе БРИКС и ЕАЭС. Данные объединения имеют многолетнюю практику и показывают заметные результаты, тем самым они могут раскрыть роль региональной финансовой интеграции и охарактеризовать ее современные направления.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международная организация, направленная на развитие торгово-экономического сотрудничества и обеспечение стабильного развития национальных экономик Республики Казахстан, Республики Беларусь, Республики Армении, Кыргызской Республики и Российской Федерации. В нем проводится скоординированная и согласованная экономическая политика, а также на общем рынке обеспечивается свободное движение капитала, рабочей силы, товаров и услуг [1]. Также важно отметить, что ЕАЭС имеет ряд экономических соглашений с различными странами и регионами, в том числе с Китаем, Индией, Вьетнамом и Сербией, и также находится в процессе переговоров по соглашениям с рядом других стран, включая Египет и Иран.

БРИКС же представляет собой региональную интеграцию пяти государств: Федеративная Республика Бразилия, Республика Индия, Южно- Африканская Республика, Китайская Народная Республика и Российская Федерация. Все страны являются крупными быстрорастущими экономиками, оказывающими значительное влияние на мировую экономику. Вместе они составляют около 42 % населения мира и примерно 30 % мирового ВВП [2]. Основной задачей объединения является содействие экономическому развитию и сотрудничеству между ее государствами-партнерами путем предоставления им платформы для диалога и сотрудничества в различных областях интересов [3].

Создание общего рынка на 181,2 млн человек является одним из главных преимуществ ЕАЭС [4]. Это обеспечивает государствам-членам доступ к большому и растущему рынку своих товаров и услуг, а также возможности для инвестиций и экономического роста. ЕАЭС стремится повысить конкурентоспособность своих государств-членов за счет гармонизации законодательств стран-участниц, создания равных условий для бизнеса. Перед организацией также стоит ряд задач, в том числе необходимость регулирования экономической политики в регионе и разрешения споров между участниками объединения. Взаимная внешняя торговля для БРИКС также является важным направлением экономического взаимодействия между своими странами-членами, цель которых представлена объединением в сфере торговой политики,

инклюзивным характером торгового регулирования, оптимизацией таможенного контроля, инвестиционным сотрудничеством и расширением товарооборота внутри группировки.

Смещение фокуса с развитых государств на развивающиеся, как следствие, формирует предпосылки создания децентрализованной валютно-финансовой системы путем создания новых международных институтов развития. Так, были созданы банки развития - Новый банк развития (далее - НБР) и Евразийский банк развития (далее - ЕАБР), деятельность которых направлена на развитие регионов, укрепления мирового положения развивающихся стран, создание современной инфраструктуры, стимулирование инвестиционных потоков и внедрение современных технологий. Например, НБР обеспечивает финансирование проектов инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС и других развивающихся государств

[5]. То есть главной целью банков развития является снижение зависимости стран с развивающейся экономикой от развитых стран и других международных финансовых институтов.

Развитие биржевой торговли и создание общих биржевых рынков, которые являются одним из основных элементов рыночной экономики, определяет другое направление региональной финансовой интеграции. В октябре 2022 года Евразийской экономической комиссии рассмотрели вопрос формирования общего биржевого рынка товаров ЕАЭС, что позволит формировать объективные рыночные цены на биржевые товары на внутреннем рынке союза, увеличит объем биржевой торговли и сформирует справедливое ценообразование на товары стран ЕАЭС на мировом рынке

[6]. Согласно стратегии-2025 концепцию формирования общего биржевого товарного рынка утвердят до середины 2023 года, а программу реализации до 31 декабря 2024 года. А страны БРИКС в 2011 году уже создали свой альянс бирж для привлечения инвестиций и повышения ликвидности площадок.

При помощи развития купли-продажи и перераспределения благ между компаниями и государствами в рамках биржевой торговли будет повышена эффективность функционирования национальных рынков, формируются конкурентные цены, балансируются спрос и предложение [7].

Создание общего финансового рынка ЕАЭС позволит снизить административные барьеры, создаст схожее нормативно-правовое регулирование, даст доступ участников на рынки союза и лучше защитит права потребителей финансовых услуг до 2025 года.

