Научная статья на тему 'Региональная экономика в стратегическом развитии государства'

Региональная экономика в стратегическом развитии государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое управление / моделирование / векторная оптимизация / развитие экономики региона / strategic management / modeling / vector optimization / regional economic development
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Машунин Ю. К., Машунин И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная экономика в стратегическом развитии государства»

Машунин Ю.К.

д.э.н., доцент, Дальневосточный федеральный университет

Машунин И.А.

к.э.н., преподаватель, Дальневосточный федеральный университет

mashunin@mail.ru

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

Ключевые слова: стратегическое управление, моделирование, векторная оптимизация, развитие экономики региона.

Keywords: strategic management, modeling, vector optimization, regional economic development.

1. Введение

Экономика страны переходит в настоящее время на интенсивный путь социально-экономического развития в условиях глобального цифрового пространства, в связи с чем усиливается роль государственного регулирования экономики. Важную роль в современных условиях хозяйствования приобретают социально-экономические процессы регионального (территориального) управления во взаимосвязи с централизованным [1] и отраслевым управлением [2, 3, 4]. Решению проблем развития экономики региона уделяется большое внимание как за рубежом [2, 3, 4], так и в Российской Федерации [5-22]. Это направление исследований рассматривается в данной работе, которая является дальнейшим развитием работы [9] и других работ авторов [10-19].

Целью данной работы является анализ региональной экономической политики и места региональной экономики в многоуровневой политике государства, разработка концепции прогнозирования и стратегического развития экономики региона в виде математической модели, которая построена на основе задачи векторной оптимизации с использованием модели Леонтьева В.В. «Затраты - выпуск», определяющей взаимосвязь всех отраслей региона и с учетом инвестиционных вложений в каждую отрасль экономики региона, представление стратегического развития региональной экономики на реальных статистических данных.

В работе для реализации сформулированной цели проведено исследование и разработана методология моделирования стратегического развития экономики региона на несколько лет, которая включает:

• анализ политики, роли и места региональной экономики в современном обществе, целей и приоритетов регионального развития в социальном и технологическом развитии государства [5, 9, 19];

• анализ научно-технологического развития (моделирование) региональной экономики, учитывающий статистические данные, экономические показатели (факторы), определяющие динамику развития региона и коэффициенты, характеризующие темпы роста этих факторов;

• автоматизацию расчетов экономических показателей;

• построение дискретно-динамической модели развития экономики региона, в которой ограничения сформированы в три блока: межотраслевой баланс (модель «Затраты - выпуск»), блок воспроизводства на основе инвестиций; ограничения, накладываемые на ресурсные и производственные мощности региона [9-18];

• тестирование технологии моделирования развития региональной экономики на реальных статистических данных региона (Приморского края).

2. Анализ политики, роли и места региональной экономики в современном обществе

Рассмотрим стандартное определение политики региона [7, 9]:

Политика региональная - деятельность органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, которая включает в себя взаимоотношения между государством и регионами, а также регионов между собой и является составной частью общенациональной политики государства.

Представим также определение выдающегося русского философа В.И. Ленина - «Политика - это концентрированное выражение экономики» [6]. Такое определение политики характеризует поведение государства (руководящих органов) в условиях (нездорового) глобального окружения. В этих условиях реализация региональной политики отражается в системе сформированных целей по каждому виду деятельности (в том числе по видам экономической деятельности) государства и решению практических задач, направленных на реализацию этих целей. Решение задач сводится к законодательным, административным, экономическим мероприятиям, осуществляемым центральными, региональными и местными органами власти.

Структура многоуровневой иерархической системы (ИС) государства, направленная на решение задач стратегического планирования и управления как на отдельных уровнях экономики, так по государству в целом представлена

на рис. 1. На рисунке представлены цели стратегического планирования и задачи управления, которые определяют результативность деятельности органов государственной власти РФ, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных структур исполнительной власти в области модернизации, инновационного и научно-технологического развития и сотрудничества регионов России.

Иерархическая структура государств

Цели управляющих органов государства

Цели - Задачи:

сбалансированная и взаимовыгодная торговля в динамике

Ф ф

Цель. Наиболее полное удовлетворение духовных н материальных потребностей населения государства (по модели Маслоу: физиологической и безопасности). Разработка крупных целевых программ, повышающих социально-экономический уровень жизни населения (а не прибыли «олигархов»)

Ф Ф

Цель. Повышение экономического н социально-культурного уровня жизни населения региона: участие в функционировании единого хозяйственного комплекса РФ

4- *

Цель. Повышение экономического и социально-культурного уровня жнзнн населения на уровне МО.

* Ф

Цель. Максимизация добавленной стоимости -японская модель, вместо цели максимизация прибыли.

Рисунок 1.

Управление в многоуровневой иерархической системе государства

В рамках управления многоуровневой иерархической системой государства рассматривается четыре уровня: фирмы (предприятия) - муниципальные образования - регионы (субъекты РФ) - государство, к ним добавлен уровень, который определяет взаимосвязь государства с мировой экономикой.

На верхнем (нулевом) уровне ИС - высшая управляющая подсистема, которая формирует информацию для принятия решений, связанную с международными организациями, координирующими развитие внешнеторговых операций различных стран. Координация выполняется путем решения задачи сбалансированной и взаимовыгодной торговли в динамике. Результатом решения является Х5, 5=1, - объемы прибыли (дохода), который будет иметь ве страна при поставке соответствующих товаров в другие страны.

На высшем (первом) уровне государства рассматриваются управляющие подсистемы, моделирующие деятельность управления экономикой своих стран. Целевая направленность органов государственной власти РФ определяется наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей населения государства, ростом его жизненного уровня (т.е. реализация по модели Маслоу первой и второй потребности - физиологической и безопасности).

Как правило, цель развития государства отражена в Конституции. В конституции РФ слово «цель» отсутствует. Нечто похожее на цель представлено в седьмой статье (табл. 1). Для сравнения представим выписку статьи 15 из Конституции Союза Советских Социалистических Республик.

Управление базируется на основе законодательства и данных об потенциальных возможностях отраслей. Под-система_формирует управляющий вектор объемов продукции на экспорт, который могла бы освоить данная страна, Х'5, 5 = 1, 5 и сообщает его на уровень региона.

• На уровне региона механизм прогнозирования, планирования и управления должен быть направлен:

- на повышение экономического и социально-культурного уровня жизни населения региона; на участие в функционировании единого хозяйственного комплекса России с взаимовыгодной пользой (т. е. в общероссийском разделении труда);

- на развитие региона, которое должно идти с учетом рационального природопользования, разработки ресурсосберегающих технологий, интенсификации развития производства.

Сравнение целей развития государства

Конституция Российской Федерации. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2007. - 64 с. Конституция Союза Советских Социалистических Республик. - М.: Юрид. Лит., 1989. - 48 с.

Статья 7 Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание благоприятных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Заметим: За двадцать лет действия данной конституции валовой объем производства увеличился на 1,5%. (в Китае на 5-6% ежегодно). При этом появилось свыше ста двадцати миллиардеров (в Китае 50). Статья 15 Высшая цель общественного производства при социализме - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей. Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышения эффективности производства и качество работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства.

