Научная статья на тему 'Региональная элита в дворовой тетради 50-х гг. XVI В. : анализ делопроизводственной практики'

Региональная элита в дворовой тетради 50-х гг. XVI В. : анализ делопроизводственной практики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
131
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ / ДВОРОВАЯ ТЕТРАДЬ / ГОСУДАРЕВ ДВОР / АРИСТОКРАТИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭЛИТА / HISTORY OF RUSSIA / DVOROVAJA TETRAD / TSAR COURT / ARISTOCRACY / REGIONAL ELITE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Корзинин Александр Леонидович

В статье на основе Дворовой тетради XVI века изучается состав и эволюция региональной элиты. В статье отражены такие проблемы делопроизводственной практики, как: данные о новиках, дублирование и вычеркивание имен в рубриках Дворовой тетради.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The regional elite in the Dvorovaja tetrad of the 1550s: the analysis of the clerical work

Based on the Dvorovaja tetrad of the 16th century the article deals with the composition and evolution of the regional elite. The author studies such issues of the clerical work as: data about noviks (young noblemen assigned to military service), duplication and cancellation of the names in the columns of the Dvorovaja tetrad.

Текст научной работы на тему «Региональная элита в дворовой тетради 50-х гг. XVI В. : анализ делопроизводственной практики»

Голованова. М.А., Абрамова М.И., Пичугина О.Г. О КУЛЬТУРЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В СИСТЕМЕ РУНЕТ

Язык - неотъемлемая часть культуры любой страны. Накрепко связанный с творческим началом народа, он идет по пути эволюции, которая не завершилась и сегодня, в эпоху быстрых перемен. В наше время интерес ученых к процессам, происходящим в языке, не только не ослабевает, а, напротив, возрастает, что связано с целым рядом причин. Например, в последние десятилетия произошло резкое увеличение «темпа жизни», что привело к ускорению всех процессов в обществе, а также к развитию новых сфер жизни . Подобные явления просто не могли не повлиять на язык! Он «перестраивается» в соответствии с запросами времени, а этот процесс сам по себе порождает огромное количество вопросов, которые становятся предметом исследований ученых-лингвистов, а также людей, обеспокоенных состоянием современного русского языка. В частности, вопрос о функционировании языка в мировой паутине появился сравнительно недавно, но сейчас активно разрабатывается. Недаром 2 0 07 год был объявлен годом русского языка не только в России, но и в мире. Русский язык является родным для 17 0 млн. человек и 350 млн. человек его понимают. Таким образом, русский язык является четвертым самым распространенным языком в мире. Русский язык является языком общения более 160 народов и национальностей России.

История Интернета насчитывает немногим более 3 0 лет, но сегодня трудно найти человека, который не был бы наслышан об уникальных возможностях сети. Для многих из нас Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни, как телефон или телевизор. «Число постоянных пользователей Интернета в России в 2 0 0 8 г. должно вырасти до 4 0 млн. человек,» - заявил министр информационных технологий и связи Л. Рейман. Как подчеркнул министр, бурный рост числа пользователей Интернета в нашей стране связан с развитием элементов информационного общества, а также инфокоммуникационных технологий. Л. Рейман также подчеркнул, что такой уровень числа пользователей Интернета в России приближает страну к общеевропейскому уровню использования услуг Интернета. Активное развитие русскоязычного сегмента Интернета - Рунета по сути привело к тому, что Рунет стал качественно новой средой существования русского языка. Но, осваивая просторы глобальной Сети, наш язык «столкнулся» с рядом проблем, главная из которых - наличие огромного количества ошибок в текстах, помещаемых в Интернет.

