Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ВЫЗОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ВЫЗОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / УСТОЙЧИВОЕ (РЕЗИЛИЕНТНОЕ) РАЗВИТИЕ / РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ВЫЗОВЫ / ЭКОЛОГИЧНЫЕ ЗАКУПКИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ / САНКЦИИ-2022

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белокрылов Кирилл Анатольевич, Белокрылова Ольга Спиридоновна

Реакцией регионов на вызовы устойчивого развития выступает реализация стратегии «озеленения» экономики и стимулирование регионального малого предпринимательства как ее драйвера. Цель исследования: обосновать билатеральный эффект закупочной политики государства на устойчивое в экологическом отношении развитие региональной экономики и расширение спроса на продукцию малого бизнеса региона как основу устойчивости местного сообщества. Составлена когнитивная карта факторов институционализации экологичных закупок, обоснованы направления преодоления барьеров доступа малого бизнеса к госзакупкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белокрылов Кирилл Анатольевич, Белокрылова Ольга Спиридоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ECONOMY:CHALLENGES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The regions' response to the challenges of sustainable development is the implementation of the strategy of "greening" the economy and stimulation of regional small business as its driver. The aim of the study: to substantiate the bilateral effect of government procurement policy on the environmentally sustainable development of the regional economy and the expansion of demand for the products of small businesses in the region as the basis of sustainability of the local community. The cognitive map of institutionalization factors of green procurement is made, the directions of overcoming barriers to access of small businesses to public procurement are substantiated.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ВЫЗОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

34

DOI: 10.38197/2072-2060-2022-236-4-34-54

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ВЫзОВЫ

устойчивого развития

REGIONAL ECONOMY: CHALLENGES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

белокрылов кирилл анатольевич

Доцент кафедры экономической теории экономического факультета Южного федерального университета, к.э.н.

kirill a. belokrylov

Associate Professor, Southern Federal University, PhD in Economics

белокрылова ольга спиридоновна

Профессор кафедры экономической теории экономического факультета Южного федерального университета, заслуженный деятель науки РФ, д.э.н.

ol'ga s. belokrylova

Professor, Southern Federal University, Honored Scientist of Russia, Doctor of Economic Sciences

О

АННОТАЦИЯ

Реакцией регионов на вызовы устойчивого развития выступает реализация стратегии «озеленения» экономики и стимулирование регионального малого предпринимательства как ее драйвера. Цель исследования: обосновать билатеральный эффект закупочной политики государства на устойчивое в экологическом отношении развитие региональной экономики и расширение спроса на продукцию малого бизнеса региона как основу устойчивости местного сообщества. Составлена когнитивная карта факторов институционализации экологичных закупок, обоснованы направления преодоления барьеров доступа малого бизнеса к госзакупкам. ABSTRACT

The regions' response to the challenges of sustainable development is the implementation of the strategy of "greening" the economy and stimulation of regional small business as its driver. The aim of the study: to substantiate the bilateral effect of government procurement policy on the environmentally sustainable development of the regional economy and the expansion of demand for the products of small businesses in the region as the basis of sustainability of the local community. The cognitive map of institutionalization factors of green procurement is made, the directions of overcoming barriers to access of small businesses to public procurement are substantiated.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Региональная экономика, устойчивое (резилиентное) развитие, Ростовская область, вызовы, экологичные закупки, малый бизнес, преференциальный режим, санкции-2022. KEYWORDS

Regional Economy, sustainable (resilience) Development, Rostov region, Challenges, environmentally friendly Procurement, Small business, preferential treatment, sanctions-2022.

Введение

Обострение геополитических проблем, жесткая изоляция России обусловливают повышение роли регионов в обеспечении устойчивости экономики. Это определяется прежде всего более высокой гибкостью и мобильностью ресурсов менее масштабной по сравнению с национальным уровнем региональной экономики, обеспечивающей вследствие этого быструю реаллокацию ресурсов в целях достижения устойчивого в экономическом и экологическом отношении развития. Экзогенные шоки пандемии и санкций-2022 несколько смягчаются на мезоуровне, создавая предпосылки устойчивого экономического роста.

