Научная статья на тему 'Опосредованное влияние интернета на грамотность современной молодежи'

Опосредованное влияние интернета на грамотность современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5161
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тотальная неграмотность / опосредованное влияние Интернета / особая коммуникативная среда / письменная разговорная речь / total illiteracy / indirect Internet impact / special communicative environment / written conversational speech

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цицкун Виолетта Владимировна

В статье исследуются причины неграмотности современной молодежи, анализируется степень влияния Интернета как особой коммуникативной среды на языковую культуру подрастающего поколения, на уровень владения подростками и молодежью такими навыками, как чтение и письмо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indirect Internet Impact on the Modern Young People Literacy

The present article studies the reasons for modern young people total illiteracy and analyzes the rate of implicit influence of Internet, as a special communicative environment, on the language culture of the rising generation and on teenagers’ and youth’ reading and writing skills level.

Текст научной работы на тему «Опосредованное влияние интернета на грамотность современной молодежи»

УДК 81: 811.92:372.462

Цицкун В.В.

Опосредованное влияние интернета на грамотность современной молодежи

В статье исследуются причины неграмотности современной молодежи, анализируется степень влияния Интернета как особой коммуникативной среды на языковую культуру подрастающего поколения, на уровень владения подростками и молодежью такими навыками, как чтение и письмо.

The present article studies the reasons for modern young people total illiteracy and analyzes the rate of implicit influence of Internet, as a special communicative environment, on the language culture of the rising generation and on teenagers’ and youth’ reading and writing skills level.

Ключевые слова: тотальная неграмотность, опосредованное влияние Интернета, особая коммуникативная среда, письменная разговорная речь.

Key words: total illiteracy, indirect Internet impact, special communicative environment, written conversational speech.

На фоне всеобщей безграмотности грамотный школьник или студент сегодня - исключительная редкость, нарушение общей закономерности. Ситуация сродни той, анализируя которую Л.В. Щерба в 1927 году писал, что пробел в школьном деле, связанный со снижением грамотности подрастающего поколения, «дошел до размеров общественного бедствия», и призывал срочно «изыскивать меры для его изживания» [5, c. 56]. Делая такой вывод, Л.В. Щерба, безусловно, и не подозревал, что данная им характеристика будет актуальна и спустя почти 90 лет, в начале XXI века. Но если низкую грамотность молодежи 20-х годов XX века еще как-то можно оправдать (в 1920 году, согласно переписи, проведенной на территории Советской России, умение читать было зафиксировано всего у 41,7 % населения в возрасте от 8 лет), то сейчас, когда не умеющий читать или писать - отклонение от нормы, патология в развитии общества, когда обучающиеся изучают родной язык в школе и после, когда написаны тома научных трудов, разработаны, апробированы сотни программ и методов обучения грамотному письму и правильной речи, - слова оправдания найти трудно.

Однако так же, как и во времена Л.В. Щербы, проблема безграмотности сегодня остается злободневной: значительная часть выпускников школ и вузов неграмотна.

Стыдно ли в настоящее время быть безграмотным? Судя по обстановке, наверное, нет. Любой блог, чат или форум, газета или журнал, объявле-

© Цицкун В.В., 2015

158

ние или заявление, даже иная научная статья пестрят разного рода ошибками и недочетами:

- орфографическими (путаница с «-тся» и «-ться» в глаголах, написание нн (вместо н) в причастиях и отглагольных прилагательных, в течении (вместо в течение) в словосочетаниях типа в течение длительного периода);

- пунктуационными (запятую ставят там, где ее не должно быть, например: «группы пациентов были рандомизированы, как по возрасту, так и по полу»; «при всей своей радикальности, должно быть выполнено с обязательным учётом эстетических требований» - и, наоборот, теряют там, где ее обязательно надо поставить: «таких важных органов как головной мозг, зрительный и слуховой анализатор»);

- морфолого-стилистическими при употреблении имен существительных, прилагательных, числительных и других частей речи («подписали договора», «поздравляю с восьмым мартом», «ихнее решение», «едь быстрее»);

- грамматико-синтаксическими при употреблении простых и сложных предложений (например, в конструкции с деепричастным оборотом находим: «Учитывая эти факторы, перспективным является применение

винтов и мини-пластин»);

- речевыми, связанными с нарушением лексической сочетаемости слов («терапия занимает важное значение в лечении больных»; «данные материалы не обладают недостатками»; «производилось исследование

образцов тканей») и т.д.

