Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №1/2021
РЕГИОНАЛИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА «МИЛЛЕНИУМ» В Г. ЯРОСЛАВЛЬ
REGIONALISM IN ARCHITECTURE ON THE EXAMPLE OF THE CONCERT HALL "MILLENNIUM" IN YAROSLAVL
УДК 72.036
Шатова П.С., студент 5 курс, факультет архитектуры и дизайна, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» Россия, г. Н. Новгород
Shatova P.S., 44.s1998@mail.ru
Аннотация
В статье рассматривается понятие «регионализм», «регионализм в архитектуре», разбираются факторы определяющие региональные особенности, анализируется уместность применения данного подхода в проектировании. Разбор регионализма в архитектуре проходит на примере концертного зала «Миллениум» г.Яровлявль.
Регионализм в архитектуре стремится найти баланс между глобальным и местным языками архитектуры, современными традициями и географическим и культурным контекстом
Annotation
The article deals with the concept of "regionalism", "regionalism in architecture", examines the factors that determine regional characteristics, analyzes the relevance of this approach in design. Analysis of regionalism in architecture is the example of the concert hall "Millenium", Yaroslavl.
Regionalism in architecture seeks to find a balance between the global and local languages of architecture, modern traditions and geographical and cultural context.
Ключевые слова: архитектура, регионализм, регионализм в архитектуре, архитектурное проектирование, г. Ярославь, концертный зал.
Keywords: architecture, regionalism, regionalism in architecture, architectural design, Yaroslavl, concert hall.
В современной архитектуре присутствует множество различных творческих направлений и стилей. Они отражают экономическую, политическую и культурную ситуацию в целом. На фоне этого особенного внимания заслуживают архитектурные решения, которые опираются не только на тенденции развития стилей, а при их создании в первую очередь опираются на топографические, атмосферные условия, не забывая учесть традиции местной исторически сложившейся архитектуры. Если посмотреть на историю архитектуры отдельной страны или города, то можно увидеть, что все творческие направления и стили раскрываются совершенно по-разному. В каждом регионе отражение архитектурных решений происходит индивидуально и по-особенному. Тем самым можно увидеть проявление «регионализма» в архитектуре.
Регионализм - это концепция творческого освоения и отражения в архитектурном творчестве конкретных региональных условий и требований, предполагающая осознанную установку и обоснование проектных подходов. Регионализм в архитектуре - это подход к архитектурному проектированию, который старается максимально учитывать многовековой опыт строительства объектов в данной местности, их традиции и местные особенности, а также специфические функциональные и конструктивные черты архитектуры данного региона.
Факторы, определяющие региональные особенности в архитектуре: - природно-географические условия (топография местности, характер рельефа, природное окружение) и климат (температура воздуха, влажность, ветер);
- местные строительные и отделочные материалы;
- традиционные технические и конструктивные решения;
- исторические условия (экономический и политический строй, культурные и эстетические идеалы, присущие той или иной эпохе);
- быт и психический склад людей (отражение экономических, географических, климатических условий жизни, в результате которых сложилось определенное мировосприятие - менталитет);
- культурная общность (общая для всего региона архитектурная традиция, например, архитектура Западной Европы).
Важно особое внимание к атмосферным и топографическим условиям, а также обращение к традиции, но не на уровне имитации исторических форм, а в плане единства духа. При этом важны не только образно-стилевые аспекты, но и функциональность, технологичность, экологичность - качества, издавна присущие местным архитектурным традициям. Ценность этих традиций в том, что в них реализовался многовековой народный опыт, выработавший наиболее оптимальный вид и способ функционирования построек в зависимости от природно-климатических и ландшафтных условий.
Региональные особенности, влияющие на архитектуру помогают создать облик города. С позиций эстетики город рассматривается как художественное произведение, а его восприятие как процесс художественного познания. Прочтение художественного облика города в контексте определенной культуры рождает в воспринимающем сознании художественный образ города. Облик города - вся реально существующая, доступная для восприятия форма, в том числе с архитектурными особенностями.
Умение учесть региональные особенности и воспользоваться ими для создания новых объектов строительства отражаются в региональном подходе проектирования. Суть регионального подхода - в активной деятельности по
выявлению и обогащению индивидуальности, самобытности, своеобразия городской культуры каждого города или населенного места.
Преимущество его применения в проектировании объектов нового строительства в городах с исторически сложившейся средой в сохраним архитектурного облика города, что позволяет не создавать диссонанс нового и старого, а помогает поддержать их единое совместное существование в рамках развития архитектуры города.
На фоне глобализации и массового строительства, в том числе и типовой застройки, происходит постепенная потеря региональной идентичности. Города теряют свой образ, происходит смешение стилей. Проблема регионализма достаточно остро и часто встает в проектном творчестве. Региональной проблематике нужно уделять достаточно внимания, особенно в современном проектировании 21 века.