Разработка концепции устойчивого развития в 1980-х годах обусловлена обострением экологических проблем, а ее реализация особо значима на региональном уровне — территории непосредственного проживания населения. Поэтому важнейшей регионально-отраслевой составляющей реализации концепции нового индустриального общества НИО.2 [1] выступает «озеленение» экономики в контексте ее адекватного ответа прежде всего на региональном уровне на вызовы устойчивого в экологическом и экономическом отношении развития. В обеспечении адекватного ответа региональной экономики на императивы резилиентного [2] развития важная роль отводится государству как субъекту, потребляющему значительную долю производимой в стране продукции через механизм бюджетных закупок для нужд общественного сектора. Причем закупки государства оказывают двойственный (билатеральный) эффект в контексте устойчивого развития: с одной стороны, зеленые (экологичные) закупки повышают устойчивость региональной экономики в экологическом отношении,

а с другой — являются эффективным механизмом устойчивого экономического роста, стимулируя развитие регионального малого бизнеса (МБ) посредством расширения государственного спроса на его продукцию. Это ставит двуединую исследовательскую задачу выявления факторов институционализации экологичных закупок и преодоления барьеров доступа регионального малого бизнеса к бюджетным средствам.

Постановка проблемы и цель исследования

Несмотря на то, что проблема устойчивого развития в современных условиях осложнения геополитической обстановки несколько отошла на второй план, экологизация российской экономики осуществляется в соответствии с разработанными планами. Конечно, как подчеркнул глава «Роснефти» И. Сечин на 25-м Петербургском экономическом форуме, антироссийские санкции, по сути, покончили с европейским зеленым переходом. А глава РСПП А. Шохин недавно от имени отечественного бизнеса обратился в правительство с просьбой о смягчении ряда экологических требований в условиях экзогенного шока санкций. Однако очевидно, что ослабление экологического контроля чревато рисками катастроф на соответствующих территориях. К тому же в условиях профицита бюджета в I квартале 2022 г. в 1,15 трлн руб. финансирование реализации национального проекта «Экология» осуществляется в полном объеме. Наконец, несмотря на все текущие, хотя и очень сложные геополитические проблемы, острота глобальных проблем потепления климата, ухудшения состояния окружающей среды и здоровья населения планеты вследствие загрязнения воздуха, воды, накопления от-

38

ходов и парниковых газов систематически нарастает. Поэтому рано или поздно, но человечество вернется к поиску новых путей устойчивого (резилиентного) развития, обеспечивающего решение двуединой задачи — устойчивого экономического роста и сохранения (восстановления) окружающей среды, локализованных на мезоуровне.

Если институционально-правовые основания их решения разрабатываются на национальном, макроуровне, то конкретные меры повышения экономической и экологической устойчивости реализуются на местном, территориальном уровне. Эту гипотезу подтверждает опыт Ростовской области, ставшей, с одной стороны, лидером в России по созданию зеленой ветроэнергетики, а с другой, — на мезоуровне эффективно стимулирующей развитие малого бизнеса как опору экономической устойчивости региона, в том числе в сложных условиях масштабных санкций недружественных государств.

Это ставит исследовательскую проблему обоснования стратегии адекватной реакции региональной экономики на вызовы устойчивого развития, с одной стороны, в контексте формирования зеленой экономики, базой функционирования которой выступает зеленая энергетика, а с другой — выявления условий устойчивого развития малого бизнеса региона, формирующего средний класс как основу стабильности и драйвера развития региональной экономики [3. Р. 136]. В решении этой двуединой проблемы важная роль отводится государству, потребляющему значительную долю производимой продукции через механизм бюджетных закупок, обеспечивающий приобретение товаров и услуг с целью удовлетворения производственных нужд учреждения государственного сектора, производящих общественные блага. Так, в 2021 г. объем бюджетных

закупок РФ составил 35,5 трлн руб. [4], или 27% ВВП, что определяет достаточно существенное влияние государства на повышение устойчивости региональной экономики через «озеленение» производства и установление экологических требований к закупаемой для нужд общественного сектора продукции.