Причин снижения грамотности на данный момент выявлено достаточно, и у каждого специалиста на этот счет имеется свое мнение [3, 5, 6]. Многие сегодня как одну из главных причин тотальной неграмотности современного общества называют Интернет, винят его и в негативном влиянии «на русский язык как систему, на стереотипы речевой деятельности, на языковое сознание индивида» [4, с. 256]. Безусловно, Интернет, являющийся в настоящее время местом свободного общения и самовыражения личности, вносит свою лепту в снижение уровня грамотности молодого поколения, но, мне думается, влияние Сети на языковую культуру подростков и молодежи опосредованно. Г.Н. Трофимова в монографии «Языковой вкус интернет-эпохи в России. Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты», комментируя интересный эксперимент, проведенный Романом Лейбовым, предложившим ввести «коэффициент сетевой неграмотности по Япбех'у» (КСНЯ) - отношение количества страниц с ненормативным написанием к количеству страниц с написанием нормативным, отмечает, что «несмотря на специфический имущественный, образовательный и отчасти возрастной цензы Рунета, вывод можно сделать утешающий: гибель от неграмотности Рунету не грозит» [4, с. 257].

159

Ученые же из Сиднейского университета вообще уверены, что Интернет благоприятно влияет на грамотность подростков в возрасте от 13 до 17 лет, если они посещают сайты, созданные поклонниками современной литературы. По мнению исследователей из Сиднея, эти сайты позволяют подросткам не только знакомиться с контентом, обсуждать его, но и принимать непосредственное участие в его появлении - создании артов, видео и фан-книг по мотивам произведений художественной литературы и кино. В частности доктор Д. Кервуд считает, что Сеть является эффективным инструментом не снижения, а повышения грамотности молодежи. Согласиться с этим мнением трудно, нам, лингвистам, оно кажется шуткой, впрочем, не только нам, чему свидетельствуют многочисленные отзывы на публикацию.

Что же происходит на самом деле в Сети и как она влияет на уровень грамотности молодого поколения? Интернет - это особая коммуникативная среда, диктующая не только свои условия общения, но и правила речевого поведения. Практически с появлением Сети возникла новая форма языковой коммуникации - письменная разговорная речь, неотредактированная, с более свободной системой и меньшей степенью регламентации, спонтанная, возникающая самопроизвольно и характеризующаяся спонта-ностью и ситуативностью процесса говорения, а также непосредственностью и непринужденностью общения. Войдя в новую, сетевую, сферу употребления, русский язык вынужден приспосабливаться к новым условиям жизни: в веб-пространстве традиционные книжно-письменные стили попадают под воздействие разговорного языка и, претерпевая серьезные функциональные изменения, приобретают на всех уровнях языковой структуры: в фонетике, лексике, фразеологии, словообразовании, морфологии и синтаксисе - черты устно-разговорного стиля. На лингвистические признаки речи веб-коммуниканта, по справедливому замечанию Трофимовой Г.Н, оказывают влияние и отмеченные Е.И. Галяшиной в статье «Проблемы дифференциации спонтанной и подготовленной речи» особенности, влияющие на варьирование лингвистических признаков подготовленной и спонтанной устной и письменной разновидностей речи в зависимости от степени ее подготовленности: 1) целевая установка, 2) сложность описываемого объекта, 3) психофизиологическое состояние человека, 4) общее развитие и культура речи, 5) темперамент пишущего, 6) степень владения выбранным объектом, 7) характер коммуникации [4, с. 156].