Путешествуя по Сети, просматривая огромное количество веб-страниц, мы пришли к выводу, что трудно назвать русским языком тот «язык», на котором разговаривают в Рунете: это скорее лишь жалкое подобие нашего уникального культурного наследия. Вот и напрашивается тревожный вопрос: в бесконечном «строительстве» виртуальных средств общения, подобно строительству Вавилонской башни, не окажется ли в конечном итоге, что мы начнем разговаривать на разных языках, понятных только нам самим? Да и нужно ли «строить» разрушая? Нам необходимо понимать, что, пренебрегая общепринятыми нормами родного языка, мы можем лишиться «бриллианта коммуникации», шлифованного гениями русской словесности на протяжении столетий. Поэтому цель нашей работы состоит в том, чтобы привлечь внимание к проблеме снижения языковой грамотности в русскоязычной среде Интернета; а перед собой мы поставили задачу изучить это отрицательное явление, выявить его причины и попытаться отыскать способы его частичного устранения. Чтобы выводы по работе основывались не только на наших личных умозаключениях, мы решили выяснить мнение по этому вопросу как ученых-лингвистов, занимающихся исследованиями в данной области, так и специалистов-информатиков, а также рядовых пользователей Сети. Для выяснения позиции последних нами был разработан опросный лист, состоящий из семи вопросов. На основании проведенного опроса, в котором приняли участие 100 человек (70 из них - студенты и сотрудники Пензенского государственного университета и Пензенского государственного педагогического университета; 30 - преподаватели Пензенского государственного университета), мы сделали вывод, что 8 9% респондентов считают актуальной проблему снижения языковой грамотности в среде Интернет, а это еще раз говорит о злободневности изучаемого вопроса (рисунок 1). Да и как можно оставлять без внимания эту тему, когда язык, которым пользуется большинство «жителей» Сети назвать русским можно разве что с большой натяжкой. И речь идет не только о виртуальном общении, дилетантских, с точки зрения языка, сайтах, но и о тех трудах, которые по своему статусу должны блистать грамотностью, служить ориентиром, показывать, как надо писать в Рунете!

Рисунок 1 - Считаете ли Вы актуальной проблему снижения речевой грамотности в Рунете?

Характерно, что время идет, просто летит вперед, а ошибки остаются неизменными. Так, к примеру, еще два года назад, на сайте Ярославского филиала Московского психолого-социального института (http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/psih/sprav/vuz23.html) мы обнаружили, что для поступления абитуриентам предстоит сдать экзамен по «рускому» язык. Возможно, если бы этот феномен встретился только один раз, то подобное недоразумение можно было бы принять за опечатку, но, увы: шесть раз на одной странице! А может, просто мы забыли, как пишется название родного языка?! Иначе как можно объяснить, что за два года ничего так и не изменилось?!

Этот пример подтверждает мысль о том, что «ляпы» присутствуют в различных по тематике сайтах. 67%

респондентов говорили о том, что часто сталкиваются с ошибками в интернет-текстах, и лишь 15% не

обращают на них внимания (рисунок 2). Естественно, такое положение дел не стоит оставлять без внимания: следует отстаивать нормы родного языка. В связи с тем, что 2007 был объявлен годом русского

языка, проблема грамотности была поднята на различных форумах. Почитав споры на эту тему, мы убедились , что люди делятся на две полярные группы, которые можно характеризовать следующими цитатами с того же форума: «А мне не стыдно за свои ошибки» и «Я, патриот, всегда стараюсь писать грамотно и

соблюдать пунктуацию».

Рисунок 2 - Часто ли Вы сталкиваетесь с орфографическими, пунктуационными, грамматическими ошибками в интернет-текстах?

Конечно, можно утверждать, что бороться с ошибками в Рунете бесполезно, и такое мнение высказали 12% опрошенных. Да и вообще подобная «шумиха» может только добавить очков тем, кто отстаивает «новый» язык без правил и норм! Однако хочется надеяться, что при проведении умной политики в этой области все-таки можно добиться неплохих результатов и пресечь масштабное распространение безграмотного языка в Рунете. Но чтобы бороться с неграмотностью в среде Интернет, необходимо знать причины появления ошибок, а затем, на основании сделанных выводов, уже искать пути решения данной проблемы. Поэтому мы постарались сформулировать наиболее значимые, на наш взгляд, причины.

Первая и, к сожалению, очень распространенная причина - это естественная неграмотность людей, которые становятся авторами интернет-текстов. Очевидно, что в последние годы Интернет проник практически во все сферы нашей жизни. Пользование Глобальной Сетью давно уже перестало быть прерогативой узкого круга деловых людей, связанных с бизнесом, политикой и др. серьезными сферами деятельности. Можно смело утверждать, что Интернет стал «народным», т.к. в настоящее время доступ к сети может получить практически любой желающий, даже если у него нет персонального компьютера. А современные интернет-технологии в свою очередь позволяют огромному числу «простых» пользователей Сети в письменном виде излагать свои мысли, т.е. становиться авторами сетевых публикаций. Но ведь нет никакой гарантии, что каждый подобный автор обладает высоким уровнем грамотности, имеет достаточное лингвистическое образование и языковую культуру! И в результате возникает огромное количество «непреднамеренных», но от этого не менее грубых ошибок. С примерами такой безграмотности мы сталкиваемся в Интернете постоянно. И, наверное, не для кого уже не секрет, что по любым самым немыслимым запросам («фа-тография», «летиратура») поисковая система выдаст немало документов.

