ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2010. № 5
В.М. Юрченко
РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ НА ЮГЕ РОССИИ1
В статье рассматривается проблема формирования национальной идентичности в контексте новых угроз и вызовов безопасности Российского государства и общества. Обосновывается необходимость эффективного взаимодействия федеральной и региональных политических элит, а также экспертного сообщества для обеспечения информационной безопасности современной России.
Ключевые слова: политическая наука, национальная и региональная безопасность, информационное пространство, полиэтничный социум.
Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В Стратегии говорится о том, что силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточены во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности2.
В силу многоаспектности проблемы обеспечения национальной и региональной безопасности в Кубанском государственном университете данной тематикой занимаются специалисты из различных областей науки, таких, как политология, конфликтология, психология, социология, философия, экономика, связи с общественностью, экология, что обеспечивает комплексный подход к рассматриваемой тематике.
Фундаментальные исследования в области конфликтологии и региональной безопасности проводятся на кафедре политологии и политического управления КубГУ, являющейся базовой кафедрой Южного научного центра РАН. За последние 7 лет исследователи, входящие в сложившуюся в университете научную школу, приняли участие в 9 научно-исследовательских (в том числе грантовых) программах, изучав-
1 Статья выполнена в рамках работы над проектом "Информационная безопасность в полиэтничном социуме (на материалах ЮФО)" по программе Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию "Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2010 годы)" в рамках Мероприятия 2, Подраздел 2.1.3 "Проведение фундаментальных исследований в области гуманитарных наук", № 2.1.3./3824.
2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537). URL: http://www.scrf.gov.ru/doc-uments/99 .html
ших различные аспекты обеспечения региональной безопасности и предупреждения конфликтов.
В рамках работы над кафедральной темой "Разработка теории и механизмов обеспечения региональной безопасности в полиэтничном социуме", а также в ходе проекта "Безопасность Краснодарского края в контексте современных политических процессов в Черноморском регионе" была создана база данных по системе обеспечения региональной безопасности, в которую включены следующие показатели: общая характеристика региона, основные социально-экономические показатели (удельный вес региона в общероссийских основных социально-экономических показателях, этнический состав населения, удельный вес городского и сельского населения, направления миграции и др.), показатели социально-политической безопасности (численность общественных объединений, этнополитическая активность, развитость демократических институтов, уровень толерантности, престиж национальных ценностей и др.), показатели внешнеполитической безопасности (стабильность/нестабильность соседних стран, развитость внешних связей, наличие и влияние диаспор и др.).
Результаты, полученные в ходе выполнения данного проекта, позволят органам государственной власти использовать научные выводы и рекомендации при разработке и реализации мер по противодействию угрозам, по снижению уязвимости региона, уменьшению его кон-фликтогенного потенциала, управлению политическими рисками с целью повышения эффективности использования политических ресурсов и наращиванию интеграционного потенциала в регионе, а также восполнить "пробелы" в распределении полномочий между органами государственной власти по выработке основных направлений этномиг-рационной и социально-экономической политики в регионе с учетом факторов микро- и макрополитики.
Преподаватели кафедры политологии и политического управления опубликовали 10 монографий, посвященных проблемам обеспечения региональной безопасности. Также за последние 5 лет членами кафедры опубликовано 27 статей в ведущих рецензируемых изданиях.
В совете по защите докторских и кандидатских диссертаций Д212.101.11 при Кубанском государственном университете (по политическим наукам) (председатель совета — д-р филос. н., проф. В.М. Юр-ченко) по теме НИР защищено 3 докторских и 18 кандидатских диссертаций.
Сотрудники кафедры политологии и политического управления являются соавторами коллективной монографии "Региональные конфликты и проблемы безопасности Северного Кавказа" (Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2008. 384 с.), выполненной в рамках исследовательского проекта ЮНЦ РАН "Региональные конфликты и проблемы безопасности Северного Кавказа"; подпрограммы фундаментальных исследо-
ваний по Югу России "Анализ и моделирование геополитических, социальных и экономических процессов в полиэтничном макрорегионе" Программы фундаментальных исследований президиума РАН "Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям"; исследовательского проекта ЮНЦ РАН "Обеспечение региональной безопасности и устойчивой интеграции Северного Кавказа в российское цивилизационное пространство".
Коллективом кафедры совместно с сотрудниками лаборатории политической социологии ЮНЦ РАН была проведена Международная конференция "Актуальные проблемы безопасности в условиях кон-фликтогенной ситуации на Юге России" 16—17 ноября 2006 г., в которой приняли участие представители 8 регионов ЮФО.
Следует отметить, что теория национальной и региональной безопасности в настоящее время находится в стадии становления, необходим концептуальный анализ методологии и конкретных методов исследования данной проблемы на основе принципа полипарадигмальности, включающего различные объяснительные модели социальных феноменов с целью адекватного понимания вызовов, угроз и рисков в новых геополитических и геостратегических условиях. В концепции национальной безопасности отсутствует понятие "региональная безопасность", и в этой связи новизна научных исследований, посвященных данной тематике, заключается в их всестороннем, теоретически обоснованном научном анализе с учетом специфики региона.