Система территориального планирования и управления должна базироваться на хозяйственной деятельности отдельных предприятий (фирм) и их объединений, которые являются основным производителем продукции региона. Только с увеличением объема продукции, выпускаемой в регионе, повышением ее качества, конкурентоспособности можно связывать рост благосостояния населения. Функционирование каждого региона направлено на решение трех глобальных целей: наиболее полное удовлетворение материальных, духовных потребностей населения; производство продукции общероссийского назначения; выполнение природоохранных мероприятий на каждом технологическом производстве для сохранения природы в первоначальном состоянии.

Для реализации поставленных целей необходима информация о будущих тенденциях развития региона, т.е. региональный прогноз, который включает следующие основные виды прогнозов:

- демографические прогнозы (численность и структура населения, трудовые ресурсы);

- прогнозы развития и добычи природных ресурсов;

- прогнозы развития науки и техники региона.

На основании этих данных даются экономические прогнозы динамики развития производства и их агрегированные оценки.

При реализации производственных задач сформулированные выше глобальные цели (оценки) развития региона разделяются на ряд подцелей, которые по своей сути представляют решение крупных комплексов задач.

В соответствии с первой глобальной целью - наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей населения региона - решаются следующие комплексы задач:

• обеспечение населения продовольствием;

• обеспечение населения товарами народного потребления;

• обеспечение жильем каждой семьи региона;

• развитие социальной инфраструктуры для реализации потребностей населения в медицинском, коммунальном и бытовом обеспечении;

• обеспечение надлежащего уровня образования и культуры населения.

Попутно должны решаться задачи повышения качества выпускаемой продукции и снижения ее себестоимости.

Вторая цель связана с общегосударственными интересами.

В соответствии с третьей целью - выполнение природоохранных мероприятий - решаются следующие комплексы задач:

• разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий;

• более глубокая переработка природных ископаемых региона, в том числе вторичная переработка отходов, накопленных в местах добычи полезных ископаемых региона.

Необходимо, чтобы воздействие вновь начинаемых производств (строек) на окружающую среду было незначительным, т. е. такие производства должны учитывать затраты на все природоохранные мероприятия и решать задачи по охране окружающей среды от загрязнения ее существующими предприятиями.

• На уровне муниципального образования прогнозирование, планирование и управление должно быть направлено на повышение экономического и социально-культурного уровня жизни населения территории.

• На уровне фирмы рассмотрим цели прогнозирования. Анализ основных направлений развития теории фирмы, выполненный в работах [12-14, 18, 20], показал, что каждое теоретическое направление исследует фирму с какой-то одной точки зрения, и математическая модель такого направления представлена однокритериальной задачей. Дальнейшее развитие фирмы (предприятия) связано с теорией множественности целей. В рамках этого направления построена математическая модель промышленного предприятия в виде векторной задачи линейного программирования [15 , 16, 17].

Модель максимизации добавленной стоимости - японская модель определяется тем, что добавленная стоимость вычисляется как разность между продажами компании за определенный момент времени и издержками (затратами) на товары услуги, приобретенные у внешних поставщиков. Тем самым добавленная стоимость включает труд, управление, капитал, затраты на прибыль. При таком подходе каждый работник и акционер фирмы, максимизирующей добавленную стоимость знает, что независимо от экономических условий постоянным инвестициям в производственные мощности и оборудование, в исследования и разработки, в развитие рынка должен быть отдан приоритет. Если возни-

кает необходимость сократить вознаграждение работникам, то в первую очередь будет сокращено жалование старшему управленческому персоналу. Таким способом японские автомобилестроители и другие компании, невзирая на экономические условия, год за годом стремятся максимизировать добавленную стоимость [4]. В рамках такой модели регулярно идут налоговые отчисления в доходную часть бюджета государства, региона, муниципального образования, повышая социальный уровень жизни населения. Но такая целевая направленность должна быть закреплена законодательными органами.

3. Организация управления регионом

Исследование организации управления экономикой региона и межотраслевых связей, проведенное с позиций системного подхода и теории управления [12], показало, что управление регионом осуществляется на уровне экономики (управление предприятием, отраслью) и на уровне бюджета. На первом уровне - экономики региона управление реализуется рынком.

На уровне бюджета осуществляется управление социально-экономическим развитием региона. При таком управления регион разделен на два крупных блока: объект (природная среда, население и экономика региона) и субъект управления (решающий задачи планирования и контроля), представленный администрацией и законодательным органом региона на рис. 2 (см. подробнее [18, 19]).

Органы исполнительной власти - Субъект управления

Прогнозирование

Прогноз развития экономики региона

Состояние экономики региона за

ТТПОТТТРТТТТИЙ И ТРГУТТТИН ГТГПП.-Л_

Состояние экономики на будущий периоду Х(:1 [ х,(:) |

Планирование

Бюджет Доходная Расходная Части

Состояние бюджета _будущий у период

■а ратона на

х<Л=гаЛ} ©

Состояние бюджета региона ^За проше,тптнй и текущий период (

На сохранение ©

Норматив но-справ очная (плановая, бюджетная, налоговая) информация _(База данных) —

План.

Принятие решений

Законодательное собрание Приморского края

По плану контр и л^о

(после утверждения)

Анализ текущего состояния _ _ досхупаешш-ц _ _

финансирования бюджетных _организаций_^

Регулирование

(Органы исполнительной власти }

3 уровень управления

Воспроизводство

За счет бюджетных ассигнований (региональных Хвн р государ с те .Х-™ )

|Учет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статистический учет

(Территориальный орган федеральной слулсоы)

Управляющее

Информация о|состоян ш региона

Регион - Объект управления

Межрегиональные мафр: 1льныепотокн

П

Рынок ресурсс^

Материальные

А'Х

Трудовые^!

Мощности -

Х(г°+Д1) Фннаисы-

7.3,7,4

| й | Ресурс! т ^

Природная среда Население 1,2 уровень управления

Экономим'

. Управление предприятием

(контур планнр контроля}

Воспроизводство Xя". X1

Производство

(Фирмы-Отрасли региона 1

Фннансы

Государство

ьвары-

Стоимост

Р^лнок товаров, I Услуг

Клиенты

..Пользователи -У

Предприятия АХ

(Налоги-

Федеральный Р егно н аль ный Мун ицнпальны й

Доход

Бюджетные организации и социальная

сфера

Налоги

X

Финансовые

организации -банки

(проценты)

Собственники (учредители)

(Дивиденды)

Информация о налоговых постлттленнях

Межрегиональные финансовые потоки

Рисунок 2.

Организация управления регионом: •->■ материальные,финансовые, - -> информационные потоки. 98

Уровни экономики и бюджета региона экономически и организационно связаны между собой.