Финансовая интеграция является одним из способов выравнивания уровней экономического развития развивающихся стран, так как сглаживаются дисбалансы, развиваются национальные и региональные финансовые рынки и усиливаются положения стран-участниц региона в мировой системе. При это важно отметить, что реализация региональной финансовой

интеграции невозможна без учета ее направлений, учитывающих изменение мировой конъюнктуры из-за влияния множества факторов, а деструктивные экономические тенденции проявляются не только в смещении акцентов, но и в глобальном изменении мест и ролей отдельных стран в современных условиях.

Анализ. Важнейшее направление региональной финансовой интеграции - создание институтов развития, которые могут быть как финансовыми, так и нефинансовыми, главное отличие между ними в том, что первые увеличивают богатство общества, а вторые повышают конкурентоспособность конкретных секторов экономики. К группам международных финансовых институтов относят экспортно-инновационные институты, экспортно-кластерные институты развития и инфраструктурные комплексные банки развития, последние из которых созданы и функционируют во многих региональных организаций.

Особая роль в механизме региональной финансовой интеграции БРИКС отведена многосторонним банкам. Новый Банк Развития - международная финансовая организация, созданная в 2015 году после подписания в 2014 году странами БРИКС «Соглашения о НБР». В его функции входит мобилизация ресурсов для создания инфраструктуры и стимулирования устойчивого развития как для государств-членов БРИКС, так и для других развивающихся стран. Помимо этого, разработана ключевая политика и процедуры в области управления, операционной деятельности и управления рисками, охватывающие все функциональные области. Акционерами банка являются Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика, у каждой страны по 18,98 %, а также к держателям акций в 2022 году присоединились следующие государства: Египет (2,27 %), Бангладеш (1,79 %), ОАЭ (1,06 %) и Уругвай, как будущий участник.

НБР представляет собой учреждение с высокой капитализацией с международным кредитным рейтингом АА+ от S&P, АА от Fitch и AAA от JCR, ACRA, China domestic ratings, поскольку у банка отмечается отношение собственного капитала к активам на уровне 42 % при минимальном значении 25%, высоколиквидный баланс 114 % при минимальном коэффициенте первичной ликвидности на уровне 100 %, а также разумное управление капиталом 14,94 % при максимальном коэффициенте использования капитала 90 %. Таким образом, банк обладает высокой кредитной надежностью.

Рассмотрим структуру активов НБР (рисунок 1), на которой видно, что большую часть занимают кредиты и займы (14146 млн долл. США), что является свойственным банку, и инвестиции (10700 млн долл. США), подразумевающие все ресурсы банка, приносящие выгоды. Таким образом, инвестиционная деятельность уступает кредитной лишь на 13,62 %, что демонстрирует одну из целей создания Нового банка развития.

0.76%

1.06%

Рис. 1. Активы НБР на 30 июня 2022 года, % [5]

Далее рассмотрим структуру пассивов НБР (рисунок 2). Общий капитал составляет 10620 млн долл. США, обязательства - 637 млн долл. США и заемные средства - 14048 млн долл. США. Общий капитал, рассчитываемый как разность общих активов и общих обязательств, имеет положительный результат, что свидетельствует об устойчивости в финансовом плане, грамотном управлении и высоком запасом прочности. НБР способен закрыть текущую задолженность, погасить свои долгосрочные обязательства и выплатить дивиденды без затруднений.

2 52%

■ Общий капитал ■ Заемные средства ■ Обязательства

Рис. 2. Пассивы НБР на 30 июня 2022 года, % [5]

НБР во время пандемии выделил кредиты государствам БРИКС в качестве оперативной финансовой помощи по борьбе с СОУШ-19 на общую сумму в 10 млрд долл. США, несмотря на совещательный формат объединения, что стало основой антикризисной помощи.

БРИКС придерживается стратегии партнерства, независящего от экономического потенциала государства, и имеет большую перспективу развития в будущем, поскольку на саммите в 2022 году обсуждался вопрос вступления в региональное объединение новых стран таких, как Турция, Египет, Саудовская Аравия, а также уже подавших заявки на вступление Аргентины и Ирана.

vfBT

Несмотря на большой разброс в уровнях координации антикризисных мер в различных региональных ин-теграциях, ЕАЭС и БРИКС с помощью банков развития и других институтов предприняли действенные меры финансовой помощи в кризисной ситуации. Создание новых масштабных финансово-кредитных институтов, свидетельствует о том, что в мире происходит постепенное перераспределение сил с развитых экономик на развивающиеся, которые усиливают свое положение на мировой арене путем формирования собственных институциональных преобразований, а также о положительном результате деятельности региональной финансовой интеграции в данных объединениях.