Ярким проявлением региональных особенностей в архитектуре двадцать первого столетия является концертный зал «Миллениум», построенный в городе Ярославль. Здание возведено в 2012 году архитекторами С.Штокало, С.Расторгуевым и А.Магай в честь тысячелетия старого русского города. Оно стало самой крупной площадкой для проведения культурно-зрелищных мероприятий, а также визитной карточной современной архитектуры города.
Концертный зал построен в центральной части города на Которосльной набережной, на открытой площади и плоском рельефе, не имея никаких перепадов высот. Расположение объекта абсолютно свойственное значимым объектам всех городов, стоящих на реке. На открытой площади оно сразу привлекает на себя внимание, но при этом не смотрится отдельностоящим, его окружает жилая застройка и зеленая зона Волги. Здание имеет цельное объемно-пространственное решение. Трех частное деление (одним делением которого является купол фойе) трапециевидного в плане зала, обращенного расширяющейся частью к реке гармонично смотрится с окружающей средой.
Выделяющимся из окружения делают здание материалы - бетон и стекло. Благодаря большому количеству стекла, концертный зал смотрится легко, сдержанно и современно, без вычурности и роскоши. Но есть в здании элементы, которые создают связь с историческим ансамблем города и придают ему черты регионализма. Это в первую очередь полуциркульное перекрытие пролетов здания и нависающий козырек этой же конфигурации, который своей формой напоминает закомары, которые присутствуют на многих православных церквях России и в частности Ярославской области. Если говорить об архитектурном облике города Ярославль, то в первую очередь возникает образ православного храма, потому что данный регион очень богат сохранившимися до наших дней культовыми сооружениями разных временных периодов.
Не мало важен факт, что здание построено в центральном регионе России, где зимой выпадает достаточно большое количество осадков, и решение сделать такое перекрытие является уместным, помогает избегать скопления осадков. Трапециевидность плана без лишних выступов позволяет избегать лишних теплопотерь. Декоративные бетонные колонны, расположенные вдоль и вынесенные от фасада, гармонично смотрятся с полностью остекленным плоскостями, при этом издалека это выглядят как пилястры, которые являются традиционным архитектурным элементом Ярославской архитектуры, как культовой, так и гражданской. Данный прием имитации закомар и грамотное объемно планировочное решение позволили объединить в здании современный облик с чертами исторически сложившейся архитектуры данного региона, и при этом учесть природно-климатические и ландшафтные особенности. Оно органично вписывается в исторический ансамбль, но в тоже время отражает современный дух динамичного города. Благодаря данному архитектурному решению можно с легкостью определить его местонахождение. Оно полностью отвечает природно-климатическим, ландшафтным, техническим и технологическим условиям для городов Золотого кольца России.
Проведя данный анализ нужно сказать, что умение учитывать региональные особенности при создании нового современного здания это признак особенного осознанного подхода архитектора к решению поставленной задачи. Данный подход помогает не только вписать современное здание в сложившуюся застройку, но и сохранить облик, присущий зданиям именно этого региона, обратившись к сложившимся веками традициям.
Использованные источники:
1. Лисицына А.В. Современные проблемы теории и истории архитектуры, градостроительства и дизайна: краткий конспект лекций - Н.Новгорд: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т. 2009. - 48 с.
2. Yaroslavl Millennium project: [сайт]. - URL: https://orlova-cih-rn.turbopages.org/orlova.cih.ru/^Mog/2011/12/13/yaroslavl-millennium-project (дата обращения: 14.01.2021). - Текст: электронный.
3. КЗЦ «Миллениум»: [сайт]. - URL: https: //яркзц .рф/kzc-millenum (дата обращения: 14.01.2021). - Текст: электронный.
4. Гутнов, А.Э. Мир архитектуры: Лицо города [Текст] / А.Э. Гутнов, В.Л. Глазычев. - М. : Мол. гвардия, 1990. - 350 с.
Sources used:
1. Lisitsyna A.V. Modern problems of the theory and history of architecture, urban planning and design: a brief summary of lectures-N. Novgorod: Nizhny Novgorod State Archit.- builds. un-T. 2009. - 48 p
2. Yaroslavl Millennium project: [website]. - URL: https://orlova-cih-ru.turbopages.org/orlova.cih.ru/h/blog/2011/12/13/yaroslavl-millennium-project (accessed 14.01.2021). - Text: electronic.
3. KZC "Millennium": [website]. - URL: https://яркзц.рф/kzc-millenum (date accessed: 14.01.2021). - Text: electronic.
4. Gutnov, A. E. The world of architecture: The Face of the city [Text] / A. E. Gutnov, V. L. Glazychev. - Moscow: Mol. gvardiya, 1990. - 350 p.