Вторая причина - это отсутствие ответственности за написанное. В Рунете, как впрочем и в других секторах Интернета, нет твердо установленных правил «обмена информацией», нет тотального контроля за грамотностью; еще к этому следует добавить тот факт, что много «текстов» поступает в Интернет анонимно. Оба эти обстоятельства порождают в некоторых людях желание писать все, что угодно и как угодно. Зачем задумываться над ошибками, если их все равно никто не проверяет? Хотелось бы отдельно сказать про форумы и чаты, ведь именно здесь можно обнаружить всю «глубину» и «простор» современной русской мысли, не обремененной нормами литературного языка. Но такая свобода куда хуже самой жесткой цензуры, так как «размывает» фундамент языка и губительно действует не только в отношении его, но и нашей культуры.

Третья причина - это резкое смещение акцента в сторону цели. Цель в Интернете, как правило, одна

- быстрая передача информации. В спешке чаще всего люди забывают про грамотность, им попросту не хватает времени, чтобы следить за подобными «мелочами». В такой-то нервозной обстановке, как правило, и «рождаются» самые глупые и грубые ошибки. И, наверное, поэтому 4 8% опрошенных лишь иногда проверяют на наличие ошибок информацию, которую размещают в Интернете, или вообще отказываются от проверки. Но все-таки нельзя оправдываться нехваткой времени, так как чем лучше человек владеет языком, тем проще ему последовательно выражать свои мысли и справляться с расстановкой знаков препинания. Однако, к сожалению, многие пользователи предпочитают поставить сотню знаков препинания, чем подобрать подходящее слово или вообще пренебречь парой-тройкой запятых.

Другое дело - многочисленные опечатки, которых не лишены даже самые-самые прилежные сайты.

Четвертая причина, вытекающая из всего вышесказанного, - это банальное «стадное чувство». Тяжело бороться с искушением быть как все. Да и стоит ли тратить на это время? Многие считают, что если все так пишут, то почему мне нельзя? Конечно, новичкам сначала неприятно читать неграмотные тексты, но потом ничего, привыкают и, глядя на окружающую их безграмотность, начинают сами «плодить» ошибки. Действительно, удобнее писать, как тебе вздумается, нежели лишний раз заглянуть в орфографический словарь.

Когда постоянно видишь огромное количество ошибок в словах, отсутствие знаков препинания, невольно приходишь к выводу, что подобное написание - своеобразное «модное веяние», а плодить неграмотность - это «круто». Естественно, такое положение вещей поощряет безграмотный язык, наделяет его правом жить и здравствовать не только в Рунете, но и во всей русской культуре, что, следовательно, ставит под сомнение дальнейшую борьбу за чистоту «бриллианта коммуникации». Тем не менее «мода на безграмотность», хотелось бы надеяться, не вечна, она всего лишь одна из составляющих вышеупомянутой тенденции, ориентированной на пренебрежение к родному языку и возвеличивание английского (американского). А с подобными явлениями наш язык ведь уже сталкивался: достаточно вспомнить начало девятнадцатого века, ознаменованного повальным увлечением знати французским языком. Но неужели необходима новая война, как в 1812 году, чтобы к нам вернулось уважение к родной культуре и, в частности, к родному языку?!.

Еще одна причина неграмотности в паутине кроется в особенностях создания интернет-текстов. Меняется психология восприятия информации, что связано с переходом к печатному образу слова, минуя этап его индивидуального написания "от руки", и с заменой понятия "страница" понятием "экран монитора" со всеми вытекающими отсюда последствиями физиологического и психологического характера (о чем имеется уже немало исследований). Даже мышление работает иначе, атрофируются, к примеру, автоматизированные навыки зрительного восприятия правильного образа слова (что называется, "рука запоминает"). При написании мы смотрим на воспроизводимое слово, а при его наборе оно распадается на отдельные буквы (клавиши), к которым чаще всего прикованы глаза и внимание создателя текста.