Дадим оценку влияния уровня экономики на бюджет. При производстве и реализации товаров, произведенных в регионе, формируются налоговые отчисления, которые дают основу для доходной части бюджета региона, (а также доходной части бюджета муниципального образования и федерации). Поэтому регион заинтересован в развитии экономики и увеличения доходной части бюджета. Следовательно, регион должен активно участвовать в управлении развитием экономики региона.

Для прогноза и оценки экономического потенциала региона, и, как следствие, налоговых поступлений, формируется финансовый план, который в соответствии с бюджетным кодексом РФ [1] формируется на три года. При разработке финансового плана используются статистические данные развития экономики региона, (которые накапливаются в блоке «Территориальный орган федеральной службы по ПК» на рис. 2) [13, 14].

Дадим оценку влияния уровня бюджета на экономику. Оно определятся тем, что на уровне бюджета наряду с другими формируются два мероприятия: расчет величины налоговых отчислений (к сожалению, как правило, на уровне государства); формирование федеральных и региональных проектов (целевых программ). Задача административных органов управления в этой области состоит в ежегодном повышении величины налоговых отчислений как основы повышения социально-экономического уровня населения региона. Это отражено на региональном и муниципальном уровне управления, представленном на рис 2.

Воспроизводственные процессы осуществляются также на двух уровнях: на первом уровне воспроизводство осуществляется предприятиями за счет амортизационных отчислений и инвестиций из прибыли; на втором уровне региона (субъекта РФ) и государства воспроизводство осуществляется в виде «целевых программ». Воспроизводственные процессы включают в себя воспроизводство регионального продукта, трудовых ресурсов, капитала, природных ресурсов и т.п.

Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

4. Численное моделирование развития региональной экономики в рамках инвестиционного процесса

Процесс принятия решения по управлению экономикой региона объединяет административную и экономическую деятельность, которая предполагает использование инструментария, базирующегося на реализации экономико-математических методов.

Механизм государственного регулирования экономики региона с использованием математической модели в виде задачи векторной оптимизации включает семь блоков:

1. Подготовка и анализ статистических данных за год;

2. Построение модели (математическая постановка задачи) развития экономики региона в виде векторной задачи;

3. Численная постановка задачи: построение межотраслевого баланса на базе статистических данных; формирование цели экономического развития; расчет экономических показателей, ограничений, накладываемых на функционирование региона;

4. Построение численной модели развития экономики региона;

5. Процесс моделирования, в результате которого получим объемы валовых выпусков и конечное использование продукции отраслей региона;

6. Формирование показателей развития экономики региона, в совокупности представляющих финансовый план региона, в т.ч. налоговые отчисления, определяющие доходную часть бюджета региона;

7. Принятие окончательного управленческого решения по развитию экономики региона - административное воздействие (регулирование).

4.1. Подготовка и анализ статистических данных

Статистические данные, используемые для анализа экономики региона, представлены в официальном сборнике «Социально-экономические показатели» [22]. Рассматриваются основные экономические показатели региона в целом «Объем и динамика валового регионального продукта» (млн. руб.), представленные в табл. 2.

Объем и динамика валового регионального продукта

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Ресурсы (Валовой вышек) регио] млн-дуб. Я79375 1025S27 1064724 1095435 1081900 1087200 1093600

Промежуточное потребление 40Ц96 +79275 507235 519820 50565 0 508250 511340

Валовой региональный продукт (ВРП) млрд. руб. Г J 6 т IW 57 76] 0 5S10S ы D jJ 58 5100 t\ J

На. л\тш7 населения тыс. рублей iht h 4 зке S2.6 t 2Е 59 29^6 f i - М

Основные фонды на конец года, млрд. рублен J 2612.2 2 J J +81.1 1 J 2739.9 ■ 3 125.8 ■ ■ J Г п [/;

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 123.1 134.3 139.2 130.5

Налог на прибыль организаций 12226,6 12533 13584 14008,5 14878.7 15086,0

Налог на доходы физических л:::: 2537»,3 2855». 1 29265 31721 30907.6 32827,5 33284.9

Налоги на имущество 5521,3 6745.5 6519 7301 6726,4 7144,2 7243.7

Доля налоговых поступлений в сч +2,31 +2,37 43 +5,2 48.26 +2,3738 +2,37383

Доходы консолидированного бюджета, млрд. рублей 112.7 121.2 130.4 135.4

в 0 о к валовому регион. продукту 19.5 18.9 18.2 18.4 19,94 19,92 19,90

Расходы консолидированного VWWWVWWWVvVVУvWWWVWWWVW бюджета, млрд. рублей 122 2 125.5 130.9 130.7

в валовому регион, продукту 21 2 19.5 18.3 17.7 19.94 19.92 19.90

Внешнеторговый оборот, млн. долл. США, в том числе 12947.2 129114 7038.4 5691.5

экспорт 4244.6 5264.9 3370.1 2467.9

импорт 8702.6 7646.5 3668.3 3223.6

Источник: графы: «Статистика» [21]; «Прогноз» - расчетные.

Базой модельных построений являются статистические данные: «Счет производства по видам экономической деятельности» Приморского края за 2016, табл. 3.

Таблица 3

Счет производства по видам экономической деятельности в 2016 году (млн. руб.)

Виды экономической деятельности Ресурсы IIet 1 ользование Численность населения, занятого 6 экономике Заработная плата населения, среднемесячная

выпуск в основных ценах промежуточное потребление валовая добавленная стоимость

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 60522 21313 33 149 70182 26684.7

Рыболовство, рыбоводство 75505 35383 40122 20504 67305

Добыча полезных ископаемых 21291 1 1846 9445 10057 39724

Обрабатывающие производства 214363 149476 64887 111790 34941.5

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 8530Q 58697 26603 30968 37549.6

С тр о ител ь ств о 92571 5122 1 35350 57369 26485.9

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, ... 217161 82653 134508 194424 22848.7

Гостиницы и рестораны 18296 6941 1 1355 20918.4

Транспорт к связь 277022 99228 177794 99295 44960.8

Финансовая деятельность 36SS 1 764 1924 14509 61408.8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 107411 33672 73739 26534 29981.7

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; ... 76433 261 79 50254 68890 46498.3

Образование 30354 7613 22741 78651 30241.1

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 52606 15279 37327 59178 31920.9

Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг 25716 8028 17688 18935 31^93

Деятельность домашних хозяйств 0 0 0 0 0

Итого 1358239 621353 736886 973944 35677.1

Источник: Приморский край. Социально-экономические показатели: Статистический ежегодник. - Владивосток, Приморск-стат, 2017. - С. 118.

Для построения межотраслевого баланса, который является составной частью математической модели региона, мы используем статистические данные «Расходы на конечное потребление и фактическое конечное потребление», представленные в табл. 4.

Таблица 4

Расходы на конечное потребление и фактическое конечное потребление (млн. руб.)