Вот яркий пример новой формы языковой коммуникации: «Мне 14 эмо я стала год назат я была эмо меня побили защищали меня тогда мои однокласницы! Мне прегрозили что не дай Бог увидем тя в чорно-розовом будет хуже! Всё это время я была эмо не не одевалась! Сейчас меня переполняли эмоции я не могла больше держать это в себе. И сказала себе всё забей на всех побьют-так побьют!!!! Летом ещё до этой мысли я тусовалась с компанией эмо познакомилась с пацаном начали встречат-ся он покончил с жизнью через месяц из-за непонимания общества он написал в записке что очень меня любит просит прощение но он больше не может жить с непониманием! <...> На этом я не здалась!!!!! После зимних каникул яч стала на всех срыватся в

160

итоги сёдня меня не побили лиш по одной причине потому что выходила класуха! Завтра меня жестоко побьют я этого не хочу мне надоело меня били 3 раза. Хватит помогите пожалуста!!!!!!!» [9].

Оформленному письменно «разговорному монологу» присущи многие черты устно-разговорной речи: «неполнооформленность структур», в основном на фонетическом и синтаксическом уровнях (тя, сёдня, пожалуста; мне 14; сказала себе всё), особый порядок слов и особые виды связи между частями сложного предложения (покончил с жизнью через месяц из-за непонимания...; летом еще до этой мысли я тусовалась с компанией..., летящее бумашки, колпочки и тому подобное в меня), многочисленные повторы слов меня, он, это - этой, была - будет, употребление элементов просторечия и жаргонной лексики (тусовалась, забей, пацан, класуха) и т.д.

Глубоко личное, наболевшее выплеснуто наружу, в Интернет, с детски наивной надеждой, что кто-то поможет. Эмоции захлестывают автора (из знаков препинания одни восклицательные знаки), слова вылетают одно за другим (иногда даже без пробелов), набор быстрый, без оглядки назад, времени на обдумывание как писать нет, а навык грамотного письма, явно не сформированный, на помощь не приходит. В результате статья поражает обилием орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок. А индифферентная Сеть личные преднамеренные или непреднамеренные нарушения языковых норм выставляет на всеобщее обозрение. Иными словами, констатирует факт безграмотности вебпользователя.

Следовательно, не только в Интернете дело. Грамотность, как известно, опирается на безупречное знание основных правил орфографии и пунктуации, на умение их правильно применять, но развивается не правилами, а формируется чтением и писанием. А читать и писать подрастающее поколение учится не в Сети, общаться виртуально оно начинает тогда, когда уже имеет элементарный навык письма и чтения. Кандидат психологических наук, руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ Л.А. Ясюкова видит коренную причину всеобщей современной безграмотности не в «поклонении» Интернету, а, в первую очередь, в несовершенстве методов обучения письму и чтению. И в этом с ней нельзя не согласиться. Сегодня в начальной школе приоритетным методом обучения считается фонематический метод, в соответствии с которым детей сначала обучают ориентироваться в звуковой системе языка и только потом знакомят с буквами и демонстрируют, как преобразовывать «звуковой образ» в графическую запись. Иными словами, обучают детей писать так, как они слышат, что противоречит основному, морфологическому, принципу русской орфографии «необозначения на письме мены звуков под влиянием положения в слове» [2, с. 12]. Орфографических правил, которые основываются на фонетическом принципе, заключающемся в совпадении написания с произношением, в русском языке очень мало. Таким образом, замена

161

учебных программ, использующих зрительно-логический метод подачи информации, программами, основанными на фонематическом методе, не оправдывает себя, Л. А. Ясюкова уверена, что «попытка изобразить буквами произношение слова приводит к закреплению слуховой доминанты и неграмотному письму. Ученики привыкают писать «бироза», «сасна» и пр., вместо «берёза», «сосна», и в дальнейшем их нисколько не смущает вид того, что они изображают» [6]. Часто, даже зная орфографические и пунктуационные правила, обучающиеся продолжают писать безграмотно, так как не видят опознавательных признаков (примет) орфограмм или пунктограмм, не умеют применять правила.