Однако проведенный анализ динамики научных публикаций по проблематике таких зеленых закупок в базе Scivai по запросу «Green procurement» (рис. 1) позволил, во-первых, наглядно показать их нарастающую актуальность по числу научных статей, а во-вторых, выявить ряд теоретических пробелов, включающих:

— структурирование потенциала зеленых закупок региона по типу субъектов общественного сектора,

Publication Year

Рис. 1. Частота упоминания нарратива «Green procurement» в базе Scivai [5]

40

— оценку эффективности закупок государства как инструмента государственной поддержки малого бизнеса.

Эти пробелы в научном знании, определили решение исследовательских вопросов оценки, с одной стороны, реализации региональных зеленых закупочных практик, структурирования отобранных экологичных закупок субъектов ЮФО, а с другой — эффектов преференциальных закупок государства для малого бизнеса.

Выявленная проблема обусловила постановку цели исследования: на основе составления когнитивной карты факторов, актуализирующих необходимость формальной ин-ституционализации экологичных закупок и идентификации барьеров доступа малого бизнеса к госзакупкам, обосновать билатеральный эффект закупочной политики государства на эти ее сегменты и предложить меры по его усилению для обеспечения адекватной реакции региональной экономики на вызовы устойчивого развития в экологическом и экономическом отношениях.

Материалы и методы

Анализ зеленых закупочных практик в субъектах Южного федерального округа (ЮФО) осуществлен на сформированной эмпирической базе данных, включающих 891 закупку, выгруженных из Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС)за 2020-2021 гг., с применением фильтрации закупок на основе ключевых слов, характеризующих экологические параметры их объектов.

Оценка эффективности преференциального режима для МБ в системе бюджетных закупок осуществлена также на выгрузке из ЕИС эмпирических данных по закупкам 86 заказчиков Ростовской области, осуществлявших в 2021 г. закупки

по закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ).

Методология исследования включает использование:

— междисциплинарного социологического метода составления когнитивной карты факторов, определяющих целесообразность институционализации экологичных закупок, выявленных на основе анализа литературы и результатов ранее проведенного электронного анкетирования 110 респондентов из 10 регионов РФ (80% респондентов из Ростовской области) в 2021 г. [6],

— сравнительного статистического анализа зеленых закупочных практик восьми субъектов ЮФО, осуществленных в 2020-2021 гг.,

— сравнительного статистического анализа экономии бюджетных средств, полученной 86 заказчиками Ростовской области по закупкам, проведенным в 2021 г. только с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО (СМП и СОНКО) и их общих закупок в целях оценки эффективности преференциального режима для МБ.

Результаты исследования

Совершенствование государственной закупочной политики выступает, на наш взгляд, адекватной реакцией региональной экономики на императивы устойчивого развития. Бюджетные закупки определяются нами как регламентированные процедуры приобретения товаров, работ, услуг субъектами госсектора, т.е. государственные, муниципальные закупки, закупки отдельных юридических лиц, проводимые публично на специальных электронных площадках. Поэто-

42

му закупочная политика, ставя цель обеспечения потребностей субъектов общественного сектора, выполняет также ряд других социально-экономических задач, из которых, в связи с решением вышеуказанных исследовательских вопросов, проанализированы ее взаимосвязи с экологической политикой и государственной политикой поддержки отечественного предпринимательства, прежде всего малого. В современных условиях пандемии и масштабных санкций-2022 недружественных государств в связи с проведением специальной военной операции по освобождению Донбасса государственную закупочную политику правомерно рассматривать также как один из основных механизмов реализации антисанкционной политики, шесть актуальных принципов которой президент В.В. Путин озвучил на 25-м Петербургском форуме.

Прежде всего оценено влияние бюджетных закупок на экологическую составляющую региональной экономический политики. В ряде исследований выявлены эффекты закупочной политики государства на реализацию инновационной политики [7], экологической [6], политики господдержки МБ [8].

Экологические эффекты закупочной политики государства реализуются в рамках формирования и эффективного функционирования института зеленых закупок, через посредство ряда экзогенных параметров, определяющих стратегию региона в контексте ответа на вызовы устойчивого развития. Учитывая теоретически обоснованную билатеральную сущность института бюджетных закупок — удовлетворение потребностей общественного сектора и участие в реализации различных составляющих социально-экономической политики государства, — нами прежде всего проведен анализ зеленых за-

купочных практик в субъектах ЮФО на эмпирической базе, сформированной посредством выгрузки данных из ЕИС за 2020-2021 гг. с фильтрацией закупок по ключевым словам, характеризующим экологические параметры их объектов: биоразлагаемость, вторичное сырье, экологичность, водо- и ресурсосбережение, а также однокоренные прилагательные и сокращения, встречающиеся в закупочной документации. В итоге база данных составила 891 закупку. На рис. 2 представлена структура проанализированных зеленых закупок по категориям учреждений общественного сектора субъектов ЮФУ.