Виды расходов 2016 год Структура

Валовой региональный продукт 716 650 100%

Расходы на конечное потребление 638 632 87,6

в том числе: домашних хозяйств 488 054 66,1

государственного управления и некоммер. организаций 150 578 21,5

в т.ч.: на индивидуальные товары и услуги 74 010 10,5

на коллективные услуги 76 568 11,0

Социальные трансферты в натуральной форме 74 010

валовое накопление 334 646 20,1

Фактическое конечное потребление 638 632 Изм.з. 3,2%

в том числе: домашних хозяйств 562 064 Расхожд. - 10,9

государственных учреждений 76 568

Для прогноза социально-экономического развития рассматриваются статистические данные доходных и расходных частей консолидированного бюджета региона.

Доходная часть консолидированного бюджета региона характеризуется налоговыми поступлениями, которые распределяются в федеральный бюджет, консолидированный бюджет субъекта РФ. Доходная часть бюджета региона и налоговые поступления (млн. руб.) представлена в табл. 5.

Таблица 5

Доходная часть консолидированного бюджета региона

V1 \1 м 11М11 (1 мр ч емпые ДОХОДЫ Поступило Е консо лиднрованнын бюджет РФ в том чт и- :

в федеральный бюджет в консолидированный бюджет субъекта РФ

млн. руб в % к со-отб. периоду года млн. руб 13 С/о К СО - отв. периоду млн. руб. в % к соотб. периоду преды душе го года

Всего поступило доходов 98 911,4 115,7 16 097,4 123,2 82 813,9 114,4

Н алсг на при5ьс1ь 19 934А 117,6 1 776,3 94,3 18 157,8 120,5

НДФЛ 40 680,4 113,1 X X 40 680,4 113,1

НДС 9 046,5 134,4 9 046,5 134,4 X X

Акцизы 4 567,3 103,0 2 007,7 89,6 2 559,6 116,7

Налог на имущество фи : -1: 351,6 124,8 X X 351,6 124,8

Налог на н г щес: во оргуц: 9 100,7 109,9 X X 9 100,7 109,9

Транспортный налог 1 676,9 125,5 X X 1 676,9 125,5

Земельный налог 2 517,4 110,4 X X 2 517,4 110,4

ндпи 374,2 92,4 12 7,7 95,8 246,5 90,7

Остальные налоги: и сборы 10 662,3 121,2 3 139,2 151,5 7 523,0 111,8

Структура доходов консолидированного бюджета региона представлена в табл. 6.

Таблица 6

Структура доходов консолидированного бюджета за 2016 г.

Наим^Е]ОВ!111и^ доходОн Сумма, млн рубле ¡I Удельны П вес, [IPOHCI1ТЫ

Нагюгоныс вкыапого&ые доводы 954 73 .Об 84,59

r том числе:

налоги 1Ш лрнбъшь 58838.20 61,63

налоги на товары ( работы, услуги), реализуемые ма территории Российской Федерации 8636.34 9.04

налоги 1эа совокупный доход 6777,80 7.10

налоги на имущество 13775,7 i 14,4-3

налоги, своры н регулярные платежи за пользование природными ресурсами 576,64 0.60

государственная пошлина 577.40 0.60

'-i ю н ю,-1;■ »i перерасчеты но отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 0.99 0,001

лохолы от использования имущества, находящегося а юсударс геенной и муниципальной c»jfici веннос1 и 2983,6] 3,13

платежи при [юльзонанин ПрнроЛНЫМИ ресурсами 345.76 0,36

доходы от ока*н1ния платных услуг л компенсации затрат roe у; lapema 438,66 0,46

доходы от продажа материальных и нематериальных активов i 191.02 1.25

аиминнстратнвны» платежи и efSopbt 15,64 0.02

Ш1"рафы, санкщш, возмещение ущериа 1 138.88 1,19

прочие невалоговые доходы 176.34 0.18

посту плен и» (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджета о fi системы Российской Федерации 0 0

безвозмездные поступле] шя 17396.60 15.41

Итого доходов 1 12869.66 100,0

Расходная часть консолидированного бюджета региона представлена в табл. 7.

Структура расходов консолидированного бюджета региона (млн. рублей)

Наименование статьи Консолидированный бюджет 1Грнморского края Краевой бюджет Бюджеты мун и ци пал ьных образований

Сумма, млн рублен Удельный вес. проценты Сумма. млн рублей Удельный вес. проценты Сумма. млн рублей Удельный вес, проценты

Расходы, всего 108223,15 100.0 85148.43 100.0 41466.66 100,0

Общегосу да рстъсн в ые воирисы 8825.89 8.16 3615.97 4.25 5741.71 13.85

Национальная оборона 26.4 L 0,02 25,29 О.ОЗ 49.40 0,12

Национальная безопасность, празоохран игельная деятельность 1508.10 1,39 1 169.23 1,37 423,99 1,02

Н а цн онал ьная экономика 19647.21 18.15 16213.34 19,04 4075,74 9,83

Жплнщно- коымуналыюе хозяйство 12169.95 11,25 9047,36 10.63 4216,01 10,17

Охрана окружающей среды 102,65 0.10 75.22 0.09 27,43 0,07

Образован и с 27144.50 25.08 17328.84 20.35 22434.90 54.10

Культура, к'11 немато! раф н н 2792.55 2,58 925,45 1.09 1956,68 4,72

Здравоохранение 16450.03 1 5,20 16429.91 19.30 20.12 0,05

Физическая культура и спорт 2079.0» 1,92 1494.95 1,76 656,71 1,58

Социальная политика 16419.89 15.17 15973.35 18,76 755.26 1,82

Средства массовой информации 389,89 0,36 316.40 0.37 73.50 0,18

Обслуживание государствен ного и муниципального долга 667,00 0.62 64.63 О.ОВ 614.75 1,48

М ежбюджет и ые трансферты бюджетам мун пнипальн ы \ образований и субъектов Российской Федерации - - 2468.49 2.90 420.46 1,01

Представленные статистические показатели в следующих разделах используются для моделирования и прогнозирования экономики региона.

4.2. Построение математической модели развития экономики региона в виде векторной задачи

Математическая модель экономики региона является составной частью методологии и служит отправной точкой для построения численной модели. Математическая модель экономики региона, включающая межотраслевой баланс и воспроизводственный процесс, определяемый инвестициями, рассматривается в динамике на период 10+А1= I0, 10+1, ..., 10+Т лет и представлена формулами (1)-(10) в [9, с. 878].

4.3. Подготовка экономической информации для построения модели экономики региона

Для построения численной модели экономики региона (1)—(10) [9] подготовка экономической информации включает четыре блока: построение межотраслевого баланса, определяющего взаимосвязь всех отраслей региона; формирование целей экономического развития региона (1)-(3) [9]; расчет экономических показателей (5)-(6) [9]; расчет экономических показателей динамики развития (10).

1 блок. Построение межотраслевого баланса осуществляется с использованием статистических данных таблиц 3, 4 и представлено в табл. 8.

Межотраслевой баланс экономики региона Приморского края за 2016 год, млн. руб.