С этой целью необходимо проводить мониторинговые исследования социально-политической среды региона, формировать базы данных по обеспечению системы региональной безопасности и определять научные подходы к созданию моделей региональной безопасности. В концептуальном анализе системы обеспечения безопасности можно выделить следующие уровни: мегауровень (состоит из двух подуровней: глобального и межгосударственного, т.е. обеспечение системы коллективной безопасности); макроуровень (система обеспечения национальной безопасности); мезоуровень (региональная безопасность); микроуровень (личная безопасность, а также система обеспечения безопасности малых социальных групп). Комплексное изучение многоуровневой структуры системы безопасности обеспечит выявление новых теоретических и практических аспектов данной проблемы.
В социальных науках уже сложилась определенная система методов анализа процессов социальной стабилизации, самоорганизации общностей, возникновения опасностей для развития социальной системы. Анализ региональной безопасности предполагает использование количественных и качественных методов.
Поскольку предмет исследования многослоен, внутренне сложен, имеет личностную и социальную природу, необходимы междисциплинарный подход и сочетание приемов социологии, конфликтологии, со-
циолингвистики и других наук. В упомянутой выше Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечено, что для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, доступное образование и культурное развитие3.
В обеспечении социальной стабильности, этнического и конфессионального согласия важную роль играет противодействие угрозам и вызовам в информационной сфере. Информация в современном мире является стратегическим национальным ресурсом. Информационная сфера, информационные факторы, такие, как возможность использовать интеллектуальный потенциал других стран, распространять свои духовные и идейные ценности и культуру, язык, осуществлять духовно-нравственную экспансию — все это во многом определяет политические возможности страны. Информационная политика может как способствовать развитию, так и тормозить его в различных сферах экономики, социальной политики, концептуальных составляющих политической стратегии, и, таким образом, является важнейшим условием инновационного развития страны. Целенаправленным информационным воздействием можно управлять состоянием и поведением как отдельного человека, так и больших социальных групп, населением региона и даже всей страны. Информационные войны способны нанести ущерб противнику, используя методы целенаправленного воздействия на сознание людей.
Информационные опасности и угрозы должны изучаться, анализироваться научным сообществом. Необходимо разрабатывать меры противодействия этим угрозам и рискам, в том числе и профилактические. Важнейшей научной парадигмой в исследовании этих проблем является недостаточно используемый метод дискурс-анализа. Обеспечение информационной безопасности России, возможное только при условии научного обоснования с опорой на качественные и количественные методы, является неотъемлемой частью политической стратегии.
В настоящее время в научной литературе нет единства в определении даже базовых понятий по проблематике информационной безопасности, не говоря уже о самой концепции. Различные авторы в различных источниках по-своему трактуют понятия "информационная война", "информационное противоборство", дискутируя между собой. Эти теоретические споры обусловлены различными методологическими позициями исследователей, сложностью самого объекта изучения, находя-
3 Там же.
щегося в процессе становления4. Поэтому в данной области научного знания актуальными становятся такие научные исследования, как, например, реализуемый в настоящее время в Кубанском государственном университете проект "Информационная безопасность в полиэтничном социуме (на материалах ЮФО)" по программе Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию "Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2010 годы)".
Исследователи неоднократно высказывали серьезные опасения, связанные с отсутствием системных теоретических и практических усилий в плане противодействия угрозам информационного характера. Так, президент Международного общественного фонда "Экспериментальный творческий центр" С.Е. Кургинян охарактеризовал ситуацию в переходном российском обществе как "консервацию катастрофы"5 и указал на опасность цепной реакции распада государственности. В.И. Слипченко считает, что когда информационное противоборство сторон превратится в информационную войну, то будет поздно вносить поправки в концепцию национальной безопасности и военную доктрину. Поэтому разработка общих основ теории информационного противоборства и информационной безопасности является крайне важной и актуальной, причем эта проблема выходит за чисто теоретические рамки и приобретает большое значение в политическом, правовом и других аспектах6. Особую актуальность она имеет в региональном измерении Юга России, включая Черноморский макрорегион и трансграничные угрозы безопасности России.
Существует угроза для идентификационной составляющей России, накапливающейся тысячелетиями и потому хранящей наиболее устоявшиеся самопредставления различных этнонациональных общностей. Важнейшей задачей национальной безопасности является защита и сохранение российской идентичности как сущностной основы и одновременно важнейшего ресурса конкурентоспособности в современных условиях. Можно предположить, что утрата идентичности может привести к потере не только национальных ценностных ориентиров, но и государственного суверенитета. Например, С. Хантингтон утверждает, что в мире протекает глобальный кризис идентичности: "...почти повсюду люди задаются вопросом, что у них общего с согражданами и чем они отличаются от прочих, пересматривают свои позиции, меняют точки зрения..., а в России «глубочайший кризис идентичности» воскресил конфликт девятнадцатого столетия между
4 См.: Абрамов В.Н., Соловьев А.В. Информационное противоборство и неправительственные организации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2008. № 2. С. 28.