Оценка. Для каждой страны-участницы финансовых интеграционных объединений главным интересом является экономический рост в ходе интеграционных процессов, которые стимулируют инновационные процессы в экономике, поддерживают хозяйственную целостность, достигают устойчивого развития и обеспечивают стабильность и предсказуемость сотрудничества в стратегически важных направлениях в рамках финансовых рынков.

Проведем оценку состояния региональной финансовой интеграции на примере ЕАЭС.

Биржевая торговля в современном мире приобретает глобальный масштаб, требует унификации и

развития биржевых площадок, в том числе и в рамках региона, и формирует мировые цены. В ЕАЭС крупнейшими биржами являются казахстанская и российская. На московской бирже продаются армянские драмы, белорусские рубли и казахстанский тенге, а по стратегии развития до 2025 года планируется создание общего биржевого рынка, который позволит диверсифицировать риски путем приобретения ценных бумаг компаний всего региона, а не только одной страны.

В 2023 году разрабатываются новые торговые соглашения с такими странами, как Индия, Египет, Иран, Израиль, Индонезия и ОАЭ, а уже имеются с Вьетнамом, Сербией, Иран, Сингапур и Китаем [8].

Проведем анализ сальдо счета текущих операций, отражающего внешнюю торговлю стран, на периоде 2017-2021 года в основном наблюдается дефицит счета текущих операций во всех странах, кроме России, что свидетельствует о завышенном обменном курсе национальной валюты, который предполагает повышение экспортных цен, отток капитала, увеличение импорта товаров и уменьшение валютных доходов в национальной валюте (таблица 1). А для России характерен заниженный обменный курс, предоставляющий ценовое преимущество на мировом рынке и обмен экспортных доходов на национальную валюту по завышенному обменному курсу.

Сальдо текущих операций стран ЕАЭС, млн долл. США

Таблица 1

Страна 2017 2018 2019 2020 2021

Армения -174 -876 -1 002 -479 -511

Беларусь -952 23 -1 246 -259 1 843

Казахстан -5 092 -125 -7 196 -6 571 -5 736

Кыргызстан -482 -997 -1 073 374 -737

Россия 32 179 115 680 65 542 36 030 122 040

Оценим внешний долг стран, входящих в ЕАЭС, за 5 лет - с 2017 по 2021 год. В Армении, Беларуси, Казахстане и Кыргызстане фиксируется рост показателя в среднем на 11,37 %, а у России - уменьшение на 7,42 % (рисунок 3). Но за последние два года по всему региону отмечается тенденция увеличения в среднем на 2,5 %, что связано с пандемией коронавируса и последствиями введенных ограничительных мер (рис. 3).

Далее рассмотрим объем международных резервов и покрытие ими внешнего долга. Во всех государствах-

членах ЕАЭС на всем анализируемом периоде отмечается увеличение объемов международных резервов: в Армении - 9,6 %, в Беларуси - 5,3 %, в Казахстане -3,2 %, в Кыргызстане - 8,7 %, в России - 9,9 %.

Достаточное покрытие внешнего долга - свыше 100 % - наблюдается только у России с 2018 года, когда у остальных стран среднее значение составляет 22,39 % на весь период (рисунок 4). В 2021 году увеличился относительно предыдущего года у Армении, Беларуси, Кыргызстана и России.

600,000 500,000 400,000 300,000 200,000

2017 ■ 2013 2019 2020 ■ 2021

Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия

2017 10,525 39,834 167,218 8,128 518,445

2018 10,914 39,289 159,797 8,138 455,073

2019 12,341 40,723 158,565 8,420 491,327

2020 12,935 42,152 163,361 8,736 467,355

2021 13,829 41,974 165,057 8,940 479,962

Рис. 3. Внешний долг стран ЕАЭС, млн долл. США

Таблица 2

Международные резервы стран ЕАЭС, млн долл. США

Страна 2017 2018 2019 2020 2021

Армения 2 314 2 259 2 850 2 615 3 215

Беларусь 7315 7 158 9 394 7 468 8 425

Казахстан 30 997 30 927 28 958 35 638 34 378

Кыргызстан 2 087 2 069 2 339 2 724 2 889

Россия 432 742 468 495 554 359 595 774 630 627

Международная инвестиционная позиция (далее - МИП) стран отражает накопленные объемы внешних финансовых активов и обязательств резидентов перед нерезидентами.