Промеа куточно потреб." еиие{Х(1)Л-(0} Кон чный спрос -Y(t)

\ 1Ш4- Рыоо До- Оора- Про- Строи Опто- Гос- Транс порт и Фи- Операции Госу-дарст- управ- Оора- Здраво охра- Пре- Итого® 1+... -15) Конечное потребление Валовое Изяе- Итого* 21) Всего ресурсов

\ лесово- пае- X; произ- ДСТБО рас-преде- СТБО pos-тор- рес- дея- ние мер- Домаш Государственных учреждений. некомыер- ление риаль-

Xt к знер- X* X- Xs х* Х,0 х„ Хз1 х!5 Х1+* кол- индивиду- ла

.....\ X; X]f AX(t) VC- ю е-ары услуги Y(t) X(t)= AX+Y(t)

0 1 2 3 4 5 6 S 9 10 11 12 1J 14 15 Ii 17 1S 19 20 21 22 23

1 б 925 б 75S IIS 2 990 12 143 4 1S5 314 24S 35 S4 22 15 1 т68 332 23 950 31 S97 2 SS7 2 636 4 9S6 364 36 572 60 522

2 :: б 3 538 3 1 94 58. 138 8 1 3 69 69 И 316 231 89 105 109 17 509 34 896 1 956 3 S02 5 5S3 363 5Т 996 75 505

з 3 35 IIS 149 5S7 916 1 454 10 1S 551 131 76 153 SO 4288 9 133 1 050 64 1 51S 490 17 003 21291

4 б 739 14 04 3 7S0 61 225 19 9S0 21 973 5 315 457 2S4SS 64 1 590 : бб: 323 1 2S3 771 16S 69t 45 839 1 090 2 225 8 229 5 709 45 667 214 363

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 2 236 4 129 2 369 21 255 12 7S0 8 469 3 536 270 2 977 69 133 1 632 837 1 582 1 782 64 056 19 744 1 487 1 637 3 015 253 21 244 85 300

6 5 SS0 2 S31 1291 14 94S 10 :24 4 056 707 492 7 626 114 6 024 2 466 431 715 465 5S 570 И 529 52 513 9 615 237 34 001 92 571

7 584 212 1 353 12 045 1 233 11 525 И 415 2 48: 14 998 520 10 4 1 1 058 4 224 7 т18 3 134 S2 9.4 111 634 9 223 5 675 1' 71S : 132 134 1S7 217161

8 60 195 15 164 646 126 901 347 198 35 3 738 1 309 305 458 161 8 658 3 428 2 169 2 900 64 9~ 9 63S 18 296

9 241 599 1 069 19 255 5 389 4 034 33 115 1 103 25 561 424 5 734 10 S04 14S 12 200 99419 16 Ii: 12 IIS 16 702 4 3 04 169 336 277 022

10 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 11 0 0 0 0 11 1 905 1 S23 1 2S3 176 72 3 677 3 688

11 S94 2S61 S 265 S54 13 21" 110 2 2S9 524 305 186 151 42 003 39 9S3 9 211 4 308 2 275 48 65 408 107 411

12 16 259 459 4 40. 2 190 1 933 4 133 347 3 146 35 1 34 1 309 335 458 401 20 7 /6 34 54S S 630 23 702 3 759 177 55 657 76 433

13 301 14 53 1 196 35 29 41 3 308 265 168 236 69 168 120 3 006 14 073 S 107 8 600 14S2 250 27 34S 30 354

14 1 343 1 372 613 1495 5S7 S9S 1 215 174 1 985 53 707 3 665 305 611 161 15 182 19 2SS 15 722 5 832 S40 69 37 424 52 606

15 30 505 24 1495 176 120 198 19 39. И 508 131 152 61 161 3 988 9 т67 1 515 2 077 674 172 21 "2S 25 716

Итого* 27 373 3538. 1184< 149 476 58 697 57 221 82 653 6 941 99 228 1 764 33 672 26 179 7 613 15 279 8 028 621353 4S7 082 81 05" 77 373 •б 636 14 73$ 736 886 1 358 23!

Оплата труда 22 473 16 560 4 794 46 873 13 954 20 458 53 610 5 377 80 849 1 462 9 546 18 439 1 542 10 668 6 224 312 830 И

Налоги 4 270 3 146 911 S 906 2 651 3 887 10 186 1 022 15 361 278 1 814 3 503 293 2 027 1183 118 057 =СУ MMiX6:X20) I

ПрИОЫЛ! 6 406 20 415 3 740 9108 9 998 11 004 70 713 4 957 81 584 18? 62 379 28 311 20 906 24 632 10 281 364 618

ВДС* 33149 40122 9445 64887 26603 35350 13450S 11355 177794 1924 73739 50254 22741 37327 17688 736 886 Z(i)

Всего* 60522 75505 21291 214363 85300 92571 217161 18296 277022 3688 107411 76433 30354 52606 25716 1358 23! X(t)

Трудовое 74.5 20.6 10.5 101.3 37.1 61.5 195 26.2 112.8 14.2 68.4 78.1 78.4 60.7 32.3 971.6 чел. I Ч\Ш(В2 Ш]

Основные Фонды 62.1 15.1 97.0 156.3 49.9, 10.5 33.3 38.8 662-2. 34.3 13.8 352.4 54.9. 33.7 249.5, 65.0 30.7 19.4. 22 1980.2

Инвестиции

* Статистические данные, млн. руб. табл. 1980.2 млрд.руб.- остаточная стоимость,3346.3 - 2. Остальные данные рассчитаны полная учетная стоимость в соответствии [19]

1) Экономические показатели «Ресурсы» (валовой выпуск) ПК: (Х(), /=1, п }, п=15 табл. 3 - представлены в графе 23 «Всего ресурсов», а также в строке 21 «Всего*» межотраслевого баланса;

2) Числовые величины показателя «Промежуточное потребление» ^ . 1 А'Х , где АХ, '=1, п агрегированное промежуточное потребление отрасли табл. 8;

3) «Валовая добавленная стоимость» 2(/) табл. 3, представлена в 20-й строке «ВДС»;

4) Используя произведение: «Численность населения, занятого в экономике» * «Заработная плата населения, среднемесячная» табл. 3, сформируем строку 17 «Оплата труда» по отраслям табл. 8;

5) Объемы налогов по отраслям табл. 8 формируем на основе отчетных данных администрации региона;

6) Строка 19 «Прибыль»: Прибыль = ВДС - Оплата труда - Налоги.

7) Расчет величин промежуточного потребления по всем видам экономической деятельности Х/(/) , '=1, п ,

/=1, п произведен на основе процентной структуры межотраслевого баланса по Российской Федерации по каждому виду экономической деятельности, представленной в табл. 9.