I Медицинские учреждения

Администрации, комитеты, управления

Прочие бюджетные и казенные учреждения

I Образовательные и воспитательные учреждения

I Рекреационные центры

и санатории

I Министерства городов и субъектов федерации

I Социальные центры I Прочие

Рис. 2. Структурирование зеленых закупок в субъектах ЮФО по типу субъектов общественного сектора

Наибольшее количество экологичных закупок (43%) в данном периоде приходится на медицинские учреждения, кото-

44

рые главным образом приобретали медицинские изделия, медикаменты и продукты питания. Помимо организаций, выполняющих административно-управленческие функции, экологичные закупки осуществляли санатории и рекреационные центры, учреждения социальной адаптации различных слоев населения, учебные и образовательные организации.

Таким образом, проведенный анализ текущих практик реализации экологичных закупок на территории ЮФО показывает, что такие закупки систематически проводятся в российских регионах. Однако особенностью их реализации является отсутствие формальной институционализации экологических критериев объекта закупки, вследствие чего в России развитие данного института носит добровольный характер. Это требует введения в закупочное законодательство императивных критериев зеленой продукции.

Для обоснования целесообразности формальной ин-ституционализации экологичных закупок и выявления влияющих факторов использован социологический метод построения когнитивной карты, позволяющий визуализировать знания о развитии экологичных закупок и отражающий характер взаимосвязей между элементами анализируемой проблемы [9]. Полученная когнитивная карта является результатом анализа научной литературы по тематике исследования и ранее проведенного электронного анкетирования 110 заказчиков и поставщиков из 10 регионов РФ, преимущественно из Ростовской области. Ключевой проблемой — центр когнитивной карты (черный круг) — является вопрос: «Каковы мотивы заказчиков к осуществлению экологичных закупок^ императивно не институционализированных в законодательстве?» (рис. 3). Цифрами обозначены факторы, оказывающие влияние на центральную проблему когнитив-

ной карты, а стрелками — связи между факторами и центральной проблемой и между самими факторами. Знаки «+» и «-», изображенные рядом со стрелками, отражают направленность связи: способствует ли рассматриваемый фактор увеличению целесообразности формальной институциона-лизации экологичных закупок или, наоборот, делает ее менее целесообразной.

+

Рис. 3. Когнитивная карта по проблеме «Каковы мотивы заказчиков к осуществлению экологичных закупок, императивно не институционализированных в законодательстве?»

Выделим факторы, влияющие на центральную проблему когнитивной карты, и выявим направления их влияния: 1. Улучшение состояния окружающей среды и здоровья населения региона как фактор мотивации, уровня зна-

46

ний о зеленых закупках социально ответственного госзаказчика [10].

2. Степень ознакомления заказчиков с экологической информацией [11], зелеными критериями, как положительный фактор, повышает целесообразность внедрения экологичных закупок, но может иметь «скрытые» мотивы (фактор 4).

3. Готовность четверти опрошенных заказчиков к повышению квалификации в сфере экологичных закупок положительно сказывается на повышении стимулов их проведения.

4. «Скрытые» мотивы: заказчики, включая экологические характеристики в документацию, могут преследовать личные оппортунистические цели, тем самым ограничивая конкуренцию или негласно поддерживая заранее определенных поставщиков.

5. Стимулирование экологичных закупок в целом увеличивает целесообразность их осуществления, повышает устойчивость региональной экономики.

6. Соответствие закупаемой продукции экологическим требованиям: экомаркировка (2 респондента), энергосбережение и энергоэффективность (4), отсутствие вредных веществ (3), снижение выбросов (9 респондентов) — повышает целесообразность осуществления зеленых закупок.

