Региональная экономика
95
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ТЕРРОРИЗМ В ИНДИИ
© Яковлев А.Ю.*
Государственный университет управления, г. Москва
В статье говорится об особенностях региональной экономики и административно-территориального деления Индии, проблемах в нем и о том, как это влияет на террористическую активность в стране.
Ключевые слова Индия, терроризм, региональная экономика Индии.
Современная экономика представляет собой крайне сложную систему, состоящую из нескольких уровней, в том числе региональной экономики. Во многом от нее зависит, какая провинция (территория) в стране будет развиваться, а какая погрузится в пучину хаоса и террора.
Произойдет ли это частично в немалой степени связано с административным дроблением государства. В Индии, в частности, его нельзя назвать удачным.
Оно ухудшает экономическую ситуацию в некоторых провинциях, разрывая сложившиеся экономические связи в штате, «вырывая» промышленные мощности, залежи полезных ископаемых и транспортные артерии из компетенции одной административно-территориальной единицы в пользу другой, что порой приводит к обнищанию ранее достаточно благополучной провинции. При этом экономический рост самых «бедных» штатов в последнюю треть ХХ в. оказывался ниже среднего показателя по стране, наиболее «богатых» - наоборот существенно выше. Так, самый благополучный в экономическом плане штат Пенджаб по ВВП на душу населения превосходит наиболее неблагополучный Бихар в 4 раза. В этой связи остро ощущается отсутствие эффективной правительственной политики перераспределения доходов.
Исходя из данных десятого пятилетнего плана, в 1999-2000 гг. в индийских провинциях наблюдалась следующая ситуация с долей бедного населения от общего числа жителей [1, р. 42].
Таблица 1
Название штата (союзной территории) Сельская местность, % Город,% Общая, %
Андхра Прадеш 11,05 26,63 15,77
Аруначал Прадеш 40,04 7,47 33,47
Ассам 40,04 7,47 36,09
Бихар 44,3 32,91 42,6
* Заместитель заведующего кафедрой Государственного и муниципального управления, кандидат политических наук.
96
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Продолжение табл. 1
Название штата (союзной территории) Сельская местность, % Город,% Общая, %
Гоа 1,35 7,52 4,4
Гуджарат 13,17 15,59 14,07
Джамму и Кашмир 3,97 1,98 3,48
Западная Бенгалия 31,85 14,86 27,02
Карнатака 17,38 25,25 20,04
Керала 9,38 20,27 12,72
Мадхья Прадеш 37,06 38,44 37,43
Манипур 40,04 7,47 28,54
Махараштра 23,72 26,81 25,02
Мегхалая 40,04 7,47 33,87
Мизорам 40,04 7,47 19,47
Нагаленд 40,04 7,47 32,67
Орисса 48,01 42,83 47,15
Пенджаб 6,35 5,75 6,16
Раджастан 13,74 19,85 15,28
Сикким 40,04 7,47 36,55
Тамилнад 20,55 22,11 21,12
Трипура 40,04 7,47 34,44
Уттар Прадеш 31,22 30,89 31,15
Харьяна 8,27 9,99 8,74
Химачал Прадеш 7,94 4,53 7,63
Адаманские и Никобарские острова 20,55 22,11 20,99
Дадра и Нагар Хавели 17,57 13,52 17,14
Дели 0,40 9,42 8,23
Лакшадвип 9,38 20,27 15,6
Пондишери 20,55 22,11 21,67
Чандигарх 5,75 5,75 5,75
Среднее по стране 27,09 23,62 26,1
Как видно из таблицы, доля малообеспеченных в зависимости от провинции сильно отличается. Так в Ориссе в 13,5 раз больше бедных, чем в Джамму и Кашмире. Есть в стране и области со значительным числом сельских бедняков (опять же Орисса и вся северо-восточная часть страны). Имеются штаты и союзные территории с высоким уровнем бедности в городе (вновь Орисса, Мадхья Прадеш, Бихар и Уттар Прадеш).
Но анализ данных по той или иной провинции в целом или по категориям жителей не всегда способен показать реальную картину вещей. Порой ситуация в штате может быть вполне благопристойная, но при этом, в отдельных районах напоминать критическую.
Примером может служить Махараштра, где расположен торговый и финансовый центр страны г. Мумбай, имеются среди прочих 35-ти административно'-территориальных единиц, районы с уровнем бедности свыше 40 %. Среди них: Вардха (44,9 %), Вашим (43,1 %), Акола (43,1 %), Амравати (47,6 %), Бхандара (44,7 %), Булдана (46,6 %), Гондия (44,7 %), Нан-дед (43,9 %), Дхуле и Нандубар (40 %). Еще более разнороден Тамилнад, в котором в одном из административно-территориальных образований под
Региональная экономика
97
названием Тируваннамалаи доля бедных 60,2 %, другом - Тхуткуди 3,3 % неимущих [3, р. 312-313].