5 См.: Кургинян С.Е. Консервация катастрофы // Главная тема. 2005. № 6. С. 23.
6 См.: Слипченко В.И. Война шестого поколения. Оружие и военное искусство будущего. М., 2002. С. 153.
западниками и славянофилами — противники никак не могут договориться, европейская ли страна Россия или все-таки евразийская?"7. Однако принципиально важным является вопрос о том, какое место в интеграционных процессах глобализации сможет занять Россия, как будут развиваться ее регионы? По мнению Л. Фоллерса, автора книги "Антропология национального государства", самые серьезные проблемы наций и национальных государств чаще всего связаны не с экономикой, политикой или обороной, а с нематериальными, неосязаемыми символами8. Консолидированное, преуспевающее общество должно обладать набором стержневых символических элементов, которые могли бы служить его гражданам своеобразными ценностными ориентирами и критериями справедливости. Исследование когнитивной природы российского политического центризма показывает, что именно в его основе заложено диалектическое понимание патриотической идеи, необходимой для консолидации общества, расколотого коммунистическим экспериментом и либеральными реформами.
При изучении проблем формирования российской идентичности приоритетное значение имеет выявление угроз национальным интересам России. Национальная безопасность, устойчивое развитие и целостность России возможны только на основе ценностных представлений о сохранении самобытности нашей страны как влиятельного геополитического субъекта в условиях жестких вызовов трансформирующегося постиндустриального общества. Современные специалисты в области теории безопасности все чаще обращают внимание на такой существенный детерминант, как космополитизм9. В массовом сознании мотивация национально-патриотического характера ослабевает, а в определенных обстоятельствах и вытесняется транзитивным мышлением, и человек все меньше ощущает себя частью этноса или гражданином конкретного государства10. Происходит ценностный переход от установок национально-патриотической уникальности и этнокультурной самобытности к унифицированному, как правило, либерально ориентированному мышлению.
Большой научный интерес представляет разработка Доктрины информационной безопасности РФ. Она опирается на Концепцию национальной безопасности РФ, утвержденную Указом Президента РФ № 24 от 10.01.2001 г., где определены угрозы стране в информационной сфере. В настоящий момент они требуют уточнения и конкретизации
7 Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004. С. 35-36.
8 Там же. С. 5.
9 См.: Юрченко И.В. Безопасность как базовый концепт политической стратегии инновационного развития современной России. Краснодар, 2008. С. 86.
10 Мир без границ — война без фронтов? / Под ред. В.Е. Хвощева. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. С. 77-78.
в соответствии с недавно принятой Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Необходимо развивать понятийный аппарат проблемы и исследовать основные методы ведения информационного противоборства и обеспечения информационной безопасности.
Успехи "цветных" революций во многом объясняются мощным информационно-психологическим воздействием на население этих государств. Именно поэтому в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечено, что решение задач обеспечения национальной безопасности достигается за счет признания первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России, развития общей гуманитарной и информационно-телекоммуникационной среды на пространстве государств-участников Содружества Независимых Государств и в сопредельных регионах11.
Разработанная и внедренная в общественное сознание система обеспечения информационной безопасности способна в определенной мере выполнять функции антикризисного менеджмента, включая в себя своевременное предупреждение, ослабление кризисов, управление кризисами с их последующим эффективным разрешением.
Важной проблемой в контексте изучения концепции и составляющих информационной безопасности является государственная политика в этой области, распределение функций между государством и гражданским обществом. Нельзя полагать, что обеспечение информационной безопасности в стране — это только обязанность органов государственной власти и государственного управления. Концептуально обоснованная и подтвержденная правовыми актами Доктрина информационной безопасности позволит оптимизировать отношения между государством и гражданским обществом.
Доктрина информационной безопасности стала первым реальным шагом новой России в направлении создания единого правового механизма противодействия информационным угрозам. Сейчас этот масштабный в содержательном плане документ служит основой для подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Здесь велика
11 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537). URL: http://www.scrf.gov.ru/docu-ments/99.html
роль научного сообщества, которое сможет своими разработками, внедрением в сознание людей основополагающих стандартов обеспечения национальной и региональной безопасности (монографии, научные конференции, лекционные курсы, публичные дискуссии, публикации в СМИ и т.п.) уберечь и государство, и общество от крайностей тоталитаризма и анархии, повлиять на обеспечение устойчивого поступательного инновационного развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов В.Н., Соловьев А.В. Информационное противоборство и неправительственные организации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2008. № 2.
2. Кургинян С.Е. Консервация катастрофы // Главная тема. 2005. № 6.
3. Мир без границ — война без фронтов? / Под ред. В.Е. Хвощева. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002.
4. Слипченко В.И. Война шестого поколения. Оружие и военное искусство будущего. М.: Вече, 2002.
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 г. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
5. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: АСТ, 2004.
6. Юрченко И.В. Безопасность как базовый концепт политической стратегии инновационного развития современной России. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2008.