7. Чаще всего экологические требования включаются в описание закупаемой бумаги, моечных средств, ИТ-оборудования (81 респондент), что подтверждает целесообразность их нормативной институционали-зации в постановлении Правительства РФ от 07.07.2022 № 1224 «Об особенностях описания отдельных видов

товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования» (далее — Постановление № 1224).

8. Более высокая стоимость экологичной продукции снижает целесообразность проведения зеленых закупок ввиду невыгодности и возможности приобретения более дешевых традиционных продуктов, а также сокращает экономию бюджетных средств, что не способствует их институционализации.

9. Более крупные организации чаще включают экологические требования в описание объекта закупки [12], что позволяет рекомендовать их формальную институцио-нализацию на первом этапе для крупных организаций.

10. Использование в качестве метода выбора победителя как минимальной цены контракта, так и совокупных издержек по обслуживанию, эксплуатации и утилизации продукции повышает мотивацию заказчиков к введению экологических параметров в описание объекта закупки.

11. Хотя в описании объекта закупки экологические требования не прописываются, но большинство опрошенных заказчиков считают необходимым включать их в техническую спецификацию, что и в литературе рассматривается как эффективный способ установления зеленых параметров [13].

12. Принятие Постановления № 1224, согласно которому вводится императивная норма установления экологических требований при описании пяти видов закупаемых товаров, а к концу 2024 г. Минприроды России должно представить в правительство предложения

48

о перечне товаров, при закупках которых предъявляются экологические требования, а также о минимальной доле вторичного сырья, использованного при их производстве [14].

Таким образом, синергетический эффект всех обозначенных факторов свидетельствует о целесообразности расширения экологичных закупок, отрицательное влияние некоторых факторов нивелируется за счет положительных эффектов, которые будут получены при их успешной формальной институционализации в законодательстве.

Следующим итерационным шагом данного исследования является оценка влияния государственной закупочной политики на стимулирование развития МБ как базового субъекта экономико-политической устойчивости региональной экономики через более активное подключение его субъектов к доступности такой формы господдержки, как бюджетные закупки, т.е. институционализации их как устойчивых государственных поставщиков. Существенную роль в обеспечении устойчивости развития региональной экономики и национальной экономики в целом играет малый бизнес как драйвер экономического развития, основа среднего класса и политико-экономической устойчивости общества. Поэтому региональная экосистема поддержки малого бизнеса, особенно в условиях стремительно развивающейся цифровизации, а также шоков пандемии и санкций-2022, является важной составляющей антисанк-ционных мер.

Наиболее эффективным механизмом государственной поддержки МБ выступают бюджетные закупки, инструменты которого особо регламентированы в 44-ФЗ (ст. 30, ч. 1): квота закупок у субъектов малого предпри-

нимательства (СМП) и социально ориентированных НКО (СОНКО) с 01.1.2022 составляет: а) 25% объема договоров по результатам общих закупок, б) 20% закупок с преференциями для СМП и СОНКО.

Для оценки эффективности преференциального режима закупочной политики для МБ проведено исследование регионального рынка публичных закупок Ростовской области. В выборку включены 86 государственных и муниципальных заказчиков области, работающих по 44-ФЗ в 2021 г. Сравнительная оценка относительной экономии показала:

— по общим закупкам для всех субъектов, в т.ч. и с участием МБ, она составила у анализируемых заказчиков области 5,2%;

— для преференциальных закупок только для СМП и СОНКО она выросла до 14,6%, т.е. эффективность закупок, организуемых только для них, существенно превышает относительную экономию по закупкам без преференций.

Однако наш ранее проведенный анализ и исследования других ученых позволяют тестировать следующие барьеры для участия МБ в госзакупках:

— организационные барьеры: оформление заявки, поиск денег на обеспечение заявки и контракта;

— отсутствие кадровых, финансовых и материальных ресурсов для осуществления госконтрактов;

— сложность закупочных процедур, высокий уровень их электронизации, не соответствующий цифровым компетенциям собственников и персонала малых предприятий (МП);

— отсутствие практических навыков у выходящих на рынок госзакупок МП;

— недостаточная осведомленность о закупках и их возможностях в отношении господдержки МП;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— нехватка квалифицированных работников и партнеров, особенно в сфере крупного бизнеса, для участия в качестве субподрядчика.