Таблица 9

Структура промежуточного потребления межотраслевого баланса

0.2530 0.1910 0,0100 0,0200 0,0002 0.0025 0.0506 0,0452 0,0025 0,0200 0.0025 0.0009 0,0020 .1157 0,0414

0.0831 0.1000 0.0003 0,0120 0,0100 0.0024 0.0989 0,0100 0,0007 0,0064 0.0094 0.0088 0,0117 0,0069 0,0136

0.0001 0.0010 0,0100 0,0010 0,0100 0.0160 0.0176 0,0010 0,0001 0,0100 0.0164 0.0050 0,0100 0,0100 0,0100

0.2462 0.3969 0,3191 0.4096 0,3404 0.3840 0.0643 0,0659 0,2871 0,0364 0.0472 0.1017 0,0424 0,0840 0,0961

0.0817 0.1167 0,2000 0,1422 0,2177 0.1480 0.0428 0,0389 0,0300 0,0393 0.0040 0.0623 0,1100 0,1035 0,2219

0.2148 0.0800 0,1090 0,1000 0,1793 0.0709 0.0086 0,0708 0,0769 0,0645 0.1789 0.0942 0,0566 0,0468 0,0579

0.0213 0.0060 0,1142 0,0806 0,0210 0.2014 0.1381 0,3581 0,1512 0,2947 0.3110 0.0404 0.5549 0.5051 0,3904

0.0022 0.0055 0,0013 0,0011 0,0110 0.0022 0.0109 0,0500 0,0020 0,0200 0.1110 0.0500 0,0400 0,0300 0,0200

0.0088 0.0159 0,0902 0.1288 0,0918 0.0705 0.4007 0.1589 0,2576 0,2401 0.1703 0.4127 0,0194 0,0008 0.0249

0.0000 0 0 0,0000 0 0 0 0,0000 0 0,0000 0.0003 0 0,0000 0,0000 0,0000

0.0270 0.0253 0,0490 0,0472 0.06Л 0.0500 0.1000 0,1230 0,1332 0,0625 0.0680 0.0200 0,0400 0,0122 0,0188

0.0006 0.0073 0,0387 0,0295 0,0373 0.0338 0.0500 0,0500 0,0317 0,0200 0.0400 0.0500 0,0440 0,0300 0,0500

0.0110 0.0004 0,0045 0,0080 0,0006 0.0005 0.0005 0,0005 0,0031 0.1500 0.0050 0.0090 0,0090 0,0110 0,0150

0.0491 0.0388 0,0518 0,0100 0,0100 0.0157 0.0147 0,0250 0,0200 0,0300 0.0210 0.1400 0,0400 0,0400 0,0200

0.0011 0.0143 0,0020 0,0100 о.оозо 0.0021 0.0024 0,0028 0,0040 0,0060 0.0151 0.0050 0,0200 0,0040 0,0200

1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0

Данные межотраслевого баланса по каждому виду экономической деятельности Х/(/), '=1,15 , /=1,15 , занесем в блок 15*15 «Промежуточное построение».

8) Выполним сложение «Промежуточного построения» по каждой отрасли (ВЭД). Результат занесем в графу 16 в табл. 8.

9) Рассчитаем суммарный конечный спрос - у/((), /=1, п , ./=1,4 как разность граф 23 и 16, и представим его в графе 22. Заметим, что сумма «Итого» графы 22 - У(() равна сумме «ВДС» строки 22 - Z(í).

10) Используя структуру конечного спроса в % табл. 4, рассчитаем суммарные показатели «Конечного спроса», представленных в графах 17-20 16-й строки.

11) Расчет величин конечного спроса по всем видам экономической деятельности Х/(/) , /=1, п , /=1, п произведен на основе процентной структуры межотраслевого баланса по РФ 2003, представленного в табл. 10.

Таблица 10

Структура конечного спроса межотраслевого баланса по ВЭД в %

0.065485 0.035617 0.034072 0.06506027 0.024688

0.071642 0.024126 0.049136 0.072856208 0.0246202

0.018751 0.012954 0.000824 0.019809564 0.0332556

0.094109 0.013444 0.028754 0.107383897 0.3873677

0.040535 0.018351 0.021155 0.039336784 0.0171836

0.023671 0.000646 0.006625 0.125466368 0.0160774

0.229189 0.11378 0.073351 0.231194763 0.1446916

0.007037 0.026762 0.037487 0.00083427 0.0066113

0.204112 0.199064 0.15662 0.217933948 0.2920586

0.00391 0.022488 0.016584 0.002299857 0.0048573

0.082086 0.113635 0.05568 0.029680114 0.0032474

0.070928 0.106464 0.30634 0.049056074 0.0120303

0.028893 0.100018 0.111144 0.019335034 0.0169763

0.039599 0.193959 0.075379 0.010961541 0.0046641

0.020051 0.018692 0.02685 0.008791308 0.0116709

1.00 1.00 1.00 1.00 1.00

Таким образом, в табл. 8 межотраслевой баланс в разрезе 15 видов экономической деятельности построен.

2 блок. Формирование целей экономического развития региона

Цель экономического развития региона состоит в улучшении благосостояния населения региона - это связано с развитием всех отраслей (видов экономической деятельности) региона, и как следствие, с увеличением налогов - доходной части бюджета региона, которая и обеспечивает социальную направленность, отраженную в конституции РФ, математическом плане представлена в (1)-(3) в [9, с. 878].

Эта целенаправленность определяется увеличением продукции конечного использования (спроса) всех видов деятельности региона за счет:

*(0={у° (О, / = 1, п } - инвестиций прошлого периода (1);

У°(/)={у0 (/), / =1, п - конечного спроса продукции региона по всем отраслям (2) (видам экономической деятельности) на очередной планируемый период времени /е Т.

В числовой модели критерии (1) в [9, с. 878] объединены и примут вид:

max Y(t)={maxу()=(у° (t)+y°j (t)),j = 1,n } (3).

Для оценки региона в целом используются два системных критерия: суммарный конечный спрос по отраслям региона и валовой выпуск регионального продукта (ВРП):

max YvaI(t)= £ n_1 у} (t) , maxXval(t)= £ n^ x} (t) } (4).

3 блок. Расчет экономических показателей, ограничений, накладываемых на функционирование региона (см. (11)-(19) в [9, с. 878]).

Показатели (11)-(19) в [9, с. 878] используются при построении численной модели, также для расчетов прогнозируемых экономических показателей региона.

Блок ресурсов включает ограничения по трудовым затратам. Коэффициенты трудовых затрат рассчитываются

по отдельным отраслям: t={ T'j ,j=i n }, где Tj берется из баланса.

Xj '

t =[1.23 0.273 0.493 0.473 0.435 0.664 0.898 1.43 0.407 3.85 0.637 1.02 2.58 1.15 1.26] (5),

количество человек/на 1млн. руб. продукции отрасли

Блок мощностей включает ограничения по объемам произведенной продукции (отчет) за текущий (to) и плановый период (t°+At):

X°\f) <X, <X[lan(t°+M), /=т , Xplan(f+Ai)=Xot(f)+10%Xot(f) (6).

4 блок. Построение коэффициентов инвестиций в модели региона.

Инвестиции I(t)={Ij(t), j=1, n }, вкладываемые в экономику региона, рассчитываются с использованием матрицы норм воспроизводства всех видов деятельности, которая была построена на основе данных о производственных фондах региона [9, с. 878].