Таким образом, в объединении преобладают страны-должники с отрицательным МИП, а одной страной-кредитором является Россия.

В регионе действует новый Таможенный кодекс ЕАЭС, вступивший в силу в 2018 году, он регулирует перемещение товаров через таможенную границу объединения, а также предусматривает единую товарную номенклатуру и таможенные преференции.

В списке товаров взаимной торговли в ЕАЭС основное положение на 2021 год занимают: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье - 11,99 млрд долл. США; металлы и изделия из них - 10,81 млрд долл. США; машины, оборудование и транспортные средства - 4,90 млрд долл. США [8].

На первом месте по торговле со странами ЕАЭС продовольственные товары и сельскохозяйственное

сырье у Армении, Беларуси и Кыргызстана, а у Казахстана и России - металлы и изделия из них.

Экспорт и импорт государствами-членами вне ЕАЭС в порядке убывания проходит по промежуточным, потребительским и инвестиционным товарам, что свидетельствует о сырьевой экономике стран, поскольку в данном товарообороте в значительной степени участвуют продукты для дальнейшего производства, а не для конечного потребления.

Импорт в стоимостном выражении в страны ЕАЭС в основном из КНР, что наблюдается на всем рассматриваемом периоде, при этом показатель ежегодно увеличивается - в 2021 г. 87,23 млрд долл. США. Ввоз в страны ЕАЭС групп товаров по порядку убывания до 2020 г. включительно: машины, оборудование и транспортные средства (в среднем 50 %); продукция химической промышленности, каучук (в среднем 20 %); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (около 13 %). Первая и последняя группа товаров в 2021 г. составят доли в общем объеме 29,4 % и 19,3 % соответственно [8].

140.00% 120.00% lOO.OOSS 80.0096 60.00%

40.00% |B| I |a| B B|| I HI J

■ 2017 ■ 201S ■ 2019 2020 ■ 2021

Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия

2017 21.99% 18.36% 18.54% 25.68% 83.47%

2018 20.70% 18.22% 19.35% 25.42% 102.95%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2019 23.09% 23.07% 18.26% 27.78% 112.83%

2020 20.22% 17.72% 21.82% 31.18% 127.48%

2021 23.25% 20.07% 20.83% 32.32% 131.39%

Рис. 4. Покрытие внешнего долга международными резервами стран ЕАЭС, в %

Таблица 3

Международная инвестиционная позиция, млн долл. США

Страна 2017 2018 2019 2020 2021

Армения -8 756 -9 402 -9 716 -10 296 -11 029

Беларусь -33 311 -31 843 -31 918 -30 099 -28 199

Казахстан -57 980 -63 810 -66 034 -72 497 -77 200

Кыргызстан -7 266 -7 409 -7 513 -6 648 -7 255

Россия 280 297 374 405 359 620 517 095 483 432

Экспорт из ЕАЭС с 2017 по 2021 год в основном идет в Китай, Нидерланды, Германию, Италию и Турцию. До 2020 года в товарных группах экспорта преобладали минеральные продукты (39 %), топливно-энергетические товары (37,4 %), металлы и изделия из них (7,6 %), что в 2021 году изменилось, поскольку вывоз минеральных продуктов стал составлять 76,3 %, металлы и изделия из них - 10,3 %, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье -6,8 % [8].

Во взаимной торговле услугами в регионе до пандемии в 2020 году преобладали туристические и транспортные услуги, а в 2021 году - строительные и телекоммуникационные услуги. В структуре экспорта ЕАЭС 1 место занимают также транспортные услуги, а в импорте - прочие деловые услуги, а финансовые услуги занимают одну из меньших долей.

Подводя итоги оценки состояния ЕАЭС, участие

в объединении характеризуется существенными отличиями в масштабах между Россией и остальными странами региона. Проводится гармонизация правил и стандартов между странами, что положительно сказывается на экономическом росте государств с перспективой получения доступа к новым рынкам таким, как Индия, ОАЭ, Индонезия и Иран.