В результате исследования выявлены направления локализации этих барьеров: адресность мер поддержки для незащищенных групп бизнеса: социального, женского (матерей-одиночек), «серебряного», локализованного в моногородах, на удаленных территориях; реализация стратегии «экономического садоводства» через региональные экосистемы взаимосвязи малого и крупного бизнеса в целях субконтрактации; повышение ответственности заказчиков за невыполнение квоты закупок у МБ; минимизация издержек участия в закупках по обеспечению заявки и исполнению контракта; расширение перечня ситуаций получения авансовых платежей; при совершенствовании условий преференциального режима согласование номенклатуры ОКПД2 и др. с институтами бизнес-сообщества; интеграция данных Единого реестра субъектов МСП ФНС и ЕИС в целях мониторинга и оценки эффективности закупок.

Обсуждение и выводы

Совершенствование и эффективная реализация государственной закупочной политики позволяют сориентировать региональную экономику на реализацию концепции устойчивого развития на основе усиления ее выявленного билатерального эффекта. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости, во-первых, формальной (законодательной), а не только нормативной институционализации экологических параметров закупаемой на региональном уровне продукции для нужд субъектов общественного сектора, а во-вторых, на базе цифровизации национальной платформы

публичных закупок повысить транспарентность полной информации о закупках государства в целях локализации существующих барьеров доступа МБ к ним.

В целом, проводимая государством закупочная политика, ориентированная на повышение транспарентности и совершенствование контрактной системы в целях обеспечения экологичных закупок и доступности для МБ бюджетных средств господдержки, достаточно эффективна. Однако ее реализация осуществляется в условиях систематических институциональных трансформаций. Особое значение корректировка этого механизма имеет в современных санкционных условиях, поскольку именно в ситуации экономической нестабильности МБ требуются гарантированные рынки сбыта продукции. Совершенствование закупочной политики в направлении усиления выявленного билатерального эффекта, в т.ч. на региональном уровне, обеспечивает адекватную реакцию региональной экономики на вызовы устойчивого развития в экологическом (зеленые закупки) и экономической отношении, стимулируя развитие МБ как драйвера устойчивости экономического роста и местного общества.

Библиографический список

1. Бодрунов С.Д. Глобальная трансформация современного общества и национальные цели развития России // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2021.—Т. 230.—№ 4. — С.54-65.

2. Устойчивое развитие в период пандемии: природные ресурсы, изменение климата и резилиентность территорий. — М.: Изд. дом ВШЭ, 2021. — 76 с.

3. Florin-Marius M. The digital ecosystem related with the development of SMEs // 16th International Economic Conference — IECS 2009. — Р. 135-138.

4. Единая информационная система в сфере закупок. URL: https:// zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html.

5. Scivai. URL: https://www.scival.com.

6. Белокрылов К.А., Bакуленко А.И., Кишковская А.О., Ситухо А.Н. Концепция внедрения экологичных критериев в контрактную систему закупок // Journal of Economic Regulation. — 2021. — Т. 12. — № 4. — С. 150-158.

7. Cohen B., Amorós J.E. Municipal demand-side policy tools and the strategic management of technology life cycles // Technovation. — 2014. — Vol. 34. — Iss. 12. D0I:10.1016/j.technovation.2014.07.001.

8. McKevitt D., Davis Р. Мicroenterprises: how they interact with public Рrocurement Рrocesses // International Journal of Public Sector Management. — 2013. — Vol. 26. — Iss. 6. — Р. 469-480.

9. Емельяненко А.С., Колесник Д^. Процесс построения когнитивных карт // Bопросы студенческой науки. - 2019. — № 12. - С. 309-316.

10. Tammi T., Saastamoinen J., Reijonen H. Public procurement as a vehicle of innovation - What does the inverted-U relationship between competition and innovativeness tell us? // Technological Forecasting and Social Change. — 2020. — Vol. 153. D0I:10.1016/j. techfore.2020.119922. — Р. 241-258.

11. Шадрина Е^., Bиноградов Д^., Кашин Д^. Отражение экологических приоритетов государства в закупочной деятельности государственных организаций // Bопросы государственного и муниципального управления. — 2021. — № 2. — C. 34-60.