Краски еще более сгущаются при сложении двух показателей - процента жителей за этой чертой (в 2009/2010 гг. 29,8 % [3, р. 5]) и доли бедных (в 2004/2005 гг. 33,63 % [2, р. 107]), к таковым можно отнести около 2/3 населения страны.
Если брать абсолютные цифры, то в 2009/2010 гг. средний месячный доход на семью из 5-ти человек в городе был равен 4 800 рупий (77 долл. США [здесь и далее приведен курс индийской рупии к американскому доллару на начало 2014 г. равный 62,5 рупии за 1 долл. США - А.Я.]), а на селе 3 900 рупий (62 долл. США) [3, р. 5], т.е. чуть более 12 долл. США на каждого в месяц или 41 цент в день.
Одной из причин дифференциации уровня жизни населения является разная «одаренность» территорий природными и энергетическими ресурсами. Также подобное богатство провинций не всегда ведет к их экономическому развитию и высокому уровню жизни. Особенно силен дисбаланс на северовостоке страны, где, несмотря на наличие газа, угля, древесины и других природных богатств, 45 % населения живет в крайней бедности, а основной сферой занятости служит ткацкое дело, где трудится 80 % жителей [14, р. 57].
Подобная неравномерность ресурсного распределения ведет к росту радикальных, в том числе экстремистских и террористических настроений, в стране. Ряд ресурсно-богатых штатов выдвигали требования по изменению системы распределения финансов в стране в их пользу. Ярким примером этого может служить Ассам.
«Всеассамский студенческий союз» (ВСС) и «Объединенный фронт освобождения Ассама» (ОФОА) неоднократно ставили вопрос о несоответствии между богатством Ассама ресурсами, включая запасы полезных ископаемых, нефти, большого количества разнотипных лесов и уровнем развития штата. У ассамцев создалось впечатление, что природные богатства провинции осваиваются без них. Две наиболее крупные ресурсно-зависящие отрасли (нефть и плантации) практически не принесли никаких дивидендов штату. Основная прибыль от эксплуатации природных ресурсов Ассама «оседает» в других провинциях, где расположены крупные промышленные мощности (в том числе перерабатывающие и производственные). В результате этого сформировалась некая «анклавная» модель экономики.
ВСС обвиняет центральное правительство в осознанном торможении развития штата и обделении провинции законными доходами от освоения ее природных богатств. Даже, несмотря на отставание в уровне индустриального развития, рост безработицы и широкое возмущение общественности, власти страны ничего не сделали для изменения ситуации [13, р. 150-151]. Помимо этого, происходит постепенное ресурсное истощение Ассама. К примеру, если в 1951-1952 гг. в штате лесная область занимала 39 % территории, то в 1993 г. уже 31 % [15, р. 392]. Подобная позиция индийского пра-
98
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
вительства привела к всплеску насилия в штате в 80-90-х гг. ХХ в., жертвами которого стали десятки тысяч человек.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии тесной связи между административно'-территориальным делением Индии, успехами региональной экономики и террористической активностью в той или иной части страны.
Список литературы:
1. Tenth Five Year Plan 2002-2007. Vol. III. Planning Commission. Government of India. New Delhi, 2002.
2. Eleventh Five Year Plan. 2007-2012. Vol. I. Planning Commission Government of India, New Delhi, 2008.
3. Twelfth Five Year Plan. 2012-2017. Vol. I. Planning Commission Government of India, New Delhi, 2013.
4. Алексеев А.Ю. Региональные аспекты механизма государственной поддержки малого бизнеса: дисс. ... канд. эконом. наук. - М., 2002.
5. Бебрис А.О. Национальная безопасность в Индии (теоретические аспекты) // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2013. - № 30.
6. Зотов В.Б. Социальные проекты как основа развития местного самоуправления // Муниципальная академия. - 2012. - № 1.
7. Латфуллин Г.Р Антитеррористический опыт Индии // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 3.
8. Сибиряев А.С., Филимонов Д.А. Возможные направления профилактики экстремизма в молодежной среде // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 4.
9. Хмельченко Е.Г., Петрина О.А. Маркетинговые технологии в развитии городских территорий // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 20.
10. Яковлев А.Ю. Ислам и терроризм в Индии и вне // Социально-гуманитарные знания. - 2014. - № 1.
11. Яковлев А.Ю. Системные сбои в государственном управлении и их последствия: исследование вопроса на примере Индии // Ars administrandi. -2012. - № 1.
12. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. О некоторых особенностях государственного и муниципального управления в Индии: право и традиции // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - № 12.
13. Baruah S. India Against Itself: Assam and Politics of Nationality. New Delhi, 1999.
14. Bhushan C. Terrorism and Separatism in North-East India. New Delhi, 2007.
15. Lama M.P. Political Economy of Terrorism // Responding to Terrorism in South Asia. New Delhi, 2006.