4.4. Построение численной модели для прогнозирования развития экономики региона

С учетом целенаправленности региона (3), системных критериев (4), ограничений (5), (6) и коэффициентов инвестиций, представим практическую (численную) модель экономики региона (Приморского края) в виде векторной задачи линейного программирования:

Opt FX, Y, Y) ={max Y(t°+At)={max y1(t0+At), ..., max y15(t0+ At)}, (7)

max Yval(t°+At)= jj y(t0+At), maxXval(t0+At)= jj xj(t0+At)}, (8) j=i j=i -0.89X1+0.093X2+...+0.014X15+0.18J1+ ... +0.007j1s + ^<0, (9) 0.033X1-0.951X2+.+0.002X15+0.06J1 ...+0.0023J1s +,y2 <0, ... (10) 0.0004x1+0.01X2+.- 0.001X15+0.001j1+ ...+ 0.0ijls+,y15 <0, (24) 971600<1.748x1+.+1.4984X14+2.541X15 0.0 < 1020180, (25) 56959<xi<62660, .., 49345<xi4<54450, 15305<xi5<i6830, (26)

3427<yi< 3760, . ,.,3493<p14<3730, 954<yi5<i045, (27) 30842<yi<34269, ..., 30520<y14<3493i, 8580<yls<9535, (28) X(t0+At)=KX*X(t°), Y(t°+At)=Kmv*Y(t°), Y (t0+At)=KY*Y (t0), Л- At= t0, t0+i, ..., t0+T, (29)

где векторный критерий (7)-(8) Y={max Y(t0+At), max Tal(t°+At), maxXva[(t0+At)} включает 17 критериев; ограничения межотраслевого баланса (10)-(24), в которых вектор переменных X(t)={X(t)={xj(t), j=py}, Y(t)={yj(t)=x7(t),

j=16 ,30 }, Y(t)={yj(t)=xJ(t), j=31,45 }} имеет размерность равную 45, включает три блока:

1) валовые объемы отраслей, построенные на основе матрицы IA,

2) объемы КС, полученные за счет инвестиций и построенные с помощью матрицы V={vj=xj(t),j=i6 ,30 },

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) объемы конечного использования отраслей E*Y;

(25) определяют два ограничения по трудовым ресурсам региона по нижнему и верхнему пределу - используются коэффициенты tj,j= i, n (30) и соответствуют (15);

(26) - ограничения по мощностям представляют X(t°)<X(t)<X(t°+At), X(t0) - отчетные данные за 2016 год, X(t0+At) - предполагаемые мощности на период (t°+At)e T;

(27) - ограничения по объемам КС, полученных за счет инвестиций Y(t0)<Y(t)<Y(t0+At);

(28) - ограничения по конечному спросу - Y(t0)<Y(t)<Y(t0+At);

(29) - равенства, которые определяют коэффициенты воспроизводства: по мощностям X(t0+At)=KX*X(t0), инвестициям Y(t0+At)=Kinv*Y(t0) и конечному спросу Y(t0+At)=KY*Y(t0).

Задача (7)-(29) решается в динамике с периодом планирования один год, At=0, i, ..., T , с учетом воспроизводства ресурсов в каждом периоде At.

4.5. Моделирование и прогнозирование развития экономики региона

Моделирование развития экономики региона осуществляется путем многократного решения векторной задачи (7)-(29). Для решения векторной задачи (7)-(29) по алгоритму, основанному на нормализации критериев и принципе гарантированного результата, в системе Matlab написана программа с использованием функции linprog(...), [12, 14].

4.6. Прогноз и формирование показателей развития экономики региона на год, представляющих

финансовый план региона

Формирование основных показателей развития экономики региона осуществляется решением Х-задачи (7)-(29).

1) Оптимальные показатели (точка оптимума), которые включают:

Валовой объем производства (ресурсы);

Конечный спрос, полученный за счет инвестиций;

Конечный спрос, полученный за счет основных фондов представленных по всем статистическим отраслям на i год планирования в табл. ii.

Таблица ii

Оптимальные показатели развития региона по всем отраслям

Виды экономической деятельности (отрасли) региона

1 2 3 4 б 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Валовой объем производства (ресурсы) F(A3, A^ = {.\:i, .... Х15}

1 63460 79020 22280 225390 89480 970'80 228720 19170 291730 3850 11311 79980 31750 55120 26900

Конечный спрос, полученный за счет инвестиций F(Y). ¥ = {Иб, .... .X

2 4023 6380 1870 456"? 2337 3740 13419 1060 16934 404 6541 6122 3008 4117 2390

Конечный спрос, полученный за счет основных фондов F(Y) , 1 = {^31 ^4 5 }

3 34500 54700 16040 43530 20040 32070 127910 9090 161410 34^0 62350 52500 25790 35300 20490

Конечный спрос (использование) суммарный F(t)-F(¥)

4 38500 61100 17900 48100 22400 35800 141300 10200 178300 3900 68900 58600 28800 39400 22900

Остальные годовые экономические показатели развития региона представлены в следующем разделе. 4.7. Прогнозирование развития экономики региона в динамике и принятие управленческого решения

Формирование основных показателей развития экономики региона осуществляется решением Х-задачи (7)-(29) на три года.

Результаты прогноза развития экономики края сведены в таблицы 12-18.

1) Оптимальные показатели прогноза развития региона на три года валового объема производства (ресурсы) представлены в табл. 12.

Таблица 12

Прогноз валового объема продукции по отраслям на три года (млн. руб.)

Виды экономической деятельности Базовый год - 2016 П рогноз развития региона

1 год 2 год 3 год

Сельское хозяйство, охота 60 500 63 500 64 000 64 600

Рыболовство, рыбоводство 75 500 79 000 79 700 80 300

Добыча ископаемых 21 300 22 300 22 500 22 600

Обрабатывающие производ. 75 500 79 000 79 700 803

Производство электроэнергии 21 300 22 300 22 500 226

Строительство 75 500 79 000 79 700 803

Оптовая, розничная торговля 21 300 22 300 22 500 226

Гостиницы и рестораны 75 500 79 000 79 700 803

Транспорт и связь 21 300 22 300 22 500 226

Финансовая деятельность 3700 3800 3900 3900

Операции с имуществом. 107 400 113 100 114 400 115 700

Государственное управление 76 400 80 000 80 600 81 300

Образование 30 400 31 800 32 000 32 300

Здравоохранение, услуг 52 600 55 100 55 600 56 100

Предоставление ... услуг 25 700 26 900 27 100 27 300

Итого в основных ценах 1 358 200 1 427 000 1 441 800 1 456 500

2) Показатели региона: Конечный спрос, полученный за счет инвестиций, и конечный спрос, полученный за счет основных фондов, по всем отраслям на три год планирования представлены в табл. 13.