Последняя, на наш взгляд, причина - это незнание либо несоблюдение правил набора компьютерного текста. Не стоит забывать, что грамотный Рунет - это не только грамотный русский язык, но и грамотный набор материала. Существуют жесткие правила набора компьютерного текста, но далеко не все пользователи знают эти правила, знающие же попросту не хотят себя утруждать такой «ерундой», а между тем

подобные ошибки «режут глаза» не меньше, чем грамматические! Часто можно обнаружить, что из-за ошибок в компьютерном наборе знак препинания тире (длинная черточка) через раз превращается в дефис (короткую черточку). Конечно, это кажется мелочью по сравнению с той безграмотностью, которую можно встретить в Интернете, но подобная ошибка широко распространена, и если уж мы боремся за грамотность, то давайте идти до конца! Ведь хорошо известно, что знаки препинания играют важную роль в предложении, а диапазон употребления тире очень широк. Во-первых, это фиксатор всевозможных «грамматических» пропусков: тире заполняет эти словесно пустые места. Во-вторых, при отсутствии специальных лексико-грамматических средств выражения (при бессоюзии) тире способствует передаче на письме особых смысловых отношений - условно-временных и следственных, в устной речи эти значения передаются интонационными средствами. В-третьих, служит цели создания эмоционально-экспрессивных качеств речи. Очевидно, что замена тире на дефис усложняет автору задачу донесения мысли до читателей.

Рассмотрим еще одну «болезнь», причиной которой является незнание правил компьютерного набора или все та же спешка. Между словом и следующим за ним знаком препинания пользователь ставит пробел и в ряде случаев получает казус: строка текста начинается со злополучного знака (здесь не имеются в виду открывающие кавычки и скобки). Но времени нет! Впереди - безбрежный океан работы. Вот и «прописывается» в Рунете текст с такой «милой шалостью». Хотя пора бы уяснить: пробел ставится после, а не до знаков препинания, перед тире же необходим неразрывный пробел (Ctrl+Shift+Space).

Таким образом, выяснив причины появления ошибок в Интернет-текстах, мы можем сделать предположения о возможных путях решения данной проблемы. Тем более, что большинство респондентов считает, что способы борьбы с ошибками в сетевых публикациях существуют. А это уже шаг вперед. Конечно, в первую очередь хотелось бы, чтобы пользователи «подружились» с родным языком (такое мнение разделяют 9% опрошенных). Тогда, возможно, мы не будем «разочерованы» «галлереями», «агенствами», «собаченками» и другими подобными образцами вопиющей неграмотности. И не стоит забывать, насколько велик и могуч русский язык, и при соблюдении норм можно коротко и ясно выразить любую мысль.

Однако сложно себе представить, что кто-то, услышав подобный призыв, возьмет учебник по русскому языку и будет дни и ночи напролет зубрить давно забытые правила. И хотя многие опрашиваемые нами пользователи говорили о том, что борьба с безграмотностью в среде Интернет будет приносить результаты только тогда, когда каждый будет следить, прежде всего, за собой и повышать свой уровень грамотности, большинству, 17% опрошенных, гораздо ближе оказалась идея создания/применения программы-фильтра, которая автоматически отслеживала бы ошибки и исправляла их, а в случае наличия чрезмерного количества таковых, вообще не допускала бы информацию в Сеть. И действительно, если люди будут знать, что некая программа «следит» за тем, как они пишут, появится мотивация для того, чтобы уделять больше внимания грамотности. В ходе консультации с программистами ИИВТ Пензенского государственного университета мы выяснили, что создание и широкое применение подобной программы возможно, а сама идея не является столь утопичной, как может показаться на первый взгляд. Более того, в данный момент существует множество программ-фильтров, подобных тем, которые входят в комплект «Microsoft Office», применимых для Интернета. Но используются они очень редко, так как мало кому хочется загружать свои сайты «ненужными» программами.

Если удастся ввести контроль за «качеством» информации, поступающей в Интернет, можно устранить не только отсутствие ответственности за написанное, но также еще одну не менее важную причину ошибок

- «стадное чувство». Когда подавляющее большинство будет писать так, как положено, быть безграмотным будет неудобно, непрестижно, невыгодно.