Другая не менее важная причина снижения грамотности, о которой говорил еще Л.В. Щерба, удивляясь малой начитанности школьников, -нелюбовь к чтению, неумение читать. «Совершенно очевидно, что дети, которые должны овладеть литературным языком, должны читать наших классиков... и читать их в большом количестве» [5, с. 62], - писал известный лингвист. «Неполноценный навык чтения» называет как одну из причин неграмотного письма и Л.А. Ясюкова: «В том, что современная молодежь не читает, виноваты не компьютеры и ТВ, а программы начальной школы, которые чтению как пониманию текстов не учат. Если в школу приходит ребенок, не умеющий читать, то таким он школу и заканчивает...» [6].

Вот основные, на мой взгляд, причины современной неграмотности. А если к ним добавить еще и недостаточное количество высококвалифицированных, грамотных педагогов, искренне любящих русский язык и способных «заразить» любовью к нему своих подопечных, распущенность современной молодежи, отсутствие у нее «внутренней дисциплины и подтянутости» [5, с. 61], желания учиться, то сразу становится понятно, «кто виноват».

Однако определенную опасность для языковой культуры молодого поколения представляет и Интернет. Заметьте: на грамотность взрослых людей он практически не влияет. «Напротив, - считает М.А. Кронгауз, -грамотность в широком смысле слова он даже повысил, поскольку привлек к письменному общению огромное количество людей, по существу, никогда и нигде, кроме школы, не писавших» [1].

Но не о взрослых сейчас речь. Разберемся, как влияет Интернет на владение подростками и молодежью языковой нормой устного и письменного языка. Напомню: грамотность формируется чтением и писанием. Чтение развивает зрительную память, письмо - механическую («рука запоминает»). Много читая, человек удерживает в памяти графический образ слова, структуру предложения и т.д. Не спеша, внимательно выводя рукой трудное слово, человек фиксирует внимание на всех его «ошибкоопасных местах». У тех, кто много читает и пишет, все виды памяти срабатывают автоматически; окружающим кажется, что такие люди грамотны от рождения. Однако «врожденная грамотность» - это выдумка, миф. Наследуется

162

только хорошая зрительная память (хотя ее можно и развить) - механическая же приобретается. Если навыки чтения и писания не сформированы или являются «неполноценными», веб-коммуникация, безусловно, усугубит, а не улучшит положение.

Согласно последним исследованиям ученых, у человека, получающего информацию главным образом из Интернета, кардинально меняется восприятие: снижается способность запоминать информацию, появляются проблемы с концентрацией внимания, меняется «природа» чтения. Оно становится поверхностным, легкомысленным, характеризуется непроизвольным переключением неустойчивого внимания. Есть и другая проблема, выявленная экспериментами: читающий печатную страницу понимает текст лучше читающего с монитора. Николас Карр, автор нашумевшей книги «The shallows. What the Internet is doing to our brains» уверен: «Когда мы держим в руках физическую публикацию, мы также держим в голове ее содержание. Пространственная память, видимо, переводит в более погруженное чтение и в сильное восприятие» [8]. Во время же online чтения чаще отвлекаешься на другие задачи, поэтому труднее концентрироваться, чем при чтении печатных изданий. Проблема в том, что дети эпохи Интернета с экрана читают больше, чем с бумажного листа, а следовательно, хуже воспринимают и запоминают информацию. Если же учесть, что у большинства навык полноценного беглого чтения, когда «смысловой единицей восприятия» является не словосочетание или слово, а целое предложение и когда «ребенок схватывает смысл целого предложения и легко понимает любые тексты» [7, с. 116], не сформирован, то о каком осмысленном, глубоком, внимательном чтении может идти речь? Короткие, простые высказывания на известные темы обучающиеся еще понимают, а вот объемные художественные или публицистические тексты, изобилующие осложненными или сложными предложениями, которые состоят из нескольких частей, соединенных зачастую различными видами связи, воспринимаются ими с трудом, их смысл так и остается для многих до конца непонятым.

К тому же грамотность веб-текстов значительно ниже грамотности печатных, «поскольку тексты в Интернете вообще более естественны (ближе к устной речи) и, соответственно, более безответственны (как и всякая устная речь), чем тексты на бумаге» [1]. Многочисленные ошибки, никем не исправленные, с точки зрения школьника или студента, считаются допустимыми, а значит, не являются нарушениями. Посещая сайты, чаты, форумы, сталкиваясь с разными написаниями одного и того же слова, молодой пользователь Интернета не может сохранить в памяти «единственный нормативный графический облик» этого слова и запоминает, таким образом, различные варианты его написания. Поэтому при воспроизведении слова вариативность написания для юных вебкоммуникантов совершенно естественна.