Таблица 13

Прогноз прироста конечного спроса по отраслям (ВЭД)

ВЭД Прогноз конечного спроса, полученный за счет инвестиций Прогноз конечного спроса, за счет основных фондов

Баз.год 1 год 2 год 3 год Баз.год 1 год 2 год 3 год

Раздел А 3657 4023 4224 4425 32 910 34 500 34 740 34 990

Раздел В 5800 6380 6699 7018 52 200 54 700 55 090 55 490

Раздел С 1700 1870 1964 2057 15 300 16 040 16 150 16 270

Раздел Б 4567 4567 4567 4567 41 100 43 530 44 090 44 650

Раздел Е 2124 2337 2454 2571 19 120 20 040 20 180 20 330

Раздел Е 3400 3740 3927 4114 30 600 32 070 32 300 32 530

Раздел О 13 419 13 419 13 419 13 419 120 770 127 910 129 550 131 200

Раздел Н 964 1060 1113 1166 8670 9090 9160 9220

Раздел I 16 934 16 934 16 934 16 934 152 400 161 410 163 490 165 570

Раздел I 368 404 425 445 3310 3470 3490 3520

Раздел К 6541 6541 6541 6541 58 870 62 350 63 150 63 950

Раздел Ь 5566 6122 6428 6734 50 090 52 500 52 870 53 250

Раздел М 2735 3008 3159 3309 24 610 25 790 25 980 26 170

Раздел N 3742 4117 4322 4528 33 680 35 300 35 550 35 810

Раздел О 2173 2390 2510 2629 19 560 20 490 20 640 20 790

ИТОГО 73 689 76 911 78 684 80 457 663 200 699 180 706 450 713 720

Аналогично проведены расчеты последующих экономических показателей:

Прогноз совокупного конечного спроса по отраслям региона (млн. руб.), полученного в сумме за счет инвестиций и основных фондов;

Промежуточное потребление по видам экономической деятельности; Инвестиции в денежных единицах, вкладываемые в каждую отрасль;

Трудовые ресурсы (млн. чел.), позволяющие получать планируемые объемы производства: /°=985000, 1 год /М034200, /2=1044600, /3=1054900;

Прогноз роста отрасли в относительных единицах (по каждому критерию); Заработная плата труда в регионе; Налоговые отчисления по каждой отрасли (млн. руб.); Валовая прибыль экономики и валовой смешанный доход;

Валовая добавленная стоимость (ВДС) по каждой отрасли, сумма валовых добавленных стоимостей отраслей региона определяет основной макроэкономический показатель региона - валовой региональный продукт (ВРП). Финансовые потоки региона.

4.8. Принятие управленческого решения развития экономики региона -административное воздействие (регулирование)

В целом результаты моделирования и прогнозирования служат основой для различного вида финансовых задач и прежде всего для формирования бюджета региона. Изменяя регулируемые управленческие параметры, темпы роста, можем получить ряд вариантов развития экономики региона и принять окончательное управленческое решение.

Полученные данные по развитию экономики региона, прогнозируемый бюджет субъекта Российской Федерации вместе с ранее опубликованными работами по моделированию промышленных предприятий представляют фрагмент «Глобального (в рамках государства) цифрового пространства экономики России».

В организационном плане принятие управленческого решения по развитию экономики региона может использоваться, во-первых, на стадии подготовки бюджета администрацией региона, и, во-вторых, на стадии утверждения бюджета Законодательным собранием Приморского края.

Заключение

Таким образом, математическая модель формирования развития региональной экономики дает возможность подсчитать основные экономические и макроэкономические показатели - валовые объемы и оптимальный темп роста экономики региона с учетом: во-первых, межотраслевого баланса, во-вторых, инвестиций, вкладываемых в каждую отрасль региона, в-третьих, с учетом ресурсных возможностей региона и его производственных мощностей. Результаты моделирования служат основой для различного вида финансовых задач и прежде всего для формирования доходной части бюджета региона. Построенная модель и результаты моделирования могут служить основой для разработки экономической политики региона, определяя линию поведения каждой отрасли (т.е. всех предприятий соответствующей отрасли) в совокупности. На основе разработанного программного обеспечения, авторы готовы участвовать в расчетах по прогнозированию развития других регионов.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 216 с.

2. Leontyev WW. Input-Output Economics. - New York: Oxford university press, 1966. - 436 p.

3. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития: Капитализм, социализм и демократия. - М.: Эксмо, 2007. - 861 с.

4. Tirole J. The theory of Industrial Organization. - Cambridge (Mass.): The MIT Press, 1993. - 695 p.

5. Ленин В.И. Полное собрание соч., 5 изд. - Т. 42. - С. 278.

6. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов, - М.: ГУ ВШЭ, 2004. - 362 с.

7. Угроватов А.П. Политология: словарь-справочник. - Новосибирск: ЮКЭА, 2006. - 486 с.

8. Кетков Ю.Л., Кетков А.Ю., Шульц М.М. МАТЛАБ 6.х.: программирование численных методов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004. -672 с.

9. Машунин Ю.К., Машунин И.А. Политика, моделирование и прогнозирование с учетом инвестиционных процессов развития экономики региона // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 13 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2018. - Ч. 2. - С. 877-884.

10. Машунин Ю. К., Машунин И. А. Моделирование развития и организация управления экономикой региона в рыночных условиях // Региональная экономика: теория и практика. 2010. - № 7. - С. 2-9.

11. Машунин Ю.К., Машунин И.А., Воробьева Л.Г. Моделирование инвестиционных процессов в экономике региона // Вестник ТГЭУ. 2012. - № 2. - С. 95-105.

12. Машунин Ю.К. Теория управления. Математический аппарат управления экономикой. - М.: Логос, 2013. - 448 с.

13. Машунин Ю.К., Машунин И.А. Прогнозирование развития экономики региона с использованием таблиц «Затраты - Выпуск» // Экономика региона. 2014. - № 2. - С. 276-289.

14. Машунин Ю.К. Моделирование инвестиционных процессов в экономике региона: монография. LAMBERT Academic Publising, 2014. - 353 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Машунин Ю.К., Машунин К. Ю. Численная реализация инновационного развития промышленного предприятия // Глобальные вызовы в экономике и развитие промышленности (INDUSTRY-2016): тр. науч.-практ. конф. с зарубежным участием 21-23 марта 2016 / Под ред. А.В. Бабкина. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. - С. 455-484.

16. Машунин Ю.К. Моделирование и программная реализация инновационного развития промышленного предприятия // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2016. - № 3 (245). - С. 78-92.

17. Машунин Ю.К., Машунин К.Ю. Моделирование и практика инновационного развития промышленного кластера // Научно-технические ведомости СПбПУ. Экономические науки. 2017. - Т. 10, № 4. - С. 187-197. DOI: 10.18721/JE. 10418

18. Машунин Ю.К. Управление экономикой региона: монография. - М.: РУСАЙНС, 2017. - 342 с.

19. Машунин Ю.К. Теория управления и практика принятия управленческих решений: учебник. - М.: РУСАЙНС, 2019. - 494 с.

20. Справочник по кодам статистики ОКВЭД. - www.mogem.ru/public.htm

21. Таблицы «затраты-выпуск». - http://www.infostat.ru/ru/catalog.html.hfge=info&id=314

22. Приморский край. Социально-экономические показатели: Статистический ежегодник. - Владивосток, Приморскстат, 2017. -318 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.