Мы уверены, что, если появится желание и возможность установить повсюду в Рунете программы-фильтры или даже пойти на крайнюю меру - ввести штрафы за неграмотность, которую, кстати, предложили применить 7% опрошенных, люди начнут видеть и исправлять ошибки, опасаясь, что их труды не попадут в Сеть. Однако подобной «цензурой» нельзя заставить человека полюбить или хотя бы проникнуться уважением к родному языку, культуре, стране, пока он сам не придет к этому.

Что же касается правил набора компьютерного текста, то здесь, бесспорно, следует говорить об их

популяризации. Так как базовые знания о компьютере будущие пользователи получают еще в школе, то необходимо хотя бы рассказать ученикам о существовании подобных правил с целью повышения компьютерной грамотности у подрастающего поколения. А в среде Интернет, по нашему мнению, к ссылкам на словари, которые в последнее время появились на некоторых сайтах, стоит добавить еще одну, позволяющую пользователю ознакомиться с правилами набора компьютерного текста. Все на том же форуме, о котором упоминалось выше, есть один интересный ответ на вопрос о том, а есть ли место русскому языку в Интернете: «...русский язык в интернете трансформируется. Только некоторые это делают специально, а вот дети наверно не знают уже, как ПРАВИЛЬНО...». Действительно, некоторые так увлеклись свободным само-

выражением, что сейчас уже не могут вспомнить, а как правильно писать.

Конечно, не стоит отрицать, что в Интернете немало текстов и сайтов, создатели которых думают о том, как бы не ударить в грязь лицом с точки зрения грамотности. Но до того времени, когда таковым станет подавляющее большинство, еще далеко. К счастью, есть люди, которые беззаветно заботятся о чистоте родного языка и ищут выход из сложившейся ситуации, не считая это бесполезным. Таковыми, например, являются создатели справочно-информационного портала ГРАМОТА.РУ (www.gramota.ru). С 10 октября по 20 декабря 2005 года они совместно с Федеральным агентством по печати и массовым информациям провели II Всероссийский конкурс работников средств массовой информации (телевидение, радио, Интернет) под названием «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности». В проекте приняли участие 2 62 работы из 41 города России. Причем присылаемые на конкурс материалы оценивались не только экспертным советом, состоящим из специалистов в области русского языка, но и посредством интернет- и SMS-голосования, что говорит о желании организаторов привлечь максимальный интерес к проекту. С поставленной задачей они успешно справились.

Хотелось бы добавить, что проведение подобных конкурсов стало уже доброй традицией (в 2006 году с таким же успехом прошел III Всероссийский конкурс работников средств массовой информации) и это далеко не единственная интересная задумка интернет-портала ГРАМОТА.РУ. В марте 2005 года стартовал другой занимательный конкурс - «Грамотей Рунета», представляющий собой серию интерактивных игр и преследующий все ту же цель - пропагандирование грамотности. Безусловно, нужно развивать эту хорошую традицию. Хотя на волне проведения Года русского языка в Интернете устраивается множество различных конкурсов и олимпиад для школьников и студентов, остаются опасения, что это лишь временный подъем и на следующий год многие сайты свернут свою бурную деятельность. Но мы верим, что большинство запущенных в этом году проектов все же будут «долгоиграющими».

Еще одна хорошая идея - создание бесплатных сайтов, проверяющих другие сайты на наличие в них орфографических и грамматических ошибок. Однако, к сожалению, подобные проекты быстро закрываются. Такая участь постигла «Фотинию»(http://www.fotinia.ru), проверившую за время своего существования бесплатно более 482 сайтов, и конкурс «Золотая клякса» (http://www.e-klyaksa.ru), на счету которого

- 960 сайтов, причем только 78 из них получили оценку «отлично» (менее одной ошибки на три страни-

цы). Почему бы не организовать еще несколько подобных проектов и не распространить информацию об их существовании по Сети? Ведь борьба за грамотность очень важна. В Интернете, в том числе и в русскоязычном, размещено бесчисленное количество рекламных объявлений, многие из которых представляют собой яркие маркетинговые находки, привлекающие внимание посетителей. Действительно, нельзя отрицать, что за последнее десятилетие мы научились рекламировать все, что угодно. Но почему бы не заняться продвижением грамотной письменной речи как неотъемлемой части облика культурного человека? И естественно, что в безжалостный XXI век, когда люди стали намного практичнее, нельзя ставить это благое начинание всеми колесами на коммерческие рельсы, то есть делать все подобные проекты платными и сводить выгоду исключительно к деньгам, ведь это, наверное, отпугнет большое количество потенциальных посетителей... Пусть, наконец-то, будет престижно быть грамотным!