Заключение. Региональная финансовая интеграция относится к процессу, с помощью которого страны в определенном географическом регионе создают институты и политику для содействия экономическому сотрудничеству и интеграции. Основной целью финансовой интеграции является содействие региональному экономическому росту и развитию за счет снижения торговых барьеров, увеличение потоков инвестиций и капитала и повышение финансовой стабильности. Это включает в себя гармонизацию финан-

совой политики, создание общих финансовых правил и создание трансграничных финансовых потоков.

К причинам развития региональной финансовой интеграции относятся эффективная система регулирования и надзора, высокая степень экономической взаимозависимости стран региона, готовность к сотрудничеству и координации политики между странами-членами, надлежащие правовые и институциональные рамки, а также надежные механизмы коммуникации и обмена информацией.

С ускорением процессов глобализации у стран растет потребность в создании прочных интеграционных связей с региональными соседями, что за счет изменчивой геополитической и экономической обстановки в мире приобретает большую актуальность. Евразийский экономический союз является региональной интеграцией, нацеленной на содействие сотрудничеству между его членами посредством создания общего рынка, повышение конкурентоспособности своих участников, создания таможенного союза. БРИКС представляет собой экономическую интеграцию развивающихся стран, основной целью которой является взаимное развитие, расширение влияния и укрепление отношений между партнерами.

Список источников

1. Официальный сайт Евразийского экономического союза (ЕАЭС) URL: http://www.eaeunion.org.

2. Правовые основы экономического партнерства стран БРИКС : монография / В. К. Шайдулли-на, Е. Л. Венгеровский, С. В. Фрумина [и др.] ; под ред. М. В. Демченко, Г Ф. Ручкиной. Москва : КноРус, 2022. 206 с.

3. Пекинская декларация XIV саммита БРИКС : принята 23.06.2022 г. URL: http://www.kremlin. ru/supplement/5 819/print.

4. Евразийский экономический союз в цифрах : краткий статистический сборник; Евразийская экономическая комиссия. Москва, 2022. 189 с.

5. Официальный сайт Нового Банка Развития (НБР). URL: www.ndb.int.

6. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). URL: www.eec.eaeunion.org.

7. Перспективы трансформации современной мировой валютно-финансовой системы : монография / И. А. Балюк, П. В. Алексеев, В. Ю. Барабанов [и др.]; под общ. ред. Е. С. Соколовой, И. А. Балюка. Москва : КноРус, 2024. 186 с.

8. Официальный сайт проекта ЕАЭС Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: www.eaeu.economy.gov.ru.

References

1. The official website of the Eurasian Economic Union (EAEU) URL: http://www.eaeunion.org.

2. Legal foundations of the BRICS countries' Economic Partnership: monograph / V. K. Shaidullina, E. L. Vengerovsky, S. V. Frumina [et al.]; edited by M. V. Demchenko, G. F. Ruchkina. Moscow : KnoRus, 2022. 206 p.

3. Beijing Declaration of the XIV BRICS Summit : adopted on 23.06.2022. URL: http://www.kremlin. ru/supplement/5819/print.

4. The Eurasian Economic Union in numbers : a brief statistical collection ; the Eurasian Economic Commission. Moscow, 2022. 189 p.

5. Official website of the New Development Bank (NBR). URL: www.ndb.int.

6. Official website of the Eurasian Economic Commission (EEC). URL: www.eec.eaeunion.org.

7. Prospects of transformation of the modern world monetary and financial system: monograph / I. A. Balyuk, P. V. Alekseev, V. Yu. Barabanov [et al.]; under the general editorship of E. S. Sokolova, I. A. Balyuk. Moscow : KnoRus, 2024. 186 p.

8. The official website of the EAEU project of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: www.eaeu.economy.gov.ru.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторе

М. Е. Косов - заведующий кафедрой государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, доцент департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор, директор института Юридического менеджмента Высшей школы юриспруденции и администрирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author

M. E. Kosov - Head of the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University of Economics, Associate Professor ofthe Department ofPublic Finance of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Professor, Director ofthe Institute of Legal Management ofthe Higher School of Jurisprudence and Administration of the National Research University «Higher School of Economics», Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 22.11.2023; одобрена после рецензирования 01.12.2023; принята к публикации 07.12.2023.

The article was submitted 22.11.2023; approved after reviewing 01.12.2023; accepted for publication 07.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.