163

Не все просто и с письмом. Механическая память руки у многих школьников и студентов не развита, так как оснащенный клавиатурой компьютер, которым большинство подрастающего поколения владеет с детства, не предполагает написания слова, заменяя его набором букв на клавиатуре, а следовательно, у таких детей не могут быть сформированы «автоматизированные навыки зрительного восприятия правильного образа слова» [4]. При написании человек видит воспроизведенное слово целиком, а при наборе оно распадается на составные части - отдельные буквы, на которых зачастую и акцентирует свое внимание автор создаваемого текста. Пишущий, вернее печатающий, набирающий, не стремится перепроверить созданное высказывание, откорректировать его - надо отвечать быстро, особенно в чатах, чтобы не потерять нить разговора.

Кроме того, пользователь Интернета, печатая, безотчетно успокаивает себя мысленно тем, что почти все текстовые редакторы оснащены функцией автоматической проверки орфографических, пунктуационных, даже грамматических и речевых ошибок («Word все исправит!»). Это придает веб-коммуниканту уверенности и позволяет чувствовать себя в виртуальном пространстве свободным и защищенным. Поэтому люди, особенно молодежь, предпочитают писать, не задумываясь, как писать, и пишут так, как им удобно, совершенно не беспокоясь, поймет ли их собеседник: хорошее знание орфографии и пунктуации, связная и выразительная речь сегодня не являются теми критериями, по которым оценивается ведущий беседу. Вот и получается, что Интернет, хоть и опосредованно, но негативно влияет и на качество письма, и на четкость изложения мыслей.

Что же делать? Во-первых, на мой взгляд, надо заняться школьными программами и усовершенствовать методы обучения письму и чтению, чтобы не получалось так, что сначала учим неправильно читать и писать в школе, а потом сетуем на безграмотность современной молодежи и пытаемся бороться с тем, чему научили. Во-вторых, не следует забывать, что Интернет - это неисчерпаемый источник возможностей для обсуждения проблем функционирования и развития современного русского литературного языка и для пропаганды правил и норм его употребления, а значит, необходимо в полной мере использовать его ресурсы для поднятия престижа русского языка, поддержания его литературных норм и возрождения культуры речи. Иными словами, чтобы устранить препятствие, его надо сделать точкой опоры. Хотим победить неграмотность - должны сделать Интернет своим союзником в сохранении и развитии современного русского литературного языка вообще и в обучении языковой культуре каждого в частности.

Список литературы

1. Кронгауз М. Утомленные грамотой // Новый мир. - 2008. - № 5. - [Эл. ресурс]: http://magazines.russ.rU/novyi_mi/2008/5/kr11.html (дата обращения: 19.06.2015).

2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В.В. Лопатина. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. - 432 с.

164

3. Тартанских В.В. О языке средств массовой информации // Русская словесность. -2013. - № 2. - С. 70-74.

4. Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России. Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты: моногр. -2-е изд., испр. и доп. - М.: РУДН, 2011. - 436 с.

5. Щерба Л.В. Безграмотность и ее причины [«Вопросы педагогики», 1927, ВЫП. II]. Избранные работы по русскому языку / ред. М.И. Матусевич; Акад. наук СССР, Отд-ние лит. и яз. - М.: Учпедгиз, 1957.

6. Ясюкова Л. А. Педагогика неграмотности // Школьные технологии. - 2011. -№ 2. - С. 25-30. - [Эл. ресурс]: http://www.metodikinz.ru/must/?page=.view.pedneg (дата обращения: 19.06.2015).

7. Ясюкова Л. А. Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2). - С. 112116.

8. Carr, N. The shallows. What the Internet is doing to our brains. - New York - London, 2010.

9. Портал эмо-культуры Эмо-ру. - [Эл. ресурс]: http://www.emo.ru/ (дата обращения: 19.06.2015).

165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.