12. Шадрина Е^., Грачева Ю.А. Государственные закупки как инструмент решения экологических проблем // ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. — 2017. — № 48. — С. 6-11.

13. Белокрылова О.С., Bахтина М.А. Экологическая информация как фактор формирования институциональной среды: общая динамика и региональные особенности // Journal of Economic Regulation. — 2022. — № 1. — С.75-87.

14. Постановление Правительства РФ от 07.07.2022 № 1224 «Об особенностях описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственный и муниципальныгх нужд, при закупках которык предъявляются экологические требования». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/d6ae c91603ff628ea274b8552ce2849e06e0aa4c/.

References

1. Bodrunov S.D. Global'naja transformacija sovremennogo obshhestva i nacional'nye celi razvitija Rossii // Nauchnye trudy VEO Rossii. — 2021. — T.230. — № 4. — S. 54-65. 2.

2. Ustojchivoe razvitie v period pandemii: prirodnye resursy, izmenenie klimata i rezilientnost' territorij. — M.: Izd. dom VSJe, 2021. — 76 s.3.

3. Florin-Marius M. The digital ecosystem related with the development of SMEs // 16th International Economic Conference — IECS 2009. — P. 135-138.

4. Edinaja informacionnaja sistema v sfere zakupok. URL: https:// zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html.

5. Scivai. URL: https://www.scival.com.

6. Belokrylov K.A., Vakulenko A.I., Kishkovskaja A.O., Situho A.N. Koncepcija vnedrenija jekologichnyh kriteriev v kontraktnuju sistemu zakupok // Journal of Economic Regulation. — 2021. — T. 12. — № 4. — S. 150-158.

7. Cohen B., Amoros J.E. Municipal demand-side policy tools and the strategic management of technology life cycles // Technovation. — 2014. — Vol. 34. — Iss. 12. D0I:10.1016/j.technovation.2014.07.001.

8. McKevitt D., Davis Р. Microenterprises: how they interact with public Procurement Processes // International Journal of Public Sector Management. — 2013. — Vol. 26. — Iss. 6. — P. 469-480.

9. Emel'janenko A.S., Kolesnik D.V. Process postroenija kognitivnyh kart // Voprosy studencheskoj nauki. — 2019. — № 12. — S. 309-316.

54

10. Tammi T., Saastamoinen J., Reijonen H. Public procurement as a vehicle of innovation — What does the inverted-U relationship between competition and innovativeness tell us? // Technological Forecasting and Social Change. — 2020. — Vol. 153. D01:10.1016/j.techfore.2020.119922.

11. Shadrina E.V., Vinogradov D.V., Kashin D.V. Otrazhenie jekologicheskih prioritetov gosudarstva v zakupochnoj dejatel>nosti gosudarstvennyh organizacij // Voprosy gosudarstvennogo i municipal>nogo upravlenija. 2021. — № 2. — S. 34-60.

12. Shadrina E.V., Gracheva Ju.A. Gosudarstvennye zakupki kak instrument reshenija jekologicheskih problem // GOSZAKAZ: upravlenie, razmeshhenie, obespechenie. — 2017. — № 48. — S. 6-11.

13. Belokrylova O.S., Vahtina M.A. Jekologicheskaja informacija kak faktor formirovanija institucional'noj sredy: obshhaja dinamika i regional'nye osobennosti //JournalofEconomicRegulation. —2022. —№ 1. —S.75-87.

14. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 07.07.2022 № 1224 "Ob osoben-nostjah opisanija otdel'nyh vidov tovarov, javljajushhihsja ob#ektom zakupki dlja obespechenija gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd, pri zakupkah kotoryh pred#javljajutsja jekologicheskie trebovanija". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ d6aec91603ff628ea274b8552ce2849e06e0aa4c/.

Контактная информация / Contact information

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» 344002, РФ, г. Ростов-

на-Дону, улица М. Горького, д. 88.

Southern Federal University, 88 M. Gorkiy str., 344002, Rostov-on-Don,

Russia.

Белокрылов Кирилл Анатольевич / Kirill А. Belokrylov

+7 (863) 201-98-13, k.belokrylov@yandex.ru

Белокрылова Ольга Спиридоновна / Olga S. Belokrylova

+7 (863) 201-98-13, belokrylova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.