Говоря о пропаганде грамотности, отдельное спасибо нужно сказать создателям сайтов, на которых

можно обратиться за помощью к различным словарям и справочникам по русскому языку. Приведем наиболее известные: «Культура письменной речи» (www.gramma.ru), «Толковый словарь живого великорусского языка» (www.vidahl.agava.ru), «Русские словари. Служба русского языка» (www..slovary.donpac.ги), «Электронные словари онлайн. Грамматика. Служба русского языка» (www.slovary.ru), а также уже знакомые

ГРАМОТА.РУ и «Золотая клякса». Среди опрашиваемых нами пользователей Сети нашлось немало тех, кто прибегал к услугам подобных сайтов - 43%. Однако хотелось бы, чтобы таковых было больше.

Авторы работы совместно с группой энтузиастов, преподавателей и программистов, работающие в ПГУ, вносят свой посильный вклад в дело пропаганды грамотности. Недавно на официальном сайте Пензенского государственного университета (www.pnzgu.ru) появился раздел, посвященный этой проблеме. В нем можно найти полный текст работы «Безграмотность в Интернете и методы борьбы с ней», информацию о ее авторах, много полезных ссылок на слова и справочники, официальный сайт Года русского языка, сайты, на которых проводятся различные конкурсы. Ведется активная разработка программ-фильтров, о которых говорилось ранее. Скоро появится раздел Опрос, в котором мы будем задавать посещающим нас пользователям различные вопросы по теме грамотность. А опрос, проведенный нами, вообще станет постоянным. Его результаты будут служить наглядной иллюстрацией отношения пользователей к проблеме безграмотности.

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать: Рунет - это одно из зеркал российской действительности, в котором отражается не только наш уровень грамотности, но и наше отношение к родной

культуре. Конечно, «набивать» на компьютере тексты, пренебрегая правилами орфографии, пунктуации, грамматики проще и веселее, но многие ли из нас задумываются, к чему может привести подобное отношение?! Завтра люди, увлеченные «изменением» языка, «выйдут» из Сети и по инерции будут продолжать начатое, но уже за пределами виртуальной реальности. Не будет ли тогда слишком поздно бороться за грамотность, да много ли среди нас найдется знатоков-защитников русского языка, способных противостоять желанию делать быстро и кое-как, не сохраняя подлинный язык? Не станут ли эти люди заложниками ситуации, не придется ли им подчиниться воле большинства или просто смириться?!

И хотя мы на основании проведенного опроса сделали вывод, что многие пользователи считают актуальной проблему снижения языковой грамотности в среде Интернет и говорят о необходимости ее решения, очевидно, что еще далеко не все осознают, насколько глубока данная проблема и какое негативное влияние она может оказать на дальнейшее развитие русского языка в целом.

Конечно, Сеть пока не настолько привычное для всех русских людей средство коммуникации, чтобы можно было назвать ее главной виновницей снижения уровня грамотности населения. Однако число пользователей Рунета неуклонно растет, и среди них немало представителей молодого поколения, да и кто даст гарантию, что компьютер в скором времени окончательно не вытеснит ручку и бумагу (привычные атрибуты письма), а общаться и получать информацию мы не будем в основном по Сети? Поэтому мы считаем: необ-

ходимо принять меры для соблюдения правил культуры письменной речи в системе Рунет. В этом, несомненно, помогут программы-фильтры, ссылки на справочники и словари по русскому языку, а также на «таинственные» правила набора компьютерного текста. И наконец, настанет время, когда вопрос «Проверяете ли Вы на наличие ошибок информацию, которую размещаете в Интернете?» станет неуместным, лишним.

ЛИТЕРАТУРА

1. Г.Н.Трофимова. Мысль изреченная, или акт коммуникации, 2005.

2. Н.Шахова. Время собирать ошибки // Известия, 28.11.2002, с.6.

3. Журнал «Планета Internet». Операция "И": наше расследование, май 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.